Что по мнению автора. Образцы заданий. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы




  1. Что же, по мнению автора, необходимо, что-бы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?
  2. Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, не-объятными просторами и природными бо-гатствами, но наряду с этим высказыва-ет свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на полити-ку государства, которая сможет обеспе-чить истинное благо подданным, достой-ную жизнь. Истинное положение россий-ского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о со-хранении и размножении российского на-рода». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя при-родные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

    Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

    Потаенно — значит, скрыто, откровен-но — открыто, обнаружено, найдено бла-годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис-пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

    Толикое земель пространство, Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия; Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук Сие злату очистить жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

  3. Какова роль заключения в оде? Как оно связа-но с основной темой?
  4. Гимном наукам, просвещению и буду-щим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключи-тельная часть оды «О вы, которых ожида-ет отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем стра-ны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала импе-ратрице, содержащаяся в заключитель-ной строфе оды, с одной стороны, возвра-щает нас к ее началу, прославляюще-му наступление мира, что делает компози-цию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

  5. Каким стилем написана ода? Какова роль это-го стиля в раскрытии идейно-художественного со-держания оды?
  6. Ода написана высоким стилем, соответ-ствующим высокому, гражданскому со-держанию. Он включает в себя гиперболи-ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп-росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав-ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес-ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы-шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо-кий слог достигается использованием ста-рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен-ны, восстенали, небесну дщерь), обра-зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз-вышенными эпитетами, например пла-менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду-ша ее зефира тише и зрак, прекрас-нее рая.

  7. Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?
  8. Теория «трех штилей» Ломоносова сыг-рала выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использо-ванием высокого стиля; комедии, сати-ры, басни допускали низкий стиль, дра-ма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных на-правлений. Теория Ломоносова в после-петровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и сти-листическая неопределенность, была про-грессивной и стала необходимой для упо-рядочения стилистики языка художест-венных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церков-нославянского языка. Материал с сайта

  9. Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
  10. Реформирование русского стихосложе-ния, в процесс которого активно вклю-чился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содер-жанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства рус-ского языка и традиции устного народно-го творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо сил-лабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестически-ми, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он так-же выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно рус-скому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпослед-нем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов реко-мендовал употребление чисто ямбиче-ских стихов. От Ломоносова надолго в рус-ской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.

    Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоре-тик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы спосо-бы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Срав-ним для примера приступы (вступле-ния) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаков-ского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоно-сова.

    У Тредиаковского:

    Кое трезвое мне пианство Слово дает к славной причине? Чистое Парнаса убранство, Музы! Не вас ли вижу ныне?

    У Ломоносова:

    Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишина глубокой.

    Преимущество стихов Ломоносова оче-видно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие новшества внёс ломоносов в русскую литературу
  • преимущество творчество ломоносова
  • какова роль заключения в оде ломоносова
  • реформа языка ломоносова оды
  • ода написана в высоком стиле

Название документа в 1.doc

Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.

О том, как, в силу каких причин и условий возник­ло общество, в научных представлениях прошлого и на­стоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность инди­видов, обладающих сознанием и волей.

Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социоло­гическая науки, объединение индивидов в человече­ское общество происходит лишь на основе общего инте­реса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обсто­ятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных ин­тересов его членов. Несовместимость этих интересов ве­дёт к дестабилизации общественной жизни.

Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного со­трудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижи­мы для отдельного человека<...>

Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.

Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>

Человек - первичная клеточка общества. Но обще­ство не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из много­образных связей и отношений, складывающихся меж­ду членами общества и их различными объединениями.

Для общества как объединения взаимодействую­щих индивидов характерен организующий фактор, ко­торый определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет са­мо общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного пове­дения (В.Н. Хропанюк).

С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами обще­обязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

С4.Автор утверждает, что «общество не есть механи­ческий конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, под­тверждающих точку зрения автора.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в по­нятие «мировоззрение»? Привлекая знания общество­ведческого курса, составьте два предложения, содержа­щие информацию о мировоззрении.

С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.

С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает со­стояния полного, завершённого удовлетворения. Объ­ясните, что имел в виду учёный, когда называл челове­ка «желающим существом»? Сформулируйте своё отно­шение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунк­тах.

‹ ›

Название документа в 2.doc

Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого челове­ка как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, соци­альные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близ­ких понятий: «государство», «народ», «нация». Госу­дарство - это основанная на праве и законе форма ор­ганизации жизни народов и наций как сообществ. Го­сударство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных язы­ком, культурой, происхождением. Нация - этносоци­альная форма общности людей, связанная с государст­венностью, экономическими, политическими, духов­ными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим поня­тием является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодос­таточности. Самодостаточной называют систему, спо­собную своей собственной деятельностью (функциони­рованием) создавать и воссоздавать необходимые усло­вия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает спо­собность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями вы­ступают экономические, политико-правовые, нрав­ственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной де­ятельности, являющейся основной субстанцией, спосо­бом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).

С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.

С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования лю­дей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приве­дите три аргумента, подтверждающие точку зрения ав­тора.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в по­нятие «народная культура»? Привлекая знания обще­ствоведческого курса, составьте два предложения, со­держащие информацию о народной культуре.

С 5. Назовите любые три характерных признака религии.

С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.

С7. Отечественная наука выработала учение о де­ятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ос­вещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

‹ ›

Название документа в 3.doc

Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социаль­ных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные ми­ры называют субкультурами.

У одного языка - несколько диалектов. Группы, го­ворящие на разных диалектах, - субкультуры; груп­пы, говорящие на разных языках, - различные куль­туры. Когда люди из двух групп, несмотря на несход­ство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господст­вующей культуры. Романские языки произошли от ла­тинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не ди­алектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоя­щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про­должающая культуру нации, которая получила назва­ние доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обы­чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.

<...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоян­но общающиеся во дворе, создают своеобразную суб­культуру, понятную только им. Но шимпанзе и горил­лы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­торая не просто отличается от доминирующей культу­ры, но противостоит, находиться в конфликте с господ­ствующими ценностями.

<...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Домини­рующая культура... не способна охватить всё многооб­разие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).

С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформули­руйте три тезиса о роли культуры для общества.

С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры

и по­ясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществовед­ческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5. Назовите любые три характерных признака мо­рали.

С6. Сформулируйте две общие характеристики, ко­торые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.

С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаменталь­ных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумен­та, подтверждающих ваш ответ.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и об­щества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.

‹ ›

Название документа отв. 1.doc

Ответы Вариант 1.

С1.

Какие основные элемен­ты - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;

2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;

3) общество создаётся на основе взаимных интере­сов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;

4) общество вырабатывает правила общеобязатель­ного поведения.

С2.

«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».

Введение права частной собственности в российское за­конодательство легализовало начало развития рыноч­ных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.

С3. Опираясь на знание обще­ствоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обще­ством «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

«Вырабатывае­мые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».

Устанавливаются государством;

Носят общеобязательный характер;

Закреплены законодательно;

Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.

С4. Автор утверждает, что «об­щество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

1) общество представляет собой систему взаимодей­ствующих элементов;

2) основой любого общества является совместная де­ятельность;

3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.

С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отра­жение в системе ценностей и идеалов личности, соци­альной группы, общества.

Примеры предложений:

1. Мировоззрение современного человека существен­но отличается от мировоззрения средневекового чело­века.

2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.

С5.2. Могут быть приведены следующие характер­ные особенности научного познания:

1) принцип объективности;

2) рационалистическая обоснованность;

3) проверяемость;

4) системность.

С6. Сознательность.

Пример: зная об угрозе жиз­ни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

2. Орудийный характер.

Пример: в Москве развер­нулось строительство жилья, в ходе которого использу­ются новейшее оборудование и искусственные материалы.

3. Преобразующий характер.

Пример: в ходе неоли­тической революции человечество перешло от собира­тельства и охоты к земледелию и скотоводству, от при­сваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.

С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребнос­ти (физиологические, социальные, духовные).

Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.

Аргументы:

1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием кото­рой являются физиологические потребности, а верши­ной - потребности в самоактуализации.

2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.

3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказы­ваться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения по­требностей в безопасности и стабильности существова­ния (экзистенциальных потребностей) и т.д.

4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удов­летворена, другая всплывает на поверхность и направ­ляет внимание и усилия человека.

С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:

а) принцип объективности;

б) рационалистическая обоснованность;

в) системность знания;

г) принципиальная проверяемость;

д) прогностичность, предсказательная сила.

2. Уровни научного знания: эмпирический и теорети­ческий.

3. Методы эмпирического познания:

а) наблюдение и эксперимент;

б) измерение и классификация;

в) систематизация и описание.

4. Методы теоретического познания:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;

б) формализация;

в) моделирование.

5. Универсальные методы научного познания:

а) анализ и синтез;

б) индукция и дедукция;

в) аналогия и моделирование;

г) абстрагирование и идеализация.

6. Особенности мышления в области общественных наук:

а) субъект и объект познания совпадают;

б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

в) сложность объекта познания - общества;

г) вероятностный характер закономерностей;

д) ограниченность применения эксперимента как ме­тода познания.

7. Отличительные характеристики социального и гу­манитарного мышления:

а) изучение фактов, законов, зависимостей обще­ственно-исторического процесса;

б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;

в) понимание, обращение к текстам;

г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.

‹ ›

Название документа отв. 2.doc

Ответы Вариант 2.

С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельно­стью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и са­мостоятельности... это означает способность произво­дить всё необходимое для совместной жизни людей».

С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватываю­щим понятием. «Государство - главный аппарат уп­равления страной (обществом) и сама страна».

СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, ре­гулируемая нормами, традициями, обычаями, и на­правленная на удовлетворение потребностей.

1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как за­конодательно, так и традициями и направлена на по­требность в продолжении рода.

2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.

С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:

1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.

2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.

3. Только в процессе деятельности могут быть созда­ны условия для функционирования общества.

С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.

Примеры предложений:

1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».

2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.

С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:

1) форма мировоззрения;

2) основана на вере в сверхъестественные силы;

3) предписывает определённое поведение верующим;

4) содержит систему обрядов, ритуалов.

С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объ­ективен, добросовестно проверяя результаты своего от­крытия.

2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёно­го недопустим плагиат.

Пример: в статье учёного М. со­держатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.

    Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впер­вые сформулированному Гиппократом: «не навреди».

Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за не­распространение ядерного оружия и получил Нобелев­скую премию мира.

Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профес­сиональные и массовые экологические движения.

При­мер: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человече­ского мозга из-за непредсказуемости последствий.

С7. Виды деятельности:

У ребёнка до поступления в школу ведущий вид де­ятельности - игра, познание мира.

У подростка - общение со сверстниками, учёба.

У взрослого человека - труд.

Черты личности, которые формируются у школь­ника:

1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общи­тельность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).

2. Адекватная самооценка, образ себя, умение уп­равлять собой (скромность - самовлюблённость, само­критичность - самоуверенность и т.д.).

3. Отношение к делу (ответственность, добросовест­ность, целеустремленность или лень, умение планиро­вать перспективные цели и др.).

4. Отношение к собственности (щедрость - жад­ность, бережливость - расточительность, аккурат­ность - неряшливость и т.д.).

Следует отметить опре­делённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных лично­стных черт.

С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвиваю­щаяся открытая система.

2. Пути общественного развития:

а) понятия «реформа» и «революция»:

б) понятия «инновация» и «модернизация».

3. Формационный и цивилизационный подходы к изу­чению общества:

а) ступени развития человеческого общества (перво­бытное, рабовладельческое, феодальное, капита­листическое, коммунистическое);

б) характеристика аграрного, индустриального, пост­индустриального обществ.

4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», цикличе­ское развитие.

5. Критерии прогрессивного развития общества:

а) средняя продолжительность жизни человека;

б) состояние здоровья;

в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;

г) отношение к природе;

д) степень соблюдения прав человека и др.

6. Противоречивость общественного прогресса.

7. Взгляды мыслителей на направленность обществен­ного развития:

С3. Может быть дано одно из определений культуры:

Культура - совокупность духовных и материаль­ных ценностей общества.

Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:

1. Культура позволяет общаться как отдельным лю­дям, так и разным народам.

2. Культура делает общество духовно богатым.

С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:

1) религиозные секты;

2) скинхэды в современной России.

И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обла­дают своей культурой. Но ценности, ими провозгла­шаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.

С5.1. Образование - целенаправленный процесс вос­питания и обучения человека. Примеры предложения:

1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.

2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.

С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:

1) представляет совокупность общественных цен­ностей;

2) содержит образцы поведения в обществе;

3) подвержена изменениям;

4) в качестве санкции использует общественное по­рицание;

5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.

С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.

Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.

2. Характеристика: произведения массовой и эли­тарной культуры могут приносить авторам существен­ный доход.

Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тар­ковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.

3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.

Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами мас­совой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитар­ной культуре.

С7. Отличия:

Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отно­шениях между народами, классами, другими социаль­ными группами (демографическими, профессиональ­ными).

Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духов­ные ценности.

Ответ на вопрос: философия относится к гуманитар­ным знаниям.

Аргументы:

1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являют­ся духовные ценности человеке и человечества.

2. Философия формулирует так называемые «веч­ные вопросы», ответ на которые важен каждому чело­веку.

С8.

1. Образование как социальный институт общества.

2. Образование как основной фактор первичной соци­ализации личности.

3. Общая структура системы образования РФ:

а) дошкольное образование;

б) среднее (школьное) образование;

в) среднее профессиональное образование;

г) высшее профессиональное образование.

4. Государственная общенациональная образователь­ная политика:

а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направ­лениях развития российской системы образова­ния;

б) принцип непрерывности и преемственности про­цесса образования.

5. Функции непрерывного образования:

а) компенсирующая (восполняющая пробелы в обра­зовании);

б) адаптивная (оперативная переподготовка в усло­виях быстро меняющейся экономической и соци­альной ситуации);

в) развивающая (удовлетворение потребностей твор­ческого роста).

6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.

7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информа­ционного общества.

8. Почему образование является национальным богат­ством страны?

Необходимость фундаментально подготовленных людей:

а) для обеспечения потребностей модернизации;

б) для разработки и реализации принципов новой экономики;

в) для развития гражданского общества и правового государства;

г) для формирования духовности и культуры, чувст­ва любви к Родине, ответственности за её судьбу.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Здравствуйте. Надо выделять запятыми "кроме себя"? Однако, по мнени ю сенатора, Киеву, кроме себя, некого винить в сложившейся ситуации.

Запятые стоят правильно.

Вопрос № 299515

Добрый день! Пытаюсь задать вопрос в третий раз. Вы не отвечаете, а для меня это важно: в тексте (не научном, для широкого читателя) неоднократно встречается слово "йод", и автор настаивает на написании с буквой и. Итак, вопрос. Объясните, пожалуйста, почему из вариативных написаний слова "йод" (йод - иод) и производных от него была выбрана в качестве нормативной форма с й (см. Орфографический словарь РАН). По мнени ю химиков, слово, обозначающее химический элемент, может писаться только с буквой и (такого написания специалисты придерживаются во многих современных научных и справочных изданиях). Имеет ли, на ваш взгляд, какие-либо основания это требование ученых (кстати, достаточно категорическое)? Буду признателен за подробное разъяснение.

Ответ справочной службы русского языка

Нормативное написание: йод . Сочетание на письме передается при помощи буквы Ё (для исконно русских слов) или сочетания ЙО (для заимствованных слов). Использование букв ЙО указывает на устоявшееся произношение слова йод с .

Вопрос № 294423

Здравствуйте. Нужно разбить запятой "даже для того чтобы"? По мнени ю экспертов, даже для того, чтобы ракета долетела, КНДР нужны системы целеуказания.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация корректна.

Вопрос № 294188

Здравствуйте. Тут возможно и ставить запятую, и не ставить после "Однако"? Однако по мнени ю некоторых почитателей, на самом деле организаторы пытаются извлечь прибыль.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно выделить с двух сторон вводные слова: Однако, по мнени ю некоторых почитателей, на самом деле организаторы пытаются извлечь прибыль.

Вопрос № 292581

Здравствуйте. Нужно ли в начале предложения разделять запятой ". И по мнени ю"? . И, по мнени ю аналитиков, конкуренция исключена.

Ответ справочной службы русского языка

Вводное слово обычно не отделяется знаком препинания от присоединительного союза, стоящего в начале предложения. Корректно: И по мнени ю аналитиков, конкуренция исключена.

Вопрос № 290559

Почему слово "цыган", вопреки общему правилу, пишется через "и"? Мне вообще интересно, как образуются в русском языке исключения. Вот кто и по какому критерию вдруг решает, что вот пусть, мол, например, "реймский" пишется через "-ск-", а "гельсингфорсский" через "-сск-" (Роз.:35.9)? Вот попалось мне однажды слово "розыскной" в том же Розентале - с чего бы там быть второй букве "о"? У меня появилось предположение, что это результат влияния неграмотных полицейских, кот. проверяют "розыскной" словом "розыск" - зачем полицейским знать о такой штуке как "приставка", в конце концов? Ведь, по мнени ю академиков, глупость, повторённая 1 млн раз, становится "изменившейся нормой"! Может быть, и "цыган" - это результат влияния на систему русского языка цыганской общины?

Ответ справочной службы русского языка

Причин, по которым появляются исключения из орфографических правил, множество. И в одном ответе их все не перечислить. О том, как возникли некоторые исключения, мы рассказываем в передаче «Игра слов » на радио « Культура » . Краткие справки вы найдете в «Объяснительном русском орфографическом словаре-справочнике» Е. В. Бешенковой и др. (М., 2015) и .

Об исключениях цыган, цыпленок и под. обещаем сделать передачу в ближайшее время.

Спасибо за интересный вопрос!

Вопрос № 289199

Нужно ли в след. предложении обособить «по мнени ю Гоголя»: "Что по мнени ю Гоголя является второй (после дураков) бедой России?" Свой ответ объясните, а то я утверждаю, что это вводная конструкция, а оппонент - это часть предложения. Помогите... Верно ли суждение: сочетание «по мнени ю Н. В. Гоголя» обособляется, потому что сближается здесь по значению с вводными словами, указывающими на источник сообщения. Если слова «по мнени ю Н. В. Гоголя» употребляются как обстоятельство в значении "согласно Гоголю", запятые не ставятся, то есть в начале или середине предложения - это вводные слова, а в конце, как правило, нет: «Что является второй - после дураков - бедой России по мнени ю Н. В. Гоголя?»

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 287456

Подскажите, пожалуйста, возможно ли употребление окончаний, указанных в скобках (и чем это определяется), в следующих фразах: с согласия(ий) жильцов; по мнени ю(ям) опрошенных.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: с согласия жильцов, по мнени ю опрошенных. См. также ответ на вопрос № .

Вопрос № 287451

Нужна ли запятая в предложении "По мнени ю министра экономики Германии (,) социал-демократа Зигмара Габриэля..."? Пост в ведомстве и партпринадлежность ведь не являются однородными?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Вопрос № 287366

Добрый вечер. Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания в предложении: По мнени ю специалистов, несмотря на стремительно возникающие инновации, в отделке помещений предпочтение лучше отдавать классическим бумажным обоям.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация верна.

Вопрос № 287075

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в данном отрывке предложения: Как указало третье лицо работы по контракту... (Равноправна ли такая конструкция конструкциям типа "по мнени ю Иванова" или "как сказал Иванов"?)

Ответ справочной службы русского языка

После слова лицо нужна запятая.

Обе конструкции (по мнени ю Иванова и как сказал Иванов ) указывают на источник информации, но немного различаются по значению. Кроме того, по мнени ю кого-то это вводные слова, а как сказал кто-то это простое предложение в составе сложного.

Вопрос № 284099

Здравствуйте. По затоптанной лестнице она поднялась на третий этаж и через казарменный коридор, несколько неопрятный из-за множества расклеенных уведомлений на стенах, вместе со всеми вошла в аудиторию. Подскажите пожалуйста, почему в данном случае перед союзом и не нужна запятая, и не обособляется обстоятельство через казарменный коридор. Какие правила здесь работают?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед союзом и не нужна, т. к. союз соединяет однородные сказуемые поднялась и вошла . Обстоятельство через казарменный коридор автор мог обособить, если бы посчитал, что эти слова содержат попутное пояснение. Но раз обособления нет, значит такого оттенка значения, по мнени ю автора, эти слова не имеют.

Вопрос № 282849
Добрый день. Заголовок в газете:

Аргентина – фаворит Кубка Америки, по мнени ю посетителей Sovsport.ru

Вопрос: нужна ли запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая поставлена правильно. Вводное сочетание по мнени ю (кого-либо) обособляется.

Вопрос № 282570
Здравствуйте! Долгое время был уверен, что в некоторых случаях тире в сложных предложениях можно опускать. Так ли это? Вот, к примеру:

По мнени ю продюсера Игоря Угольникова, Вторая мировая война это незаконченная Первая.

Кроме того, неоднократно отмечал (даже в книжных изданиях 1950-х годов), что в зависимых частях сложноподчиненных предложений опускаются некоторые запятые. В каких случаях это необходимо?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Постановка тире между подлежащим и сказуемым не зависит от того, сложное это предложение или простое.

В приведенном примере тире перед это нужно. Обратите внимание, что приведенное предложение простое (у него одна грамматическая основа).

Второй вопрос не вполне ясен. Возможно, будет понятнее, если Вы приведете пример.

Вопрос № 280177
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в данном фрагменте не пишется слитно или раздельно: "по мнени ю неангажированных аналитиков". Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание правильно.

Вариант 1

Что такое рынок в реальности? Западная экономика производит товары (вещи и услуги) для продажи за деньги. Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок. Не существует некий абстрактный рынок вообще. Существуют различные регионы, сферы, уровни, стадии развития рынка. Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров. Одно дело - продажа предметов быта в мелких магазинах. И другое дело - продажа самолетов, кораблей, домов, земельных участков, больших партий оружия. Одно дело - мелкие предприниматели. И другое дело промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников. Рынок сложнейшая махина, и функционирует она не сама по себе, а как часть экономики общества и общества в целом. Функционирует изо дня в день, из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей, событий и информации.

В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления - свободную конкуренцию и препятствование, определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением, снижение и повышение цен, точный расчет и авантюристический риск, взлеты и банкротства, прибыли и убыток, свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение.

Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам…Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти.

С2. Выпишите из текста различные явления, олицетворяющие реальную жизнь рынка.

Свободная конкуренция и препятствование; определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением; снижение и повышение цен; точный расчет и авантюристический риск; взлет и банкротства; прибыли и убыток; свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение.

С3. Автор говорит о рынке потребительских товаров и услуг. Используя знания обществоведческого курса, приведите примеры видов рынка в зависимости от типа конкуренции, от пространственного признака, от действующего законодательства.

В зависимости от типа конкуренции (рынок чистой (свободной) конкуренции, рынок несовершенной конкуренции – чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии); в зависимости от пространственного признака (мировой рынок, региональный рынок, национальный рынок, местный рынок); в зависимости от действующего законодательства (легальный (законный), нелегальный (теневой))

С4. Автор утверждает, что государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам. Привлекая знания обществоведческого курса и факты из общественной жизни, укажите три основные направления и две группы методов регулирования государством современной рыночной экономики.

Осн. направления: перераспределение общественных доходов; регулирование рынка рабочей силы; оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другого места работы; обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии; разработка и принятие действенных мер по антиинфляционной и антимонопольной профилактике.

Группы методов: правовые методы (антимонопольное законодательство и др.); финансово-экономические методы (финансовая политика гос-ва).

С5 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Институт общества - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

С6. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.

Подлинные (потребности в еде, в трудовой деятельности, в познании и др.); мнимые (потребности в курении, в алкоголе и др.). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу; удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба природе и другим людям.

С7. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально-государственного устройства? Какие факторы способствуют формированию определенной формы государства? Приведите не менее трех факторов.

Исторические традиции; культура народа, его цивилизованность; религия; социальный и национальный состав населения; географические и природно-климатические условия; экономические потребности и др.

Вариант 2

«Основным значением слова «частный» является не «индивидуальный», как многие считают, а «юридически независимый, суверенный». Это означает, что ни одна внешняя неэкономическая сила, скажем, правительство, не может навязывать частному собственнику определенное поведение. Таким образом, юридически частная собственность означает, что её субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству.

У индивидуальных частных собственников в целом присвоение характеризуется индивидуализмом, отчужденностью и безразличием по отношению к внешнему миру (каждый за себя, один Бог за всех»), корыстью, стремлением обратить всё в свою пользу (это часто вызывается их беспомощностью, незащищенностью перед слепой рыночной стихией).

Присваивая средства производства, все частные собственники преследуют свой узкокорыстный интерес, стремятся к обогащению. Последнее возможно на пути безграничного расширения хозяйственной деятельности, которая в результате носит все более общественный характер (растут её масштабы, степень влияния на другие объекты и общество в целом).

Если общество допускает возникновение и длительное существование какого-то социального института, значит, несмотря на все его недостатки, он полезен, необходим для него. В чем же польза частной собственности, в том числе и по сравнению с государственной?

Она является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности…»

С1. На основе текста определите, что означает юридически понятие «частная собственность».

Юридически понятие "частная собственность" означает, что её субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству.

Индивидуализмом, отчужденностью, безразличием по отношению к внешнему миру, корыстью, стремление все обратить в свою пользу.

С3. В тексте анализируются особенности частной формы присвоения. К какому противоречию частное присвоение может привести? Используя знания обществоведческого курса, выскажите предположение о последствиях данного противоречия.

В тексте говорится о противоречии между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Последствием данного противоречия может быть кризис, оставляющий на плаву только тех, кто в той или иной форме учитывает общественные потребности.

С4. Автор утверждает, что частная собственность является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты из общественной жизни три подтверждения данного суждения.

Частная собственность обеспечивает полную свободу в деле принятия стратегических решений; частная собственность обеспечивает максимальную заинтересованность хозяйствующего субъекта;; частная собственность предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности; частная собственность является основой рынка, предоставляя свободу заключения сделок; объект частной собственности в случае необходимости можно заложить и получить под него финансовые средства, востребованные для решения тех или иных проблем.

С5. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

Совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.

С6. Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Согласно Конституции в РФ действуют различные политические партии и объединения; многопартийность – один из важнейших элементов плюрализма; в стране отсутствует единая государственная идеология, ведутся дискуссии, разрабатываются политические программы, основанные на разных идеологических принципах; наличие независимых СМИ, выражающих различные взгляды на происходящие в обществе события.

С7. Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола».

На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод, К какой группе методов научного познания он относится?

Ф. А. Кекуле сделал естественнонаучное открытие, используя аналогию – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Аналогия относится к группе универсальных методов научного познания.

Вариант 3

(Потрубач Н.Н., Цыпин И.С. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2002. №3. С. 165.).

С2. На основании текста заполните таблицу.

Фискальная функция: основной источник государственных доходов. Регулирующая функция: ориентирована на макроэкономические процессы и пропорции. Смягчение цикличности развития производства и обеспечение равномерного и поступательного развития общества. Стимулирующая функция: приближена к микроэкономике, отражает конкретную мотивацию экономического роста микроэкономики. Смягчение цикличности развития производства и обеспечение равномерного и поступательного развития общества.

С3. В тексте говорится, что налоговая политика государства выражается во влиянии на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите основные механизмы осуществления налоговой политики.

Размеры и ставки налогов; система льгот и санкций; налоговые кредиты и скидки и др.

С4. Авторы утверждают, что регулирующие и стимулирующие свойства налогов проявляются через налоговую политику государства, т.е. систему мероприятий государства в области налогообложения. Ведущее место в налогообложении занимают его принципы. Привлекая знания обществоведческого курса и факты из общественной жизни, перечислите не менее трех основных принципов налогообложения.

Принцип справедливости; принцип определенности и точности налогов; принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков; принцип экономичности (эффективности); принцип обязательности.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях: 1) Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; 2) Как синоним культуры; 3) Как ступень развития того или иного региона, отдельного этноса; 4) Как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка. В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла. Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится лишь только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность.

С6. Раскройте на трех примерах отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

В президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства; в президентской республике президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских – назначение в правительство получают только депутаты парии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

С7. Этот источник права характеризуется следующими признаками: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интересов; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам; взаимная ответственность. О каком источнике права идет речь? Укажите признаки, по которым вы это определили. Используя свои знания, перечислите другие источники права.

Речь идет о договоре с нормативным содержанием. Это можно определить по следующим признакам, имеющим непосредственное отношение к договору как таковому: добровольность заключения, равенство сторон, согласие участников, взаимная ответственность. В качестве других источников права могут быть перечислены: правовой обычай; нормативный правовой акт; правовой (судебный) прецендент.

Вариант 4

(Козлова О. Н. Научная жизнь и социокультурное воспроизводство // Социально-гумнаитарные знания. 2002. №3. С. 114, 116.).

С1. Какие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?

Наука, искусство, нравственность.

С2. На основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.

Научное является элементом структуры духовного. Духовное выступает элементом структуры социального.

С3. Автор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявление её основной социально значимой функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте функцию науки.

Выработка объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Внешний мир выступает в качестве основного объекта анализа наукой; в качестве «заказчика знания», синтезируемого в науке; в качестве источника воспроизводства кадров науки – ученых; в качестве пространства распространения знаний на уровне социальных практик и социального быта.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «международное разделение труда»? 2 предложения.

Международное разделение труда - это такая организация производства, при которой каждая страна специализируется на выпуске определенных товаров, получая в обмен на них то, в чем она нуждается. Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. В конце 19в. особенностью международного разделения труда была монокультурная специализация целой группы стран, т.е. закрепление их в качестве главных поставщиков одного или нескольких товаров. На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи.

С6. Раскройте на трех примерах цели деятельности институтов гражданского общества в современной России.

Различные инициативные объединения и организации, например, профсоюзы, предпринимательские организации и клубы, культурные общества, защищающие интересы их членов; конфедерация обществ защиты прав потребителей, призванная защищать права граждан на качественные товары и услуги; средства массовой информации, призванные отражать весь спектр сформировавшихся в обществе интересов.

С7. Разъяснение Верховного суда было положено в основу решений по конкретным юридическим делам нижестоящих судов. О каком виде источников права идет речь? Укажите признаки, по которым вы это определили. Используя свои знания, перечислите другие источники права.

Речь идет о правовом (судебном) прецеденте. Это можно определить, исходя из сущности прецедента – решение государственного органа, которое принимается за образец (в данном случае – разъяснение Верховного суда) при последующем рассмотрении аналогичных дел. В качестве других источников права могут быть перечислены: правовой обычай; нормативный правовой акт; договор с нормативным содержанием.

Испытывают чувство сопричастности друг к другу, готовность к взаимопомощи, чувство ответственности за судьбу членов, входящих в семейное родство). Уверенность в том, что в любой момент каждый родственник найдет поддержку, понимание, сочувствие, и есть основа того, что называется духовной связью…

Только на основе семейных традиций можно создать и воспроизвести определенную культуру интимно-родственных отношений. Семья дает изначальный опыт самоуправления, участия в общественном труде, распределения обязанностей и т.д. И чем сложней становится человеческое бытие, тем прочнее и дольше должен быть союз тех, кто хочет воспроизвести себя в потомстве…

Определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из сочетания всех элементов, традиций, присущих данной семье».

(Замолоцких Е.Г.)

С3 . Используя содержание текста, знания обществоведческого курса, социальный опыт, перечислите не менее четырех факторов, влияющих на семейную атмосферу.

С4 . Опираясь на знания обществоведческого курса, сформулируйте основные функции семьи.
Ответы

С1 . Членов семьи объединяют общие установки и традиции.

С2. Автор видит значение семейных традиций в создании и воспроизводстве определенной культуры интимно-родственных отношений: изначальный опыт самоуправления, участия в общественном труде, распределения обязанностей и т.д.