Единый сельскохозяйственный налог есхн. Какой порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога




Единый сельскохозяйственный налог - это специальный налоговый режим для ИП и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

На ЕСХН к сельскохозяйственной продукции относится: продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, а также продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Условия применения

Осуществлять предпринимательскую деятельность на ЕСХН могут:

1. Организации и ИП с долей дохода от реализации сельхозпродукции не менее 70 % от всего дохода.

2. Рыбохозяйственные организации и ИП при условии:

  • Если средняя численность работников не превышает 300 человек.
  • Доля дохода от реализации рыбной продукции не менее 70 % от всего дохода.
  • Если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договоров фрахтования.

НЕ вправе применять ЕСХН:

  1. Организации и ИП, не производящие сельхозпродукцию, а только осуществляющие ее первичную и последующую переработку.
  2. Организации и ИП, производящие подакцизные товары, занимающиеся игорным бизнесом.
  3. Казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Переход на ЕСХН

Осуществляется на добровольной основе через подачу уведомления в налоговую: для ИП - по месту жительства, для организации - по месту нахождения. Подать уведомление можно одновременно с документами на регистрацию, либо в течении 30 дней после даты постановки на учёт.

Уже действующие организации, ИП подают уведомление не позднее 31 декабря текущего года, ведь перейти на ЕСХН они могут только с начала следующего года.

Если у вас нет желания и времени вникать в сложности расчета расчета налогов, заниматься подготовкой отчётности и походами в налоговую, можете воспользоваться этим , который автоматически производит все расчёты и вовремя отправляет по интернету платежи и отчётность в ФНС.

Утрата права и снятие с учёта ЕСХН

Уведомление о прекращении деятельности ЕСХН - с качать .

Сообщение об утрате права на ЕСХН - с качать .

Уведомление об отказе от применения ЕСХН - с качать .

Не важно, как именно прекратилась ваша деятельность на ЕСХН, в любом случае обязательно подаётся в налоговую уведомление по форме 26.1-7 в течении 15 дней после прекращения такой деятельности. А в зависимости от причины прекращения деятельности, дополнительно к этому уведомлению в налоговую подаётся либо форма № 26.1-2, либо форма № 26.1-3.

1) При нарушении требований применения ЕСХН - теряется право работать дальше на этом режиме.

А главное требование для этой системы налогообложения, напомню, гласит, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70 % от всего дохода.

При утрате права применения ЕСХН нужно подать в налоговую уведомление по форме 26.1-2.

Самое неприятное здесь, как и в случае утраты права на патент на ПСН, что при этом вы автоматически становитесь на общую систему налогообложения (ОСНО), и весь доход от сельскохозяйственной деятельности за текущий год будет обложен соответствующими налогами (НДФЛ 13%, НДС, налог на имущество).

2) Сняться с учёта ЕСХН и перейти на другой режим налогообложения можно только с начала календарного года, подав уведомление по форме 26.1-3 в налоговую (ИП - по месту жительства, организации - по месту нахождения) не позднее 15 января того года, в котором планируется перейти на иной режим.

Расчёт налога ЕСХН и убытки

Расчёт по формуле:

ЕСХН налог = (Доходы - расходы) * 6 %, где 6 % - налоговая ставка

(Доходы - расходы) - это налоговая база, которую можно уменьшить на сумму прошлогодних убытков.

По поводу убытков:

  • Убыток (как целиком, так и частично) можно перенести на следующий год (включить в расходы), либо на какой-то другой из следующих 10 лет.
  • При наличии нескольких убытков - переносятся в той последовательности,

    В которой были получены.

  • Налогоплательщик должен хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.
  • Убыток должен быть получен при нахождении на ЕСХН, то есть нельзя учитывать убытки, полученные при применении других режимов.

Также важно учитывать один момент:

Дело в том, что ваши расходы должны быть документально оформлены и подтверждены.

Учёт расходов надлежащим образом должен вестись в Книге учёта дохода и расходов (КУДиР)

А подтверждением расходов являются, например, кассовые чеки, платежные документы, квитанции, товарные накладные, акты выполнения работ и указания услуг, заключённые договоры и др.

При этом не все расходы могут быть учтены. А какие именно и в каком порядке, смотрите здесь « ». Фиксированные страховые взносы за себя и за работников налогоплательщик ЕСХН может включить в состав расходов.

Отчётность и уплата налога ЕСХН

Отчётность на ЕСХН. Отчётность в виде декларации (См. ) сдаётся один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (год).

В случае прекращения деятельности до окончания налогового периода, декларация подаётся не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Также ИП на ЕСХН должны вести , предназначенную для этого режима.

Уплата налога ЕСХН . Налоговый кодекс РФ вводит понятия: отчётный период (полугодие) и налоговый период (год). Соответственно, оплачивать налог ЕСХН необходимо 2 раза в год:

1) Авансовый платёж в течение 25 дней со дня окончания отчётного периода (полугодие),

2) Налог по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом, учитывая уже уплаченный авансовый платёж.

ПРИМЕР РАСЧЁТА НАЛОГА ЕСХН ПО ЭТИМ ДВУМ ПЛАТЕЖАМ

Некий ИП за первые 6 месяцев работы имеет: Доходы - 300 000 руб., Расходы - 170 000 руб.

ЕСХН авансовый платёж = (300 000 руб. - 170 000 руб.) * 6 % = 7 800 руб.

В следующие 6 месяцев работы некий ИП имеет: Доходы - 400 000 руб., Расходы - 250 000 руб.

Так как доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала года,

Складываем их суммы за весь год, тогда:

Налог по итогам года = (700 000 руб. - 420 000 руб.) * 6 % - 7 800 руб. = 9 000 руб.

Организации и ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, пользуются государственными льготами и преференциями. Для них разработан особый фискальный режим – единый сельхозналог. Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью. Это сокращает бюджетные платежи до минимума, что создает благоприятные условия для развития растениеводства, животноводства и лесного хозяйства.

В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:

  • Крыма;
  • Севастополя.

В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.

Важно! Льгота распространяется только на те компании и ИП, которые осуществляют деятельность непосредственно на территории указанных субъектов РФ.

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.

Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:

  • налог на имущество;
  • НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).

Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фонд Ставка
ПФР 22
ФСС 2,9
ФФОМС 5,1

Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

– это сбор, который уплачивают физические и юридические лица, занятые в области сельскохозяйственного производства. По сравнению с общим режимом налогообложения, ЕСХН позволяет сократить издержки производителей, связанные с перечислением государству обязательных платежей. Как и другие налоги, ЕСХН должен быть уплачен в определенный срок.

Процедура уплаты ЕСХН

Субъектами сельхозналога выступают:

  • огороднические, садоводческие и животноводческие кооперативы;
  • частные предприниматели и компании, которые занимаются производством и сбытом сельскохозяйственной продукции;
  • компании, чья деятельность связана с промышленным рыболовством (если численность сотрудников не превышает 300 человек).

Плательщики уплачивают ЕСХН в том случае, если сельскохозяйственная деятельность приносит им не менее 70% от общей величины дохода. Кроме того, ЕСХН не распространяется на бюджетные и казенные организации, на субъектов, занимающихся продажей подакцизных товаров, и на компании, у которых имеется сеть филиалов и представительств.

В настоящий момент процентная ставка ЕСХН на всей территории РФ составляет 6%. Для Республики Крым и города федерального значения Севастополь предусмотрена возможность снижения ставки. Налогооблагаемой базой выступает общая величина доходов субъекта за предыдущий календарный год, уменьшенная на общую величину расходов.

Сроки уплаты налога

Срок уплаты ЕСХН за 2016 год и соответствующая процедура регламентируются в статье №346 Налогового Кодекса РФ в последней редакции от 28.12.2016 г. Налоговым периодом для уплаты ЕСХН признается один календарный год, поэтому в 2017 году предприниматели и компании будут производить оплату данного налога за календарный 2016 год.

Крайний срок уплаты ЕСХН за 2016 год – не позднее 31 марта 2017 года. Если же субъект официально прекратил заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то он должен подать налоговую декларацию и уплатить налог в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о прекращении деятельности.

Существуют также отчетные периоды по уплате ЕСХН , продолжительность которых составляет одно календарное полугодие. Не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания последнего отчетного периода, надо внести так называемые авансовые платежи по ЕСХН. При годовом расчете такие платежи будут засчитаны в общую сумму налога.

Налоговую декларацию можно заполнить как в бумажном, так и в электронном виде. Фирмы на ЕСХН также сдают бухгалтерскую отчетность, а ИП – заверяют в ИФНС Книгу учета доходов и расходов. Заметим, что КУДиР для УСН , в отличие от ЕСХН, заверять с 2014 года не нужно.

В целях избежания штрафов за пропущенный срок уплаты ЕСХН в 2017 году необходимо заранее готовить все документы и заполнять налоговую декларацию.

Значительное число предпринимателей ведут свой бизнес в сфере сельского хозяйства. Для них предусмотрен специальный налоговый режим и соответствующий единый сельскохозяйственный налог. Он имеет множество специфических черт, которые должен учесть предприниматель, планирующий перейти на данный спецрежим или уже находящийся на нем.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью единого налога, оплачиваемого при применении специального режима налогообложения: он заменяет ряд налогов, в частности, и .

Согласно действующему законодательству, переход на ЕСХН возможен только для тех предпринимателей, в доходах которых не менее семидесяти процентов занимают доходы от сельскохозяйственного производства. Применение этого режима носит добровольный характер, и предприниматель вправе сам определить возможность использование его для себя.

С 2013 года заявительный порядок перехода на ЕСХН сменил уведомительный. Напомним, что ранее подавалось заявление о переходе, по результатам рассмотрения которого выносилось решение о возможности использования данного режима заявителем. Теперь порядок перехода изменился, и предпринимателю нет необходимости ждать решения фискальных органов.

Предприниматель должен подать уведомление о переходе на ЕСХН. Закон содержит четкое обозначение сроков, когда это можно сделать:

  • для только что зарегистрированных ИП – в течение 30 дней с момента регистрации;
  • для действующих предпринимателей – до 31 декабря года, предшествующего переходу на данный налоговый режим.

Важно помнить и о том, что, когда ИП перестает подпадать под критерии, предусмотренные для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, он обязан уведомить об этом налоговые органы в течение пятнадцати дней со дня возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению на данном режиме.

Отчетность при ЕСХН

Как и любой налоговый режим, единый сельскохозяйственный налог также предусматривает сдачу определенной отчетности. Как и на ином , в данном случае налоговым периодом признается один календарный год.

Введение в Налоговый кодекс РФ ЕСХН явилось для многих предпринимателей, работающих в отрасли , весьма серьезным подспорьем. В частности, данный спецрежим позволил многим субъектам малого бизнеса значительно .

Налоговый период при ЕСХН дает возможность предпринимателям, чей бизнес имеет сезонный характер, подготовить к сроку уплаты налога необходимую денежную сумму. Это позволяет не только избежать санкций со стороны налоговых органов, но и произвести более эффективное распределение полученных доходов.

Отметим, что аналоги данного режима есть и в других странах. Например, в Украине предусмотрен фиксированный сельскохозяйственный налог, условия применения которого схожи с российскими. Действуют подобные специальные режимы и в других европейских странах.

Перспективность данного режима очевидна: сами предприниматели указывают на это, выбирая из года в год единый сельскохозяйственный налог.

В ближайшее время не исключено, что его плательщиков станет больше. Правительство все активней . Поэтому единый сельскохозяйственный налог в 2015-2016 годах по-прежнему будет востребован в предпринимательской среде.

Изменения-2016

В 2016 году наиболее значимым новшеством для участников этого режима налогообложения была отмена учета в составе доходов полученных сумм налога на добавленную стоимость. Эти изменения были внесены ФЗ № 84 от 06.04.2015 года.

Размер уплаченного НДС не будет также включаться в расходы юрлиц при расчете ЕСХН. Главной целью изменений было избежание участниками специального режима двойного налогообложения.

Расчет и уплата ЕСХН: Видео

Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.

Общие сведения

Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:

  1. НДФЛ.
  2. Налога с продаж.
  3. Транспортного сбора (в отношении ТС, эксплуатируемых при осуществлении деятельности, связанной с предпринимательством).
  4. Налога на имущество физлиц (в отношении объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).

Для юридических лиц он заменяет:

  1. НДС (кроме НДС, который подлежит уплате при ввозе продукции на российскую таможенную территорию).
  2. Отчислений с имущества организации.
  3. Налог на прибыль.

Субъекты

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:


Специфика использования

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

Потребительские кооперативы

Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.

Важный момент

Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.

Признание доходов

Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.

На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.

Расходы

В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:


Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.

Особенные правила

Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

База

В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.

Сроки сдачи

Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.

Объекты

В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:


Уменьшение также осуществляется на суммы:

  1. НДС по приобретенной и оплаченной продукции, затраты на которые подлежат включению в расходы в соответствии с положениями Кодекса.
  2. Процентов, которые выплачиваются за предоставление займов, кредитов.
  3. Связанные с перечислениями за оказываемые услуги финансовыми организациями, в том числе касающиеся продажи инвалюты при взыскании пеней, сбора, штрафа.
  4. Таможенных платежей, предусмотренных при ввозе продукции на таможенную территорию страны и не подлежащие возврату.

Особенности учета

Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.

Специфика перечисления

Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.

Особенности изменения режима

Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.

Ограничения

Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.

Дополнительно

Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.