Человек является главным ресурсом образовательной организации. Финансовые ресурсы образовательных учреждений. методы и квалифицированные специалисты по управлению




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Характеристика ресурсов образовательной организации, их эффективное использование

Введение

управление образовательный учреждение

Актуальность выбранной темы проявляется в выявлении взаимосвязи вопросов эффективного использования образовательных ресурсов в связи с модернизацией образования, происходящие изменения в экономике, науке, технике, технологии.

Многие современные экономисты полагают, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному - технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

Именно поэтому, отличительной чертой современного мирового развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого становится - производство услуг в сфере информационных технологий. Центральное место производства услуг занимают образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. Образование рассматривается в качестве ведущего фактора экономического роста страны и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы РФ. Образовательная деятельность осуществляется в образовательных организациях, а её эффективность будет связана с ресурсами такой организации.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. №ОГ-П8-111 пр, раздел II, Минобрнауки России 09.10.2014 подготовлен проект концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Главной целью разрабатываемой Программы является обеспечение реализации федеральной государственной образовательной политики через механизмы вовлечения образовательных организаций, муниципальных и региональных систем образования в разработку и распространение эффективных моделей деятельности , позволяющих достигать цели и задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Проблема образования в России приобретает особый смысл, в связи с резким сокращением объема государственного финансирования, традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий.

Цель данной работы: систематизировать понимание вопроса характеристики ресурсов образовательной организации и их эффективного использования.

1. Систематизировать понятийный и терминологический аппарат;

2. Классифицировать ресурсы образовательной организации по субъекту применения;

3. Выявить факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации.

Изложим кратко общий замысел и логику построения реферата.

Эффективная образовательная деятельность, всегда направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата и практически всегда, в условиях дефицита бюджета. Все ресурсы независимо от их класса обладают общим свойством - они ограниченны. А потребности - безграничны. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни образовательной организации ситуаций - безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - образует основу деятельности по эффективному использованию ресурсов. Естественно необходимо рассмотреть содержание понятия «организация», и проблему эффективного управления образовательными ресурсами организации как создание эффективных моделей деятельности. В работе раскрывается экономическая сущность понятия «Ресурс организации» и «Потенциал организации».

Сбалансированность источников ресурсов образовательной организации и направлений их использования - это во многом искусство, искусство управлять развитием, контролировать рациональность расходования ресурсов.

Материалом для написания реферата послужили статьи из периодических изданий научно-практического характера , конституция , закон , учебная литература .

1. Определение понятия «образовательная организации»

Одним из главных понятий, которым оперируют в управлении, является понятие «организация».

В соответствии с определением, данным различными учеными психологами, педагогами, экономистами, организация

1. внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением ;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого ;

3. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих , на основе определенных процедур и правил .

В нашей работе мы используем понятие «организация», как процесс (второе значение), и организационная система (третье значение) - при описании управления и использования ресурсов.

По ФЗ «Об образовании в РФ»: «Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

Таким образом, под образовательной организацией мы понимаем систему, в которой целенаправленно на основе программ и других документов реализуется государственный и общественный заказ; а также сеть организаций, осуществляющих образовательные и воспитательные функции, исходя из имеющихся ресурсов.

В советской системе образования ресурсная база строго регламентировалась, определялась партийными органами (ст. 6 Конституции СССР Ведущая роль партии в управлении). Например, при целевом наборе в педагогические институты, игнорировалась объективная потребность в педагогических кадрах. Перераспределение ресурсов государства шло в сферу промышленности, образование играло роль придаточного звена. Но при этом отличалась устойчивостью и стабильностью в содержании образовательных программ, парадигмы, финансирования, высокой социальной роли института образования в целом.

В наши дни расширились возможности привлечения дополнительных ресурсов для развития образовательной организации (инвестиции, спонсорская поддержка и т.д.). Открытость системы для обмена и использования передового педагогического опыта, опыта взаимодействия социальных партнеров (пример, Болонский процесс), ориентация на потребность рынка (частные образовательные организации), появления такого понятия как «рынок образовательных услуг». Но в то же время появились риски нового характера, например, нестабильность привлечения финансовых ресурсов, высокая конкуренция среди образовательных организаций, не соответствие требований работодателей набору компетенций и уровню компетентности выпускников. То есть работодатель, при всей ориентации системы образования на него не гарантирует обеспеченность ресурсами ОО, так как по законодательству он не обязан этого делать, если нет письменных договоренностей.

2. Определение понятия «Ресурс организации»

Функционирование любой организации начинается с процессов использования её ресурсов. Ресурс от французского слова recourse - вспомогательное средство.

Существуют различные подходы к классификации организационных ресурсов.

В.С. Ефремов выделяет материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технологии производства и управления, а также материальный, нематериальный и интеллектуальный капитал .

В Большом экономическом словаре в качестве основных групп ресурсов выделяются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация .

Авторы 17-модульной программы для менеджеров различают человеческие (людей), материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические и временные ресурсы .

Как видно из приведенных классификаций, различия между ними не принципиальны и связаны исключительно со строгостью выбора классификационного признака и глубиной декомпозиции.

Ресурсы любого предприятия классифицируются на пять групп:

1. природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;

2. материальные - все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;

3. трудовые - население в трудоспособном возрасте;

4. интеллектуально-информационные - интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;

5. финансовые - денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию. Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от неё - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производственными».

К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:

- инженерно-педагогический , административный и вспомогательный персонал (человеческие ресурсы)

Их можно определить, как запасы творческой энергии личности. Они неисчерпаемы, и не случайно их запасы сравнивают с запасами атомного ядра. Как отметил в свое время П. Друкер: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов» . На сегодняшний день только знание, интеллект, а не мускульная сила определяют экономический успех организации. Не отвергая значение других видов ресурсов, данный тезис подчеркивает, что люди, обладающие определенной информацией и наделенные определенными способностями по ее преобразованию, являются ключевым ресурсом, правильное использование которого позволяет в любой функциональной области получать высокие результаты в сочетании с существенной экономией других видов ресурсов;

- учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение, учебные и наглядные пособия и т.д.).

Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому переоснащению, но при этом в отличии от предприятий, в образовательной организации к сокращению персонала это не приведет, но качественно изменит преподавание. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов. Например, современный преподаватель, использует в процессе обучения не только презентации и сопровождает весь документооборот ИКТ - технологиями, но экономит туже бумагу используя сетевые технологии. В последнее время особое значение для предприятий приобрели энергетические и технологические ресурсы, составляющие отдельные виды материальных ресурсов. Значимость энергетических ресурсов (всех видов энергоносителей - электроэнергии, пара, газа и т.п.) связана с резким увеличением доли затрат на них. Это потребовало более тщательного подхода к выбору энергоносителя и более экономному его использованию.

- финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.)

Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей управления. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность. Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих;

-информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии)

Информационные ресурсы - совокупность данных и знаний. Каждая функциональная область предполагает наличие определенных информационных ресурсов. Так, например, преподавание, должно обладать как можно более полной и достоверной информацией о внешнем окружении (работодатели, потребители, партнеры, конкуренты), производство - информацией о новых технологиях и «ноу-хау» и т.д. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией. Современная экономика и управление характеризуются резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха не только управления в образовательной организации;

- правовое обеспечение

Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, исполняемость - являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования. Ключевыми для эффективного управления образовательной организацией является Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенция о защите прав ребенка, на основе которых разрабатываются Устав ОО, инструкции по функционированию ОО, воспитательные и образовательные проекты по принципу гуманизма и демократии в образовании.

-ресурсы времени

Время - это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

В целом экономика имеет ресурсные циклы, в которых особое внимание уделяется той или иной группе ресурсов. Таким образом, организационные ресурсы - ресурсы организации дают представление о средствах организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, которая задействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходы на организационную деятельность. Высокая результативность функционирования организации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижении затрат на получение требуемых результатов.

Ресурсы любой образовательной организации по отношению к внешней среде можно подразделить :

- явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

- неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

1. Характер образовательной организации;

2. Стадия его жизненного цикла;

3. Потенциальные возможности для адаптации;

4. Явные ресурсы и рыночные активы.

Ресурсы образовательной организации - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно этому, ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

3. Соотносительность и пропорциональность образовательных ресурсов, вытекающие принципы

В соответствии с законом композиции и пропорциональности каждая образовательная организация при ее рассмотрении как системы стремится в своей структуре содержать все ресурсы в заданной композиции (соотносительности и пропорциональности) .

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, управленческие знания позволяют руководителям образовательных организаций организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально и эффективно.

Экономические ресурсы подвижны, так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих близка к нулю (землю, помещения, здания трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно).Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Наиболее мобильны - капитал (особенно денежный) и знания. Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если руководителю образовательной организации нужно увеличить производство (выпуск) обученных специалистов, то он может сделать это так: расширить площади обучения (использовать дополнительные помещения, построить новые помещения с большей площадью - увеличить учебно-материальные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование человеческих ресурсов), или расширить правовое и информационное обеспечение, материально-техническое оснащение, или улучшить организацию труда в колледже (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новую информацию и педагогические технологии (новые способы деятельности). У руководителя есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны). Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Например, при неизменном числе компьютеров в одном классе можно увеличить число преподавателей информатики в колледже, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Из закона композиции и пропорциональности вытекает ряд принципов: планирования, координации, согласования, полноты .

Принцип планирования . Каждая организация должна планировать использование своих ресурсов, свою деятельность и развитие. Деятельность без плана бессмысленна. Планирование бывает трехступенчатым:

- стратегическое, или перспективное (на 3-5 и более лет);

- тактическое, или текущее (на 1-2 года);

- оперативное (на квартал, месяц, неделю, день).

Принцип координирования . Каждая организация должна постоянно координировать работу своих ресурсов и вносить необходимые коррективы в набор и порядок их работы. Коррективы должны вносить не только после срыва планов, но и после мелких сбоев в работе по организации.

Принцип согласования. Ресурсы организации должны подходить друг другу и работать согласованно. Совместная работа ресурсов должна приводить к эффекту синергии или эмерджентности.

Принцип полноты . Любая организация должна выполнять полный набор возложенных на неё функций, независимо от наличия и состояния ресурсов. Если у организации не хватает материальных и финансовых ресурсов - нужно их найти, купить, занять, если не хватает специалистов - привлечь со стороны, но организация должна работать и выполнять свою миссию.

На мой взгляд, выше перечисленные принципы могут быть применимы к образовательным организациям вне зависимости от типа их финансирования (бюджетные и автономные ОО), способа управления (муниципальные и частные) и уровня образовательной организации (общеобразовательные и профессиональные).

4. Потенциал образовательной организации

Каждый ресурс обладает некоторым потенциалом (от лат. potential - сила), т.е. наличием возможностей, выполнять какую-то работу или участвовать в работе организации. Ресурсы в совокупности и взаимодействии составляют суммарный ресурсный потенциал организации - её способность к эффективной деятельности. Наличие достаточного ресурсного потенциала есть необходимое условие работы образовательной организации. Задача управления заключается в том, чтобы обеспечить эффективное использование и преобразование потенциала организации для достижения целей, ради которых сама организация и была создана.

Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

1. Духовный потенциал общества (государства), который включает уровень общей культуры, созидательные качества народов (трудолюбие, стойкость, соблюдение прогрессивных традиций и обычаев, взаимное уважение народов, расовую и религиозную терпимость, законопослушание и т.д.). Этот потенциал определяется физическим и психическим здоровьем народов.

2. Интеллектуальный потенциал государства, который является частью духовного потенциала и определяется уровнем общеобразовательной культуры населения, профессиональной подготовки кадров, прогрессивными историческими традициями народа, сложившимися направлениями хозяйственной деятельности, межгосударственными отношениями и т.д. Важным элементом интеллектуального потенциала является система образования и повышения квалификации кадров.

3. Составной частью духовного потенциала является научно-технический потенциал, который характеризуется не только уровнем развития науки и техники, но и профессионально-квалификационным составом научных работников, инженеров, рабочих и т.д.

4. Информационный потенциал, который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно-полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала.

5. Демографический потенциал - потенциал характеризующий степень перспективного обновление кадрового потенциала. Идет процесс постепенного устаревания педагогических кадров, на примере колледжа, средний возраст педагогических работников 57 лет. В перспективе через 10 лет, если не изменить этот процесс, то эффективность использования человеческого ресурса резко понизится.

6. Экологический потенциал - потенциал, характеризующий степень сохранения природных (экологических) систем, чистоту водной среды, воздушного бассейна, почвенных покровов. В среде с экологически - пониженным потенциалом невозможно эффективное создание и развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, водой, воздухом и, как следствие этого, сохранение высокого уровня здоровья населения и поддержание его активного долголетия .

7. Социально-экономический потенциал - характеризует возможность финансирования или софинансирования образовательных программ, проектов, инноваций на различных уровнях (региональном, городском, окружном, а также структурном для данной ОО). Уполномоченные структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. Например, раньше - оказывалась материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустраивались площадки, организовывался отдых и т.п., теперь - поддерживается коммерческие, исследовательские, конструкторские и другие структуры.

Определяющее значение для выбора того, что, как и для кого использовать образовательные ресурсы, имеет наиболее эффективное применение ресурсов. Это значит, что при имеющихся ресурсах организации, существующей технологии и уровне знаний преподавательского состава невозможно обучить и воспитать большее количество молодых специалистов, например, специалистов строительной отрасли, не жертвуя при этом возможностью обучить и воспитать некоторое количество специалистов газовой отрасли. Количество газовиков, от которого следует отказаться, чтобы произвести какое-либо количество строителей, называется вмененными (альтернативными) издержками. Стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать ради получения дополнительной единицы специалиста, возрастает.

Таким образом, сообщество педагогов образовательной организации должно выбирать, как ему эффективнее использовать ресурсы, чтобы получить максимальную отдачу и удовлетворить свои потребности.

Для того чтобы организация могла достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней среды. Ресурсы, получаемые из внешней среды: человеческие ресурсы (обучающиеся), кадровое обеспечивание (выпускники профессиональных ОО), социальные партнеры.

Ресурсы организации - это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей.

5. Факторы эффективного управления ресурсами образовательной организации

Главным ресурсом для эффективного образования - педагогические кадры. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования их работы (не только материальная), условия труда престижность, конкурентоспособность, желание к самореализации. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

Факторы, определяющие эффективность качества образования:

1. качество обучения программ, методик, средств обучения;

2. структура образовательной организации;

3. модели образования в организации;

4. наличие механизма саморазвития;

5. научная база;

6. методы и квалифицированные специалисты по управлению.

Для практической реализации эффективного использования ресурсов образовательной организации необходимо учитывать ряд факторов:

1. Регламентация деятельности (установление однозначных правил поведения в рамках образовательной деятельности). Для педагогического персонала это, прежде всего технологии реализации образовательных программ. Иногда регламентные документы, (регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции), принятые в компании, малоэффективны. Причин этому не структурированность системы регламентации деятельности и в частности образовательных программ. Многие регламенты устаревают и становятся неактуальными, а какие-то процессы излишне регламентированы, и задерживают необходимые изменения. Именно поэтому, необходимо создать систему регламентации деятельности и наиболее эффективно это сделать на основании процессного подхода. Если формализовать процессы и закрепить границы ответственности за выполнение процесса через создание регламента процесса, то результативность процесса может быть повышена.

2. Правила (способ регламентации; официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения, стандарты деятельности, соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается).

3. Субъекты педагогической деятельности - педагогические работники, родители, опекуны и лица их замещающие, выполняющие воспитательные и образовательные функции. Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: воспитательные и образовательные программы, должностные инструкции, положения о подразделениях, программы развития ОО.

4. Учебные программы - официально утвержденные документы, отражающие содержание и уровень развития компетенций и реализуемые в образовательных организациях различных типов.

5. Традиции - неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, следование которым контролируется сотрудниками организации, а их нарушение порицается. Сотрудники организации, которые принимают самое активное участие в сохранении, распространении и контроле, за исполнением норм, становятся его лидерами (формальными или неформальными).

6. Организация процессов деятельности - это части деятельности, в ходе которой субъекты организуют образовательный процесс, используя ресурсы. Для регламентации деятельности процессов используются нормативные документы (положения о направлении деятельности, программы, методические рекомендации и д.р.).

7. Технологическая инструкция для технического персонала - инструкция, устанавливающая требования к выполнению организационных процедур. В инструкции более глубоко чем в рабочем регламенте раскрываются способы выполнения действий (технология выполнения), которые должен выполнить исполнитель для получения требуемого результата. Например, в действиях перечислено, что исполнитель заполняет экзаменационную ведомость, зачетную книжку и т.п., а в технологической инструкции будет раскрыто, каким образом он должен ее заполнять (какие данные и в какой последовательности он должен внести в определенные поля формы).

8. Синергизм - означает придание деятельности всех членов единой направленности, стремление к общей цели и эффективное использование суммарного потенциала организации. Например, хроническое недофинансирование образования, недостаточный профессиональный уровень персонала, принятие на работу несовместимого с коллективом сотрудника может повлиять на результативность использования ресурсов. Ресурсы в любой образовательной организации тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Для успешного раскрытия потенциала синергии необходимо учитывать ряд условий:

1. концентрация и массированное использование ранее рассредоточенных ресурсов;

2. повышение связности скоординированности действий частей образовательной организации.

3. согласованность и направленность в сторону необходимого результата;

4. повышение производительности одних участников за счет эффекта присутствия других;

5. модульность частей;

6. привлекательность поставленной цели и хорошая организация (как процесс);

7. доскональное знание возможностей сотрудников, психологический климат в коллективе;

8. продуманная мотивация.

Внешняя оценка позволяет выделить признаки эффективности использования ресурсов образовательной организации:

1. Положительные отзывы работодателей;

2. Низкий процент трудоустройства выпускников не по специальностям;

3. Высокий рейтинг среди образовательных организаций одного типа;

4. Успешное государственное лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;

5. Наличие подтверждающих сертификатов качества (Сто лучших образовательных учреждений России, знак качества СТО);

6. Инвестиционная привлекательность (Социальное партнерство, создание ресурсных центров и центров переподготовки специалистов);

7. Государственные премии и награды;

8. Признание свидетельств и дипломов ОО за пределами региона и государства.

Внутренняя оценка эффективности использования ресурсов образовательной организации:

1. Стабильность кадрового состава;

2. Высокий уровень положительной мотивации коллектива;

3. Высокий процент переаттестованных и аттестованных педагогов, преподавателей с научной степенью, прошедших стажировку на предприятии и д.р.;

4. Регулярно обобщается и транслируется лучший педагогический опыт;

5. Результативно используются современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологии;

6. Привлечение лучших специалистов с производства для рецензирования программ и дипломных проектов?

7. Продуманная и гибкая система стимулирования сотрудников образовательной организации за результативность работы;

8. Материально-техническое оснащение соответствует требованиям реализации ФГОС и Болонского процесса.

Заключение

В результате анализа подходов эффективности использования ресурсов мы пришли к заключению, что ресурсы образовательной организации - это совокупность материальных и финансовых средств и не материальных средств, которые потенциально могут быть использованы в образовательной деятельности. То, настолько эти ресурсы отвечают современным требованием, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. При ограниченности ресурсов вырастает конкуренция за их применение. Конкуренция представляет собой соперничество между альтернативными (различными) целями использования ресурсов.

Во-первых, нам удалось раскрыть содержание понятий «организация», «образовательная организация», «ресурсы образовательной организации», «потенциал», «синергия» (см. пункт 1.1-1.3.);

Во-вторых, проанализировали классификацию ресурсов: человеческие (людей), материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические и временные ресурсы.

В-третьих, выявили факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации:

1. Регламентация деятельности;

2. Правила;

3. Субъекты педагогической деятельности;

4. Учебные программы;

5. Традиции;

6. Организация процессов деятельности;

7. Технологическая инструкция для технического персонала;

8. Синергизм.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 63 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (Кодексы. Законы. Нормы) Новосибирск: НОРМАТИКА, 2013. - 128 с.

3. Павловская Е.В. Конвенция ООН о правах ребенка как инструмент безопасности прав ребенка // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г. - Казань: Познание, 2014. - С. 570-572

4. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2011. - 336 с.

5. Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: КноРус, Проспект, 2011. - 592 с.

6. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения, Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 288 с.

7. Издательство «Аккредитация в образовании». Электронный журнал об образовании. http://www.akvobr.ru/

8. Карташова, Лариса Васильевна Управление человеческими ресурсами: учебник / ред. В.И. Видяпин [и др.]; Институт экономики и финансов «Синергия». - М.: ИНФРА - М, 2012. - 235 с.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либроком. - 280 с.

10. Научно-практический журнал для администрации школ. Управление современной школой. ЗАВУЧ, №3, 2014 г.

11. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. - М.: Интеллект-Центр, 2004. - 288 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие основных электронных образовательных ресурсов. Система навигации и поиска учебных материалов. Программы просмотра ресурсов. Методика работы с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов для организации образовательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов. Особенности современного состояния образовательной системы, дидактические принципы и правила. Технические требования к программным средствам учебного назначения. Обучение иностранному языку.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Анализ исследования адресных групп сайта образовательной организации. Оценка результатов взаимодействия родителей и школы по данным всероссийских опросов общественного мнения и на базе образовательных организаций Кировского района Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2016

    Понятие образовательной системы, ее свойства. Социальный заказ как цель функционирования образовательной системы. Функционирование образовательных систем в рамках единого образовательного пространства и на региональном уровне.

    реферат , добавлен 10.03.2007

    История развития образовательной системы США, под которой понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления. Особенности организации дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Виды, структуры и технологии образовательных ресурсов. Способы мотивации и стимулирования самостоятельной внутрисеместровой работы студентов. Использование информационных систем дистанционного обучения и балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Социокультурная деятельность школы в условиях городской окраины крупного культурного центра, принципы его организации и требования. Анализ внешних и внутренних факторов развития сообщества микрорайона Ржевка. Стратегия образовательной организации.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2016

    Ознакомление с научно-педагогическими основами культурно-образовательной деятельности современного музея. Рассмотрение и анализ форм культурно-образовательной деятельности в Люберецком краеведческом музее. Описание культурно-образовательных программ.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2017

    Характеристика понятия "маркетинговый подход". Основы маркетинговой деятельности общеобразовательных учреждений. Маркетинговые исследования как инструмент формирования образовательной стратегии в образовательной организации. Анализ кадрового обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2015

    Исследование содержания образовательной среды как психолого-педагогической категории. Характеристика принципов педагогической организации развивающей образовательной среды при изучении иностранного языка в школе. Формы взаимодействия учителя и учащихся.

DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-18-27

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третьяков П.И.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается технология управления по результатам посредством анализа финансово-хозяйственной деятельности, которая играет важную роль в повышении эффективности деятельности образовательной организации. Даётся определение управления по результатам как целенаправленного, ресурсообеспеченного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозируемых результатов. Приводятся принципы результативного управления. Характеризуются ожидаемые результаты в образовательной организации. Описывается организационная структура управления ресурсами. Обосновываются пути улучшения управления финансово-хозяйственной деятельностью по результатам работы управленческой команды.

Ключевые слова: управление поручениями, комплексное управление по результатам, ресурсообеспеченное управление в комплексе, направления развития образовательной среды.

MANAGEMENT OF RESOURCES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION BASED ON THE RESULTS OF ACTIVITIES

Moscow Region State University

10A, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article considers the technology of management by results through the analysis of financial and economic activities, which plays an important role in improving the effectiveness of the educational organization. The definition of management"s results as a purposeful, source-based interaction between the managing and managed subsystems to achieve the predicted results is given. The principles of effective management are mentioned. The expected results in the educational organization are characterized. The organizational structure of resource management is described. The ways of improving the management of financial and economic activities based on the results of the work of the managed team are justified.

Key words: errand management, integrated performance management, resource-ensured management in complex, directions for educational environment development.

© Третьяков П.И., 2017.

Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности в управлении комплексом (гимназия, школа, детский сад), наиболее рациональному использованию основных фондов, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, проведению в жизнь режима экономии, что позволяет установить наличие и отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по их устранению.

Рассмотрим результативность как степень достижения запланированных результатов на примере ГБОУ Гимназии № 1504 города Москвы.

Основным поводом к разработке нового подхода управления по результатам в образовательном комплексе послужила наша неудовлетворённость системой управления по целям. Эту неудовлетворённость испытали и первопроходцы, разработчики теории управления по результатам, - финские управленцы .

На международном инвестиционном форуме в Сочи (29.09.201602.10.2016) Д. А. Медведев высказался за обновление всей системы управления. Смысл этого новшества - уход от управления по поручениям к управлению по результатам деятельности.

Остановимся на определении ведущих понятий данного подхода. Это прежде всего понятие «результат». Результат есть реализованная цель, но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т. е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, матери-

ально-техническая база, технологии и методики и др. Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать результативными целями .

Ключевые результаты могут быть трёх типов:

Функциональная управленческая деятельность;

Коммерческая управленческая деятельность;

Управленческая поддержка (консалтинг).

Необходимо выделить уровни управления по результатам в образовательном комплексе. Первый определяется умением видеть миссию деятельности организации. На этом уровне важно устанавливать эффективность её деятельности. Второй уровень предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции. Третий уровень предполагает рассмотрение результата с позиций потребителей, исходя из удовлетворения их запросов.

В условиях управления по результатам в образовательном комплексе инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. К руководителю любого ранга предъявляются такие требования, как демократичность, гибкость, готовность к сотрудничеству, поддержке, уделение первостепенного внимания результату, создание атмосферы уважения, доверия, успеха каждого участника образовательных отношений.

Контроль приобретает особый профессиональный смысл оценки промежуточных и достигнутых результатов, влияющих на конечный итог, на осуществление ситуационного управления, опережающее регулирование и коррекцию.

Таким образом, управление по результатам в образовательном комплексе есть целенаправленное, ре-сурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запрогнозиро-ванного результата .

Ключевыми принципами системы управления результативностью являются:

Ориентация на потребителя образовательных услуг;

Управление результативностью финансово-хозяйственной деятельности;

Снижение структурной иерархии (сокращение аппарата управления, переход к горизонтальной структуре на основе взаимной зависимости работников, групп и подразделений в рамках управления результативностью финансово-хозяйственной деятельности, прозрачности границ между подразделениями).

Актуальность проекта заключается в дефиците управляющих кадров необходимой квалификации, в том, что образовательное учреждение заинтересовано в экономии бюджетных и сохранении имущественных ресурсов, в привлечении дополнительных источников финансирования.

Цель: разработать комплекс инновационных проектных управленческих решений на основе анализа деятельности образовательного комплекса гимназии с учётом перспективных направлений развития практики.

Провести комплексный анализ управления финансово-хозяйственной деятельностью;

Создать модель управления (контрактную службу) результативностью

финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

Разработать бизнес-план на новый год.

Ожидаемые результаты:

Команда по управлению ресурсами пройдёт курсы повышения и переподготовки;

Заместитель директора по управлению ресурсами пройдёт специальную аттестацию;

Измеряемые показатели эффективности деятельности образовательного комплекса достигнут в новом году следующих значений (уменьшение в сравнении с предыдущим годом): горячее водоснабжение - 7%; холодное водоснабжение - 10%; электроэнергия - 9%; тепло - 7%.

Мероприятия по совершенствованию управления:

Разработать и ввести алгоритм действий в непредвиденных и плановых ситуациях;

Сформировать службу управления ресурсами;

Оптимизировать штатное расписание на новый период;

Сократить численность административно-управленческого персонала;

Исключить дублирование должностей, обеспечить эффективное распределение функционала.

В связи с проведённой реорганизацией (путём присоединения к гимназии двух школ и четырёх детских садов) возникла необходимость провести дополнительный ресурсный анализ:

Штатного расписания (привести в соответствие с квалификационным справочником должности), в том числе определить функциональные обя-

занности работников, отвечающих за финансово-хозяйственную деятельность;

Качества (результативность и эффективность) расходования финансовых средств (обеспечить единые требования к нормированию и списанию хозяйственных средств);

Работы контрактного управляющего по проведению закупок товаров, работ, услуг;

Экономии энергоресурсов.

Организационная структура управления ресурсами

Принятая учётная стратегия применяется последовательно от одного отчётного года к другому.

В учреждении-комплексе создаётся единая бухгалтерская служба, осуществляющая ведение всех разделов бюджетного учёта и хозяйственных операций .

Работники бухгалтерии несут ответственность за состояние бухгалтерского учёта и достоверность контролируемых ими показателей бюджетной отчётности .

Директор учреждения:

Несёт полную ответственность за организацию бухгалтерского учёта в учреждении и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций;

Обеспечивает неукоснительное выполнение работниками требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Главный бухгалтер:

Подчиняется непосредственно директору учреждения;

Несёт ответственность за формирование учётной стратегии, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности;

Обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

В схеме 1 нами представлена структура управления:

Структура управления финансово-хозяйственной деятельностью

Контрактный управляющий

Заместитель директора

Бухгалтерия

Техническая служба

1 5 Специалист по

безопасности

Специалист по кадрам

Для решения проблемы комплексного управления финансово-хозяйственной деятельностью в образовательном учреждении определены

ресурсы: кадровые - заместитель директора по управлению ресурсами, контрактный управляющий, главный бухгалтер, экономист.

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика

Комплексное управление ресурсами включает в себя процессы планирования, закупок, поставок, распределения учета и контроля ресурсов .

В нашем проекте рассмотрены модели:

«Контрактная служба» (положение, функционал, качество в сфере закупочной деятельности, взаимодействие с межрайонной торговой площадкой);

«Дополнительное финансирование» (приносящая доход деятельность);

«Экономия энергоресурсов» (горячее водоснабжение, холодное водо-

снабжение, тепло, электроэнергия).

В новом году создана эффективная управленческая команда, конструктивно взаимодействующая на основе распределения ответственности на принципах профессионального доверия, открытости, общих ценностей и ориентиров: заместитель директора, контрактный управляющий, юрист, экономист, главный бухгалтер. В целях гибкого управления сформирована организационная структура управления, которая включает всех его участников (схема 2).

Участники организационной структуры управлению

Заместитель директора по управлению ресурсами

Контрактный управляющий

Главный бухгалтер

Экономист

н о к 4 ев 5 я о о я о св я о

Главное лицо в этой структуре - заместитель директора по управлению ресурсами. В начале своей карьеры он делает ставку на себя как на требовательного управленца, проявляет инно-вационность, гибкость, открытость и дисциплинированность:

Организует текущее и перспективное планирование хозяйственной

деятельности учреждения (материально-технического обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности, оборудования помещений в соответствии с установленными нормами и требованиями; обеспечение соблюдения норм и правил пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной са-

нитарии в ходе учебно-воспитательного процесса, хозяйственной деятельности; обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчётной документации, участие в подборе и расстановке административно-хозяйственных кадров, а также работников из числа обслуживающего персонала, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства);

Осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов учреждения;

Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности учреждения, заключению необходимых договоров, организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности, по разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств; обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств порядка оформления финансово-хозяйственных операций;

Организует инвентарный учёт и списание основных средств и материалов учреждения, в составе комиссии проводит инвентаризацию; принимает участие в семинарах, конференциях, вебинарах, селекторных совещаниях по ФХД; выполняет меры по охране труда и т. д.

Меры из должностной инструкции контрактного управляющего:

Планирование и обоснование закупок;

Обеспечение проведения определений поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) конкурентными способами;

Организация заключения контрактов по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом и контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

Контроль исполнения контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями), организация приёмки результатов исполнения контрактов;

Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для претензионно-исковой работы.

Показатели эффективности и результативности

профессиональной служебной деятельности

Эффективность профессиональной служебной деятельности контрактного управляющего оценивается по следующим общим показателям:

Выполняемому объёму работы и эффективности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;

Своевременности и оперативности выполнения поручений;

Качеству выполненной работы (по подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);

Профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте

профессионального кругозора, умению работать с документами);

Способности чётко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

Творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;

Осознанию ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений .

По основным показателям:

Процент выполнения плана-графика закупок;

Качество закупок;

Отсутствие обоснованных жалоб по результатам процедур планирования;

Отсутствие обоснованных жалоб по нарушению сроков размещения документации в ЕИС;

Заключение контрактов на условиях, способствующих наиболее эффективному достижению заданных результатов обеспечения государственных нужд.

Повышение квалификации участников организационной структуры в планируемые годы становится всеохватывающим и непрерывным. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными (деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы). Обучение становится прямым регулятором мотивации, так как хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе,

способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. После повышения квалификации мы наблюдаем у обучающегося опору на команду, коллегиальность, умение слушать другое мнение в сочетании с требовательностью к себе и другим. Так формируются общие критерии оценки образовательной и управленческой деятельности.

Стремление к достижению стратегических целей и ответственности за качество и результаты своей работы позволяет: работать в команде; мотивировать команду на успех; принимать управленческие решения; делегировать полномочия; находить адекватные формы общения.

Структура управления (схема 3). Две команды (стратегического вертикального управления и горизонтального управления). У каждой команды цели, задачи и план действий. Структура современная, реально действующая.

Стратегия и тактика управления результативностью позволяют точнее и конкретнее строить дорожную карту развития образовательной организации, не только определяя события, тренды и выбор нормативных актов, но и тщательно просчитывая риски, совершенствуя формат дорожной карты и оптимизируя технологии её реализации.

В итоге наблюдается положительная тенденция в управлении финансово-хозяйственной деятельностью в образовательном комплексе: создана контрактная служба, которая успешно проводит закупки услуг, работ и товаров; ведёт претензионную работу с поставщиками.

Структура стратегического управления

Основными путями улучшения управления финансово-хозяйственной деятельностью по результатам мы считаем:

Формирование управленческой команды;

Установочные приказы, в которых определена инициативная группа для формирования плана действий.

Надёжность в управлении - это комплексное свойство систем выполнять возложенные на них функции в течение заданного промежутка времени в условиях функционирования, обеспечивая развитие образовательной организации. Свойство, которое характеризуется безотказностью, долговечностью, сохраняемостью, устойчивым качеством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/12180849 (дата обращения: 17.10.2018).

2. Регион: управление образованием по результатам / под ред. П.И. Третьякова. М., 2001. 887 с.

3. Санталайнен Т., Воотилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И.Х. Управление по результатам. М., 1993. 250 с.

4. Устав ГБОУ Гимназии № 1504 (образовательный комплекс) [Электронный ресурс]. URL: http://gym1504.mskobr.ru/info_add/labor_organization/ustav (дата обращения: 20.10.2017).

5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. URL: http://zakupkihelp.ru/ legislation/44fz/44-fz.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=215087 (дата обращения: 23.10.2017).

7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId =282852&cwi=0 (дата обращения: 23.10.2017).

1. Prikaz Minfina RF ot 01.12.2010 № 157n «Ob utverzhdenii edinogo plana schetov bukhgalter-skogo ucheta dlya organov gosudarstvennoi vlasti, organov mestnogo samoupravleniya, or-ganov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademii nauk, gosudarstvennykh (munitsipal"nykh) uchrezhdenii i instruktsii po ego primeneniyu» . Available at: http://base.garant. ru/12180849/ (accessed: 17. 10. 2018).

2. Tret"yakov P.I., ed. Region: upravlenie obrazovaniem po rezul"tatam . Moscow, 2001. 887 p.

3. Santalainen T., Voutilainen E., Perenne P., Nissinen I.H. Upravlenie po rezul"tatam . Moscow, 1993. 250 p.

4. Ustav GBOU Gimnazii № 1504 (obrazovatel"nyi kompleks) . Available at: http://gym1504.mskobr.ru/info_add/labor_ organization/ustav (accessed: 20.10.2017).

5. Federal"nyi zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (poslednyaya redaktsiya) «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal"nykh nuzhd» . Available at: http:// zakupkihelp.ru/legislation/44fz/44-fz.pdf (accessed: 20.10.2017).

6. Federal"nyi zakon ot 06.12.2011g. № 402-FZ «O bukhgalterskom uchete» . Available at: https://normativ.kontur.ru/docume nt?moduleId=1&documentId=215087 (accessed: 23.10.2017).

7. Federal"nyi zakon ot 12.01.1996 g. № 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» . Available at: htt-ps://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=282852&cwi=0 (accessed: 23.10.2017).

Третьяков Пётр Иванович - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Peter I. Тгetyakov - doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of pedagogy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Третьяков П.И. Управление ресурсами в образовательной организации по результатам деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 18-27. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-18-27

Tretyakov P. Management of resources in the educational organization based on the results of activities. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 18-27.

Информационная среда образовательного учреждения не может существовать без надежного хранилища самой разнообразной информации. Таким хранилищем в учебных заведениях является общешкольный сервер или серверная станция, включающая несколько специализированных серверов, на которых хранятся все информационные ресурсы образовательного учреждения.

Единая информационная среда учебного заведения должна строиться таким образом, чтобы все субъекты образовательного процесса могли оперативно получить любые необходимые им данные. Кроме того, информация должна быть структурирована и иметь различные уровни доступа как через Интранет, так и через Интернет.

Для этого информационные ресурсы учебного заведения можно разбить на пять блоков в соответствии с видами деятельности внутри школы. Данная структура представлена на схеме.

    Информационные ресурсы по учебно-воспитательной деятельности являются самыми представительными и объемными по информационному наполнению (содержат электронные учебные материалы по школьным образовательным областям: начальной, основной и средней ступеням непрерывного среднего образования, а также по факультативам, элективам). Данные ресурсы ориентированы на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса. Данный блок (в основном) содержит информацию общего доступа.

    Информационные ресурсы по культурно-просветительной деятельности призваны способствовать формированию информационной, экологической и экранной культуры учащегося, его творческой активности, высокой нравственности и толерантности. В методическом плане этот блок базируется на работе кабинета социальной информатики и доступ к данной информации не ограничен.

    Ресурсы по информационно-методической деятельности школьных учителей ориентированы на развитие творческой педагогики в школе. В функции данного блока входит создание электронных учебников, разработка компьютерных программ, проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда. Доступ к ресурсам, входящим в данный блок, ограничен.

    Информационные ресурсы по научно-продуктивной деятельности основываются на работе школьного научного общества и отвечают за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. В этот блок должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, обслуживание административной системы, работа в Интернете.

    Информационные ресурсы по административно-хозяйственной деятельности обеспечивают формирование и тиражирование различных директивных документов, автоматизированное планирование учебного процесса, работу с классными журналами, анализ и обеспечение здоровья учащихся, психолого-педагогическую диагностику и др.

Кроме того, в этом блоке хранится юридическая информация, отчеты и договоры, материалы тарификации, решения различных советов, действующих внутри школы, контрольные материалы, аналитические справки, документация бухгалтерии, материалы административно-хозяйственной деятельности и другие материалы.

Возможна и иная модель информационного наполнения школьного сервера. Она может включать, например, управляющий, информационный и справочно-статистический центры.

Управляющий центр включает административный и финансово-экономический блоки. В административном блоке информация закодирована, доступ по функционалу ограничен. Блоки состоят из разделов. Структура управляющего центра представлена на схеме.

Информационный центр может включать такие блоки:

    базовое образование;

    профильное образование;

    воспитательная работа;

    семья и школа;

    исследования и мониторинг.

Справочно-статистический центр может включать следующие блоки:

    административные контрольные работы (графики проведения, итоги);

    базы данных (учителя, родители, персонал);

    диспетчер (расписание, графики работ, кружки, секции);

    плановые мероприятия, графики проведения;

    конкурсы, соревнования, олимпиады и их итоги;

    информация Школьного совета;

    телефонная книга и электронные адреса;

    родительский комитет, попечительский совет (принятые решения);

    итоги учебной деятельности (четверть, год, экзамен);

    информация о сотрудничестве (ответственные лица, телефон для связи).

Кроме того, в Интранете учебного заведения могут быть размещены следующие ресурсы:

    моя школа (общая информация, расписание, план мероприятий, кружки, графики работы и т. п.);

    доска объявлений;

    библиотека (аннотированный каталог книг по школьной, районной библиотеке, библиотекам соседних школ, аннотированный каталог видео-, аудио-, CD-pecypcoв, ресурсов Интернета);

    информация о возможностях продолжения образования детей, получения дополнительного образования во время обучения в школе, тесты;

    нормативная база деятельности образовательного учреждения, основные показатели школы, информация об образовательных услугах школы;

    школьный журнал;

    программно-методическая документация;

    планы мероприятий, проводимых с родителями, отражение работы попечительского совета и т.п.;

    финансовые отчеты по внебюджетным средствам;

    информация о рынке труда, о возможности трудоустройства в период обучения, тесты профессиональной направленности и т. п.;

    материально-техническая база ОУ (результаты инвентаризации);

    формы статистической отчетности, сама отчетность;

    информация для педагогов по аттестации (консультации, графики, формы, условия, требования);

    информация о педагогических кадрах;

    личные дела учащихся;

    «Мой микрорайон» (район, город и т. п. – общая информация, события, контакты и т. п.).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Понятие ресурсного обеспечения образовательного процесса» «Анализ состояния учебно-методического ресурса образовательного учреждения с точки зрения формирования методологической компетенции у обучающихся, воспитанников»

Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) Если ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, это говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования. К ресурсам любого образовательного заведения можно отнести: материально-техническую базу, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение.

Компоненты образовательного процесса Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса Решение Ответственные Требования ФГОС В наличие в образовательном учреждении Информационно-методическое обеспечение Деятельность воспитателя Обеспечение деятельности воспитателей информационными ресурсами (рабочие программы, образовательная программа, методические пособия, УМК) Наличие образовательной программы Наличие рабочих программ Наличие плана воспитательной работы Наличие УМК Наличие современного нормативно-программного и учебно-методического сопровождения содержательной части новых стандартов (список нормативных документов и методических пособий) Находится в стадии разработки Находятся в стадии разработки Имеется Имеется не в полном объёме Имеется не в полном объёме Разработать образовательную программу, учитывающую специфику общеобразовательного учреждения Разработать рабочие программы (по направлениям: оздоровительное, трудовое, нравственно-этическое, досуговая деятельность). Пополнить УМК абаками, счетными палочками Сформировать пакет нормативно-программного и учебно-методического сопровождения содержательной части новых стандартов Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. , Ильницкая В.А. Андреева А.М. , Моторина Ю.П. Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В, Андреева А.М. , Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В, Андреева А.М. , Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А.

Обеспечение деятельности воспитателя по передаче обучающей информации: - аудиовизуальными: средствами; - печатными наглядными пособиями; - демонстрационными пособиями Имеется Имеются не в полном объёме Имеются не в полном объёме Приобрести печатные наглядные пособия Приобрести демонстрационные пособия. Андреева А.М. , Моторина Ю.П. Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Учебно-материальное обеспечение Печатные пособия Экранно-звуковые пособия Наборы сюжетных картинок. Репродукции картин и художественные фотографии. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию занятия. Имеются не в полном объёме Имеются не в полном объёме Приобрести пособия (по возможности) Приобрести пособия (по возможности) Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А.

Вывод: Если улучшить состояние учебно-методического ресурса, то у обучающихся, воспитанников будут сформированы: осознанное принятие ценностей здорового образа жизни; регуляция своего поведения в соответствии общепринятыми нормами; желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, направлений воспитательных занятий применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО...

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значение придается повышению качества подготовки кадров, подготовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления, поэтому основа государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов - государственное или муниципальное финансирование.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию.

Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

В случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

Финансовое обеспечение - составная часть стратегии управления отраслью. При разработке этой проблемы возникает необходимость решения нескольких задач: выбора приоритетных направлений развития; выявления и использования новых источников финансирования; создание организационно-экономических механизмов рационального использования имеющихся ресурсов; обоснованного распределения полномочий по распоряжению средствами. Задача выбора приоритетных направлений развития образования, которые необходимо обеспечить финансовыми ресурсами, на федеральном уровне, заключается, прежде всего, в определении соотношения средств на различные уровни образования.

Основа для определения суммарных расходов муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование - количество учреждений и предполагаемое их развитие в планируемом году, а также показатели по контингентам детей, учащихся, воспитанников.

Финансированию подлежат не только образовательная, но и ряд социальных функций, таких как, например, питание школьников.

Исходя из принятой классификации расходов бюджета, средства распределяются по разделам, подразделам, целевым и экономическим статьям. Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции.

Все расходы классифицируются на текущие и капитальные расходы. Текущие расходы объединены в группы. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда, начисления на нее, приобретение материалов, оплату коммунальных услуг, тепловую энергию, газ, водоснабжение. Вторая группа включает в себя такие трансферты населению как - стипендия обучаемым, компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции, пособия на опекаемых детей, выплата компенсации педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и другие выплаты.

Капитальные расходы - это капитальные вложения в основные фонды, приобретение оборудования, новое строительство, капитальный ремонт.

Детализация бюджетных расходов связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих органов за их целевым использованием. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления образования в пределах, выделенных по бюджету назначений на календарный финансовый год.

Государство играет решающую роль в развитии образования. Порядок использования бюджетных ассигнований должен соответствовать экономическим интересам учреждений образования и социальным приоритетам образовательной деятельности. С этих позиций оценка эффективности использования финансовых ресурсов связана с расходом полученных им средств, с полномочиями образовательного учреждения по распоряжению и маневрированию финансовыми средствами.

Каждое образовательное учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

В действительности же использование бюджетных средств регламентировано их целевым назначением по предметным статьям. Подавляющее большинство общеобразовательных и дошкольных учреждений самостоятельных счетов не имеют. Такие учреждения находятся практически в полном ведении органов управления образованием и фактически подчинены еще и централизованным бухгалтериям при этих органах.

В соответствии с действующим законодательством деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Поскольку большинство существующих на сегодняшний день образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, обеспечение их работы необходимыми средствами входит в задачу соответствующего бюджета.

Причем, даже тогда, когда образовательное учреждение имеет весомые собственные поступления (от предпринимательской деятельности или от спонсоров, например), роль бюджетного финансирования остается для него, весьма значительной. Этим и объясняется то особое внимание, которое следует уделять вопросам планирования и использования бюджетных средств в работе образовательных учреждений.

Финансирование образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное финансирование - это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений на основании сметы - планового документа установленного содержания. Сметное финансирование осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Она составляется в виде баланса доходов и расходов. При разработке сметы решаются следующие задачи: определяются объемы финансовых ресурсов, выделяемых образовательному учреждению на предстоящий финансовый год (в целом и в поквартальной разбивке); определяются источники привлечения необходимых средств; выявляются возможности мобилизации внутренних резервов учреждения; определяются финансовые взаимоотношения учреждения с государственным бюджетом, вышестоящими органами управления и другими партнерами по экономической деятельности.

До начала 90-х гг. бюджетное финансирование образовательных организаций почти во всех странах осуществлялось в форме сметного финансирования. Между тем в последние десятилетия стала вполне очевидна значимость определенной автономности образовательных учреждений в принятии экономических решений. Формирующееся информационное общество предъявляет к образовательным организациям требования гибкости в организации их деятельности, развития образовательных программ и форм обучения, расширения источников финансирования. Для того чтобы соответствовать потребностям развивающейся экономики и общества в целом, образовательным организациям нужна возможность самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, методы и технологии обучения, структуру кадров, источники доходов, направления расходования средств. В свою очередь необходимость сдерживания роста государственных расходов на социальную сферу заставляет искать пути стимулирования более эффективного использования бюджетных средств их получателями. Сметное финансирование этим требованиям не отвечает.

Система нормативного персонифицированного финансирования в сфере образования является рациональной альтернативой системе сметного бюджетного финансирования. Если в рамках последнего объемы бюджетных расходов по отдельным статьям сметы определяются вышестоящими органами и не могут быть изменены с учетом конкретных обстоятельств решением руководителя образовательного учреждения, то нормативное финансирование, определяя общий объем допустимых бюджетных расходов, предоставляет возможность самому образовательному учреждению создать оптимальную структуру постатейных расходов с учетом конкретных обстоятельств функционирования образовательного учреждения.