Как оплатить утилизационный сбор. Кто уплачивает утилизационный сбор? Что такое утилизационный сбор на автомобиль




Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

С 1 сентября 2012 г. в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).

Что такое утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.2012 N 128-ФЗ в Законе об отходах появилась новая статья - ст. 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счет средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.

А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в п. 7 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Исключений из состава колесных , за которые придется платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определенных условиях). Не придется платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колесные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 г. , то есть до даты вступления этого Закона в силу.

Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими Правилами) утверждены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 г.

Кто должен платить

В соответствии с Законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

По первому основанию фактически платить сбор придется любому импортеру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.

Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении Правил и условий, утвержденных тем же Постановлением N 870.

Например, не придется платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии, что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55).

Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в Телетайпограмме ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном Решении Совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещенные на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 г.

По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и по большому счету конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.

И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 г. необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.

К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).

Кто и как рассчитывает

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России . Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики . Для подтверждения правильности расчета нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).

В пакет документов включаются:

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Правилам;
  • копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Таможенники должны проверить правильность расчетов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдается приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963).

Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном Постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).

Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчета сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:

  • в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет), а также
  • по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объема двигателя либо массы транспортного средства).

В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории M1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.

Причем для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придется заплатить всего 2 тыс. руб., а за подержанный (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.

А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придется платить более существенные суммы.

Например, организация ввозит новый автомобиль категории M1 с объемом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придется уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).

А если организация в октябре 2012 г. ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 г., ей придется заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. x 13).

Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N1, N2 и N3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.

Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N1, N2 или N3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. x 1,47).

Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам Постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. x 1,47 x 0,25).

Как учитывать

ФТС России в Информации от 31.08.2012 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701;

БИК 044501002;

счет N 40101810800000002901;

получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН 7730176610, КПП 773001001;

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей :

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
  • (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).

Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.

Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.

Поэтому в бухгалтерском учете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" , а не на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Для покупателя (импортера) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " " ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Следовательно, покупатель (импортер) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 76.

Однако в случае, если импортером транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но все равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). В такой ситуации составляется запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 76.

Пример. Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 г. всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 г., а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме - покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счета в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб. по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро x 10 шт. x 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) x 18%) (в расчет налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретен организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении ее деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учет в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 68 Кредит 51
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 1 599 200 руб. (40 000 евро x 1 шт. x 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
Дебет 08 Кредит 76
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. x 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
Дебет 08 Кредит 76
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
Дебет 08 Кредит 76
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 68 Кредит 51
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
Дебет 08 Кредит 68
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
Дебет 01 Кредит 08
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введен в эксплуатацию приобретенный служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
Дебет 41 Кредит 60
- 14 392 800 руб. (40 000 евро x 9 шт. x 39,98 руб.) - приняты к учету девять автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. x 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации;
Дебет 41 Кредит 76
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 41 Кредит 76
- 241 200 руб. (26 800 руб. x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 60 Кредит 52
- 16 200 000 руб. (40 000 евро x 10 шт. x 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро x 10 шт. x (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учету и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).

В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.

А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 76.

Подытожим

Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 г. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).

На практике платить утилизационный сбор придется:

  • всем импортерам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
  • всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
  • всем тем, кто приобрел транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение Закона либо по основаниям, предусмотренным в абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчет производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведенных в Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном комментируемым Постановлением N 870.

Порядок бухгалтерского учета сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учета (основных средств, товаров или готовой продукции).

Декабрь 2012 г.

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана :

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

УС = БС * К

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов :

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно :

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы :

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.

На прошлой неделе в редакцию «СК» позвонило несколько читателей: автомобилисты жаловались на то, что купили машину, но не могут поставить ее на учет в ГИБДД - там требуют сначала уплатить внушительный утилизационный сбор.

Я купил фургон Volkswagen Transporter 2007 года за 480 тысяч рублей, поехал его регистрировать, а в ГИБДД мне сказали, что нужно заплатить еще 187 тысяч, это утилизационный сбор! - возмущается калининградец Виктор. - При покупке мне об этом не сказали, мало того, в документах на машину было указано, что сбор платить не нужно. Даже не знаю, что мне теперь с этой машиной делать: без регистрации далеко не уедешь, да и продать ее тоже не получится.

Мы решили разобраться в ситуации и выяснили интересные подробности.

Кого это касается

Прежде всего, такая проблема с постановкой на учет некоторых машин и дополнительной платой действительно есть. Но касается она только грузового транспорта, к которому относятся и микроавтобусы, и так называемые фургончики - любимые народом Volkswagen Transporter, которые часто используют для подработки: в них перевозят товары, мебель и т. д.

Все дело в том, что еще осенью 2012 года при покупке иностранных машин, как новых, так и подержанных, все мы начали платить утилизационный сбор - чтобы, когда автомобиль выйдет из строя, государству было, на что его переработать. Оплачивается он прямо на границе, вместе с растаможкой.

Это не так сильно затронуло людей, приобретающих легковые автомобили, - сумма налога тут небольшая, всего 2-3 тысячи рублей (зависит от возраста машины). А вот ИП, ЧП и прочие юридические лица (включая многих перегонщиков), а также те, кто мечтал о крупногабаритном транспорте, конечно, приуныли - суммы получаются приличные (см. таблицу).

Именно тогда в интернете появились объявления, где предлагалось ввезти машину за 3-5 тысяч на себя: так перегонщики использовали физлиц, для которых такая процедура получалась намного дешевле, а ввозить машину «для себя» им можно несколько раз в год.

Но для калининградцев было еще одно спасение - областная регистрация. Если юрлица завозили большие машины, в том числе популярные фургончики на область, они освобождались от уплаты утилизационного сбора.

Такое правило действовало вплоть до 1 января 2014 года. И в ПТС даже ставилась отметка, что утилизационный сбор не оплачивается, вместе со ссылкой на статью, которая это объясняет - а именно «Утилизационный сбор не уплачен абзац 7 п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.98 № 89-ФЗ», - прокомментировал корреспонденту «СК» заместитель начальника УГИБДД УМВД полковник полиции Алексей Уласевич.

«Не знал» закона не отменяет

Вот только с этого года вступило в силу дополнение к федеральному закону об уплате утилизационного сбора в связи с вступлением России в ВТО: теперь его надо платить и за отечественные машины (эта сумма сразу закладывается производителями в стоимость нового автомобиля российской сборки). Также отменили льготы для Калининградской области.

Вот тут-то и начались проблемы. Фургончики в область завезли еще в прошлом году, до вступления в силу поправок, утилизационный сбор за них не платили (и об этом есть штамп в ПТС). Но есть, как в популярном анекдоте, нюансы: при продаже этих самых машин после 1 января утилизационный сбор оплатить придется покупателю - отсюда и появились 200 тысяч, о которых нам рассказали читатели «СК».

В соответствии с п. 3 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.98 № 89-ФЗ (в редакции ФЗ от 28.07.2012 № 128-ФЗ) платить утилизационный сбор должен покупатель, если он приобрел транспортное средство на территории РФ у лица, не уплачивающего этот сбор в соответствии с абзацем 7 п. 6 указанной выше статьи. Это положение закреплено в последнем изменении федерального закона, вступившем в силу с 1 января 2014 года. Людей, которые не обратили внимание или не знали, не поняли некоторых деталей поправок, среди калининградцев немало. На прошлой неделе я встречался с группой автомобилистов, которые как раз оказались в ситуации, когда машины уже куплены и теперь нужно уплатить утилизационный сбор, чтобы их зарегистрировать, - рассказал Алексей Уласевич. - С осени прошлого года на подразделения ГИБДД возложена функция контроля при регистрации транспорта за наличием отметок в ПТС об уплате утилизационного сбора. Но реально это мы контролируем только с текущего года, так как порядок начисления и реализации закона в налоговых органах определен только в январе 2014 г.

Напомним, что впервые меры по утилизации автомобилей в России предприняли еще в 2010 году. Тогда заработала программа: можно было сдать на переработку старую машину некоторых марок (произведенных в России) и получить скидку в 50 тысяч рублей на покупку новой. Действовала она до конца 2011 года.

Утилизационный сбор

Кто освобожден:

    владельцы машин в возрасте старше 30 лет и в хорошем состоянии (автомобилю присваивается статус «раритет»);

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

Адександр-2

Здравствуйте, у меня вопрос, сколько будет утилизационный сбор на автовышку на базе ниссан кабстар с объемом 2,5 литра, которому около 10 лет

Александр , здравствуйте.

В данном случае нужно знать, к какой категории относится указанный автомобиль по документам.

Могу предположить, что это специализированное транспортное средство категории N1 (масса менее 3,5 тонн). В этом случае размер утилизационного сбора составит 432 000.

Удачи на дорогах!

Сергей-567

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сколько будет стоить утилизационный сбор за газель разрешенная максимальная масса до 3.5 тонн год выпуска 2006 объём двигателя 2.5 машина приобретается у переселенца с Украины. Заранее спасибо.

Сергей , здравствуйте.

В данном случае речь идет о грузовике категории N1, массой от 2,5 до 3,5 тонн, возраст которого больше 3-х лет. Размер сбора - 432 000 рублей.

Довольно внушительно. А когда выдан ПТС на автомобиль?

Максим-162

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сколько будет стоить утилизационный сбор за легковой автомобиль 1,5-1,8 куб/литров возраст 2015г. - 2018г. для себя с Японии. Заранее спасибо!

Михаил-168

Добрый день!

В 2017 году ввез автомобиль, утилизационный сбор не уплачивал по льготе (абзац 2 п.6 ст.24.1 ФЗ 89-ФЗ). Хочу продать автомобиль.

Могу ли я сейчас уплатить этот сбор сам, чтобы потом у будущего покупателя не было дополнительных хлопот?

Если да, то где это нужно оформлять? В ИФНС или в таможне?

Или это невозможно, и уплатить сбор может только будущий покупатель

Максим , здравствуйте.

Если автомобиль ввозится для личного пользования, то размер сбора составит 3 400 на машину младше 3-х лет, и 5 200 на машину старше 3-х лет.

Удачи на дорогах!

Михаил , здравствуйте.

Я не встречал в нормативных документах описание такой ситуации.

Не исключаю, что на практике такое возможно. Рекомендую позвонить в таможенную службу и проконсультироваться у них.

Удачи на дорогах!

здравствуйте.... хочу приобрести мотоцикл... на учете не стоит.. в птс указано в особых отметках товар таможенного союза с печатью и подписью. должна ли стоять печать (заметка) о утилизационном сборе уплачено? или что не нуждается в уплате. просто не каких больше отметок в особых отметках нет.

Дмитрий-411

Добрый день, хочу приобрести автомобиль 2014 г.в. произведена в Германии ввезена в РФ в 2014 году, ПТС никогда не выдавался, на учёте не стояла, придётся ли мне уплачивать утилизационный сбор?

Андрей-397

Здравствуйте. Скажите пожалуйста сколько Будет стоить утилизационный сбор на авто 1995 года, ПТС и номера уже России

Светлана-125

Здравствуйте! Я, гражданка РК, хочу приобрести новый автомобиль в автосалоне РФ, для дальнейшей его постановки на учет в РК и эксплуатации в РК.

1.Обязана ли я оплатить утилизационный взнос при оформлении сделки в РФ?

2.Какие документы мне нужны для транзита купленного в автосалоне РФ автомобиля в РК на постановку на учет и для таможни?

Алексей-441

Здравствуйте, в конце 2017 года отцу государство подарило автомобиль, т.к. он инвалид труда, сейчас мы решили продать автомобиль Лада гранта1.6 2017г, пакупатель говорит что ему придется платить утилизационный сбор в размере 44200, помогите разобраться сколько будит утилизационный сбор?

В птс стоит штамп утилизационный сбор, номер, роспись.

Андрей , здравствуйте.

Автомобиль легковой? Ввезен для личного пользования?

Светлана , здравствуйте.

1. За новые автомобили, представленные в автосалонах, утилизационный сбор уже уплачен. Об этом должна свидетельствовать отметка в ПТС. Повторно платить этот сбор не нужно.

При управлении автомобилем на территории России Вам будет достаточно ПТС и договора купли-продажи.

Удачи на дорогах!

Алексей , здравствуйте.

Если утилизационный сбор уже уплачен, то повторно платить его покупателю не придется. Судя по Вашему описанию, покупатель просто сбивает цену.

Обратите внимание, что в описанной ситуации после продажи автомобиля Вашему отцу придется заплатить НДФЛ (13 процентов от стоимости продажи). При этом можно воспользоваться вычетом. .

Удачи на дорогах!

Станислав-41

Здравствуйте в казахстане был приобретен авто росийско производства 2014года выпуска и ввезен в россию,с какими проблемами я могу столкнуться при постановки на учет.

Сергей-628

Я ввез автомобиль по программе переселения. Но он оформлен на супругу. С неё требуют оплату 52оор.р.Законно ли это?

Станислав , здравствуйте.

А каких именно проблем Вы ожидаете?

Например, если у машины другой двигатель, информация о котором не внесена в ПТС, то в регистрации Вам могут отказать. Похожих причин могут быть тысячи.

Удачи на дорогах!

Сергей , а почему автомобиль не ввезла сама супруга? Она не участвовала в программе переселения?

Доброе утро! Мы с мужем недавно купили автомобиль, старое авто хотим отдать на утилизацию. Подскажите пожалуйста, могу ли я просто сдать автомобиль на утилизацию не преобретая новый? И получу ли я денежные средства?

Заранее благодарю!

Анна , здравствуйте.

По какие денежные средства Вы говорите?

При сдаче машины на утилизацию Вам придется оплатить эту самую утилизацию.

Александр-690

Добрый день, очень нужна Ваша консультация! Получаю гражданство, по программе переселения, утилизационный сбор в этом случае, не уплачивается! Но, когда я захочу продать автомобиль этот сбор придется оплатить, в этом и вопрос, сколько он будет по стоимости, и что означает термин, для собственного пользования, если 5 с копейками, то не проблема, а вот если 160000, то смысла конечно забирать с собой нет)? Заранее спасибо!

Александр , здравствуйте.

В Вашем случае автомобиль ввозится для личного использования. Прочие ситуации - это в основном ввоз автомобилей юридическими лицами для их перепродажи, а не для использования. Т.е. размер утилизационного сбора должен составить 5 200 рублей.

Удачи на дорогах!

Константин-93

Здравствуйте, после получения на изготовленный самостоятельно автомобиль Свидетельства о безопасности конструкции ТС,

необходимо или нет платить утилизационный сбор?

Константин , здравствуйте.

Закон "Об отходах производства и потребления", статья 24.1:

1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации , за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В перечень исключений Ваш случай не попадает, т.е. утилизационный сбор придется заплатить.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте!

Я гражданин РК и планирую переселиться в РФ. В этом случае, как я понял, я освобождаюсь от выплаты сбора? Авто было ввезено в РК в 2011 году.

Руслан , здравствуйте.

Если Вы являетесь участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанны беженцем или вынужденным переселенцем, то утилизационный сбор при ввозе автомобиля платить не нужно.

Однако при последующей продаже автомобиля не забудьте предупредить покупателя, что ему предстоит уплата этого взноса.

Удачи на дорогах!

Алексей-460

Доброго время суток.

Подскажите пожалуйста по такой ситуации.

Оформляем гражданство РФ мы с Казахстана.

В семье есть два автомобиля оба в пользование более 1 года.

Сейчас встала делема.

Супруга заявитель на госпрограмму и на ней авто праворукое 1997 года выпуска которое она хочет забрать с собой - сколько она будет платить утилизационный сбор 5200 р.р. или 100 000 р.р.

И второй момент если 2 авто везти по программе, я иду как прицепом к заявителю авто на мне как в этой ситуации будет оплачиваться утиль сбор

Алексей , здравствуйте.

1. Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников не оплачивают утилизационный сбор. Насколько я понимаю, речь идет об этой программе.

2. Автомобиль в любом случае ввозится физическим лицом для личного использования, т.е. размер платежа - 5 200 рублей.

3. По поводу ввоза второго автомобиля. Мне не известно, будете ли Вы в описанной ситуации считаться участником программы. Рекомендую уточнить этот вопрос в организации, в которой будут оформлять документы на участие в программе. Если да, то Вы также сможете ввезти автомобиль без уплаты сбора. Если нет, то придется заплатить 5 200 рублей.