Производство промышленной продукции достигло довоенного уровня в. Восстановление экономики ссср после войны. осуществление денежной рефор­мы




За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. СССР потерял около 30% национального богатства. Число погибших, составило 27 млн. чел., число раненных и искалеченных не поддается сколько-нибудь точным подсчетам. В 1946 г. население СССР, составлявшие 172 млн. чел., едва превышало уровень 1933 г. Были разрушены полностью или частично 1710 городов и поселков (60% их общего числа), свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. километров железных дорог, 25 млн. человек лишились крова. Было разорено 100 тыс. колхозов и совхозов, зарезано или угнано в Германию 7 млн. голов рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. голов овец и коз. Сумма прямых потерь, нанесенных войной в 1945 г., была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышала национальный доход СССР в 1940 г.

Правда, объем промышленного производства сократился немного –всего на 9%. Но нужно учитывать, что основную массу продукции составляло производство вооружений. А мирные отрасли сильно уменьшили выпуск продукции. Предметов потребления к концу войны производилось в 2 раза меньше, чем до нее. В 1945 г. промышленность освобожденных от оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции. Наибольший ущерб был нанесен черной металлургии (по выпуску металла и добыче руды страна была отброшена более чем на 10-12 лет), нефтяной (отставание составило 15 лет), угольной, химической, энергетике, машиностроению.

Сравнительно небольшое (около 9%) снижение общего уровня промышленного производства объясняется невиданной по своим масштабам эвакуации. Было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий, из них более 1,5 тыс. крупных. Тем самым началось ускоренное развитие восточных районов, где было введено в строй 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно бурными темпами увеличивалось военное производство. В результате индустриальная мощь Урала выросла в 3,6 раза, Западной Сибири –в 2,8 раза, Поволжья – 2,4 раза. При общем сокращении промышленного потенциала тяжелая промышленность (так называемая группа «А» – производство средств производства) – на 12% превысила довоенный уровень. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства возрос в 1945 г. до 74,9%.

Достигнуто это было во многом за счет резкого падения производства и без того слабо развитых отраслей и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск х/б тканей составил лишь 41% от уровня 1941 г., обуви –30%, сахара –21% и т.д. Таким образом, война нанесла не только колоссальный ущерб промышленности, но и изменила ее географическую и особенно отраслевую структуру. Поэтому в некотором отношении войну можно рассматривать как очередной, весьма специфической этап дальнейшей индустриализации СССР.

С 1943 г., по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 г. более 50% объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, так как одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов происходила модернизация военно-промышленного комплекса (ВПК), разработка новых видов вооружения. В сентябре 1945 г. в печати появилось сообщение о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. – водородной. В эти же годы проходили массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн. чел. в мае 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 году. Правда, вскоре численность армии в связи с войной в Корее снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн. чел. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т.е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 году.

В отличие от процесса восстановления после Гражданской войны, теперь не надо было восстанавливать всю промышленность. Стоимость основных фондов промышленности в 1946 г. была равна довоенной: на Востоке страны за войну было построено столько же, сколько разрушено на Западе. Поэтому восстановление теперь сводилось к трем процессам: восстановление разрушенного в районах, подвергавшихся оккупации, демобилизации части промышленности и возвращению на старые места части эвакуированных предприятий. Многие предприятия, смонтированные на новых местах, там и оставались.

Довоенный уровень промышленного производства был восстановлен в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукцию на 70% больше, чем в 1940 г. Довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г., но официальные цифры динамики промышленного производства за это время нуждаются в уточнении. Восстановление экономики сопровождалось некоторым повышением уровня жизни людей по сравнению с довоенным временем. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. В 1947 г. средний уровень цен был в три раза выше, чем в 1940 г., а снижение цен позволило понизить их уровень в 2,2 раза, так что все-таки и после снижения они оставались несколько выше довоенных. К тому же снижение цен сопровождалось изъятием у населения части заработанных денег в виде обязательных займов. Таким образом, уровень жизни в 1946 – 1950 гг. не повысился, но лишь приблизился к уровню 1940 г., не достигнув его.

Послевоенный экономический рост СССР имел несколько источников. Прежде всего, плановая экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, присущий ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д. СССР получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долларов. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в СССР ввозилось промышленное оборудование, включая заводские комплексы. В СССР трудилось 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАГа в этот период содержались примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

К числу источников экономического роста можно отнести продолжавшуюся политику перераспределения средств из социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Ежегодно население страны должно было подписываться на государственные займы в среднем на 1-1,5 месячную заработную плату. Всего за 1946-1956 гг. было размещено 11 займов. По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны ослабленным. В ходе войны было разрушено более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население сократилось с 34,4 млн. чел. до 23,9 млн. Численность тракторов составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. В целом объем валовой продукции уменьшился на 40%. После войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после первой мировой и Гражданской войн. Жестокая засуха (самая сильная за предыдущие 50 лет) в очередной раз значительно подорвала экономический потенциал сельскохозяйственные районы: Молдавию, Нижнее Поволжье, Центрально-Черноземные области, Крым.

Довоенный уровень сельскохозяйственного производства был восстановлен в первой половине 50-х гг., т.е. значительно позже, чем в промышленности. Но этот восстановленный уровень был в то же время уровнем сельского хозяйства царской России накануне первой мировой войны. Зерна теперь собирали 88 млн.т. в год (в России накануне войны 86 млн. т.). Крупного рогатого скота в первой половине 50-х гг. было 56-57 млн. голов (в1916 г.–58,4 млн.). Мяса производилось 5 млн.т. (столько же в 1913г.)

Правда, в это время были достигнуты успехи в механизации сельскохозяйственного производства. К началу 50-х гг. число тракторов выросло по сравнению с довоенным в 2 раза, а зерновых комбайнов – 2,5 раза. Но и сам процесс повышения технического уровня сельского хозяйства бы однобоким. Механизировались так называемое «основные полевые работы»: вспышка, сев, уборка урожая и молотьба зерновых, а животноводство, производство технических культур, картофеля и овощей были почти не затронуты процессами механизации. Если перечисленные «основные полевые работы» теперь были механизированы уже на 80-90%, а не на 50-60%, как перед войной, то уборка льна – только на 30%, а картофеля –на 10%. При этом под техническим прогрессом понимались именно механизация, а производство удобрений, мелиорация оставались в стороне от этого процесса.

Как и в предвоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись очень медленно и не отражали изменения производственных затрат. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство; на зерно – десятую часть; на мясо – двадцатую. Все убытки покрывались дотациями или за счет государственных кредитов, которые, как правило, не возвращались, а списывались. Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйство. На приусадебных участках, занимавших несколько процентов посевных площадей страны, выращивались овощи, картофель, содержался домашний скот.

Но начиная с 1946 г. государство стало урезать приусадебные участки и облагать хозяйства значительными денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог мясом, молоком и другой продукцией. Подобная практика по отношению с сельскому населению продолжала ужесточаться. В 1948 г. было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продавать» государству имеющийся мелкий скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали резать скот, в результате чего за полугодие было забито более 2-х млн. свиней, коз, овец и пр. живности.

Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко повысились сборы и налоги с дохода от продажи. Помимо этого, на рынке можно было продавать продукцию только при наличии справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством. Если же документа не было, продукция конфисковывалось, а сами крестьяне подвергались штрафам. В 1947 г. была подтверждена обязательная выработка минимума трудодней для колхозников. В случае его невыполнения по отношению к ним могло быть применено уголовное наказание. Таким образом, как и в годы первых пятилеток, послевоенная деревня выживала на грани голодной смерти.

Вновь усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС опять получили право распределять плановые задания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТС определяли хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. МТС также производили обязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х гг. было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процессов механизации сельскохозяйственного производства. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов сократилось с 237 тыс. в 1950 г. до 93 тыс. в 1953 г.

Несмотря на эти меры, сельское хозяйство развивалось медленно. Даже в относительно благоприятном 1952г. году, валовый сбор зерна не достиг уровня 1940 г., а урожайность в 1949 – 1953 гг. составляла всего 7,7 центнеров с гектара. (В 1913 г. – 8,2 центнеров с гектара). В 1953 г. поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916 г., а население за эти годы выросло на 30 – 40 млн. чел., т.е. продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных городов снабжалось с перебоями.

В 1952 г. И. Сталин опубликовал работу «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой продолжал настаивать на преимущественном развитии тяжелой промышленности и ускорении процесса преобразования колхозно-кооперативной собственности в общенародную (государственную). Особенно подчеркивалось, что колхозы номинально еще остававшиеся собственниками произведенной продукции, являются временной, переходной структурой. В целях повышения эффективности сельского хозяйства в 1948 г. был принят грандиозный «Сталинский план преобразования природы» в соответствии с которым предусматривалось создание в южных и юго-восточных районах европейской части СССР полезащитных лесных полос для задержания влаги на полях и уменьшения пагубного воздействия суховеев на сельскохозяйственные угодья. По этому плану предусматривалось также строительство оросительной системы в Средней Азии – Большого Каракумского канала, по которому вода из Амударьи должна была поступать на орошение полей в Туркмении. Полезащитные лесные полосы сохраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственный размах был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Особое внимание было уделено лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях 8-ми крупных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. гектаров. Работы начались весной 1949 г. До 1951 г. были заложены полосы на площади 1 млн. 852 тыс. га. Их протяженность более 6 тыс. км. Созданные более 40 лет назад лесонасаждение и сегодня защищают 25 млн. га. угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и заботливого отношения к земле и природе.

В соответствии с планом преобразования природы началось также сооружение огромных ГЭС на Волге, Днепре, и других реках (горьковской, Каховской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской). Все эти станции были введены в действие в 1950-1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соединивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское, Черное.

Как указывалось выше, в 1947 г. была отменена карточная система. Ее отмена планировалась на конец 1946 г., но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 г. СССР был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг. черного хлеба была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп., цена 1 кг. мяса выросла с 14 до 30 руб., сахара — с 5,5 до 15 руб., сливочного масла – с 28 до 66 руб., молока – с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составила 300 руб. в мес. Правда, для низко – и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами, устанавливались «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в мес., но эти надбавки не решали общую проблему доходов.

В это же время была проведена и денежная реформа. Ее необходимость определялась разбалансированностью денежной системы в год войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами и услугами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования экономики, а потому покупательская способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

14 декабря 1947 г. было издано постановление Правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 -х тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3:2, а вклады сверх 19 тыс. – 2:1.

Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единой новой 2-х процентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 г. – в соотношении 5:1. С помощью таких методов произошло изъятие излишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег.

С 1 января 1950 г. правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г. чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, так как установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.

Все годы первых пятилеток, военные и послевоенные годы были для страны временем экстремального, чрезвычайного развития. В этот период насущие потребности населения откладывались на потом. Почти 25 лет экономика работала с величайшим напряжением. Все достигнутые успехи были оплачены сверхчеловеческой ценой. По данным официальной статистики, средняя номинальная заработная плата рабочих выросла за 1928 – 1954 гг. более чем в 2 раз. Согласно другим источникам, в этот период стоимость жизни в СССР увеличилась в 9 – 10 раз, поскольку розничные цены поднимались постоянно. Но если общий индекс розничных цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 г. принять за 1, то в 1932 г. он составил 2,6 , в 1940 г. – 6,4, в 1947 г. –20,1, в 1950 –11,9. Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги и подписку на заем, но включая надбавку к заработной плате в виде бесплатного медицинского обслуживания, образования и иных социальных услуг, изменилась следующим образом: если принять уровень заработной платы 1928 г. за 1, то в 1937 г. она равнялась 0, 86; в 1940 г. –0,78; в 1944 г. –0, 64; в 1948г. –0, 59; в 1952 г. –0,94; 1954 г. –2,19.

Между тем в памяти людей старшего поколения укоренилась мнение о том, что при Сталине ежегодно цены снижались, а после него – только росли. Но секрет понижения цен следует искать в том огромном их скачке, который произошел после начала коллективизации. Так, розничные цены на ржаной хлеб выросли за 1928-1952 гг. почти в 19 раз, на говядину –в 17, на свинину –20,5; на сахар –в 15; на подсолнечное масло в 33; на яйца – в 19,3; на картофель – в 11 раз. Поэтому ежегодное снижение цен — на несколько процентов –на основные продовольственные товары осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен осуществлялась за счет фактического снижения уровня жизни колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо выше, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не ощущало этого снижения цен, так как государственное снабжение в сельской местности было очень плохим.

По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. Многие рабочие с семьями в городах жили в общежитиях, в коммунальных квартирах, бараках и подвалах В эти годы строительство жилья велось в очень ограниченных размерах. Основные ассигнования из бюджета расходовались на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через значительное количество инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность приводили к постоянным простоям на производстве, большим материальным потерям.

Выросла армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов на заводах, в министерствах. Отчеты руководителей предприятий, министров обрастали приписками в выполнении и перевыполнении планов, поэтому статистические данные следует воспринимать критически из-за их определенной недостоверности. В качестве примера можно привести доклад Г.М. Маленкова на ХIХ съезде партии (1952), в котором было сказано, что зерновая проблема в СССР решена и что собран урожай в 8 млрд. пудов. И всего через два года было объявлено, что данные о развитии сельского хозяйства являются неточными.

После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность плановой системы. В марте 1946 г. наркоматы превратились в министерства, а наркомы – в министров, и это означало, что они уже больше не являются народными комиссарами. Были установлены гражданские звания-ранги, классы, отдаленно напоминающие «табель о рангах» Петра I. Ужесточение экономической системы накладывало свой отпечаток на всю общественную жизнь страны.

После войны (1946) начались публичные гонения на писателей, композиторов, театральных деятелей и кинорежиссеров. Целью этих компаний было заставить творческую интеллигенцию работать строго в духе «партийности», и «социалистического реализма». Аналогическую цель преследовали дискуссии по философии, биологии, языковедению, политической экономии, начавшейся в 1947 г. Поощрялась борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». усиливалось разжигание шовинизма и антисемитизма. С 1948 г. возобновляются репрессии.

Выбор экономической стратегии СССР определялся политическим курсом. В данном случае он зависел прежде всего от воли Сталина, соотношения сил в правящих кругах, а также от международной обстановки и особенно от ее понимания советским руководством. Внешнеэкономический фактор определял как степень конверсии и объем ресурсов, направлявшихся на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), так и уровень экономического сотрудничества с западными державами, и в частности возможности получения иностранных займов и инвестиции. Это были принципиальные обстоятельства, во многом определившие масштаб накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в валовом внутреннем продукте) и степень закрытости советской экономики.

Победа в войне резко изменила международную обстановку. СССР стал не только полноправным членом, но и одним из лидеров мирового сообщества; его отношения с западными державами приобрели партнерский, даже, казалось, дружественный характер. Тем не менее, речь шла не столько о более широком включении СССР в мировой экономический контекст, сколько о выборе экономической модели развития. Война изменила общественную атмосферу и дала импульс демократическому обновлению системы, надеждам на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война приучила критически мыслить. Для многих она являлась «открытием» Запада. Впервые побывали за границей миллионы граждан (более 6 млн. чел. в составе действующей армии и еще 3,5 млн. чел. репатриантов). Они смогли сами оценивать достижения западной цивилизации и сопоставить их с советскими.

Беспрецедентно широкое сотрудничество с «империалистическими» странами в борьбе с общим врагом ослабление идеологического манипулирования в годы войны поколебали утвердившиеся стереотипы и вызвали интерес, и симпатии к Западу. Реформистские настроения проникли и в большевистскую элиту, заметно обновленную в годы войны. Война приучила управленческие круги к инициативе и отодвинула на второй план борьбу с вредителями и врагами народа.

В военные годы снизилась степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов экономики. В результате в районах, не подвергшихся оккупации, несколько возросли доходы сельских жителей. Забота о выживании населения и выполнении государственных заданий побуждала местные власти поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало: или узаконивания, институциализации этих новаций, существенной корректировки довоенной экономической политики, или возвращения к прежней сверхцентрализованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строжайшим административно-политическим контролем за деятельностью администрации предприятий и всех работников.

Уже в 1945 – 1946 гг. при рассмотрении проекта 4-го пятилетнего плана возникла дискуссия о путях восстановления и развития экономики. В эти и последующие годы выявился целый ряд руководителей различных рангов, выступавших за смягчение или изменение тех или иных аспектов экономической политики, сбалансированного развития народного хозяйства, некоторую децентрализацию его управления. Подобные предложения высказывались также при выработке и закрытом обсуждении новой Конституции и новой программы партии.

Среди них были секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС А. Жданов, председатель Госплана Н. Вознесенский, председатель Совета Министров РСФСР Н. Родионов и др. Первый секретарь Курского обкома КПСС П. Дорошенко предлагал реорганизовать колхозы, радикально изменить роль крестьянских семей и превратив их в основную структурную единицу сельскохозяйственного производства. Свои расчеты указанные руководители подкрепляли анализом международной ситуации, полагая, что переход к мирной жизни вызовет острый экономический и политический кризис, который не только предотвратит всякую угрозу создания антисоветской коалиции западных держав, но и, напротив, сулит СССР новые возможности, в частности, в качестве рынка сбыта для охваченных кризисом западных экономик.

Сторонники возврата к довоенной модели, среди которых были Г.Маленков, Л. Берия (возглавлявшие важнейшие военные проекты), руководители тяжелой промышленности, напротив, аппелировали к работам экономиста Е. Варги, который опровергал теорию скорого и неминуемого кризиса капитализма и доказывал его способность к приспособлению. Полагая, что это делает международную обстановку потенциально взрывоопасной, Маленков и Берия выступали за ускоренное развитие ВПК.

Первую крупную победу им удалось одержать при утверждении 4-го пятилетнего плана. Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. содержал весьма напряженные задания и в качестве основной задачи провозглашал: «Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта». Предполагалось уже в 1946 г. «завершить послевоенную перестройку народного хозяйства» и в ближайшее время не только догнать, но и превзойти «достижения науки за пределами СССР». Тем не менее многие аспекты экономической стратегии еще не вполне были определены. Задания 4-ой пятилетки не исключали некоторой вариативности развития.

Однако прогрессирующий распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за раздел Европы и начало холодной войны способствовали окончательной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял Сталин. В отсутствие сплачивающей мир угрозы фашизма, изначально заложенные противоречия внутри антигитлеровской коалиции, геополитические интересы держав неизбежно вели к новому расколу мира на враждующие блоки.

После Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) и разгрома Японии (акт о капитуляции которой был подписан 2 сентября 1945 г.), противоречия между союзниками резко усилились. Важнейшей причиной развала антигитлеровской коалиции и начала военно-политической конфронтации послужила борьба за сферы влияния. Уже в 1945 г. усилиями советских властей во всей Восточной Европе были созданы подконтрольные СССР народно-демократические правительства. Превращение Восточной Европы фактически в протекторат СССР стало неожиданностью для многих западных политиков, которые все еще рассматривали коммунистическую идеологию в качестве основы советской внешней политики, а не появившиеся у Сталина имперские амбиции и холодной геополитический расчет.

Всем этим странам оказывалась интенсивная материальная, финансовая и военная помощь, истинные масштабы которой всегда держались в секрете. Известно только, что в качестве льготных долгосрочных кредитов в 1945 – 1952 гг. им было предоставлено 15 млрд. руб. (3 млрд. долл.). Такие огромные по тем временам средства предоставлялись странам в ответ на проведение в них социально-экономических преобразований по советскому образцу.

США в свою очередь направили западноевропейским странам огромную материальную помощь в размере 12,4 млрд. долл. в рамках Плана Маршалла. Эти средства использовались не только для послевоенного восстановления экономики, но и для укрепления военно-политического влияния США в этом регионе. 4 октября 1946 г. У. Черчилль публично обвинил СССР в том, что тот отгородил Восточную Европу «железным занавесом» и призвал к организации давления на СССР. По существу, это был призыв к открытой конфронтации с СССР. Тем не менее, инерция союзнических отношений некоторое время еще сохранялась. В 1949 г. с образованием федеративной Республики Германии и блока НАТО были созданы Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и организация Варшавского Договора – раскол Европы на два враждебных лагеря был окончательно оформлен, что имело самые негативные (прежде всего экономические) последствия для внутренней жизни СССР.

Дело в том, что на рубеже 1940-1950 –х гг. промышленно развитые страны приступили к внедрению в производство достижений современной научно-технической революции (НТР), и это привело их к новому, постиндустриальному этапу развития экономики. Советская экономика, в силу ее сверхцентрализованности, недостаточной инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме ВПК) и стала отставать от стран с развитой рыночной экономикой. К тому же эти страны стали заметно опережать СССР по уровню жизни населения, по обеспечению различных демократических прав и свобод. СССР стремился не допустить «тлетворного влияния» Запада на советский народ, используя ресурсы репрессивного аппарата.

К ужесточению внутренней политики и развертыванию нового витка террора Сталина подталкивал и личный опыт, и некоторые внутренние факторы, в частности, голод 1946 г., способствовавший резкому ужесточению контроля государства над деревней и обострение социально-экономической ситуации в городах. В 1947 г. СССР отказался от участия в Плане Маршалла. В 1947 г. разразился Берлинский кризис, едва не пришедший к военному конфликту с США. Окончательная победа сторонников жесткой линии была закреплена разгромом их оппонентов. Были репрессированы Н. Вознесенский (обвиненный в занижении показателей плана 4-ой пятилетки), П. Родионов и многие другие хозяйственные руководители. Задания 4-ой пятилетки были пересмотрены в сторону еще большего повышения; новые, сверхнапряженные задания были даны военному производству.

Несмотря на относительную стабилизацию в Европе, стороны активно разрабатывали планы новой войны, причем США делали акцент на атомные бомбардировки. Но в СССР в 1949 г. впервые было взорвано ядерное устройство. В 1950 г. Северная Корея, при помощи Китая и СССР попытались вооруженным путем воссоединить страну. На стороне Южной Кореи под флагом ООН выступили США и 15 других стран. В северо-восточных районах СССР, вблизи Аляски, началось ускоренное строительство аэродромом и баз, резко возросли задания по производству вооружений. Эти многие другие признаки свидетельствовали об ускоренной подготовке к вооруженному конфликту с США.

Это и определило экономическую политику последних лет сталинского СССР. Страна не только вернулась к прежней модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме. Форсированное развитие тяжелой промышленности сопровождалось пропагандистскими кампаниями и развертыванием террора. Без него, без внеэкономического принуждения проводить подобную экономическую политику было невозможно. Репрессии стали нарастать после войны в западных районах СССР, они отразились на советских военнопленных, оказавшихся после возвращения в лагерях, а затем были использованы и против различных представителей интеллигенции, военнослужащих и т.д. Последние надежды окончательно перечеркнула кампания по борьбе с космополитизмом, развернувшаяся с конца 1948 г. Играя на патриотических настроениях советских людей, власти тем самым пытались вытравить из сознания людей возникший в годы войны интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистские и антисемитские чувства и срочно подновить пошатнувшийся в войну образ внешнего врага.

Развертывавшийся новый виток массового террора прервала смерть Сталина. Тем не менее и за 1945-1953 гг. число заключенных только в лагерях и колониях ГУЛАГА выросло с 1,5 до 2,5 млн. чел. В результате послевоенной волны репрессий в заключении и ссылке оказались 5,5 – 6,5 млн. чел. Руками заключенных сооружались многочисленные крупнейшие объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, а также на транспорте.

Немецко-фашистские захватчики нанесли стране колоссальный урон. Оккупанты разрушили и сожгли сотни городов, свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, разорили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС. Война причинила огромный ущерб сельскому хозяйству: на 1/4 сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей, снизились урожайность, уровень механизации, сократилась численность трудоспособного населения. В целом материальный ущерб СССР составил 2569 млрд. руб. (в довоенных ценах), включая 679 млрд. - стоимость расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей. СССР потерял 30% национального богатства.
...
За 4-ю пятилетку восстановлено, построено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий (восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга, шахты Донбасса). Промышленность по стране к концу 1948 достигла довоенного уровня. Валовая продукция промышленности к 1950 возросла по сравнению с 1913 в 13 раз, а по сравнению с довоенным 1940 на 72% (против плановых 48%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Из пепла возрождались города, строились новые посёлки и деревни [за пятилетку восстановлено и построено в городах, посёлках городского типа и в сельской местности 201 млн. м2 общей (полезной) площади].
...
Валовая продукция промышленности в 1955 возросла в 24,6 раза по сравнению с 1913, в 3,2 раза по сравнению с 1940. Объём продукции в 1955 по сравнению с 1950 возрос на 85% (плановое задание 70%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 91,1 млрд. руб. Введено в действие 3200 новых промышленных предприятий. ... В результате выполнения 4-й и 5-й пятилеток стоимость всех производственных основных фондов к 1955 выросла в 2 раза по сравнению с 1940, а национальный доход - в 2,8 раза

Источник:
СССР. Эпоха социализма
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание
http://enc.lib.rus.ec/bse/008/106/977.htm
---

Материальный ущерб, причиненный Советской стране фашистскими захватчиками, составил 679 млрд. руб. (в ценах 1941 г.) . Из них на долю государственных предприятий и учреждений приходится 287 млрд. руб., колхозов - 181 млрд. руб., сельских и городских жителей - 192 млрд. руб., кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций - 19 млрд. руб. В эту сумму, равную 1/3 всего общественного богатства страны, не включены такие потери, как снижение национального дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, кооперативов, колхозов, стоимость конфискованных германскими оккупационными войсками предметов продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов хозяйственного развития страны в результате действий врага на протяжении 1941-1945 гг.
...
В наибольшей степени уменьшились за годы войны размеры сферы потребления, прежде всего объем производства группы "Б", составивший в 1945 г. 59% довоенного уровня, продукции сельского хозяйства и розничного товарооборота, снизившихся соответственно до 60% и 45% .
...
Производство средств производства в промышленности в 1945 г. было выше довоенного уровня на 12%. Это позволило в ходе послевоенной перестройки, в решении задач быстрейшего восстановления и развития всего народного хозяйства опереться на преимущественное развитие производства средств производства, используя для мирных нужд мощности военной промышленности.
...
В ходе Великой Отечественной войны коренным образом изменилась структура общественного производства и национального дохода. В составе национального дохода во время войны удельный вес потребления уменьшился с 74% в 1940 г. до 67% в 1942 г., накопления - с 19 до 4%, а доля военных расходов (не считая личного потребления военнослужащих) увеличилась с 7% в 1940 г. до 29% в 1942 г. . В результате послевоенной перестройки экономики в короткие сроки были восстановлены довоенные соотношения в распределении национального дохода. В 1950 г. для удовлетворения материальных и культурных потребностей населения было направлено 74% национального дохода, а 26% было использовано для расширения производства и на другие общегосударственные и общественные нужды .
...
Задания четвертой пятилетки по производству национального дохода, объему капитальных вложений, валовой продукции промышленности, машиностроения, основным изделиям других отраслей тяжелой индустрии, грузообороту железных дорог были значительно перевыполнены.

Успешное выполнение программы восстановления бывших оккупированных районов, и превышение довоенного уровня промышленного производства дали возможность увеличить национальный доход в 1950 г. на 64% по сравнению с 1940 г., в то время как по пятилетнему плану намечалось превысить довоенный уровень на 38%. Значительный рост производства национального дохода и его распределение в эти годы позволили направить на цели накопления и потребления значительно большую массу национального дохода, чем это предусматривалось пятилетним планом. В результате быстрого роста национального дохода в расходах государственного бюджета возрастали ассигнования на финансирование народного хозяйства и социально-культурное строительство. Государственный бюджет из года в год выполнялся с превышением доходов над расходами.

Достижение и значительное превышение в 1950 г. довоенного уровня по основным показателям народного хозяйства явились результатом высоких темпов расширенного воспроизводства, достигнутых в итоге четвертой пятилетки. Так, производство национального дохода увеличилось к концу пятилетки по сравнению с 1945 г. почти в 2 раза, валовая продукция промышленности - в 1,9 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 1,6 раза, грузооборот всех видов транспорта - в 1,9 раза .

В результате выполнения четвертой пятилетки была значительно расширена материально-техническая база народного хозяйства за счет восстановления, реконструкции и строительства новых предприятий. Пятилетний план по капитальному строительству в народном хозяйстве был выполнен с превышением на 22%. Капитальные вложения государственных, кооперативных предприятий и организаций, колхозов и населения на восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1950 гг. были в 2,3 раза выше вложений довоенных лет третьей пятилетки.

В четвертой пятилетке было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий. Основные фонды народного хозяйства в целом возросли в 1950 г. на 23% по сравнению с 1940 г., в том числе производственные основные фонды - на 34%, из них основные производственные фонды промышленности - на 58% . Среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности в четвертой пятилетке составили 13,6% против 13,2% за три предвоенных года. При этом производство средств производства (группы "А") ежегодно возрастало на 12,8%, а производство предметов потребления (группы "Б") - на 15,7%. Значительно увеличились среднегодовые абсолютные приросты и темпы роста основных видов промышленной продукции. Так, среднегодовой абсолютный прирост электроэнергии в четвертой пятилетке составил 9,6 млрд. кВт-ч вместо 4,0 млрд. за три предвоенных года, а среднегодовой темп роста электроэнергии повысился с 10,1 до 16,1%. Среднегодовой прирост добычи угля повысился с 12,7 млн. т до 22,4 млн. т, а среднегодовой темп прироста - с 9,1 до 11,8%. Среднегодовой прирост выплавки стали составил 3,0 млн. т против 0,2 млн. т, а среднегодовой темп прироста - 17,4% против 1,1% .

Решающая роль в послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии советской экономики принадлежала машиностроению, мощь которого резко возросла в результате переключения предприятий военной промышленности на производство гражданской продукции. В 1950 г. продукция машиностроения превысила уровень 1940 г. в 2,3 раза. За годы пятилетки отрасли машиностроения в основном обновили номенклатуру выпускаемой продукции. Это дало возможность обеспечить необходимую базу для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства на новой технической основе .

"История социалистической экономики СССР". Т. 6
"Страна Советов за 50 лет". - М.: Статистика. 1967. С. 32.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30
Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Господитиздат. 1947. С. 67.
Сообщение Госплана СССР и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". - М.: Госполитиздат. 1951. С. 17.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30.
"Народное хозяйство СССР". 1956. С. 29, 32; Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 10.
"Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах". - М.: Госстатиздат. 1957. С. 44-45.
Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 7-8.

Источник:
В. Иванченко Н.А. Вознесенский: опыт, вошедший в историю
http://institutiones.com/personalities/668-voznesenskiy.html
---

В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоенных ценах.

После окончания войны, несмотря на усилия советских людей по восстановлению в ходе войны народного хозяйства, разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень его развития не был достигнут и составил (в %): Объем промышленной продукции - 91 к уровню 1940 г., добыча угля - 90, нефти - 62, выплавка чугуна - 59, стали - 67, выпуск ткани - 41, грузооборот всех видов транспорта - 76, розничный товарооборот - 43, среднегодовая численность рабочих и служащих - 87. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Под влиянием этих факторов национальный доход страны составил в 1945 г. 83% к уровню 1940 г.

Наиболее тяжело отразилась война на состоянии трудовых ресурсов страны. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности - на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%.
...
Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% к довоенному уровню, а количество лошадей снизилось с 14,5 млн. до 6,5 млн. голов. Объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой и Гражданской войн.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центральночерноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за последние пятьдесят лет. В этот год колхозы и совхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов.
...
за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. вырос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

В 50-е годы экономика страны динамично развивалась. За 10 лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства - 5,0%, основных производственных фондов - 9,9%, произведенного национального дохода 10,27%, товарооборота - 11,4%.

Вопросы теста по теме 1945-2000гг
1.В каком году была отменена карточная система распределения товаров?

1) 1945г. 2) 1947г. 3) 1950г. 4) 1953г.

2. В каком году был восстановлен довоенный уровень промышленного производства?

1) 1945г. 2) 1947г. 3) 1948г. 4) 1950г.

3. Что такое "депортация"?

1) Выселение народов в отдаленные районы Сибири и Средней Азии

2) Оправдание необоснованно репрессированных граждан

3) Передача государственной собственности частным владельцам

4) Передача частной собственности в руки государства

4. Какое дело стало наиболее крупным проявлением репрессий в послевоенные годы?

1) "Дело врачей" 2) "Дело космополитов"

3) Отправка бывших пленных в лагеря 4) "Ленинградское дело"

5. В чем обвиняли деятелей Антифашистского еврейского комитета?

1) Сотрудничество с немцами 2) Шпионаж в пользу США

3) Борьба за создание Израиля 4) Террор против коммунистов

6. Какое дело было начато в сентябре 1952г.?

1) Дело об убийстве Кирова 2) Ленинградское дело

3) Дело космополитов 4) Дело врачей-убийц

7. Когда умер И.В.Сталин?

8. Как называлась система лагерей для политзаключенных в конце 40-х-начале 50-х гг.?

1) ГУЛАГ 2) НКВД 3) АЛЖИР 4) КГБ

9. Кто был основный претендентом на власть после смерти И.В.Сталина?

1) Н.С.Хрущев 2) Г.М.Маленков 3) Л.П.Берия 4) Г.К.Жуков

10. Кто стоял во главе СССР в период с 1957 по 1964г.?

1) Г.М. Маленков 2) Н.С.Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4) Л.П.Берия

11. Как писатель И. Эренбург назвал общественно-политическое развитие СССР в начале правления Н.С.Хрущева (1957 - 1960гг)

1) Перестройка 2) Разрядка 3) Оттепель 4) Застой

12. В чем заключалась причина неудач реформ Хрущева в области сельского хозяйства?

1) Недостаток земельных ресурсов

2) Суровые природно-климатические условия

3) Саботаж противников реформ

4) Непоследовательность и незавершенность реформ

13. Что произошло в нашей стране после ХХ съезда КПСС?

1) Отмена цензуры в средствах массовой информации

2) Возрождение культа личности

3) Введение политики гласности

4) Смягчение тоталитарного режима

14. Когда и где был запущен первый искусственный спутнок Земли?

1) 1948г. в США 2) 1957г. в СССР 3) 1961г. в СССР 4) 1958г. в США

15. Когда состоялся первый полет человека в космос?

16. Где произошло столкновение рабочих с войсками в июне 1962г.?

1) в Новочеркасске 2) в Москве 3) в Челябинске 4) в Киеве

17. Как назывались инакомыслящие люди, противники советского тоталитарного режима?

1) Предатели 2) Диссиденты 3) Бюрократы 4) Националисты

18. Кто стоял во главе СССР в период с 1964 по 1982г.?

1) Н.С.Хрущев 2) Л.И.Брежнев 3) Ю.В.Андропов 4) М.С.Горбачев

19. Кто был инициатором экономических реформ 1965-1979гг.?

1) А.Н.Косыгин 2) Л.И.Брежнев 3) М.С.Горбачев 4) Е.Т.Гайдар

20. Как называлось экономическое развитие СССР в70-е годы?

1) подъем 2) застой 3) перестройка 4) "шоковая терапия"

21. Кто пришел к власти в 1982г.?

22. Какой период получил название "Перестройка"?

1) 1982-1985гг 2) 1985-1987гг 3) 1987-1991гг 4) 1985-1991гг

23. Когда в СССР были разрешены предпринимательская деятельность и использование наемного труда?

1) 1977г. 2) 1985г. 3) 1988г. 4) 1993г.

24. Кто был первым президентом СССР?

1) М.С.Горбачев 2) Б.Н.Ельцин 3) Ю.В.Андропов 4) П.Г.Черненко

25. Кто был первым президентом Российской Федерации?

1) М.С.Горбачев 2) Б.Н.Ельцин 3) В.В.Путин 4) Ю.В.Андропов

26. Когда произошел распад СССР?

27. Что произошло в августе 1991г.?

1) распад СССР 2) попытка военного переворота ГКЧП

3) противостояние законодательной и исполнительной власти

4) вывод советских войск из Афганистана

28. Что означает термин "холодная война"?

1) военные действия за Полярным кругом

2) война без применения огнестрельного оружия

3) политическая, идеологическая конфронтация капиталистической и социалистической систем

4) экономическая блокада

29. Какое событие считается началом "холодной войны"?

1) Окончание 2 мировой войны в 1945г.

2) Карибский кризис 1962г.

3) Берлинский кризис 1948г.

4) Речь Черчилля в г.Фултоне (США) в 1946г.

30. Что такое "план Маршалла"?

1) план военной операции в Корее

2) план экономической помощи США странам Западной Европы

3) План создания НАТО

4) план нападения на СССР

31. Когда был создан Северо-Атлантический военный блок (НАТО)?

1) 1942г. 2) 1945г. 3) 1949г. 4) 1961г.

32. Когда состоялся Карибский кризис?

1) 1949г. 2) 1956г. 3) 1958г. 4) 1962г.

33. Какие годы называются периодом разрядки международной напряженности?

1) 1953-1959гг. 2) 1963-1969гг. 3) 1970-1979гг. 4) 1985-1991гг.

34. Укажите даты присутствия советских войск в Афганистане

1) 1966- 1976гг. 2) 1979 -1989гг 3) 1980 - 1991гг. 4) 1985 - 1998гг.

35. Что произошло в РФ в октябре 1993г.?

1) противостояние законодательной и исполнительной власти

2) попытка военного переворота

3) заключение соглашений в Беловежской Пуще

4) экономический кризис

36. Каковы были последствия "шоковой терапии" в начале 90-х гг.?

1) обнищание население

2) рост среднего класса

3) подъем промышленного производства

4) финансовая стабилизация

37. Когда была принята действующая Конституция РФ?

1) 1989г. 2) 1993г. 3) 1998г. 4) 2003г.

38. Когда Россия стала политическим участником НАТО?

1) 1998г. 2) 2000г. 3) 2002г. 4) 2008г.

39. Кто сейчас является президентом США?

1) Билл Клинтон 2) Хиллари Клинтон 3) Джордж Буш 4) Барак Абама

40. Кто сейчас является президентом Франции?

1) Жорж Миттеран 2) Николя Саркази 3) Шарль де Голль 4) Жорж Клемансо

41. Кто сейчас является канцлером ФРГ?

1) Герберт Коль 2) Ангела Мерхель 3) Хельмут Шредер 4) Отто фон Бисмарк

Восстановление и развитие промышленности в 1946-1959 гг.

Экономический ущерб от войны был огромным. Правда, объем промышленного производства сократился ненамного - всего на 9%. Но нужно учитывать, что основную массу продукции составляла военная. А мирные отрасли сильно уменьшили выпуск продукции. Предметов потребления к концу войны производилось вдвое меньше, чем до войны.

Еще до окончания войны началась демобилизация промышленности, т. е. предприятия, переведенные на военное производство, возвращались к выпуску мирной продукции. Этот процесс неизбежно сопровождался общим сокращением производства: сначала прекращался выпуск военной продукции, производилась частичная смена оборудования, а уже после этого налаживался выпуск новой продукции. Поэтому в 1946 г. производство оказалось ниже довоенного уже не на 9, а на 23%.

В отличие от процесса восстановления после гражданской войны теперь не надо было восстанавливать всю промышленность. Стоимость основных фондов промышленности в 1946 г. была равна довоенной: на востоке страны за войну было построено столько же, сколько разрушено на западе. Поэтому восстановление теперь сводилось к трем процессам: восстановлению разрушенного в районах, подвергшихся оккупации, демобилизации части промышленности и возвращению на старые места части эвакуированных предприятий. Впрочем, многие предприятия, смонтированные на новых местах, там и оставались.

По официальным данным, довоенный уровень промышленного производства был восстановлен в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукции на 70% больше, чем в 1940 г. Впрочем, по расчетам некоторых современных исследователей, довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г., да и официальные цифры динамики промышленного производства за это время нуждаются в уточнении.

Восстановление сопровождалось некоторым повышением материального уровня жизни людей. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. Это было реальностью. В 1947 г. средний уровень цен был втрое выше, чем в 1940 г., а снижение цен понизило их уровень в 2,2 раза, так что все-таки и после снижения они оставались несколько выше довоенных. К тому же снижение цен сопровождалось изъятием у населения части заработанных денег в виде обязательных займов. Таким образом, материальный уровень жизни людей в 1946-1950 гг. повысился, но лишь приблизился к уровню 1940 г., не достигнув этого уровня.

50-е годы иногда называют “золотым веком” административной системы. К этому времени, используя накопленный опыт, хозяйственные руководители страны добились определенной сбалансированности массы денег в обращении и массы товаров. Предприятия по инерции увеличивали производство. Национальный доход увеличивался в среднем за год на 9%. Производительность труда в промышленности за 50-е годы выросла на 62%, а фондоотдача - на 17%. Очевидно, одной из причин этого было относительное обновление основных фондов в ходе послевоенного восстановления. В это время стабилизировались оптовые цены и понизились розничные.

Однако именно в это время, время относительного благополучия, были сделаны первые попытки “исправить” хозяйственный механизм, преодолеть недостатки административной системы. Поскольку экономическая наука в то время еще твердо стояла на прежних принципах, выработанных для обоснования административной системы, задача перехода к экономическим методам хозяйствования пока не ставилась. Пока очевидным стало лишь то, что невозможно административными методами только из центра регулировать хозяйственные пропорции, что необходимо увеличить хозяйственную самостоятельность местных руководителей. Было решено перенести основные функции управления из центра на места. В 1957 г. страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Совнархозы и стали главными органами управления. Им были переданы функции промышленных министерств, а сами министерства были ликвидированы. Таким образом, вопрос решался просто: поскольку носителями основных недостатков административной системы были центральные органы, они и были механически устранены. Совнархозы стали и органами планирования: каждый совнархоз планировал развитие своего экономического района.

Реформа оказалась неудачной. Она не изменила методов управления. Она заменила центральные органы местными, но тоже административными. Но при этом единое хозяйство страны раздробилось на части. Руководители каждого совнархоза создавали замкнутое на себя хозяйство экономического района, стараясь в его рамках наладить производство всего, что нужно было для жизни района. Получилось что-то вроде феодальной раздробленности.

Эта разобщенность мешала планировать производство в масштабах страны, регулировать его структуру. Она препятствовала специализации предприятий, потому что в стремлении все необходимое производить у себя дома руководители совнархозов загружали специализированные предприятия дополнительной продукцией. Она стала тормозить технический прогресс, потому что научно-технические учреждения каждого совнархоза действовали несогласованно, и в разных экономических районах конструировались свои марки одних и тех же изделий. Поэтому в 1965 г. при проведении экономической реформы были ликвидированы совнархозы и восстановлены промышленные министерства.

Война, развязанная фашистской Германией, нанесла Советскому Союзу большой ущерб. На фронтах, в тылу врага, в концентрационных лагерях погибло более 25 млн. советских граждан. Многие сотни тысяч людей были изувечены и не могли вернуться к полнокровной человеческой жизни. Страна потеряла лучшие производственные кадры, было приостановлено техническое обеспечение производства, резко сократился товарно-денежный оборот.

13 сентября 1945 г. газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тыс. сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек. Было выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 13 тыс. железнодорожных мостов, 16 тыс. паровозов, свыше 400 тыс. вагонов. Фашисты разграбили и разорили 98 тыс. колхозов, около 2 тыс. совхозов, 3 тыс. машинно-тракторных станций, похитили 17 млн. крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз, свиней. За годы войны сельское хозяйство СССР лишилось 7 млн. лошадей, 137 тыс. тракторов и многого другого. Список гитлеровских злодеяний занимал несколько газетных страниц.

Прямой ущерб, нанесенный захватчиками, составлял 679 млрд. руб., что примерно равно суммарным капиталовложениям СССР за первые четыре пятилетки. Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. руб. Для сравнения - все доходы государственного бюджета в 1940 г. равнялись 180 млрд. руб.

В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад: по производству цемента и выделке деловой древесины до уровня 1928-1929 гг., по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934-1938 гг., т.е. не менее, чем на 10 лет.

За годы войны значительная часть оборудования была сильно изношена, а многое было уже непригодным. Свертывание военного производства затронуло прежде всего предприятия тяжелой индустрии, где объем выпускаемой продукции в 1946 г. оказался на 27% меньше, чем в 1945 г. В легкой и пищевой промышленности переход на мирное производство произошел значительно раньше. Уже в 1946 г. выпуск предметов широкого потребления возрос на 13% по сравнению с предьщущим годом. Однако, как и прежде, приоритет оставался за тяжелой промышленностью, которая подпитывалась доходами от продажи товаров ширпотреба.

Исключительную остроту представляла и проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным периодом общая численность рабочих и служащих сократилась в народном хозяйстве более чем на 5 млн. человек (с 33,9 млн. в 1940 г. до 28,6 млн. в 1945 г.), в т.ч. в промышленности - на 14%, на транспорте - на 9, в сельском хозяйстве - на 15%. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых в производстве. Так, численность ИТР в промышленности в 1945 г. была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г.

Необходимо учитывать и то, что советские люди остро нуждались буквально во всем. В городах сохранялась карточная система распределения продуктов и многих предметов широкого потребления. По обычной карточке выдавалось ежемесячно около 2 кг мяса и рыбы, 400 г жиров, 1,5 кг крупы и макарон.

Вместе с тем значительная часть средств шла на оборону СССР и интернациональную помощь странам народной демократии.

Программа восстановления страны

Восстановление народного хозяйства и частичная его перестройка на мирный лад начались с лета 1943 г. - момента массового изгнания фашистов с оккупированных территорий страны.

Основные положения программы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства были изложены в речи Сталина перед избирателями первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР 9 февраля 1946 г.

Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946-1950 гг. предусматривал ускоренное развитие советской экономики, подъем жизненного уровня народа, укрепление оборонной мощи страны. Промышленность должна была достигнуть довоенного уровня уже в 1948 г., а к концу пятилетки превысить его на 48%. На капитальное строительство выделялось в два раза больше средств, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Общий объем капиталовложений составлял 250,3 млрд. руб. На промышленность выделялось 157,7 млрд., а на сельское хозяйство 19,9 млрд. руб. План предусматривал и подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д. Хотя и без того скудные средства пожирал военно-ядерный молох. В соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР аналогичные планы были приняты и во всех 16 союзных и 20 автономных республиках.

Советский народ стойко переносил тяжести послевоенной разрухи. Идеализированная довоенная жизнь, а главное - победа над фашизмом питали уверенность народа в прекрасном будущем, готовность пережить все трудности и невзгоды, желание ударно трудиться.

Уже в 1945 г. в СССР вернулись около 5 млн. человек, насильно угнанных на работу в Германию, 2,5 млн. советских военнопленных, большинство из которых попадали в лагеря ГУЛАГа. До 1948 г. Советская Армия была сокращена почти на 8,5 млн. человек.

Победа над фашизмом вызвала большой политический и трудовой подъем всего советского народа. Формы трудовой активности были различными. Энтузиазм трудящихся активно поддерживали партийные и профсоюзные органы, комсомол и администрация. Однако большинство организационных мероприятий сводились не к анализу экономических явлений, а к требованиям политической конъюнктуры. Без обсуждения принципиальных вопросов действительности использовался простой, традиционный и пока еще безотказный прием - «поднажать или приписать».

В конце 40-х годов продолжается борьба двух линий развития хозяйственного механизма: одна - направленная на жесткую централизацию, всеобъемлющий контроль, приказные методы, и другая - на расширение хозяйственной самостоятельности производства, внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности трудящихся.

В руководстве страны и на местах стали появляться люди, которые на практике государственного и хозяйственного управления убеждались, что чрезвычайные меры управления подавляют хозяйственную самостоятельность, инициативу трудящихся, что ведет к общественной апатии, хозяйственному застою, усилению командно-бюрократических действий и политических репрессий. Уже в конце 40-х годов общество не воспринимало командных методов управления и организации периода войны, равно как и производственного диктата, пренебрежения социальными и духовными потребностями человека. Война закончилась, а трудности, неустроенность жизни остались.

Общественное сознание хотя и было готово воспринять новых «врагов народа», но все более ощущало необходимость проведения реформ. Однако тенденция реформирования существенно расходилась с интересами административной системы. Логика реформирования в конце концов подвела бы к осознанию необходимости не частных, а коренных изменений в общественной жизни, которые бы на практике показали пагубность административно-командного аппарата и общественно-политической системы. Понимая опасность развала созданной системы управления, партийно-бюрократический аппарат усилил испытанные методы работы - обещания, ложь, диктат.

Переход промышленности в мирное русло

В области промышленного производства в послевоенные годы решался одновременно ряд сложных задач: переход с военного производства на выпуск мирной продукции; восстановление разрушенных предприятий; расширение производства и ассортимента продукции; строительство новых предприятий; техническое перевооружение и освоение передовых технологий. В годы четвертой пятилетки предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину.

Успешное выполнение поставленных задач было обусловлено: единым государственным планом, охватывающим все отрасли народного хозяйства, что давало возможность централизованного распределения бюджета страны; индустрией восточных районов СССР, которая после реконверсии становилась мощной базой скорейшего восстановления пострадавших от войны западных и центральных районов; дополнительными средствами, полученными от государственных займов, высоких цен на продовольствие и товары ширпотреба, низкой зарплаты.

В ходе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства при техническом перевооружении производства, росте культурно-технического уровня рабочего класса, совершенствовании производственных процессов тесное и постоянное сотрудничество инженеров и работников науки было жизненной необходимостью. Без такого союза стало невозможным решение сложных экономических задач, дальнейший технический прогресс.

В марте-апреле 1947 г. между инженерно-техническими работниками промышленности началось соревнование за повышение производительности труда и снижение трудоемкости изделий на основе совершенствования технологий и внедрения передовых методов работы. Инициатор соревнования, уральский технолог третьего механического цеха Кировского тракторного завода А.Иванов за счет обновления технологии производства, повышения квалификации рабочих и использования опыта новаторов добился на своем участке выдающегося результата: производительность труда станочников выросла в 2 раза, высвободилось 30% рабочих, 11 металлорежущих станков, резко снизилась себестоимость изготовления деталей. 17 мая 1947 г. «Правда» писала: «Если каждый технолог на своем участке будет действовать так же творчески, как А.Иванов, то промышленность достигнет значительного роста производительности труда, лучшего использования машин и наличного оборудования, увеличения выпуска продукции... Необходимо всячески поддерживать это новое проявление творческой активности и советского патриотизма инженерно-технических работников». 30 мая 1947 г. Президиум ВЦСПС принял постановление об организации Всесоюзного соревнования технологов. Таким образом, уже не специалисты-одиночки, а целые группы ИТР принимали обязательства, направленные на совершенствование технологии, внедрение механизации и снижение трудоемкости производственных операций, дальнейший рост производительности труда, обеспечение экономии сырья и материалов.

В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности - на 30%.

Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям черной металлургии и угольным шахтам Донбасса. В честь их восстановления были учреждены специальные наградные медали. Однако довоенный уровень добычи угля в Донбассе был достигнут лишь в 1950 г., а металлургическая промышленность Украинской ССР, дававшая до войны 75% всего металла страны, была восстановлена только в 1951 г.

Наряду с восстановлением старых шло строительство новых промышленных объектов. Были построены электростанции: Фархадская (Узбекская ССР), Севанская (Армянская ССР), Крамская и Сухумская (Грузинская ССР), Рыбинская (на Волге), Щекинская (Подмосковье) и др. Были заложены металлургические комплексы в Рустави (Закавказье), Боговате (Узбекистан), Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, трубопрокатные заводы в Сумгаите (Азербайджан) и Никополе (Украинская ССР) и др.

Между Волгой и Уралом интенсивно осваивалось новое неф-терождение. Так называемое Второе Баку уже в 1950 г. дало 44% всей добычи нефти в стране, хотя еще 80% в топливе страны отводилось углю.

Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.

В целом же задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т.д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достигли довоенного уровня.

Положение сельского хозяйства после Великой Отечественной

Одна из важнейших задач четвертого пятилетнего плана состояла в том, чтобы восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства в целом. Без общего подъема сельского хозяйства невозможно было улучшить материальное положение трудящихся, отменить карточную систему распределения продуктов питания и ширпотреба, обеспечить промышленность сырьем.

Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери. Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность.

В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. Большую помощь колхозам оказывали промышленные предприятия и горожане. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.

Валовая продукция сельского хозяйства к концу пятилетки должна была превысить уровень 1940 г. на 27%. Пленум ЦК ВКП(б) (февраль 1947 г.) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в котором делался упор на техническое оснащение сельского хозяйства тракторами, автомобилями, различными сельхозмашинами. И все же техники в колхозах не хватало, к тому же она была малоэффективна, велики были ее простои, недоставало запасных частей. Неудовлетворительно обстояло с механизацией в животноводстве.

В годы четвертой пятилетки втрое возросла мощность сельских электростанций. В 1950 г. было электрифицировано 76% совхозов и 15% колхозов против 4% в 1940 г.

Серьезное внимание было уделено пропаганде и внедрению достижений науки и передового опыта в сельское хозяйство. Большое значение имели трехлетние агро-зоотехнические курсы обучения колхозников без отрыва от производства.

Вместе с тем в процессе восстановления сельского хозяйства на местах, да нередко и в центре, допускались серьезные ошибки. Шаблонно насаждалась травопольная система полеводства, что вело к сокращению посевов зерновых и бобовых культур, тормозило производство необходимого стране зерна. Чрезмерно централизованное планирование, многоступенчатое и некомпетентное бюрократическое руководство сковывало хозяйственную инициативу крестьян, приводило к нерациональному размещению сельскохозяйственных культур, нарушало сроки посева, уборки и т.д.

Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.

В то же время с колхозников взимались высокие налоги (налог на приусадебный участок, личный скот, ульи, фруктовые деревья и т.д.).

Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны

Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления. Одновременно была проведена денежная реформа в соотношении десять к одному, т.е. один червонец старого образца менялся на один рубль новых денег. Денежные вклады в сберегательных кассах и Госбанке были переоценены на льготных условиях. Денежная реформа не затронула заработной платы рабочих и служащих, трудовых доходов крестьян, которые сохранялись в прежнем размере. Таким образом были изъяты лишние (эмиссионные) и фальшивые деньги, да и значительная часть денежных накоплений населения.

Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены на продукты питания и бытовые промышленные товары. После войны перед отменой карточной системы распределения розничные цены по сравнению с 1940 г. возросли в среднем в 3 раза: на продовольствие в 3,6 раза, на промышленные товары - в 2,2 раза. Заработная плата же у рабочих и служащих за эти годы увеличилась лишь в 1,5 раза. Средняя заработная плата по народному хозяйству составляла в 1940 г. - 33 руб.; в 1945 г. - 43,4 руб.; в 1948 г. - 48 руб.; в 1950 г, - 64 руб. в месяц, из которых необходимо было вычесть сумму на подписку по государственным займам. Самая высокая зарплата была у работников научной деятельности-в среднем в месяц 46,7 руб. в 1940 г. и 38-48 руб. в 1950 г. Таким образом, изобилие в магазинах продовольствия, товаров широкого потребления и даже предметов роскоши (золото, меха и т.д.) было следствием низкой покупательной способности основной массы населения.

В 1950 г. потребление надушу населения составляло: мяса - 26 кг, молока и молочных продуктов - 172 кг, верхнего трикотажа - 0,3 шт. и т.д. Многие предметы культурно-бытового назначения - телевизоры, стиральные машины, радиолы и т.п. считались предметами роскоши.

Улучшение материального положения широких слоев населения обеспечивалось снижением розничных цен на предметы потребления массового спроса и на бытовые услуги. В госторговле ежегодно в апреле снижались цены. Если их уровень до отмены карточной системы распределения принять за 100%, то на 1 марта 1949 г. их индекс составлял 71%, на 1 апреля 1954 г. - 43%, и все же цены более чем на 1/3 превышали довоенный уровень. От снижения цен в большей степени выигрывали люди с высокими заработками: работники торговли, общественного питания, различных заготовок, материального снабжения, а также служащие аппаратов органов управления.

Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. В начале 50-х годов колхозник получал за свой тяжелый труд 16,4 руб. в месяц, т.е. в 4 раза меньше рабочего. Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п.

В письме секретарю ЦК ВКП(б) Г.Маленкову, слушатель Смоленского военно-политического училища Н.Меньшиков писал: «Мне как коммунисту больно выслушивать от колхозников такой вопрос: "Не знаете, скоро ли распустят колхозы? ...жить так нет сил дальше"».

Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. - 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения - в коммунальных квартирах.

Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.

Изменение на территориях, вошедших в СССР

Особенностью восстановления и развития народного хозяйства явились преобразования в Латвии, Литве, Эстонии, западных областях Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии, вступивших в СССР в 1939-1940 гг., а также в Тувинской автономной области, Закарпатской, Калининградской и Сахалинской областях, вошедших в состав Союза ССР в 1944-1945 гг.

Социалистические преобразования начинаются с момента изгнания немецко-фашистских войск с данных территорий. По решению советских и партийных органов принимаются конкретные меры по ликвидации всех органов и учреждений националистической власти и созданию партийных, советских государственных и местных учреждений. Основным ядром проведения партийных и государственных мероприятий являлись оперативные группы из партийно-советских активистов, представители партизан и подпольщиков, а также демобилизованные из Советской Армии местные жители.

Ожесточенную борьбу с органами советской власти вели националисты - капиталистические элементы в городе, кулачество в деревне, духовенство, имевшие хорошо вооруженные законспирированные отряды.

Для утверждения новой власти необходимо было провести социалистические преобразования по всему хозяйственному комплексу. Наряду с процессом национализации шло восстановление промышленных предприятий и расширение материально-технической базы республик. В результате выпуск промышленной продукции в 1950 г. в Эстонии превысил довоенный уровень в 3,4 раза, в Латвии - в 3 раза и т.д. Значительно расширено было промышленное производство, освоены его новые отрасли, предприятия были оснащены первоклассными машинами и новейшим технологическим оборудованием.

В обстановке острой борьбы происходили перемены и в сельском хозяйстве, где также использовался печальный опыт коллективизации деревни, борьбы с помещиками и кулаками. Насильственные методы преобразования сельского хозяйства привели к экспроприации и ликвидации кулачества, которое составляло основную часть хуторского населения Прибалтики, а также к высылке из родных мест всех сопротивляющихся.

Особенно разительные перемены произошли в тувинской деревне. Здесь господствовали полупатриархальные и феодальные отношения, а значительная часть аратского населения вела кочевой образ жизни. Благодаря помощи советских народов, волевому партийно-советскому руководству крестьянство Тувинской автономной области, минуя капиталистическую стадию развития, перешло к «социализму».

Сложным и трудным, а во многом и непонятным был политический процесс, а точнее, догматическое заучивание населением марксистско-ленинской теории, «овладение методом социалистического реализма» и «научного коммунизма». В области культуры и образования шло массированное идеологическое наполнение и русификация.

Так, традиционными методами, с классовых позиций и при помощи партийно-административного давления шло восстановление и развитие СССР.

Источники и литература

Гриф секретности снят. Потери Советских Вооруженных Сил в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исследование. М., 1991.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993.

Кнышевский Добыча: Тайна германских репараций. М., 1994.

Маненков А.И. Культурное строительство в послевоенной деревне (1946-1950 гг.). М., 1991.

Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. М., 1986.

Ханин Т.Е. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.