Плюсы и минусы прямых и косвенных налогов. Формирование и определение добавленной стоимости как объекта косвенного налогообложения. Возможно ли введение прогрессивной шкалы в России




Налоги — это способ пополнения государственного бюджета и платить их должен каждый человек. В преобладающем количестве государств в мировой практике налогообложения существуют как прямые налоги, так и косвенные.

Что такое прямые налоги

Примеры прямых налогов можно рассмотреть, взяв за основу любое государство в мире. Но прежде чем приступить к тщательному обзору конкретных видов и разновидностей прямых и косвенных налоговых сборов для начала необходимо установить сущность этого термина. Эксперты налоговой сферы отмечают прямые налоги как разновидность сборов изымаемых с населения в пользу бюджета страны. Прямому налогообложению подлежат прибыль и имущество данного населения – юридических и физических лиц. Подробнее остановимся на теоретических концепциях рассматриваемых налогов.

Основной признак прямого налога – заключается в том, что некоторую оплату сборов и выплат может осуществлять как само физическое или юридическое лицо либо предприятие, так и уполномоченный ими орган, так называемый налоговый агент, поэтому субъектом взыскания прямых налогов является плательщик и юридически и фактически.

Классификация прямых бюджетных обязательств осуществляется по тому же принципу что и другие виды налогов, существующие в ином государстве, например в законодательстве России система налогообложения подразумевает разделение всех поступлений в бюджет на региональные, федеральные и местные. В каждой отмеченной категории сборов теоретически реально встретить и прямые налоги и косвенные. Иначе возможно классифицировать прямые налоговые взыскания в бюджет государства согласно субъекту их взыскания. В этом случае таким субъектом может быть гражданин, предприниматель, юридическое лицо, а также иностранный гражданин либо организация. Еще одно возможное основание для классифицирования прямых бюджетных обязательств — это субъект исчисления поступлений. По этому критерию прямые налоги может вносить как налогоплательщик, так и иное ведомство, которое выступает администратором выплачиваемого налога.

Прямые налоги — это самый первоначальный и ранний тип налогообложения. Прямое налогообложение обязательно для уплаты гражданами любого государства и взимаются они с их доходов и собственности.

В законодательных документах многих стран предусмотрены оба эти вида налогообложения. Например, в российском законодательстве они представлены в широкой разновидности. Рассмотрим, в чем заключается сущность прямых налогов, и чем они принципиально отличаются от налогов косвенных.

Прямые налоги делят на две основные группы:

Сборы, которые взимаются с доходов лица;

Сборы, которые взимаются за существующую у лица собственность;

Налоги на прибыль и доходы личности характеризуется совпадением источника уплаты сбора и объекта налогообложения, а именно, налог на прибыль взимается из прибыли лица, а подоходный — из его зарплаты. Имущественные сборы такими характеристиками не обладают, потому что объект налогообложения иногда может и не приносить никаких ему доходов, а платить его все равно нужно.

Промежуточная группа прямых налогов – это платежи, взимаемые не из доходов, а из других экономических операций, например, к этому виду можно отнести промысел полезных ископаемых.

Сумма прямого налога сразу же поступает в бюджет государства. Система налогообложения подразумевает разделение прямых налогов на такие их виды: реальные и личные.

Реальные налоги, примеры :

    сборы за недвижимость;

    сборы за земельные участки;

    сборы за имеющиеся в собственности ценные бумаги — векселя, акции и так далее;

    налог на денежный капитал;

    на фонды организаций и предприятий;

Личные налоги, примеры :

    налог на собственность;

    налог на доходы;

    налог на дарение или наследство;

    налог на юридические действия граждан;

Реальным налогом облагаются лица вне зависимости от того сможет ли субъект его заплатить, а личный рассчитывается на основе величины доходов этого субъекта, то есть в этом случае рассматривается платежеспособность плательщика этих сборов. Простыми словами если человек не получает зарплату, то он не платит налог на прибыль, а вот если у него есть собственность — имущество – он все равно должен оплачивать налог за него.

Как отличить реальные налоги от личных, рассмотрим ниже:

    Реальный налог не учитывает уровень денежных поступлений в семейный бюджет личности, а личный налог этот фактор учитывает — уровень дохода личности, состав ее семьи и их суммарный достаток;

    Реальное налогообложение изымается пропорционально, личное прогрессивно;

    Реальный налог поступает в бюджет с валового дохода, приносимого от собственности, а личный налог – с чистого дохода плательщика налогов;

    Реальный налог взыскивается по внешнему признаку доходов, личный – по фактическому;

Основной признак всех налогов подразумевает их принудительное взыскание, отсутствие встречного стоимостного движения и неравноценность.

Прямые налоги, их перечень :

    налог на прибыль физических лиц;

    налог на прибыль организаций и предприятий;

    налог на промысел полезных добываемых ресурсов – разновидность прямого сбора, который изымают из результата объемов промысла угля, газа, нефти и прочих ископаемых, в ценовом выражении;

    налог на водные ресурсы – прямой налог за пользование водой и водных объектов;

    налог на собственность юридических лиц — в нем учитывается среднее годовое значение стоимости недвижимой и движимой собственности (имущества) организаций и предприятий;

    налог на транспорт – прямой вид имущественного регионального налога, который взимают с собственников различного транспорта физических и юридических лиц, а также объектов индивидуального предпринимательства;

    налог на игровой бизнес – уплачивают владельцы заведений игровой направленности – казино, игровые установки, букмекерские конторы, тотализаторные заведения, пункты ставок и так далее;

    налог на земельные наделы – имущественный прямой налог, взимаемый с собственников земельных наделов;

    имущественный сбор — местный прямой вид сборов, взимается с физических лиц, владеющие недвижимостью;

Налоги косвенные имеют совершенно иное определение. Формально этот вид налогов уплачивает субъект — компания, которая например, занимается продажами, а фактически косвенный налог уплачивают клиенты этой компании, пользующиеся ее услугами либо покупающие предлагаемую ею продукцию. Каким образом эти лица платят косвенный налог? Просто налог заложен в стоимость товара либо услуги. Далее компания перечисляет этот вид налога в государственный бюджет.

Косвенному налогообложению подвергаются товары и услуги, а также различные виды деятельности и ресурсы. Косвенный налог уже внесен в стоимость некоторых товаров или услуг, но облагаются им не все граждане, предприятия и организации, а только те, кто покупает такие специфические облагаемые услуги и потребительские товары. Косвенные налоги представлены таможенными пошлинами, акцизами и фискальными монопольными сборами. Самыми важными косвенными налоговыми сборами являются акцизы. Акциз — это прибавка к цене товара или услуги массового употребления, например алкоголь, табачные изделия. Следовательно, купив бутылку вина, покупатель уже оплачивает косвенный налог. Таможенные налоги — это такие сборы, которые взимаются с товаров, идущих на экспорт или импорт, или же следуя через государство транзитом.

Отличным примером косвенного налогообложения можно считать налог на добавленную стоимость — это такая форма изъятия организованной стоимости, включенная в состав стоимости услуг или товаров. Косвенные налоги разделяются на индивидуальные и универсальные. Обложению индивидуальным косвенным налогом подвергаются некоторые товары и услуги, примером являются акцизы. А вот универсальному косвенному налогообложению подвергаются практически все товары и услуги, за исключением социально-значимой сферы.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных? А тем, что они принципиально разные. Прямые налоги представляют собой ориентированность на работоспособность каждой личности, доходы и прибыль которой и есть источником такого налога, а вот косвенные – нейтральные, ориентированные на товар, а не на личность.

Заработная плата, рентная плата, доходы, а также стоимость собственности – земли, акций, облигаций, векселей, дома, квартиры налогоплательщика и являются объектами прямого налогообложения. Налогоплательщик является как сборщиком, так и плательщиком таких сборов.

Проще управлять косвенными налогами, поэтому в малоразвитых странах они очень популярны. В странах, где довольно хорошо развита экономика, высокий уровень жизни и образования прямые налоги более распространены, нежели косвенные налоги.

Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения

Весомым преимуществом прямых налогов является то, что они стабильно и непрерывно обеспечивают пополнение государственного бюджета. Эти налоги являются эффективным средством целенаправленного влияния на фактор распределения прибыли и гарантией стабильности. А весомым недостатком прямых налогов является их открытость, плательщик видит, какую сумму он платит. Поэтому возникает такое частое распространенное явление как уклонение от уплаты налога методом скрытия своих доходов.

Итак, преимущества прямых налогов:

    заранее известны, гарантированно пополняют бюджет государства;

    для взимания требуются значительные административные расходы;

    справедливые, потому что взимаются исходя из платежеспособности плательщика;

Недостатки прямых налогов :

    прямой налог платить нужно в обязательном порядке, поэтому у налогоплательщика нет выбора, платить или нет;

    для плательщика прямые налоги психологически более заметны, потому что взимаются крупные суммы;

Достоинства прямого налогообложения :

1. Социальные – распределение прямых налогов происходит таким образом, что более крупную сумму налога платят более обеспеченные слои населения;

2. Экономические – прямой налог обеспечивает тесную связь доходов населения с его платежами в государственный бюджет;

3. Регулирующие – в странах, в которых хорошо развита рыночная экономика, прямые налоги существенно регулируют большинство экономических процессов, например накопление капитала, инвестиции, деловая активность и так далее.

Недостатки прямого налогообложения :

1. Бюджетные – стабильное пополнение государственного бюджета возможно только при оптимально развитых рыночных отношениях, потому что только при таких условиях формируется реальная рыночная цена и реальные доходы населения. Однако в этой ситуации возможны как прибыль, так и убытки и это является минусом системы прямых налогов;

2. Контрольные – чтобы контролировать поступление налогов в государственную казну необходимо создавать расширенные аппараты управления системой налогообложения с использованием новейших способов контроля над налогоплательщиками;

3. Организационные – для такого вида налогов необходима сложная система механизма изымания налогов из-за сложной методики бухгалтерской учетности и отчетности;

4. Полицейские – возможны уклонения от уплаты налогов, вследствие коммерческой тайны, а также из-за несовершенной системы контроля над налогообложением;

Преимущества косвенных налогов следующие:

Имеет скрытый характер взимания;

Гарантирует фискальный эффект для государственной казны;

Есть возможность выбрать платить или не платить этот вид налога, покупая или отказываясь от приобретения соответственных товаров и услуг, которые подлежат обложению этим налогом;

Самый главный положительный момент в косвенных налогах его скрытость, потенциальные налогоплательщики могут и не догадываться о том, что они платят этот вид сбора. С помощью скрытых косвенных налогов возможно хорошо поднять и поддерживать цену товаров имеющих малую себестоимость рационально и экономически.

Косвенные налоги также имеют несколько минусов, а именно:

Непостоянные для пополнения бюджета государства;

На взимание их требуется гораздо больше административных затрат;

Пагубно влияют на малый бизнес, дестимулируют рост экономики;

Подводя итоги прямой и косвенной системы налогообложения допустимо сделать определенные выводы.

Человечество придумало систему налогообложения, а также различные виды налоговых сборов. Каждому такому виду налоговых сборов присущи конкретные особенности и функции, а также они занимают каждый свое место в системе налоговой политики. Все налоговые сборы подразделяются на прямые и косвенные.

Анализируя указанные выше недостатки и преимущества прямых и косвенных бюджетных обязательств можно сказать, что они способны как улучшать существование населения, так и ухудшать его. Критерием отличия между ними является статус налогоплательщика, который должен уплачивать такие платежи в государственный бюджет, как того требует законодательство. Чтобы наглядно понять систему прямого и косвенного налогообложения рассмотрим примеры, приведенные в таблице:

Прямое налогообложение

Косвенное налогообложение

Плательщик де-юре

Плательщик налогов юридическое и физическое

Плательщик налогов

Плательщик де-факто

Плательщик налогов

Клиент плательщика налогов, покупатель - физическое либо юридическое лицо

Примеры сборов

налог на прибыль юридических лиц, собственнические налоги

таможенные сборы, акцизы

Иногда четко разграничить между собой прямые и косвенные платежные обязательства сложно. Для пополнения государственного бюджета серьезными и значительными являются и прямые налоги и косвенные, именно в этих целях государство старается совершенствовать методы эффективного сбора налогов. Но часто имеет место уклонение граждан налогоплательщиков от отчислений налогов путем утаивания своих доходов, поэтому сбор прямых налогов иногда сопровождается принудительными методами их сборов.

Во все времена правительства различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов.

Косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

Косвенные налоги - налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки.

Для оценки эффективности системы косвенных налогов в мировой практике используются различные критерии, важнейшими из которых являются:

  • - нейтральность: налог должен как можно меньше влиять на повеление производителя и выбор покупателя, т.е. экономические искажения от введения налога должны быть минимальны;
  • - справедливость: налог должен вызывать политически приемлемые последствия распределения доходов, т.е. налог должен сопровождаться соответствующими изменениями в других налогах или в системе социальных платежей;
  • - ценовая стабильность: налог не должен приводить к инфляционным процессам и в период введения налога, и в долгосрочной перспективе;
  • - доходность: налог должен обеспечивать государство необходимыми доходами и, насколько возможно, не допускать избежания и уклонения от уплаты;
  • - административная простота: налог должен стремиться к минимизации затрат на его исчисление, уплату налогоплательщиком, а также на сбор и проведение контроля за уплатой налоговым органом.

По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (НДС) и специальные (акцизы).

В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:

одноступенчатый сбор:

многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

налог с производителя:

оптовый налог;

налог с розничного оборота.

Налог с производителя взимается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на администрирование налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков.

Во-первых, в создании продукции задействован ряд производственных предприятий. В дальнейшем включение всех этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой», и в целях минимизации налогового давления у предприятий, задействованных в одной производственной цепочке, появляется стимул к объединению. Последствиями такой системы являются менее эффективные производство и налогообложение.

Во-вторых, при использовании данной системы взимания налога не обеспечивается его нейтральность, т.е. налоговое бремя распределяется неравномерно. В частности, доля налога в цене идентичных товаров может существенно различаться в зависимости от количества предприятий, задействованных в производственной цепочке.

Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности при администрировании налога.

Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки, продукции непосредственным потребителям. Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, но круг налогоплательщиков резко расширяется, что загромождает и соответственно затрудняет процедуру администрирования (взимания) налога.

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчат сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:

кумулятивный многоступенчатый сбор;

некумулятивный многоступенчатый сбор.

В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства и распределения. Основными недостатками такой системы являются:

значительный каскадный эффект, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя. Причем масштабы такой «пирамиды» по сравнению с одноступенчатыми системами сбора намного больше, поскольку налог охватывает все стадии движения продукции от производителя к потребителю;

искажение конкуренции, поскольку при более длительной производственной или распределительной цепи налоговое бремя также возрастает.

Как следствие такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство). Тем самым снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации. Более того, в целях минимизации налогового бремени появляется заинтересованность в создании вертикально интегрированных объединений, охватывающих практически все стадии производства, а это - движение в обратном направлении от общественного разделения труда и специализации к «натуральному хозяйству».

Следует отметить, что указанные недостатки становятся доминирующими в случае использования высоких налоговых ставок.

Как ни парадоксально, но кумулятивные системы при всех их недостатках получили наибольшее распространение и очень долго сохранялись и сохраняются в отдельных странах до настоящего времени в качестве основных систем взимания косвенных налогов. Скорее всего, это вызвано одним, но весьма важным их преимуществом. Оно заключается в обеспечении относительно высокого дохода в бюджет государства при достаточно низкой ставке налога. Но когда ставка налога выходит за пределы «достаточно низкой», налог становится тормозом экономического развития и сводит на нет указанные преимущества.

Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Следует отметить, что использование данной системы позволяет реализовать не только преимущество кумулятивной системы, но и избежать практически всех ее недостатков.

Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

Главное достоинство НДС в том, что он способен оказывать регулирующее воздействие в сдерживании кризиса перепроизводства и в ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Он выполняет роль ограничителя спроса в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потребитель реагирует на повышение цены товара сокращением объема потребления, а производитель - на снижение цены расширением производства.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.

Основными преимуществами НДС являются:

использование единой налоговой ставки для всех отраслей или нескольких унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

простота и надежность процедуры взимания налога для плательщика и налоговых органов;

стабильный источник увеличения доходов государства;

возможность гармонизации с налогообложением в соседних государствах.

НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя и то, что его введение предполагает использование новой калькуляции издержек производства. Более того, его применение ведет к увеличению административных издержек в связи с расширением круга налогоплательщиков.

Оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнею фискальность, неотработанность налоговой базы и высокие ставки.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг).

Достоинства косвенных налогов:

  • 1. Для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения - налогового аппарата.
  • 2. Поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
  • 3. Налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.
  • 4. Прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
  • 5. Для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:

  • 1. Фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
  • 2. Поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается, объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
  • 3. Косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капиталу или доходу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
  • 4. Косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить.

Прямые налоги - налоги, к которым относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения.

Исторически прямые налоги появились раньше косвенных. Прямое обложение - простейшая и самая древняя форма взимания налогов. Первоначальными видами прямых налогов являлись: десятина, подушная или поголовная подать.

Следует отметить, что прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел). Как видим, прямые налоги имеют в своей основе либо личность, либо доходы, независимо от источников, либо имущество, независимо от доходов.

Приверженцы прямого налогообложения считают его наиболее прогрессивной формой, поскольку, во-первых, учитываются доход и общее финансовое положение плательщика, его имущество, а во-вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты.

В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем в развитых странах, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные достоинства прямого налогообложения состоят в следующем:

  • 1. Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  • 2. Регулирующие - прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т.д.).
  • 3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения считается наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

  • 1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
  • 2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
  • 3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
  • 4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а, следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, в перечень которых включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Таблица 1.2.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги – это неотъемлемая часть любой страны, на долю которых приходится значительная часть государственных доходов. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания, что связано с различными представлениями в странах о сущности косвенных налогов, сложившихся в результате деления налогов на прямые и косвенные.

Любая классификация условна и имеет недостатки. В особой степени, как отмечает С. Г. Пепеляев, это касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Классификации, являющиеся корректными с экономических позиций, зачастую являются несовершенными с политических и правовых позиций.

С этой точки зрения, рассмотрим классификацию налогообложения на прямое и косвенное.

Основное различие прямого и косвенного налогообложения состоит в форме взимания налогов. В этой связи, уместно привести следующее суждение известного российского ученого И. Х. Озерова: «Самый масштаб, которым определяется размер суммы, причитающейся с каждого плательщика, мы оставим в стороне. Смена этих масштабов имеет свою очень интересную историю: сначала таким масштабом была общая имущественная масса; затем последняя распадается на отдельные формы - поземельное владение, обладание недвижимостью, капиталом, размер жалования; выступают как объекты обложения - потребление хлеба, водки, табака, сахара, объем пользования почтовыми учреждениями, железными дорогами и т. д. Все это имеет свою историю, и определяющим моментом здесь являются интересы разных групп, экономический уровень страны и прочее. Но этот вопрос - вопрос о мере, которой измеряется налогоспособность плательщика, рассматривается в другом месте. Допустим, что налогоспособность плательщика измерена, и займемся самим моментом - как сумма, назначенная с того или иного плательщика, переходит в кассу государства. Это вопрос о формах взимания».

Один из видных представителей отечественной финансово-правовой науки И. И. Янжул отмечал, что разделение налогов на прямые и косвенные наиболее общепринято, однако «представляет и наибольшие затруднения для точного определения этих понятий и для правильного распределения между ними отдельных видов обложения».

Рассмотрим еще несколько теоретических точек зрения о косвенном налогообложении. Основоположник отечественной теории налогообложения Н. И. Тургенев в своей работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал: «Обыкновенно разделяют налоги на непосредственные, или прямые, и на посредственные, или непрямые. Под первыми разумеют те налоги, кои прямо, или непосредственно, налагаются на лицо или на недвижимый капитал. Под последними разумеют те налоги, кои налагаются не прямо на того, кто оные платит, но на товары, в цене коих заключается вместе и налог, так что тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и подать. Сии налоги называются также налогами с потребления».

Н. П. Кучерявенко выделил следующую особенность косвенных налогов: они взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем. Он считал, что в косвенном налогообложении можно выделить формального и реального плательщика налога. Формальный плательщик – это продавец продукции (работ, услуг), который выступает посредником между государством и потребителем продукции (работ, услуг). Реальный плательщик – потребитель продукции (работ, услуг). По его мнению, данное разграничение можно считать критерием деления налогов на прямые и косвенные: для прямых налогов характерно совпадение формального и фактического налогоплательщиков, для косвенных налогов не совпадение. Еще одним критерием, по мнению Н. П. Кучерявенко, является включение налога в цену продукции (работ, услуг). Согласно нему, прямые налоги включаются в цену продукции еще на стадии производства, а косвенные выступают надбавкой к цене продукции (работ, услуг).

Таким образом, изучив литературу и мнения различных авторов по вопросу классификации налогообложения (на прямое и косвенное), можно сделать вывод, что основой деления налогов является экономическая теория о распределении налогового бремени. В соответствии с ней, прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо - носителя налога.

Так как объектом изучения выступает косвенное налогообложение, рассмотрим преимущества и недостатки косвенных налогов.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политэкономии в «Трактате о налогах и сборах» обосновал преимущества косвенных налогов следующим образом: «Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. Во-вторых, этот налог, если он только не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Недостатком косвенного налогообложения можно считать следующее: косвенные налоги не всегда в полном объеме можно переложить на потребителя, так как нет уверенности в том, что товар по увеличенным ценам будет пользоваться спросом на рынке товаров (работ, услуг).

Приведем сопоставление позитивных и негативных моментов косвенного налогообложения на макроуровне в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2 - Соотношение позитивных и негативных сторон применения косвенного налогообложения на государственном уровне

Плюсы косвенного налогообложения

Минусы косвенного налогообложения

Приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния (А. Н. Гурьева)

Не могут затронуть самую налогоспособную часть доходов – сбережения (А. Н. Гурьева)

Падает на предметы широкого потребления (М. Н. Соболев)

Дестимулирующее влияние на экономический рост, особенно малого предпринимательства (М. Н. Соболев)

Возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, прогрессивный метод обложения (А. А. Рубанов)

Большие административные расходы по взиманию.

Высокая завуалированность изъятия, когда утрачивается непосредственная зависимость между платежом налога и осознанием этого платежа.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью.

Отказ от потребления тех или иных товаров дает возможность плательщикам избежать данного вида налогообложения

Нарушение принципа всеобщности.

Величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг (минус заключается в том, что рост иждивенцев в семье приводит к существенному росту налога).

Уже к концу XIX века сложилось мнение о необходимости совершенствования косвенного налогообложения. По мнению И. И Янжула, который высказывался о косвенном налогообложении следующим образом: «Государство полагает, что потребление плательщиком товара - признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей и ставит налог в зависимость от этого потребления» при организации косвенных налогов необходимо соблюдать шесть правил. Рассмотрим соблюдение этих правил на данный момент в налоговой системе Российской Федерации (Таблица 1.2.3).

Таблица 1.2.3 - Соблюдение правил организации косвенных налогов на сегодняшний день, сформулированных И. И. Янжулом

№ п/п

Принципы современной организации косвенного налогообложения, в т. ч. НДС

Косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной важности, предметы первой необходимости должны по возможности освобождаться от него. Чем более предмет распространен в потреблении, тем он более необходим и тем менее следует его считать способным к косвенному обложению.

Объектом налогообложения по НДС являются реализация товаров на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров; медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми; других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и др.

Не должно быть слишком большого числа косвенных налогов, ибо при большом их количестве они имеют тенденцию сдерживать развитие экономики страны

В России к косвенным налогам в настоящее время относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги должны распространяться лишь на такие объекты и взиматься лишь в такие моменты, когда есть возможность вовремя уследить за облагаемым предметом. Налог должен поражать предмет прежде, чем он успеет перейти в руки потребителю. Т. е., наилучшими в косвенном обложении должны считаться два способа: во-первых, когда налог целиком уплачивается вперед производителем; во-вторых, когда налог целиком уплачивается продавцом.

При налогообложении НДС применяются оба способа взимания косвенных налогов:

При реализации товара производителем налог уплачивается вперед производителем;

При реализации товара продавцом налог уплачивается продавцом.

Если облагаемый продукт разделяется по качеству и цене, то оклады косвенного налога также должны быть дифференцированы, по возможности прогрессивным образом.

При обложении НДС оклады налога по облагаемым продуктам, имеющим различную цену, дифференцируются применением налоговой ставки. Чем выше цена товара, тем выше налоговый оклад по реализуемым товарам.

Продолжение таблицы 1.2.3

Высота окладов должна соотноситься как с характером облагаемых предметов, так и с величиной потребности в них. При этом она не должна вредить доходности косвенного налога, т. е. не должна переходить той границы, за которой вследствие чрезмерного уменьшения потребления данного продукта доход от его обложения начинает падать.

Данное правило соблюдается установлением пониженных ставок по НДС (в России - 10%) при реализации продовольственных товаров (кроме подакцизных), товаров для детей по установленному перечню.

Косвенное обложение предметов отечественного производства должно сопровождаться установлением соответствующих таможенных пошлин на импортируемые предметы.

Действие принципа «по стране назначения», при котором налогом облагаются импортируемые товары при пересечении границы, обеспечивает конкурентоспособность предметов отечественного производства.

Большинство правил, сформулированных И. И.Янжулом, являются актуальными и на сегодняшний день: например, не подлежит обложением налогом на добавленную стоимость реализация социально значимых товаров и услуг; в России можно выделить основной косвенный налог – НДС; при налогообложении НДС соблюдается правило взимания косвенных налогов производителями или продавцами, уплата осуществляется и производителями, и продавцами на всех стадиях реализации товаров; применяется твердая ставка при взимании НДС, в результате чего, сумма НДС увеличивается пропорционально увеличению цены продукта, на которой начисляется налог; на соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное влияние величина ставки НДС (так как налог увеличивает цену товара); проблема импорта и экспорта решается установлением принципа «страны назначения», таможенные пошлины дифференцируются в целях поддержки отечественного производителя.

На рисунке 1.2.3 представлены основные факторы, которые способствуют поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения.

Рисунок 1.2.3 - Основные факторы, способствующие поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения

На рисунке 1.2.4 отображены аспекты взаимодействия недостатков и достоинств косвенного налогообложения с представленными факторами косвенных налогов.

Рисунок 1.2.4 – Сопоставление основных факторов, с учетом которых должен устанавливаться косвенный налог в современных условиях, с общими недостатками косвенного налогообложения.

Вопросы, касающиеся косвенных налогов в системе налогообложения, его значение в государственном регулировании экономики, а также аспекты формирования наиболее эффективной и совершенной системы налогообложения исследуются и на сегодняшний день множеством ученых и практиков.

Применение косвенного налогообложения как инструмента оптимизации состояния экономики было вызвано, главным образом, возникшей необходимостью гармонизации собственной налоговой системы с налоговыми системами стран Европы и Америки, а также возможностью увеличить доходность бюджетов и достичь высокого уровня систематизации бюджетных доходов государства.

Нынешняя налоговая система Российской Федерации представлена следующими косвенными налогами: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

При этом наиболее значимым во все времена и на сегодняшний день считается налог на добавленную стоимость, выступающий объектом изучения как на макро-, мезо, так и микроуровнях.

Характерной чертой налога на добавленную стоимость является свойство всех косвенных налогов – переложение налогового бремени с налогоплательщика на иное лицо в ходе обменных и распределительных процессов. Что приводит к тому, что окончательным плательщиком налога становится лицо, приобретающее тот или иной товар, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

При этом выделяется две возможности переложения налогов:

С продавца на покупателя, что чаше всего происходит при косвенном налогообложении;

С покупателя на продавца.

Вторая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

Степень обременительности косвенных налогов должна определяться исходя из той доли валового дохода потребителей, которая может быть изъята без ущерба для воспроизводства населения страны и обеспечения приемлемой нормы накопления. У большинства экономистов сложилось мнение о том, что косвенные налоги имеют большую фискальную направленность, чем прямые налоги. При этом косвенным налогам также отводится инфляционная роль, поскольку рост цен сопровождается ростом поступлений от косвенного налогообложения (в наибольшей мере свойственно инфляционной экономике с встроенным механизмом защиты доходов бюджета от обесценения). (Рисунок 1.2.5)

Налог на добавленную стоимость является наиболее удачным примером косвенного налога. Механизм его взимания исключает налогообложение материальных затрат, в связи с чем НДС теоретически не влияет на общие и предельные издержки и не угнетает производство, а также обеспечивает возврат налогоплательщику сумм НДС, уплаченных при обеспечении нужд производства, так, что, в конечном счете, тяжесть налога несет покупатель, приобретающий товар для нужд собственного потребления, а не для производства. В связи с этим, теоретически, НДС не влияет на производство, однако, на практике, различие ставок и условий налогообложения, включает НДС в состав действенных механизмов налогового регулирования не только спроса, но и предложения.

Механизм взимания НДС исключает из налогообложения межотраслевые потоки ценностей (в случаях применения одинаковой ставки НДС и условий взимания). НДС как универсальный акциз облагает по существу все потребление, в то время как акциз на отдельные виды товаров усугубляет налоговое давление и ограничивает производство и потребление подакцизных продуктов.

Современными учеными отмечается также, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя и в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к сокращению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Рисунок 1.2.5 – Общая характеристика косвенного налогообложения

На основе обобщения знаний о косвенном налогообложении можно сделать вывод, что косвенные налоги – это группа налогов, устанавливаемых государством на предметы потребления в виде надбавки к цене, формируемой налогоплательщиком на разных стадиях продвижения товаров (работ, услуг) к потребителю (носителю налога), за счет которой осуществляется переложение налогов на потребителей. Косвенные формы налогообложения являются, в первую очередь, регулятором спроса и в этом качестве широко применяются в налоговой политике.

Косвенные налоги определяют значительную долю налогового бремени предприятий различных отраслей. В данном аспекте возникает необходимость определения и изучения категории «налоговое бремя».

Налоговые затраты являются основным ограничителем прибыли предприятия и одновременно одним из основных факторов, влияющих на объем предложения, поэтому принятие управленческих решений руководством предприятия невозможно без детального анализа как уже имеющегося налогового бремени (прямые налоги, наиболее поддающиеся прогнозированию: НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.), так и его величины на перспективу с учетом косвенного налогообложения.

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Общемировая практика показывает, что средний уровень налогового бремени должен составлять не более 50 %.

Показатель налогового бремени на микроуровне показывает какую часть своего совокупного дохода налогоплательщик уплачивает в бюджет государства.

Таким образом, налоговое бремя налогоплательщика представляет собой отношение суммы всех начисленных и уплаченных налоговых платежей к его полученному совокупному доходу.

В целях исследования категории «налоговое бремя» необходимо рассмотреть его составные элементы, наиболее часто используемые в экономической литературе: «налоговые затраты», «налоговые издержки» и «налоговые расходы».

Применительно к налогообложению, в частности к косвенному, понятие налоговые издержки шире категории налоговые затраты, налоговые расходы же представляют собой налоговые затраты после их фактической оплаты (Рисунок 1.2.6).


Рисунок 1.2.6 – Структура и алгоритм формирования категории «налоговое бремя»

Однако, следует различать понятие и содержание категории «налоговое бремя» для целей налогообложения и управленческого учета (в рамках построения управленческой системы).

Налоговое бремя с позиций управленческого учета – это совокупность налоговых расходов предприятия, связанных с возникновением, обслуживанием и исполнением обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов) перед бюджетом по отношению к совокупному доходу хозяйствующего субъекта.

В данном аспекте в налоговом бремени можно выделить три основополагающие части:

Основная;

Дополнительная;

Факультативная. (Рисунок 1.2.7)


Рисунок 1.2.7 – Содержание налогового бремени с точки зрения управленческого учета

Наибольший удельный вес в налоговом бремени микро - и макроуровнях занимают платежи по косвенным налогам. Таким образом, последние формируют налоговую нагрузку предприятия, для эффективной оценки и управления которой важное значение приобретает формирование управленческой системы косвенного налогообложения.

1.2.2 Формирование и определение добавленной стоимости как объекта косвенного налогообложения

В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит такая категория, как «добавленная стоимость». Налоговое законодательство РФ не дает толкование данному понятию, что влечет за собой неопределенность в трактовке этой категории. Поэтому трактовать его необходимо изначально через понятия «стоимость» и «себестоимость».

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства их природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Добавленная же стоимость представляет собой стоимость, созданную предприятием при производстве продукции, то есть часть себестоимости, которая может складываться из таких затрат, как амортизационные отчисления, заработная плата работников, планируемая норма прибыли, страховые взносы и другие налоги, включаемые в себестоимость. Отразим на рисунке 1.2.8 основные составляющие стоимости и добавленной стоимости.

Рисунок 1.2.8 – Структура стоимости и добавленной стоимости продукции

Показатель добавленной стоимости представляет собой один из важнейших показателей системы национальных счетов, широко применяется в статистике промышленности зарубежных стран Западной Европы и используется для исчисления мировых и региональных индексов промышленного производства статистической комиссией ООН.

Анализ зарубежного опыта показывает, что содержание понятия «добавленная стоимость» практически совпадает с аналогичным понятием, используемым в России.

В научно-методической литературе понятие «добавленная стоимость» рассматривается с различных позиций (Таблица 1.2.4).

Таблица 1.2.4 – Направления исследования категории «добавленной стоимости» в научной литературе

«добавленная стоимость»

Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т. е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяют величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая превращается в рабочую силу, в процессе производства изменяют свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость...

Макконелл К. Р.,

Вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости приобретенных материальных ресурсов, составляет добавленную стоимость. В общем случае добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщика.

Маслова Д. В.

Добавленная стоимость, на макроэкономическом уровне оцениваемая величиной ВВП, распадается на трансформационные издержки бизнеса (доходы домохозяйств), трансакционные издержки налогоплательщиков (доходы бюджета) и первичный инвестиционный ресурс (амортизация основного капитала и чистая нераспределенная прибыль бизнеса).

Продолжение таблицы 1.2.4

Шувалова Е. Б.

На каждом этапе производства и реализации товаров «добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

Пансков В. Г.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Абрютина М. С.

Добавленная стоимость - это тот показатель, на котором зиждется система национального счетоводства и который в неявном виде скрывается в бухгалтерских счетах

Маслова И. А., Малкина Е. Л.

Добавленная стоимость – категория, складываемая из следующих составляющих: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, налоги включаемые в себестоимость продукции, прочие затраты, норма прибыли, налоги, начисляемые за счет финансового результата

Проанализировав взгляды зарубежных и отечественных ученых можно констатировать, что в современной теории финансов существуют следующие виды добавленной стоимости: экономическая добавленная стоимость, бухгалтерская добавленная стоимость и налогооблагаемая добавленная стоимость.

Роль добавленной стоимости в современной теории финансов может быть полноценно освещена на основе признания существования трех подходов, представленных на рисунке 1.2.9.


Рисунок 1.2.9 – Виды добавленной стоимости в современной финансовой науке

Добавленная стоимость является подкатегорией дохода. Надо указать, что добавленная стоимость является одним из нескольких инструментов, которые используются для увеличения дохода предприятия.

На основе обобщения исследования категориального понятия добавленной стоимости представляется целесообразным в целях налогообложения разграничить понятия добавленной стоимости микро - и макроуровне следующим образом:

– добавленная стоимость микроуровня (хозяйствующего субъекта) представляет собой включаемую в цену вновь созданную в процессе производства (реализации) стоимость, относящуюся к продукции, реализованной покупателям; к произведенной, но не реализованной готовой продукции; к продукции, находящейся в незавершенном производстве;

– добавленная стоимость макроуровня – это совокупность вновь созданной всеми хозяйствующими субъектами государства стоимости по всем отраслям экономики, стоимости коллективных услуг государства и чистых налогов на потребление (Рисунок 1.2.10).


17. В стране действует прогрессивная система налогообложения. Доход до 20 тыс. ден. ед. облагается налогом в 15%. Доход от 20 тыс. до 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в размере 25%. Доход в размере более 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в 35%. Гражданин Иванов получил доход в размере 36 тыс. ден. ед. и заплатил налог в размере 6,5 тыс. ден. ед. Сколько денег недополучило государство?

18. МРС = 0,5. Определите, чему равен мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор? Почему налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов?

19. Предприниматель использует труд 10 рабочих и платит каждому 20 000 тыс. ден. ед. в месяц. Ставки налогов: единого социального – 26%, подоходного – 13%. Какую сумму недополучает государство в виде налогов, если половина рабочих не оформлена?

20. Динамика между изменением потребления и дохода представлена в табл. 10.6. По имеющимся данным:

а) нарисуйте кривую потребления и определите, чему равен
угол ее наклона;

б) чему равна величина MPS;

в) чему равен мультипликатор расходов?

г) чему равен налоговый мультипликатор?

г) пусть ввели налог, не зависимый от уровня дохода, в размере 10 млн. ден. ед. Как при этом изменится мультипликатор расходов? Налоговый мультипликатор? Как это отразится на экономической ситуации в стране?

Таблица 10.6

21. Почему считается, что государственный бюджет – наглядное подтверждение теории общественного выбора? Прокомментируйте выражение: «Принятый бюджет – это всегда компромисс».

22. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

а) доходы от государственной собственности;

б) налог на наследство;

в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;

г) налог на добавленную стоимость;

д) таможенные пошлины;

е) налог на имущество;

ж) социальные взносы;

з) налог на операции с ценными бумагами;

и) налог на прибыль компаний;

к) налог на личные доходы.

23. Назовите в порядке значимости три главные статьи расходов государственного бюджета:

а) административно-управленческие расходы;

б) выплаты по государственному долгу;

в) займы и помощь иностранным государствам;

г) расходы на социальные услуги (образование, пенсии и т.д.);

д) оборона страны;

е) государственные инвестиции;

ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

24. В стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога 15%. Реальные доходы населения 1300 ден. ед. Государственные расходы 190 млн. ден. ед. По подсчетам специалистов доходы населения в условиях полной занятости составят 2000 ден. ед. Структурное состояние бюджета:

а) профицит 5 млн. ден. ед.;

б) дефицит 5 млн. ден. ед.;

в) профицит 110 млн. ден. ед.;

г) профицит 700 млн. ден. ед.

25. Проанализируйте следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

а) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

б) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

г) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

д) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

е) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ж) реализация части государственного имущества.

Определите, какие из перечисленных источников покрытия дефицита относятся к внутренним, а какие - к внешним.

26. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых на 10 лет. Эти средства предполагают использовать для финансирования проектов, которые ежегодно будут приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. в течение 10 лет. Государственный долг увеличился на:

а) 1,4 млн. ден. ед.;

б) 1,8 млн. ден. ед.;

в) 2 млн. ден. ед.;

г) 4 млн. ден. ед.

27. Прокомментируйте утверждение: «Заимствования государства на внешнем рынке всегда приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинению интересам кредиторов». Приведите примеры, подтверждающие это утверждение, опираясь на экономическую историю современной России.

28. На основании данных, приведенных в табл. 10.7, рассчитайте темпы роста ВВП и государственного долга и сделайте выводы о перспективах погашения государственного долга?

Таблица 10.7

19. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. Через сколько лет страна погасит долг.

20. Экономика описана следующими данными: реальная ставка процента равна 3%, темп роста реального ВНП 7%, соотношение «долг/ВНП» составляет 50%, а первичный дефицит государственного бюджета 5% от ВНП. Определите, будет ли соотношение «долг/ ВНП» возрастать или снижаться?

Тесты

1. Бюджетная система РФ является:

а) одноуровневой;

б) двухуровневой;

в) трехуровневой;

г) четырехуровневой.

2. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) стабилизация темпов экономического роста;

в) обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

г) все вышеперечисленное.

3. Какой налог является источником формирования государственных внебюджетных социальных фондов:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на имущество организаций;

в) единый социальный налог;

г) налог на прибыль организаций.

4. По мнению монетаристов, фискальная политика государства может оказаться неэффективной, так как:

а) инвестиционные расходы не чувствительны к изменениям процентной ставки;

б) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного профицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

в) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного дефицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

г) эффект вытеснения в результате стимулирующей фискальной политики невелик, так как кривая спроса на инвестиции относительно крутая.

5. Если правительство изменяет размеры налоговых ставок и государственных расходов, то регулирование экономики осуществляется методами:

а) автоматической фискальной политики;

б) политики встроенных стабилизаторов;

в) дискреционной фискальной политики;

г) монетарной политики.

6. Дискреционная фискальная политика предполагает:

а) автоматическое саморегулирование;

б) действие государства по своему усмотрению;

в) расширение денежной массы;

г) сужение денежной массы.

7. Встроенные стабилизаторы действуют в рамках:

а) дискреционной фискальной политики;

б) автоматической фискальной политики;

в) кредитной экспансии;

г) кредитной рестрикции.

8. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относят:

а) расходы госбюджета на ВПК;

б) прогрессивное налогообложение;

в) косвенные налоги;

г) расходы госбюджета на здравоохранение и образование.

9. Для преодоления экономического спада государство проводит:

а) стимулирующую автоматическую фискальную политику;

б) стимулирующую дискреционную фискальную политику;

в) сдерживающую дискреционную фискальную политику;

г) сдерживающую автоматическую фискальную политику.

10. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает:

а) рост государственных расходов;

б) снижение налогов;

в) одновременное увеличение налогов и государственных расходов;

г) рост налогов и снижение государственных расходов.

11. К стимулирующей бюджетно-налоговой политике относится:

а) увеличение налогов;

б) увеличение государственных расходов при снижении налогов;

в) сокращение расходов государства;

г) снижение и налогов, и государственных расходов.

12. Инструментом сдерживающей фискальной политики является:

а) повышение нормы обязательных резервов;

б) повышение налоговых ставок;

в) увеличение трансфертов;

г) новые займы.

13. Мультипликатор государственных расходов:

а) равен мультипликатору инвестиций;

б) равен налоговому мультипликатору;

в) равен мультипликатору трансфертов;

г) не связан с данными величинами.

14. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор:

а) равен -2;

б) равен -3;

в) равен -4;

г) равен -5.

15. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор государственных расходов:

а) равен 2;

б) равен 3;

в) равен 4;

г) равен 5.

16. Прямой налог:

а) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

б) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

17. Косвенный налог:

а) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

б) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

в) это такой налог, у которого ставка увеличивается по мере роста объекта налога;

г) это такой налог, у которого ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

18. Подоходный налог – это:

а) косвенный налог;

б) прямой налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

19. Налог на прибыль – это:

а) прямой налог;

б) косвенный налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

20. Налог на добавленную стоимость – это:

а) прямой налог;

б) прогрессивный налог;

в) косвенный налог;

г) регрессивный налог.

21. К акцизам относится:

а) налог на наследство;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на имущество;

г) налог, начисляемый на табак.

22. Прямым налогом является:

а) таможенная пошлина;

б) налог на наследство;

в) налог с продаж;

23. Косвенным налогом является:

а) налог с продаж;

б) подоходный налог;

в) налог на прибыль;

г) налог на дарения.

24. Прямые налоги ориентированы на:

б) сделки;

в) личную работоспособность;

г) торговлю.

25. Косвенные налоги ориентированы на:

в) личную работоспособность;

г) коллективную работоспособность.

26. Акцизный налог оплачивают:

а) потребители данного товара;

б) все налогоплательщики;

в) лица с высоким уровнем доходов;

г) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на территории данной страны.

27. К прямым налогам можно отнести:

а) акцизный налог;

б) налог на доход от собственности;

в) таможенную пошлину;

г) налог на добавленную стоимость.

28. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика;

г) уменьшается.

29. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается;

30. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается;

г) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика.

31. Рост налоговых ставок:

а) заставляет предпринимателя больше трудиться, чтобы заплатить налоги;

б) способствует росту ВВП;

в) уменьшает деловую активность;

г) способствует постоянному росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

32. Если налоговая ставка повысилась, то:

а)поступления в госбюджет будут обязательно увеличиваться;

б)поступления в госбюджет будут автоматически сокращаться с ростом ставки, так как это ведет к уменьшению прибыли;

в) поступления в бюджет не зависят от размера налоговой ставки;

г) поступления в бюджет сначала увеличиваются, а затем сокращают­ся, так как начинает сужаться налоговая база, с которой взимается налог.

33. Правительство страны, снижая налоги, добивается цели:

а) не допустить «перегрева» экономики;

б) замедлить темп инфляции;

в) снизить уровень безработицы;

г) замедлить быстрый рост процентных ставок.

34. Кривая Лаффера характеризует:

а) неравенство в распределении доходов в стране;

б) связь между уровнем безработицы и объемом ВНП;

в) связь между уровнем безработицы и уровнем инфляции;

г) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

35. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) совокупный спрос сокращается, а совокупное предложение не меняется;

б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не ме­няется;

в) сокращаются и совокупное предложение, и совокупный спрос;

г)растут совокупное предложение и совокупный спрос.

36. Государственный бюджет это:

а) все суммы, поступившие в казну;

б) перечень государственных доходов;

в) финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы;

г) бюджеты субъектов Федерации.

37. В качестве третьего уровня бюджетной системы РФ выступают:

а) бюджеты субъектов РФ;

б) бюджеты предприятий;

в) местные бюджеты;

г) бюджеты внебюджетных фондов.

38. Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

а) дотациями;

б) субвенциями;

в) репарациями;

г) субсидиями.

39. К расходам государственного бюджета относится:

а) отчисления работодателей на социальное страхование;

б) экспортные пошлины;

в) проценты по государственному внешнему долгу;

г) прибыль государственных предприятий.

40. Капитальные расходы бюджета не предполагают:

а) государственную поддержку бюджетов других уровней;

б) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

в) кредиты иностранным государствам;

г) трансферты населению.

41. Циклически сбалансированный бюджет:

а) будет усиливать циклические колебания в экономике;

б) характеризуется равенством между суммой всех профицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех дефицитов, возникающих при рецессии;

в) обеспечивает равенство бюджетных доходов и расходов в каждой фазе экономического цикла;

г) характеризуется равенством между суммой всех дефицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех профицитов, возникающих при рецессии.

42. Дефицит бюджета, представляющий собой разность между реальным и структурным дефицитом называется:

а) активным;

б) пассивным;

в) фактическим;

г) циклическим.

8. Если при бюджетном дефиците наблюдается полная занятость, то имеет место:

а) структурный дефицит;

б) циклический дефицит;

в) фактический дефицит;

г) реальный дефицит.

43. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

б) кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

в) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленные в иностранной валюте;

г) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

44. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг;

б) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска государственных ценных бумаг;

в) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

г) остатки по государственным запасам и резервам.

45. Финансировать бюджетный дефицит в условиях инфляционной экономики предпочтительнее за счет:

а) эмиссии;

б) внешних займов;

в) внутренних займов;

г) выпуска ценных бумаг.

46. Государственный долг – это:

а) общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета;

б) сумма внешних займов;

в) сумма внутренних займов;

г) задолженность правительства населению.

47. Величина государственного долга рассчитывается как:

а) сальдо государственного бюджета в текущем году;

б) сумма общего долга всех граждан страны;

в) сумма задолженности предпринимательского сектора остальному миру;

г) сумма непогашенных государством внешних и внутренних обязательств.

48. Долговое бремя – это:

а) сумма бюджетного дефицита;

б) величина государственного долга;

в) отношение государственного долга к ВВП;

г) отношение бюджетного дефицита к ВВП.

49. Изменение условий государственного долга, относящееся к его срокам, называется:

а) конверсией;

б) консолидацией;

в) консенсусом;

г) конвертированием.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31