Этапы развития строительства в мире. Высотное строительство в России: краткая история. В какой стране большинство жителей допускают существование эльфов




Высотное строительство в России имеет давнюю историю. Вспомнив колокольню Ивана Великого, Петропавловскую крепость и сталинские высотки «семь сестёр», посмотрим, как высотное строительство совершенствовалось и какая из двух столиц России к небу ближе.

Колокольня Ивана Великого. Москва. g215 / shutterstock.com

  • Высотное строительство в России начиналось с церквей

Высотное строительство начиналось в России с византийской строительной традиции, которая была использована в постройке церквей; здания ставились с круглым куполом, с прямоугольным основанием, белокаменными, плотно сбитыми, приятными для глаза. Отдельно стоящих колоколен не было. Когда Византии уже не стало, в Италии появилась мода на колокольни (campanile). Россияне не могли стоять в стороне и, превозмогая отвращение к “ненавистным латинянам”, пригласили их строить колокольни в Москве. В начале XVI века итальянцы построили колокольню Ивана Великого. В 1600 году мы своими силами добавили еще один ярус, и колокольня, достигнув высоты 81 метр, на 100 лет стала самым высоким зданием в России.

  • Высотное строительство по-русски: не без вельможей хитрости

Высотное строительство в России всегда было делом дорогостоящим. Поэтому время, когда «высотки» стали появляться без участия государства, приходится на начало XVIII века. В это время в России появилось то, что называют «концентрацией капитала в руках немногих». В 1704 году А. Д. Меншиков на свои деньги строит церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве (Меншиковская башня). Высота – 84 метра. Но высота не совсем “честная”, так как 30 метров приходится на шпиль. С тех пор шпиль стал неотъемлемой частью высотных зданий в России почти на 200 лет. В 1723 г. в колокольню попала молния, возникший пожар уничтожил всю ее верхнюю часть. Башню, в сильно измененном виде, восстановили только в конце XVIII века. Самым высоким сооружением башня пробыла менее 20 лет.

Собор Петра и Павла, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург. Pavel Ilyukhin / shutterstock.com

  • Высотное строительство в России: спор двух столиц

Меншиковская башня еще стояла, когда другой объект начал набирать высоту. В день святых Петра и Павла (12 июля) в 1703 году в Петербурге на Заячьем острове началось строительство Петропавловского собора. Он был деревянный, построили его быстро, и уже в 1704 году над Санкт-Петербургом появился крест (1 апреля 1704 года – день освящения собора). Но башня Меншикова была выше, это было неправильно, поэтому собор разобрали и в 1712 г. на его месте стали строить новый – из камня. В 1723 году, возможно, в день, когда в Меншикову башню попала молния, на Петропавловскую колокольню устанавливали шпиль.

В 1724 году строительство колокольни было завершено. Высота – 112 метров, по сложившейся традиции, из них 30 метров – шпиль.

  • Высотное строительство в России: превзойти себя

Спустя еще 20 лет эту высоту задумали превзойти. Был сделан проект колокольни Смольного монастыря высотой 140 метров (проект был без шпиля), и даже начали строительство фундамента, но, то ли из-за отсутствия денег, то ли из-за отсутствия шпиля, стройку остановили.

В середине XIX века на Петропавловской колокольне в ходе реставрации были заменены деревянные элементы шпиля на более длинные, металлические. В результате, с 1858 года и по сей день высота колокольни вместе с крестом составляет 122,5 метра.

“Семь сестер”, Котельническая набережная, Москва.
LunarVogel / shutterstock.com

  • Высотное строительство по-московски: высотки для людей

С 1917 года в России начинается “век атеизма”. Строительство перемещается в Москву, и все новые высотные здания – гражданские объекты. В конце 40-х – начале 50-х появляются “семь сестер”- общественные и жилые здания высотой от 136 до 240 метров, все, соблюдая традицию, со шпилем.

  • Высотное строительство в Москве: высота в масштабе сметы

Высотное строительство в Москве пережило бум 2000-х. Телебашни в этой статье не рассматриваю, так как они являются не “зданиями”, а “инженерными сооружениями”. Рекорд держит “Башня Федерации”- 374 метра. Она была бы еще выше, но в процессе строительства, видимо, из-за финансовых проблем пришлось отказаться от запроектированного шпиля. Сегодня в Москве 65 зданий выше Петропавловского собора. Но Петербург копит силы.

Вид на строительство Лахта-Центра, Санкт-Петербург. Март, 2017
Max Top Photo and Video / shutterstock.com

Лахта-центр – проектная высота 462 метра.

  • Высотное строительство в Росии: завершение круга истории?

Вопросы, связанные со строительством Лахта-центра, меня никогда особенно не интересовали, пока один мой осведомленный знакомый не спросил, знаю ли я, что там будет наверху:
– Ресторан?
– Не-а.
– Смотровая площадка?
– Не-а.
– Там будет… – знакомый, чтобы произвести впечатление, поднял кверху палец,- там будет церковь.
С чего начали в XVI, к тому и пришли в XXI…
Стал изучать сайт Лахта-центра. Сейчас забетонирована основная конструкция (высота около 330 метров). На этой высоте будет смотровая площадка. Дальше (как на Меншиковской башне и Петропавловском соборе) – шпиль высотой около 100 метров. Диаметр основания шпиля не нашел, но, наверное, около 30 метров. Как он будет использоваться, на сайте не говорится – тайна.
А ведь это символично, если над Лахта-центром будет крест. Крест, а затем крест с ангелом-хранителем были над Петербургом с 1 апреля 1704 года. Петербургу без ангела-хранителя нельзя. Не могут быть ресторан или смотровая площадка “хранителями”.
Вот только беспокоит меня судьба маятника Фуко. Без него мы не можем быть уверены, что Земля вертится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.

С момента появления человечества и до сегодняшнего времени у людей существует потребность в комфортном проживании, защите от холода, зноя, дождей и прочих погодных и социальных явления.

Для этого люди использовали различные пещеры, сооружали хижины, землянки и обживали норы животных. Человек учился строить и обустраивать свое жилье у животных, что-то изменяя и дополняя под свои потребности и нужды.

Уже тогда человек старался выровнять стены, менять и обустраивать комнаты, оформлялся вход в помещение, и даже использовались какие-то детали интерьера и декора.

Со временем строительство развивалось, начинали использовать новые техники строительства и материалов. Скорость и качество развития в разных частях света было разным, так как напрямую зависело от природных условий, социальных потребностей и материального состояния.

Довольно быстро архитектура разделилась на гражданское строительство и религиозное. Качество гражданских строений определялось местоположением, материальным и сословным статусом владельца, безопасностью, освещением и другими факторами.

Сооружения украшались декоративными деталями, выбор которых зависел от назначения здания, желания и материала который использовался в строительстве. Так же строения делились на частные дома, общественные строения, например цирки, театры, места собраний) и промышленные, такие как мастерские, цеха.

Религиозная архитектура включает в себя храмы- сооружения для проведения общественных Богослужений, монастыри- комплексы строений для уединения людей от мирской жизни и посвящения себя Богу, и гробницы- строения, которые использовали для погребальных церемоний.

Украшались культовые постройки символическим изображением божеств и божественных сил, декоративное оформление зависело от местных традиций и развития зодчества.

Архитектура развивалась от простого к более сложному, качественному. Сначала использовались простые элементы для построек, такие как: полости, углубления для сбора воды, опоры, которые могли поддерживать самодельный козырек над углублением в земле или перед пещерой.

Дерево изначально было основным элементом строительства, ввиду легкодоступности и удобства обработки. Совершенствовались различные постройки. Со временем стали использовать для строительства камни, заменяя деревянные строения, не смотря на трудность обработки.

Так же в строительстве использовалась глина, особенно там, где не хватало дерева. Из нее делали кирпич сырец. Абсолютно плоских поверхностей делать из такого материала не получалось, поэтому делали конусообразные кровли.

Изменяясь со временем, архитектура сформировала свои стили, такие как: барокко, классицизм, романский, модерн и другие. Архитектурные направления имеют ряд общих черт, которые сформировались в процессе развития строительства.

Отличительные признаки, которые определяют архитектурный стиль отражаются в архитектурных ордерах. Отличительными деталями ордеров являются колонны, перекрытия, своды и другие, прилегающие к ним детали, зародившиеся с древних времен и эволюционировавших со временем.

Архитектурные формы развивались под воздействием таких факторов, как:

Долговечность, прочность и стоимость работ.

Приспособленность строения к нуждам человека, и к особенностям окружающей среды.

Эстетическим восприятием.

Люди начали строить и совершенствовать здания, после того, как заняли все естественные жилища-пещеры. При сооружении новых строений, человек учитывал положение отдельных деталей относительно друг друга, метод их соединения и укрепления, начинал использовать дополнительные материалы, совершенствовали гидро - и тепло - изоляцию, вентиляцию, освещенность и другое.

Изучались особенности поведения конструкций в процессе эксплуатаций, и возможность использования новых материалов. Совершенствовались рабочие навыки, улучшались инструменты, что в свою очередь влекло за собой усложнение декоративных деталей и конструктивных элементов.

В поверхностной архитектуре больше уделялось внимания внешней отделки и декорации здания, чем в подземном строительстве(пещерах). Исключением являются культовые сооружения, вырубленные в скалах, такие как храмы и монастыри.

Анализируя технику строительства и эксплуатацию подземных сооружений, можно провести деление пещер на:

Естественные, которые человек обустроил как свое жилище.

Искусственные, которые строили для определенных целей, или проводили перепрофилирование пещер для одних нужд, в помещения для других нужд.

Скульптурные, которые высекались в горных породах.

Подземные условно, или встроенные, которые размещались в больших сооружениях (например, пирамиды, плотины).

Засыпанные, это те сооружения, которые частично или полностью построены в земле, и после окончательного возведения засыпаны землей. Например, землянки, хозяйственные ямы и другие.

Обитание человека в подземных условиях было сопряжено с постоянным риском обрушения породы и грунта, недостаточным освещением, высокой влажностью, плохой циркуляцией воздуха, низкими температурами и другими неблагоприятными факторами.

Все это способствовало тому, что человек начинал использовать возможность строительства на поверхности земли. Однако освоение подземных пространств земли не прекратилось, и использовалось для других целей, например, тоннели, шахты, метро и другие.

Сейчас при нехватке и дороговизне земельной площади, использование подземного пространство получило новый виток в развитии. Решение этой проблемы зависит от эксплуатации технических сооружений, и затрат связанных с этим.

Рациональное проектирование, качественное строительство, оптимальный режим эксплуатации и другие факторы оказывают влияние на успешное освоение земельного пространства.

Кстати, появилась очень интересная книга "Как построить дом без кредитов и сбережений". Посмотреть можно

Введение

Судя по отчету Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) «О промышленном производстве в январе-апреле 2009 года», ситуация в экономике удручающая. И напоминает она совсем не начало очередной волны кризиса, о которой недавно сомневался министр финансов Алексей Кудрин - «придёт - не придёт», а вхождение в самый натуральный штопор - общее снижение промышленного производства за период январь-апрель 2009 года по официальным данным составило 14,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Причем, если в феврале-марте в производственном секторе экономики наблюдалась некоторая стабилизация и даже, по некоторым отраслям и видам промышленной продукции, небольшой рост по отношению к декабрю-январю, то в апреле продолжилось снижение, начавшееся в декабре прошлого года. Вследствие возобновившегося роста цен на энергоносители, сырьевая добывающая промышленность почти восстановилась до прежнего уровня - спад составляет всего 2-4%. В то же время, в обрабатывающем производстве средний спад (по сравнению с 2008 годом) в апреле даже больше, чем в январе - 25,1%!

Недавно обнародована одна из последних «антикризисных» мер правительства в строительной отрасли. Принято решение о формировании госзаказа на строительство и дальнейшее приобретение жилья в рамках социальных программ по цене 30 тысяч рублей за квадратный метр. Понятно, что таким образом решено сэкономить бюджетные средства по социальным программам. Но в условиях практически «убитого» (целенаправленными заявлениями госчиновников и истерией подконтрольных правительству СМИ об обвальном падении цен на жилье) спроса на недвижимость, это может оказаться последним гвоздем в крышке гроба негосударственных строительных компаний. В конце прошлого года аналогичным образом выламывать руки застройщикам попробовало правительство Москвы, в результате чего новое жилье эконом класса там просто перестали строить. Строительный бизнес и соответствующие финансовые потоки были перенесены в другие города и регионы, и московскому правительству пришлось серьезно задуматься о том, как вернуть застройщиков. А если такому давлению подвергнется отрасль по всей России? Тогда через полгода в стране останутся только государственные строительные организации. Чем они лучше частных? Может быть только тем, что ими управляют те же коррумпированные чиновники, которые и принимают законы, удушающие отрасль.

Анализ развития строительной отрасли в России

Анализируя ситуацию на строительном рынке, эксперты Ассоциации строителей России отметили, что банки практически полностью остановили кредитование инвестиционно-строительных проектов из-за существенного снижения ликвидности и качественного роста рисков нереализации готовых жилищных объектов. Кроме того, что резко снизились объемы ипотечного жилищного кредитования.

Почти в 20 раз сократилось количество банков, выдающих ипотечные кредиты. Только около 15 банков сохранили ипотечные программы. При этом 80% объема ипотечного кредитования приходится на долю пяти крупнейших, в основном, государственных банков.

Произошла массовая остановка продаж жилья, связанная с ожиданием потенциальными покупателями падения цен на недвижимость и сокращением объемов ипотечного жилищного кредитования. По словам Николая Кошмана, темп роста объема ввода жилья снизился почти в 6 раз по сравнению с 2007 годом.

Снижается спрос строительных компаний на строительные материалы. В результате, предприятия строительной индустрии вынуждены сокращать объемы производства основных строительных материалов. Примерно половина цементных заводов России уже остановила печи. Практически все заводы перешли на сокращенную рабочую неделю. На следующий год плановое производство цемента будет на 20% ниже 2008 года.

Девелоперы вынуждены «замораживать» значительное количество строительных проектов, находящихся на стадии получения исходно-разрешительной документации, а также замедлять темпы начатого строительства, вплоть до его полной остановки, из-за нехватки средств для расчетов с подрядными организациями.

Нередкими стали случаи перехода на бартер при расчетах между девелоперскими и подрядными компаниями. Отсутствие у девелоперов средств на продолжение строительства приведет к разорению сотен подрядных организаций.

В результате, в 2009-2010 годах ожидается реальное сокращение объемов ввода жилья (на 20-25%).

Нарастает угроза появления новой волны «обманутых дольщиков», спровоцированная не столько механизмами привлечения средств граждан, сколько резко сократившимися объемами финансирования строительства. Особую тревогу вызывают активно продвигаемые Государственной Думой РФ поправки в Федеральный закон №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (№214-ФЗ), которые де-факто сводятся к запрету застройщикам привлекать средства населения на этапе строительства.

Принятие подобных законодательных новаций приведет к существенному сокращению деятельности частных предпринимателей в жилищном строительстве, поскольку в России функционирует лишь несколько банков, которые могут полностью профинансировать комплексное освоение территории.

Специалисты высказали мнение, что в создавшихся условиях для девелоперов, строящих социальное жилье, было бы целесообразно предусмотреть налоговые льготы, а также отсрочку по земельному налогу на сро

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в марте 2009 г. составил 254,8 млрд. рублей, или 79,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в I квартале 2009 г. - 640,3 млрд. рублей, или 80,7%.

Таблица 1. Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

Млрд. рублей

Соответствующему периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

I квартал

II квартал

I полугодие

Сентябрь

III квартал

Январь-сентябрь

IV квартал

I квартал

В марте 2009 г. организациями всех форм собственности построено 51,1 тыс. новых квартир, в I квартале 2009 г. - 114,4 тыс. квартир.

Таблица 2. Динамика ввода в действие жилых домов

Млн.мІ общей площади

Соответствующему периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

I квартал

II квартал

I полугодие

Сентябрь

III квартал

Январь-сентябрь

IV квартал

I квартал


строительство отрасль перспектива

С января 2009 года цемент продолжал резко дешеветь. Однако, по итогам марта по данным пресс-службы Московской фондовой биржи (МФБ) на торгах цементом ценовой индекс цемента вырос на 1% по сравнению с показателем февраля и составил 1 975,29 руб. за тонну .

Цены на основные марки цемента составили:

500 Д0 2 708,94 руб./тонна (+12% от показателя февраля);

500 Д20 1 871 руб./тонна (-9,3%);

400 Д20 1 824,35 руб./тонна (+1,7%).

Объем торгов цементом в марте увеличился вдвое по сравнению с прошлым месяцем. На торгах реализовано около 40 тыс. тонн цемента на сумму 77, 4 млн. рублей, заключено 45 сделок. По оценке Ассоциации поставщиков и потребителей цемента, основанной на информации от участников рынка, в марте в целом по стране было реализовано на 15% больше цемента, чем в феврале, или примерно 2,3 миллиона тонн (за первые два месяца около 4 миллионов тонн).

Объем торгов цементом на МФБ в марте увеличился вдвое по сравнению с февралем месяцем. На торгах реализовано около 40 тыс. тонн цемента на сумму 77, 4 млн. рублей, заключено 45 сделок.

Производство цемента в РФ в I квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 37% - до 7,1 млн. тонн. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Кроме цемента, наблюдается снижение производства и по другим основным строительным материалам. Так производство кирпича снизилось на 40,3% до 1,8 млрд. условных штук.

ЖБИ и ЖБК - снижение на 42,8% до 4 млн. куб. м. Производство крупных стеновых блоков (включая бетонные блоки стен подвалов) сократилось на 54,4% - до 128 млн. условных кирпичей.

В настоящее время в торгах на бирже участвуют такие компании, как «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», «Новоросцемент», «Сибирский цемент», «Мордовцемент», «Искитимцемент», «Уралцемент», «Балцем» (Украина), «Вольскцемент», ПРУП «Белорусский цементный завод», «БазэлЦемент», а также производители из Турции.

В декабре-январе цены на металлопрокат достигли своего дна и практически сравнялись с себестоимостью. После небольшого оживления в феврале (+8,2%) сейчас они вновь упали до минимальных показателей.

Рублевые цены на вторичное жилье в регионах России с начала года снизились в среднем на -8,9% (с начала кризиса осенью 2008 года на -13,1%, в том числе за март -3,5%), в то время как средняя стоимость новостроек упала на -4% (с начала кризиса осенью 2008 года -7,31%, в том числе за март на -1,86%).

На начало апреля 2009 года средневзвешенное значение рублевых цен 1 м.кв жилья эконом-класса в среднем по России составили:

первичный рынок - 39354 руб. за м.кв

вторичный рынок - 43903 руб. за м.кв

себестоимость строительства - 33563 руб. за м.кв

Следует учесть, что многие застройщики предлагают явные и скрытые скидки, беспроцентные рассрочки и иные программы стимулирования сбыта, что невозможно учесть при расчете статистики. На вторичном рынке также сохраняется существенный разрыв между ценами предложения и ценами реальных сделок.

Цены на рынке недвижимости в крупнейших городах РФ (рубли) по состоянию на начало апреля 2009 года

Город

Цена 1 м.кв на вторичном рынке

Цена 1 м.кв на первичном рынке (эконом-класс)

Расчетная себестоимость строительства 1 м.кв.

Изменение цены с начала года

В т.ч.за март месяц

Красноярск

Ростов-на-Дону

Волгоград

Челябинск

Нижний Новгород

Екатеринбург

Санкт Петербург

Новосибирск

Московская область

Москва (только панельные дома)

Разброс между минимумом и максимумом цены предложения для одинаковых по техническим характеристикам и состоянию квартир может достигать 25%.

Разная глубина снижения цен в 2009 году в российских городах определяется комплексом факторов. Падение уровня производства и реальных доходов населения увеличивает потенциал снижения цен, поэтому снижение может быть больше в городах, которые сильнее пострадали от экономического кризиса. Также усиливают потенциал снижения цен высокие объемы строительства жилья на душу населения. Более значительный потенциал снижения цен также характерен для городов, где предыдущие годы рост цен шел более интенсивно.

По итогам февраля-марта 2009 года можно говорить о небольшой активизации спроса почти во всех регионах и сегментах рынка жилой недвижимости.

На фоне относительной стабилизации курса национальной валюты и российской экономики в целом на достигнутом «дне», наблюдается оживление рынка альтернативных сделок, сделок по обмену жилья и т.п., многие из которых были заморожены в период резких изменений в экономике страны. Одновременно, наблюдается активный интерес потенциальных участников сделок к сложившейся ситуации на рынке жилья. В связи с этим существенно возросло число «разведочных» обращений к застройщикам, агентствам недвижимости и независимым агентам.

Процесс корректировки цен в ближайшие 2-3 месяца по-прежнему будет характерен для большинства регионов России и всех сегментов жилой недвижимости.

Однако темпы падения стоимости начнут постепенно замедляться. Летом - в начале осени рынок вступит в фазу стабилизации, а в следующем году возможен небольшой новый подъем.

СПРАВКА

о средней стоимости строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и ценах на рынке недвижимости ЦФО Российской Федерации на начало АПРЕЛЯ 2009 года

Принятое значение 1 $ = 33,76 руб.

Наименование федерального округа и региона

первая строка - в рублях с НДС

вторая строка - в долларах США

Полная себестоимость строительства жилых домов массового спроса на 1 мІ общей площади квартир жилых зданий (для вновь начинаемых строительством)

Средние рыночные показатели предложений на первичном рынке жилья, отнесенные на 1 мІ общей площади квартир домов массового спроса

Средние рыночные показатели предложений на вторичном рынке типового жилья, отнесенные на 1 мІ общей площади квартир жилых зданий

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Российская Федерация, в среднем

Строительство – одна из ключевых фондообразующих отраслей, от которой во многом зависит формирование национальной экономики. В структуре валовой добавленной стоимости 2013 года, строительный сектор занимает 7%. Общая сумма объема работ за этот период составила 6 019.5 млрд. рублей. В строительной отрасли РФ занято более 5.7 млн. человек, что составляет 8.4% от всех работающих граждан.

За 2014 год в эксплуатацию было введено 297 800 зданий, общей площадью более 138 млн. кв. метров. Из них, жилого назначения – 276 600, общей площадью 103.8 млн. кв. метров, нежилого – 21 200 зданий, общей площадью – 34.2 млн. кв.метров. В процентном отношении общая площадь построенных зданий составляет 75.2 и 24.8% для жилого и нежилого фонда соответственно. Показатели 2014 года являются самыми высокими с начала 21 века.

На строительном рынке России представлены компании различных форм собственности. Больше всего в строительной отрасли частного капитала, на предприятиях этого вида собственности трудится более 88.4% всех работников занятых в строительстве, что в количественном отношении составляет 5.03 млн. человек. На государственных предприятиях и компаниях иностранной и совместной российско-иностранной формы собственности работают 4.3% и 4.4% работников соответственно. Среднемесячная заработная плата в отрасли за 2014 год составила немногим более 30 000 рублей.

На балансе строительных организаций числится более 56 000 единиц различной техники. В том числе:

  • Экскаваторы – 13 600 шт.
  • Скреперы – 500 шт.
  • Бульдозеры – 11 700 шт.
  • Автокраны – 9 000 шт.
  • Краны на гусеничном ходу – 3 100 шт.
  • Краны на пневмоколесном ходу – 1 700 шт.
  • Башенные краны – 3 900 шт.
  • Автогрейдеры – 4 800 шт.
  • Одноковшовые погрузчики – 7 800 шт.

Хотя показатели средней заработной платы и площади построенных зданий с каждым годом повышаются, также растет стоимость постройки 1 кв. метра. В 2014 году средняя фактическая стоимость строительства отдельно стоящих жилых домов составила 39 447 рублей. Это также самый высокий показатель, за все время.

Показатели рентабельности строительной отрасли немного превышают среднестатистические по всей российской экономики в целом. За 2013 год в строительстве составила 8.3%, тогда как общий средний показатель в экономике был на уровне 7%. Финансовое ( минус убытки) по всей строительной отрасли в 2013 году составило 601.3 млрд. рублей, это составляет 8.7% от общероссийского.