Как оформить консервацию основных средств. Азы консервации основных средств (бухгалтерский и налоговый учет имущества, переводимого на консервацию). Как посчитать убыток, если имущество находилось на консервации




В настоящее время многие предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность. В период такого временного простоя очень удобно вводить консервацию неэксплуатируемых транспортных средств, оборудования, технологических линий, машин и сооружений. Мало того что это позволит обеспечить наилучшую сохранность имущества, так еще и попутно будет достигнута, скажем так, экономия налоговых расходов. Это выгодно организациям, не планирующим завершить текущий год с прибылью. Но - обо всем по порядку.

В этой статье мы расскажем вам, как оформить консервацию простаивающих основных средств, как отразить эту операцию в бухучете и какие у нее будут налоговые последствия. ОФОРМЛЕНИЕ КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОС Принимает решение о консервации объектов основных средств и утверждает порядок ее проведения руководитель организации. Чтобы определить перечень основных средств, подлежащих консервации, можно провести своего рода инвентаризацию. Для этого приказом назначается комиссия, ответственная за консервацию. После этого руководитель издает приказ о консервации временно не используемого оборудования, техники. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому составить его можно в произвольной форме, приведя в нем перечень простаивающих основных средств, указав причину и срок их консервации. Забегая вперед, скажем, что для того, чтобы получить налоговую "экономию" расходов, нужно консервировать основные средства на срок, превышающий 3 месяца. В инвентарных карточках основных средств (форма N ОС-6) рекомендуем сделать отметку о переводе их на консервацию. Специальная графа для этого не предусмотрена. Сведения о консервации можно указать в разд. 4 карточки. В акте, составляемом по завершении консервации, целесообразно привести перечень законсервированных основных средств с указанием их инвентарных номеров, первоначальной и остаточной стоимости, сумм начисленной амортизации, сроков полезного использования и сроков консервации. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ Для целей налогообложения прибыли законсервированные основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества. Правда, лишь в случае, когда срок консервации превышает 3 месяца . При этом за счет уменьшения амортизационных отчислений увеличится налоговая база. Но если вы предвидите убытки, консервация позволит уменьшить их. Нужно учитывать, что значение имеет фактический, а не предполагаемый период консервации. Если по решению руководителя оборудование было передано на консервацию на полгода, но уже через 2 месяца его по каким-либо причинам расконсервировали, вам придется доначислить амортизацию за эти 2 месяца. После того как основное средство будет расконсервировано, вы продолжите начислять амортизацию в прежнем порядке. При этом срок полезного использования объекта нужно будет продлить на период консервации . Прекратить начисление амортизации по простаивающему оборудованию нужно с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основные средства будут переданы на длительную консервацию. Вновь начать амортизировать данные объекты следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем расконсервации . Как выполнить эти требования, если основные средства амортизируются линейным способом, пояснять не нужно. В случае же применения нелинейного метода амортизации в отношении объектов, подлежащих консервации, вам нужно поступить следующим образом. При определении суммарного баланса на 1-е число месяца, следующего за месяцем консервации, остаточную стоимость той амортизационной группы (подгруппы), к которой относится простаивающее оборудование, нужно уменьшить на его остаточную стоимость . А в следующем месяце после расконсервации суммарный баланс, определяемый на 1-е число, нужно будет увеличить на остаточную стоимость оборудования . БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В случае перевода основного средства на консервацию на срок более 3 месяцев начисление амортизации нужно приостанавливать и в бухгалтерском учете. Законсервированные объекты вы должны продолжать учитывать на счете 01 "Основные средства", но обособленно. Иными словами, консервация простаивающего оборудования отражается в бухучете записью о переносе первоначальной стоимости по субсчетам, открытым к счету 01 "Основные средства": в дебет субсчета "Основные средства на консервации" с кредита субсчета "Основные средства в эксплуатации". Расконсервация оформляется обратной проводкой. При составлении годовой бухгалтерской отчетности в приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) нужно привести информацию об основных средствах, переведенных на консервацию, по состоянию на начало и конец отчетного года. СОВЕТ Положения по бухучету не регламентируют, в какой момент нужно прекращать и возобновлять начисление амортизации по законсервированным объектам. Поэтому этот порядок нужно закрепить в учетной политике организации по бухучету. Установить его можно таким же, как и для целей налогового учета. То есть приостанавливать начисление амортизации со следующего месяца после консервации, а возобновлять - с месяца, следующего за месяцем расконсервации. УЧЕТ "КОНСЕРВАЦИОННЫХ" РАСХОДОВ Любые затраты на консервацию и последующую расконсервацию производственных мощностей, а также расходы на содержание имущества в период его консервации можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные . В бухгалтерском учете такие "консервационные" затраты относятся к прочим расходам. НДС Перевод основного средства на консервацию - не повод восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по объекту . А как быть со входным НДС по "консервационным" расходам? К сожалению, налоговики зачастую придерживаются мнения, что применять вычет по НДС нельзя, так как эти затраты не связаны с ведением облагаемых операций. Ведь законсервированное имущество не используется в производственной деятельности. Другой распространенный довод инспекторов таков: работы по консервации - это работы для собственных нужд, которые не облагаются НДС. В большинстве случаев арбитры, причем из разных округов, встают на сторону организаций, разрешая вычет НДС. При этом суды отмечают, что поддержание временно не используемых производственных мощностей в надлежащем состоянии относится к производственной деятельности предприятий. И если она облагается НДС, то вычет входного налога по "консервационным" расходам правомерен. Между тем есть и пример судебного решения, в котором арбитры согласились с правомерностью позиции налогового органа. Как видим, арбитражная практика складывается неоднозначная. Поэтому, принимая решение, нужно взвесить все за и против: оценить размер вычетов НДС и возможные негативные последствия их применения. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ Сразу скажем, что консервация основных средств не отразится на величине транспортного налога. Если вы переведете на консервацию, допустим, автомобиль, платить транспортный налог по нему придется. Ведь хоть в бухгалтерском и налоговом учете машина и законсервирована, она все равно будет состоять на учете в ГИБДД, а значит, являться объектом налогообложения . А вот налог на имущество при консервации, к сожалению, даже немного возрастет. Поясним почему. Для налога на имущество объект налогообложения - это основные средства . А, как мы уже сказали, законсервированное имущество остается в составе основных средств. Выходит, нет никаких оснований не платить налог с его стоимости. Увеличение же налоговой нагрузки связано именно с тем, что организация приостанавливает начисление амортизации по законсервированным объектам. А это означает, что на протяжении всего срока консервации их остаточная стоимость не будет уменьшаться. Кроме того, поскольку срок полезного использования продлевается на период консервации, стоимость основных средств будет дольше участвовать в формировании базы по налогу на имущество. * * * Если консервация проводится с целью снижения плановых убытков, то важно помнить: для того чтобы "сэкономить" на затратах за счет амортизации простаивающего оборудования, консервировать основные средства нужно более чем на 3 месяца. Меньший срок не позволит приостановить начисление амортизации. Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 04, 2009 Калинченко Е.

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Формируя информацию об объектах основных средств, организациям необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).
Следует отметить, что Методическими указаниями N 91н, в частности п. 20, предусмотрена классификация основных средств по степени использования . Основные средства по степени использования подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, а также на консервации .
Перевод основного средства на консервацию осуществляется по решению руководителю организации. Пунктом 63 Методических указаний N 91н уточнено, что порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.
Решение о переводе основных средств на консервацию может быть оформлено приказом или распоряжением руководителя. В приказе (распоряжении) должны быть указаны причина перевода объекта на консервацию, конкретный срок, на который объект переводится на консервацию, даты начала и окончания консервации, остаточная стоимость объекта и другие необходимые сведения. Как показывает анализ форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", унифицированной формы, которой можно было бы оформить перевод объекта основных средств на консервацию, не утверждено. Таким образом, организация может ограничиться приказом или распоряжением руководителя, закрепив такой порядок в приказе по учетной политике организации.
Как вы знаете, стоимость объектов основных средств согласно п. 17 ПБУ 6/01 погашается посредством начисления амортизации. В общем случае начисление амортизации в течение срока полезного использования основных средств не приостанавливается, за исключением случаев, предусмотренных п. 23 ПБУ 6/01 и п. 63 Методических указаний N 91н. Одним из таких случаев является перевод объектов основных средств по решению руководителя организации на консервацию сроком более 3-х месяцев.
Если в отношении начала начисления амортизации по основным средствам, принятым к бухгалтерскому учету, п. 21 ПБУ 6/01 определено, что амортизация начисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, то в отношении консервации ПБУ 6/01 не сказано, когда нужно прекратить и когда возобновить начисление амортизации.
Поскольку бухгалтерским стандартом это не определено, организация может установить свой порядок, закрепив его в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета. Рекомендуем прекращать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств переведен на консервацию, и возобновлять начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств вновь введен в эксплуатацию.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации об объектах основных средств предназначен счет 01 "Основные средства" . Рекомендуем для учета основных средств, переведенных на консервацию, к счету 01 открыть отдельный субсчет, на котором будет учитываться стоимость объекта.
Затраты на , их содержание, а также затраты по возобновлению эксплуатации объектов по окончании срока консервации в бухгалтерском учете включаются в состав прочих расходов, что следует из п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий , перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Прочие расходы организации учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-2 "Прочие расходы", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета. По дебету субсчета 91-2 в течение отчетного периода находят отражение, в частности, расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, в корреспонденции со счетами учета затрат.

Консервация в налоговом учете

Прежде всего напомним, что в целях налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Под основными средствами в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В целях налогообложения, как и в целях бухгалтерского учета, из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев . Такой порядок установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. При расконсервации объекта амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Как вы знаете, начисление амортизации по объектам основных средств в целях налогообложения прибыли может начисляться одним из двух методов, предусмотренных НК РФ - линейным или нелинейным .

Обратите внимание! Независимо от того, какой метод начисления амортизации выберет и установит в своей учетной политике налогоплательщик, в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, он должен применять только линейный метод начисления амортизации. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы включается имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет, что установлено ст. 258 НК РФ.
Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.1 НК РФ. Начисление амортизации по объектам, исключаемым из состава амортизируемого имущества, на основании п. 6 ст. 259.1 НК РФ прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества. При расконсервации, согласно п. 7 ст. 259.1 НК РФ, амортизация начисляется вновь с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда завершена расконсервация.

Пример . В феврале 2010 г. организация приобрела основное средство и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, приобретенный объект входит в состав третьей амортизационной группы, куда включается имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организацией установлен максимально возможный срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев).
В августе 2010 г. основное средство в связи с приостановлением производства переведено на консервацию сроком на 6 месяцев. В феврале 2011 г. объект вновь введен в эксплуатацию.
Исходя из условий примера начисление амортизации по объекту, переведенному на консервацию, следует прекратить с 1 сентября 2010 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств, по решению руководства, переведен на консервацию.
В феврале 2011 г. объект вновь введен в эксплуатацию, следовательно, с 1 марта 2010 г. начисление амортизации возобновляется.
Срок полезного использования объекта истекает в феврале 2014 г., но так как объект в течение 6 месяцев находился на консервации, срок его полезного использования должен быть увеличен. Организация должна прекратить начисление амортизации по этому объекту с 1 сентября 2014 г.

Пункт 8 ст. 259.2 НК РФ устанавливает порядок начисления амортизации по объектам, исключенным из состава амортизируемого имущества при использовании нелинейного метода начисления амортизации . Начисление амортизации по объектам, переведенным на консервацию сроком свыше 3-х месяцев, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был исключен из состава амортизируемого имущества. Суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) при этом уменьшается на остаточную стоимость указанных объектов, которая в соответствии со ст. 257 НК РФ определяется по формуле :

Sn = S x (1 - 0,01 x k) ,

где Sn - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев
после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу);
S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;
n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня из исключения из состава этой группы (подгруппы) (из расчета исключается период, исчисленный в полных месяцах, в течение которого объекты не входили в состав амортизируемого имущества);
k - норма амортизации, применяемая в отношении соответствующей группы (подгруппы), в том числе с учетом специальных коэффициентов, применяемых к основной норме амортизации.

При расконсервации объектов основных средств амортизация продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда перечисленные объекты вновь включены в состав амортизируемого имущества. С этого же момента суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) согласно п. 9 ст. 259.2 НК РФ увеличивается на остаточную стоимость указанных объектов с учетом положений п. 9 ст. 258 НК РФ.
Как определить в данном случае остаточную стоимость объектов? При определении остаточной стоимости амортизируемого имущества при нелинейном методе начисления амортизации не учитываются периоды, исчисленные в полных месяцах, в течение которых объекты не входили в состав амортизируемого имущества. Следовательно, остаточная стоимость, по которой объекты восстанавливаются в составе соответствующих амортизационных групп (подгрупп), будет равна сумме, на которую произошло уменьшение суммарного баланса такой группы (подгруппы).
Как учитываются затраты на консервацию в целях налогообложения прибыли? Подпунктом 9 п. 1 ст. 265 НК РФ определено, что расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.
Между тем налоговые органы, проводя проверки налогоплательщиков, в некоторых случаях указывают на то, что расходы по консервации и расконсервации объектов основных средств учитываются в целях налогообложения прибыли необоснованно. В большинстве случаев такие споры приходится решать в судебном порядке. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. N Ф04-2507/2007(33689-А27-40), где рассматривался аналогичный спор между налогоплательщиком и налоговым органом. Суд указал, что общие условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ, согласно которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим критериям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 63 Методических указаний N 91н порядок консервации объектов основных средств, принятых к учету, устанавливается руководителем организации. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, консервация объектов основных средств произведена организацией на основании приказов руководства. Организацией проведена инвентаризация основных средств, о чем составлены протоколы инвентаризационных комиссий, а также соответствующие акты, указанные основные средства отражены в инвентарных карточках учета основных средств. Денежное выражение произведенных хозяйственных операций отражалось в регистрах налогового учета, бухгалтерских справках (в которых имеется информация о количестве тепловой и электрической энергии, затраченной организацией на содержание законсервированных основных средств, и ее стоимость), сведения о хозяйственных операциях в натуральном выражении содержатся в представленных расчетах, справках о потреблении теплоэнергии, актах показаний электросчетчиков, сметах расходов.
Кассационная инстанция, в которой рассматривалось дело, сочла, что суд, полно и всесторонне исследовав представленные организацией документы, учитывая, что налоговым законодательством порядок консервации (расконсервации) основных средств не регламентируется, пришел к правильному выводу о том, что представленных организацией в материалы дела доказательств достаточно для заключения о том, что затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, отвечают критериям ст. 252 НК РФ, в связи с чем правомерно отнесены в состав расходов, предусмотренных пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Особенностям организации налогового учета амортизируемого имущества посвящена ст. 322 НК РФ. Пунктом 2 названной статьи определено, что по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел такой перевод, начисление амортизации не производится.
При расконсервации основных средств амортизация начисляется в порядке, определенном гл. 25 НК РФ, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация основного средства.
Как видите, в целях налогообложения прибыли, в отличие от бухгалтерского учета, четко определен порядок начисления амортизации по объектам основных средств, переведенным на консервацию. Аналогичный порядок организация может применять и в бухгалтерском учете, предусмотрев применение такого порядка в приказе по учетной политике.
Еще на один вопрос хотелось бы обратить внимание, а именно на необходимость восстановления сумм налога на добавленную стоимость по недоамортизированным основным средствам, переведенным на консервацию. В Письме ФНС от 20 июня 2006 г. N ШТ-6-03/614@ отмечено, что при переводе в законодательном порядке недоамортизированных основных средств на консервацию, в отношении которых суммы НДС ранее были приняты к вычету, необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ и п. 23 ПБУ 6/01 основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества в целях как налогового, так и бухгалтерского учета.
При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации, что следует из п. 3 ст. 256 НК РФ.
Таким образом, при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию восстановление сумм НДС с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится.
Если переведенные на консервацию недоамортизированные основные средства после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.
Вопрос о необходимости начисления налога на имущество по объектам, переведенным на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, рассмотрен в Письме Минфина России от 15 мая 2006 г. N 03-06-01-04/101. В Письме, в частности, сказано, что объекты основных средств, переведенные на консервацию свыше трех месяцев, списанию с бухгалтерского учета организации-балансодержателя не подлежат и рассматриваются в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций у данной организации.

Консервация объекта незавершенного строительства - это прекращение (обычно временное) производственных работ на объекте с соответствующим документальным оформлением и организационными мероприятиями по сохранению уже возведенной части здания. Такую меру принимают застройщики/заказчики, когда дальнейшее ведение работ по каким-то причинам невозможно (отсутствие финансирования и др.).

Решение о консервации фиксируется документально, оформляется приказ или распоряжение, в котором отражаются:

  • Сроки разработки пакета документов, необходимых для консервации;
  • Инвентаризационные мероприятия;
  • Лица и организации, ответственные за сохранность недостроя;
  • Размер средств, необходимых для проведения мероприятий.

Порядок консервации объектов капитального строительства

Процесс оформления консервации и связанные с ней мероприятия реализуется двумя сторонами - заказчиком (застройщиком) и подрядчиком. К этим лицам относятся и субподрядчики, инвесторы и другие участники строительства.

План действий для заказчика

Если заказчик (застройщик) по каким-то причинам приостанавливает возведение объекта, он обязан незамедлительно поставить в известность подрядчика (организацию строителя), местную администрацию, органы управления, выдавшие разрешение на строительство.

Статья 752 Гражданского кодекса РФ обязует заказчика, инициирующего консервацию незавершенного строительства, оплатить подрядчику:

  • Все выполненные объемы работ;
  • Возместить расходы, вызванные потребностью в остановке рабочего процесса, в том числе его выгоду.

Стоит отметить: процесс консервации не является основанием для прекращения договорных отношений сторон.

Что должен делать подрядчик

В реальной практике консервацию объекта капитального строительства проводит подрядчик за счет средств застройщика. Поскольку данный вид работ не предусмотрен в договоре подряда и не заложен в смету, его расчет производится отдельно. Обычно его осуществляет строительная компания, после чего согласовывает сметы с заказчиком. Что закладывают в документацию:

  • Стоимость работ;
  • Расчеты ремонтных и монтажных, восстановительных работ;
  • Охрана объекта.

В договоре строительного подряда прописывают порядок действий и полномочия сторон при ведении остановки строительно-монтажных работ для предотвращения спорных ситуаций.

Инвентаризация

К основным мероприятиям по консервации незавершенного объекта строительства относится инвентаризация. Она проводится согласно пунктам 3.32-3.34 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства финансов России от 13 июня 1995 года №49. Для проведения процесса назначается инвентаризационная комиссия, в которую входят представители всех участвующих в строительстве и договорных отношениях стороны.

Комиссия составляет опись, в которой отражаются:

  • Наименование объекта;
  • Полный объем выполненных строительно-монтажных работ;
  • Стоимость реализованных работ;
  • Причины консервации.

Составление документов основывается на работе с рабочими схемами и материалами:

  • Сметы, рабочие и проектные чертежи;
  • Акты приемки и сдачи работ;
  • Журналы учета выполненных работ и др.

Сводку выполненных работ осуществляют на основании всех имеющихся документов, которые составлялись и велись при строительстве. Оформление бумаг осуществляется в унифицированной форме Госкомстата России от 18.08.1998 г №88 (№ ИНВ-1, № ИНВ-2 и т.д.).

Задача инвентаризации - фиксация фактического состояния объекта с учетом всех его составляющий. Мероприятия также могут выявить отклонения от ведомого учета.

Оформленный и заверенный пакет документов передается заказчику для хранения и обеспечения сохранности объекта незаконченного строительства.

Сопровождающие документы

Кроме инвентаризации для оформления консервации здания необходим акт о приостановлении строительства, который составляется по форме №КС-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В нем отражают:

  • Наименование и назначение здания/сооружения, строительство которого приостановлено;
  • Дату начала строительства;
  • Сметную стоимость работ по договору;
  • Фактическую стоимость работ на момент закрытия объекта;
  • Расходы заказчика;
  • Расходы на консервацию и охранные мероприятия.

На основании акта составляется смета предстоящих работ.

По результату проведенных расчетов бухгалтерия заказчика производит выплаты в пользу подрядчика. Специалисты работают со счетами компаний, сдают отчеты в надзорные органы.

Консервация незавершенного строительства индивидуального жилого дома

Выше приведено описание процесса консервации больших объектов строительства - жилых многоквартирных домов, промышленных и административных объектов. А как быть, если решено приостановить возведение коттеджа?

В данном случае дела обстоят значительно проще: при заключении договора с фирмой-подрядчиком всё-таки придется произвести расчет за предоставленные услуги на момент консервации.

А вообще под консервацией частного строительства предполагается сохранение конструкций от разрушения до возобновления работ. В основном она осуществляется на период зимнего или дождливого сезона. В это время главные враги материалов - влага и отрицательные температуры. От них и нужно защитить недостроенный дом.

Защита фундамента

Столбчатый и свайный фундаменты защищать смысла нет - их тело практически полностью находится в грунте, где их целостность и гидроизоляцию обеспечивают специальные материалы (рубероидные рулонные или обмазочные).

В защите нуждается ленточный фундамент:

  • Выступающую над землей часть необходимо закрыть гидроизоляцией. Для этого можно использовать недорогой рубероид.
  • Чтобы сохранить целостность гидроизоляции следует покрыть ее водонепроницаемым утеплителем.
  • Чтобы материалы не слетели, их прижимают тяжелыми предметами, например, кирпичами.

Главное условие - перед консервацией бетон должен набрать марочную прочность, то есть мероприятия можно проводить только после 28 дней с момента заливки.

Подвал

Если перед зимой был сделан подвал, но не перекрыт, следует сделать настил из досок, которые нужно накрыть плёнкой. Это защитит внутреннее пространство от проникновения снега и последующего образования стоячей воды.

Пол следует засыпать щебнем или сделать цементно-песчаную стяжку, чтобы избежать поднятия грунтовых вод весной.

Незасыпанный котлован по периметру стен следует засыпать до зимы, чтобы вода в нем не скапливалась и не давила на стены подвала при застывании. Отверстия для коммуникаций или уже проложенные трубы следует закрыть листами фанеры или металла и прижать их.

Если перекрытие установлено, его изолируют рубероидом или пленкой, материал прижимают по периметру досками. Так же следует поступить с лестничными проемами.

Консервация дома с поставленными стенами

Кирпичные и каменные дома лучше перезимуют, если проемы уже заполнены оконными и дверными блоками, а кровля покрыта. Если крыша не закончена, следует завершить строительство установкой перекрытия поверх стенового материала, чтобы вода не проникала внутрь кирпичей и бетона.

Деревянным домам перед зимовкой устанавливать окна и двери не рекомендуется - проемы следует закрыть досками или фанерой, которые обеспечат нормальную циркуляцию воздуха. Это необходимо по технологии - брус и бревно должны перезимовать один сезон, это часть естественной сушки древесины.

Если на стропила еще не смонтирован весь «пирог», достаточно сделать обрешетку и натянуть толстую полиэтиленовую пленку в несколько слоев, чтобы во внутренний объем не попадала вода.

Если основные средства (далее – ОС) временно не используются в хозяйственной деятельности предприятия в результате сезонности, приостановки деятельности, изменения вида деятельности и прочих причин, то сами по себе эти обстоятельства не приводят к обязательной консервации ОС. Когда консервация ОС целесообразна и какие последствия она влечет за собой в учете, расскажем в консультации.

Понятие консервации ОС

Определения понятия консервации ОС не содержит ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство. Но и в одном, и в другом есть указания по учету операций, с нею связанных. Чтобы понять, когда нужно прибегать к консервации ОС, разберемся в ее целях и задачах.

Расшифровать их помогут нормативные акты, предназначенные преимущественно для предприятий госсектора, которые для всех остальных субъектов хозяйствования носят рекомендательный характер. Нормы этих актов направлены на сохранение и приумножение государственных и стратегически важных активов, а значит «плохого» не порекомендуют любому рачительному хозяину.

Согласно Положению, утвержденному постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183 (далее – Положение № 1183), консервация ОС предприятий – это комплекс мероприятий по долгосрочному хранению ОС в случае прекращения производственной или другой хоздеятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования. Долгосрочность в этом нормативном акте ограничена тремя годами. Более подробно расшифровывают долгосрочность консервации ОС Методические рекомендации, утвержденные приказом Минпромполитики от 09.06.04 г. № 274 (далее – Методрекомендации № 274), – более одного года, но не более трех лет .

Такой рекомендованный период говорит о том, что сезонность хоздеятельности предприятий (неодинаковая интенсивность в течение года) – не повод для консервации ОС. Во всяком случае, так можно считать в отношении предприятий, основанных (хотя бы частично) на госсобственности, а также компаний и объединений, находящихся в сфере управления Минпромполитики (на эти предприятия распространяется действие Методрекомендаций № 274). Остальные предприятия, на наш взгляд, могут ориентироваться на период консервации, обозначенный их учетной политикой, если такой период обоснован.

Предприятия строительной отрасли в части консервации объектов строительства руководствуются своим отраслевым Положением, утвержденным приказом Минстроя от 21.10.05 г. № 2 (далее – Положение № 2). Его применение обязательно в отношении объектов, строительство которых осуществляется с привлечением госсредств и имеет рекомендательный характер для остальных. Этот регуляторный акт определяет консервацию объекта как комплекс работ и мероприятий, обеспечивающих его хранение на время приостановки строительства. При этом длительность консервации этим документом не обозначена.

Руководствуясь вышеприведенными определениями консервации, делаем вывод, что ее основная цель – обеспечить сохранность объекта консервации и возможность его использования в будущем.

Вывод ОС из эксплуатации для консервации и других мероприятий (капремонта, реконструкции, модернизации) или перевод в состав непроизводственных ОС нельзя путать или смешивать. Это разные мероприятия, они преследуют разные цели, и их учет может отличаться. Например, расходы, связанные с консервацией, относятся в состав прочих расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете без каких-либо ограничений, а расходы на ремонт и реконструкцию в налоговом учете лимитируются 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС на начало отчетного года (п. 146.11, 146.12 Налогового кодекса, далее – НК). А перевод ОС из производственных в непроизводственные чреват начислением НДС с базой налогообложения, равной балансовой стоимости на начало отчетного периода, в котором осуществлен такой перевод (п. 189.1, 198.5 НК).

Выделим основные причины для консервации ОС (п. 2.3 Методрекомендаций № 274):

  • временное прекращение производственной или другой хоздеятельности;
  • сокращение объемов производства;
  • нерациональное использование объекта ОС.

Основной причиной для консервации строительного объекта названо отсутствие финансирования дальнейшего строительства и ввода в эксплуатацию такого объекта (п. 1.1 Положения № 2).

Предполагается, что такие обстоятельства носят временный характер. Ведь консервация нужна, чтобы обеспечить сохранение объекта для дальнейшей его эксплуатации в будущем.

Это важно! Положением № 1183 предусмотрена возможность, но не обязанность уполномоченных органов собственников объектов принимать решение об их консервации. То есть предприятия не обязаны консервировать временно не используемые ОС, если не видят в этом необходимости.

Документальное оформление

Решающее значение в вопросе «быть или не быть» консервации ОС на предприятиях госсектора имеет технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) этого мероприятия. ОС могут быть законсервированы, если согласно ТЭО их дальнейшее использование признано временно нецелесообразным (п. 3 Положения № 1183).

На наш взгляд, любому другому предприятию путь к консервации ОС стоит также начать с ТЭО. Его цель – проанализировать влияние предстоящей консервации на производственные показатели предприятия, структуру расходов на производство до и после консервации, ценообразование, рассчитать экономический эффект (прибыль) от консервации ОС (например, за счет экономии расходов при консервации ОС по сравнению с расходами без вывода из эксплуатации).

ТЭО включает сведения об ОС, в том числе акт технического состояния, данные бухучета и проект консервации. Проект состоит из пояснительной записки (в ней можно раскрыть влияние консервации на основные показатели деятельности предприятия, воспользовавшись для этого формами из приложений 4-8 к Методрекомендациям № 274, порядок и график консервации и расконсервации), техдокументации (если нужно обозначить технологические процессы консервации) и сметы расходов (форму можно позаимствовать из приложения 2 к Положению № 1183).

Положением № 1183 установлен порядок документальной подготовки и рассмотрения уполномоченными органами материалов относительно консервации ОС предприятий Минпромполитики. Его основные документы можно «позаимствовать» и обычным предприятиям, например:

  • приказ о создании комиссии для подготовки ТЭО и принятия решения относительно консервации;
  • акт о временном выводе ОС из производственного процесса и их консервации, утвержденный решением комиссии (например, по форме, приведенной в приложении 1 к Положению № 1183 или в приложении 1 к Методрекомендациям № 274);
  • приказ руководителя предприятия, утверждающий решение комиссии о проведении консервации. Такой документ не предусмотрен Положением № 1183 или Методрекомендациями № 274, где написано, что комиссию по консервации должен возглавлять руководитель предприятия или его главный исполнительный орган, а значит, в предыдущем документе (акте о временном выводе ОС из производственного процесса и их консервации) фиксируется факт утверждения принятого решения руководителем. Но в п. 146.18 НК, где речь идет о налоговых расходах на консервацию, упомянут именно приказ руководителя, поэтому рекомендуем составить еще и его;

· акт принятия ОС на консервацию ответственным за их сохранение лицом.

Предприятиям Минпромполитики для консервации недостаточно одного решения плательщика (п. 7 Положения № 1183). Например, предприятиям, основанным на госсобственности, нужен акт КМУ, а предприятиям, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности страны, решение плательщика нужно согласовать с Межведомственной комиссией по вопросам консервации.

Учет операций, связанных с консервацией ОС

Бухгалтерский учет. На период консервации начисление амортизации объекта ОС приостанавливается (п. 23 П(С)БУ 7). Начиная с месяца, следующего за месяцем перевода ОС на консервацию, и заканчивая месяцем, в котором осуществляется его обратный ввод в эксплуатацию, амортизация не начисляется (п. 29 П(С)БУ 7; п. 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). Если объект ОС амортизируется производственным методом, то амортотчисления возобновятся уже в первом месяце участия ОС в производственном процессе, то есть амортизация может возобновиться раньше – уже в месяце их обратного ввода в эксплуатацию.

Напомним, что для негосударственных и «нестратегических» предприятий такие предписания всего лишь рекомендация. Поэтому, на наш взгляд, перевод на отдельный субсчет и выбор счета для расходов – это вопрос учетной политики предприятия. Например, современные бухгалтерские программы позволяют формировать данные о законсервированных ОС отдельно от других ОС и без перевода на отдельные субсчета. Поэтому отчетность можно заполнить и без такого перевода. В Примечаниях к финансовой очетности (форма № 5, утвержденная приказом Минфина от 29.11.2000 г. № 302) информация об остаточной стоимости выведенных из эксплуатации ОС отражается отдельной строкой 263.

Особенности МСФО-учета. В отличие от национальных стандартов бухгалтерского учета, МСБУ 16 «Основные средства» предусматривает, что амортизацию не приостанавливают в случае, если актив не используется или выбывает из активного использования, пока он полностью не самортизируется (параграф 55). Поясняется такой подход тем, что не только использование актива по назначению, но и другие факторы, например техническое и/или моральное его устаревание, нужно учитывать при амортизации, а время простоев включается в полезный срок эксплуатации ОС, в течение которого актив подлежит амортизации.

Амортизацию прекращают, только если ОС готовят к продаже или перестают признавать активом. Таким образом, у предприятий, которые ведут учет по МСФО, бухучет консервационных операций не будет аналогичным налоговому учету. В то же время этих налоговых разниц можно избежать, если амортизировать ОС производственным методом (чаще всего именно производственные ОС приходится консервировать). Тогда амортизация во время консервации будет равна нулю и в МСФО-учете.

Налоговый учет. Начисление амортизации ОС приостанавливается на период их вывода из эксплуатации на консервацию (пп. 145.1.2 НК). Начисление амортизации, а значит и ее приостановка, проводится в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском (пп. 44.2, п. 145.1.9 НК). То есть начисление амортизации законсервированных ОС приостанавливается начиная с месяца, следующего за месяцем вывода их из эксплуатации на консервацию и заканчивая месяцем, в котором осуществляется их обратный ввод в эксплуатацию (кроме ОС, амортизируемых производственным методом).

Напомним, что ранее (до 01.04.11 г.) по Закону о прибыли на период консервации приостанавливалась амортизация только для ОС группы 1, а балансовая стоимость остальных групп (2–4) не изменялась и продолжала амортизироваться. Кроме того, в связи с консервацией балансовая стоимость объекта группы 1 приравнивалась к нулю, и если на начало года объект находился на консервации, то его балансовая стоимость не участвовала в расчете 10%-ного ремонтного лимита.

Налоговый кодекс в части налогового учета аналогичных норм не содержит, поэтому стоимость любых законсервированных ОС будет участвовать в расчете 10%-ного ремонтного лимита. Ведь ремонтный лимит рассчитывается от балансовой стоимости ОС, подлежащих амортизации, которая определяется как разница между их первоначальной стоимостью с учетом переоценки и сумой накопленной амортизации (пп. 14.1.9 НК). Возможно, кого-то смутит формулировка «подлежащие амортизации» в отношении законсервированных ОС, однако мы уверены – приостановка амортизации не означает, что ОС не подлежат амортизации. В перечне расходов, которые не подлежат амортизации (п. 144.2, 144.3 НК), остаточной балансовой стоимости ОС, временно находящихся на консервации, нет.

А вот расходы на содержание ОС, находящихся на консервации, не амортизируются (к стоимости ОС не прибавляются), а полностью относятся в состав расходов за отчетный период (п. 144.2 НК). Поскольку консервация – это комплекс мероприятий, начиная с подготовки документации и заканчивая процессом расконсервации, то, на наш взгляд, все расходы, связанные с консервацией, являются расходами на содержание законсервированных ОС.

Такой же смысл вложен в ответ Миндоходов на вопрос, как в налоговом учете отражать расходы на консервацию ОС, их содержание во время консервации и дальнейшую расконсервацию (ОИР, категория 102.09.01). Это могут быть, в частности, расходы:

  • на подготовку ТЭО и техдокументации;
  • непосредственно консервацию (демонтаж, перевозку, упаковку, сортировку, складирование, необходимое техобслуживание, создание защитных сооружений и конструкций и пр.);
  • сопутствующие мероприятия (например, расходы на выплаты увольняемым в связи с сокращением производства сотрудникам);
  • обратный ввод в эксплуатацию, пусконала­дочные работы;
  • прочие расходы, направленные на сохранение законсервированных ОС.

Консервация ОС не приводит к налоговым последствиям по НДС, поскольку право на налоговый кредит по этому налогу НК не ставит в зависимость от того, находятся в эксплуатации ОС или нет. Главное – намерение плательщика использовать их в рамках хоздеятельности в облагаемых операциях (п. 198.3 НК). А вывод ОС на консервацию не перечислен среди операций, при осуществлении которых начисляются налоговые обязательства по НДС (п. 198.5 НК).

Пример

С целью уменьшения расходов на содержание производственного оборудования, которое временно не используется в производственном процессе, принято решение о консервации производственной линии М-420 на 2 года. Для обеспечения сохранности линия, которая находится в отдельном помещении цеха, отключена от источников питания, упакована защитной пленкой, сохранен необходимый для хранения температурный режим.

Учет операций, связанный с консервацией объекта, покажем в таблице (к – условное обозначение для ОС на консервации):

(грн.)

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Выведена из эксплуатации для консервации производственная линия по решению руководителя предприятия

Документы см.
в разделе консультации «Документальное оформление»

Отражены материальные расходы на консервацию (смазочные материалы, упаковочная пленка и пр.)

Накладные-требования
на внутреннее
перемещение

Отражены коммунальные расходы на содержание производственного помещения в период консервации

Акты приемки-передачи, счета

Отражен налоговый кредит

Налоговая накладная

Начислены работникам выплаты и ЕСВ, связанные с консервацией

Расчетно-платежная ведомость типовой формы № П-6*

Введена в эксплуатацию производственная линия после консервации

Акт приемки-передачи типовой формы № ОЗ-1**

Отражены пусконаладочные работы сторонней организации без НДС

Акт приемки-передачи

* Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

** Утверждена приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489.

Основная цель консервации – сохранить активы в состоянии, пригодном для дальнейшего их использования по назначению. Консервация целесообразна в случае временного прекращения или значительного сокращения производственной или иной хоздеятельности. Решение о консервации ОС – это право управляющего органа предприятия, а не требование законодательства. И если такое решение принято, то важно правильно оформить документы, ведь от этого будет зависеть право на связанные с консервацией ОС налоговые расходы.