Стратегическое планирование регионального развития. Стратегия социально-экономического развития региона Стратегия социально экономического развития региона теория
Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:
постановку целей развития региона;
определение путей достижения поставленных целей;
анализ потенциальных возможностей, реализация которыхпозволит достичь успехов;
разработку методов организации движения по избраннымнаправлениям;
обоснование рациональных способов использования ресурсов.
Стратегический план социально-экономического развития региона - это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это - документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это - не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.
Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.
К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:
выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всегона создание лучших условий жизни людей;
краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию инаселение, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
Партнерское взаимодействие всех региональных сил.
Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.
Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:
оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;
выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях
адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;
3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.
Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса.
Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.
Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:
достигнутые в настоящее время нормативы потреблениятоваров и услуг;
фактический уровень потребления в развитых странах;
рациональные нормативы.
В грубо обобщенном виде альтернативы регионального развития можно определить следующим образом:
стратегия роста, которая осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года (она применяется, как правило, в динамично развивающихся регионах, имеющих значительный потенциал);
стратегия ограниченного роста, для которого характерноустановление целей от достигнутого уровня, скорректированногос учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регионы со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе вариантов развития);
стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случаенеизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчениянегативных последствий и называют стратегией последнего сред-
ства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом).
В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.
Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.
Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.
Реализация этого положения означает:
расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплотьдо создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;
снижение затратности социальной сферы за счет режимаэкономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учрежденияи предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;
проведение политики развития конкуренции на рынке социальных услуг с обязательным контролем органов регионального управления за качеством услуг; стимулированиесоздания конкурентной среды на монопольных рынкахсоциальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право
выполнения социальных услуг; формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.
Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий.
Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.
Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отрас лей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.
Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и сред него предпринимательства.
Производства массового и крупносерийного характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.
Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько сред-
них и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.
Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.
Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона.
Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.
Создание кооперационных структур в виде максимально замкнутых в пределах региона технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах.
Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресурсов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресурсосбережение можно рассматривать как основной критерий оцен-
ки целесообразности мер по реструктуризации и развитию данного производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и раскрывать альтернативные возможности по их использованию, особенно в случае получения инвестиционных кредитов.
Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реализации этого направления необходима политика жесткого контроля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона.
Повышение эффективности регионального хозяйства возможно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов.
Долгосрочным перспективным направлением реализации данных мероприятий является достижение финансовой стабильности регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.
Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:
проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;
решение социальных проблем при реформировании экономики;
стимулирование деловой активности реального сектора экономики.
Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.
Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.
Решение социальных проблем является важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ.
В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:
В рамках долгосрочной перспективы глобальной целевойустановкой при проведении социальной политики являет-
ся приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;
в рамках среднесрочного периода ставится задача достижения докризисного уровня жизни населения России;
в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечения условий для физического выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе.
В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:
установление в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы, которая отражает цену неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране; приведениепараметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума;
гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем;
законодательное определение способа и порядка индексациидоходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности Денежной заработной платы в условияхинфляции;
сокращение имущественного расслоения населения, преодоление необоснованно высоких различий в уровнях доходовзажиточной части и бедных слоев населения.
Цели и задачи региональной политики в Российской Федерации и зарубежных странах.
Целью региональной политики является сбалансированность, т. е. стремление свести к минимуму существующие региональные неравенства , создающие почву для возникновения социально-политических конфликтов, мешающих социально-экономическому развитию и страны в целом, и отдельных ее территорий.
Региональная политика России охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, которые должны проводиться федеральными и региональными государственными органами власти. Основные цели региональной политики можно подразделить на «национальные» и «прагматические»; заметим при этом, что «национальные» цели региональной политики в большой мере связаны с внешней политикой государства, а «прагматические» - с внутренней политикой государства.
«Национальные» цели отражают естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность, территориальную целостность. В условиях многонационального государства, каковой является Россия, обеспечение территориальной целостности имеет особенно важное значение, поскольку рост регионального сепаратизма здесь обостряет напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами, создает угрозу для территориальной целостности государства.
«Прагматические» цели подразумевают использование региональной политики внутри государства как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками (политическими силами, партиями). В «прагматических» целях - стремление правящей элиты выявить общенациональные интересы, ранжировать их в соответствии с ожиданиями (запросами) общества. Значимость последнего аспекта особенно возрастает по мере приближения выборов.
Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мировой табели о рангах. (Даже в высокоразвитых странах региональный доход на душу населения разнится иногда по штатам, провинциям и т.д. на 30-50 %). Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Часто возникают проблемы освоения (до-освоения) территорий, особенно в таких обширных по площади странах как Канада, США, Австралия, Китай, не говоря уже о России.
Совершенно очевидно, что цели и задачи региональной политики (равно как и ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих. Это прежде всего:
1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);
2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;
4) максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов;
5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.
Следует отметить, что региональная политика в развитых странах существенно отличается от региональной политики развивающихся стран.
Характерными чертами региональной политики развитых стран являются:
Освоение слаборазвитых («проблемных») регионов, а также реконструкция «депрессивных» регионов;
Децентрализация агломераций и территорий сверхконцентрации населения и промышленного производства;
Образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленного производства.
При определении основных направлений региональной политики западные «регионалисты» в первую очередь обращают внимание на состав и причины территориального (регионального) неравенства. К ним чаще всего относят такие вопросы:
1. Масштабы, качества и направления использования природно-ресурсного потенциала, которые влияют на определение «продуктивности»; влияние это разнопланово.
2. Периферийное положение региона, его отдаленность от основных центров производства и потребления, что оказывает влияние на величину транспортных расходов, масштабы внутрирегиональных и межрегиональных связей.
3. Несовершенство структуры производства, связанное с технологической и организационной отсталостью, запаздыванием инновационных «вливаний».
4. Агломерационные преимущества (речь идет о большом пересечении в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселение регионов).
5. Политические факторы, формы общей и региональной политики.
6. Социально-культурные факторы (степень образованности населения региона, наличие научных, учебных и культурных центров и т. д.).
7. Стадии экономического и технологического развития.
8. Физические факторы размещения (наличие транспортных систем, аэропортов, телекоммуникационное обеспечение и др.).
Региональная политика развитых зарубежных стран возникла на основе объективных требований развития производительных сил на современном этапе. Весь объем мероприятий региональной политики за рубежом направлен на создание условий, которые позволяют лучше, эффективнее приспособиться к ужесточению конкурентной борьбы в мире за рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала.
На выработку региональной политики существенное влияние оказали структурные сдвиги в отраслях экономики, вызванные научно-техническим прогрессом.
Основами концепции региональной политики за рубежом являются:
а) децентрализация власти и экономики, предоставление значительной самостоятельности регионам;
б) выработка совместных стратегий экономического развития страны и регионов с учетом возможности использования собственного природно-ресурсного потенциала, обменов с соседними регионами;
в) выравнивание уровней экономического развития территорий;
г) координация долговременных региональных программ, стратегических целей, региональной политики.
Другое дело - развивающиеся страны . Здесь важнейшей задачей государственной региональной политики является ускорение процесса социально-экономического развития, ликвидация в экономике последствий колониальной зависимости от бывших метрополий. Поэтому основными направлениями региональной политики в развивающемся мире выступают:
Вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов,
Интеграция всех регионов страны в единый национальный рынок, формирование единого рыночного пространства;
Смягчение противоречий между городом и деревней;
Регулирование процесса урбанизации;
Возможно более полное освоение национальных природных и трудовых ресурсов;
Рациональное размещение новых промышленных объектов.
Цели региональной политики России обозначены в Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», изданный летом 1996 г.
Указ рекомендуются федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации использовать «основные положения» при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления.
В Указе определяются основные положения региональной политики в экономической, социальной и национально-этнической сфере, а также нормативная правовая база этой политики.
Главная цель региональной экономической политики состоит в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов России, повышении на этой основе уровня жизни населения, создании научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире. В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач: а) укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; б) содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры; в) сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения; г) достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях; д) развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других); е) стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации; ж) оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами; з) разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие); и) совершенствование экономического районирования страны.
При этом территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами: а) модернизация структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа; б) содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические системы; в) обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика; г) привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций; д) обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны; е) поддержка внешнеэкономической деятельности российских регионов, способствующей их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения; ж) оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных и внешнеэкономических связей.
Основная цель региональной социальной политики состоит в формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. В указе отмечается, что большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на: а) противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; б) предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; в) сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; г) регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; д) содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования; е) оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии . Их решение должно включать в себя: а) регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения; б) сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны; в) регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации; г) осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.
Важнейшими задачами региональной социальной политики являются: а) стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации; б) государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу; в) поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий (минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен); г) обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;
Субъектам Российской Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на: а) совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц; б) расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости. На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются: а) перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств; б) защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация. В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.
Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно.
Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.
В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.
В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.
Основная цель региональной политики в области национально-этнических отношений состоит в обновлении и дальнейшем эволюционном развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также в создании равноправных отношений между народами страны, формировании демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
Региональная национальная политика в государственно-правовой сфере должна обеспечивать: а) формирование модели федеративного устройства, отвечающей современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России и направленной на сохранение территориальной целостности государства; б) создание правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений; в) создание на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации механизмов предупреждения межнациональных конфликтов; г) создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов; д) объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма.
Региональная национальная политика в духовной сфере должна обеспечивать: а) уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, социального положения и территории проживания; б) равные права народов при любых формах их самоопределения; в) предотвращение и мирное урегулирование межнациональных конфликтов; г) государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания; д) развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования; е) реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального общения; ж) укрепление национальной общеобразовательной и высшей школы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов; з) распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих Российскую Федерацию, идей духовного единения, межнационального мира и согласия, сотрудничества во имя процветания России; и) сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия, в частности межславянских связей, а также связей славянской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур, в рамках общего евразийского этнокультурного пространства; к) учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости; поддержку миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранение целостности Российского государства.
Важными задачами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области национальной политики являются поддержка и развитие национально-культурной автономии.
В Указе определятся цели и приоритеты формирования нормативной правовой базы региональной политики. При этом отмечается, что законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Конституция Российской Федерации создает для этого необходимые предпосылки, являясь основой для разработки механизма регулирования федеративных отношений. Приоритет в этой сфере должен быть отдан законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку решение таких вопросов, как разграничение государственной собственности на природные ресурсы, землепользование, бюджетное устройство и налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан, не должно осуществляться на индивидуальной основе, а также обеспечению соответствия конституций (уставов), законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам. Общие правила, установленные федеральными законами, могут конкретизироваться применительно к экономическим, национальным и иным особенностям регионов различными соглашениями и договорами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Указе подчеркивается также особая важность обеспечения соответствия норм конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Механизмом приведения действующих и вновь принимаемых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законам должна стать функционирующая независимая судебная власть, способная оперативно и непредвзято рассматривать споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, для повышения эффективности работы которого следует законодательно определить порядок реализации его решений.
Стратегии – систематизированное изложение целей и основных проблем территориального развития, определение направлений их решения и свод предпрограммных обоснований конкретных решений приоритетных проблем и направлений комплексного социально-экономического развития Российской Федерации и/или субъектов Российской Федерации на долгосрочный период.
Стратегии должны включать:
результаты анализа региональных ситуаций и проблем с оценкой их общегосударственной (региональной) значимости, приоритетности и очередности решения;
обоснование необходимости разработки долгосрочных и среднесрочных программ, решения отобранных проблем территориального развития с указанием их содержания, основных характеристик решаемых проблем до и после реализации программ, а также требуемых ресурсов.
Региональная стратегия - это комплексная (а не только социально-экономическая), долговременная и вписанная в общую государственную стратегию общественного развития России политика. Главное ее отличие от прошлого определяется авторами как комплексность, нацеленность на все стороны общественного развития, а не только экономическую; долговременность, расчет на многолетнее действие и на нескорый, но глубинный эффект; сопряженность с "глобальной" государственной стратегией общественного развития и другими ее составляющими (экономической политикой, национальной, оборонной и т.п.), а не сумма региональных политик отдельных регионов страны.
Рис.1 Структура стратегии регионального развития
Миссия региона – это суть стратегии регионального развития, отражающая роль, функции и предназначение региона.
Основные функции региона, отражённые в миссии, включают в себя:
- институциональные (определяют, с одной стороны, экономическую самостоятельность, с другой - политико-экономическое единство страны; гарантируют конституционные права населения на свободное проживание, свободное волеизъявление, обеспечение законности и правопорядка);
- экономические (направлены на обеспечение экономической безопасности страны и создание условий и возможностей свободного осуществления экономической деятельности);
- социальные (гарантируют права и возможности социального развития населения, обеспеченные экономическим потенциалом региона);
- экологические (обеспечивают полноценную среду жизнедеятельности населения, осуществляют природоохранные и другие мероприятия по оздоровлению окружающей среды);
- этно-психологические (способствуют реализации этно-культурных потребностей населения).
Концепция регионального развития - это совокупность взглядов на:
1. пути решения региональных проблем,
2. достижение целей и задач развития региона в перспективе.
Стратегические цели и задачи регионального развития – это долгосрочные цели развития, вписанные в общую концепцию функционирования и развития региона.
Стратегические направления регионального развития - это пути достижения целей регионального развития.
Закономерности развития региона – это объективно обусловленные принципы регионального развития.
Финансовые механизмы – система практических мер по организации бюджетного процесса в регионе и привлечению инвестиционных ресурсов для эффективного решения задач регионального развития.
Условия и факторы среды стратегии регионального развития: включают в себя факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды делятся на:
1. Факторы макроокружения:
· Правовое регулирование и управление,
· состояние экономики;
· Политические процессы,
· Природная среда и ресурсы,
· Социальная и культурная составляющие общества,
· Научно-техническое и технологическое развитие общества,
· Инфраструктура.
2. Факторы непосредственного окружения:
· Союзники и конкуренты,
· Рынок рабочей силы,
· Рынок идей региона.
Внутренняя среда включает в себя:
· Кадры региона, их потенциал, квалификацию, интересы.
· Организацию управления регионом,
· Организационно-управленческую культуру в регионе,
· Финансовые, научно-технические, операционные, организационные ресурсы региона.
Управление и оценка реализации стратегии регионального развития – это логически последний процесс, осуществляемый в региональном управлении. Оценка обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идёт процесс достижения стратегических целей и собственно концепцией регионального развития.
Этапы формирования стратегии регионального развития:
1. Определение миссии региона (его предназначения).
2. Определение основных целей и задач РР.
3. Выработка основных стратегических направлений РР.
Александр Идрисов
Управляющий партнер компании
"Про-Инвест Консалтинг"
Теоретические предпосылки проекта
Многочисленные исследования показывают, что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности, расположенных на их территории корпораций. Причинно-следственные связи процесса регионального развития представлены на рис 1.
Уровень производительности, зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые.
В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Michael Porter в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин "бизнес-климат" - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий:
1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации:
a. Природные ресурсы
b. Человеческие ресурсы
c. Финансовые ресурсы
d. Физическая инфраструктура
e. Административная инфраструктура
f. Информационная инфраструктура
g. Научно-исследовательский потенциал
2. Условия для конкуренции и стратегического развития
a. Инвестиционный климат и политика региональных властей
b. Наличие конкурентов и свобода конкуренции
3. Условия спроса
a. Наличие требовательных местных потребителей
b. Наличие уникальных потребностей клиентов
c. Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке
4. Связанные или поддерживающие отрасли
a. Наличие квалифицированных поставщиков
b. Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (World Economic Forum) базируется на методологии, предложенной профессором M. Porter. В 2000 году страной высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия.
Почему многочисленные программы развития регионов не работают?
Правительство России, впервые за годы реформ, объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако, обычно, это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.
1. В отличие от развитых стран, не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития (источник: "Про-Инвест Консалтинг", опрос руководителей предприятий). При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона.
2. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией (HPO). Успешная реализация региональной стратегии вряд возможна без повышения эффективности административного управления. Сегодня, реформа государственного управления является одним из высших приоритетов Президента и Правительства России.
Цель проекта
Помощь региональной администрации и бизнес-сообществу в разработке сбалансированной и эффективной стратегии регионального развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона и повышения уровня жизни населения.
Применяемые подходы
Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:
1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов)
2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата
Данный подход имеет следующие преимущества:
Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;
Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием
Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;
Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, через общее видение будущего;
Использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;
Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;
Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.
В качестве методологической основы используются подходы, разработанные объединенной группой специалистов "Про-Инвест Консалтинг" и МГТУ им. Баумана, в том числе Стратегическая платформа региона (рис. 2).
Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.
В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы (рис. 3) в трех областях: Стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес-климата, эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации "стратегических" разрывов (рис. 4).
Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона
Каждый российский регион имеет не более 20-30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС). Отбор СЭС производится на основе следующих критериев:
существующий или потенциальный объем продаж
количество и потенциал создания рабочих мест
потребление ресурсов региона
влияние на вспомогательные или связанные отрасли
поддержка социальной инфраструктуры
Для создания стратегии СЭС используется разработанная "Про-Инвест Консалтинг" методология "3f Corporate Strategy (First to New Ideas, Fastest to Implement Change, Finest Customer Service) Данный подход позволяет:
активизировать инновационные процессы в компании, максимально вовлечь в процесс разработки стратегии менеджмент и ключевых сотрудников СЭС;
в кратчайшие сроки разработать реалистичную стратегию СЭС, учитывающую возможности для развития бизнеса и вероятные угрозы, а также основанную на ключевых компетенциях и динамических способностях;
создать сбалансированную систему индикаторов эффективности;
сформулировать простые правила, делающие стратегию понятной и доступной не только для менеджмента, но и для рядовых сотрудников СЭС;
построить финансовые прогнозы.
Анализ регионального бизнес-климата и разработка рекомендаций по его совершенствованию
Будущее развитие страны определяется долгосрочной стратегией
– национальной идеей, которая выражает чаяния всего народа и осознана каждым человеком. Такой идеи может стать построение постиндустриального общества – общества всеобщего благоденствия, свободного и всестороннего развития личности. Научно обоснованная государственная стратегия общественного развития России должна стать ориентиром для разработки стратегии развития каждого региона.
К сожалению, общепринятой региональной стратегии пока нет, хотя основания для неё имеются. Достаточно вспомнить научную работу А.Я. Лившица, А.В. Новикова, Л.В. Смирнягина Региональная стратегия России М.: Аналитический центр при президенте РФ, 1994. дальнейшая разработка стратегии развития регионов должна выявить их место и функции в российском обществе, траекторию поступательного движения к поставленной цели. Цели и задачи регионов координируются с целями общероссийской стратегии с учётом возможностей реализации собственных потенциалов и оперативности решения территориальных проблем. В каждом регионе сочетаются общегосударственные проблемы, решение которых способствует достижению поставленной цели. Таким образом каждый регион, являясь составным звеном в политическом и социально-экономическом пространстве России, включается в общую региональную стратегию развития страны.
Региональная стратегия
представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы и сглаживаться «острые углы» их проявления. Действенным механизмом, регулирующим ход реализации стратегии (ход развития регионов по намеченной траектории) должна стать региональная политика. В наиболее общем виде она будет представлять систему мероприятий по воздействию на территориальную организацию общества и ход развития каждого субъекта РФ.
Региональная стратегия развития России основывается на знании объективных законов и закономерностей общественного функционирования
. Процесс познания законов и закономерностей жизни общества в нашей стране длительное время опирался на формационный подход, предполагающий обязательную смену следующих общественно-экономических формаций: первобытно-общинную – рабовладельческую – феодальную – капиталистическую – социалистическую (коммунистическую). В последние годы всё шире стал распространяться цивилизационный подход, акцентирующий внимание на человека, на развитие общества в направлении углубления цивилизации. Этот подход расширяет возможности познания общественных закономерностей, что способствует разработке региональной стратегии РФ.
Наиболее ответственным моментом является определение долгосрочных целей и задач стратегии. Мы полагаем, что в региональной стратегии должна быть общая цель
, которая подразделяется на подцели
– цели первого порядка. В качестве варианта предлагается следующая целевая установка (табл.1).
Власова Марина Сергеевна
Головешкина Елена Геннадьевна
Студент, экономический факультет, ВГЛТА
Кузнецов Сергей Александрович
научный руководитель ассистент кафедры Экономики и
финансов, ВГЛТА г. Воронеж
Стратегия экономического развития регионов – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления.
При анализе качества регионального развития важно применять концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриапьного развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии к основным отраслям относятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона.
Экономическое развитие сегодня представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное – не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
В настоящее время в России происходят два противоречивых по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первый процесс – падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих – является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. Однако, в то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества . В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров сегодня является одним из главных факторов социально-экономического развития региона в целом.
В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:
- инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;
- методы стратегического планирования развития региона;
- приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.
Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной модернизации персонала администраций. Для их реализации необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Необходимо при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Целесообразно использовать приемы бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.
Таким образом, подытоживая выше сказанное, следует сделать вывод о том, что:
- экономическое благосостояние регионов РФ определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономического развития;
- необходимо использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;
- основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию .
В настоящее время наиболее действенными инструментами управления социально-экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.
Стратегическое планирование может успешно применяться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще только предстоит внедрить в практику работы администраций субъектов РФ.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, – это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния граждан и заложить прочный фундамент для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается созданию условий, обеспечивающих высокий уровень качества жизни человека.
Цикл стратегического планирования экономического развития регионов можно представить в следующем виде:
- Определение целей развития.
- Анализ внешней среды развития региона.
- Определение сильных и слабых сторон региона.
- Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
- Разработка концепции развития.
- Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
- Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Планирование социально-экономического развития регионов РФ представляет собой сложныйнепрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет принимать решения на обоснованной и проработанной базе. Важно понимать, что сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.
Специально проведенные исследования показывают, что различия социально-экономического развития субъектов РФ не только существенны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.
Это обусловлено тем, что во многие субъекты РФ оказались в значительной степени зависимым от территориальных факторов, от внешнеэкономических условий, политики сопредельных государств.Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются чрезмерными различия институциональных преобразований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и государственного регулирования, взаимодействия органов власти с новыми экономическими структурами и т.д.
Все это – критические факторы, представляющие огромную угрозу экономической системе и государству в целом.
Следует отметить, что исследование путей формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функционального обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще не закончено в силу таких причин, как утрата методологических ориентиров, неясности перспектив территориальной социально-экономической организации РФ и др.
Научная концепция устойчивого социально-экономического развития регионов, а так же городов и административных районов, должна включать:
- теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия внешних и внутренних факторов, а также быстро адаптироваться к положительным изменениям;
- указания на то, что истоки качества кроются в объективном существовании разнообразных пропорций; это можно рассматривать как специфический ресурс, имеющий определенный потенциал, воспроизводимый соответствующим образом и проявляющийся и используемый в особых формах;
- выделение устойчивого развития экономики региона в качестве специфического объекта управления в рыночной модели экономики;
- критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для регионов разных уровней и типов развития;
- обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических показателей;
- ·обоснование перспектив преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать экологическое содержание устойчивости и устойчивого развития.
Оценка перспектив устойчивого развития регионов РФ, проведенная на основе типологизации субъектов РФ, предложенной Советом Федерации Федерального Собрания России, позволила выделить по уровню экономического развития, структуре производства, уровню развития инфраструктуры и обеспеченности квалифицированными кадрами и другим показателям следующие группы областей, краев и республик .
Первая группа (республики Башкортостан и Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) отличается достаточно диверсифицированной структурой производства, высоким производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Следует отметить, что спад производства в этих районах относительно ниже, чем в других регионах, что свидетельствует о большей устойчивости их экономики к негативным влияниям внешних и внутренних факторов, к кризисным явлениям.
Переход к устойчивому развитию регионов этой группы связан с недопустимостью потери имеющихся преимуществ, развитием эффективных секторов экономики и отраслей специализации.
Республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская, Тюменская области условно образуют вторую группу субъектов РФ. Перспективы устойчивого развития их экономики в значительной степени связаны с действием внешнеэкономических факторов. Дело в том, что преимущественно экстенсивная эксплуатация отечественных месторождений природных ресурсов при значительной удаленности мест их расположения от регионов потребления обостряет проблемы эффективности, рентабельности и др.
В третью группу регионов следует отнести Владимирскую, Ивановскую, Курскую, Московскую, Смоленскую, Тульскую, Ульяновскую и Ярославскую области. Все они отличаются высокой степенью хозяйственной освоенности территории, развитой инфраструктурой и наличием квалифицированного персонала. Здесь относительно высока доля региональных рынков продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Следовательно перспективы формирования здесь устойчивых экономических структур можно оценить как хорошие. Это справедливо и в отношении инвестиционного климата.
Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области и Санкт-Петербург составляют четвертую группу регионов. Ситуация в их экономике близка к средним по России показателям, поэтому их перспективы в наибольшей степени связаны с преодолением угроз (т.е. возможного ущерба), имеющих прежде всего общенациональное значение: недостаток инвестиций в человеческий потенциал; низкое качество управления и общее ухудшение управленческого потенциала; чрезмерная затратность экономики, труда, капитала, материалов и энергии; возрастающая роль теневого сектора; ослабление научно-технического потенциала; деформации структуры экспорта и импорта и как следствие – зависимость от конъюнктуры мирового рынка; утечка капталов за рубеж и монопольное поведение иностранных производителей на внутреннем российском рынке; неурегулированность межбюджетных отношений и др.
Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область объединяют в пятую группу регионов. Спецификой этих регионов является опережающий спад в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой ситуацией это обусловило существенное ухудшение экономического положения. Однако важно учесть, что неким балансом стала пищевая промышленность, относительно более устойчивая к кризису.
Перспективы устойчивого развития данного региона связываются с улучшением эффективности развития сельскохозяйственного производства, реализацией стратегии России на обеспечение своей продовольственной независимости, а также расширением услуг бальнеологического комплекса Кавказских Минеральных Вод.
Шестая группа регионов включает Республику Марий Эл, Мордовию, Удмуртскую, Чувашскую республики, Хабаровский край, Брянскую, Кемеровскую, Курганскую, Псковскую и Саратовскую области. К началу 1990 г. их экономика в значительной степени определялась ситуацией в ВПК. Дело в том, что кризис резко обозначил диспропорции между производствами оборонной промышленности, имеющими высокие технологии и передовую организацию, и другими секторами народного хозяйства. Отсталость последних не смогла компенсировать резкий спад производства на оборонных предприятиях. Поэтому проблемы устойчивости и устойчивого развития экономики здесь могут быть решены при значительной помощи извне.
Седьмая группа включает в себя республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Тамбовская и Читинская области. Согласно оценкам экспертов, данные регионы одновременно попадают в разряд как подверженных наиболее глубокой депрессии, так и в число наиболее отсталых по уровню социально-экономического развития.Здесь определяющее значение имеет преодоление рисков нарастания неустойчивости, угроз целевой государственной поддержке. Осуществить это достаточно непросто в силу того, что некоторые из перечисленных регионов являются приграничными. А, следовательно, особо сильным является и будет впредь обостряться международный фактор.
Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия – Алания составляют восьмую группу регионов. Устойчивое развитие здесь в значительной степени зависит от урегулирования острейших политических, национальных, пограничных и других проблем.
Таким образом,цели разработки стратегии устойчивого развития диктуются стремлением администрации любого уровня – республики, края, области, муниципального образования – повысить уровень благосостояния жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечение его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики .
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что стратегия социально-экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив, таким образом, синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) для развития региона на длительный период времени.
Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет:
- согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого направления развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Важно отметить, что долгосрочная региональная стратегия – это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в нее необходимых корректировок с учетом анализа ее промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках;
- создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Ни для кого не секрет, что конкуренция на рынке инвестиций становится более ожесточенной и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга;
- сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно размещать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.
Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки эффективной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития.
Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона решение проблемы субсидирования из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.
Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией.
Список литературы:
- Видяпина, В. И., Степанова, М. В. Региональная экономика /[Текст]: учебник/ Видяпина, В. И., Степанова, М. В.– М.:ИНФРА-М, 2007. – 666 с.
- Морозова, Т. Г., Региональная экономика/[Текст]:учебник/ Морозова Т. Г., – М.:ЮНИТИ, 2007. –234 с.
- Морозова, Т. Г., Региональная экономика мира /[Текст]: учебник для вузов/ Морозова, Т. Г.– 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 472 с.
- Общество и экономика /[Текст]: международный научный и общественно-политический журнал. – М.: Наука – 2008.
- Россия в цифрах /[Текст]: статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 2009. –255 с.
- Экономическая география и регионалистика /[Текст]: учебное пособие.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007.