Возрастная структура общества. Гендерная, возрастная и социальная структура современного общества. Введение в социальную педагогику Возникновение и становление социальной педагогики
Возраст - это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Измеряют возраст в годах, месяцах (на первом году жизни), неделях (на первом месяце жизни), днях и часах.
Возрастная структура населения играет важную роль в демографических процессах, влияя на величину всех демографических показателей. Так, при относительно высокой процентной доли молодежи в составе населения (если прочие условия равны) будет наблюдаться высокий уровень брачности и рождаемости и низкий уровень смертности (поскольку, вполне естественно, молодые люди реже болеют и еще реже умирают). В свою очередь и демографические процессы оказывают сильное влияние на возрастную структуру населения.
Возрастная структура играет активную роль не только в демографических, но во всех социальных процессах. С возрастом связаны психология, эмоциональность, в какой-то степени - разум человека. Мятежи и революции чаще происходят в обществах с молодой возрастной структурой. Напротив, стареющие общества, с высоким удельным весом пожилых и стариков, подвержены догматизму и застою.
Информация о возрасте отдельных групп людей на момент наблюдения позволяет строить возрастную структуру населения.
Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Используя знания возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, воспроизводства населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятности возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе и т.д. и т.п.
Для построения возрастной структуры населения обычно используются одногодичные и пятилетние возрастные интервалы. Гораздо реже возрастную структуру строят на десятилетних возрастных интервалах.
Пятилетняя возрастная структура строится по следующим возрастным группам: 0 лет, 1-4 года, 5-9 лет, 10-14 лет,..., 35-39 лет, ..., 80-84 года, ..., 100 лет и старше.
71. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация.
Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.
Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.
Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период смалываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство: Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Социальная структура - анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Разновидностью социальной структуры общества выступает возрастная структура населения.
Показателями возрастной структуры населения служат доли населения отдельных возрастов или возрастных групп. Как правило, они рассчитываются в процентах. Если знаменателем при расчете таких показателей является общая численность населения, то можно говорить о показателях поло-
возрастной структуры населения, а если расчет делается по отношению к численности населения каждого отдельного пола, то это будет возрастная структура отдельно женщин и мужчин.
Графическое изображение распределений возрастов и полов даст пирамиду, а табличное, где показаны как относительные, так и абсолютные величины, - структуру населения.
Обычно распределение население по полу и возрасту бывает в однолетней (для каждого отдельного года возраста) и пятилетней возрастных группировках. Последняя дается в стандартной группировке: 0-4 года, 5-9 лет, 10-14, 15-19 и т.д. В каждом случае подразумевается полное число исполнившихся лет, т.е. группа 0-4 года - это значит до 5 лет, 5-9 - до 10, 10- 14 - до 15 и т.д. (табл. 2).
Таблица 2 Население России по возрасту и полу по данным переписи населения 2002 г.
Тыс.человек | Доля (%) в общей численности населения соответствующего пола | |||||
Мужчины и Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины и Женщины | Мужчины | Женщины | |
Все население | 67 604 | 77 560 | ||||
в том числе в возрасте, лет: | ||||||
0-4 | 4,4 | 4,8 | 4,0 | |||
5-9 | 4,8 | 5,2 | 4,4 | |||
10-14 | 7,2 | 7,9 | 6,6 | |||
15-19 | 8,8 | 9,6 | 8,1 | |||
20-24 | 7,9 | 8,6 | 7,3 | |||
25-29 | 7,3 | 7,9 | 6,8 | |||
30-34 | 6,8 | 7,3 | 6,4 | |||
35-39 | 7,0 | 7,4 | 6,7 | |||
40-44 | 8,6 | 9,0 | 8,3 | |||
45-49 | 8,0 | 8,1 | 7,9 | |||
50-54 | 6,9 | 6,9 | 7,0 | |||
55-59 | 3,7 | 3,5 | 3,8 | |||
60-64 | 5,5 | 4,8 | 6,1 | |||
65-69 | 4,4 | 3,6 | 5,0 | |||
70-74 | 4,1 | 3,0 | 5,0 | |||
75-79 | 2,7 | 1,5 | 3,7 | |||
80-84 | 1,1 | 0,5 | 1,6 | |||
85 и более | 0,7 | 0,3 | 1,2 | |||
Возраст не указан | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Источник: Официальный сайт «Всероссийская перепись населения 2002 г.» (http://www.perepis2002.ru ).
При анализе формирования половозрастного состава населения учитывают три составляющих: рождаемость, смертность и миграцию. Рождение относительно большего или меньшего числа детей в отдельные годы, най-
дет свое отражение в повышенной или, наоборот, уменьшенной численности населения в соответствующих возрастах. Наиболее яркими примерами последнего являются люди, родившиеся в годы войны, и дети, появившиеся на свет в последние годы.
Смертность постоянно, как бы, «обрезает» численность населения. Она сначала снижается, достигает минимума в возрастной группе 10-14 лет, а затем неумолимо «ползет вверх». Смертность влияет и на соотношение полов. Мальчиков рождается больше, чем девочек. Их соотношение равняется 104-106 мальчиков на 100 девочек и при этом оно весьма устойчиво и
проявляется практически на всех достаточно больших совокупностях родившихся (т.е. там, где действует закон больших чисел). Однако во всех без исключения возрастах смертность мужского населения выше, чем женского. Это приводит к тому, что численности мужчин и женщин при продвижении к более старшим возрастам постепенно подравниваются и достигают равновесия примерно в 25-34 года. После этого неуклонно нарастает перевес численности женского населения 1 .
Показатели соотношения численности мужчин и женщин могут выглядеть как число мужчин на 1000 женщин или, наоборот, как число женщин на 1000 мужчин (как правило, используется первый из этих двух показателей). Первый показатель рассчитывается путем деления численности мужчин на численность женщин и умножения полученного результата на 1000, второй - наоборот, путем деления численности женщин на численность мужчин. Такого рода показатели могут рассчитываться как для всего населения в целом, так и для отдельных возрастов.
Возрастная структура и уровни рождаемости определяют скорость роста населения. Половозрастная структура зависит от уровней рождаемости и смертности, продолжительности жизни людей. Каждой эпохе соответствует своя возрастная структура, ее перестройка меняет весь облик общества, все его социальные институты, в том числе и семью.
Миграция наиболее активна (по крайней мере, так было до недавнего времени) в средних возрастах. Следовательно, на половозрастной пирамиде населения, для которого характерен миграционный отток, в средних возрастах могут образоваться «провалы», а при миграционном притоке - наоборот, «выпуклости». Раньше это хорошо было видно при сравнении пирамид для городского и сельского населения.
Возрастная структура населения складывается под воздействием процессов рождаемости и смертности, происходивших в прошлом. Заметное влияние на возрастную структуру оказывает и миграция. Повсюду в Европе резко меняется возрастная структура населения. Например, в Германии доля лиц старше 60 лет на 100 человек трудоспособного населения (в возрасте от 20 до 60 лет), составлявшая в 1990 г. 35%, к 2030 г. возрастет до 73%. По самым оптимистическим прогнозам доля расходов на эти цели увеличится до 25%.
" Возрастная структура населения (www.fw.ru ).
Важным показателем, характеризующим возрастной состав населения, является медианный возраст. Медиана делит по возрасту все население на две части: одна - старше этого возрастного уровня, другая - младше. Возрастная структура населения во многом определяет его производительную часть - трудовые ресурсы. Важно также учитывать и соотношение между трудоспособной и нетрудоспособной (дети и старики) частью населения. Этот показатель называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров. В развивающихся странах этот показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии 100 на 41. В России, Беларуси, на Украине, в странах Прибалтики демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.
Рождаемость, смертность, миграция формируют половозрастной состав населения
Выделяется и другая категория - люди, реально участвующие в материальном производстве или непроизводственной сфере, - экономически активное население. Его доля варьируется по странам мира. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10% трудовых ресурсов и более. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Структура занятости развитых и развивающихся стран сильно отличается. Для развивающихся стран характерна высокая доля занятых в аграрном секторе экономики. На втором месте находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место), что в значительной мере связано с распространением мелкой торговли. Промышленность (причем, в основном, добывающие отрасли) и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте. В развитых странах доля сельскохозяйственного населения несоизмеримо меньше, а доля населения, занятого в сфере услуг и в промышленном производстве, больше. В Великобритании, ФРГ, Бельгии, Франции, Швеции в сфере услуг работает около 40% экономически активного населения, а в США - более 50%. В развитых странах в производство вовлечена большая доля трудовых ресурсов, чем в развивающихся, за счет большей занятости женщин.
Признано, что возрастная структура влияет на социально-экономическую систему общества. Странам с молодым населением (высокий процент
тех, кому менее 15 лет) приходится инвестировать огромные деньги в строительство школ, а странам с пожилым населением - в медицину и здравоохранение. Возрастная структура может кроме того использоваться в политических прогнозах. К примеру, увеличение молодежной безработицы может привести к отставке правительства.
К 2016 г. население России сократится более чем на 11 млн человек, при этом произойдут существенные изменения в возрастной структуре населения, считают специалисты. Удельный вес молодого поколения во всем населении России за последние 10 лет сократился с 24,1% до 18,6%. К 2016 г. численность молодежи в трудоспособном возрасте уменьшится еще почти в 2 раза при возрастании количества лиц, выбывающих из трудоспособного возраста. Уже в 2004 г. возрастная структура населения России находилась в стадии демографической старости, доля детей и подростков незначительно превышала долю лиц старше 65 лет, а в 2016 г. каждый четвертый будет в пенсионном возрасте и может возникнуть дефицит трудовых ресурсов.
Эта близкая к кризисной ситуация вызвала необходимость принятия срочных мер, направленных на формирование государственной стратегии демографической политики в России. Разработаны принципы государственной политики в области народонаселения, приняты документы, определяющие приоритеты демографической политики РФ. Целью политики является создание условий для сохранения демографического потенциала, обеспечения россиянам долгой, здоровой жизни. Главными приоритетами являются улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение преждевременной смертности населения, стабилизация рождаемости и укрепление семьи.
ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА
В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше.
Два понятия - возрастная структура и возрастная пирамида - по сути дела отражают две стороны одного явления, а именно распределения населения данной страны по возрастам. Разница между ними заключается в том, что возрастная пирамида представляется в графическом виде и снабжается словесными комментариями, а возрастная структура подается в табличной форме и сопровождается более развернутыми аналитическими комментариями.
Пирамида возрастов (другие наименовании: возрастно-половая пирамида, половозрастная пирамида) дает наглядное графическое изображение распределения людей по возрасту и полу.
Половозрастная пирамида - графическое изображение (гистограмма) данных о половозрастном составе населения (рис. 4). Она представляет собой двустороннюю направленную диаграмму, на которой число людей каждого возраста и пола или доля их в населении изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от 0 до 100 лет, слева - для
мужчин, справа - для женщин 2 . Поскольку вследствие смертности в старших возрастах число людей, как правило, меньше, изображение для полного набора возрастов имеет форму пирамиды.
Рис. 4. Возрастно-половой состав населения Российской Федерации, 1989 г.
Для построения половозрастной пирамиды населения по центру проводите вертикальная ось (ось ординат), по которой откладываются градации возраста От основания оси вправо и влево проводятся горизонтальные оси (оси абсцисс) по которым откладываются градации численности населения, соответственно слева мужчин и справа женщин. Численность населения каждой половозрастной группы на пирамиде изображается в виде прямоугольника, площадь которого соответствует численности населения. Его нижняя и верхняя горизонтальные линии проводятся на уровне, соответственно, начала данного возрастногс интервала и начала следующего возрастного интервала. Правая вертикал ьна? линия у мужчин и левая у женщин совпадают с вертикальной осью на отрезке данного возрастного интервала. Левая вертикальная линия у мужчин и права? у женщин проводятся на уровне численности соответственно мужчин и женщин данной возрастной группы. На половозрастной пирамиде откладываютс? численности только для тех возрастных групп, для которых определены верх-Официальный сайт Госкомстата: www.gks.ru .
няя и нижняя границы возрастного интервала и не откладываются для, так называемых, открытых возрастных интервалов (например, «80 лет и старше»).
На возрастной пирамиде можно проводить самые разные манипуляции, к примеру, возрастные группы менять на возрастные категории населения, допустим группу 0-6 лет заменить на категорию дошкольников. Получившийся график очень полезен в прикладных исследованиях (рис. 5) 3 .
Рис. 5. Измененная возрастная структура населения
Помимо того возрастную структуру, исправленную по категориям населения, можно, опять же в практических целях, объединить с социальной структурой населения и получить еще более наглядный график структуры данного общества (рис. б) 4 .
Рис. 6. Социальная и возрастная структура населения
3 Источник: Народонаселение (www.ccas.ru ).
Половозрастная пирамида строится обычно по данным переписей или обследований населения по годичным или пятилетним возрастным группам так, чтобы площадь ступеней пирамиды соответствовала числу людей (тыс.) каждого возраста и пола или при сравнениях - доле их в населении (%). Длина ступени при этом соответствует плотности данной возрастной группы, т.е. числу людей, приходящихся на единицу возраста (рис. 7). В международной статистике при построении возрастной структуры принято учитывать сведения о распределении по полу и возрасту (0-14 лет, 15-64, старше 65).
Рис. 7 Половозрастная пирамида населения СССР по данным переписей 1926 и 1970 г.
В начале 1930-х гг. было введено понятие трех типов возрастной структуры населения, которым соответствуют формы возрастной пирамиды: в молодом населении она имеет форму правильной пирамиды, в постаревшем населении - форму колокола, в очень старом - форму урны (рис. 8), и определяет при прочих равных условиях быстрый рост, медленный рост или убыль населения.
На большинстве диаграмм, отражающих возрастную структуру различных стран мира, можно наблюдать две асимметрии - по возрасту и полу. Поскольку в структуре населения большинства стран мира стариков меньше, чем детей, то диаграмма приобретает вид пирамиды, т.е. она несимметрична относительно горизонтальной оси, проведенной вдоль средней продолжительности жизни населения данной страны. В то же время численность мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаковая, поэтому диаграмма не может быть симметричной относительно вертикальной оси. Диспропорция полов до сих пор не изучена до конца.
Нетрудно также заметить, что в детских возрастах, как и в мире в целом, так и в отдельных регионах преобладают мужчины. Это объясняется тем, что
мальчиков во всем мире рождается в среднем за год на 4 млн больше чем девочек. В трудоспособных возрастах подобное преобладание для всего мира сохраняется, но в половине регионов оно сменяется перевесом женщин. Что же касается пожилых возрастов, то в этой группе перевес женщин повсеместен. Резкое, примерно на 16,5 млн, преобладание женщин в СНГ объясняется, прежде всего, воздействием Первой мировой, Гражданской и в большей степени Второй мировой войны, но также и очень большой продолжительностью жизни у женщин стран СНГ.
Рис. 8. Типы возрастных структур (по Ф. Бургдёрферу):
А - молодое (растущие) население; Б - постаревшее (стационарное) население;
В - очень старое (убывающие) население
Примерно те же причины повлияли на половой состав населения зарубежной Европы, где за исключением Ирландии и Исландии, во всех странах преобладают женщины. Особенно велик их перевес в Австрии и ФРГ. В зарубежной Азии, напротив, почти повсеместно преобладают мужчины. Исключением являются лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль и Кипр.
Половозрастная пирамида показывает будущее развития конкретных регионов мира или отдельной страны. Новорожденные дети сначала достигают детсадовского возраста и уже можно почти точно сказать, сколько их будет. Потом школьный возраст (сколько нужно будет школ, классов, учителей; можно ли будет и примерно насколько сократить число детей в классе, лучше поступать именно так, а не закрывать школы и увольнять учителей из-за уменьшающегося количества детей школьного возраста, которое нас ожидает в ближайшие годы) и т. д. Рассматривая возрастную пирамиду, специалист в состоянии определить, например, когда в данной местности ожидается наибольший конкурс в высшие учебные заведения, или как будет меняться численность и состав трудовых ресурсов: в какие годы какие контингенты населения будут входить в их число, а какие наоборот выходить. Анализ возрастной динамики может показать текущее и ожидаемое соотношение трудоспособных или брачных возрастов, разница в возрасте женихов и невест: женихи в среднем на два года старше. Если следовать нынешним демографическим пропорциям, то в будущем можно ожидать для юношей 1990-х гг. рождения нехватку невест подходящего возраста, хотя в
целом количество женщин будет превышать численность мужчин. По данным переписи населения 2002 г. (рис. 9) 5 , сохранилось характерное для россиян значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 млн человек против 9,6 млн в 1989 г. Ухудшение соотношения полов произошло из-за высокой преждевременной сверхсмертности мужчин. Так, на тысячу мужчин в 2002 г. приходилось 1147 женщин, а в 1989 г. - 1140 женщин.
Рис. 9. Возрастно-половой состав населения Российской Федерации, 2002 г.
Количественно наиболее высок перевес мужчин в Южной и Восточной Азии (в Индии на 24 млн, в Пакистане на 4,5 млн, в Китае на 31 млн). Перевес мужчин также характерен и для арабо-мусульманских стран Юго-Западной Азии. Это результат многовекового приниженного положения женщин в семьях и обществе. Большая восприимчивость к болезням и более высокая смертность женщин была обусловлена ранними браками, частыми родами, недостаточным питанием, постоянным тяжелым трудом на работе и дома. Для стран Африки резкие колебания полового состава не характерны, и в подавляющем большинстве из них численность мужчин и женщин примерно равна. Все же в северной, арабо-мусульманской, части материка на-
Официальный сайт Госкомстата: www.gks.ru .
блюдается некоторое преобладание мужчин, тогда как, в Восточной Африке, например, преобладание женщин.
В Северной Америке, как в регионе относительно новой колонизации и массового притока иммигрантов - преимущественно мужчин - в течение длительного времени мужское население преобладало. Но постепенно сначала в США, а в 1970-х гг. и в Канаде наметился перевес женщин. Особенно это относится к старшим возрастам. В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин примерно равна. В Австралии, как в стране продолжающегося массового притока иммигрантов, мужчины, как и в Канаде, преобладали до начала 1970-х гг. Затем наметился небольшой перевес женщин. В развитых странах в сельской местности преобладает мужское население, в городах - женское, а в развивающихся странах наоборот - женское население преобладает в сельской местности, а мужское - в городах.
В конце XX в. возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России (рис. 10), напоминала не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп. Впервые во многих странах сложилась ситуация, при которой численность всех возрастных групп, включая самый преклонный возраст, приблизительно одинакова.
Рис. 10. Половозрастная пирамида населения России в 2000 г.
Возрастная структура населения России характеризуется продолжающимся увеличением численности трудоспособного населения. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16- 54 лет), составила 89 млн человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн человек (или 18%) и старше трудоспособного возраста -
29,8 млн человек (или 21%). Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте возросла с 2002 г. к 2004 г. на 1,4 млн. Прогнозируемые темпы экономического роста в 2002-2004 гг. не привели к адекватному увеличению численности занятых в экономике. Тем самым в этот период сохранилось превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Как и для большинства европейских стран для России характерно старение населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на три года и составил 37,7 лет, мужчин - 35,2 лет, женщин - 40,0 лет (по данным переписи населения 1989 г. средний возраст населения составлял - 34,7 лет, мужчин - 31,9 лет, женщин - 37,2 лет). В то же самое время численность детей и подростков за межпереписной период сократилась на 9,7 млн человек.
Поскольку на ближайшую перспективу - до 2050 г. - показатели половозрастной структуры населения будут меняться не в лучшую для нас сторону (общее сокращение численности населения, его постарение), то возрастная пирамида примет, по сравнению с 2000 г., совершенно иной вид (рис. 11).
Рис. 11. Изменение половозрастной пирамиды населения России на предстоящие 50 лет
ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
В предыдущих томах «Фундаментальной социологии» читатель познакомился с главными элементами социальной структуры общества и социальной стратификацией. Напомним лишь о том, что базовыми элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Соотношение исходных понятий, как и договорились, будем изображать графически (рис. 12).
На графике, изображающем двухмерную плоскость, видно, что социальная структура общества охватывает две оси - ОУи ОХ социального пространства.
Рис. 12. Трехмерная система отображения социальной структуры общества
Социальная структура - совокупность статусов и ролей, функционально связанных между собой. Статус - социальное положение индивида в обществе. Роль - модель поведения, соответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Социальный состав населения (ОХ) - это совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и др. Дети, молодежь, взрослые и старики располагаются здесь наряду с православными, католиками, милиционерами, шахтерами, мужчинами и женщинами.
Две оси социального пространства, вертикальная и горизонтальная, имеют совершенно разную природу. Социальная стратификация - это иерархически организованное, ранжированное, следовательно, строго упорядоченное множество людей, разделенных на три разных класса: высший, средний и низший. Напротив, горизонтальная ось, изображающая социальный состав населения, представляет то же самое население, разделенное на половозрастные, профессиональные, религиозные, экономические, политические и другие группы, которые никак не упорядочены и не ранжированы. Их нельзя упорядочить на шкале по какому-то одному критерию. С классами так поступить можно.
Если большие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени неравенства неодинакового дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная стратификация. Таким образом, стратификация состоит из тех же статусов, но сгруппированных по иным критериям и расположенных по «полочкам» (стратам) сверху вниз. Примером стратификации служит классовое расслоение общества. Но точно так же образцом социальной стратификации может выступать возрастное расслоение, если к разным возрастным группам
в обществе относятся неодинаково, кого-то уважают больше, кому-то предоставляют больше прав и привилегий, чем другим, у кого-то больше власти, и соответственно доходов.
Раньше мы говорили о том, что на горизонтальной оси ОХ, которую образно можно назвать «осью социального равенства», все группы находятся в одинаковом положении, никто не может располагаться выше другой, в чем-либо превосходить и т.п. Такая оговорка нужна была для того, чтобы более выпукло и ярко оттенить различие двух осей - горизонтальной и вертикальной. Наглядным и понятным всем примером вертикальной оси, т.е.
стратификационного неравенства, выступают социальные классы: высший, средний и низший. О детях, взрослых и стариках, равно как о мужчинах и женщинах, тогда говорилось как о группах равенства. Но сегодня мы должны внести коррективы в сказанное ранее. На самом деле существуют такие явления, как возрастное и тендерное неравенства, которые позволяют нам заключить, что на их базе возникают два вида стратификации - возрастная и тендерная. Иногда оба названия объединяют и пишут о половозрастной стратификации. Она представляет собой проекцию половозрастной структуры населения на ось OY. Действительно, когда шла речь о половозрастной структуре в двух предыдущих параграфах, то неявно подразумевалось, что она лишь упорядочивает те группы, которые размещены на оси ОХ, где элементы социального состава населения (большие социальные группы) размещены в случайном порядке. Сравнение возрастных групп проводилось по количественному параметру - кого больше, а кого меньше по численности и как численность каждой группы может в дальнейшем отразиться на обществе (яркий пример - постарение населения). Но о неравенстве возрастных групп речь не шла.
Если детей, подростков, молодежь, взрослых и стариков можно расположить на шкале социального неравенства по указанным признакам, то мы имеем право заявить, что имеем дело с возрастной стратификацией. При этом ее необязательно представлять по образу и подобию классовой стратификации, где низший, средний и высший классы расположены строго по ранжиру. Часто бывает, что старики превосходят, скажем, подростков и детей в одном отношении - объеме власти и доходах, но уступают в других показателях, например, уважении со стороны большинства населения или объеме привилегий.
Таким образом, возрастную стратификацию нельзя мыслить как однолинейный порядок, некую шкалу или вертикальную линию. Ее вообще трудно представлять графически. Тем не менее она существует и ощущается нами в повседневной жизни. Общее соотношение двух понятий - возрастная стратификация и возрастная структура (в смысле возрастного состава населений) - можно отобразить на графике следующим образом (рис. 13).
Как только возрастные группы мы спроектировали на вертикальную ось OY, они моментально меняют свое название и превращаются в возрастные
страты. Так происходит со всеми социальными группами, если они подчиняются закону социального неравенства.
Рис. 13. Возрастная структура и возрастная стратификация
Возрастную стратификацию создают пять факторов - возрастное разделение труда, возрастные страты, возрастные статусы, возрастные роли и возрастное неравенство (его крайняя форма - возрастная дискриминация и эйджизм). Главный элемент здесь - возрастная страта. Она представляет совокупность всех представителей одной возрастной категории населения - дети, подростки, молодежь, зрелые и пожилые люди (возможна и более дробная спецификация страт), различающихся объемом предписанных прав, обязанностей, привилегий и рангом на шкале общественного уважения.
В ролевую структуру входит количество ролей, которые доступны и могут заполняться в каждом возрасте, а основу статусной структуры, как среза возрастной стратификации, составляет количество статусов в обществе, которые явно или скрыто отведены под возрасты, могут заниматься исключительно или преимущественно с достижением установленного возраста. К примеру, пост президента страны индивид не может занять ранее 35 лет. Возрастные ограничения для посетителей некоторых клубов и дискотек Германии - 18 лет. Масса возрастных ограничений существует при употреблении медицинских препаратов.
В каждой профессии свои критерии возрастных границ. Считается, что добиться успеха в бизнесе можно только в том случае, если вы пришли туда до 35 лет. Несмотря на статьи Конституции РФ, ТК РФ, запрещающие ущемление прав граждан, большинство объявлений о трудоустройстве содержат возрастные ограничения. И это в какой-то мере оправданно с позиций бизнеса, но не этики и морали. Хотя и здесь верхняя планка уже поднялась до 40-45 лет, а по некоторым должностным позициям и до 50 лет. Все меньше объявлений с требованиями типа: «до 25-27 лет, с опытом работы от 3-
5 лет». Видимо, первоначально произошла переоценка молодости и опыт взял свое. Сотрудники милиции и других силовых ведомств, имеющие специальные звания младшего и среднего начальствующего состава, могут состоять на службе до достижения ими 45-летнего возраста, а генерал-майоры и генерал-лейтенанты - 55 лет. Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов в государственных и муниципальных вузах могут замещать лица не старше 65 лет. Закон требует, чтобы всех, кто занимал эти должности, по достижении 65 лет переводили на иные должности, соответствующие их квалификации.
И таких статусов, имеющих возрастные параметры, в обществе достаточно много, как много и таких статусов, на которые не накладывается никаких возрастных ограничений, например статус верующего, который индивид может занимать с момента крещения, или национальный статус, приобретаемый с рождением. Та половина или меньшая часть статусов, которые в данном обществе и в данное время несут на себе след возрастной спецификации, мы вправе относить к статусной возрастной структуре.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Социально-психологический портрет личности. Социализация личности
3. Возрастная структура общества старения население как социально-демографический процесс
4. Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни
1. Социально-психологический портрет личности. социализация личности
Социально психологический характер личности:
Понятие личности включает такие свойства которые являются устойчивыми. И свидетельствуют об индивидуальности человека, определяют его значимые для людей поступки. Личность- это человек взятый в системе психических характеристик, которые социально обусловлены проявлением в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют правильные поступки человека имеющие существенные знания для него самого и окружающих (Р.С. Немов.)
Академик Б.Г. Ананьев, обосновал что каждый человек обладает яркой индивидуальностью объединяющей его природные и личностные особенности. В результате оценив Ананьев в социально психологической личности включает следующие компоненты:
1. Темперамент;
2. Характер;
3. Способности;
5. Интеллектуальность;
6. Эмоциональность;
7. Волевые качества;
8. Умение общаться;
9. Самооценка;
10. Уровень самоконтроля;
11. Способность к групповому воздействию;
Развитие индивидуальности личности продолжается всю свою жизнь.
Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его не социальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Выделяют следующие стадии социализации:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
Изменение себя, "стать как все";
Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Таблица 1. Пути решения с точки зрения социализации.
Проблемы с которыми сталкивались социальные работники |
Пути решения |
|
1) Общение с клиентами |
1. культурное общение, 2. получать оперативную и достоверную информацию о качестве предоставленных условий; 3. выявить и изучать новые потребности и запросы клиентов; 4. убедить клиента в правильности сделанного им выбора. 5.увеличить объем потребления и закрепить на рынке. |
|
2) отношение с клиентами |
1. проявлять уважение; 2.быть спокойным и сдержанным; 3.не завышать свою самооценку; 4.соблюдать этику; 5.не грубить. |
|
3) проблема честность |
1. избежать обмана в частности мошенничества с клиентами; 2. доказать свою правоту; 3.смениться другим рабочим, либо клиента; 4. уйти в отпуск; 5. уволиться. |
|
4) этические нормы и правильность профессии |
1.официальная форма одежды; 2. культурное общение; 3.не поддаваться влиянию; 4.вкладывать опыт и знания к деятельности; 5. выполнять работу в срок и правильно. |
|
5) Объявления социального работника в воровстве |
1. пытаться доказать свою правоту 2.не поддаваться влиянию; 3. не обращать внимание; 4. уйти в отпуск; 5. сменить работу. |
2. Социальная психология конфликта
Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) -- это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.
Структура социального конфликта
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из формулы
К=У+О+И+КС;
Объекта - конкретной причины столкновения субъектов;
Участники - двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;
Инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент -- формальный повод для начала конфликта.
Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.
Сущность социального конфликта
Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.
Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача -- научиться контролировать их.
Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.
Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.
Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании -- такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:
Наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;
Наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
Взаимодействие конфликтующих сторон;
Результаты конфликтного взаимодействия;
Использование давления и даже силы.
Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:
1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:
Внутри личностные -- состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;
Межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
Межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. по направленности конфликтного взаимодействия:
Горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
Вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
Смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;
3. по источнику возникновения:
Объективно обусловленные -- вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
Субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;
4. по своим функциям:
Созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
Разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. по длительности протекания:
Кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
Затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. по своему внутреннему содержанию:
Рациональные -- охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
Эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:
8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Предконфликтная ситуация -- это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:
Действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);
Скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).
Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так, как выгодно ему.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
Своевременное определение причин конфликта;
Определение деловой зоны конфликта -- причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
Взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
Совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Существуют различные методы разрешения конфликта:
Избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
Переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
Использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;
Откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
Третейское разбирательство, или арбитраж, -- метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
Последствия конфликта могут быть:
1. позитивными:
Разрешение накопившихся противоречий;
Стимуляция процесса социальных изменений;
Сближение конфликтующих групп;
Усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;
2. негативными:
Напряженность;
Дестабилизация;
Дезинтеграция.
Разрешение конфликта может быть:
Полным - конфликт завершается полностью;
Частичным -- конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.
3. Возрастная структура общества. Старение населения, как социально-демографический процесс
Демографическое старение населения -- увеличение доли пожилых людей в общей численности населения.
Старение населения в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера.
Наблюдающееся уже более десятилетия сокращение численности населения России вызывает справедливую озабоченность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на очень низком уровне, смертность - на высоком, а положительное сальдо миграции не компенсирует отрицательный естественный прирост. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, смертность, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета трансформации возрастной структуры, т.е. старения населения.
Демографическое старение населения за последние десятилетия стало глобальным явлением, характерным не только для развитых стран, но практически для всего мира. Данный процесс является чрезвычайно многоаспектным; он охватывает как медико-гигиенические, так и социально-политические стороны жизни общества. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия решений в вопросах, затрагивающих интересы общества в целом: здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других.
Демографическое старение -- результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон -- «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», вызванное увеличением числа пожилых и старых людей, чему способствует сокращение смертности этих людей. Отдельная проблема -- миграция, меняющая возрастную структуру. Уезжают обычно молодые, остаются старики, В результате в местах прибытия население «молодеет», а в местах убытия -- «стареет».
Рост средней продолжительности жизни может способствовать старению населения только в том случае, если он происходит в старших возрастных группах населения, т. е. в возрастах старше 60 лет. Однако в большинстве стран, и в нашей также, рост средней продолжительности жизни на всем протяжении ее эволюции происходил в основном лишь за счет снижения смертности в младших и средних возрастных группах, в то время как в старших возрастах смертность снижалась мало, медленнее или вовсе не снизилась за весь XX век. Как раз в нашей стране средняя продолжительность жизни населения в возрасте 60 лет и старше на протяжении XX в. сократилась, а не возросла. И таким образом ее динамика скорее тормозила демографическое старение населения, чем ускоряла.
Свою остроту сохраняет фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Женщины живут дольше мужчин: в городах на 13,3 года, в сельской местности на 13,8 года. Постарение населения привело к четко выраженной половой асимметричности. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. У современной старости формируется отчетливо выраженное "женское лицо", причем с нарастанием этой выраженности по мере роста возрастных показателей.
Обращает на себя внимание разница в величинах показателя демографического старения между городским и сельским населением. Сельское население значительно старше городского, вопреки тому, что уровень рождаемости сельского населения выше, чем городского. И, следовательно, молодежи на селе, казалось бы, должно быть больше, чем в городах. Однако на деле все наоборот. Это результат миграции молодежи из деревни в город.
Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них -- проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.
Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:
Занятость и качественная структура рабочей силы, включая и занятость пенсионеров;
Пенсионное обеспечение и уровень жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;
Здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.
Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50--54 года и 44% мужчин в возрасте 60--64 года. В возрасте 65--69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.
4. Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность жизни
Продолжительность трудового периода в условиях современного труда и нагрузки, производства и предупреждение профессионального старения в первую очередь связаны с созданием таких условий труда, которые бы соответствовали функциональным возможностям организма. Возрастное снижение функциональны возможностей до физиологического предела объединяющую профессиональную и общую трудоспособность, не является патологией. Профессиональная - трудовая реабилитация определяется как совокупность периодических, производственных, педагогических, организационных, медицинских и иных необходимых мероприятий, направленных на поддержание, повышение и восстановление профессиональной трудоспособности человека.
Трудовая реабилитация: состоит в профессиональной переориентации тренировки профессионально-значимой функции обучений и переобучений трудовым навыком, переводе на облегченной условий труда. И наконец, льготное пенсионирование от основной работы, перевод вспомогательные виды труда на домашний труб, физическая нагрузка в домашних условиях
Трудовая реабилитация - включает в себя производственную адаптацию, которая предполагает адекватную производственную нагрузку, рациональный режим труда. Сниженную форму труда, сокращенный рабочий день. личность конфликт старение реабилитация
Социальная реабилитация - заключается в подготовке к рациональному образу жизни к предпенсионному периоду необходимости активизировать общественную жизнь в коллективе и восстанавливать различные виды наставничества, организовывать клубы по интересам, художественную самодеятельность.
Одной из важных задач комплексной предпенсионной подготовке является формирование сознательного отношения к своему здоровью. Потребности в получении и использовании соответствующих геогигиенических знаний.
Отношение стареющего работника к снижению своей профессиональной работоспособности зависит не только от уровня его физиологических функций и психическом складе, но и окружающих людей.
Ранее на многих промышленных предприятиях, на базе больниц и поликлиник были созданы и функционировали реабилитационные отделения, проводилось медицинское обследование работников испытывающих трудности в выполнении профессиональных обязанностей.
Главным в работе врачей реабилитационных отделений была профилактика заболевания сердечнососудистой системы являющейся основной причиной инвалидности людей.
Проблема реабилитации и профессиональной переориентации является социально-экономической, а методы ее решения медико-биологические и психологические.
Эффективность реабилитации включает в себя: физиологическую эффективность, то есть улучшение профессионального статуса, экономическую эффективность, то есть увеличение продолжительности труда, социальную эффективность, то есть устранение вредных влияний окружающей среды.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.
реферат , добавлен 10.12.2011
Понятие и основные этапы социализации общества, психологическое обоснование и значение данного процесса, критерии оценки ее эффективности. Основные институты социализации личности и их значение, существующие проблемы и перспективы их разрешения.
курсовая работа , добавлен 20.12.2015
Понятие "адаптации" и "личностного ресурса" в психолого-педагогических исследованиях. Структура и стадии адаптации. Социальная адаптация личности. Психологические механизмы социальной адаптации человека. Адаптация как процесс, проявление и результат.
реферат , добавлен 01.08.2011
Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.
реферат , добавлен 07.10.2013
Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей становиться личностью, способной функционировать в обществе. Источники социализации индивида. Процесс социальной адаптации. Факторы, влияющие на социализацию.
реферат , добавлен 08.12.2010
Специфика исследования личности и ее социально-психологических качеств в социальной психологии. Анализ проблем социализации личности и ее социально-психологической компетенции. Исследование внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления.
курсовая работа , добавлен 20.12.2015
Общее понятие, структура и виды деятельности. Иерархия потребностей Маслоу. Принципы мотивации человека. Иерархическая структура личности по Платонову. Теория сексуального развития Фрейда. Социализация личности, ролевые и внутриличностные конфликты.
курс лекций , добавлен 12.02.2011
Сущность, структура и значение Я-концепции. Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов различных направлений на понятие социально-психологической адаптации личности. Диагностика и методика развития адаптации и самооценки подростков и юношей.
дипломная работа , добавлен 23.01.2013
Понятие и структура личности. Особенности социальной адаптации и интериоризации как основных фаз социализации индивида. Общие свойства, типология и строение человеческого характера. Экспериментальная диагностика состояния личности по опроснику FPI.
курсовая работа , добавлен 13.11.2010
Основные закономерности и механизмы социализации личности. Воздействие биологических и культурных факторов. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии. Теории развития личности. Концепция возрастов Эриксона. Исследования по депривации и госпитализму.
Типы возрастной структуры населения
Таблица 2.2.
Основные направления анализа состава населения
Распределение общества на мужчин и женщин составляет половую структуру населения. Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как соотношение мальчиков и девочек среди родившихся, различий в интенсивности смертности мужчин и женщин, миграции, войн и др. Для количественной оценки полового состава населения применяется группа показателей: численность мужчин и женщин, удельный вес мужчин и женщин в обществе, численность мужчин в расчете на 1000 женщин и др. Степень диспропорциональности половой структуры общества устанавливается на основе шкалы-измерителя. В случае если разница удельных весов мужчин и женщин в обществе, взятая по модулю (так как преобладание может быть либо мужским, либо женским), составляет до 1% - это незначительная степень, от 1 до 3% - средняя степень, 3% и более - существенная степень диспропорциональности полового состава населения.
Сегодня на земном шаре в целом наблюдается относительное равновесие полов (мужчины составляют 50,1%, а женщины - 49,9% всех жителей планеты). В России преобладают женщины, на долю которых приходится 53% общей численности населения страны.
Под возрастной структурой населения принято понимать распределение людей по возрасту. Для этой цели в статистике применяются одногодичные, пятилетние и десятилетние возрастные группы, а при крайне важности и группы с неравными возрастными интервалами.
Наиболее часто в демографическом анализе используется классификация Г.Сундберга, позволяющая ответить на вопрос о типе возрастной структуры общества. В ее основу положена теоретическая концепция о выделении в составе населения трех поколений людей: детей, родителей и прародителей. Учитывая зависимость отих соотношения производится как визуальная, так и расчетная идентификация типа возрастной структуры населения.
При возникновении трудностей с визуальным определением типа возрастной стуктуры общества прибегают к критериям близости. Один из них связан с установлением среднего квадратического отклонения от эталонных значений классификации Г.Сундберга:
где СККБ - средний квадратический критерий близости возрастных структур населения; Р ф - фактическая возрастная структура населения; Р с - эталонная возрастная структура населения по классификации Г.Сундберга. Чем меньше значение критерия, тем ближе находится фактическая возрастная структура общества к прогрессивному, стационарному или регрессивному типам.
На основании поколений жителей, выделенных в классификации Г.Сундберга, бывают определены коэффициенты демографической нагрузки . Коэффициент нагрузки детьми находится как соотношение численности поколения детей и численности поколения родителей. Коэффициент нагрузки прародителями определяется как соотношение численности поколения прародителей и численности поколения родителей. Оба коэффициента рассчитываются на 1000 человек поколения родителей. В случае если их сложить, то получится общий коэффициент демографической нагрузки.
В статистической практике для нахождения коэффициентов демографической нагрузки чаще всего использоваться такие возрастные группы жителей, как 0-14, 15-59, 60 лет и старше. Иными словами, поколения родителей и прародителей могут трактоваться более широко по сравнению с классификацией Г.Сундберга.
Обобщающую характеристику возрастной структуры общества получают при помощи традиционных показателей теории статистики: среднего, медианного и модального возраста жителей, каждый из которых отражает фактически сложившуюся ситуацию одним числом.
Детальное визуальное представление о возрастном составе населения дает половозрастная пирамида . Она строится таким образом, что по горизонтальной оси откладывается численность (или удельный вес каждой половозрастной группы в общей численности населения) жителей (вправо - женщины, влево - мужчины), а по вертикальной оси - возраст (по пятилетним или десятилетним интервалам). При этом численность каждой возрастной группы мужчин или женщин изображается при помощи прямоугольника, площадь которого соответствует ей количественно. В целом половозрастная пирамида является демографическим лицом общества и хранит печать истории.
Возраст, лет
Численность населения, млн. чел.
Рис. 2.1. Половозрастная пирамида
Процесс преобразования возрастной структуры общества, связанный с возрастанием удельного веса пожилых (старых) людей, называют старением населения . На него оказывают воздействие такие факторы, как динамика рождаемости и смертности, миграция и войны. Оценку степени старости общества получают на основе коэффициента старения, который представляет собой удельный вес лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения. Для качественной характеристики этого показателя привлекается специальная шкала Э.Россета.
Таблица 2.3.
Шкала Э. Россета Для оценивания процесса старения населения:
Особое внимание в составе пожилых людей уделяется долгожителям, ᴛ.ᴇ. людям, достигшим возраста 80 лет и старше. Долголетие зависит от многих факторов, среди которых выделяют наследственность, экологическую обстановку, образ жизни, условия и характер труда, качество медицинского обслуживания и др. Уровень долголетия отражается при помощи одноименного коэффициента͵ характеризующего удельный вес долгожителей в численности лиц в возрасте 60 лет и старше.
Под социальным составом населения принято понимать его распределение на общественные группы. Их выделение на практике тесно увязывается с численностью и ролью конкретной группы общества в социально-экономическом развитии страны. В широком аспекте социальная структура населения определяется особенностями исторической эволюции, уровнем экономического развития и демографической ситуацией в государстве.
Для количественной характеристики социального состава населения обычно используются такие показатели, как численность конкретной общественной группы жителей, а также ее удельный вес в обществе. Дополнительно рассчитываются показатели координации, отражающие соотношение численностей различных социальных групп населения между собой (к примеру, численность рабочих, приходящихся на 1000 чел. крестьян и т.п.).
Изучение этнической структуры населения предполагает рассмотрение комплекса вопросов, связанных с характеристикой расового, национального, языкового и религиозного состава членов общества.
В международной практике выделяют четыре основные расы: европеоидную, монголоидную, негроидную и австролоидную. Кроме них существует множество смешанных и переходных форм. На современном этапе развития в мире преобладающей по численности населения является европеоидная раса (на ее долю приходится примерно 40% всех жителей Земли). Правда, в последние десятилетия наиболее быстро эволюционирует негроидная раса.
Подавляющее большинство государств земного шара являются многонациональными. Нация - это историческая общность людей, связанных единством территории, языка, культуры и экономических отношений. При изучении динамики национального состава общества особое внимание уделяется процессам консолидации и ассимиляции. Консолидация - это слияние близких по языку и культуре этнических общностей. Ассимиляция - это смешение, взаимопроникновение отдельных национальностей. Главными показателями национальной структуры населения служат: число народов, национальностей, проживающих на определенной территории; численность лиц данной национальности, а также их удельный вес в обществе.
Важнейшая роль в развитии человеческого сознания принадлежит языку. Сегодня в мире самыми распространенными языками являются китайский, английский, хинди, испанский и русский. Родной язык и национальность не всегда совпадают между собой. Статистика населения определяет численность людей, разговаривающих на конкретном языке, исследует многоязычие, а также оценивает роль языка как средства межнационального общения.
Религиозная структура отражает распределение населения по вероисповеданию. В этом аспекте статистика охватывает только верующих. Причем обычно все религии делятся на три группы: примитивные (фитишизм, магия и т.п.), местные (индуизм, синтоизм и т.п.), общемировые (христианство, мусульманство, буддизм).
Сегодня самой распространенной религией в мире считается христианство (более 1 млрд. верующих). Сам же статистический учет верующих зачастую сталкивается с двумя основными проблемами - как с нежеланием регистрироваться вообще, так и со стремлением преувеличить значение собственной религии.
Брачный состав населения представляет собой распределение людей в зависимости от семейного положения. Все общество подразделяется на лиц, состоящих и не состоящих в браке. Первые, в свою очередь, состоят из людей, находящихся в первом или повторном (втором, третьем и т.д.) браке. Вторые включают никогда не состоявших в браке (холостых и незамужних), разведенных, вдовых и разошедшихся (отличаются от разведенных тем, что не оформили юридически прекращение брачного союза).
Особо пристольное внимание демография уделяет изучению семейного состава населения , так как именно оно по преимуществу осуществляет демографическое воспроизводство общества. Все семьи классифицируют по родственному признаку на полные (с брачной парой) и неполные (мать или отец с детьми); по национальному признаку на однонациональные и этнически смешанные (национальности мужа и жены не совпадают); по экономическому признаку на семьи без иждивенцев и семьи с иждивенцами.
Наиболее важными показателями семейного состава населения являются число семей, численность и удельный вес семейных в общей численности жителей, распределение семейного населения по размеру семьи, средний размер семьи.
Под образовательной структурой населения принято понимать распределение общества по уровню образования. Образование - это совокупность специальных знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. В нашей стране принято выделять такие уровни образования, как среднее, среднее специальное и высшее. Учитывая зависимость отстепени фактического завершения они бывают полным и неполным (к примеру, среднее начальное, высшее незаконченное и т.п.).
Анализ образовательной структуры населения на практике, как правило, начинают с изучения грамотности граждан. Она оценивается по удельному весу лиц, умеющих читать и писать на каком-либо языке в определенном возрасте (к примеру, от 9 до 49 лет). Для более точной статистической характеристики привлекаются показатели численности лиц, имеющих высшее и среднее образование; численности лиц, имеющих высшее и среднее образование в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше; численности лиц, имеющих высшее и среднее образование в расчете на 1000 человек занятых в народном хозяйстве и др.
В экономическом отношении важное значение имеет распределение занятого населения по отраслям экономики. Отраслевая структура населения служит важнейшей характеристикой уровня экономического развития страны. Для ее изучения привлекают показатели численности и удельного веса занятых в каждой из отраслей общественного производства.
Совокупность занятых в экономике также рассматривается в разрезе сфер приложения труда и характера труда. При этом, особенно в последние годы, повышенное внимание уделяется проблеме безработицы.
В непосредственной связи с отраслевой занятостью рассматривается профессиональная структура населения, представляющая распределение жителей по профессиям. Профессия - это относительно устойчивый вид трудовой деятельности, требующий как теоретических знаний, так и специальных трудовых навыков. На динамику профессиональной структуры жителей оказывают влияние следующие факторы: исторические особенности развития производства, национальные традиции, научно-техническая революция, структурные сдвиги в экономике и др.
Особенности гендерной (полоролевой) структуры общества и их восприятие человеком сказываются на его социализации, влияя на различные аспекты его самоопределения,на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.
Возрастная стратификация присуща любому обществу. Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «девушка», «старик», «старуха» указывают не только на возраст человека, но и на его положение в статусной структуре общества, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обязанностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.
Наиболее последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в относительно социально контролируемой) подрастающих поколений показано в концепции М.Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционности (постфигуративные, кофигуративные и префигура-тивные), которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.
В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а также в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению. Образным пояснением этого могут послужить слова английского историка А.Тойнби: «Каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в условиях полной свободы, но начинает как узник прошлого».
В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модернизирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее. В дополнение к этому уместно замечание французского историка XX в. М. Блока: «Границы поколений то сужаются, то раздвигаются в зависимости от более или менее быстрого темпа социального движения. Были в истории поколения долгие и краткие».
В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для современных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт
не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам смелых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее. Если раньше, по образному выражению немецкого философа М.Хайдеггера, «человек входил в историю пятясь», то теперь «время Бременится из будущего».
По мнению И.С.Кона, концепция М.Мид правильно схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следует абсолютизировать эту зависимость, как и сами темпы культурного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства.
Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в различных соотношениях все три выделенные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значимость каждого их них в жизни общества и в процессе социализации человека различна в зависимости от уровня и характера развития общества, возрастных, групповых и индивидуальных особенностей людей. Особое значение имеет тот исторический этап, который переживает общество.
Так, в периоды нестабильного развития общества межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие переживают кризис социальной идентичности, а младшие, социализируясь в меняющихся условиях, оказываются более приспособленными к ним, чем старшие. В современной России это проявляется, например, в том, что экономическое положение больших групп молодежи, особенно в средних и крупных городах, оказывается более высоким, чем у больших групп представителей старших поколений (средний возраст богатых россиян 33 года, а бедных - 47 лет). Более того, именно экономическая активность младших, ее направленность и эффективность реализации в значительной мере будут определять уровень экономического развития российского общества.