Комитет по международным стандартам финансовой отчетности занимается. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): функции, принципы и документы. Главный принцип мсфо




Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО , знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Структура Комитета

Единственной всемирной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов финансового (бухгалтерского) учета, является Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC - International Accounting Standards Committee) - КМСФО. Комитет является независимым органом, цель которого состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых хозяйствующими субъектами для финансовой отчетности во всем мире. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными бухгалтерскими организациями Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. КМСФО - независимая частная организация, членами которой в настоящий момент являются 143 объединения бухгалтеров (включая 5 ассоциированных и 4 дочерних члена) из 104 стран общей численностью более 2 млн человек.

Уставом КМСФО определены две главные цели.

1. Разработка и публикация международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при предоставлении финансовых отчетов; их продвижение для повсеместного принятия и соблюдения.

2. Работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с предоставлением финансовой отчетности.

В свою очередь, Международная федерация бухгалтеров (IFA - International Federation of Accountants), созданная в 1977 г., разрабатывает и публикует международные стандарты аудита (IAS - International Auditing Standards).

Согласованные решения Комитета привели к тому, что эта работа в последнее время приобретает все более важное значение. Комиссия по ценным бумагам уже неоднократно применяла методы МСФО и использовала финансовую отчетность, составленную в соответствии с международными стандартами и предоставленную иностранными хозяйствующими субъектами и эмитентами. Токийская фондовая биржа делает то же самое.

Важную роль в разработке международных стандартов сыграло соглашение, заключенное в июле 1995 г. между Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSC - International Organisation of Securities Commissions) и КМСФО. Это соглашение помогло создать основу для формирования общих требований к бухгалтерской отчетности во всем мире.

Работа КМСФО финансируется за счет взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счет прибыли от публикаций стандартов. В 1999 г. бюджет КМСФО составил около 3 млн дол. США.

Комитет включает следующие подразделения:

1. Правление Комитета (IASC Board).

2. Консультативная группа (Consultative group).

3. Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council).

4. Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee).

5. Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Part).

Правление КМСФО

Правление - главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчетности. Оно включает представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, которые назначаются Международной федерацией бухгалтеров. Сотрудничество федерации и КМСФО началось в 1983 г., и в настоящее время в состав Комитета входят все организации - члены IFA. Помимо представителей стран Правление назначает в свой состав до четырех представителей организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчетов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов. Правление состоит из 16 членов. Это бухгалтерские организации из следующих стран: Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия и Шри-Ланка, Япония, Малайзия, Мексика, Голландия, Северная федерация общественных бухгалтеров, Южная Африка и Зимбабве, Великобритания, США, а также представители организаций: Международный совет инвестиционных ассоциаций, Федерация промышленных холдинговых компаний Швейцарии и Международная ассоциация институтов финансовых управляющих. Статус наблюдателей в Правлении (т. е. без права голоса) имеют: Европейская Комиссия, Совет по разработке финансовых учетных стандартов США, Международная организация комиссий по ценным бумагам и Китай.

Члены Правления избираются на 2,5 года с правом переизбрания. На практике Правление Комитета собирается на одну неделю 4-5 раз в год. Правление выбирает председателя и его заместителя.

Консультативная группа

Консультативная группа была основана в 1981 г. и включает представителей международных организаций - разработчиков и пользователей финансовой отчетности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг, и межправительственных организаций. Консультативная группа регулярно встречается с Правлением КМСФО для обсуждения вопросов касательно новых проектов Комитета, рабочей программы и стратегии КМСФО. Группа играет важную роль при подготовке и принятии международных стандартов.

Сегодня членами Консультативной группы являются:

Международная федерация ценных бумаг и финансов (FIBV - Feduration Internationale des Bourses de Valeurs,);

Международная ассоциация развития бухгалтерского образования и исследований (IAAER - International Association for Accounting Education and Research);

Международная банковская ассоциация (IBA - International Banking Associations);

Международная ассоциация адвокатов (IBA - International Bar Association);

Международная торговая палата (ICC - International Chamber of Commerce);

Международная конфедерация свободных профсоюзов (ICFTU - International Confederation of Free Trade Unions);

Всемирная конфедерация труда (WCL - World Confederation of Labor);

Международный комитет по стандартам оценки (IVSC - International Valuation Standards Committee);

Международная финансовая корпорация (IFC - International Finance Corporation);

Всемирный банк (The World Bank).

В качестве наблюдателей в Консультативную группу входят:

Совет по стандартам финансового учета (FASB - Financial Accounting Standards Board);

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD - Organization for Economic Co-operation and Development);

Европейская комиссия (European Commission);

Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (UNDICI - United Nations Division on Transnational Corporations and Investment).

Такой представительный состав группы свидетельствует о признании, которое получили международные стандарты и о стремлении международного бизнеса обеспечить единый подход к толкованию финансовой отчетности.

Консультативный совет по стандартам

Еще один орган КМСФО это - Консультативный (или попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 г. В Консультативный совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие посты в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный совет выполняет следующие функции:

рассмотрение и комментирование стратегии и плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета;

подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;

содействие участию и одобрению работы КМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;

поиск таких источников финансирования работы Комитета, которые не влияли бы на независимость Комитета;

рассмотрение бюджета и финансовой отчетности КМСФО.

Консультативный совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сегодня в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.

Постоянный комитет по интерпретациям


В 1997 г. Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по интерпретациям. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учета в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтенных при разработке существующих стандартов. Постоянный комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, которые, собственно, и принимают те или иные интерпретации стандартов. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями без права голоса.

Совершенствование структуры КМСФО

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был создан в апреле 2001 г. и заменил собой Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).

Цель реорганизации Комитета - повышение качества и последовательности подготовки финансовой отчетности путем применения лучшей международной практики и устранения альтернативных подходов к раскрытию учетной информации, используемых в тех международных стандартах, которые в свое время были опубликованы Комитетом по МСФО.

Фондовые рынки требуют постоянного развития и усовершенствования МСФО (через Международную организацию комиссий по ценным бумагам, национальные органы, устанавливающие правила и стандарты учета и т. д.). В ответ на это в мае 2002 г. СМСФО опубликовал проект дальнейшего совершенствования стандартов, и к декабрю 2003 г. Совет пересмотрел 13 международных стандартов.

Структура КМСФО постоянно совершенствуется. По замыслу Правления Комитета такое совершенствование должно стать важным шагом на пути превращения КМСФО в разработчика стандартов на глобальном уровне. Суть производимых реформ состоит в превращении КМСФО в независимую организацию по типу фонда. Комитет будет состоять из двух главных органов: Доверенных лиц и Правления, а также из Постоянного комитета по интерпретациям, Консультативного совета по стандартам и Комитета по выдвижению кандидатур.

Комитет по выдвижению кандидатур (NT - Nominating Committee) необходим для выборов первой группы Доверенных лиц и будет включать 5-8 известных специалистов.

В состав Доверенных лиц (Trustees) войдут 19 лиц, имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности. Данный орган будет отвечать за выбор членов Правления, Комитета по интерпретациям и Консультативного совета. Доверенные лица будут контролировать финансовые потоки КМСФО, а также принимать решения о дальнейшей реорганизации структуры Комитета. Первоначально в состав Доверенных лиц войдут шесть представителей из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Тихоокеанского региона и три из остальных регионов.

Вместо существующего Правления в его нынешнем составе должно появиться новое Правление, состоящее из 14 человек (12 будут работать на постоянной основе, а два - на неполной ставке). Предполагается, что для обеспечения должного баланса опыта минимум 5 членов Правления должны иметь опыт работы в качестве практикующих аудиторов, 3 - опыт работы в области составления финансовой отчетности, 3 - опыт работы в качестве пользователей финансовой отчетности, а по крайней мере, 1 - опыт работы в высших учебных заведениях. Несколько членов Правления (но не более 7) будут поддерживать непосредственную связь с органами, устанавливающими национальные стандарты. Для принятия нового стандарта или его интерпретации необходимо будет получить одобрение со стороны 8 из 14 членов Правления.

С помощью нового Консультативного совета по стандартам все заинтересованные лица смогут предоставлять рекомендации по улучшению МСФО Правлению и Доверенным лицам.

Постоянный Комитет по интерпретациям согласно проекту сохранит свою действующую структуру.

Данные изменения должны получить одобрение большинства из 143 членов Комитета. Если реорганизация пройдет успешно, то предлагаемая структура вступит в действие.

Целью реформы является повышение эффективности и профессионализма КМСФО, при этом важно, что уже сейчас этот шаг вызывает положительные отклики со стороны ведущих специалистов в области бухгалтерского учета.

Последовательность разработки МСФО


Для того чтобы обеспечить высокое качество стандартов, а следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в следующие шесть последовательных этапов.

Первый этап - формирование Подготовительного комитета (Steering Committee). Комитет формируется Правлением из специалистов не менее чем из трех стран и возглавляется представителем Правления. В Подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в Правлении, Консультативной группе и эксперты в определенной области.

Второй этап - разработка проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в том числе различные учетные приемы, подходящие различным условиям. По итогам исследования комитет представляет на рассмотрение Правления КМСФО Общий план разработки проекта Международного стандарта финансовой отчетности (Point Outline).

Третий этап - подготовка рабочего проекта положений стандарта. В ходе данного этапа, который обычно длится около четырех месяцев, Подготовительный комитет готовит Проект изложения принципов (Draft Statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки следующего документа - Проекта международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

Четвертый этап - утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по Рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение Правления.

Пятый этап - составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет Проект международного стандарта финансовой отчетности, который после его одобрения двумя третями Правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данная стадия может продолжаться от одного до трех месяцев.

Шестой этап - подготовка проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает проект на рассмотрение Правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо по меньшей мере 12 голосов членов Правления (из 16). В противном случае Правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в проект. На практике это требует составления нового Проекта МСФО.

Правление также может сформировать Подготовительный комитет для внесения корректировок в уже существующие стандарты или их замены новыми стандартами. В этом случае процедура внесения изменений в стандарт аналогична вышеуказанной, за исключением того, что Подготовительный комитет также подготавливает Проект изложения принципов без предварительного составления схемы конкретного МСФО.

Следует также отметить, что утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на четыре языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены более чем на 30 языков мира.

Вместе с тем следует отметить, что как процесс разработки, так и процесс внедрения МСФО являются достаточно сложными и занимают много времени. Этот процесс должен сопровождаться предварительным обсуждением проектов международных стандартов, учетом специфики стран при применении того или иного МСФО, а также необходимой технической помощи при его разработке и внедрении.

Текущая деятельность Комитета по международным стандартам
финансовой отчетности

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Как уже упоминалось, в период с 1999 по 2001 г. Комитет был реорганизован. В результате такой реорганизации функции разработки, распространения международных стандартов финансовой отчетности и содействия сближению национальных стандартов были возложены на Совет по международным стандартам финансовой отчетности, также находящийся в Лондоне (IASB - International Accounting Standards Board). Организационными вопросами, вопросами членства и сбора членских взносов и пожертвований в настоящее время занимается Фонд комитета по международным стандартам финансовой отчетности, зарегистрированный в штате Делавэр, США (IASCF - International Accounting Standards Committee Foundation).

В состав нынешних руководящих органов Комитета по международным стандартам входят представители Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Канады, Швейцарии, Японии, Китая, Аргентины, Нидерландов, ЮАР, Бразилии, Дании, но наибольший удельный вес в нем имеют представители США. По своей сути КМСФО уже давно представляет собой транснациональную корпорацию, которая, однако, по мере возможности старается учитывать национальные устремления и приоритеты в области бухгалтерского учета и отчетности.

КМСФО достаточно мощная в финансовом отношении организация. Так, сумма взносов и пожертвований, поступивших на счета Комитета в 2002 г., превысила 11 млрд ф. ст. В числе аудиторских фирм, перечисливших в этот период Комитету суммы, превышающие 1 млн дол. США (конкретная сумма взносов по понятным причинам не разглашается), находятся такие транснациональные корпорации, как Andersen, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers. Неудивительно, что компанией, выигравшей тендер по второму этапу проекта ТАСИС, касающегося реформирования российского бухгалтерского учета, стала PricewaterhouseCoopers при участии Росэкспертизы. Для российских компаний самостоятельное участие в проектах ТАСИС - достаточно редкое явление.

Выигравшие тендер иностранные компании, в числе которых и PricewaterhouseCoopers, получат 3 млн евро на реализацию проекта, связанного с переходом на МСФО различных типов хозяйствующих субъектов.

Что касается перспектив работы Комитета, то в результате недавнего обсуждения, прошедшего в Правлении КМСФО, рекомендовано продолжить работу над следующими проектами:

1. Финансовые инструменты (улучшение и раскрытие финансовых рисков);

2. Конвергенция;

3. Страхование (Фазы I и II);

4. Отчет о результатах деятельности (отчет о полном доходе);

5. Выручка и относящиеся к ней обязательства;

6. Выплаты долевыми инструментами;

7. Объединения бизнеса (ОБ-I и ОБ-II);

8. Консолидация отчетности и компании специального назначения;

9. Компании малого и среднего бизнеса;

10. Прекращение признания;

11. Аренда;

12. Оценка;

13. Учет взаимосвязанных сделок.

Международные стандарты финансовой отчетности отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использования различных вариантов оценки инвестиций), они постоянно дорабатываются, изменяются, появляются новые. В последние годы этот процесс протекает более интенсивно.

А.В. Суворов,

кандидат экономических наук Ассоциация бухгалтеров и аудиторов
“Феникс“


Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам . Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

Разработка проблем МСФО началась в 1960­е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в начале 1960­х годов, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим «универсальный язык общения бизнесменов». В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам.

Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности.

Цель КМСФО - разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействие в их повсеместном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности.

Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, являющихся его членами, других компаний и организаций.

Деятельность Комитета направляет и осуществляет Правление, которое назначается Международной федерацией бухгалтеров. В состав Правления включаются также до четырех представителей от международных организаций, заинтересованных пользователей финансовой отчетности.

Каждый член Правления может направлять двух представителей и одного советника для участия в заседаниях. Правление утверждает новые стандарты и их уточненные редакции. Представители Правления, организации, входящие в МСФО, и другие заинтересованные юридические и физические лица могут направлять предложения по новым темам, заслуживающим внимания КМСФО.

В 1981 году Правление КМСФО учредило международную Консультативную группу, в которую вошли представители международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, фондовых бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. На заседаниях Консультативной группы, которые проводятся регулярно, рассматриваются технические вопросы проектов, разрабатываемых КМСФО, а также его стратегия и программы работы.

В 1995 году был учрежден Консультативный совет из выдающихся деятелей, занимающих высокое положение в бухгалтерской профессии и бизнесе. Консультативный совет проводит экспертизу стратегии и планов Правления, способствует участию в работе КМСФО профессиональных бухгалтеров и пользователей финансовой отчетности, обеспечивает доверие к деятельности КМСФО, составляет годовой отчет об эффективности работы Правления, проверяет бюджет и финансовую отчетность Комитета.

Для разработки каждого конкретного стандарта Правление учреждает подготовительный комитет, возглавляемый одним из членов Правления, из представителей не менее трех стран, а также других организаций. Подготовительный комитет изучает практику учета на национальном и региональном уровнях, определяет круг спорных вопросов по теме, получает и анализирует замечания. После обсуждения и одобрения Правлением разрабатывает и представляет «Предварительный проект», который публикуется для комментариев от всех заинтересованных сторон. На основании анализа и обобщения полученных комментариев готовится проект МСФО, утверждаемый к публикации при поддержке трех четвертей членов Правления.

Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Правлением КМСФО в 1997 году для рассмотрения спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, которые создаются организациями - членами КМСФО.

В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, представители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители IOSCO и Европейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на заседаниях Комитета присутствуют два члена Правления.

ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО.

ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для комментариев; после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ просит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО.

Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Информация о них обычно заранее публикуется на странице КМСФО в Интернете.

Предложения по новой структуре КМСФО готовились несколько лет Рабочей группой по стратегии. В соответствии с рекомендациями данной группы изменяется Устав КМСФО, он преобразуется в независимую организацию, управляемую Доверенными лицами.

Установлено, что Доверенные лица назначают членов Правления КМСФО, ПКИ и Консультативного совета по стандартам. Доверенные лица осуществляют контроль за деятельностью КМСФО, привлекают финансовые ресурсы, утверждают бюджет, вносят изменения в Устав КМСФО.

Доверенные лица - 19 человек - должны представлять различные регионы и организации: 6 представителей от Северной Америки, шесть - Европы, 4 - стран Тихоокеанского региона, 3 - из любых других регионов. Процедура рекомендации кандидатов на замещение вакансий Доверенных лиц следующая: Международная федерация бухгалтеров выдвигает кандидатов на замещение 5 вакансий, международные объединения составителей, пользователей финансовой отчетности и учебных заведений - по одному кандидату. На остальные 11 вакансий кандидатов предлагают организации, не являющиеся членами КМСФО.

Правление КМСФО состоит из 14 человек и несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Для публикации МСФО, предварительного проекта, окончательного варианта интерпретации ПКИ необходимо получить одобрение не менее 8 членов Правления.

Правление КМСФО формируется на профессиональной основе, по признакам соответствующей квалификации. Не менее 5 членов Правления должны иметь опыт работы практикующих аудиторов, не менее 3 - составителей финансовой отчетности, 3 - пользователей финансовой отчетности. Один член Правления должен иметь опыт преподавательской работы.

Консультативный совет по стандартам формируется по региональному признаку с учетом профессионального опыта для консультаций членов Правления и Доверенных лиц.

В реорганизованном виде КМСФО работает с 2001 года.

После реорганизации структура КМСФО преобразовалась и состоит из четырех основных подразделений (рис.3).

В настоящее время 14 членов Правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, Южную Африку, Японию. Россия представлена в Консультативном совете по стандартам, наряду с еще 28 странами и пятью между народными организациями, такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.

Рис. 3. Структура КМСФО после реорганизации

В соответствии с Уставом, принятым в мае 2000 года, КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели:

а) разработка, в интересах общественности, единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;

б) распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов;

в) обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Перечисленные выше цели Правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены КМСФО до его реорганизации и включали разработку единой системы высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран мира. Новые цели КМСФО, как мы видим, в большей мере, нежели раньше, ориентированы на обеспечение практического применения МСФО и их конвергенцию с национальными системами учета.

Российские страховые компании: переход на международные стандарты финансовой отчетности

В статье рассматриваются методологические и практические вопросы перехода российских страховых компаний на Международные стандарты финансовой отчетности; оцениваются последствия такого перехода для самих компаний и страхового рынка в целом; приводятся практические рекомендации по трансформации отчетности страховых компаний в формат МСФО.

Ключевые слова: страховые компании, страховой рынок, рейтинг надежности страховых компаний, международные стандарты финансовой отчетности, трансформация отчетности.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» российские страховые организации обязаны, начиная с отчетности за 2012 год, составлять, предоставлять собственникам и регулирующему органу исполнительной власти (Федеральной службе по финансовым рынкам) и публиковать отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

По данным на начало 2015 года, в России насчитывалось 404 компании, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области страхования . При этом только 78 российских страховых организации вошли в рейтинг надежности страховых компаний по версии национального рейтингового агентства «Эксперт РА» на конец 2014 года. Из них 47 имеют рейтинг категории «А++», «А+», «А» и 9 - категории «В++» и «В+» .

Наличие у страховщиков рейтинга надежности значительно повышает доверие к компаниям, как со стороны потребителей страховых услуг, так и со стороны потенциальных инвесторов, обеспечивая тем самым стабильность страхового рынка. Но необходимым условием для присвоения рейтинга национальными и зарубежными агентствами является открытость деятельности страховой компании, которая может быть достигнута только при подготовке отчетности в соответствии с требованиями МСФО. Поэтому переход страховых организаций с 2012 года на Международные стандарты финансовой отчетности стал важным этапом на пути повышения «уровня зрелости» национального страхового рынка.

Переход страховых компаний на международные стандарты сопряжен с рядом проблем как методологического, так и практического характера. Методические рекомендации по составлению страховыми организациями отчетности по МСФО, разработанные Федеральной службой по финансовым рынкам , охватывают все основные аспекты подготовки отчетности: содержат рекомендуемые формы отчетности, порядок отражения в соответствии с МСФО активов и обязательств, доходов и расходов, методы расчета страховых резервов и оценки их достаточности, примеры анализа страховых рисков и т.п. Однако эти рекомендации вышли слишком поздно (21 марта, а срок сдачи отчетности в ФСФР - до 1 мая), чтобы страховые компании могли полноценно ими воспользоваться.

Во-вторых, на рынке наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, способных подготовить отчетность в соответствии с требованиями МСФО, и далеко не все из них разбираются в специфике страхового бизнеса. Кроме того, не хватает аудиторов, имеющих опыт аудита отчетности по международным стандартам.

В то время как крупные страховщики создают для целей подготовки отчетности по МСФО целые отделы и налаживают ведение параллельного учета, небольшие страховые компании, как правило, обращаются в аудиторские и консалтинговые компании за услугами по трансформации отчетности. При этом суммарные затраты на составление отчетности и ее аудирование составляют в среднем от 300 до 600 тыс. руб., что является для мелких страховых организаций весьма существенными затратами.

Как показывает практика специалистов консалтинговых компаний, основные проблемы, возникающие при трансформации отчетности страховых организаций в соответствии с требованиями МСФО, связаны с тем, что зачастую перед началом процедуры трансформации возникает необходимость исправить ошибки, допущенные в отчетности по РСБУ.

В структуре пассива баланса страховой компании значительный удельный вес приходится на страховые резервы, что дает в руки недобросовестных страховщиков инструмент по сокрытию доходов путем завышения размера резервов. Несмотря на то, что страховые резервы по РСБУ формируются в строгом соответствии с Правилами, утвержденными Минфином РФ , у страховщиков остаются некоторые возможности по манипулированию цифрами резервов, в первую очередь резерва произошедших, но не заявленных убытков.

В свете вышесказанного перед началом процедуры трансформации необходимо убедиться, что все требования российского законодательства в области бухгалтерского учета соблюдены и в отчетности отсутствуют какие-либо ошибки и искажения.

Трансформация отчетности включает несколько основных этапов:

  • - сбор информации о компании за ряд периодов (обычно три), начиная с даты перехода на МСФО (бухгалтерская отчетность с пояснениями; оборотно-сальдовые ведомости; план счетов организации; приказы об учетной политике; данные аналитического учета по финансовым вложениям, страховым резервам, начисленным страховым премиям и страховым выплатам, дебиторской и кредиторской задолженности и некоторым другим активам, обязательствам, доходам и расходам; сведения о государственной регистрации, полученных лицензиях и собственниках капитала и др.);
  • - формирование учетной политики страховой компании в соответствии с требованиями МСФО;
  • - реклассификация статей российской бухгалтерской отчетности и формирование на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по РСБУ пробного отчета о финансовом положении и пробного отчета о совокупном доходе по МСФО;
  • - внесение в пробные отчеты о финансовом положении и о совокупном доходе по МСФО трансформационных корректировок, отражающих различия в учетной политике по российским и международным стандартам.

Корректировки вносятся путем построения сводных трансформационных таблиц на три даты - дату перехода на МСФО (она должна быть установлена не позднее, чем за два года до конца отчетного периода), конец сравнительного и конец отчетного периода. При этом все трансформационные корректировки подразделяются на те, которые относятся на нераспределенную прибыль прошлых лет и те, которые влияют на чистую прибыль отчетного периода. Для проведения расчетов по отдельным статьям отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе могут создаваться вспомогательные трансформационные таблицы;

построение на основе данных отчета о финансовом положении и о совокупном доходе отчета об изменениях в капитале. Различия в составлении данного отчета по национальным стандартам и МСФО не столь существенны, однако следует обратить внимание на такие отсутствующие в российской форме позиции, как «резерв по переоценке финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи», «неконтролирующая доля акционеров», «изменение справедливой стоимости производных финансовых инструментов, имеющихся в наличии для хеджирования»;

формирование отчета о движении денежных средств. Для упрощения процедуры трансформации целесообразно использовать прямой метод, предусмотренный в РСБУ и допускаемый международными стандартами. При этом итоговые показатели отчета о движении денежных средств не изменятся (за исключением случая, когда компания привлекает кредит в форме овердрафта, что у страховщиков встречается крайне редко), но возможна реклассификация статей.

МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» содержит менее жесткие рамки по классификации денежных потоков по видам деятельности, чем это предусмотрено российскими стандартами. Например, движение денежных средств от покупки или продажи торговых ценных бумаг может рассматриваться либо как операционная, либо как инвестиционная деятельность;

составление пояснений к отчетности. В отличие от РСБУ, международные стандарты содержат требования не только к раскрытию информации, содержащейся в отчетности, но и к проведению финансового анализа: в частности, необходимо проанализировать начисленные страховые премии и выплаты, а также достаточность страховых резервов в разрезе видов страхования, дать оценку чувствительности финансовых результатов к различным видам финансовых и страховых рисков и др.

Кроме того, МСФО 1 «Первое применение МСФО» содержит дополнительное требование, предъявляемое к первой отчетности, составленной по международным стандартам, - проведение сверки капитала на дату перехода на МСФО и дату окончания сравнительного периода (который предшествует отчетному), и сверки совокупного дохода на дату окончания сравнительного периода. Указанные сверки должны отражать и объяснять все существенные корректировки и содержать оценку влияния перехода на МСФО на финансовое положение и финансовые результаты компании. Необходимо также пояснить существенные корректировки в отчете о движение денежных средств страховой организации.

Основные трансформационные корректировки отчетности страховых компаний при переходе на МСФО:

  • - корректировка уставного капитала с учетом гиперинфляции, если компания была создана до 2003 года, когда экономика нашей страны считалась гиперинфляционной;
  • - резерв незарботанной премии может быть пересчитан исходя из брутто-премии (в соответствии с РСБУ он рассчитывается на основе базовой премии, т.е. за вычетом аквизиционных расходов);
  • - резерв произошедших, но не заявленных убытков, который для целей составления отчетности по РСБУ насчитывается по формуле, предусмотренной в Правилах (по сути, это модифицированный метод Борнхюттера-Фергюсона, применяемый к треугольникам развития оплаченных убытков), в МСФО может быть рассчитан с использованием любого другого актуарного метода или их комбинации. Таким образом, каждый страховщик получает возможность максимально точно оценить свои страховые обязательства, используя тот метод, который будет учитывать специфику конкретной страховой организации;
  • - восстанавливается стабилизационный резерв, поскольку МСФО не предусматривают создание страховых резервов на выравнивание убыточности;
  • - в случае, если проведенный анализ выявил недостаточность резерва незаработанной премии, на недостающую сумму создается дополнительный страховой резерв - резерв не истёкшего риска. Методика его расчета предложена в рекомендациях ФСФР ;
  • - резервы убытков пересчитываются с учетом фактического размера расходов на урегулирование убытков, т.к. РСБУ при расчете резервов предусмотрено включение нормативной величины указанных расходов в размере 3 % от суммы резервов;
  • - доли перестраховщиков в страховых резервах корректируются в соответствии с изменением размера резервов;
  • - проводится тестирование активов (основных средств, нематериальных активов, финансовых активов ИНДП, дебиторской задолженности, доли перестраховщиков в резервах) на предмет обесценения и в случае необходимости создаются соответствующие резервы или (в зависимости от установленных для каждого вида активов правил) результаты относятся на прибыли и убытки периода;
  • - пересчитываются отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО), которые в отчетности по международным стандартам будут представлять собой сумму разницы между стоимостью активов (обязательств) по российскому бухгалтерскому и налоговому учету и разницы между стоимостью активов (обязательств) по МСФО и РСБУ; - из страховых премий, начисленных в отчетном периоде, исключаются премии по договорам страхования, ответственность по которым наступает в будущем периоде; - процентные доходы по финансовым вложениям категории ИНДП должны быть пересчитаны в соответствии с методом эффективной процентной ставки;
  • - аквизиционные затраты (вознаграждения страховым брокерам и перестраховочные комиссии), которые по правилам российского бухгалтерского учета признаются расходами в момент признания, в МСФО могут быть капитализированы (отсрочены);
  • - отражаются в отчетности по МСФО расходы, которые были фактически осуществлены, но не признаны в отчетности по РСБУ вследствие отсутствия на момент составления отчетности соответствующих документов.

Согласно с МСФО 4 договор может быть признан страховым только при наличии значительного страхового риска. В соответствии с данным критерием не попадают под определение договоров страхования операции по обязательному медицинскому страхованию, а также некоторые договора по страхованию жизни.

Последние квалифицируются как инвестиционные и учитываются в соответствии с требованиями МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Если ряд договоров страховой компании был исключен из состава страховых, то суммы начисленных страховых премий и выплат будут переквалифицированы в состав прочих доходов и расходов, соответствующие суммы дебиторской и кредиторской задолженности по операциям страхования - переведены в состав прочей, а страховые резервы - восстановлены и заменены на прочие обязательства.

Все трансформационные корректировки относятся на счет нераспределенной прибыли прошлых лет и чистой прибыли отчетного периода.

Ожидается, что переход на МСФО поможет определить реальную рентабельность страхового бизнеса за счет более полной реализации принципа соответствия по времени полученных доходов и расходов, более точных расчетов страховых резервов и т.п. Кроме того, наличие в отчетности по МСФО анализа доходов и расходов по видам страхования и анализа рисков будет способствовать повышению эффективности стратегического управления страховыми компаниями.

Влияние перехода на МСФО на финансовые показатели страховых компаний

Страховые

компании

Отклонение статей финансовой отчетности по МСФО от РСБУ, %

Прибыль (убыток) до налогообложения млн. руб.

Страховые

Страховые

Согласие

Страхование

Транснефть

Транссиб Ре

В табл. 1 приведены данные по ряду крупных страховых компаний, отражающие влияние перехода на международные стандарты на отдельные статьи финансовой отчетности. Так, у 6 из 7 страховых компаний снизились страховые резервы в пределах от 5 до 24 %, размер активов в большинстве случаев не претерпел значительных изменений, а показатели прибыли до налогообложения и рентабельности активов изменялись как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Итак, переход российских страховщиков на Международные стандарты финансовой отчетности должен сделать страховой рынок более «прозрачным», повысить доверие к страховым компаниям со стороны потребителей и потенциальных инвесторов, показать реальные финансовые результаты страховых организаций и повысить эффективность корпоративного управления.

страховой стандарт финансовый отчетность

Использованные источники

  • 1. Медиа-информационная группа «Страхование сегодня» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/register.
  • 2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru. 3. Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам России от 21.03.2013 №13-ДП-12/9549 «О методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 года в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
  • 3. Приказ Министерства финансов РФ от 11.06.2002 № 51-н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».
  • 4. Рэнкинг страховых компаний по МСФО: стремление к транспарентности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/insurance/disire to йапрагеп!