Возрастная структура общества. Основные элементы структуры общества. Введение в социальную педагогику Возникновение и становление социальной педагогики




ОБЩЕСТВО

Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социалъных отношений между людьми, структурукоторых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Полоролевая структура общества: Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столькосвоими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.)сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат, патриархат,равенство полов);

различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен­щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре­стижной работой, как правило, выше);

участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избран­ной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парла­ментах Норвегии и Дании - треть депутатов).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.

Возрастная стратификация (распределение)присуща любому обществу, любой культуре.

Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на воз­раст человека, но и на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обя­занностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Мар­гарет Мид выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.

  • PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  • Активы таможенных органов: понятие, структура и особенности
  • Анализ финансового положения предприятия. Структура и порядок формирования финансового результата.
  • Анимационный сервис, его структура и роль в социально-культурном сервисе и туризме.
  • Апарат вищого спеціалізованого суду: структура і повноваження.
  • Апарати місцевих та апеляційних судів: структура, основні завдання.
  • АПК и его структура в Оренбургской области. Пути совершенствования
  • Возраст - это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Измеряют возраст в годах, месяцах (на первом году жизни), неделях (на первом месяце жизни), днях и часах.

    Возрастная структура населения играет важную роль в демографических процессах, влияя на величину всех демографических показателей. Так, при относительно высокой процентной доли молодежи в составе населения (если прочие условия равны) будет наблюдаться высокий уровень брачности и рождаемости и низкий уровень смертности (поскольку, вполне естественно, молодые люди реже болеют и еще реже умирают). В свою очередь и демографические процессы оказывают сильное влияние на возрастную структуру населения.

    Возрастная структура играет активную роль не только в демографических, но во всех социальных процессах. С возрастом связаны психология, эмоциональность, в какой-то степени - разум человека. Мятежи и революции чаще происходят в обществах с молодой возрастной структурой. Напротив, стареющие общества, с высоким удельным весом пожилых и стариков, подвержены догматизму и застою.

    Информация о возрасте отдельных групп людей на момент наблюдения позволяет строить возрастную структуру населения.

    Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Используя знания возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, воспроизводства населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятности возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе и т.д. и т.п.

    Для построения возрастной структуры населения обычно используются одногодичные и пятилетние возрастные интервалы. Гораздо реже возрастную структуру строят на десятилетних возрастных интервалах.

    Пятилетняя возрастная структура строится по следующим возрастным группам: 0 лет, 1-4 года, 5-9 лет, 10-14 лет,..., 35-39 лет, ..., 80-84 года, ..., 100 лет и старше.

    71. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация.



    Этнические общности называют также кровнородственны­ми. К ним относятся кланы, племена, народности, на­ции, семьи, роды. Они объединяются на основе гене­тических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

    Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабуш­ка, дедушка, отец, мать, дети).

    Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

    Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объе­динившись, составляют племя.

    Племя - более высокая форма организации, ох­ватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, терри­торией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходи­ла до десятков тысяч человек.

    В ходе дальнейшего культурного и экономическо­го развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.



    Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, терри­ториальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кров­нородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

    Нация - автономная, не ограниченная территори­альными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязатель­но должен быть общий язык, религия.

    Нация возникает в период преодоления феодаль­ной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период смалываются достигшие высокой степени зре­лости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литерату­ра, искусство: Нации более многочисленны, чем народ­ность, и насчитывают десятки и сотни миллионов че­ловек. На почве единых территории, языка и экономи­ки формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патрио­тические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возника­ют как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

    Для XX в. характерны колоссальные демографические изме­нения: в начале столетия в мире проживал 1 млрд 630 млн чело­век, а к концу его эта цифра вырастет в 3,7 раза, то есть будет более 6 млрд. За три предшествующих века (1600-1900 гг.) чис­ленность населения увеличилась лишь в три раза, а за один ны­нешний - почти в 4 раза. Значит, увеличиваются темпы роста населения.

    Еще стремительней демографические процессы начали раз­виваться во второй половине нашего века. По прогнозу извест­ного американского социолога Нейла Смелзера, высказанному в его книге «Социология», к 2000 г. численность людей старше 65 лет вырастет во всем мире, во всех его частях, в развитых и в развивающихся странах, их доля составит 6,3%. Но если в Аф­рике прирост за сорок лет (с I960 г.) составит лишь 0,3%, то Европе, как и в развитых странах, прирост приблизится к 5,0%. В XXI в. эта тенденция будет нарастать за счет понижения дет­ской смертности, и, следовательно, увеличится вероятность для большего числа людей дожить до старости. Необходимо отме­тить, что одновременно в развитых странах наблюдается сниже­ние рождаемости и уменьшение числа молодых людей в демогра­фической структуре этих стран.

    По данным ООН, в 1950 г. в мире было 214 млн людей стар­ше 60 лет, к 2000 г. прогнозы обещают 590 млн, а в 2025 г. - 1100 млн. Численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится лишь в 3 раза. В связи с этим стали говорить о «старении» общества. В нашей стране, по тем же прогнозам, к 2000 г. 25% населения будет старше 50 лет, значит, в следующем десятилетии относительная численность пожилых людей еще больше вырастет.

    Таким образом, более всех других параметров в послевоенное время изменилась возрастная структура населения, которая оп­ределяется уровнями рождаемости и смертности. Возрастная структура демонстрирует темпы воспроизводства населения, удельный вес каждой возрастной группы, указывает долю эко­номически активного населения (следовательно, и степень обес­печенности страны трудовыми ресурсами). Отсюда же можно получить исходные данные для расчета соотношения численнос­ти детей и старшего поколения. Анализируя эти цифры, мы на­глядно убеждаемся, что в последние десятилетия быстрее других растет группа пожилых и старых людей.

    Каждой эпохе соответствует своя возрастная структура, ее перестройка меняет весь облик общества, все его социальные институты, в том числе и семью. Во времена Евгения Онегина типичной семьей были «Скотинины, чета седая, с детьми всех

    возрастов, считая от тридцати до двух годов». Ячейкой нынеш­ней возрастной структуры является малодетная семья. Точно и образно отметил польский демограф Э. Россет: «Мир, в кото­ром живем мы, очень мало похож на тот, в котором суждено было жить нашим отцам. Иным будет и мир наших детей и вну­ков. Он будет иным не только вследствие технических и экономи­ческих преобразований; он будет иным и в результате демографи­ческих изменений. Процесс старения населения ведет к радикально­му изменению облика общества и действующих в нем правовых, моральных и, пожалуй, всех прочих норм».

    В итоге можно констатировать: время бежит со скоростью спринтера, но со старческой одышкой. Различают три основных типа возрастной структуры. Пер­вый (к нему принадлежит большинство развивающихся стран с высоким уровнем рождаемости и смертности и сравнительно низкой средней продолжительностью жизни) отличается очень высокой долей детей (до 15 лет) в общей численности населения и небольшим процентом людей пожилого возраста (60 лет и стар­ше). Второй тип характеризуется почти равными долями млад­шей и старшей возрастной группы, небольшим приростом насе­ления. К этому типу принадлежат в основном страны Восточ­ной Европы. К третьему типу относятся страны Западной Евро­пы, Северной Америки, Япония, Австралия. Характерные осо­бенности последнего типа; невысокая рождаемость, сравнитель­но низкая общая смертность и относительно большая продолжи­тельность жизни.

    Демографы называют первый тип «прогрессивным», так как

    ему соответствует высокий показатель естественного прироста на­селения, второй - «стационарным», здесь естественный прирост находится на неизменном уровне, третий - «регрессивным», он отличается большой долей пожилых людей и суженным или убы­вающим ростом населения.

    Самым ярким примером возрастной пирамиды типа В может служить возрастная структура Италии, поставившей мировой рекорд по числу пожилых людей: в этой стране 65-летних больше (16%), чем 15-летних (15%). А вот возрастная структура населе­ния Ливии иллюстрирует тип А: здесь старшая группа составляет лишь 3%, тогда как 15-летние - 48%.


    1. Социально-психологический портрет личности. Социализация личности

    Возрастная структура общества старения население как социально-демографический процесс

    Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни


    1. Социально-психологический портрет личности. социализация личности


    Социально психологический характер личности:

    Понятие личности включает такие свойства которые являются устойчивыми. И свидетельствуют об индивидуальности человека, определяют его значимые для людей поступки. Личность- это человек взятый в системе психических характеристик, которые социально обусловлены проявлением в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют правильные поступки человека имеющие существенные знания для него самого и окружающих (Р.С. Немов.)

    Академик Б.Г. Ананьев, обосновал что каждый человек обладает яркой индивидуальностью объединяющей его природные и личностные особенности. В результате оценив Ананьев в социально психологической личности включает следующие компоненты:

    Темперамент;

    Характер;

    Способности;

    .Направленность личности;

    .Интеллектуальность;

    .Эмоциональность;

    .Волевые качества;

    .Умение общаться;

    Самооценка;

    .Уровень самоконтроля;

    .Способность к групповому воздействию;

    Развитие индивидуальности личности продолжается всю свою жизнь.

    Социализация личности

    Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

    Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

    Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его не социальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

    Выделяют следующие стадии социализации:

    Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

    Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

    Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

    Изменение себя, "стать как все";

    Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

    После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.


    Таблица 1. Пути решения с точки зрения социализации.

    Проблемы с которыми сталкивались социальные работникиПути решения1) Общение с клиентами 1. культурное общение, 2. получать оперативную и достоверную информацию о качестве предоставленных условий; 3. выявить и изучать новые потребности и запросы клиентов; 4. убедить клиента в правильности сделанного им выбора. 5.увеличить объем потребления и закрепить на рынке. 2) отношение с клиентами1. проявлять уважение; 2.быть спокойным и сдержанным; 3.не завышать свою самооценку; 4.соблюдать этику; 5.не грубить.3) проблема честность 1. избежать обмана в частности мошенничества с клиентами; 2. доказать свою правоту; 3.смениться другим рабочим, либо клиента; 4. уйти в отпуск; 5. уволиться. 4) этические нормы и правильность профессии1.официальная форма одежды; 2. культурное общение; 3.не поддаваться влиянию; 4.вкладывать опыт и знания к деятельности; 5. выполнять работу в срок и правильно.5) Объявления социального работника в воровстве 1. пытаться доказать свою правоту 2.не поддаваться влиянию; 3. не обращать внимание; 4. уйти в отпуск; 5. сменить работу.

    Социальная психология конфликта


    Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

    По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.

    Структура социального конфликта

    В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из формулы

    К=У+О+И+КС;


    объекта - конкретной причины столкновения субъектов;

    участники - двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

    инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.

    Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

    Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент - формальный повод для начала конфликта.

    Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.

    Сущность социального конфликта

    Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

    Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача - научиться контролировать их.

    Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

    Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

    Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании - такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:

    наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

    Наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

    взаимодействие конфликтующих сторон;

    результаты конфликтного взаимодействия;

    использование давления и даже силы.

    Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:

    По количеству участников конфликтного взаимодействия:

    Внутри личностные - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;

    межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

    межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

    По направленности конфликтного взаимодействия:

    горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;

    вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;

    смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

    По источнику возникновения:

    объективно обусловленные - вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

    субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

    По своим функциям:

    созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

    разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;

    По длительности протекания:

    кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

    затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

    По своему внутреннему содержанию:

    рациональные - охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

    эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;

    По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

    По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

    Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.

    Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

    Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:

    действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);

    скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

    Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так, как выгодно ему.

    Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

    Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

    своевременное определение причин конфликта;

    определение деловой зоны конфликта - причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:

    взаимное желание сторон преодолеть противоречия;

    совместный поиск путей к преодолению конфликта.

    Существуют различные методы разрешения конфликта:

    избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

    переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

    использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;

    откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

    третейское разбирательство, или арбитраж, - метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

    Последствия конфликта могут быть:

    Позитивными:

    разрешение накопившихся противоречий;

    стимуляция процесса социальных изменений;

    сближение конфликтующих групп;

    усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

    Негативными:

    напряженность;

    дестабилизация;

    дезинтеграция.

    Разрешение конфликта может быть:

    полным - конфликт завершается полностью;

    частичным - конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

    Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

    3. Возрастная структура общества. Старение населения, как социально-демографический процесс


    Демографическое старение населения - увеличение доли пожилых людей в общей численности населения.

    Старение населения в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера.

    Наблюдающееся уже более десятилетия сокращение численности населения России вызывает справедливую озабоченность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на очень низком уровне, смертность - на высоком, а положительное сальдо миграции не компенсирует отрицательный естественный прирост. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, смертность, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета трансформации возрастной структуры, т.е. старения населения.

    Демографическое старение населения за последние десятилетия стало глобальным явлением, характерным не только для развитых стран, но практически для всего мира. Данный процесс является чрезвычайно многоаспектным; он охватывает как медико-гигиенические, так и социально-политические стороны жизни общества. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия решений в вопросах, затрагивающих интересы общества в целом: здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других.

    Демографическое старение - результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон - «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», вызванное увеличением числа пожилых и старых людей, чему способствует сокращение смертности этих людей. Отдельная проблема - миграция, меняющая возрастную структуру. Уезжают обычно молодые, остаются старики, В результате в местах прибытия население «молодеет», а в местах убытия - «стареет».

    Рост средней продолжительности жизни может способствовать старению населения только в том случае, если он происходит в старших возрастных группах населения, т. е. в возрастах старше 60 лет. Однако в большинстве стран, и в нашей также, рост средней продолжительности жизни на всем протяжении ее эволюции происходил в основном лишь за счет снижения смертности в младших и средних возрастных группах, в то время как в старших возрастах смертность снижалась мало, медленнее или вовсе не снизилась за весь XX век. Как раз в нашей стране средняя продолжительность жизни населения в возрасте 60 лет и старше на протяжении XX в. сократилась, а не возросла. И таким образом ее динамика скорее тормозила демографическое старение населения, чем ускоряла.

    Свою остроту сохраняет фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Женщины живут дольше мужчин: в городах на 13,3 года, в сельской местности на 13,8 года. Постарение населения привело к четко выраженной половой асимметричности. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. У современной старости формируется отчетливо выраженное "женское лицо", причем с нарастанием этой выраженности по мере роста возрастных показателей.

    Обращает на себя внимание разница в величинах показателя демографического старения между городским и сельским населением. Сельское население значительно старше городского, вопреки тому, что уровень рождаемости сельского населения выше, чем городского. И, следовательно, молодежи на селе, казалось бы, должно быть больше, чем в городах. Однако на деле все наоборот. Это результат миграции молодежи из деревни в город.

    Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них - проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

    Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:

    занятость и качественная структура рабочей силы, включая и занятость пенсионеров;

    пенсионное обеспечение и уровень жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;

    здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.

    Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50-54 года и 44% мужчин в возрасте 60-64 года. В возрасте 65-69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.


    Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность жизни


    Продолжительность трудового периода в условиях современного труда и нагрузки, производства и предупреждение профессионального старения в первую очередь связаны с созданием таких условий труда, которые бы соответствовали функциональным возможностям организма. Возрастное снижение функциональны возможностей до физиологического предела объединяющую профессиональную и общую трудоспособность, не является патологией. Профессиональная - трудовая реабилитация определяется как совокупность периодических, производственных, педагогических, организационных, медицинских и иных необходимых мероприятий, направленных на поддержание, повышение и восстановление профессиональной трудоспособности человека.

    Трудовая реабилитация: состоит в профессиональной переориентации тренировки профессионально-значимой функции обучений и переобучений трудовым навыком, переводе на облегченной условий труда. И наконец, льготное пенсионирование от основной работы, перевод вспомогательные виды труда на домашний труб, физическая нагрузка в домашних условиях

    Трудовая реабилитация - включает в себя производственную адаптацию, которая предполагает адекватную производственную нагрузку, рациональный режим труда. Сниженную форму труда, сокращенный рабочий день. личность конфликт старение реабилитация

    Социальная реабилитация - заключается в подготовке к рациональному образу жизни к предпенсионному периоду необходимости активизировать общественную жизнь в коллективе и восстанавливать различные виды наставничества, организовывать клубы по интересам, художественную самодеятельность.

    Одной из важных задач комплексной предпенсионной подготовке является формирование сознательного отношения к своему здоровью. Потребности в получении и использовании соответствующих геогигиенических знаний.

    Отношение стареющего работника к снижению своей профессиональной работоспособности зависит не только от уровня его физиологических функций и психическом складе, но и окружающих людей.

    Ранее на многих промышленных предприятиях, на базе больниц и поликлиник были созданы и функционировали реабилитационные отделения, проводилось медицинское обследование работников испытывающих трудности в выполнении профессиональных обязанностей.

    Главным в работе врачей реабилитационных отделений была профилактика заболевания сердечнососудистой системы являющейся основной причиной инвалидности людей.

    Проблема реабилитации и профессиональной переориентации является социально-экономической, а методы ее решения медико-биологические и психологические.

    Эффективность реабилитации включает в себя: физиологическую эффективность, то есть улучшение профессионального статуса, экономическую эффективность, то есть увеличение продолжительности труда, социальную эффективность, то есть устранение вредных влияний окружающей среды.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Особенности гендерной (полоролевой) структуры общества и их восприятие человеком сказываются на его социализации, влияя на различные аспекты его самоопределения,на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

    Возрастная стратификация присуща любому обществу. Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юно­ша», «девушка», «старик», «старуха» указывают не только на воз­раст человека, но и на его положение в статусной структуре об­щества, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обязанностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в об­щих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

    Наиболее последовательно значение возрастной структуры об­щества в социализации (и в стихийной, и в относительно соци­ально контролируемой) подрастающих поколений показано в кон­цепции М.Мид. Она выделила три типа обществ в зависи­мости от темпов их развития и меры модернизированности - тра­диционности (постфигуративные, кофигуративные и префигура-тивные), которые, по ее мнению, определяют характер межпоко­ленных отношений в процессе социализации человека.

    В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а также в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению. Образным пояснением этого могут послужить слова английского историка А.Тойнби: «Каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в условиях полной свободы, но начинает как узник прошлого».

    В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимуществен­но у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее. В дополне­ние к этому уместно замечание французского историка XX в. М. Блока: «Границы поколений то сужаются, то раздвигаются в зависимости от более или менее быстрого темпа социального дви­жения. Были в истории поколения долгие и краткие».

    В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для современных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт

    не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам смелых подходов к решению проблем, которых не воз­никало ранее. Если раньше, по образному выражению немецкого философа М.Хайдеггера, «человек входил в историю пятясь», то теперь «время Бременится из будущего».



    По мнению И.С.Кона, концепция М.Мид правильно схваты­вает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следу­ет абсолютизировать эту зависимость, как и сами темпы культур­ного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства.

    Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в различных соотношениях все три выделен­ные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значимость каж­дого их них в жизни общества и в процессе социализации челове­ка различна в зависимости от уровня и характера развития обще­ства, возрастных, групповых и индивидуальных особенностей людей. Особое значение имеет тот исторический этап, который переживает общество.

    Так, в периоды нестабильного развития общества межпоко­ленные отношения осложняются тем, что старшие переживают кризис социальной идентичности, а младшие, социализируясь в меняющихся условиях, оказываются более приспособленными к ним, чем старшие. В современной России это проявляется, напри­мер, в том, что экономическое положение больших групп моло­дежи, особенно в средних и крупных городах, оказывается более высоким, чем у больших групп представителей старших поколе­ний (средний возраст богатых россиян 33 года, а бедных - 47 лет). Более того, именно экономическая активность младших, ее на­правленность и эффективность реализации в значительной мере будут определять уровень экономического развития российского общества.