Страны с наиболее открытой экономикой. Большие и малые открытые экономики. Страны с переходной экономикой. Преимущества открытости экономики и международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику




Открытая экономика - это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

К примеру, США является открытой страной и предпринимает разные меры по защите внутреннего рынка с помощью таможенных и не таможенных барьеров в отношении иностранных конкурентов, прежде всего Японии, а в последнее время и Китая.

Проведение принципов открытой экономики должно привести к созданию общемирового “Общего рынка”, как тот, который создан в рамках Европейского Союза.

Такие страны как Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария они являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба.

Рассмотрение степени открытости экономики выдвигает на первый план проблему экономической безопасности страны, которая включает в себя совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.

Национальная экономическая безопасность – это защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый жизненный уровень населения, вследствие чего может возникнуть угроза политической дестабилизации страны.

Национальная экономика открывается для внешнего мира, значительно усиливается зависимость от внешних рынков: товарного, рынка капиталов, рынка труда, валютных рынков. К основным проблемам относятся: занятость населения, состояние курса национальной валюты и положение отечественных товаропроизводителей. В результате глобализации усиливаются взаимосвязи между национальными экономиками. Рост ВВП в одной стране способствует росту ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост в другой стране. И наоборот, снижение производства в одной стране может неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах, связанных производственными, торговыми, валютно-расчетными и др. отношениями. Внешнеэкономические факторы оказывают влияние, в первую очередь, на динамику развития национальной экономики; темпы роста ВВП; уровень занятости; состояние наиболее прибыльных отраслей; состояние национальной валюты.

Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями.

Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.

По показателю экспортной квоты она практически вышла на уровень промышленно-развитых стран. По ряду экспортных товаров экспортная квота еще выше – сырая нефть – 45%, нефтепродукты – 36%, газ – 37%, минеральные удобрения – 72%, черные металлы – 72%, целлюлоза – 85%, алюминий – 90%. Практически, ряд отраслей работает просто на экспорт. Наличие у нашей страны столь высокой экспортной квоты, не соответствующей той группе стран, к которым мы относимся, говорит в большей степени не о вовлеченности России в международное разделение труда, а об односторонней экспортной направленности.

Степень открытости экономики России повлекла за собой радикальные изменения как положительные, так и отрицательные. К числу положительных можно отнести:

  • Повышение уровня рыночной конкуренции
  • Появление новых продуктов и внедрения новых технологий
  • Расширение потребительского выбора
  • Расширение экспортных возможностей

К числу проблем можно отнести следующие:

  • Ухудшение отраслевой структуры
  • Подавление импульсов развития в отстающих отраслях
  • Ослабление экономических связей и анклавизация национальной экономики.
  • Утечка капитала

На сегодняшний день насчитывается около 213 стран, которые находятся в разной экономической ситуации. Изучение классификаций характерных для оценки экономического развития дает возможность делать выводы об уровне этого развития каждой страны, как в отдельности, так и по соотношению к другим. В изучении этого вопроса важную роль играет отдельный статистический учет экономического развития, причем, это затрагивает даже некоторые зависимые территории других стран, которые в практике международной экономики рассматриваются как отдельные страны.

Существуют так же показатели по степени открытости экономики и к ним относятся: Экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота и объем зарубежных инвестиц. В целях выявления групп стран схожих по уровню открытости экономики был проведен анализ по следующии показателям:

Основой для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели:

Х1: Доля импорта в ВВП страны (2011-2012 гг.)- позволяет определить соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

Х2: Доля экспорта в ВВП страны (2011- 2012гг.)- соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

Х3: ИРЧП (2013 год) – Индекс Развития Человеческого Потенциала- это индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Х4: Доля объема Иностранных инвестиций (ВВП)(2011-2012гг.)- инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы.

Кластерный анализ проводится с помощью программы Statistic 6.1 RUS.

Количество кластеров, которое использовалось для дальнейшего анализа кластерных центров, было взято равным 3.

1 –й кластер подразделяется еще на три подкластера.

Таблица 1. Кластеризация стран по данным показателям (2011-2012гг.)

1 кластер(страны со средними показателями импорта и экспорта и высоким уровнем ИРЧП)
1 подкластер: Албания, Антигуа и Барбуда, Австрия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Болгария, Камбоджа, Кабо-Верде, Дания, Фиджи, Грузия, Германия, Гана, Гондурас, Исландия, Ямайка, Иордания, Латвия, Македония. Маврикий, Монголия, Молдова, Намибия, Черногория, Марокко,Никарагуа, Парагвай, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Тунис, Польша, Самоа,Сербия, Вануату

2 подкластер: Аргентина, Армения, Австралия, Боливия, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Греция, Гренада, Израиль Италия, Япония, Казахстан, Ливан, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Великобритания, США, Турция, Узбекистан, Швеция, Швейцария, Испания, Шриланка Сенкт-Китс и Невис, Филипины, Перу, Португалия, РФ, Венесуэла

3 подкластер: Ангола, Азербайджан, Бахрейн, Бруней- Даруссалам, Конго Республика, Кувейт, Оман, Туркменистан, Катар, Саудовская Аравия

2 кластер (страны с высокими показателями тмпорта, экспорта, ИРЧП и долей иностранных инвестиций)
Беларусь, Бельгия, Конго дем.Конгессемен, Эстония, Китай, Венгрия, Ирландия, Лесотто, Литва, Люксембург, Малаизия, Мальдивы, Мальта, Мавритания, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Тайланд, ОАЭ, Вьетнам
3 кластер (страны с наименьшими показателями открытости эклономики)
Афганистан, Бангладеш, Бенин, Бутан, Бразилия, Бурунди, Камерун, Центарально Африканская Республика, Чад, Колумбия, Коморские острова, Египет, Эретрия, Эфиопия, Гамбия, Гватемала, Гвинея, Гаити, Индия, Индонезия, Кения, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Непал, Нигер, Нигерия, Пакистан, Руанда, Сан-Томе- и Принсипи, Сенегал, ЮАР, Судан, Таджикистан, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

В результате в 1-й кластер вошли 86 стран. Из 1-ого кластера вытекают еще 3 подкалстера.

В 1-й подкластер 1-ого кластера вошли 38 стран, во 2-й подкластер 38 стран, 3-й подкластер остальные 10 стран, во 2-ой кластер – 24 страны, а в 3-й 40 стран. Из анализа 189 стран были пропущены 39 стран в виду нехватки данных.

Ниже представлены средние значения по кластерам.

Таблица 2. Средние значения по кластерам

Кластер

Показатель

1 кластер 2 кластер 3 кластер Выборка по всем странам в целом
1 2 3
Х1 0,42 0,24 0,25 0,74 0,33 0,54
Х2 0,27 0,23 0,51 0,95 0,28 0,46
Х3 0,634 0,811 0,698 0,688 0,418 0,534
Х4 0,05 0,02 0,06 0,08 0,05 0,03

Таблица 2 иллюстрирует средние значения показателей по каждому кластеру. В 1-й кластере всех 3-х подкластеров были включены страны с со средними данными по показателям Импорта и Экспорта. Самым высоким значением в одном из трех подкластеров обладает ИРЧП. .Ко 2-му подкластеру были отнесены страны, чьи значения показателей оказались чуть меньше, чем в 1-оми 3-ем подкластерах.

2-ой кластер включает в себя показатели с самыми высокими значениями в большей степени по импорту и экспорту, нк и так же ИРЧП и иностранным инвестициям. Что же касается 3-го кластера, то здесь собраны самые наименьшие показатели, и он находится чуть позади первого кластера, но отстает не на много. Самым наименьшим показателем является показатель Х2 в 3 кластере. Очевидно, то, что значимое смещение произошло между 1 и 3 и 2 и 3 кластерами.

Кластеры были разбиты по следующим критериям:

  • 1 кластер

1 подкластер – страны со средними показателями импорта и экспорта.

2 подкластер – страны на равне с 1 подкластером, но некоторые показатели являются выше.

3 подкластер – страны с высокими показателями ИРЧП.

  • 2 кластер – Страны с самыми наибольшими показателями импорта, экспорта, ИРЧП и доли иностаннных инвестиций.
  • 3 кластер – Страны с низкими показателями открытости экономики.

Исходя, из Таблицы 2 были получены достоверные данные по всем показателям. Это свидетельствует о том, что все 4 показателя были справедливо использованы в процессе осуществления данного кластерного анализа. Можно сделать вывод, что все показатели оказали значительное влияние на открытость экономики.

Судя по центральным значениям кластеров, можно отметить то, что динамика всех показателей является положительной.

В 2011-2012 гг. лидирующие места занимали такие страны как: Китай.,Гонгонг, Ирландия, Эстония, Чешская Республика, Беларусь, Бельгия, Мальта, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам.

По проведенному анализу Российская Федерация вошла в первый кластер второго подкластера. Она имеет средние показатели по импорту равным 0,22 , экспорт составляет 0,29 , самый высокий показатель ИРЧП равный 0,788, а доля инвестиций составила 0,02.

Слово "открытость" имеет два связанных, но отличающихся значения. Оно может означать, что нечто является неограниченным, доступным и, возможно, уязвимым. Или же оно может означать, что некий объект, например, человек или организация, является прозрачным, а не секретным.

В первом значении это слово часто применяется к международной торговле, инвестициям и технологиям (хотя в большинстве определений открывающиеся возможности не связываются с уязвимостью). Такая открытость всегда приводила к структурным изменениям в экономике, особенно в том, что касается занятости. Структурные изменения могут быть одновременно и позитивными, и разрушительными. Политикам уже давно надо было найти баланс между абстрактным принципом открытости и конкретными мерами по ограничению худших последствий подобных изменений.

К счастью, научные исследования и исторический опыт могут помочь властям найти разумный ответ на этот вызов. Взять, к примеру, опыт небольших развитых стран Северной Европы, которые, как правило, являются открытыми. Для этого есть причина: если бы они не были открытыми, им понадобилась бы слишком высокая степень диверсификации торгуемой части экономики для удовлетворения внутреннего спроса. Это привело бы к высоким издержкам, поскольку малый размер внутреннего рынка не позволяет им достичь экономики масштаба в сфере технологий, разработки продуктов и производства.

Однако открытость этих стран привела к росту экономической и политической значимости как инвестиций в человеческий капитал, так и сильной системы социальной защиты. Меры социальной защиты вдвойне важнее для стран с небольшой, узкоспециализированной экономикой, поскольку воздействие внешнего шока на какой-либо один торгуемый сектор в этой стране может оказать влияние на всю экономику.

Так было не всегда. Канада, Австралия и Новая Зеландия, то есть страны с небольшой и средней экономикой, проводили протекционистскую политику, которая вызвала избыточную диверсификацию в торгуемых секторах. Но, по мере расширения международной торговли и усиления специализации, себестоимость товаров, произведенных внутри страны (например, автомобилей), по сравнению с импортными аналогами стала слишком высока для потребителей. В 1980-х и 1990-х годах эти три страны начали открывать экономику и пережили трудный переходный период структурных изменений, который, тем не менее, помог повысить производительность и принес многочисленные выгоды гражданам и потребителям.

Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен

Впрочем, поиск правильного баланса всегда сложен. Канада, Австралия и Новая Зеландия являются странами, которые богаты ресурсами и подвержены "голландской болезни ": ситуация, когда один сильный, капиталоемкий сектор вредит другим секторам, укрепляя национальную валюту. Это вызывает озабоченность недостаточной диверсификацией, которая делает данные страны уязвимыми перед волатильностью на глобальных товарных рынках и создает угрозы для занятости.

Обычно мы связываем структурную адаптацию с международной торговлей и инвестициями. Однако внутри страны промышленная деятельность тоже постоянно меняется, что вызывает локальные и региональные проблемы. Например, текстильное производство в США, когда-то плотно сконцентрированное в штатах Новой Англии, по большей части мигрировало в южные штаты (а затем переместилось в Азию и другие страны с низкими издержками).

В 1954 году бывший тогда сенатором Джон Кеннеди написал большую и увлекательную в журнале The Atlantic , в которой объяснял это нежелательное перемещение производства из Новой Англии системой налоговых льгот в южных штатах. Кеннеди утверждал, что подобные меры могут привести к неэффективно высокому уровню промышленной мобильности, поскольку корпорации всеми силами стремятся повысить прибыль, игнорируя влияние своих действий на местные сообщества. Для прекращения этой гонки на выживание (race to the bottom) Кеннеди призывал не к свободной торговле, а к регулированию, которое сделало бы торговлю более справедливой и эффективной.

Структурные перемены действительно необходимы для улучшения динамической эффективности. Однако необходимы и меры, которые гарантировали бы, что инвестиции и экономическая деятельность опираются на реальные сравнительные преимущества, а не временное стимулирование по принципу "разори соседа". Это особенно важно в периоды быстрых структурных изменений. Адаптация на стороне рыночного предложения является медленной, болезненной и дорогой, поэтому не стоит проводить ее без необходимости.

Но, как страны с закрытой экономикой, вообще упускающие выгоды торговли, так и страны с открытой экономикой, но обладающие значительными институциональными и политическими барьерами на пути структурных изменений, будут демонстрировать низкие результаты. Этим и объясняется, почему многие страны с открытой экономикой оказались сегодня не способны адаптироваться к новым технологиям и моделям торговли. Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен. Однако, хотя блокирование перемен может на какое-то время защитить существующие отрасли и рабочие места, подобные действия ведут к резкому снижению потока инвестиций, что, в конечном итоге, вредно для роста экономики и занятости.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся

Еще одним барьером на пути перемен в стране является структура ее экономики и социальной защиты. Как отмечает бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, обещаний дивидендов, которые принесет рост экономики в долгосрочной перспективе, благодаря структурным реформам, оказывается недостаточно, чтобы успокоить тревоги людей по поводу их ближайшего, краткосрочного будущего, особенно если экономика находится в полустагнирующем состоянии. Если вы заменяете нечто ничем, вам следует ожидать значительного политического и социального сопротивления.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся. Реформаторская программа "План 2010", начатая бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером в 2003 году, является хорошим примером такого многостороннего подхода; однако для Шредера он оказался политически рискованным: в 2005 году он не был переизбран.

Важен также график реформ. Например, люди, имеющую работу, будут намного больше обеспокоены реформой социальной защиты в стране с плохим состоянием экономики, чем в стране, переживающей экономический бум. Политическое сопротивление структурным реформам, особенно со стороны работников старшего возраста, будет сильнее в стране, где высок уровень безработицы и низки объемы производства, потом что в таких условиях намного хуже оказаться без работы.

Как правило, правительствам не следует проводить структурные реформы, пока экономика страны не начала двигаться вперед, благодаря мерам бюджетной и инвестиционной политики. Действуя в таком порядке, можно уменьшить политическое сопротивление переменам. Сейчас Европа переживает умеренный, но значимый всплеск темпов роста экономики. Смогут ли политики воспользоваться этим шансом для проведения необходимых реформ, можно только гадать.

Последний урок, о котором следует помнить: структурные перемены являются не просто неприятным побочным эффектом роста экономики и создания новых рабочих мест и новых отраслей экономики. Напротив, они являются неотъемлемой частью этих процессов.

Это можно четко увидеть на примере успешных развивающихся стран, где рецептом роста стали открытость, современные отрасли экономики, международная торговля, высокий уровень инвестиций, расширение базы человеческого капитала. Эти страны тоже подвергаются структурным сдвигам и сталкиваются с проблемами распределения. Однако их переходный период оказывается более быстрым и менее болезненным, поскольку инвестиции активно текут как в государственный, так и частный сектор, как в материальные, так и нематериальные активы.

Развитые страны в этом смысле мало чем отличаются. Значительный и широкий рост инвестиций не поможет решить все их проблемы с распределением и адаптацией. Но он, несомненно, способен подтолкнуть рост экономики и уменьшить экономическое и политическое трение, мешающее структурной адаптации.

Майкл Спенс - лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, профессор экономики в Школе Стерна Нью-Йоркского университета

Copyright: Project Syndicate 2017

Классификация стран по степени открытости мировому рынкуСтепень открытости мировому рынку обычно измеряется долей экспорта в ВНП. Мировой банк выделяет 5 групп стран, располагая соответствующей информацией лишь по 163 государствам. Условно выделяются:


  1. страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВВП менее 10%. В эту группу входят 10 стран. Латинская Америка: Бразилия, Аргентина, Перу, Суринам. Африка – Судан, Уганда, Руанда. Азия – Бирма, Япония, Гаити;

  2. страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% (около 70 стран). К ним относятся Панама, Коста-Рика, Гондурас – Центральная Америка. Гайана – Южная Америка. Африка – Мавритания, Тунис, Сенегал, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Ботсвана, Кения. Азия – Саудовская Аравия, Иордания, Израиль, ОАЭ, Бутан, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Монголия. Европа – Норвегия, Бельгия Нидерланды, Швейцария, Австрия, Чехия, Словения, Болгария. Страны бывшего СССР – Прибалтийские республики, Беларусь, Закавказские республики.

  3. 10-19% (27стран); США, Мексика, Колумбия, Боливия, Австралия Индия, Пакистан, Испания, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали,

  4. 20-24% (24 страны ). В том числе Украина, Франция, Италия, Греция, Германия, Турция, Сирия, Вьетнам, Лаос, Никарагуа, Африканские страны- ЮАР, Мозамбик, Нигерия, Мали, Алжир, Египет, Мадагаскар;

  5. 25-34% (32 страны). В том числе Россия, Среднеазиатские республики бывшего СССР, Молдавия, Румыния, Венгрия, Великобритания, Португалия, Китай, Иран, Канада, Скандинавские страны (Швеция, Финляндия), Венесуэла, Чили, Парагвай, Эквадор, Африка - Заир, Танзания и др.
Классификация Международного валютного фонда отражает относительную роль стран-участников МВФ в международной экономике посредством определения их места в мировом хозяйственном комплексе.

Место или роль отдельных стран в международной экономике определяется на основе нескольких ключевых показателей их экономического развития, объединенных некоторой взаимозависимостью. МВФ объединяет эти несколько показателей в Квоту стран-участниц, которая пересматривается 1 раз в 5 лет. Это такие показатели: объем производства, объем ВВП, размер официальных резервов страны, а также текущих платежей и поступлений. Затем делается поправка на экспертную оценку относительного политического влияния каждой из стран на мировую экономику.

В результате расчета в 1997 году в первой десятке места стран распределились следующим образом (удельный вес в %):


  1. США -18,8%, Италия - 3,1%

  2. Германия и Япония - по 5,6%, Канада и Россия - 2,9%,

  3. Франция и Великобритания - по 5%, Китай - 2,3%

  4. Саудовская Аравия - 3,5%, Остальные страны - 45,4%
Статистические вычисления для определения относительного места каждой из стран основываются только на экономических данных о размерах их ВНП, официальных резервов, текущих платежах и поступлениях и не учитывают размеры территории, демографические и социальные показатели. Расчетные удельные веса являются статистической основой последующего политического согласования относительных долей каждой из стран. Что позволяет учесть их экономическую и также политическую роль в международной экономике.

Критерии распределения стран по соответствующим им группам довольно многогранны.

Немаловажным критерием определения подсистем мирового хозяйства выступает тип экономического развития , выражающего не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства. Интенсивный тип экономического роста базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития тем не менее применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики индустриальных стран мирового хозяйства до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние тридцать лет – преимущественно к интенсивному типу развития.

Ключевые слова: мировая экономика, мировое хозяйство

Закрытая экономика (в чистом виде) — экономика, которая не включена в международное разделение труда, не экспортирует и не импортирует товары и услуги, не участвуй в международном движении факторов производства, стоит вне междуна-родных финансовых отношений.

Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осу-ществляются внутри страны и расчеты совершаются нацио-нальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэко-номические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко вы-раженный ограничительный характер.

Можно сказать, что за-крытая экономика — экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тен-денций, имеющих место в мировом хозяйстве. Подобную эко-номику еще называют автаркия. Автаркия — экономическое обособление данной страны от других стран, создание само-удовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде автаркия проявлялась только в усло-виях натурального хозяйства в докапиталистических формациях.

В современную эпоху страна может оказаться в состоянии ав-таркии или в силу внешних обстоятельств (проведение в отно-шении нее экономической блокады, введение экономических санкций), или за счет проведении государством политики автар-кии (например, в условиях подготовки к войне, что предполага-ет создание всякого рода препятствий развитию экономических связей с другими странами).

Так, Германия, стремившаяся в 1930-е гг. накопить материальные ресурсы с целью создания экономической базы для ведения агрессивных войн, официаль-но провозгласила автаркию своей экономической политикой. Ввиду экономической блокады после Октябрьской революции и гражданской войны СССР оказался в положении вынужденной автаркии, ориентируясь на самообеспечение основными видами товаров.

При таких обстоятельствах экономические связи стра-ны с другими национальными хозяйствами были минимальны, а все внешнеэкономические сделки осуществлялись только че-рез государственные внешнеэкономические организации. После окончания «холодной» войны, когда автаркия порождалась по-литической изоляцией страны от внешнего мира, после распада социалистического лагеря закрытый тип экономики фактически себя изжил.

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо-мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде-лами. Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование происходит через валютные резервы и нормативы.

Открытая эко-номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко-номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя-зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло-гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п.

Специ-фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь-шей эффективности функционирования национальной эконо-мики. Открытая экономика исключает государственную моно-полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь-зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор-мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес-печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на-циональной экономики.

Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме-таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен-ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны-ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи-кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от-крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите-рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон-конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от-крытой — Северная Корея, Куба.

Однако доля экспорта в ВВП — это не единственный инди-катор открытости экономической системы. В качестве показате-лей, используемых для измерения степени открытости экономи-ки, чаще всего применяются следующие группы показателей.

1. Показатели, характеризующие активность страны в миро-вой торговле :

. коэффициент внутриотраслевой международной специали-зации :

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором — исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриот-раслевую международную специализацию;

. экспортная квота — показатель, характеризующий значи-мость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:


Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о воз-растающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею про-дукции;

. импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:


. внешнеторговая квота определяется как соотношение сово-купной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:


. структура экспорта , т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас-лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, про-дукция которых идет на экспорт;

. структура импорта , особенно соотношение объемов ввози-мых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот пока-затель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей нацио-нальной экономики;

. сравнительное соотношение доли страны в мировом произ-водстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле : чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов) :

. объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны . Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в эконо-мику других стран;

. соотношение объема прямых зарубежных инвестиций дан-ной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории . Это соотношение характери-зует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов инвестирования капитала;

. объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны .

Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности , определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленного развития стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие.

Что такое “открытая экономика”, “закрытая экономика”? Какими способами можно определить уровень открытости национальной и получил лучший ответ

Ответ от Ёнежн@я[гуру]
Тенденция ко всё большей открытости национальных хозяйств является характер¬ной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международной разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа: 1) Полностью замкнутое (автократическое) Под замкнутой (автократической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны. 2) Полностью открытое. Под полностью открытой экономикой понимается также экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение. Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами ещё не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние связи неизбежно ту или иную роль. Экономика одних стран открыта в большей степени, другие – в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, бывает открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а также, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если производительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта, при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обеспечивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов. Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т. п.) , тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, т. е. степень открытости её экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие её отрасли, как машиностроение, электроника, химия, предполагают более глубокую подетальную специализацию, благодаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиления открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты её производительные силы, чем больше в её отраслевой струк¬туре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше её общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости эконо¬мики, чаще всего применяются экспортное и импортное квота. Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризую¬щий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах: Кэ=Э/ВВП*100%. Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП: Ки=И/ВВП*100%. Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах: Кв=Э+И/2ВВП*100%.