Централизованный тип экономической системы. Экономическая система и ее функции. признак для сравнения




Всякое современное многоотраслевое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Как, скажем, состыковать производство зерна, выпечку хлеба и потребности в нём населения, чтобы все производители и торговля были с прибылью, а потребители удовлетворены? Конкретно подобная состыковка проявляется в решении любым обществом четырёх главных проблем: что, как для кого и сколько производить. Понятно, что различные страны решали и решают такие проблемы по- разному. И всё же обобщённо можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную.

Централизованная экономическая система

Суть данной системы – в государственном монополизме, т.е. в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведённое. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой. Характеризуя её, выделим следующие главные черты (рис. 4.26).

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, всё производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспе́чение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

Рис. 4.26. Характеристика централизованной экономики

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвёртых, на жёсткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, из которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – всё заранее "расписано" и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: "самодеятельность" и "неучтённое" новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они (NB: при условии умелого, нее своекорыстного и антинародного руководства) могут быть более устойчивыми и дают людям бо́льшую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества, а также для тех, кто просто любит, по выражению Достоевского, "жить на шаромыжку". Все они предпочитают хотя и скромное, и свободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно "накормить народ".

Вот почему подобные системы живучи; у них много поклонников. И всё же, как замечает Салтыков-Щедрин, "одною распорядительностью никого накормить нельзя" (35-1,118). Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  

Централизованная экономическая система  

В то же время централизованные экономические системы имеют свои ПРЕИМУЩЕСТВА. Они (при умелом руководстве) могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе (хотя достигается это, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производительности труда там, где мог бы работать один, работают двое и более человек). Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для безынициативной, нетворческой части общества, которая предпочитает хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот. Вот почему подобные системы весьма живучи. Тем не менее все эффективные экономики современности работают на рыночных принципах.  


Что представляет собой централизованная экономическая система Назовите ее "плюсы" и "минусы".  

Централизованная экономическая система, ее главные черты и основные "плюсы" и "минусы".  

Разработка и внедрение программы квалификации, подготовки и переподготовки преподавательского состава экономического факультета НГУ в области экономического образования в сочетании с созданием центра активных методов обучения . Предполагается разработать учебные и методические пособия для следующих разделов экономический порядок, экономическое законодательство, трансформация планово-централизованной экономической системы макроэкономические факторы народного хозяйства экономическая политика как инструмент экономической стабилизации,  

В настоящее время Франция решает важные задачи на национальном уровне с целью разработки и коммерческого освоения современной техники в таких областях, как средства связи , ядерная и другие виды энергетики. Своим активным отношением к проблемам экономического роста и обновления Франция отличается от других стран Западной Европы , в которых заметны признаки экономического застоя. Для Франции, страны с сильно централизованной политической системой, характерна руководящая роль государства в научно-техническом развитии . Французское правительство энергично ведет программу ядерных реакторов-множителей и с недавних пор разрабатывает план применения микропроцессоров в телефонной связи , вызвавший интерес во всем мире. Франция также проявляет большое внимание к японскому опыту.  

Централизованная плановая система хозяйствования привела к экстенсивному использованию природных и людских ресурсов, к непрерывному падению темпов экономического роста.  

Экономический и административно-правовой методы управления функционируют на единой методологической основе , так как они служат выражением сознательного использования обществом объективных экономических законов и преследуют единые экономические цели. Экономические методы наиболее результативны тогда, когда они реализуются в рамках централизованно управляемой системы , поскольку они нуждаются в административном регулировании . Кроме того, чем лучше разработаны экономические методы , тем меньше требуется распорядительской деятельности.  

Ликвидация плановой централизованной системы привела к исчезновению прежних организационных форм управления в строительстве. Исчезла дореформенная система финансирования капитальных вложений , что явилось результатом принципиальных преобразований как в политической, так и в экономической системах России.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Формирование централизованно-плановой системы хозяйствования в России было обусловлено переходом к новой социально-экономической формации и необходимостью вывода экономики страны из развала, в котором она оказалась вследствие мировой и гражданской войны. Для начального периода становления новой государственной системы было характерным полное расстройство финансов и денежного обращения , натурализация всех хозяйственных отношений. В руководстве народным хозяйством широко при-  

Экономика в странах Древнего Востока достигла своих высот при централизованном управлении. У греков не было единого народнохозяйственного организма, как не существовало, и единой Эллады (самоназвание Греции), и единого народа. Были отдельные полисы, каждый со своей замкнутой финансово-экономической системой . Они то воевали между собой, то заключали союзы. Но торговые, а затем и денежные связи сохранялись и разрывали замкнутый круг обособленности. Можно констатировать очевидное ослабление у древних греков по сравнению, например, с египтянами интереса к практической стороне управления и печальный для бухгалтеров факт отсутствие восторженного поклонения им, преклонения перед их деятельностью, уменьшение популярности и престижности бухгалтерской профессии.  

В функционирующей на основе разделения труда экономике требуется государственное регулирование многосторонних интересов, чтобы избежать насильственного решения общественных конфликтов. Согласование и учет интересов производителей и потребителей и связанное с этим регулирование необходимо каждой экономике, основанной на общественном разделении труда , будьте экономика рыночная , или централизованная. Поэтому интересы производителей и потребителей можно обозначить как самостоятельные, независимые от типа экономической системы интересы.  

В нынешнем столетии централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но даже как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития . Вера в желательность центральных банков стала всеобщей. В последнее время выявилось стремление к усилению сфер контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между уже существующими центральными банками различных государств. Тем не менее, отсутствуют какие-либо систематические исследования причин предполагаемого превосходства централизованной банковской системы над ее альтернативами.  

После 1875 г. все страны, уже имевшие к тому времени централизованную систему банковского бизнеса, сделали выбор в ее пользу, более не дискутируя вопрос о целесообразности такого шага. Тема практического выбора между этой системой и ее свободной альтернативой с тех пор уже не затрагивалась. Более того, декларированное превосходство централизованной системы превратилось в обыкновенную догму без сколько-нибудь ясного понимания природы ее преимуществ. Однако, среди крупнейших экономических держав до сих пор оставалась одна, где все еще не существовало централизованной организации банковского дела , и державой этой были Соединенные Штаты Америки. Целью настоящей главы является рассмотрение некоторых из причин, в конце концов , приведших в 1913 г. к введению и в этой стране централизованной банковской системы.  

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей теневые процессы могут иметь дополнительную специфику. Помимо уже рассмотренных случаев, а также различных денежных и неденежных "надбавок" к официальной цене Рг (например, взяток или встречных услуг покупателя продавцу) до уровня, равного или эквивалентного Pq, могут появиться и нередко действительно формируются тенденции производителя "обосновать" перед управляющими инстанциями желаемое им повышение цены до Pq путем действительного или мнимого роста издержек, что также может быть изображено на том же графике (рис. 3.16) тем же самым сдвигом кривой предложения S до положения ST. В таком случае мы получаем вполне наглядное изображение действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара , когда планируемое и производимое по такому плану количество товара QK превышает равновесное количество Q (рис. 3.17). Р I S  

Экономической основой анализируемой системы экономики является директивное планирование. Все и вся определяющий центр, единственный обладатель конечной истины, материализует свою политическую волю в виде экономических планов . В экономике господствует общественная, или государственная собственность . Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителя, включая и сельское хозяйство . Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства , имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности , насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.  

Переход от системы централизованного планирования в ее крайней абсолютизированной форме к другой, жизнеспособной экономической системе является объективной необходимостью в целях, преодоления рассмотренных выше противоречий, которые со временем сделали не оправдавшую себя систему практически недееспособной. Выход из создавшегося положения лежит в данном случае в переходе к рыночной системе . Естественно, что такой переход должен занять длительный период времени, его продолжительность определяется выбором модели рыночной системы , а также зависит от глубины продолжающегося в постсоциалистических условиях кризиса переходной экономики , в рамках которой и происходит преобразование прошлой экономической системы . Отсюда сложность проблемы выбора модели будущей национальной экономической системы.  

Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости. Основная идея социального рыночного хозяйства заключается в следующем Принцип рыночной свободы должен быть взаимосвязан с поддержанием социальной гармонии Экономическое регулирование и координация деятельности должны происходить в первую очередь через рынки. Однако государство обязано вмешиваться с теми или иными корректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыночных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым результатам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела, промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регулируемой системами экономики . Рыночное хозяйство здесь выступает как несущая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само себе, а сознательно регулируется государством. Так возникает социально управляемый рыночный механизм.  

Власть способна создать объект согласия внутри организации, что проявляется главным образом, в возможности сделать выбор вместо... . Здесь речь идет о фундаментальное характеристике экономической организации (начиная с самоуправляемого кооператива вплоть до жестко централизованной бюрократической системы). Иерархическая организация представляет собой многоуровневую структуру , состоящую из взаимосвязанных подсистем, элементы которых имеют право принимать решения . Иерархия организации определяет порядок соподчинения подсистем и элементов в системе управления организацией , распределения управленческих функций и ответственности. Жизнедеятельность подобной структуры осуществляется за счет информационного обмена между подсистемами и элементами как по вертикали, так и по горизонтали. Процесс взаимного обмена информацией по вертикали и горизонтали иерархии образует прямую и обратную связь в системе управления . Понятия степень свободы (т. е. нижестоящий элемент структуры свободен в своих решениях в рамках поставленных ему сверху задач и ограничений) и прямая и обратная связь являются фундаментальными в теории управления организацией , поскольку их содержание определяет сущность и качество управления.  

Кольцевыеперевозки применяются для обслуживания пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому, с обязательным возвратом транспорта в начальный пункт. Эта система перевозок очень эффективна, о чем свидетельствует опыт объединения Автомосквич. Здесь в результате внедрения централизованной кольцевой системы внутризаводских перевозок в 2,5 раза повысилась эффективность использования транспорта, в 1,8 раза снизилась стоимость транспортировки грузов. Одновременно уменьшилась численность рабочих , занятых выполнением этих операций. Точно так же на Таганрогском комбайновом заводе в результате перехода к кольцевым маршрутам было высвобождено 65 вспомогательных рабочих , 20 единиц безрельсового транспорта и получен годовой экономический эффект 48 тыс. руб.  

В то же время опыт государственной планово-централизованной экономики высветил принципиальную неразрешимость проблемы сбалансированности внутри этой системы. Доказательством тому служат, во-первых, значительное отставание по уровню благосостояния от стран рыночной экономики во-вторых, деформация ее структуры в сторону отраслей, выпускающих не конечную, а промежуточную продукцию (утяжеление структуры) в-третьих, наличие резких перепадов в технико-технологической оснащенности различных отраслей и отдельных предприятий. Такое состояние экономики становится естественным и проявляется в хронической дефицитности, замедлении темпов экономического роста , снижении эффективности . В этом смысле кризис экономической системы, являясь по характеру институциональным, в то же время малопредсказуем по возможным результатам.   системы моделей оптимального планирования или рыночного механизма.  

Централизованная экономика характеризуется следующими чертами:

1.Это «приказная» экономика, так как все действия подчиняются приказам с цифровыми выкладками. Они адресованы экономическим агентам государством, которое является единственным центром принятия решений.

Государственный план является обязательным для всех экономических агентов. Вмешательство государства – прямое и детальное. Роль государства в управлении экономикой состоит в следующем: 1) оно определяет задачи экономики; 2) оно определяет средства выполнения этих задач; 3) оно определяет сроки выполнения этих задач.

2.Централизованно управляемая экономика – это экономика технических производственных единиц. Предприятие не принимает решений о направлениях и способах удовлетворения потребностей с расчётом получения максимальной прибыли. Прибыль «планируется» государством, так как в ценах устанавливается плановый уровень рентабельности. Государство устанавливает для каждой единицы объём производства и предоставляет ей определённое количество факторов, необходимых для получения этого объёма через государственную систему материальнотехнического снабжения.

Между производственными единицами устанавливается структурная связь: все они являются частями огромной машины, работа которой регулируется государством. Главной фигурой, осуществляющей планирование является технический специалист..

3.Центрально управляемая экономика – это экономика технических и объективных расчётов. Это проявляется в том, что вместо рыночных цен и расчётов в деньгах делаются чисто условные административные оценки; планы и приказы центральных властей основываются на расчёте физических качеств, которые выражаются в общих учётных ценностях. Понятие экономических издержек постепенно утрачивает своё значение.

Из всего перечисленного образуется количественное и статистическое равновесие между пропорциями экономической деятельности и количествами предложения и спроса. В этих условиях искусство планирования заключается в быстром распознавании во времени узкого места.

Особую трудность при централизованном планировании вызывает определение потребностей потенциальных потребителей той или иной продукции. Глобальные расчёты, опирающиеся на нормативные коэффициенты затрат тех или иных факторов производства, часто приводят к возникновению диспропорций между ними. Это экономика дефицита.

Практика государственного планирования в экономике СССР свидетельствует о возникновении постоянных диспропорций, ликвидация которых становится основной функцией плановых органов, как в масштабе отдельных отраслей, так и всей страны.

Вместе с тем, централизированная экономика является эффективной в периоды экстремальных ситуаций. Практика СССР показала, что в период Великой Отечественной войны концентрация усилий государства на достижение глобальной цели – обеспечение материальнотехнической базы военных действий – оказалась весьма плодотворной.

Для централизированно управляемой экономики характерным является то, что планы отдельных предприятий и домашних хозяйств не разрабатываются самостоятельно и не взаимоувязываются между собой с помощью цен. Планы центральных органов определяют что, где, сколько и как должно быть произведено и как будет осуществляться распределение социального продукта.

Существует два типа центрально управляемой экономики:

с частичной собственностью и –с коллективной собственностью на средства производства.

Первый тип – Германия, второй тип – Россия.

В том и другом случае централизованное планирование осуществляется в четыре этапа:

1.Сбор плановостатистических данных и разработка натуральных балансов.

2.Планирование потребностей, ресурсов и балансирование потребностей и ресурсов.

3.Издание производственных директив, направляемых каждому предприятию.

4.Контроль за выполнением плана.

Этот процесс включает многочисленные взаимоувязки, согласования на различных уровнях управленческой иерархии. Каковы основные особенности централизованного управления экономикой?

Центральное управление предполагает существование нормирования, унификации и стандартизации, поскольку учитывать многообразные потребности индивидуального характера в едином планирующем центре практически невозможно.

Вовторых, центральное планирование приводит к значительной концентрации производства и увеличению размеров предприятий.

В третьих, в условиях централизованного планирования в самих управляющих системах (министерствах, ведомствах) возникает тенденция к «групповой анархии», то есть тенденция борьбы отраслевых отделов за обладание ресурсами.

В четвёртых, в руководящем слое на всех уровнях управления приоритет получают инженеры. Это приводит к вытеснению экономистов из сферы управления.

В пятых, централизованное управление экономикой не смогло обеспечить равновесия, пропорциональности спроса и предложения, что влекло наличие «дефицита» практически всех видов товаров народного потребления и большей части производственного назначения.

В шестых, наличие постоянных диспропорций вынуждало предприятия постоянно завышать заявки на необходимые ресурсы, что приводило к созданию излишних запасов сырья и материалов, омертвлению капитала, способствовало снижению эффективности производства.

В седьмых, в централизованной экономике потребители практически исключены из процесса регулирования производства.

В восьмых, в централизованной экономике сильно выражена склонность к осуществлению капитальных вложений при одновременно небрежном отношении к обеспечению потребителей товарами.

В девятых, склонность к осуществлению капитальных вложений является абсолютно надёжным средством обеспечения полной занятости людей.

Еще по теме 10.1. Централизованная экономика и государство.:

  1. Основные условия и этапы объединения русских земельв централизованное государство

Суть данной системы - в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное - как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой. Характеризуя ее выделим следующие главные черты.

Табл. 1. Характеристика централизованной экономики

Основные черты

Господство государственной собственности

Диктатура государственного плана в экономике

Административные методы управления экономикой

Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

Более стабильная экономика

Больше уверенности людей в будущем

Меньше неравенства в обществе

Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

Нет проблемы трудоустройства

Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Неудовлетворительная работа госсобственности

Нет стимулов к усердному труду

Безынициативность и безответственность работников

Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Диктат производителей над потребителями

Низкий уровень жизни людей

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия - всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение). А главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки - все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный - неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.

Типы экономических систем и их цели

Экономика у всех стран и обществ одинаковая или разная?

Разная. В зависимости от того, как общество отвечает на три основных вопроса экономики (ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?) выделяют три основныхтипа экономических систем: традиционную, централизованную, рыночную .

В реальности трудно найти такую экономическую систему, которая не включала бы в себя элементы всех трех перечисленных типов, поэтому в экономической литературе присутствует понятие смешанная экономика. Смешанная – не значит, что все «ингредиенты» трех типов равномерно перемешаны, как миксером, - обычно это экономическая система, в которой преобладает какой-то один тип, но при этом есть черты, присущие остальным.

Каждое общество, находясь в определенной точке исторического развития, имеет такую экономическую систему, которая решает стоящие перед ним конкретные экономические задачи. Со временем тип экономической системы может измениться, но «инерция» предыдущей экономики переносит старые экономические механизмы в новые условия.

А чем эти типы отличаются?

Традиционная экономика

Традиционная экономическая система получила свое название потому, что сформировавшиеся в обществе традиции дают ответы на все поставленные вопросы, в том числе экономические. Такие системы в чистом виде сейчас мало где сохранились и расположены в достаточно удаленных районах мира, таких как джунгли Индонезии, Гималаи или тропические леса Бразилии. В качестве примеров традиционных экономик обычно приводят экономику различных племен и общин.

В общине главным ресурсом является земля и все, что на ней растет и водится. Вопрос ЧТО производить по сути решается сам собой: если ничего не растет, кроме риса – сажают рис, если вокруг – пустыня – разводят верблюдов, степь – лошадей и другой скот. Если спросить какого-нибудь бедуина, зачем ему верблюд, когда у него есть хороший бизнес - гостиница на берегу Красного моря – он не будет знать, что сказать. Так было ВСЕГДА, верблюд в Египте всегда был признаком благосостояния.

Вопрос КАК производить также решился давным-давно: преобладание ручного труда – отличительная характеристика традиционной экономики. Когда-то вручную изготавливалось большинство товаров, поэтому первые «фабричные» вещи ценились дорого, а теперь – наоборот: дороже стоят товары с обозначением handmade (сделано вручную) . Сохранившиеся до нынешних времен русские народные промыслы (дымковская игрушка, вологодское кружево, ростовская финифть, гжельский фарфор, палехская шкатулка и другие) основаны на традиционных технологиях и являются элементами традиционной экономики.

Вопрос ДЛЯ КОГО предназначены произведенные товары и услуги в традиционной экономике решается на основе обычаев, имеющих древние корни. Если установлено, что часть урожая, выращенного в племени, приносится в жертву богам, а другая часть – вождю, то так происходит всегда, пока существует племя или пока не поменяется тип экономической системы .

Все блага в традиционной экономике производятся всеми членами общества и принадлежат им; можно говорить и о наличии социальной защищенности , - старики, дети и инвалиды получают блага наравне с остальными членами общества. Роль государства заключается в поддержании существующих обычаев и традиций, обеспечивающих стабильность.

К недостаткам традиционной экономики следует отнести ее изолированность, противодействие любому внешнему воздействию, даже хорошему. Например, традиционные общества не воспринимают новые технологии, что приводит к низкой производительности - отдаче от используемых ресурсов. А при низкой производительности товаров производится мало, поэтому люди живут сравнительно бедно.

Значит ли это, что традиционная экономика – это отсталая экономика?

Не значит. Традиционная экономика – это стержень, на котором держатся все остальные типы экономических систем. Традиционная немецкая пунктуальность и дисциплинированность дали миру прекрасные автомобили, трудолюбие китайцев – много различных недорогих товаров, а русская смекалка и интуиция – прекрасных ученых и изобретателей.

Трудовые династии в наше время тоже не редкость: дети артистов становятся артистами, юристов – юристами, финансистов – финансистами. И цветы-овощи-фрукты на даче мы выращиваем, пользуясь «традиционными» приспособлениями и технологиями.

А какие еще бывают экономические системы?

Помимо традиционной, выделяют также централизованную и рыночную экономические системы.

Централизованная экономика

Централизованная экономика носит такое название потому, что все экономические решения принимаются центральным экономическим органом страны (в СССР этот орган назывался Госплан ). Государственный план является инструментом административного управления экономикой: он обязателен для выполнения всеми предприятиями страны. Именно поэтому централизованная экономика имеет еще несколько названий, которые можно встретить в экономической литературе: плановая, административно-командная, командная, командно-административная .

У централизованной экономики - две основы: государственная собственность на все виды ресурсов (за исключением труда) и иерархия, т.е. подчинение всех предприятий вышестоящим органам государственного управления.

Возникновение централизованной экономики – результат желания людей достичь всеобщего равенства и справедливости в распределении продуктов труда. Исторический «эксперимент» с такими целями был реально осуществлен в стране с названием Союз Советских Социалистических Республик (СССР), некоторых странах Восточной Европы (Румыния, Чехословакия, Венгрия, Югославия и др.) и ныне существует в Северной Корее и на Кубе.

В странах с централизованными экономиками на все три главных экономических вопроса отвечает государство. Мы будем рассматривать модель централизованной экономики на примере исторического опыта России, т.е. речь пойдет преимущественно о модели управления экономикой СССР, частью которого Россия являлась до 1992 года.

1. ЧТО производить . Государственный план устанавливает номенклатуру (список, перечень) товаров и услуг, которые должны быть произведены за определенный промежуток времени (год, три года, пять лет) и их количество. Заданное для производства количество товаров распределяется по министерствам, которые, в свою очередь, делят его между регионами и отдельными предприятиями. В отдельных случаях может быть принято решение о строительстве новых предприятий, в том числе для производства товаров, которые раньше не выпускались. Например, 20 июля 1966 года в СССР было принято решение о строительстве Волжского автомобильного завода (ВАЗ), который должен был выпускать автомобили для населения .

2. КАК производить . Государственный план устанавливал не только номенклатуру товаров, но и план по геологоразведке, добыче природных ресурсов, план по их переработке (например, по выплавке стали и чугуна), план по выпуску станков, комбайнов, технологических линий, план по подготовке специалистов всех профилей.

Государственные органы решали, какая будет использована технология по производству того или иного товара: в одних случаях использовались существовавшие ранее технологические линии (так, Бабаевская кондитерская фабрика до недавнего времени использовала оборудование купца Абрикосова А.И., установленное в конце 19-го века), в других – оборудование закупалось за границей, в третьих – научным учреждениям страны давался план… по изобретениям, в том числе и в области технологий. Удивительно, но факт: новые технологии действительно создавались и внедрялись в производство.

Разве можно запланировать изобретение?

Запланировать – можно, выполнить план – сложно. Если исходить из того, что план – это привязка действия ко времени, то планирование серьезного изобретения или открытия напоминает распорядок дня барона Мюнхгаузена: «после обеда – подвиг». Тем не менее, имея ресурсы, можно создать такие условия, при которых реальные изобретения рано или поздно появляются, независимо от намеченного плана. Одним из таких условий является наличие людей, получающих заработную плату за умственный труд и освобожденных от иных повинностей. Далее действует закон больших чисел : чем больше таких людей, тем больше среди них действительно талантливых и тем больше шансов получить реальный интеллектуальный продукт. Много НИИ (научно-исследовательских институтов), где работало много людей, создавалось в СССР в 70-е годы. Научные труды, созданные в эти годы, остаются актуальными и поныне.

Что касается выполнения научных планов, то и в этой сфере существовала своеобразная технология: работы выполнялись независимо от плана, но отчеты об их выполнении публиковались строго по графику, к указанной дате. Контролировать умных людей сложно: было и так, что научная лаборатория планировала в течение года выполнить работу, которая уже давно была готова. Так делали для того, чтобы было время работать над чем-нибудь нужным, но «незапланированным». «Наука – это удовлетворение собственного любопытства за государственный счет», - шутили ученые.

А как в централизованной экономике распределялись товары и услуги?

Вопрос ДЛЯ КОГО решался, как и положено: по плану. В СССР торговые предприятия страны (магазины) получали установленное планом количество товаров, которое продавалось по ценам, назначенным государством. Товары и цены были одинаковыми на всей территории страны. Во многих семьях еще остались вещи «советских» времен (книги, посуда) с изображенными на них ценами. Если товаров было намного меньше, чем желающих их купить, применялось специальное распределение: карточки, магазины для отдельных категорий людей или «закрытые» города, куда нельзя было свободно приехать тому, кто там не живет. В остальных случаях использовалось распределение по очереди. Люди знали: если в магазине нет очереди – значит, там нет товаров.

Если в магазин поставляли товары, которые люди не хотели покупать, то цены на них магазин снизить не имел права, - через некоторое время такие товары либо уничтожали, либо передавали обратно поставщику для дальнейшей переработки.

Заработные платы всех категорий работников также устанавливались государством и у большинства профессий мало отличались. Доходы людей позволяли приобретать товары первой необходимости (еду, одежду), но жилье в городе купить было нельзя: оно выдавалось бесплатно по специальным правилам и нормам распределения. Очень трудно было приобрести автомобиль: во-первых, его цена была приблизительно равна 40 месячным зарплатам, а во-вторых, нужно было иметь право (разрешение) его купить, которое, в свою очередь, распределялось государством.

Известный венгерский экономист Янош Корнаи доказал, что централизованная (плановая) экономика всегда существует в условиях дефицита товаров и услуг, необходимых потребителям, и не может создать условий для свободного выбора.

В СССР цена товара не выполняла свою работу: тот, у кого много денег, далеко не всегда мог купить необходимый товар. Для получения доступа к товарам и услугам использовались «неэкономические» методы: «дружба» с продавцами магазинов и управляющими, налаживание «связей» с людьми, которые могли из своей политической деятельности извлекать прямую экономическую выгоду, и другие.

Историки и экономисты в целом характеризуют централизованную экономику как неэффективную, потому что в такой экономике не существует механизмов управления, позволяющих извлекать наибольшую выгоду при наименьших затратах. Производители товаров не могут использовать иную технологическую линию, кроме той, которую закупило государство; они не заинтересованы в прибыли – важно только выполнить государственный план; они не могут повысить цену, даже когда покупатели согласны платить больше, и не могут снизить ее, чтобы быстрее продать товар. Кроме того, в условиях назначаемых цен сложно определить реальную стоимость того или иного ресурса, используемого в производстве.

С другой стороны, централизованную экономику отличают предсказуемость и социальная защищенность : доступ к минимальному количеству благ гарантирован государством.

Либо равенство, либо – свобода выбора?

Возможно. Во всяком случае, в том, что платой за свободу выбора является неравенство, сомневаться не приходится. Этот факт иллюстрирует третий тип экономической системы – рыночная экономика.

Рыночная экономика

Рынок мы будем рассматривать как совокупность взаимоотношений между продавцами и покупателями по поводу покупки или продажи товаров (услуг).

Следовательно, рыночная экономика – это такая экономика, в которой главными действующими лицами являются покупатель и продавец . Логику поведения покупателя экономисты называют словом «спрос », а продавца – словом «предложение ». Позже мы рассмотрим эти понятия более детально.

При ответе на три главных вопроса экономики роли продавцов и покупателей разделены:

ЧТО будет произведено – решают, главным образом, покупатели. Если им нужны какие-либо товары или услуги – продавцы их будут поставлять на рынок, а производители – производить. Чем выше цена, которую покупатели готовы заплатить за товар, тем больше продавцов захотят его продавать.

Мы знаем, что желания покупателей постоянно меняются, а их готовность платить за товары зависит от разных обстоятельств. Именно поэтому продавцы и производители, анализируя спрос , выбирают для производства в первую очередь те товары, которые дешевле, легче и быстрее изготавливать из имеющихся ресурсов.

Таким образом, в решении вопроса «ЧТО?» принимают участие и покупатели, и продавцы, т.е. ответом на его являются спрос и предложение .

КАК производить – решают только производители. Они выбирают такие ресурсы, которые дешевле и доступнее, ту технологию, которая даст максимальную отдачу при наименьших затратах, нанимают квалифицированных работников. Эффективность - максимальная отдача при наименьших затратах главный принцип поведения производителей в рыночной экономике.

Эффективность производства - условие, при котором производитель может получить или увеличить прибыль .