Параличное дело каждого. Экономическая роль государства




Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Роль государства в экономике

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан. Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что “дело каждого - ничье дело”. Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка. Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства.

(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)

2. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст. Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения

экономических проблем?

3. Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырех примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.

4. Авторы подчеркивают, что в расходах государствах значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая что «общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов двумя конкретными примерами.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен )

1. Какие три «области экономики», в ко­то­рых воз­ни­ка­ют затруднения, свя­зан­ные с по­ни­ма­ни­ем свободы, рас­смот­рел автор?

3. Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ - небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни )

2. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции.

3. Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

4. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства.

Возросшая в наши дни роль государства в экономике специально рассматривается в главах 9 и 10.

Хотя в этом разделе стоит также сказать несколько слов об этой проблеме.

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что "дело каждого - ничье дело". Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Государство, уплачивая деньги, уподобляется любому крупному плательщику. Его голоса, принимающие форму долларовых выплат, подаются в достаточном количестве и определенным образом для перемещения ресурсов в том же направлении. В данных случаях система цен действует таким образом, словно ресурсы направляются на удовлетворение не коллективных, а индивидуальных потребностей.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов.

В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь между такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки. Помимо моих личных желаний я обязан уплачивать

налоги и вовсе не обязан покупать сигареты "Лаки страйк", которые мне не нравятся.

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением. Нет смысла в споре о важности частного или общественного предпринимательства, подобно бесполезности споров о значимости наследственности и окружающей среды. Понятно, что наш экономический мир был бы совершенно другим, не будь того либо другого.

В части 2, наконец, вы увидите, что содействие снижению продолжительности и остроты периодов и хронических циклов безработицы и инфляции, обеспечение экономического роста также входят в функции государства.

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

Еще по теме Роль государства в экономике:

  1. 35. Обоснование государственного вмешательства в экономику. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики. Проблема реализации экономических функций государства.
  2. 17.Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин.- кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы
  3. ГЛАВА 9ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Выше уже говорилось, что наша экономика не является чистой экономикой цен, а представляет собой смешанную систему, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления. Экономическая роль государства сейчас настолько значительна, что мы посвящаем этому вопросу главы 9 и 10.

Тем не менее значение этого фактора можно в общих чертах проследить и здесь. Демократические страны не удовлетворяются теми ответами на три вопроса: Что, Как и Для кого, - которые дает ничем не сдерживаемая рыночная система. Такая система могла бы предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Поэтому государство выступает на арену со своими расходами, чтобы дополнить реальные или денежные доходы некоторых индивидуумов; оно может, например, обеспечивать больничные койки своим гражданам, может предоставлять наиболее нуждающимся ежемесячное пособие на время безработицы или старости. Широко распространенной целью современных государств является обеспечение минимального жизненного уровня.

Более того, государство берет на себя обеспечение некоторых необходимых общественных услуг, без которых немыслима жизнь общества и которые в силу их характера не могут быть выполнены частным предпринимательством. Государство появилось, когда люди осознали, что «дело каждого - это ничье дело». Наглядные примеры этого - организация национальной обороны, охрана общественного порядка и законности, отправление правосудия.

Государство, расходуя деньги, ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик. Подавая свои голоса в форме долларовых заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении. Система цен действует так, будто ресурсы идут на удовлетворение индивидуальных, а не коллективных потребностей.

Если бы государства финансировали все свои расходы, только печатая бумажные деньги или бесконечно выпуская займы, то сказанного о государстве было бы уже почти достаточно. На самом деле большая часть государственных расходов оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере связан важный элемент принуждения. Это верно, что общество, как целое, само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда какой-нибудь человек опускает пятицентовую монету в автомат с жевательной резинкой или совершает обычную покупку. Я не обязан курить сигареты «Лаки страйк» или покупать найлоновые чулки, но я обязан уплачивать ежегодный налог, хочу я этого или нет.

Кроме того, вторую важную форму принуждения влечет за собой всеобщий обычай принятия государственнных законов: ты не должен обвешивать при продаже, ты не должен применять детский труд, ты не должен поджигать дома, ты не должен выпускать дым из фабричной трубы, ты не должен продавать или курить опиум, ты не должен продавать продовольствие по ценам выше максимальных и т. д. Этот набор правил образует те рамки, в которых функционирует частное предпринимательство, и вместе с тем изменяет направление его деятельности. Декреты государства наряду с государственными расходами и налогообложением дополняют систему цен в определении экономической судьбы нации. Было бы бесполезно спорить о том, что важнее - общественное или же частное предпринимательство. Это так же бесполезно, как и дебаты о значении наследственности и окружающей среды. И без того, и без другого наш экономический мир был бы совсем иным.

Наконец, в функции государства, как мы увидим в части 2 книги, входят содействие ограничению острых и хронических циклов безработицы и инфляции, обеспечению экономического роста.

Современное экономическое общество обладает еще тремя другими важными особенностями.

Б. Капитал, разделение труда и деньги

1. В наши дни передовая промышленная технология основывается на использовании огромных масс капитала: сложного машинного оборудования, крупных фабрик и заводов, обильных запасов готовой продукции, полуфабрикатов и сырья. Наша экономика получила название «капитализм», потому что этот капитал, или «богатство», находится главным образом в частной собственности того, кто именуется капиталистом.

2. Нынешняя экономическая система характеризуется невероятно сложной степенью специализации и разделения труда.

Вот еще один пример услуги, предоставляемой государством, - маяки. Они спасают жизни и грузы. Но содержатели маяков не могут добиться вознаграждения от капитанов судов. «Таким образом, - говорится в экономическом учебнике повышенного типа, - мы имеем здесь расхождение между частной выгодой и денежной стоимостью (как ее понимает человек достаточно эксцентричный, чтобы попытаться составить состояние на эксплуатации маяка), между подлинной социальной выгодой и стоимостью (измеряемой спасенными жизнями и грузами в сопоставлении, во-первых, с общей стоимостью маяка и, во-вторых, с дополнительными издержками, связанными с поддержанием сигнального света). Философы и государственные деятели всегда признавали необходимость участия государства в подобных случаях «внеэкономического расхождения между частной и социальной выгодой». Подробнее обо всем этом сказано в главах 9 и 22.

3. Наконец, в нашей системе широкое применение находят деньги. Поток денег - это источник жизненной силы нашей системы. Деньги служат нам также как мера стоимости.

Все эти особенности тесно связаны друг с другом, а также с системой цен, охарактеризованной в разделе А настоящей главы. Мы увидим, что если бы деньги не обеспечивали благоприятных условий для торговли и обмена, то сложное разделение труда оказалось бы невозможным. Связь денег и капитала опосредствуется кредитными операциями банковой системы и организованными рынками капитала, на которых ценные бумаги могут быть проданы и обращены в деньги, или наоборот. А связь денег и механизма цен, конечно, является непосредственной и очевидной.


Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого - ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка...

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности В большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь межу такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки...

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы... Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя В то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением...

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика - капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

(П. Самуэльсон )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть даны следующие объяснения:

1) эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов;

2) невозможность со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги.

Объяснения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках