Каким путем идут крупнейшие танкеры. Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. «Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно- основа культуры. Только российские и китайские, но почему




10

  • Запасы: 13 986 млн барр.
  • Добыча: 2 624 тыс бар/день

Не смотря на занимемое 10 место в нашем списке, потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. Главными отраслями обрабатывающей промышленности Бразилии являются нефтепереработка и химическая промышленность. Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП.

9


  • Запасы: 104 000 млн барр.
  • Добыча: 3 000 тыс бар/день

Кувейт - один из важных экспортёров нефти, является членом ОПЕК. 19 июня 1961 года Кувейт стал независимым государством. Свод законов был составлен приглашённым эмиром египетским юристом. В 1970-1980-е годы благодаря экспорту нефти Кувейт превратился в одно из богатейших государств мира, уровень жизни в этой стране был одним из самых высоких в мире. По собственной оценке Кувейта, он обладает крупными запасами нефти - около 104 миллиардов баррелей, то есть 6 % мировых запасов нефти. Нефть даёт Кувейту около 50 % ВВП, 95 % доходов от экспорта и 95 % доходной части государственного бюджета. В 2014 году ВВП Кувейта составил около 172,35 млрд долл., на душу населения - 43 103 долл.

8 Объединенные Арабские Эмираты


  • Запасы: 97 800 млн барр.
  • Добыча: 3 188 тыс бар/день

1 декабря 1971 года шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединённые Арабские Эмираты. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, присоединился к ней в 1972 году. Предоставление независимости совпало с резким скачком цен на нефть и нефтепродукты, вызванным жёсткой энергетической политикой Саудовской Аравии, что облегчило новому государству самостоятельные шаги в области экономики и внешней политики. Благодаря доходам от нефти и умелому вложению средств в развитие промышленности, сельского хозяйства, образованию многочисленных свободных экономических зон Эмираты в самые короткие сроки смогли достигнуть относительного экономического благополучия. Получили значительное развитие сфера туризма и финансов.

Большая часть добычи производится в эмирате Абу-Даби. Другие нефтяные производители по важности: Дубай, Шарджа и Рас аль-Хайма.

В последнее время доля доходов от добычи и переработки нефти в общем объёме ВВП снижается, что связано с мерами правительства по диверсификации экономики

7


  • Запасы: 173 625-175 200 млн барр.
  • Добыча: 3 652 тыс бар/день

Канада является одной из самых богатых стран мира с высоким доходом на душу населения и состоит членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большой семёрки. Однако в связи с очень низкой плотностью населения некоторыми государствами причисляется к развивающимся странам. Канада - крупнейший в мире производитель урана, находится в числе крупнейших производителей гидроэлектроэнергии, нефти, природного газа и угля. В начале 2010-х годов большинство нефти Канады добывается в западных провинциях Альберта (68,8%) и Саскачеван (16,1%) В стране 19 НПЗ, 16 из которых производят полный спектр нефтепродуктов.

6


  • Запасы: 157 300 млн барр.
  • Добыча: 3 920 тыс бар/день

Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа, является индустриальной страной с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт.

5

  • Запасы: 25 585 млн барр.
  • Добыча: 3 938 тыс бар/день

Важным источником энергоресурсов для Китая является нефть. По запасам нефти Китаю заметно выделяется среди стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Месторождения нефти обнаружены в различных районах, но наиболее значительны они в Северо-Восточном Китае (равнина Сунгари-Нонни), прибрежных территориях и шельфе Северного Китая, а также в некоторых внутренних районах - Джунгарской котловине, Сычуани.

Первая нефть была добыта в Китае в 1949 году; с 1960 года началась разработка месторождения Дацина. 1993 год стал поворотным для китайской энергетики, обозначив окончание эпохи самообеспечения. Китай впервые с 1965 года испытал нехватку нефти. До 1965 года КНР также испытывал недостаток этого вида топлива, импортируя его из СССР. Однако после разработки крупных месторождений Дацина Китай смог к началу 70-х обеспечивать нефтью не только себя, но и своих соседей. Впоследствии также был открыт и ряд других месторождений на востоке страны. Экспорт нефти, кроме того, был одним из основных источников иностранной валюты. С начала же 1980-х, из-за нехватки инвестиций в нефтяную отрасль, истощения старых месторождений и недостатка новых, темпы роста производства нефти начинают падать. Последствия неэффективности осуществления стратегии самообеспечения проявились в том, что Китай, на который «нефтяные шоки» 1973 и 1978 годов не оказали никакого влияния, не стал, подобно западным странам, разрабатывать энергосберегающие технологии и концентрировать внимание на проблемах энергетической безопасности, в том числе эффективной добычи при нанесении минимального вреда окружающей среде. Тем не менее разведка нефтяных месторождений в КНР велась очень активно - за 1997-2006 гг. открыто 230 месторождений. Доказанные запасы нефти в Китае на начало 2006 года составили 18,3 млрд баррелей. К 2025 году эта цифра увеличится ещё на 19,6 млрд баррелей. При этом неразведанные запасы составляют 14,6 млрд баррелей.

4


  • Запасы: 140 300 млн барр.
  • Добыча: 4 415 тыс бар/день

Основными полезными ископаемыми Ирака являются нефть и газ, месторождения которых протягиваются с северо-запада на юго-восток страны вдоль Месопотамского передового прогиба и относятся к нефтегазоносному бассейну Персидского залива. Основная отрасль экономики - нефтедобыча.

Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти. Доходы Ирака от экспорта нефти с начала 2009 года по состоянию на 1-е августа 2009 года составили 20 миллиардов долларов. 10 августа 2009 года об этом заявил генеральный директор отдела маркетинга в министерстве нефти Джасем аль-Мари. Ирак располагает третьими в мире разведанными запасами углеводородов. Их экспорт дает около 98 процентов дохода в госбюджет страны.

3 Соединенные Штаты Америки


  • Запасы: 36 420 млн барр.
  • Добыча: 8 744 тыс бар/день

Нефть - ключевой источник энергии для США. В настоящее время она обеспечивает около 40 % общей потребности в энергии. В Министерстве энергетики Соединённых Штатов существует подразделение по управлению минеральными энергетическими ресурсами, в компетенцию которого входят важнейшие вопросы, касающиеся нефти - готовность реагировать на нарушения поставок и поддержание работы американских месторождений. На случай, если США столкнутся с проблемами в добыче или перебоями в поставках нефти существует так называемый стратегический нефтяной резерв, созданный после нефтяного кризиса 1973-1974 годов, который в настоящее время составляет примерно 727 млн баррелей нефти. Сейчас запасов стратегического нефтяного резерва хватает на 90 дней.

В добыче нефти лидируют Техас, Аляска (Северный склон), Калифорния (бассейн реки Сан-Хоакин), а также континентальный шельф Мексиканского залива. Однако, добыча нефти на остающихся в Соединённых Штатах месторождениях становится всё дороже, так как большая часть недорогой в производстве, доступной нефти уже добыта. По статистике, на каждый добытый баррель на американских месторождениях, 2 барреля остаются в земле. Эти данные свидетельствуют о том, что необходимо развитие технологий в бурении, производстве нефти, а также поиск и разработка новых месторождений. Использование нефтеносных сланцев и песков и производство синтетической нефти могут значительно увеличить запасы американской нефти.

2


  • Запасы: 80 000 млн барр.
  • Добыча: 10 254 тыс бар/день

По запасам нефти РФ занимает восьмое место. Запасы нефти оцениваются в 80 000 млн барр. Большая часть этих ресурсов сосредоточена в восточных и северных районах страны, а также на шельфах арктических и дальневосточных морей. В начале XXI века с 2152 открытых в России нефтяных месторождений в разработку вовлечено менее половины, а запасы эксплуатируемых месторождений выработаны в среднем на 45 %. Однако начальный потенциал ресурсов нефти России реализован примерно на треть, а в восточных районах и на российском шельфе - не более чем на 10 %, так что возможно открытие новых крупных запасов жидких углеводородов, в том числе в Западной Сибири.

1

  • Запасы: 268 350 млн барр.
  • Добыча: 10 625 тыс бар/день

В марте 1938 года в Саудовской Аравии были открыты колоссальные нефтяные месторождения. Из-за начала Второй мировой войны их разработка началась лишь в 1946, и к 1949 в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия. Нефть стала источником богатства и процветания государства. Сегодня Cаудовская Аравия с её колоссальными запасами нефти - основное государство Организации стран-экспортёров нефти. Экспорт нефти составляет 95 % экспорта и 75 % доходов страны, давая возможность поддерживать государство всеобщего благосостояния.Экономика Саудовской Аравии базируется на нефтяной промышленности, которая составляет 45% валового внутреннего продукта страны. Разведанные запасы нефти составляют 260 миллиардов баррелей (24 % разведанных запасов нефти на Земле). Саудовская Аравия играет ключевую роль «стабилизирующего производителя» в Организации стран-экспортеров нефти, с помощью которой регулирует мировые цены на нефть.

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. «Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно- основа культуры и промышленности, оно- орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.» А.Е. Ферсман РМО учителей географии Ржевского района(открытый урок). Выполнила: учитель географии Гречкина М.А.




1.Какое из американских государств входит в состав ОПЕК? а) США; б) Мексика; в) Бразилия; г) Панама; д) Венесуэла; е) Чили 2.Сколько стран входит в состав ОПЕК? а) 5; б) 7; в) 10; г) 12; д) 15; 3.Где находится штаб-квартира ОПЕК? а) Стамбул; б) Вена; в) Варшава; г) Брюссель; д) Лондон; 4.Большая часть нефти добывается: а) в развитых странах Европы; б) в развивающихся странах Азии; в) в развивающихся странах Африки; г) в развивающихся странах Латинской Америки; 5.Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры? а) через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; б) вдоль берегов Африки из персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Японию; г) из Венесуэлы в США; 6.Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти: а) Нигерия; б) Алжир; в) Ливия; г) Египет; д) ЮАР; е) Ангола; ж) Замбия; з) Марокко 7.В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются: а) Дания, Норвегия, Италия, Великобритания; б) Франция, Португалия, Швейцария; в) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция; 8.Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти: а) Саудовская Аравия; б) Россия; в) США; г) Иран;


1.Какое из американских государств входит в состав ОПЕК? а) США; б) Мексика; в) Бразилия; г) Панама; д) Венесуэла; е) Чили 2.Сколько стран входит в состав ОПЕК? а) 5; б) 7; в) 10; г) 12; д) 15; 3.Где находится штаб-квартира ОПЕК? а) Стамбул; б) Вена; в) Варшава; г) Брюссель; д) Лондон; 4.Большая часть нефти добывается: а) в развитых странах Европы; б) в развивающихся странах Азии; в) в развивающихся странах Африки; г) в развивающихся странах Латинской Америки; 5.Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры? а) через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; б) вдоль берегов Африки из Персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Японию; г) из Венесуэлы в США; 6.Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти: а) Нигерия; б) Алжир; в) Ливия; г) Египет; д) ЮАР; е) Ангола; ж) Замбия; з) Марокко 7.В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются: а) Дания, Норвегия, Италия, Великобритания; б) Франция, Португалия, Швейцария; в) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция 8.Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти: а) Саудовская Аравия; г) Иран; б) Россия; в) США;


Чёрная металлургия Технологические особенности Факторы размещения География отрасли Тенденции развития отрасли




Технологический процесс Включает: добычу руды, обогащение, плавку, прокат и получение ферросплавов. Сырьё Продукция Железная руда Коксующиеся угли Марганец, руды легирующих металлов Железная руда Коксующиеся угли Марганец, руды легирующих металлов Чугун Сталь Легирован ная сталь Чугун Сталь Легирован ная сталь


Чугун - сплав железа с углеродом, содержащий постоянные примеси (Si, Mn, S, P), а иногда и легирующие элементы (Cr,Ni,V). Его выплавляют из железной руды в доменных печах. Сталь – ковкий сплав железа с углеродом (до2%) и другими элементами. Получают главным образом из смеси чугуна со стальным ломом в кислородно- конвертерных и электрических печах. Легированная сталь – сплав. Для предания сплавам железа определённых физических или механических свойств в состав обычных сортов стали вводят легирующие элементы - Cr,Ni,V, Mo, W, T.




Крупнейшие экспортёры стали и изделий проката Крупнейшие импортёры стали и изделий проката КитайСтраны ЕС ЯпонияСША РоссияЮжная Корея УкраинаКитай ФРГ Страны Бенилюкса Бенилюкс (Benelux) политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Страны - лидеры по производству продукции чёрной металлургии Чугун, 2003 г.Сталь, 2008 г. Китай ИндияЯпония Республика КореяСША БразилияРоссия Индия РумынияРеспублик а Корея КазахстанФРГ





Использование различных способов выплавки стали, % от всего объёма производства, 2008 г. СтранаСпособы выплавки стали Кислородно- конвертерны й В электропечах В мартеновски х печах Россия55,128,416,5 США41,958,1- Япония75,224,8- ФРГ68,131,9- Весь мир67,230,62,2











Факторы размещения 1.сырьевой (близость к месторождениям руды); 2.топливный (наличие источника коксующего угля); 3.транспортный (особенно важный для предприятий, работающих на привозном сырье, вдали от источников руды и угля); 4.экологический (предприятия чёрной металлургии, особенно устаревшие и использующие доменный процесс, являются одними из самых «грязных» производств); 5.потребительский (наличие потребителя стали – крупных машиностроительных центров).


Влияние НТР на чёрную металлургию 1. Повышение качества чугуна и стали и сокращение их потребления на единицу конечной продукции 2. Сокращение производственных потерь 3. Уменьшение сырьевого и топливного фактора 4. Возрастание потребительского и экологического фактора 5. Расположение предприятий в приморских районах 6. Производство чугуна в развивающихся странах, а производство стали - в развитых Страны, добывающие руду Страны, выплавляю щие сталь Китай Бразилия Австралия Россия Индия США Украина Канада ЮАР Венесуэла Китай Япония США Россия Германия Бразилия Индия Украина Франция Велико британия




Пользуясь картой мировой чёрной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1)сочетание запасов каменного угля и железной руды; 2)запасы каменного угля; 3) запасы железной руды; 4) грузопотоки угля и руды. Пользуясь картой мировой чёрной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1)сочетание запасов каменного угля и железной руды; 2)запасы каменного угля; 3) запасы железной руды; 4) грузопотоки угля и руды. В тетради


Районы и центры, ориентирующиеся на: сочетание запасов каменного угля и железной руды запасы каменного угля запасы железной руды грузопотоки угля и руды Аньшань (Китай), Дамодар (Индия), Трансвааль (ЮАР) Рур (ФРГ), Верхняя Силезия (Польша), Южный Уэльс (Великобрита ния). Магнитогорск (Россия), Кривой рог (Украина), Лотарингия (Франция), Аннаба (Алжир), Волта- Редонда (Бразилия) Череповец (Россия), Краков (Польша), Кошице (Славакия), Дюнкерк и Фос (Франция), Торанто (Италия)


Тенденции развития отрасли Использование метода непрерывной разливки стали, внепечной металлургии (бездоменная), микролегирование. Создание мини-заводов. Таких заводов много в США, Японии, Италии, Испании, Мексике, Бразилии. В общемировой выплавке чёрных металлов увеличивается доля развивающихся стран и одновременно сокращается доля развитых странах. В развитых странах большое значение приобретает использование вторичного сырья (стального лома). Создание крупных стальных монополий (ТНК). Лидеры – «ArcelorMittal», «Nippon Steel1», «Baosteel Group».


Организации, связанные с чёрной металлургией Европейское Объединение угля и стали (ЕОУС) – интеграционная группировка 12 стран – членов ЕС. Котролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб – квартира в Брюсселе.


Крупные металлургический компании мира «КРУПП» -- металлургический и машиностроительный концерн ФРГ Основан: 1811 г. Объем продаж: 8,4 млрд. $ Число занятых: 63 тыс.чел. «КРУПП» -- металлургический и машиностроительный концерн ФРГ Основан: 1811 г. Объем продаж: 8,4 млрд. $ Число занятых: 63 тыс.чел. «ЛТВ» -- компания США создана как электронная фирма, в 1974 и 1984 приобрела металлургические компании Основана: 1958 г. Объем продаж: 7,5 млрд. $ Число занятых: 43,7 тыс.чел. «ЛТВ» -- компания США создана как электронная фирма, в 1974 и 1984 приобрела металлургические компании Основана: 1958 г. Объем продаж: 7,5 млрд. $ Число занятых: 43,7 тыс.чел. «МАННЕСМАН» -- трубопрокатный и машиностроительный концерн ФРГ Основана: 1890 г. Объем продаж: 11,6 млрд. $ Число занятых: 122 тыс.чел. «МАННЕСМАН» -- трубопрокатный и машиностроительный концерн ФРГ Основана: 1890 г. Объем продаж: 11,6 млрд. $ Число занятых: 122 тыс.чел. «НИППОН СТИЛ» -- японская металлургическая компания Основана: 1970 г. Объем продаж: 17,1 млрд. $ Число занятых: 67,8 тыс.чел. «НИППОН СТИЛ» -- японская металлургическая компания Основана: 1970 г. Объем продаж: 17,1 млрд. $ Число занятых: 67,8 тыс.чел.


Вывод Черная металлургия является базовой отраслью. В размещении металлургических предприятий большую роль играет сырьевой и топливный факторы. Для отрасли характерны высокая концентрация производства, комбинирование. Решение экономических, экологических и социальных проблем отрасли связано с модернизацией производства, повышением объемов и качества продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Это дополнительные рабочие места и снижение напряженности экологической ситуации.


Задание 1: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской Германии» Практическая работа Сравниваемые чертыПриатлантическая база (США) Рурская база (Германия) 1.Географическое положение 2.Сырьевые и топливные ресурсы 3.Основные поставщики сырья 4.Главные центры 5.Факторы размещения




Задание на дом На основе текста учебника, таблиц, рисунков, карт атласа дайте развёрнутую характеристику мировой чёрной металлургии. План: 1.Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2.Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 3.Главные страны-производители. 4.Страны-экспортёры и импортёры. 5.Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 6.Перспективы развития и размещения отрасли.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.

Нефть - самый продаваемый ресурс в мире. Нефть - это инструмент политического и экономического влияния. Нефть - это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Вывозить нефть с Новопортовского месторождения танкерам помогают ледоколы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину - в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, нефть Новопортовского месторождения «Газпром нефти» благодаря своему высокому качеству торгуется с премией к эталонной североморской смеси Brent.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале 80-х на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка 70–100 тыс. фьючерсных контрактов, на NYMEX - порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают 1–3%.

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки - главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Трансаляскинская магистраль спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Ее трасса идет по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли - Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта - вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Из заполярья в Европу

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» - единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в 1884-м - уже 50 млн пудов, а в 1894-м - 208 млн пудов.

657 тыс. тонн - грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно - пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн - в 1877–1878 годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму - так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров для перевозки нефти увеличивалась очень медленно. В середине 1950-х она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 1960-х - 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии - это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы 80-х и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого - использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода - до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Впоследствии, вплоть до последней трети XIX века, нефть перевозили в бочках на борту обычных судов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые 70–150 км. Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод - это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

Арктический опыт

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку -50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того - влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут нефтяной трубы не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» - свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: нефтепровод «Дружба» вывел советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы - поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Первый 1100-километровый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен - Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км - не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире - он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье - Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала - на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Сорта нефти

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти - Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон - WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals - смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти - Arctic Oil (ARCO).

10 класс. ТЭК Вариант 1

1. Какое из американских государств входит в ОПЕК?

А) США б) Мексика в) Бразилия г) Панама д) Венесуэла е) Чили

2.Где находится штаб квартира ОПЕК? а) Стамбул б) Вена в) Варшава г) Брюссель д) Лондон

3. Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры?

а) Через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Европу;

Б) вдоль берегов Африки из Персидского залива в Европу; г) из Венесуэлы в США.

4. В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются:

а) Дания, Италия, Норвегия, Великобритания;

Б) Франция, Португалия, Швейцария;

В) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция.

5. Установите соответствие:

1. Страны, добывающие уголь только для собственного использования.

2. Страны экспортирующие часть угля. а) Япония, США, Италия, Великобритания, Франция.

3. Страны импортеры. б) Индия, Казахстан, Украина, ФРГ, Великобритания.

В) Китай, Австралия, Россия, Польша, Канада, ЮАР.

6. Установите соответствие:

1. ГЭС а) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Танзания, Непал;

2. ТЭС б) Франция, Япония, Южная Корея, Швеция, Бельгия;

3. АЭС в) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай.

7. Среди стран Восточной Европы по запасам гидроэнергоресурсов выделяются:

1) Латвия и Литва; 2) Польша и Чехия; 3) Болгария и Македония; 4) Румыния и Словакия.

8. Основными угледобывающими странами являются: А) развитые Б) развивающиеся

9. Наиболее высокая доля энергии, производимой на АЭС, характерна:
А) для Польши Б) для Франции В) для Норвегии

10. Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.

11. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей восьмерке стран второе место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место?

10 класс. ТЭК Вариант 2

1. Сколько стран входит в ОПЕК? а) 5 б) 7 в) 10 г) 12 д) 15

2. Большая часть нефти добывается:

а) в развитых странах Европы; в) в развивающихся странах Африки;

Б) в развивающихся странах Азии; г) в развивающихся странах Латинской Америки.

3. Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти:

а) Нигерия б) Алжир в) Египет г) Ливия д) ЮАР е) Габон ж) Марокко

4. Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти.

1. Саудовская Аравия 2. Иран 3. Россия 4. США

5. Доля, какого вида топлива дошла в ХХ век до 80%? а) газ б) уголь в) уран г) нефть

6. Установите соответствие:

1. Страна занимает 10 место по производству электроэнергии, доля ГЭС – 93%. А. Франция

2. Страна занимает 7 место по производству электроэнергии, доля АЭС – 77%. Б. Россия

3. Страна занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС – 72%. В. Бразилия

7. Установите соответствие в структуре выработки электроэнергии:

1. ТЭС А. 17%

2. ГЭС Б. 20%

3. АЭС В. 62%

4. Альтернативные электростанции Г. 1%

8. Крупнейшими производителями нефти в мире являются страны:

А) Западной Азии Б) Африки В) Латинской Америки

9. Расположите электростанции по мере уменьшения их доли в мировом производстве электроэнергии: А) ГЭС Б) АЭС В) ТЭС

10. Почему основные покупатели газа находятся в северном полушарии?

11. Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов?

10 класс. ТЭК ОТВЕТЫ

Вариант 1

10. Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.

Глубина Суэцкого канала невелика, поэтому через него не могут пройти танкеры с большой осадкой судна.

11. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей восьмерке стран второе место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место?

Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.

Вариант 2

10. Почему основные покупатели газа находятся в северном полушарии?

Газ в странах "Севера" используется не только как топливо, сырье для химической промышленности, но и как топливо на ТЭС и ТЕЦ. (развитые страны, нет или недостаточно своих топливных ресурсов)

11. Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов?

Эти страны с высокой численностью населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов.

1. Россия занимает почетное первое место среди стран, добывающих нефть. Ежедневно на территории Российской Федерации добывается более 10.124.000 баррелей. По некоторым данным оставшиеся запасы нефти не превышают 50 миллиардов баррелей. Более 12% всей добываемой нефти в мире добывают именно в России .

7 место - Самотлорское 7,1 млрд тонн

2. Саудовская Аравия - это вторая в мире страна по объему добываемой нефти. В Саудовской Аравии добывается чуть более 10 миллионов баррелей в сутки. На сегодняшний день эта страна является наиболее крупным экспортером нефти. По некоторым данным, в землях Саудовской Аравии залегает пятая часть всей оставшейся нефти мира.

Аль-Гавар 20 млрд.тонн

3. США занимает почетное третье место. По данным экспертов, в землях Соединенных Штатов залегает 21 миллиард баррелей нефти. Ежедневно на территории США добывается около 9,6 миллионов баррелей, что составляет приблизительно 11% всей добываемой нефти.

4. В Китае добывают около 5% всей нефти мира. Это составляет приблизительно 4,3 миллиона баррелей в день. Общий запас страны составляет чуть более 20 миллиардов баррелей.

5. Иран играет очень важную роль в нефтяном бизнесе. Ведь нефть добываемая в Иране очень высокого качества, что позволяет экспортировать её по более выгодным ценам. Иран добывает около 4,25 миллионов баррелей в день.

6. Канада. Нефтяной бизнес является главной промышленностью в Северной Америке. Именно Канада является наиболее близким поставщиком нефти в США. Между тем, в Канаде добывают более 3,3 миллионов баррелей в день.

7. Мексика. Наряду с Саудовской Аравией и Канадой Мексика так же является поставщиком нефти в США. Ежедневно выкачивая около 3 миллионов баррелей, Мексике принадлежит 3,5% всей добываемой нефти в мире.

Самое крупное в мире - Чиконтепек 22,1 млрд.тонн

8. Объединенные Арабские Эмираты добывают около 2,8 миллионов баррелей в день, что составляет около 3,3% от всей добываемой нефти. Однако по объемам нефтяных запасов ОАЭ стоит на шестом месте. На сегодняшний день ОАЭ обладает одной из наиболее развитых экономик западной Азии.

9. Бразилия. Страна имеет более 8,5 миллиардов запасов нефти, при этом добывая чуть более чем 2,5 миллиона баррелей в день. В Бразилии самое богатое месторождение нефти называется Tupi oil Field. Кариока Сугар Лоаф 11 млрд.тонн Расположено в Атлантическом океане 330 км юго-востоку от г. Сан-Паулу

10. Кувейт. В этой стране нефть добывают практически такими же темпами что и в Бразилии. Страна не спешит добывать нефть большими объемами. Добывая чуть менее 2,5 миллиона баррелей в день, страна знает, что общие запасы превышают 104 миллиарда баррелей.

Итоги: Россия, которая официально отказалась от экспорта нефти и добывает её наиболее быстрыми темпами, имеет практически самые высокие цены на бензин. Ни для кого не секрет, что во многих странах включая ОАЭ, стоимость качественного бензина не превышает 3-6 рублей за литр. И только у нас в стране бензин не имеет надлежащего качества, стоит более 25 рублей за литр и кроме этого на заправках его умудряются разбавлять и даже нагло не доливать. Себестоимость бензина в России значительно меньше. Ведь более 60% от конечной стоимости - это сборы, налоги и акцизы . 1 баррель нефтяной ≈ 0,1364 тонн = 136,4 нефти.