Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу




2.12. Роль государства в экономике. 2.14. Государственный
бюджет
Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ

Фискальная

Регулирование государственного бюджета

Контроль за денежной массой

Задание 2
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к функциям Центрального банка.
1) определение ставки рефинансирования
2) ипотека
3) денежная эмиссия
4) установление курсов иностранных валют
5) лизинг
6) надзор за деятельностью кредитных организаций
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под
которыми они указаны.
Задание 3
Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной
(денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддержка и защита конкуренции
2) изменение учётной ставки рефинансирования
3) обеспечение защиты прав собственности
4) регулирование доходов населения
5) установление нормы банковского резерва
6) операции на рынке ценных бумаг
Задание 4
Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под
которыми они указаны.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией
экономики.
2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои
населения.
3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.
4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.
5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.
Задание 5

которыми они указаны.
1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование
производства.
3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных
благах.
4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.
5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного
механизма.
Задание 6

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями
государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А) государственное финансирование строительства
диагностических медицинских центров
Б) бесплатное предоставление отдельным группам
граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1) социальное обеспечение
населения
2) организация производства
общественных благ


A

Задание 7

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования
рыночной экономики.
3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая
таможенные пошлины на иностранные товары.
4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование
производства и потребления.
5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.
Задание 8
Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и его
методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕРЫ
А) государство оказывает влияние на экономику своей денежной политикой.
Б) государство помогает товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины
В) государство устанавливает правила экономического поведения для фирм-производителей
Г) государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов
Д) государство устанавливает условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм

1) финансово-экономические методы
2) правовые методы

11212
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Задание 9
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных
мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников
рынка.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами
регулирования экономической жизни.
Задание 10

они указаны.
1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.
2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным
предприятиям.
3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или
профицитным.
4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.
5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.
Задание 11
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором
присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден
________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен.
Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа, ________(Д) проводит
________(Е) политику».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово
(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно
одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что
в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ассортимент

2) покупатель

3) продавец

4) монополия

5) конкуренция

6) товарищество

7) государство

8) разнообразный

9) антимонопольный

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в
таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A

Задание 12
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение
функционирования государственного аппарата.
2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных
расходов государства.
3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы
превышают доходы государства.
5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные
государством средства.

Задание 13
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Одна из статей доходов государственного бюджета — развитие инфраструктуры.
2) К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
3) Государственный бюджет финансово обеспечивает экономическую политику
государства.
4) Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной
активности в стране.
5) Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над
расходами государства.
Задание 14
Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

А) акцизные сборы
Б) обслуживание государственного долга
В) личный подоходный налог
Г) выплата пенсий
Д) продажа государственных облигаций

1) расходные статьи
2) доходные статьи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Задание 15
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают
его планируемые расходы.
2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый
период времени.
3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления
государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного
бюджета.
Задание 16
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой
финансовый план.
2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства
на обеспечение внутренней и внешней политики.
3) К доходам государственного бюджета относят таможенные пошлины и сборы.
4) Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.
5) Бюджет называют дефицитным, если доходы государства равны его планируемым
расходам.
Задание 17
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми
они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.
2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.
3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного
бюджета.
4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают
расходы.
5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику
государства.
Задание 18

Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) контроль за ценами на товары и услуги
2) распределение факторов производства между производителями
3) создание общественных благ
4) поддержка социально незащищённых групп населения
5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса
Задание 19
Что из перечисленного относится к источникам пополнения государственного бюджета?
Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) налоги с граждан и предприятий
2) прибыль от приватизации
3) государственные закупки товаров
4) государственные инвестиции
5) доходы от деятельности частных предприятий
6) доход от эмиссии денег
Задание 20
Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в
приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры.
1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений
2) контроль над деятельностью финансовых организаций
3) проведение антиинфляционной политики
4) принятие закона о банковской деятельности
5) ликвидация последствий наводнения
6) организация работы государственного телеканала

Ответы
Задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Ответ
монетарная (кредитно-денежная)
25
256
123
345
21221
235
11212
234
134
4, 3, 2, 1, 7, 9
125
234
21212
123
123
135
345
126
156

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.12. Роль государства в экономике

Функции государства

* Организационная функция государства – управление обществом, в частности, путем принятия законов. Ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

* Социальная функция государства выражается в том, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фондыПенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения.

* Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил:

– государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку;

– инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии;

– аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Функции государства в смешанной экономике

Государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение следующих экономических функций, которые способствуют укреплению рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества: формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; поддержание конкуренции на рынках; перераспределение доходов; перераспределение ресурсов; стабилизация экономики страны.

На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.

В условиях рынка государство осуществляет минимальное вмешательство в деятельность предприятий и рынка, и лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т. д.)

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу;

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет задачи:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять меры: убеждение; рекламные кампании; субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); разработка стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Государство использует программы: а) материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.); б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.); в) помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Виды государственного регулирования:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Методы государственного регулирования экономической жизни:

1. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.

2. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.

3. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

ПРЕМИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ЯН ТИНБЕРГЕН (1903- 1994)Ян Тинберген вместе с Рагнаром Фришем стал первым лауреатом Нобелевской премии по экономике, учрежденной в 1969 году.Американский экономист Пол Сэмюэлсон дал такую характеристику Тинбергену: «Эта мягкая душа, испытывающая

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

1. ТНК, роль и сферы деятельности ТНК в современной мировой экономике Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль играют женщины в мировой экономике? По данным немецкого экономиста Арно Петерса, женщины составляют половину населения земного шара, выполняют две трети всей работы, получают одну десятую всей зарплаты и в их руках находится одна сотая общего богатства всего

Из книги Пауль Энтони Самуэльсон автора Красова Ольга

Экономическая роль и функции государства. П.Э. Самуэльсон отдает должное принципу А. Смита, согласно которому каждый агент рыночной экономики, преследуя собственный эгоистический интерес в процессе производства и обмена, «невидимой рукой» (свободной конкуренцией без

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ Роль государства в экономике – это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами. Она зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.В классической

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

4.5. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: водоросли, голосеменные

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Синтетическая теория эволюции возникла на основе данных сравнительной

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Роль государства в реабилитационном процессе «В странах с высоким развитием экономики, в основе политики которых лежат гуманитарные принципы, реабилитация недееспособных граждан имеет общегосударственные программы и поддержку; на ее проведение выделяются бюджетные

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги автора

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они


1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.

А. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Б. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

В. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
^

2.13 Налоги

-

2.14 Государственный бюджет


1. Государственный бюджет (от англ. budget - сумка, кошелек) - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части.


  • доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

  • расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:

  • налоги;

  • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);

  • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;

  • займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

  • поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

  • обслуживание государственного долга;

  • предоставление дотаций предприятиям;

  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:


  • Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.

  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.

  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)


  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.

Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета


  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

  • фаза экономического цикла в стране;

  • текущая политика государства.
9. Государственный долг - это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга - это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

11. Государственный долг

Внутренний государственный долгдолговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:


  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг - облигаций

  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга


  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода - за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:


  • величина долга на душу населения;

  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);

  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%);

  • отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
14. Реструктуризация долга - пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:


  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

  • Поиск средств для выплаты долга.

  • Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Лекция:


Экономические функции государства


В современном мире практически все экономические системы являются смешанными, то есть сочетают в себе рыночный механизм хозяйствования и государственное регулирование. Основными целями экономической политики государства являются обеспечение стабильного развития экономики на основе инноваций и рост благосостояния общества.

Одна из главных ролей государства в экономике заключается в компенсировании ситуаций несостоятельности рынка, с которыми рыночный механизм не может справиться самостоятельно:

    Во – первых, это борьба с монополизацией и защита конкуренции. Для этого создано антимонопольное законодательство и функционирует специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).

    Во – вторых, это создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату. Поэтому государство должно платит за создание общественных благ или само их производить. К общественным благам относятся благоприятная окружающая среда, безопасность, правопорядок, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования и т.д. На создание общественных благ государство расходует налоговые поступления в государственный бюджет. Поэтому получается, что граждане вносят вклад в создание общественных благ.

    В – третьих, это проблема внешних (побочных) эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Внешние эффекты отражаются на людях, не участвующих в производстве и потреблении товаров и услуг непосредственно. Отрицательные издержки способствуют появлению у людей издержек, а в случае положительных эффектов появляются выгоды. К примеру, завод по обработке металла, расположенный вблизи населённого пункта, загрязняет воздух и воду в реке – отрицательный внешний эффект. Другой пример, благоуханный аромат доносящийся из цветочной теплицы позволяет насладиться всем жителям многоэтажного дома, расположенного рядом – положительный внешний эффект. Государство компенсирует внешние эффекты в обоих случаях. В первом случае оно вынуждено тратиться на строительство очистных сооружений для воды, а во втором будет стимулировать развитие тепличного бизнеса, предоставляя субсидии.

Другими экономическими функциями государства являются:
  • Перераспределение доходов – стремление сгладить неравенство между богатыми и бедными. Государство взимает налоги с предпринимателей и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий).
  • Регулирование вопросов занятости трудоспособного населения и борьба с безработицей.
  • Осуществление контроля цен и защита населения от инфляции.
  • Воздействие на структурные изменения в экономике – создание новых отраслей производства с целью обеспечения экономического роста.
  • Повышение показателей ВВП, ВНП и НД.
  • Выявление тенденций и прогнозирование экономического развития.
  • Регулирование внешней торговли, стимулирование или сдерживание экспорта и импорта.
  • Участие в решении глобальных проблем человечества.

Механизмы государственного регулирования экономики

Для реализации вышеперечисленных функций государство использует прямые и косвенные методы.

    К прямым относятся правовые (административные) методы регулирования. Прежде всего это издание законов, регламентирующих отношения собственности (к примеру, Гражданский кодекс РФ), регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»), конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах»). К административным методам относятся введение норм и стандартов качества, запреты или разрешения (лицензирование) на ведение определённых видов экономической деятельности, установление санкций, применение штрафов и многое другое.

    К косвенным относятся финансово - экономические методы: денежно - кредитная (монетарная) политика и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Главным звеном денежно - кредитной политики является Центробанк. Вспомним, что он осуществляет эмиссию денег, регулирует валютный курс, устанавливает условия кредитования. Целью денежно - кредитной политики является регулирование денежной массы. На фазе экономического спада государство увеличивает денежную массу, а на фазе подъёма сдерживает её рост. Фискальная политика заключается в регулировании налогообложения, доходов и расходов государственного бюджета. Разберём на примере, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика. И денежно – кредитная, и фискальная политика направлены на обеспечение устойчивого экономического развития, занятости трудоспособного населения и предотвращение инфляции.

Каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику? Этот вопрос является предметом спора учёных – экономистов, поделившихся на два направления – монетаризм (Д. Юм, М. Фридмен) и кейнсианство (Дж. Кейнс). Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. Противоположная позиция кейнсианцев основана на неспособности рыночного механизма справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства. Для российской экономики характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсианского характера.

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность государства как экономического субъекта………………………….5
1.1 История развития роли государства в экономике…………………………….5
1.2 Экономические функции государства как хозяйствующего субъекта……...9
1.3 Сущность и содержание государственного регулирования экономики…...11
2 Роль государства в рыночном развитии экономики…………………………..22
2.1 Особенности регулирования рыночной экономики США………………….22
2.2 Особенности государственного регулирования экономики в России……..27
2.3 Тенденции изменения экономических функций государства в РФ………..31
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………….33
Приложение А……………………………………………………………………..35
Приложение Б……………………………………………………………………...36

Введение

Роль государства в экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений. Актуальность исследования вытекает из современного состояния российской экономики, которое характеризуется продолжающимся падением объемов производства, нестабильностью отношений собственности, нарастанием социальной напряженности. Сложившееся положение свидетельствует о том, что государственное участие в регулировании хозяйственных процессов было малоэффективным, а, следовательно, нуждается в радикальном переосмыслении.

Сложность современного этапа заключается в том, что хозяйственный механизм в современной России находится в стадии трансформации, а это означает, что необходимо говорить об особой роли государства в экономике переходного периода.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В это время изучением степени вмешательства в экономику занимались меркантилисты: А.Монкретьен, В.Стаффорд, А.Серр, А.Геневез, Кольбер, Дж..Ло. В дальнейшем вопросы о роли государства изучали физиократы – Ф.Кенэ, Ж.Тюрго. Позже влияние государства на экономику рассматривали в своих работах основатели классической политической экономии – В.Пети, Дж.Локк, Д.Юм, А.Смит, Д.Рикардо. Основоположник неомеркантилизма, предшественник исторической школы, Ф.Лист. Обоснование системы прямого вмешательства государства во все сферы экономической деятельности было сделано Дж.М.Кейнсом. Представители неокейнсианской школы – Д.Хикс, А.Хансен, П.Самуэльсон, Дж.Робинсон, А.Ларнер. Автор монетаристской концепции М.Фридмен, а также его последователи А.Шварц, К.Бруннер, А.Мельцер, Д.Лейдлер, Р.Селден, Ф.Селден, Ф.Кейган. Совсем иной взгляд на проблему роли государства в экономике у представителей институционализма – В.Веблена, У.Митчелла, Дж.Коммонса и их последователей Р.Коуза, Д.Норта, О.Уильямсона.

Целью данного исследования является изучение отношения между государством и экономикой, в процессе чего государство воздействует на экономическую политику.

Для достижения целей необходимо решить ряд задач:

× рассмотреть эволюцию экономической теории по проблеме государственного участия в регулировании экономических процессов;

× показать различия экономических функций государства как хозяйствующего субъекта и как субъекта регулирования;

× изучить средства, методы и инструменты государственного регулирования экономики;

× определить роль государства в экономике на примере таких развитых стран, как США и Россия.

Объектом исследования выступает государственное регулирование экономики.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя набор хозяйственных и социальных функций. Для того чтобы выработать верную экономическую политику государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, каких целей они хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают.

1 Сущность государства как экономического субъекта

1.1 История развития роли государства в экономике

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

Физиократы, Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, выступая против вмешательства государства в процессы производства и торговли, видели за ним следующие функции: сохранение «естественного порядка»; создание предприятий общественного характера (дороги, каналы и т.д.); допущение ссуд только в сельское хозяйство, так как ссуды в индустрию или торговлю бесплодны; выполнение фискальной функции по отношению к классу земледельцев, создающему чистый продукт; способствование распространению всеобщего образования.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А.Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Основоположник неомеркантилизма, предшественник исторической школы, Ф.Лист, критикуя Смита и Риккардо, утверждал, что для различных исторических периодов и для различных наций существуют специфические закономерности, определяющие полезность увеличения либо уменьшения экономических функций государства.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Представители неокейнсианской школы – Д.Хикс, А.Хансен, П.Самуэльсон, Дж.Робинсон, А.Ларнер, рассматривали активизацию функции государства в области финансовой политики.

Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.