Положение центробанка 383 п. Современные проблемы науки и образования. Центральный банк российской федерации




1

В статье рассматриваются изменения в проведении платежных операций коммерческими банками в свя-зи с введением нового нормативного документа Банка России – Положения №383П, введенного в дей-ствие в связи с принятием в 2011 г. закона «О национальной платежной системе». Подробно проанали-зированы внесенные Регулятором изменения в действие форм безналичных расчетов: они дополнены. Узаконены банковские операции, связанные с расчетами с помощью электронных денежных средств. Еще более приближены к международным стандартам стали расчеты с помощью аккредитивов и пере-водов денежных средств по требованию получателя – прямое дебетование. Однако, несмотря на введен-ные изменения в правовую составляющую расчетных операций, коммерческие банки подчас сталкива-ются с разными толкованиями одних и тех же понятий в разных правовых актах. Вследствие этого на практике банкам подчас приходится решать проблемы в судебных инстанциях в правомочности своих действий. О том, какие проблемы существуют в действующем законодательстве относительно платежных операций и о том, как их решать, говорится в проведенном исследовании.

расчеты и платежи.

электронные деньги

безналичные расчеты

прямое дебетование

перевод денежных средств

платежные системы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ Гла-ва 46. (http://www.grazkodeks.ru/glava/gzk-glava-46/).

2. Закон «О национальной платежной системе» № 161 ФЗ от 27.06.2011. – «Российская газе-та» от 30.06.2011, Федеральный выпуск № 5515.

3. Закон «О финансовой аренде (лизинге)» №83ФЗ от 08.05.2010. – «Российская газета» от 12.05.2010, Федеральный выпуск № 5179.

4. Положение ЦБ РФ №222-П «Об осуществлении безналичных расчетов физическими ли-цами в РФ» от 01.04.2002.

5. Положение ЦБ РФ №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2012.

6. Доклад Жадобина А. В. на заседании Комитета по платежным системам и банковским переводам Ассоциации банков Северо-Запада, состоявшийся 31.10.2012.

7. Directive of Evropean Parliament and of and the Concil 2000|46|EC of18/09/2000 “ On the tak-ing up, Prudential supervision of the business of the business of electronic money institu-tions”//OJL.275,27.10.2000)Art.1).

Больше года назад вступил в силу Федеральный закон № 161 ФЗ «О национальной платежной системе», который дает широкие полномочия участникам платежного рынка. Регулятор, в свою очередь, летом этого года выпустил ряд нормативных документов, касающихся различных вопросов как функционирования системно значимой платежной системы Банка России, так и всех прочих платежных систем.

В составе выпущенного пакета нормативных актов один из основополагающих документов, касающихся практически всех субъектов расчетных правоотношений, - это Положение № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», пришедшего на смену Положению №2-П «О безналичных расчетах на территории РФ». Анализируя новый стандарт , в первую очередь, следует сделать вывод, что с использованием новых современных технологий, которые коснулись сегодня всех отраслей экономики, и банковская система не является при этом исключением, в основе всей деятельности платежных систем лежит не обслуживание безналичных расчетов, а осуществление перевода денежных средств операторами платежных систем, проводимых в той или иной форме. Таким образом, произошло расширение спектра деятельности банков в области платежных систем, которое закреплено теперь на законодательном уровне, а именно порядок осуществления расчетов электронными деньгами . Кроме того, данный документ четко определил перечень организаций, которые могут осуществлять «перевод денежных средств», т.к. данный термин, введенный законом 161 ФЗ, в российском правовом поле ранее был никак не обозначен.

Согласно данному документу, теперь операторы платежных систем могут определять форму платежно-расчетных документов в зависимости от статуса клиентского перерода. Т.е. клиент дает распоряжение по осуществлению перевода денежных средств, которое может быть представлено в следующих формах расчетных документов: платежного поручения; инкассового поручения; платежного требования и платежного ордера . Однако, учитывая, что при этом определены 6 форм безналичных расчетов (ранее 4 формы), а именно: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты чеками; расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчеты в форме перевода электронных денежных средств, оператор может сам выбирать форму распоряжения клиента, при условии, если распоряжение на перевод не предполагает использования вышеперечисленных стандартных форм расчетных документов. Форма распоряжения должна быть описана во внутрибанковских документах (данная норма вступает в силу с 07.2013 г.). Таким образом, кредитным организациям даны большие возможности для удовлетворения потребностей клиентов по предоставлению последним всех имеющихся на рынке платежных услуг.

Кроме того, поскольку аккредитивная форма расчетов не предполагает теперь применение строго определенного конкретного формата расчетного документа, банки могут использовать все многообразие условий данной формы расчетов, в том числе применяя международные стандарты расчетов по аккредитиву (Универсальные правила и Обычаи для Документарных аккредитивов UPS 600). Таким образом, регулятор предоставил возможность банкам самим определять имеющиеся возможности в оказании данного вида расчетных услуг.

Что касается такой формы расчетов, как прямое дебетование, здесь Регулятор аналогично аккредитивной форме расчетов попытался определить ее в соответствии с международным подходом к операциям по переводу денежных средств по требованию получателя. В целом, данная форма по-прежнему относится к расчетам по инкассо , однако имеют место изменения в понятийном аппарате платежных инструментов и частично непосредственно в самой форме расчетов, а именно: упразднен формат документа по аккредитиву, его форма стала произвольной, необходимо лишь наличие обязательных реквизитов на его соответствие.

Рассмотрим новую форму безналичных расчетов - расчеты в виде перевода электронных денежных средств. Уточним, что непосредственно операции с таким инструментом, как перевод электронных денег, появились на рынке уже сравнительно давно. Однако правовой статус данная форма расчетов обрела лишь сегодня. Повсеместное развитие данной формы расчетов в банках началось с появлением ДБО . Сегодня обороты рынка электронных денег составляют порядка 60 млрд рублей . Относительно нормативно-законодательной основы данной формы расчетов можно сказать следующее. Законом 161ФЗ определено 2 понятия: электронные денежные средства и электронное средство платежа. В чем состоит различие данных понятий.

Согласно ст.3 Закона 161 ФЗ электронные денежные средства - это, прежде всего, электронные денежные средства, которые имеют свои особенности, а именно:

  1. они должны быть предварительно предоставленные клиентом (потенциальным плательщиком) другому лицу;
  2. этим другим лицом может являться банк, финансовая организация или другой оператор платежных систем, который выступит в качестве потенциального посредника в расчетах. При этом он будет производить данную операцию без открытия банковского счета клиента-плательщика;
  3. и последнее, перевод электронных денег в адрес третьих лиц возможен только при условии, что субъект платежных правоотношений, а именно получатель данных денежных средств имеет право использовать данную форму расчетов.

В целом, следует согласиться с тем, что, несмотря на сложность определения данного понятия, наконец-то появилось определение электронных денег на законодательном уровне.

Уточним, согласно Директиве ЕС понятие электронных денег включает в себя: денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая:

  1. хранится на электронном устройстве;
  2. эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств;
  3. принимается в качестве средств платежа не только эмитентом, но и другими фирмами» .

На наш взгляд, оно более понятно и более четко отражает сущность данного платежного инструмента. В нем сосредоточено одновременно и состав данного носителя, и его экономическое содержание.

Вернемся, однако, к российскому законодательству. Как упоминалось выше, Законом 161-ФЗ определено еще одно понятие, касающееся данной формы расчетов, - понятие электронного средства платежа . В Законе значится, что электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием различных телекоммуникационных средств передачи информации, в том числе платежных карт, а также других технических устройств. Таким образом, мы видим, что понятие электронных денег согласно российскому законодательству определяется совокупностью двух этих понятий: переводом электронных денежных средств с использованием электронных средств платежа.

Перевод денежных средств (в т.ч. электронных) кредитные организации осуществляют двумя способами: с открытием банковских счетов и без их открытия (п.1.4 Положения ЦБ РФ № 383П - далее по тексту: Правила…). В позициях 3, 4, 5, 6 данного пункта четко определен и поименован перечень банковских операций, совершаемых с использованием электронных денег, а именно:

  • для перевода электронных денежных средств можно осуществлять их прием наличными исключительно от физических лиц и, наоборот, при переводе электронных денег выдача их банком может быть осуществлена наличными, опять же только физическим лицам;
  • кроме того, при условии, если имеется остаток электронных денежных средств, банки не имеют права начислять на них проценты (в этом случае должна быть произведена операция по размещению денежных средств). Хотя на другие остатки денежных средств, находящихся на банковских счетах, такие, например, как текущие счета, счета до востребования и т.д., проценты могут начисляться.

Следует также остановиться на следующих изменениях, внесенных в понятийный аппарат платежных взаимоотношений. Данным документом (Положением №383П) наблюдается отождествление понятий платежные (расчетные) документы, однако, если обратиться к международной практике проведения платежно-расчетных операций, следует помнить, что существует понятие платежа как выполнения должником своих обязательств посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него требования. И понятие расчета как окончательного урегулирования обязательств сторон и представляющего собой завершение платежной операции, т.е. поступления средств на банковский счет кредитора. Возникает вопрос: почему в анализируемом документе не учтены разночтения данных понятий?!

В ГК значится понятие - расчетные операции (ч.2,гл.46, ст.866,874 и т.д.), в некоторых нормативных документах аналогичные операции названы платежными. В Положении № 383 отождествление данных операций произведено, чтобы не было разногласий. Вероятнее всего именно на эти аспекты ориентировались разработчики данного документа.

Следует остановиться также на определении длительного поручения клиента (п.1.15). Такая норма имела место ранее в Положении ЦБ РФ №222П и касалась только физических лиц. Теперь эта норма относится ко всем субъектам расчетных правоотношений и к физическим, и к юридическим лицам. В рамках дорегулирования данного вопроса определено, что событие (условие) относительно длительного поручения клиента-плательщика банку плательщика может носить как разовый, так и периодический характер. Также может иметь место длительное распоряжение клиента-получателя банку-получателя о зачислении денежных средств клиенту получателю. При этом данные поручения являются не обязанностью, а правом Банка.

Следует отдельно остановиться на бумажных и электронных формах платежных (расчетных) документов. Форма документа при переводе денежных средств определяется инициатором платежа. Если имеет место электронная форма документа при осуществлении платежной операции, вся информация о платеже хранится в банке в электронном виде и может быть воспроизведена на бумажном носителе при необходимости, например, по запросу (п.1.23 Правил…). Уточним, что Положением 383П определены стандарты расчетных документов (приложения 2-10 Правил…). Однако в практике работы Сбербанка России платежный документ не формируется в конкретной форме безналичных расчетов, как например, платежном поручении, определенной для документов данного вида, а распечатывается чек о проведенной операции. Такая форма предусмотрена наличием индивидуальных внутренних технологий осуществления перевода денежных средств. Однако при необходимости Сбербанк также формирует платежный документ со всеми присущими данному виду реквизитами определенной формы безналичных расчетов.

Согласно п.2.3 Правил распоряжение клиента может быть удостоверено правом собственноручной подписи, ее аналога, электронной подписи, различных кодов или паролей. С нового 2013 года, согласно новому закону о бухгалтерском учете, платежные документы юридических лиц будут являться действительными без подписи главного бухгалтера. Таким образом, контрольная подпись главного бухгалтера на платежных документах отменяется. Мы видим реформирование института второй подписи, она будет существовать независимо и может быть предоставлена любому ответственному лицу.

Изменения коснулись срока действия расчетных документов. Документы теперь действительны в течение 10 дней, включая день его выписки. Ранее звучало: «…не считая дня его выписки».

Более широкое действие определено для платежного ордера, который может применяться и клиентом и банком при проведении расчетных операций по обоюдному согласию.

При расчетах по инкассо, изменился подход к акцепту платежных документов. При использовании такой формы, как прямой дебет (п.5.10 Правил…), стало необходимым наличие акцепта. Акцепт может быть дан в двух формах: 1) заранее данный акцепт; 2) последующий акцепт. Механизм, использующийся при этом, исключительно договорной и определяется сторонами заключаемой сделки.

При использовании в расчетах инкассовых поручений следует обращать внимание на следующие обстоятельства. Если в основном договоре, заключаемом между клиентом и банком, не предусмотрено предоставление банку права исполнения данной банковской операции, банк имеет право ее не исполнять.

Однако в п.1 ст.13 Закона «О лизинге» сказано, что при просрочке лизинговых платежей можно направлять в Банк лизингополучателя требования об уплате платежа от клиента-лизингополучателя. Не уполномоченное лицо может выставить платежный документ в погашение сумм по лизинговым платежам, банк в этом случае имеет право затребовать дополнительные документы касательно данной лизинговой сделки, чтобы убедиться в правомочности данного списания, и только в этом случае может принять решение об уплате или отклонении выставленного требования.

В практике работы банков встречались случаи, когда банки исполняли выдвинутые требования по лизинговым платежам, а затем имели судебные иски от своих клиентов в неправомочности данных списаний. К сожалению, согласно существующему законодательству, банк обязан выполнить выставленное требование на списание лизинговых платежей (п.7.4 Правил…) , но в случае предъявления поддельных документов банк никак не защищен и будет вынужден решать данный вопрос о правомочности списания в судебном порядке, поэтому прежде чем совершить данную операцию, необходимо тщательно проверить правомочность выставляемых к списанию документов.

Изменения коснулись и картотеки. Ранее существовала картотека № 1, связанная с особенностями документооборота, и в ней учитывались документы, ожидающие акцепта, и картотека №2, в которую помещались не оплаченные в срок документы в связи с отсутствием денежных средств на счете плательщика. Теперь существуют 3 вида учета: вместо картотеки № 1 можно вести бессистемный учет, поскольку согласно Положению №383П должен быть в обязательном порядке дан акцепт о платеже.

Другая очередь связана с приостановлением в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика. Те распоряжения, которые находятся в очереди не исполненных в срок распоряжений, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. Теперь это отдельная очередь. Последняя очередь по-прежнему связана с ожиданием акцепта плательщика.

Остановимся еще на одной из форм безналичных расчетов - чеках. Положением №383П форма данного документа теперь также не определена, как и для аккредитива, однако, по-прежнему определен набор обязательных реквизитов для этих форм расчетов.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. При идентификации плательщика/получателя электронных денежных средств, согласно Положению, должно иметь место 2 реквизита, один из которых - номер счета, а второй - определяется банком. Этим реквизитом может быть ФИО, либо ИНН и т.д. Ранее обязательным реквизитом считались фамилия, имя, отчество клиента, и многие банки выступают сегодня за возвращение прежних условий.

Помимо этого, есть разногласия между Положением №383П и 161ФЗ в сроках хранения информации при переводе электронных денежных средств, что, безусловно, требует единообразия.

Многие общественные организации, как, например, Комитет по платежным системам при Ассоциации банков Северо-Запада, сегодня выступают с предложениями о введении единого подхода в стандартах по платежным операциям, что, безусловно, является оправданным, и банки будут иметь меньше рисков, связанных с платежами.

Рецензенты:

Радковская Н. П., д.э.н., профессор, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Лебедева М. Е., д.э.н., доцент, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Согласно 383П одной из форм расчетов теперь официально значится расчеты с помощью перевода электронных денежных средств

П.1.10 Положения № 383 П. Формы документов приведены в приложениях 1 и 8 к данному Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения. Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к Положению № 383П

ДБО - дистанционное банковское обслуживание.

Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Библиографическая ссылка

Байдукова Н.В. КОММЕНТАРИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ № 383П «О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8382 (дата обращения: 29.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

(с изм., внесенными Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3025-У)

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2 , 4 , 6 и 9 к настоящему Положению.

Номера реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 3 , 5 , 7 и 10 к настоящему Положению.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21. Порядок направления распоряжений, передачи реестров, указанных в пунктах 1.17 , 1.18 и 1.20 настоящего Положения, определяется банками с учетом срока осуществления перевода денежных средств в соответствии с федеральным законом.

1.22. Банк вправе в целях осуществления перевода денежных средств составлять распоряжения в электронном виде, на бумажных носителях на основании распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях, принятых к исполнению от отправителей распоряжений. При этом банк обеспечивает неизменность реквизитов распоряжений, указанных отправителями распоряжений, за исключением реквизитов банка плательщика (при составлении им распоряжения), банков-посредников, а также случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 15 марта 2010 года N 2410-У "О работе с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 года N 16792 ("Вестник Банка России" от 14 апреля 2010 года N 20).

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 11 декабря 2009 года N 2360-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2009 года N 15812 ("Вестник Банка России" от 30 декабря 2009 года N 78).

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

1. Вопрос: При недостаточности денежных средств на счете плательщика подлежат ли возврату платежные требования, акцептованные плательщиком, либо с заранее данным акцептом?

Ответ: На основании пункта 2.10 Положения Банка России N 383-П при наличии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете распоряжения, в том числе платежные требования, при положительном результате контроля наличия заранее данного акцепта либо получении акцепта, помещаются в очередь неисполненных в срок распоряжений.

При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика и отсутствии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика платежные требования не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений (п. 2.10) не позднее дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика.

2. Вопрос: Допускается ли использование разового ключа в качестве способа удостоверения права распоряжения денежными средствами?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.3 Положения Банка России N 383-П удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 Положения Банка России N 383-П.

3. Вопрос: Возможно ли списание денежных средств с банковского счета клиента при использовании им платежной карты в случае приостановления операций по счету, когда кредитная организация - эмитент выполнила процедуру контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика кредитной организации и подтвердила эквайеру возможность проведения операции?

Ответ: Приостановление операций по счету в соответствии с федеральным законом означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций, за исключением случаев, установленных законодательством. Соответственно, списание денежных средств со счета непосредственно после проведения авторизации возможно до приостановления операций по счету.

4. Вопрос: Могут ли изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, промежуточная или окончательная выписка по счету рассматриваться в качестве извещения, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение?

Ответ: Согласно пункту 2.13 Положения Банка России N 383-П при положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению с указанием информации, позволяющей отправителю распоряжения идентифицировать распоряжение и дату приема его к исполнению.

На основании пункта 4.6 Положения Банка России N 383-П извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

В этой связи направление клиенту промежуточной или окончательной выписки по счету, изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, например, путем изменения информации, доступной для клиента, "принято" на "исполнено", могут рассматриваться в качестве уведомления, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение.

5. Вопрос: Вправе ли банк не направлять отправителю распоряжения уведомление о невозможности отзыва распоряжения в случае поступления заявления об отзыве и наступлении безотзывности перевода?

Ответ: Пункт 2.14 Положения Банка России N 383-П содержит обязанность кредитной организации направить отправителю распоряжения уведомление в электронном виде об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления на отзыв.

6. Вопрос: Обязан ли банк плательщика при поступлении непосредственно от получателя или через банк получателя средств платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществлять проверку полномочий лиц, предъявивших платежное требование к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта?

Ответ: Банк плательщика при поступлении платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществляет процедуры приема к исполнению распоряжений в порядке, установленном кредитной организацией в соответствии с пунктами 1.8 , 2.2 Положения Банка России N 383-П, в т.ч. контроль наличия заранее данного акцепта плательщика в отношении поступившего требования получателя средств, а также проверку соответствия поступившего платежного требования условиям заранее данного акцепта плательщика. В соответствии с подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России N 383-П условия заранее данного акцепта наряду с предусмотренной в подпункте информацией могут предусматривать указание иных сведений, в т.ч. о порядке подтверждения полномочий лиц, имеющих право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта.

Размещено на сайте 30.07.2012

Введение в России в прошлом году нового законодательства о национальной платежной системе повлияло самым существенным образом не только на карточные расчеты и прием платежей физических лиц, как это могло показаться на первый взгляд. Положение «О правилах осуществления перевода денежных средств», выпущенное Банком России в конце июня, касается всех форм и видов безналичных расчетов, включая даже далекие от НПС чеки и аккредитивы.

Речь идет о Положении ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П), опубликованном в «Вестнике Банка России» 28 июня 2012 г. № 34.
Документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть 9 июля 2012 г.; отдельные положения его вступают в силу в иные сроки.
С этой же даты — 9 июля 2012 г. — признаются утратившими силу основные нормативные акты Банка России, регулировавшие ранее безналичные расчеты:
— Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение № 2-П);
— Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее — Положение № 222-П).
Поскольку указанные документы играли весьма важную — если не сказать основополагающую — роль в деятельности любой российской кредитной организации, можно смело утверждать, что изменения в законодательстве о безналичных расчетах потребуют от банков тщательной и скрупулезной переработки многих внутренних положений. При этом придется учитывать требования не только нового Положения № 383-П, но и всех законодательных и нормативных актов, регулирующих национальную платежную систему.

Общие положения
Как следует из названия нового документа, основным его предметом являются не безналичные расчеты, а переводы денежных средств. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что и различные формы безналичных расчетов находят отражение в Положении № 383-П. Что, в общем, логично, поскольку ранее действовавшие Положения № 2-П и № 222-П утрачивают силу, а других документов по безналичным расчетам Банк России не выпускал.
Переводы денежных средств осуществляются в рамках следующих форм безналичных расчетов (п. 1.1 Положения № 383-П):
— расчеты платежными поручениями;
— расчеты по аккредитиву;
— расчеты инкассовыми поручениями;
— расчеты чеками;
— прямое дебетование (расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств);
— расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Первым же пунктом Главы 1 «Общие положения» регулятор вводит новое для сферы безналичных расчетов понятие — распоряжение о переводе денежных средств. Такое распоряжение может составляться:
— плательщиками средств;
— получателями средств;
— взыскателями средств (лицами или органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков).
При этом взыскатели средств могут являться получателями средств (а могут соответственно и не являться).
Довольно неожиданно выглядит перечень способов, посредством которых может осуществляться перевод денежных средств по банковским счетам или минуя их. Регулятор посчитал, что переводы — казалось бы, исключительно безналичный способ расчетов — могут включать в себя элементы расчетов наличными, в том числе:
— списание денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачу наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;
— прием наличных денежных средств, распоряжение плательщика — физического лица и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;
— и даже прием наличных денежных средств, распоряжение плательщика — физического лица и выдачу наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу.
В последнем случае, очевидно, безналичные расчеты вообще оказываются не при делах.
Перевод денежных средств может быть осуществлен в «обратной последовательности»: сначала банк получателя средств исполняет распоряжение, а затем следует возмещение выплаченных получателю денежных средств банком плательщика в соответствии с договором. Такая схема расчетов традиционно применялась и раньше при расчетах непокрытыми (гарантированными) аккредитивами.
Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка-посредника, не являющегося банком плательщика или банком получателя (тоже широко распространенная при расчетах аккредитивами практика).

Внутренние документы
Согласно п. 1.8 Положения № 383-П кредитным организациям необходимо утвердить внутренние документы, содержащие:
— порядок составления распоряжений;
— порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;
— порядок исполнения распоряжений;
— иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.
Указанные документы должны быть приняты в течение года со дня вступления в силу Положения № 383-П (п. 10.3).
Напомним, что ранее Банк России требовал от своих подопечных наличия разработанных и утвержденных Правил построения расчетной системы кредитной организации (Положение № 2-П), включающих различные аспекты осуществления расчетов с другими кредитными организациями и собственными подразделениями (филиалами).
Регламентировать взаимоотношения с клиентами в части безналичных расчетов до сих пор необходимости не было. За исключением разве что порядка и условий осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, упомянутых в п. 1.2.2 Положения № 222-П.
Кроме того, осуществление расчетов (наличных, безналичных) присутствует в «Перечне основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы», утвержденном Положением ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
В любом случае банковским методологам и профильным специалистам придется если не разработать совершенно новый, то кардинальным образом переработать пакет внутренних документов, во всех подробностях описывающих процедуры расчетного обслуживания клиентов.
Кроме того, потребуется внесение изменений в типовые договоры на расчетное обслуживание, договоры банковского счета, договоры банковского вклада, а также в тарифы банка, так как поменяются наименования многих расчетных операций.
Внутренние документы не могут содержать положений, противоречащих законодательству, в том числе Положению № 383-П; по неизвестной причине регулятор решил изложить эту очевидную мысль в виде отдельной оговорки.

Переводы электронных денежных средств
Это как раз тот аспект безналичных расчетов, по которому кредитным организациям придется нормативную базу разрабатывать практически с нуля.
Начинать эту работу следует даже не с тщательного изучения соответствующих разделов Положения № 383-П, а с Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Именно этим документом вводится определение важнейших терминов, касающихся электронных денег, а также основные правила работы с ними. Положение № 383-П практически ничего нового к требованиям закона не добавляет.
Перевод электронных денежных средств (далее — ЭДС) осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований Положения № 383-П.
Банки могут осуществлять переводы, включающие различные преобразования ЭДС в традиционные (наличные, безналичные) денежные средства и обратно, в том числе:
— переводы денежных средств по банковским счетам;
— переводы денежных средств без открытия банковских счетов.
В первом случае переводы осуществляются посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка ЭДС получателей средств.
Во втором случае — при осуществлении переводов без открытия банковских счетов (у отправителя платежа) — возможны следующие варианты:
— прием наличных денежных средств, распоряжения плательщика — физического лица и увеличение остатка ЭДС получателя средств;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и выдача наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя платежа.

Распоряжения о переводе денежных средств
Общим термином «распоряжения» Банк России обозначил все документы, на основании которых кредитные организации осуществляют переводы денежных средств.
Наиболее распространенными формами распоряжений являются:
платежное поручение;
— инкассовое поручение;
— платежное требование;
— платежный ордер.
Перечисленные формы распоряжений применяются в рамках всех форм безналичных расчетов, указанных в п. 1.1 Положения № 383-П.
В приложениях к Положению № 383-П приведены подробные описания и характеристики указанных распоряжений: перечень и описание их реквизитов, формы распоряжений, номера реквизитов, а также максимальное количество символов в реквизитах распоряжений, составляемых в электронном виде.
Помимо четырех основных форм распоряжений, в практике банковской деятельности могут быть использованы и другие виды распоряжений (назовем их «нестандартными»), для которых Положением № 383-П не установлены перечень реквизитов и формы. Такие распоряжения:
— составляются отправителями распоряжений (клиентами, взыскателями средств, банками) с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществлять переводы денежных средств;
— составляются по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком;
— применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных п. 1.1 Положения № 383-П;
— должны содержать наименования распоряжений, не совпадающие с перечисленными выше.
Эти правила, по идее методологов Банка России, распространяются:
— на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных Положением № 383-П;
— заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств;
— составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности средств на его банковском счете.
В последнем случае, возможно, речь идет о выдаче заработной платы сотрудникам организации при наличии у нее картотеки неоплаченных документов. Такое «распоряжение», в отличие от денежного чека (не путать с расчетным!), банк может поместить в указанную картотеку до поступления необходимых денежных средств.
Таким образом, в рамках небольшого ассортимента существующих форм безналичных расчетов (их всего шесть) может быть использовано ничем — кроме фантазии участвующих в процессе сторон — не ограниченное число форм распоряжений.
Если кредитная организация использует в своей деятельности «нестандартные» распоряжения, то их формы, реквизиты и порядок работы с ними должны быть утверждены внутренними документами.
Распоряжения могут быть составлены как в электронном виде (в т.ч. с использованием электронных средств платежа), так и на бумажных носителях.
«Стандартные» распоряжения (четыре основные формы: платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера), а также банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.
Вопрос, является ли распоряжением банковский ордер (документ, порядок составления и применения которого установлен Указанием ЦБ РФ от 11.12.2009 № 2360-У «О порядке составления и применения банковского ордера» (далее — Указание № 2360-У), представляется пока открытым. Вероятно, это зависит от вида операции: в некоторых случаях банковский ордер может быть всего лишь расчетным документом, составленным на основании распоряжения, а в других — сам являться распоряжением. Так или иначе, разбираться в этом банковским методологам придется — при разработке пакета внутренних документов, посвященных переводам денежных средств.
Формы «нестандартных» распоряжений на бумажных носителях не должны превышать лист формата А4. Если форма такого распоряжения состоит из нескольких листов, то каждый лист оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований Положения № 383-П.
Количество экземпляров «нестандартных» распоряжений на бумажных носителях также устанавливается банком.
Кредитная организация и сама может являться «отправителем распоряжения». Банк России предусмотрел такую возможность для следующих ситуаций:
— списание (зачисление) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);
— перевод денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем денежных средств.
Можно предположить, что распоряжением (и одновременно расчетным документом) в этих случаях служит банковский ордер.
Главы 2-4 Положения № 383-П посвящены распоряжениям о переводе. В них рассматриваются:
— процедуры приема распоряжений к исполнению;
— процедуры отзыва распоряжений;
— процедуры возврата (аннулирования) распоряжений;
— порядок выполнения распоряжений;
— особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы;
— процедуры исполнения распоряжений и порядок их выполнения.
Нельзя не отметить, что материал указанных разделов Положения № 383-П является отличной заготовкой для разработки на его основе соответствующих внутренних документов кредитной организации, упомянутых в п. 1.8.
Напоминаем, что Глава 3 «Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы» вступает в силу с 1 января 2013 г.
…После подробного описания требований к работе с распоряжениями регулятор переходит к отдельным формам безналичных расчетов. И здесь его слог становится куда более лаконичным — особенно по сравнению с формулировками соответствующих глав канувшего в Лету Положения № 2-П.
Впрочем, общая концепция безналичных расчетов практически не меняется.

Расчеты платежными поручениями
Как и раньше, при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по его, плательщика, банковскому счету или без открытия банковского счета (для плательщиков — физических лиц) получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.
Платежное поручение также может использоваться для перевода денежных средств со счета по вкладу (депозиту) с учетом требований, установленных федеральным законом.
Как и прочие виды распоряжений, платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде либо на бумажном носителе.
Не изменился и срок действия этого документа: платежное поручение по-прежнему действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.
Если плательщиком является банк, перевод денежных средств на банковский счет клиента — получателя средств может осуществляться банком на основании составляемого им банковского ордера. При этом согласно Положению № 2360-У счет клиента должен быть открыт в том же банке (внутренняя транзакция).
Если речь идет о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица, то в соответствующем распоряжении на бумажном носителе должны быть указаны:
— реквизиты плательщика;
— реквизиты получателя средств;
— реквизиты банков;
— сумма перевода;
— назначение платежа.
Также может быть указана иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
Распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица может быть составлено в виде заявления.
Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
На основании распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица кредитная организация составляет платежное поручение.
Все нюансы заполнения отдельных полей, ранее присутствовавшие в основном тексте положений о безналичных расчетах (особенно этим грешило Положение № 222-П), теперь изложены в приложениях к Положению № 383-П. Особое внимание рекомендуем обратить на правила заполнения реквизитов «Плательщик» и «Получатель» платежного поручения (как, впрочем, и инкассового поручения, и платежного требования) — строки 8 и 16 Приложения 1 к Положению № 383-П.
Согласно п. 5.8 Положения № 383-П распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица, передаваемое с использованием электронного средства платежа, должно содержать информацию, позволяющую установить плательщика, получателя средств, сумму перевода и назначение платежа. Такое требование, по-видимому, может сделать незаконной практику некоторых банков по приему денежных средств для зачисления их на карточные счета клиентов банка через банкоматы с функцией cash-in без идентификации плательщика.
Впрочем, возможно, и у банков найдутся аргументы в свою защиту: например, тот факт, что вноситель денежных средств не использует карту — электронное средство платежа. На что противная (от слова «напротив») сторона сможет возразить, что банкомат сам по себе является электронным средством платежа, ибо он есть «средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств»… Но это уже совсем другая история.
На основании распоряжений плательщиков — физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков — физических лиц.
При расчетах платежными поручениями могут применяться «нестандартные» распоряжения, предусмотренные п. 1.11 Положения № 383-П. В этом случае, очевидно, используется только платежный (расчетный) документ, составляемый на основании «нестандартного» распоряжения.

Расчеты по аккредитиву
Глава 6 «Расчеты по аккредитиву» — самая большая по объему и подробная по содержанию среди разделов, описывающих различные формы безналичных расчетов. В рамках данной статьи мы ее подробно рассматривать не будем.
Из новшеств (по сравнению с утратившим силу Положением № 2-П) можно отметить следующие позиции.
Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной обмен информацией по аккредитиву могут осуществляться в электронном виде с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя. Разумеется, допускается также обмен информацией на бумажных носителях.
При поступлении аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной информации по аккредитиву банк должен выполнить все предусмотренные Банком России и внутренними документами процедуры приема к исполнению распоряжений (Глава 2 Положения № 383-П).
Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком самостоятельно. Регулятор устанавливает лишь перечень обязательной информации, которая должна быть указана в аккредитиве.
При исполнении непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива подтверждающим банком.
Исполнение аккредитива осуществляется посредством перевода денежных средств платежным поручением исполняющего банка на банковский счет получателя средств или посредством зачисления соответствующей суммы на банковский счет получателя средств в исполняющем банке.

Расчеты инкассовыми поручениями
Инкассовые поручения применяются:
— при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором;
— при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.
Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.
Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде или на бумажном носителе.
Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо возможно при определенных условиях. Так, в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика должны присутствовать условия:
— о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика;
— об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, при появлении у клиента банка новых контрагентов и контрактов, предусматривающих расчеты инкассовыми поручениями, каждый раз будет возникать необходимость заключения дополнительных соглашений к договору банковского счета (указания в нем сведений об обязательстве плательщика и основном договоре).
Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов. Каких именно — должно оговариваться между плательщиком средств и его банком.
Если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором между банком плательщика и плательщиком.
Списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика в этом случае может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании банковского ордера (внутренняя транзакция).
В целях исполнения «нестандартного» распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением и предъявленного непосредственно в банк плательщика, указанный банк составляет инкассовое поручение.
Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.
Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в этот банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.
Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан предъявить инкассовое поручение в банк плательщика. Сроки такого предъявления Банк России почему-то не уточняет.
При расчетах инкассовыми поручениями могут применяться «нестандартные» распоряжения, предусмотренные п. 1.11 Положения № 383-П.

Расчеты чеками
В отношении этой, весьма экзотической на сегодняшний день, формы расчетов регулятор был предельно лаконичен. Вероятно, можно было бы вообще обойтись без этого раздела в Положении № 383-П, но из Гражданского кодекса слов не выкинешь, поэтому пришлось соответствовать.
В результате чекам достались несколько абзацев, на основании которых банк, желающий с ними работать, может разработать внутренние правила, практически не ограничивая свои фантазии: расчеты чеками осуществляются в соответствии с федеральным законом и договором; чек должен содержать реквизиты, установленные федеральным законом, а также может содержать реквизиты, определяемые кредитной организацией; форма чека устанавливается кредитной организацией; кредитная организация обязана удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом; чеки кредитных организаций применяются при осуществлении перевода денежных средств, за исключением перевода денежных средств Банком России.
Нет даже упоминания о том, может ли чек быть оформлен в электронном виде или только в бумажном.
Добавим, что чек в данном случае служит распоряжением, но не расчетным (платежным) документом. На основании предъявленного к оплате чека кредитная организация должна сформировать свой расчетный (платежное поручение) или кассовый (расходный кассовый ордер) документ, обосновав тем самым движение денежных средств.

Прямое дебетование
И в этом разделе требования Банка России изложены достаточно кратко.
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) осуществляются в порядке, установленном федеральным законом, в соответствии с требованиями глав 1, 2 и 4 Положения № 383-П.
Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика (например, в случае когда прямым дебетованием осуществляется погашение задолженности заемщика по кредиту в его банке).
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется:
— платежное требование;
— иное («нестандартное») распоряжение получателя средств.
Следует отметить, что инкассовые поручения при данном способе расчетов не применяются, несмотря на их внешнее сходство с платежными требованиями.
Интересно, что Банк России не указал на необходимость составления банком плательщика расчетного документа (платежного требования) при поступлении «нестандартного» распоряжения при расчетах путем прямого дебетования, как это предусмотрено при расчетах инкассовыми поручениями.
Если получателем средств является банк, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.
Платежное требование составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде либо на бумажном носителе.
Платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств либо непосредственно в банк плательщика.
Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Заключение
Новый нормативный акт Банка России, регламентирующий осуществление переводов, только что вступил в силу, и поэтому пока рано говорить о его практической применимости. Однако можно с уверенностью утверждать, что разъяснения, изменения и дополнения к Положению № 383-П не заставят себя ждать: достаточно много нюансов осуществления безналичных расчетов остались нераскрытыми. В то же время тема документа касается не только всех кредитных организаций России, но и их клиентов — организаций и физических лиц.
Кроме того, изменения ждет в ближайшее время и само законодательство о национальной платежной системе; а значит, подзаконные акты, в том числе выпускаемые Банком России, тоже этой участи не избегут.
Поэтому, вероятно, к этой теме мы еще вернемся.
А пока кредитным организациям следует сосредоточиться на внутренней документации: мониторинге договоров с клиентами на предмет их соответствия новым требованиям Банка России и разработке внутренних документов по безналичным расчетам.

М. Посадская, банковский методолог

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами. Распоряжения. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают: удостоверение права распоряжения ДС; контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств. При недостаточности не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков - физических лиц не ведется. Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Возможно частичное исполнение распоряжения.

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее - банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (далее - исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (далее - исполняющему банку) на исполнение аккредитива.

Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика. Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Расчеты чеками

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

Приложения: перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (Максимальное количество символов в реквизитах).