Налоги ст 18 специальный налоговый режим




Официальный текст :

Статья 18. Специальные налоговые режимы

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Комментарий юриста :

Специальные налоговые режимы давно существуют в российской практике налогообложения. Целью их появления, как правило, является закрепление на определенный период времени стабильных условий налогообложения на конкретной территории либо для отдельных категорий налогоплательщиков. Данная статья допускает, что правовое регулирование специальных налоговых режимов может осуществляться путем либо дополнения Налогового Кодекса отдельными главами, либо принятия отдельных законов в соответствии с Налоговым Кодексом. Невозможно установление специальных налоговых режимов, не предусмотренных Налоговым Кодексом и федеральными законами. Из этого следует невозможность создания своих специальных налоговых режимов актами органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Невозможность существования региональных и местных офшоров внутри России без принятия специального федерального закона также вытекает из данной нормы.

Из статьи 18 следует, что и при установлении "стандартных" налогов и сборов, и при установлении специальных налоговых режимов все обязательные элементы налогообложения, а также налоговые льготы могут предусматриваться только в актах представительных органов, принимаемых с соблюдением требований статьи 17 Налогового Кодекса РФ и других статей Кодекса, закрепляющих общие правила определения элементов юридического состава налогов. К числу специальных налоговых режимов относится система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эта система предусматривает замену уплаты некоторых федеральных, региональных и местные налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого в зависимости от площади сельскохозяйственных угодий. Данный специальный налоговый режим вводится законами субъектов РФ.

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства в настоящее время существует в соответствии с главой 26 Налогового Кодекса РФ, положения которой предусматривают замену уплаты пяти обычных налогов уплатой одного налога, исчисляемого исходя из выручки налогоплательщика. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке. К числу специальных налоговых режимов относится и единый налог на вмененный доход, взимаемый на основании главы 26, а также законов субъектов РФ, в которых этот режим установлен. Он применяется также в основном субъектами малого предпринимательства и предусматривает замену множества налогов и сборов единым налогом на доход, размер которого определяется на основе внешних признаков деятельности соответствующего налогоплательщика.

Однако в отличие от упрощенной системы налогообложения переход на уплату единого налога на вмененный доход происходит не по выбору налогоплательщика, но в добровольно-принудительном порядке: если данное лицо осуществляет любой из видов деятельности, закрепленных в упомянутом федеральном законе, к нему автоматически применяется данный налоговый режим, о чем это лицо уведомляется налоговыми органами. Общие положения о заключении и исполнении соглашений о разделе продукции закреплены в Законе о соглашениях о разделе продукции, а правила налогообложения этой деятельности - в главе 26 Налогового Кодекса РФ. Данный налоговый режим предусматривает замену уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов заранее оговоренным малым числом платежей в бюджеты и действует, как правило, в течение всего срока реализации проекта по разведке и добыче полезных ископаемых на конкретном участке недр.

Предусмотренный в статье 18 перечень специальных налоговых режимов не является полным. Так, в России в соответствии с отдельными федеральными законами функционируют свободные экономические зоны. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-Ф3 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Все эти законы предусматривают более низкое в сравнении с общим налоговое бремя для субъектов, зарегистрированных или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Особые правила налогообложения на территории отдельных ядерных и военных объектов предусмотрены Законом РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". В соответствии с этим Законом в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории, а органы местного самоуправления такого образования вправе предоставлять дополнительные льготы по налогам и сборам, зачисляемым в его бюджет.

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.

Комментарий к статье 18 НК РФ

В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика - это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако, права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.

Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.

Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.

НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.

Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.

По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);
2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);
5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).

Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" определено, что ЕНВД применяется до 2018 года.

В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.

Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.

Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.

Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Необходим отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 18 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 18 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

Комментарий к Ст. 18 НК РФ

Статья 18 НК РФ называет специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов.

Согласно ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (сельскохозяйственный налог). Порядок ее применения установлен гл. 26.1 НК РФ;

упрощенная система налогообложения (УСН). Порядок ее применения установлен гл. 26.2 НК РФ;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. Порядок ее применения установлен гл. 26.3 НК РФ. При этом п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что положения гл. 26.3 части второй НК РФ не будут применяться с 1 января 2018 г.;

система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции. Порядок ее применения установлен гл. 26.4 НК РФ.

А с 1 января 2013 г. вступила в силу гл. 26.5 НК РФ, которая урегулирует порядок применения нового специального налогового режима — патентной системы налогообложения. Глава 26.5 была введена в часть вторую НК РФ Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Патентная система налогообложения заменила с 2013 г. упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая применялась в соответствии со ст. 346.25.1 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Статья 346.25.1 НК РФ с 1 января 2013 г. утратила силу.