Правила оборота наличных денег в стране. Наличный денежный оборот: понятие, структура и принципы организации. Порядок работы с денежной наличностью




Платежный оборот

Безналичный оборот

Наличный оборот

енежный оборот. В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и без­наличной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции. Согласно экономическому содержанию понятия денежного оборота можно выделить его составляющие и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота (рис.). Денежный оборот включает платежный оборот, безналичный и наличный оборот.

Рис. 3.1. Структура денежного оборота

Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он включает нее безналичные платежи и часть налично-денежных, связанных с оплатой труда, налоговыми сборами, покупкой ценных бумаг, лоте­рейных билетов и т.п.

Безналичный денежный оборот - это часть совокупного денеж­ного оборота, заключающегося в использовании безналичных рас­четов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает | 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля зна­чительно меньше.

Налично-денежный оборот - это часть совокупного денежного оборота, когда наличные деньги используются как средства обращения и платежа. Он включает все платежи, осуществляемые наличными деньгами, за определенный период времени (год, квартал, месяц). Постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег формирует налично-денежный оборот. Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией дохо­дов населения. Наличными деньгами производятся расчеты пред­приятий, организаций и учреждений с населением, а также между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках, час­тичные расчеты населения с финансово-кредитной системой, в ог­раниченных размерах платежи между предприятиями. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лица­ми установлен равным 60 тыс. руб.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 - 8%.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет.

Выпуск наличных денег в обращение. Этот довольно сложный процесс охватывает различные стороны деятельности Центрально­го банка РФ. Он складывается из нескольких этапов:

    составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

    изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования;

    организации резервных фондов денежной наличности;

    транспортирования денежной наличности в регионы РФ;

    собственно выпуска денег в обращение.

Печатная фабрика Гознака, монетный двор

Межрегиональные хранилища Банка России

Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ) Банка России

Система расчетно-кассовых (кассовых) центров (РКЦ) Банка России

Система коммерческих банков (межбанковские расчеты наличными деньгами)

Предприятия, фирмы, учреждения, организации разных форм собственности (расчеты наличными деньгами между предприятиями, фирмами, учреждениями, организациями)

Население (взаиморасчеты физических лиц наличными деньгами)

Рис. 3.2. Организация наличие денежного обращения в РФ

Наличные деньги: 7 - вне обращения, 2 - находящиеся в обращении

Налично-денежный оборот начинается в Центральном банке РФ. Наличные день­ги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы (ГРКЦ или РКЦ). Из последних они направляются в операционные кас­сы коммерческих банков для выдачи клиентам - юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), тем самым они поступают в об­ращение. Часть наличных денег из касс предприятий и организа­ций может использоваться для расчетов между ними, если сто­имость покупки не превышает предельной суммы платежа, уста­новленной в законодательном порядке. Но большая их часть передается населению в виде различных видов денежных дохо­дов - заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи цен­ных бумаг и т.д.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но их большая часть расходуется на выплату налогов, сбо­ров, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, приобретение ценных бумаг и лотерейных билетов, аренд­ные платежи, уплату штрафов, пени, неустоек и т.д. Таким обра­зом, наличные деньги от населения поступают либо непосредствен­но в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы пред­приятий и организаций, прежде всего предприятий торговли и услуг.

Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться. Поэтому нужно различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег».

Под эмиссией принято понимать такой выпуск наличных денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной мас­сы, находящейся в нем.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обра­щение и изъятие из него производятся в централизованном поряд­ке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны - Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составле­ния прогноза кассовых оборотов, и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и его фактическое исполнение помогают Центральному банку РФ и Пра­вительству РФ точнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции объемов сбережений населения, структуру покупатель кого спроса и покупательного фонда населения. Превышение до­ходов над расходами населения в балансе означает увеличение ос­татка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, его сокращение. Соответственно в первом случае требуется эмиссия маличных денег для кассового обслуживания клиентов банком, а во втором - их изъятие из обращения.

Эмиссионная система - это законодательно установленный по­рядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от экономических потребностей. Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно-кассовые центры при головных территориаль­ных управлениях Банка России. В них по его разрешению создают­ся резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначе­ние этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из цен­тра и хранение денежных знаков.

Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в обо­ротной кассе, при его превышении в конце операционного дня из­лишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция произ­водится автоматически без специального разрешения Банка Рос­сии и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборо­та для каждого предприятия также устанавливается лимит остат­ка наличных денег в его кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков определяются ли­миты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей его, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ (КЦ), а послед­ние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.

Денежная масса. В экономике РФ значительная часть расче­тов проводится наличными деньгами, однако, преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных де­нег является монополией Банка России, то на эмиссию безналич­ных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может. Безналичные деньги появляются в обращении в процессе депозитно-ссудной эмиссии коммерческих банков, которая может лишь косвенно регулироваться центральным банком. Жестких границ между обращением наличных денег и безналичным платежным оборотом в условиях рынка также не существует. При наличии законных оснований у владельцев банковских счетов остатки средств на них беспрепятственно превращаются в наличные деньги. Поэтому для поддержания стабильности национальной валюты необходимо управлять совокупным объемом платежных средств в экономике независимо от того, в какой форме они суще­ствуют.

Совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране, образует денежную массу.

Денежная масса в РФ рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. В ее состав входят следую­щие денежные агрегаты:

МО - включает наличные деньги в обращении;

М1 - состоит из агрегата МО плюс средства на расчетных, теку­щих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады населения и пред­приятий в банках, депозиты населения до востребования в Сбербанке России;

М2 - содержит агрегат М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке России;

МЗ - включает агрегат М2 плюс сертификаты и облигации госу­дарственных займов.

Такая структура денежной массы повышает активность управле­ния денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень влияния денежных средств в каждом агрегате на формиро­вание платежеспособного спроса, а, следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. В РФ в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показа­телей, используется агрегат М2.

Величина денежной массы, необходимой для обращения, зави­сит, не только от объема экономического обо­рота в стране, но и от скорости обращения денег. При ускорении их оборота удается совершить больший объем сделок с использовани­ем меньшей суммы денег в качестве средства обращения и платежа. 11о данным Центрального банка РФ скорость обращения денежной массы M 2 по отношению к ВНП в среднегодовом исчислении составила в 2000 г. 8,3, а в 2001 г. - 7,0. Очевидно, что произошло замедление обращения денежной массы, которое способствовало даль­нейшему подавлению инфляции. Кроме скорости обращения де­нежной массы в РФ определяют:

    скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России - отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодового и массе денег в обращении;

    скорость обращения денег в налично-денежном обороте - отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

В современной экономической литературе сформировалась общепризнанная концепция о необходимости выделения среди разнообразных видов функциональных форм денег так называемых «наиболее сильных» денег, под которыми подразумевается сумма обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, отражаемая в его балансе. Совокупность тех обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, которые он имеет возможность контролировать, называют денежной базой. Компонентами денежной базы являются банкноты и монеты, находящиеся у населения и в кассах банков, денежные средства коммерческих банков, депонированные в центральном банке в форме обязательных резервов. В РФ рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. Первая состоит из агрегата МО (наличные деньги в обращении), денежных средств в кассах банков и обязательных их резервов в Банке России, а вторая дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ.

Налично-денежный оборот — ϶ᴛᴏ совокупность платежей за определенный период времени, кᴏᴛᴏᴩый демонстрирует движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения и включает:

  • расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
  • оплату труда и выплату других денежных доходов;
  • внесение денег населением во вклады и получение денег из банка;
  • выплату пенсий, пособий, стипендий, страхового возмещения;
  • выдачу кредитными организациями потребительского кредита;
  • оплату ценных бумаг и выплату доходов по ним;
  • коммунальные платежи, уплату населением налогов в бюджет.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что наличные деньги могут быть использованы для кругооборота товаров и услуг, для расчетов, непосредственно не связанных с движением товаров и услуг. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек) Эмиссию наличных денег осуществляюттрадиционно центральные банки, в отдельных странах и казначейство. Между предприятиями и организациями, по общему правилу, налично-денежный оборот незначителен.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами во всем платежном обороте составляет 3-8%. Это достигается путем перевода заработной платы на банковские счета. В США заработную плату наличными деньгами получает менее 1% населения, в Англии — до 10%, в Канаде — 5%. Все расчеты населения за товары и услуги осуществляются посредством чеков и различных платежных карт.

Сегодня сфера наличного оборота России необоснованно широка. В случае если в начале рыночных реформ она достигала 1 / 4 , то теперь превышает 40%.

Основные причины расширения налично-денежного оборота :

  • экономический кризис;
  • кризис наличности;
  • кризис неплатежей;
  • замедление расчетов;
  • недостаточно организованная система межбанковских расчетов;
  • сознательное сокращение прибыли в целях ухода от налогов и расширения наличных платежей за пределами банков.

Резкое расширение наличного оборота ведет к росту издержек обращения, замене старых купюр на новые, к появлению «черного нала», недобору налоговых платежей. Результатами будут дефицит, финансовая нестабильность. В случае если бы денежный оборот проходил по банковским счетам, то у центрального банка было бы больше возможностей его учитывать, регулировать и иметь полную информацию о состоянии экономики. Это дало бы возможность не расширять эмиссию. Неучтенный наличный оборот чаше всего переводится в валюту, а ϶ᴛᴏ требует от государства расширения эмиссионного процесса наличных денег для выплат из бюджета.

Гражданский кодекс РФ подробно регламентирует правила использования наличных денег на территории страны. При ϶ᴛᴏм установлен разный порядок расчетов с участием населения в зависимости от связи наличных платежей с предпринимательской деятельностью. Указанные расчеты осуществляются в безналичном порядке. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты как в наличном, так и в безналичном порядке. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах, и все деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие банк. При наличии нескольких счетов в различных банках предприятие по ϲʙᴏему усмотрению обращается в один из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. При проверке данного предприятия банки руководствуются данным лимитом. По предприятию, не представившему расчет в банк, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Выдача наличных денег предприятиям из банка производится за счет текущих поступлений в кассы банка. Стоит сказать, для обеспечения ϲʙᴏевременности осуществления выплат наличными деньгами РКЦ ЦБ РФ устанавливают для каждого банка сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

До перехода к рыночным отношениям налично-денежный оборот планировался и регулировался на базе баланса денежных доходов и расходов населения и на базе кассового плана Госбанка. С помощью данных планов решалась проблема сбалансированности денежной и товарной массы, вопрос о размерах эмиссии, изъятии денег из обращения. Эмиссия носила директивный характер. С переходом к рыночным отношениям планы эмиссии перестали быть директивными. Прогноз баланса денежных доходов и расходов помогает Центральному банку РФ полнее учитывать спрос населения, прогнозировать структуру потребительского спроса. В случае если в балансе доходы населения превышают расходы, то ϶ᴛᴏ означает, что на руках у населения увеличивается денежная масса. В ϶ᴛᴏм случае для кассового обслуживания клиентов требуется эмиссия денег.

Основные статьи доходов населения в ϶ᴛᴏм балансе: оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Сегодня соотношение между оплатой труда и доходами от собственности изменилось. Уместно отметить, что оплата труда составляет менее 50% доходов населения.

Расходы населения — покупка товаров и услуг (2 / 3), обязательные платежи и вклады (10%), покупка валюты (20%) Прирост денег населения резко снизился, как и накопления в ценных бумагах и вкладах. С 1991 г. в России составляются прогнозы кассовых оборотов, кᴏᴛᴏᴩые основаны на достоверности и реальности в определении изменения наличной денежной массы в обороте. Стоит заметить, что они нужны в целях определения потребности в натичных деньгах в целом по России, по регионам и банкам. Прогнозы кассовых оборо- топ отражают объем, источники поступлений наличных денег в банки, размеры и направления их выдачи и в конечном итоге — эмиссию или изъятие денег. Расчеты составляются банками ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в РКЦ ЦБ РФ за две недели до начала квартала. РКЦ ЦБ РФ за три дня до начала квартала сообщают расчетные данные по оборотам в целом по региону по приходу и выдаче наличных денег в банки.

В доходной части расчетов кассовых оборотов отражаются: торговая выручка, выручка предприятий транспорта, выручка предприятий бытового обслуживания и зрелищ, квартплата и коммунальные платежи, поступления на счета сельскохозяйственных предприятий, выручка от продажи валюты, выручка предприятий связи, доходы от продажи ценных бумаг. В расходной части отражаются: оплата труда, пенсии, пособия, выдача средств на закупку сельскохозяйственной продукции, хозяйственные расходы.

Сегодня Центральный банк РФ переходит к рыночным методам прогнозирования, связанным с установлением объема рефинансирования, изменением ставок процентов, использованием норм обязательных резервов, использованием расчетов денежных агрегатов.
Стоит отметить, что основным методом регулирования все больше становятся операции ЦБ РФ на открытом рынке. В ϶ᴛᴏм случае используется комплексная система регулирования налично-денеж- н о го оборота.

Эмиссия денег предполагает обеспечение денежной массы за счет следующих источников:

  • кредитования коммерческих банков:
  • кредитования государства:
  • увеличения золотовалютных резервов.

В первом случае эмиссия обеспечивается векселями и другими ценными бумагами, во втором — государственным долгом, государственными облигациями и обязательствами, в третьем — она не требует обеспечения, поскольку золото и валюта будут обеспечением.

Обеспечением эмиссии банкнот служат активы ЦБ РФ, при ϶ᴛᴏм Банк России определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денег, формирует механизм создания резервных фондов банкнот и монет, определяет порядок замены, уничтожения поврежденных денег. Функции кассового регулирования денежной массы возложены на РКЦ ЦБ РФ, кᴏᴛᴏᴩые организуются при головных терри- ториапьных управлениях Банка России, где и создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Стоит заметить, что они необходимы для обеспечения эмиссии, регулирования покупюрной структуры денежной массы, замены поврежденных банкнот и экономии расходов на перевозку.

Исключая выше сказанное, в РКЦ ЦБ РФ созданы оборотные кассы, кᴏᴛᴏᴩые принимают и выдают деньги в течение операционного дня.
Стоит отметить, что остаток денег в кассе лимитируется, излишки передаются в резервный фонд. Кассовое обслуживание коммерческих банков осуществляется на договорной основе. Выдача денег, прием излишков денег, кассовое обслуживание производятся с отражением всех операций по корреспондентским счетам банков и других юридических лиц.

Эмиссия наличных денег — ϶ᴛᴏ выпуск денег в оборот, при кᴏᴛᴏᴩом возрастает масса наличных денег в обращении. Размеры эмиссии в командной экономике жестко регламентировались государством, при рыночной экономике существует метод прогнозирования эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют:

  • центральный банк (эмиссионный банк), кᴏᴛᴏᴩый пользуется монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
  • казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на кᴏᴛᴏᴩые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег)

Государство предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя кредитную и денежную системы для ослабления возможных циклических колебаний экономических процессов. Во многих странах под влиянием усиления инфляции использовался такой метод стабилизации экономики, как таргетирование — установление целевых ориентиров в целях регулирования прироста денежной массы в обращении и кредита, кᴏᴛᴏᴩыми должны были руководствоваться центральные банки. Поскольку денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только зависит от прироста количества денежной массы, то многие страны в настоящее время отказались от таргетирования денежных агрегатов. По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений изменения объемов денежной массы. Не стоит забывать, что важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, будет порядок установления последних: в форме контрольных цифр (Франция), депозитов (США), прогнозов (Япония)

Организация налично-денежного оборота

Организацию налично-денежного оборота рассмотрим на примере Российской Федерации.

В России налично-денежный оборот регламентирован «Стоит сказать - положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России — Центральным банком РФ (ЦБ РФ) Стоит сказать - положение будет обязательным для выполнения территориальными учреждениями ЦБ РФ, расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями (далее именуются предприятия) на территории РФ.

Согласно положению все предприятия независимо от организационно-правовой формы хранят ϲʙᴏбодные денежные средства в учреждениях банков на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета данных предприятий.

Денежная наличность сдастся предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие счета в учреждения банков.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном «Стоит сказать - положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (в ред. указания ЦБ РФ от 27 февраля 2010 г. № 2405-У) Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и ϲʙᴏевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаютсятрадиционно ежедневными.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками данных платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Лимиты наличности, хранимые в кассах предприятий ежедневно, устанавливаются обслуживающими их банками по согласованию с руководителями данных предприятий. При ϶ᴛᴏм учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производитсятрадиционно за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Аналогично регулируется наличность в кредитных организациях, обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами (РКЦ)

Для обеспечения ϲʙᴏевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с «Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» в ред. указания ЦБ РФ от 27 февраля 2010 г. № 2405-У.

Изучим схему налично-денежного оборота РФ (рис. 2.1)

Рисунок № 2.1. Схема налично-денежного оборота в России

Основные звенья налично-денежного оборота

Первоначальным импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая директива Центрального банка РФ расчетно-кассовым центрам. Согласно ее наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. И таким образом поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных учреждений (коммерческих банков) Часть данных денег обслуживает межбанковские расчеты, часть — направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается юридическим и физическим лицам, обслуживаемым в данном коммерческом банке.

Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, предприятий, учреждений, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и проч.)

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и проч.

Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

Прогнозирование и оценка состояния налично-денежного оборота

Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов за каждый квартал.

Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на основании кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций (коммерческих банков) и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых сборов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в кᴏᴛᴏᴩом открыт корреспондентский счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на базе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих сообщений от кредитных организаций. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до нового квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России. Это крайне важно для прогнозных расчетов размеров и проведения, в случае необходимости, эмиссии денег в целях подкрепления оборотных касс РКЦ.

Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Кстати, эта работа производится на базе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также сведений, полученных от РКЦ и банков о прогнозируемом обороте наличных денег и эмиссионном результате.

Прогнозируемые результаты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

Отметим, что территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах.

Объектом анализа будут: складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре; источники поступления наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков; скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков; происходящие изменения и тенденции в экономике; изменение индекса потребительских цен; состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами; уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка. Изучается территориальное размещение выпуска денег в обращение, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег; неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах; результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью; происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования; состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера; причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

Связано только с движением наличных денег. Оно включает в себя всю совокупность организационно-экономической работы по об­служиванию экономики наличными деньгами. Посредством после­дних производятся расчеты предприятий, организаций и учреж­дений с населением, а также расчеты между группами населения. На долю налично-денежного оборота приходится малая часть все­го денежного оборота.

Научная и рациональная организация налично-денежного обо­рота имеет важное значение для решения многих социально-эко­номических проблем. В этой сфере денежных отношений происхо­дит окончательная реализация стоимости совокупного обществен­ного продукта, произведенные товары получают общественное признание. В процессе реализации товаров устанавливается, на­сколько производство удовлетворяет запросы личного потребле­ния, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег в стране и устойчивость их покупательной способности, т.е. опти­мизирует количество наличных денег.

Фактически банку требуется такая сумма наличных денег, ко­торая позволяет:

  • произвести выплаты наличными деньгами тем клиентам, которые имеют счёт в данном банке
  • предоставить в случае необходимости наличные деньги тем клиентам, которых банк кредитует
  • предоставить наличные деньги клиентам, имеющим счёт в другом банке, но которые согласно имеющейся договоренности могут погасить свой чек в данном банке
  • балансировать возникающие диспропорции в платежном обороте с другими банками

Движение наличных денег осуществляется в соответствии с прогнозом кассовых оборотов центрального банка, которые базируются на прогнозных показателях плана социально-экономи­ческого развития страны, бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения (последний составляется в территориальном разрезе с тем, чтобы денежные доходы преимущественно реали-зовывать на месте). Правильная организация налично-денежного оборота имеет первостепенное значение, поскольку он обслужи­вает связи производственного и личного потребления. При этом наличный оборот постоянно превращается в безналичный и на­оборот.

Несмотря на то, что налично-денежный оборот значительно меньше безналичного, тем не менее его правильная организация весьма важна в социально-экономическом плане, поскольку этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления. Сфера обращения наличных денег весьма быстро реагирует на происходящие изменения в денежных доходах населения, на возможности превращения этих доходов в реальные материальные ценности, на распределение денежных доходов между различными социальными группами и слоями на­селения. Происходящие в сфере налично-денежного обращения процессы имеют первостепенное значение для обеспечения устой­чивости денег.

Прогнозирование налично-денежного обращения является со­ставной частью общей системы экономического прогнозирования. В процессе прогнозирования оборота наличных денег должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денеж­ного обращения как необходимого условия поддержания покупа­тельной способности денег и их нормальной циркуляции в эконо­мике с минимальными издержками обращения. Благодаря раз­граничению единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего функционируют следующие потоки движения наличных денег:

  • первый поток, по которому деньги из касс банков при вы­даче наличных денег на выплату заработной платы, пенсий, сти­пендий, пособий попадают в сферу обращения
  • второй поток, по которому деньги возвращаются в виде выручки торговых организаций от продажи товаров населению, коммунально-бытовых предприятий, от организаций, оказываю­щих населению различные платные услуги, из сферы денежного обращения в кассы банков

Эти потоки движения наличных денег являются основными. Они обеспечивают нормальную циркуляцию наличных денег че­рез кассы банка и бесперебойное обслуживание хозяйства налич­ными деньгами. Кроме того, в сфере обращения есть еще два по­тока: это движение наличных денег между группами населения, связанное, главным образом, с рыночной торговлей и, весьма ог­раниченное по объёу, движение наличных денег между предпри­ятиями. С развитием индивидуально-трудовой и частной деятель­ности движение наличных денег между группами населения воз­растает, что может повлиять на скорость оборота денег через кассы банка.

Фактически наличные деньги представляют собой банкноты и монеты, выпущенные центральным банком и находящиеся в кас­сах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы. Свое движение наличные деньги начинают из касс центрального банка, которому предоставлено монопольное право выпуска денег в обращение. Коммерческие банки получают наличные деньги в цен­тральном банке, компенсируя их номинальную стоимость за счет своих ресурсов путем безналичного перевода средств. Для беспе­ребойного обеспечения субъектов хозяйствования денежной на­личностью в кассах коммерческих банков постоянно должен быть необходимый остаток наличных денег.

Субъекты хозяйствования за счёт имеющихся денежных средств на своих счетах или предоставленного банком кредита получают наличные деньги в кассе обслуживающего банка. Данные денеж­ные суммы предназначены для выплаты работникам , осуществления других платежей и поэтому не должны за­держиваться в кассах субъектов хозяйствования. В дальнейшем наличные деньги используются для оплаты покупаемых товаров и оказанных услуг, а также для других платежей в пользу государ­ства, предприятий и отдельных лиц. В связи с тем, что расходо­вание части наличных денег может быть отложено, то она стано­вится средством накопления (сбережения) и хранится у населения или помещается в банк.

Общая сумма платежей, осуществляемая наличными деньгами за определенный период времени, характеризует величину налич­но-денежного оборота, в который включаются выдачи наличных денег из касс банков, поступления денег в кассы банков, оборот наличных денег через почту, выплаты из касс предприятий, орга­низаций и учреждений населению, платежи населения предприя­тиям, организациям и учреждениям, оборот наличных денег меж­ду гражданами.

Основной оборот наличных денег проходит через кассы банков, которые осуществляют кассовое обслуживание экономики. Обращение наличных денег происходит непрерывно. У участников налично-денежного оборота (в кассах банков, субъектов хозяйствования, у населения) постоянно в тех или иных размерах находятся денежные остатки, которые постепенно расходуются, а на смену им поступают новые денежные суммы. Вследствие разграничения единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего постоянно находится определенный остаток наличных денег. Он складывается из остатков наличных денег на руках у населения, остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций и в оборотной кассе банков.

Величина остатка наличных денег, находящихся в обращении, постоянно колеблется, так как зависит от многих факторов - экономических и организационных: от уровня доходов населения, от деятельности торговых, коммунальных и бытовых организаций, банковской системы, от степени соблюдения кассовой дисциплины предприятиями. Регулирование оборота наличных денег через кас­сы субъектов хозяйствования осуществляется банками в ходе вы­полнения ими операций по организации денежного обращения в стране и кассовому обслуживанию экономики. Банковской прак­тикой выработаны такие методы регулирования налично-денеж-ного оборота, как ограничение кассовых остатков субъектов хо­зяйствования, определение норм расходования из выручки на­личными деньгами, установление способов и сроков сдачи выручки в банк, ограничение предельных сумм расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами, расходование наличных денег по целевому назначению и др.

Наличные деньги, полученные в учреждениях банков субъек­тами хозяйствования, должны быть расходованы на те цели, на которые они получены. Субъекты хозяйствования могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установлен­ных учреждениями банков, в которых открыты их расчетные счета. При не установленном банком лимите остатка кассы пре­вышением считается вся величина денежной наличности, нахо­дящаяся в кассе субъекта хозяйствования. Для установления ли­митов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, а также размеров ее использования субъекты хозяйствования обя­заны ежегодно предоставлять в обслуживающее учреждение бан­ка заявку по принятой форме. Банк на основании заявки по согласованию с руководством субъекта хозяйствования устанав­ливает предельный остаток наличных денег в кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, а также размеры ее использования. Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае неустановленного лимита субъекты хозяйствования обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этими учреждениями.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам для последующей сдачи в уч­реждения банка, в объединенные кассы при субъектах хозяй­ствования для последующей сдачи в банк, предприятиям связи для перечисления на счета банков. Сверх установленного лимита остатка кассы субъекты хозяйствования имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, соци­альных выплат, стипендий, пенсий и только на определенный срок, например, не свыше 3 рабочих дней, включая день полу­чения денег в банке.

Для обеспечения кассового обслуживания своих клиентов в структуре банков создаются самостоятельные подразделения (при­ходные, расходные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по пересчету денежной наличности, кассы банка при субъектах хозяйствования, а также обменные пункты и расчетно-кассовые центры, которые могут работать в режиме обычного опе­рационного дня либо в режиме продленного дня). Для оприходо­вания всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждый банк имеет операционную кассу, для которой должен быть установлен минимально допустимый размер наличных денег (лимит), необходимый для своевременного вы­полнения обязательств банка по полному удовлетворению потреб­ностей клиентов в денежной наличности.

Оборот наличных денег основан на принципах, предполагаю­щих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обя­заны хранить свои денежные средства на открытых счетах в уч­реждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

Государство должно постоянно изучать действие этих факто­ров и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы бан­ков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с мень­шей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэко­номить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг.

Под налично-денежным оборотом понимается совокупность платежей, которые осуществляются с помощью наличных денег. Налично-денежный оборот - особая сфера денежного обращения. Особенности этого оборота заключаются: во-первых, в том, что он является ограниченным: во-вторых сфера налично-денежного оборота жестко регулируется законодательными и нормативными актами; в-третьих, доля этой сферы во всем денежном обороте определяется общим состоянием экономики; в-четвертых, из наличного обращения начинаются расчеты всей денежной массы. В условиях кризисной обстановки Украины, характерен рост сферы наличного обращения в связи с тем, что он обслуживает в большинстве теневой оборот.

Основным нормативным актом, который регулирует наличный оборот, является Инструкция "О ведении кассовых операций банками Украины" от И июня 2011 г., а также инструкция утвержденная постановлением НБУ. "О организацию работы с наличного обращения учреждениями банков Украины". Согласно этих инструкций, регулирование наличных расчетов входит в полномочия НБУ.

Путевка в учреждениях банка может быть получена субъектом хозяйствования для расчетов с населением по оплате труда, денежных выплат и поощрений, которые не входят в состав денег, которые направлены на потребление, помощь, компенсации, гонорары, стипендии, пенсии, расходы на командировки, закупки сельхозпродукции и продуктов ее переработки животного и растительного сырья, дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, макулатуры, металлолома, страховых возмещений ломбардами, осуществляющими исключительно ломбардные операции.

Наличность, которую получают предприятие, организация на выплату зарплаты и стипендии, сохраняется в кассах в течение трех рабочих дней, сельскохозяйственных и железнодорожных предприятий - пяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке. После окончания этих сроков деньги возвращаются к банковским учреждениям.

Предприятия, которые имеют денежную выручку, могут оставлять в своих кассах наличные для оплаты труда, не более трех рабочих дней, а сельскохозяйственные организации-не более пяти рабочих дней. Предприятиям связи разрешается выплачивать зарплату своим работникам из текущих кассовых поступлений. Выдача наличных денег предприятием на зарплату, стипендию и денежное довольствие военнослужащим, осуществляется учреждениями банков в сроки установленные согласно:

а) коллективных договоров;

б) постановлений правительства;

в) распоряжений центральных органов исполнительной власти;

г) указаний правления НБУ.

Наличность полученная в банке используется включительно по целевому назначению. Цели получения наличных не указываются только на чеках Минобороны. МВД. СБУ.

Еще одной особенностью налично-денежного обращения является установление лимита остатка в кассе каждого предприятия. Лимиты остатка устанавливаются для каждого предприятия коммерческими банками по месту открытия коммерческого счета с учетом режима и специфики предприятия, его удаленности от учреждения банка, графика заезда инкассатора, размера кассовых оборотов и других условий. Лимиты устанавливаются обязательно. НБУ установил штрафы в размере п"ятидесятикратного необлагаемого минимума за каждый случай несоответствия лимита остатка кассовой наличности учреждением банка. Штраф взыскивает налоговая администрация по указанию НБУ Лимит остатков кассовой наличности не устанавливается физическим лицам: предпринимателям и фермерам.

Выдача наличных на текущие нужды производится учреждениями банков в сумах заказанных клиентами, однако в порядке и размерах, определенных действующим порядком ведения организации платежей в народном хозяйстве Украины. Наличность выдается банкам лишь при наличии соответствующих обоснований, на банки возложена функция контроля за целевым расходованием наличности. При возникновении сомнений в отношении потребности клиента в наличных или при наличии ранее выясненных нарушений кассовой дисциплины, учреждения банков могут проверить у этих клиентов первичные документы.

Строго контролируя выдачу наличных денег учреждения банков систематически анализируют состояние поступления наличности, принимают меры по привлечению свободных денежных средств населения во вклады, расширяющих безналичные перевода денежных доходов граждан по их желанию на вклады в учреждениях банков. Прием наличных денег кассами производится по приходном кассовому ордеру подписанному главным бухгалтером или лицом уполномоченного на это действие.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую оснащенность касс и кассовых пунктов, обеспечивающих условия охраны денег и ценностей, а также их реагирование на указания относительно устранения причин и условий, которые провоцируют кражи. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Кассовые документы могут быть изъяты с предприятия по постановлению следственных или судебных органов, запросам арбитража или вышестоящих организаций.

Выдача денег из кассы не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или в другом замінюючому его документе для оправдания наличия остатка наличных денег в кассе, не принимаются. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные не оправдана кассовыми ордерами, считается излишком кассы и зачисляется в доход этого юридического лица. Банковские правила запрещают хранение в кассе наличности и других ценностей, не принадлежащих данному юридическому лицу. Бухгалтеры не имеют права исполнять обязанности кассира. За нарушение норм, регулирующих налично-денежный оборот к ответственности привлекаются субъекты всех форм собственности, физические лица - граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Основанием для привлечения к ответственности являются результаты проверки данных бухгалтерского учета учреждений или первичных денежных документов за определенный период - квартал, полугодие, но не менее чем за два месяца.

Еще одной особенностью регулирования налично-денежного обращения является прогнозирование.

Прогноз наличного обращения устанавливает размер и источники поступления наличных денег в кассы банков, размер и целевое использование выданной наличности из касс банков, размер выпуска денег в обращение или их изъятия из обращения в целом по стране и регионах.

Прогноз составляется на основе анализа динамики отчетных показателей кассовых оборотов, а также прогнозных и отчетных балансов денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов и расходов - это балансовая форма отображения процессов создания денежных доходов населения и их использования за определенный период времени.

Разрабатываются:

- прогнозный баланс денежных доходов и расходов - на перспективу (Министерством экономики);

- отчетный баланс денежных доходов и расходов населения за предыдущий период (Государственным комитетом статистики Украины с участием НБУ).

В период составления отчетного баланса региональные управления НБУ предоставляют региональным статистическим органам отчетную информацию о кассовых оборотах банков.

Прогнозы кассовых оборотов составляются на основании показателей экономического и социального развития на региональном уровне с учетом основных направлений государственной денежно-кредитной политики.

Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдачи наличных денег: приход:

Поступления торговой выручки;

Поступление выручки от всех видов транспорта:

Поступление квартирной платы и коммунальных платежей;

Поступления от зрелищных мероприятий;

Поступления предприятий бытового обслуживания;

Поступления на счета коллективных сельскохозяйственных хозяйств;

Поступления на депозитные счета граждан;

Поступления предприятий связи;

Поступления от продажи иностранной валюты;

Прочие поступления (включая возврат заработной платы);

Подкрепление оборотной кассы из резервных фондов, выдача:

Выдача на оплату труда, денежные выплаты, поощрения и другие выплаты, не входящие в фонд заработной платы;

Выдача на закупку сельскохозяйственной продукции;

Выдача со счетов коллективных сельскохозяйственных хозяйств;

Выдача на выплату пенсий, помощи и страховых отчислений;

- выдача на покупку товаров, оплату услуг и за выполнение работы;

Выдача денег на приобретение иностранной валюты;

Выдача подкреплений предприятиям связи;

Выдача на другие цели;

Перечисление из оборотной кассы в резервные фонды.

Региональные управления НБУ для составления кассовых оборотов получают от органов исполнительной власти и статистических органов все необходимые отчетные и прогнозные материалы.

Коммерческие банки для определения потребности в наличных деньгах на свое усмотрение могут использовать методику составления прогнозных региональных расчетов по отдельным статьям.

Методика расчета и форм расчетов будет изложено в последующих темах. Следует также выделить две группы расчетов, исторически сложившиеся в практике хозяйствования: межхозяйственные расчеты и межбанковские расчеты. Межхозяйственные расчеты происходят в основном в безналичной форме. Осуществляются между субъектами рыночной структуры - предприятиями и организациями, которые проводят свою деятельность на основе разных форм собственности. Межбанковские расчеты относятся к осуществлению платежей между различными коммерческими банками и учреждениями НБУ.

Такое разделение расчетов на две большие группы стал необходимым в условиях перехода экономики Украины к рыночным механизмам хозяйствования, когда сформировалась

демократическая организация банковского дела, а коммерческие банки стали самостоятельными единицами, имеющими самостоятельный баланс, на основе которого определяются финансовые результаты собственной деятельности. В этих условиях коммерческие банки полностью отвечают за свою ликвидность и платежеспособность. Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Другими словами, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянной поддержке объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими - собственным капиталом банка, привлеченными и заимствованными банком денежными средствами, путем оперативного управления их структурными элементами. От ликвидности банк}" во многом зависит его платежеспособность, то есть возможность произвести платеж до указанного срока. С учетом этих обстоятельств коммерческие банки и осуществляют взаимные расчеты между собой, а также во взаимоотношениях с НБУ.

В сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц , особенно частных предпринимателей .

Наличные деньги используются:

  • для осуществления кругооборота товаров и услуг;
  • для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;
  • для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;
  • для платежей населения за коммунальные услуги.

Налично-денежный оборот в Российской Федерации организуется государством в лице Центрального банка.

Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России , которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.

Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы,т. е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ .

Важную роль в стабилизации денежного обращения в России сыграло утвержденное Банком России Положение «О правилах организации наличного денежного оборота на территории Российской Федерации», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Основные принципы организации налично-денежного оборота в РФ заключаются в следующем:

  • все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческих банках (за исключением суммы лимита, установленного обслуживающим банком);
  • банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности ;
  • сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи средств на оплату труда, выплат социального характера не более трех дней;
  • обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования ;
  • управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
  • организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.

Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.