Могут ли предприниматели претендовать на возврат излишне уплаченных страховых взносов? Верховный суд поддержал индивидуальных предпринимателей – «упрощенцев 1 процент в пфр судебная практика




Контролирующие органы закончили спорить об 1%. Налоговая считает 1% с доходов , а Пенсионный фонд — с доходов за вычетом расходов . Поэтому предприниматели возвращают переплату за 2015-2016 годы и платят как обычно за 2017 год.

Откуда путаница с 1%

Предприниматели платили 1% с доходов свыше 300 000 рублей. Что случилось дальше, мы рассказали в . Краткая версия истории:

— Конституционный суд разрешает ИП на ОСНО учитывать расходы при расчёте 1%.
Верховный суд, ПФР и Минтруд подтверждают, что предприниматели на УСН «Доходы минус расходы» тоже имеют право платить меньше взносов.
— Пенсионные фонды возвращают предпринимателям переплаты за 2016 год.
— Налоговая отвечает за сборы взносов с 2017 года. Она рассылает по инспекциям постановление Верховного суда. Эльба считает взносы по-новому.
— Минфин против: ПФР принял решение на основе отменённого 212-ФЗ, а в Налоговом кодексе нет оснований платить взносы с учётом расходов. Это хитрость: статьи НК РФ один в один повторяют 212-ФЗ.
— Пользователи Эльбы пишут письма Минфину и своим налоговым. Мы — в администрацию президента. Все получают похожие ответы: с 2017 года платите 1% с доходов.

Контролирующие органы твёрдо стоят на противоположных позициях: ПФР считает 1% с доходов за вычетом расходов, а налоговая — с доходов.

Кому нужно доплатить взносы за 2017 год

Всем, кто в 2017 году заработал больше 300 000 рублей и уплатил взносы по рекомендации Эльбы до 6 июня. В это время мы следовали позиции Пенсионного фонда и Верховного суда и считали взносы с .

В Эльбе вас ждёт задача «Заплатить страховые взносы за 2017 год» с суммами, которые пересчитаны по старой формуле, без учёта расходов. Выполните её до 1 июля.

Кто может получить деньги от ПФР за 2015-2016 годы

Все, кто зарабатывал больше 300 000 рублей и платил 1% от доходов. Чтобы вернуть переплату,
— Посчитайте её за каждый год по отдельности.
— Заполните два заявления в Пенсионный фонд. Запишите суммы в раздел «В Пенсионный фонд → на страховую пенсию».
— Принесите заявления в местное отделение ПФР или отправьте по почте ценным письмом с описью вложения.

Возможно, у вас попросят декларацию с отметкой налоговой. Скачайте её разделе «Отправленные отчёты» в Эльбе и сходите в налоговую, чтобы поставить подпись и печать.

ПФР неохотно возвращает переплату за 2015 год. Если сотрудники фонда вам откажут, напишите жалобу в вышестоящую организацию. Это можно сделать на сайте госуслуг . В тексте жалобы сошлитесь на письмо ПФР , которое поддерживает новый порядок расчёта.

Как учесть возврат переплаты

Когда переплату вернут, отразите в Эльбе поступление с типом операции «Прочие доходы». Доплачивать налог и пересдавать декларации не нужно — в этом

Сразу отметим, что выводы, сделанные в , касаются только предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения (уплачивающих НДФЛ), и относятся к периодам 2014 - 2016 годов.

Итак, алгоритм исчисления страховых взносов в указанный период определялся нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212‑ФЗ). В частности, те предприниматели, у которых доход от предпринимательской деятельности превышал 300 000 руб., страховые взносы за себя в Пенсионный фонд уплачивали в следующем порядке:

  • до 31 декабря текущего года - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачивались страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 212‑ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз;
  • до 1 апреля года, следующего за расчетным, - в размере с 1% от суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом законодателем был установлен максимальный платеж в ПФР: произведение восьмикратного МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов (26%), увеличенное в 12 раз.

Для справки

Размер фиксированного платежа в 2014 году составлял 17 328,48 руб., в 2015 году - 18 610,8 руб., в 2016 году - 19 356,48 руб. Максимальный размер страховых взносов в ПФР - 138 627,84 руб., 148 886,4 руб., 154 851,84 руб. соответственно.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212‑ФЗ доход предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, учитывался в соответствии со ст. 227 «Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами» НК РФ. Именно положения этих двух взаимосвязанных норм (п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212‑ФЗ и ст. 227 НК РФ) и проверялись судьями на соответствие Конституции РФ. Но обо всем по порядку.

Что предшествовало делу?

В Кировском областном суде рассматривался спор между предпринимателем и органом ПФР: за отчетный период (2014 год) предприниматель получил доход в сумме 16 586 507 руб. и произвел расходы на сумму 16 547 872 руб. Исходя из размера полученной им чистой прибыли в сумме 38 635 руб. (16 586 507 - 16 547 872), предприниматель уплатил страховые взносы в ПФР в фиксированной размере (в сумме 17 328,48 руб.), тогда как, по мнению проверяющих, он обязан был уплатить максимально установленную на 2014 году сумму страховых взносов, то есть 138 327, 84 руб. Не согласившись с данной позицией, предприниматель и обратился в суд.

Откуда взялось разночтение? Официальное мнение представителей ПФР, а также контролирующих органов (см. письма Минтруда РФ от 16.11.2016 № 17-4/ООГ-1563, от 11.11.2016 № 17-3/ООГ-1531, от 22.06.2016 № 17-4/ООГ-976): если доход предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., данный ИП, помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ x 26% x 12 мес.), доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины (8 МРОТ x 26% x 12 мес.). При этом названные лица отмечают, что положения ст. 14 Закона № 212‑ФЗ об определении размера страховых взносов на ОПС для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения. То есть они делают вывод, что в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные гл. 23 НК РФ, не учитываются. Иными словами, в рассматриваемом случае размер страховых взносов в Пенсионный фонд должен был определяться исходя из суммы полученных предпринимателем доходов, без уменьшения их на сумму понесенных расходов, то есть исходя из 16 586 507 руб.

К сведению

Такой алгоритм исчисления доходов для целей исчисления индивидуальными предпринимателями страховых взносов за себя применялся повсеместно. В случае если ИП исчисляли страховые взносы исходя из разницы между суммой полученных доходов и суммой понесенных расходов, им доначислялись страховые взносы и пени. И даже обращение в суд предпринимателям не помогало - арбитры поддерживали позицию контролирующих органов (Определение ВС РФ от 28.07.2016 № 306‑КГ16-9938, постановления АС ВВО от 05.12.2016 по делу № А17-1186/2016, от 20.09.2016 по делу № А43-31465/2015, от 09.09.2016 по делу № А39-6230/2015).

Мнение Конституционного суда

Кировский областной суд, в котором рассматривался описанный выше спор между предпринимателем и органом ПФР, засомневавшись в том, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212‑ФЗ и ст. 227 НК РФ соответствуют Конституции РФ, обратился в Конституционный суд.

Тот, в свою очередь, постановил, что предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на ОПС в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования.

Вместе с тем прочтение комментируемых норм, по мнению КС РФ, должно быть совершенно иным, нежели его трактуют контролирующие органы: судьи провели параллель между правилами определения налоговой базы по НДФЛ (порядком исчисления предпринимателями НДФЛ), алгоритмом определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (порядком исчисления названного налога) и регламентом определения доходов для целей исчисления предпринимателями сумм страховых взносов.

По мнению КС РФ, само указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212‑ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с п. 1 ст. 221 «Профессиональные налоговые вычеты» НК РФ, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за вычетом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

То есть вывод КС РФ напрочь опровергает сложившуюся ранее практику применения комментируемых норм законодательства.

Взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212‑ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему смыслу они предполагают, что для данной цели доход предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Могут ли предприниматели претендовать на возврат излишне уплаченных страховых взносов?

В резолютивной части постановления сказано, что оно окончательно, обжалованию не подлежит, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Иными словами, со дня вступления его в силу (30.11.2016) для всех без исключения лиц (налогоплательщиков, контролирующих органов, арбитров) позиция, изложенная в Постановлении КС РФ № 27‑П, обязательна для применения.

Таким образом, мы считаем, что предприниматели при уплате страховых взносов за 2016 год могут следовать данной трактовке норм российского законодательства (напомним, что названные лица обязаны доплатить на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. (но до определенной предельной величины) в срок до 01.04.2017). Что же касается страховых взносов, уплаченных за 2014 и 2015 годы…

По нашему мнению, предприниматели вправе претендовать на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов (хотя с учетом непростой экономической ситуации в стране не факт, что деньги можно будет вернуть без труда).

Согласно ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов орган ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган. Таким образом, полагаем, что индивидуальные предприниматели должны обратиться с соответствующим заявлением в орган ПФР. Помимо прочего целесообразно направить туда письмо, содержащее ссылку на Постановление КС РФ № 27‑П, и соответствующий расчет. Следует учесть, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 13 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ). То есть для представления заявления на возврат излишне уплаченных ИП взносов за себя за 2014 год время почти истекло.

Если же предпринимателю в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов будет отказано, он может обратиться в суд.

Для справки

Если первая, апелляционная инстанции при рассмотрении аналогичного спора в период до 30.11.2016 вынесли отрицательное для предпринимателя решение, данный ИП может потерпеть неудачу и в третьей (кассационной) инстанции, поскольку до 30.11.2016 такова была практика рассмотрения подобных дел (см., например, постановления АС ЦО от 26.12.2016 по делу № А08-2320/2016, по делу № А08-1337/2016).

В то же время надо учитывать, что Постановление КС РФ № 27‑П является новым обстоятельством, которое может быть основанием для пересмотра судебных актов по правилам гл. 37 АПК РФ (производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), когда по‑новому будет определяться расчетная база для обложения страховыми взносами по ОПС с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов.

Постановление КС РФ № 27‑П - свидетельство изменения подхода к рассмотрению дел относительно порядка исчисления доходов для целей исчисления страховых взносов предпринимателями, применяющими ОСНО и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. То есть дата 30.11.2016 стала для таких предпринимателей ключевой: начиная с нее при исчислении страховых взносов за себя они могут уменьшать сумму своих доходов на понесенные расходы. Иными словами, при уплате страховых взносов за 2016 год доходы нужно считать уже по «новым» правилам.

Что касается периода до 30.11.2016. На тот момент существовала иная практика применения анализируемых законодательных норм. Несмотря на это, мы считаем, что предприниматели все‑таки могут рассчитывать на возврат излишне уплаченных ими сумм страховых взносов. Но как посмотрят на это проверяющие - вопрос.

Кстати, начиная с 2017 года страховые взносы исчисляются предпринимателями по правилам, установленным ст. 430 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 9 названной статьи для предпринимателей, уплачивающих НДФЛ и не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере определяются в соответствии со ст. 210 «Налоговая база» НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности) (напомним, что ранее это осуществлялось в соответствии со ст. 227 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, преду­смотренных ст. 218 - 221 НК РФ, то есть с учетом стандартных, имущественных и профессиональных вычетов.

Подчеркнем еще раз: все рассмотренное выше относится к предпринимателям, применяющим ОСНО. «Упрощенцы», а также другие спецрежимники при исчислении величины страховых взносов по‑прежнему не смогут уменьшить полученные ими доходы на сумму понесенных расходов.

С 01.01.2017 утратил силу.

Формы документов, применяемых при осуществлении ПФР зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, утв. Постановлением Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 01.09.14 N 03-11-09/43709


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 сентября 2014 г. № 03-11-09/43709 Об учете сумм уплаченных страховых взносов при расчете суммы налога, уплачиваемой в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, или ЕНВД

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения положений подпункта 3 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах в следующем порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

Индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме, либо частями в течение года (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Окончательная уплата страховых взносов с доходов, не превышающих 300000 руб., должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

При этом страховые взносы в виде 1% от суммы превышения дохода индивидуальные предприниматели могут уплачивать с момента превышения дохода в течение текущего года (пункт 2 части 1.1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, исходя из части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период с учетом его дохода. Следовательно, в понятие «фиксированный платеж» также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб.

Порядок уменьшения индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен соответствующими положениями Кодекса:

1) Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

2) Индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из пункта 2.1. статьи 346.32 Кодекса, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Соответственно, при расчете суммы налога, уплачиваемой в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, необходимо учитывать следующее.

1. С 1 января 2014 года сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не только на сумму уплаченного фиксированного платежа, но и на сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300000 руб.

2. В случае уплаты страховых взносов в фиксированном размере и суммы страховых взносов, рассчитываемой в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., частями в течение налогового (отчетного) периода, сумма налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за каждый налоговый (отчетный) период на уплаченную часть фиксированного платежа, в том числе, на уплаченную часть платежа по ставке в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 руб., без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

3. Если индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплатят за 2014 год страховые взносы, исчисленные в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., в марте 2015 года (не позднее 1 апреля 2015 года), то данную сумму страховых взносов индивидуальные предприниматели смогут учесть при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или единого налога на вмененный доход, за соответствующий отчетный (налоговый) период 2015 года, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

4. Возможность уменьшения суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном размере, включая сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300000 руб., пунктом 2 статьи 346.32 Кодекса не предусмотрена.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие в I квартале 2015 года выплаты и вознаграждения физическим лицам, при расчете суммы единого налога на вмененный доход за I квартал 2015 года, не вправе учитывать сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300 000 руб. по итогам 2014 года, и уплаченную в данном квартале (в I квартале 2015 года).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», должны уплачивать за себя в общем порядке, установленном в настоящее время гл. 34 НК РФ. Если доход предпринимателя превышает 300 000 руб., то он должен дополнительно уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере 1% от суммы дохода. Но предприниматели считают, что в данном случае надо учитывать и расходы по правилам гл. 26.2 НК РФ.

Какого мнения по обозначенному вопросу придерживаются контролирующие органы? Какое решение вынес ВС РФ? Как рассчитать страховые взносы индивидуальным предпринимателям в 2017 году?

Нормы действующего законодательства

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на ОПС в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

К сведению.

В 2017 году индивидуальный предприниматель, в том числе применяющий УСНО, должен уплатить страховые взносы за себя в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 23 400 руб., при доходе свыше 300 000 руб. – (23 400 руб. + 1% с суммы превышения 300 000 руб.), но не более 187 200 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование – 4 590 руб.

При этом в силу пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения данных положений плательщиками, применяющими УСНО, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Исходя из положений ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, при определении доходов учитывают доходы, рассчитываемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Иными словами, в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющих УСНО, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.

Отметим, что данная норма полностью соответствует действовавшей ранее норме, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ.

Из дословного прочтения приведенных норм следует, что при расчете страховых взносов на ОПС, в том числе дополнительного платежа в размере 1%, нужно в качестве базы брать доходы предпринимателя, рассчитанные в порядке, оговоренном в ст. 346.15 НК РФ. В этом случае никакие расходы не учитываются. Также не установлено различий в зависимости от применяемого объекта налогообложения, то есть для всех индивидуальных предпринимателей – «упрощенцев» порядок один.

Позиция Минфина

Основываясь на приведенных выше нормах действующего законодательства, представители Минфина приходят к выводу о том, что расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, при определении базы для расчета страховых взносов не учитываются (письма от 14.03.2017 № 03-11-11/14504, от 17.03.2017 № 03-15-06/15590).

Отметим, что аналогичной позиции придерживались и представители Минтруда еще до 2017 года (Письмо от 13.05.2016 № 17-4/ООГ-775).

Индивидуальные предприниматели пытались донести до Минфина, что Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27-П, по их мнению, распространяется и на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Обратите внимание: КС РФ признал, что для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Но финансисты указали, что данное постановление применяется только в отношении плательщиков страховых взносов – индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, что и нашло отражение в п. 9 ст. 430 вступившей в силу с 1 января 2017 года гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ. И на «упрощенцев» сказанное не распространяется.

Революционное решение ВС РФ

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», отстаивая свой порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых за себя, дошел до ВС РФ, который отменил все предыдущие судебные акты и вынес решение в пользу предпринимателя (Определение ВС РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016).

Суть спора.

Управление ПФР, получив информацию из налогового органа, выявило у предпринимателя недоимку по страховым взносам за 2014 год и направило в его адрес требование об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в сумме более 120 000 руб. и пеней в сумме более 5 000 руб. Неисполнение предпринимателем указанного требования в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для принятия Пенсионным фондом решения о взыскании спорной недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке.

Разногласия между ПФР и предпринимателем заключаются в том, что ПФР исчислял размер страховых взносов исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. Предприниматель считает, что в данном случае надо учитывать расходы, предусмотренные гл. 26.2 НК РФ.

Решения судебных инстанций.

ПФР обратился в арбитражный суд, который полностью удовлетворил заявленные требования. Апелляционная инстанция, в которую обратился предприниматель, полностью поддержала своих коллег и отказала истцу.

АС ЗСО Постановлением от 26.08.2016 также оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Предприниматель решил обратиться в ВС РФ с жалобой на названные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ВС РФ отменил решения нижестоящих судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Позиция индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель приводит доводы о неправомерности исчисления страховых взносов для рассматриваемой категории лиц исходя из всей суммы доходов предпринимателя за спорный период без учета произведенных им в связи с осуществлением хозяйственной деятельности расходов, поскольку такое исчисление приводит к возложению на предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности.

По мнению предпринимателя, расчетная база для обложения страховыми взносами по ОПС должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 обозначенной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать : доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Поскольку объектом налогообложения у предпринимателя исходя из ст. 346.14 НК РФ являются доходы, уменьшенные на величину расходов, положения ст. 346.15 НК РФ могут применяться только в совокупности с положениями ст. 346.16 НК РФ, устанавливающей порядок определения расходов.

Таким образом, по мнению предпринимателя, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков, применяющих УСНО и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подлежит исчислению на основании ст. 346.15 НК РФ с учетом положений ст. 346.16 НК РФ.

Позиция судов.

Поскольку в деле рассматривается период до 2017 года, страховые взносы рассчитывались на основании Федерального закона № 212-ФЗ. Но, как уже сказано выше, в новой гл. 34 НК РФ порядок расчета страховых взносов индивидуальными предпринимателями за себя точно такой же.

Итак, суды первых трех инстанций были единодушны и полностью поддержали ПФР. Они основывались на нормах, установленных Федеральным законом № 212-ФЗ: в целях определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, понесенные налогоплательщиком расходы не учитываются. Ссылаясь на названные нормы, суды указали, что подлежащие уплате страховые взносы поставлены в зависимость от размера дохода предпринимателя и не связаны с порядком определения предпринимателем налоговой базы при УСНО.

Из вышесказанного был сделан вывод о том, что ПФР правильно рассчитал страховые взносы, подлежащие уплате индивидуальным предпринимателем за себя.

Но индивидуальный предприниматель обратился в ВС РФ, который счел его доводы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Судьи ВС РФ вспомнили о Постановлении КС РФ № 27-П, проанализировали нормы законодательства о страховых взносах, действовавшие до 2017 года, нормы налогового законодательства и сделали следующий вывод. (Приводим дословно.)

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Из такого вывода следует, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что и сделал ВС РФ. Но окончательное решение не было вынесено по одной причине: обстоятельства, связанные с действительным размером подлежащих уплате предпринимателем за спорный период страховых взносов, исчисленных на основании расчетной базы, определенной исходя из доходов, учитываемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и уменьшенных на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы, суды при рассмотрении дела не устанавливали. То есть суд не может точно определить размер страховых взносов, которые должны быть уплачены в конкретном случае, поскольку расходы не рассматривались в принципе. В связи с вышесказанным для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, поэтому дело было направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Изучив данное определение ВС РФ, индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, безусловно, должны обрадоваться. Однако у нас возникает ряд вопросов.

Во-первых, почему вдруг произошел такой разворот на 180 градусов? Ведь индивидуальные предприниматели неоднократно обращались по указанному поводу сначала в Минтруд, затем в Минфин. Но ответ был один: при расчете страховых взносов на ОПС «упрощенцы» расходы не учитывают. Более того, это обосновывалось некими принципами равенства: учитывая, что не все индивидуальные предприниматели ведут , формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (размер прибыли, убыток) (Письмо Минтруда России от 09.11.2015 № 17-4/ООГ-1556). Кроме того, все три первые судебные инстанции применили стандартный устоявшийся подход к этому вопросу и вынесли решения в пользу ПФР, которые, в принципе, соответствуют нормам действующего законодательства.

Ответа на поставленный вопрос, по всей видимости, мы не узнаем. Можно только предположить, что грядут принципиальные изменения относительно расчета страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, в том числе применяющих УСНО, тем более что Минэкономразвития подготовило законопроект, предусматривающий при расчете страховых взносов замену МРОТ на величину ежемесячного дохода, которая будет устанавливаться Правительством РФ. Пока этот законопроект не внесен в Госдуму РФ.

Во-вторых, встает вопрос о том, распространяется ли данный подход, который учитывает расходы при расчете страховых взносов, на случай, когда предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы». Пока однозначно сделать вывод нельзя, поскольку в решениях речь шла об объекте налогообложения «доходы минус расходы».

В-третьих, после выхода определения ВС РФ свое слово должен сказать Минфин. Будут ли внесены поправки в гл. 34 НК РФ? Как будет приведенный подход применяться на практике до внесения этих изменений?

Ну и не менее важен вопрос о том, что делать предпринимателям, уже уплатившим страховые взносы за себя за 2014 – 2016 годы. Надо понимать, что автоматически после выхода рассматриваемого решения перерасчет страховых взносов ни ПФР, ни налоговые органы делать не будут. Вызывает большие сомнения и то, что ПФР сделает такой перерасчет по заявлению предпринимателя. Высока вероятность того, что индивидуальному предпринимателю, применявшему в указанный период УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», придется идти в суд. А вот уже суды при принятии решений должны будут руководствоваться рассмотренным определением ВС РФ.

Но даже при наличии обозначенных вопросов рассмотренное определение ВС РФ – это шаг навстречу индивидуальным предпринимателям – «упрощенцам», который уменьшит фискальное бремя, возложенное на них.

ВС РФ вынес определение, в котором указал, что при расчете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», доходы, учитываемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, могут уменьшить на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Данное решение принципиально меняет подход к расчету страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями – «упрощенцами» за себя.