Закон 167 фз статья 7. Законодательная база российской федерации. Изменения и поправки




Федеральный закон №167-ФЗ дает определение обязательному пенсионному страхованию (в дальнейшем коротко ОПС), который является системой, помогающей обеспечивать пенсионеров выплатами. Процесс проведения данной процедуры регулирует ФЗ «О пенсионном страховании» РФ. Так же в РФ есть , но это другое.

  • первая глава , как обычно, вводит в курс общих положений законопроекта;
  • вторая глава расскажет об участниках обязательного пенсионного страхования;
  • третья — о правах, обязанностях и существующей ответственности людей, подпадающих под этот Федеральный закон;
  • четвертая — о финансовой системе ОПС;
  • пятая — о взносах по обязательному пенсионному страхованию (СВ);
  • шестая — о заключительных положениях.

Последние исправления в законе «О пенсионном страховании» были внесены в прошлом году 19 декабря 2016. Все изменения и дополнения по новому документу уже вступили в силу с начала января 2017. Однако, следует также упомянуть, что уже существует новая редакция от июня 2017 г., которая еще не вступила в силу — это произойдет с первого числа января 2018 г. В ней изменению подлежал 7 пункт 33 статьи.

Основные моменты ФЗ-167

Данный общероссийский документ «О пенсионном страховании»- юридическая основа для организационных, экономических операций в сфере, кроме того, этот законный акт установил каждый субъект правоотношений, наделил их правами, прямыми обязанностями.

По закону, все жители РФ являются застрахованными гражданами. Все физические лица имеют свой ИЛС, куда зачисляются взносы по пенсионному страхованию. Внесение взносов становится обязанностью руководителя, у которого сотрудник значится в штате. Так, эти взносы начинают формировать пенсии, получаемые пенсионером, в будущем.

Участниками обязательного пенсионного страхования признаны:

  • ПФР (страховщик) — дает госпособия и пенсии, когда наступает страховой случай;
  • страхователи (ИП, физлица, организации) — отдают страховые взносы ПФР;
  • застрахованные лица (работники, ИП и т.д.).

Бюджет ПФ образовывается из:

  • в первую очередь, страховых взносов;
  • денег государственного бюджета;
  • сумм налагаемых финансовых санкций;
  • взносы, вносимые на добровольной основе и т.д.

Страховые взносы для обязательного пенсионного страхования производятся по ставке 22%. Ставка состоит из 2-х частей: солидарной и индивидуальной.

Вот основные моменты о пенсионном страховании, которые описаны в ФЗ-167.

Последние изменения

Изменения коснулись закона «Об обязательном пенсионном страховании» в декабре 2016 и вступили в законную силу уже с начала нового года.

Рассмотрим подробнее несколько статей:

Статья 7

Данная статья рассказывает о понятии «застрахованные лица». В этом году новшества не затронули это положение. Последние нововведения, вступившие в силу в январе 2015, были произведены в декабре 2014. Застрахованные лица, среди которых могут быть — граждане РФ, нерезиденты, постоянно или временно проживающие/пребывающие в РФ — это люди, которые подпадают под обязательное пенсионное страхование. К ним относят:

  • работников, с кем трудовые отношения подкреплены трудовым договором;
  • самозанятую часть населения — ИП, адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой;
  • представителей фермерских хозяйств;
  • лиц, работающих за границей при уплате страховых взносов;
  • представителей семейных общин народов Дальнего Востока РФ, Сибири, Севера, которые занимаются традиционным хозяйством;
  • духовное лицо;
  • и т. д.

Статья 13

Ст. 13 ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании», в отличие от 7-ой статьи, была преобразована с начала 2017 года. Данная статья рассказывает о правах, полномочиях и ответственности, которую несут страховщики. Начались изменения сразу с 1-го пункта. Статья гласит, что страховщик вправе:

  • проверять документы у страхователей, которые относятся к выделению и уплате обязательного пенсионного страхования (ОПС), с индивидуальным учетом данных о всех застрахованных лицах. При проверках требовать у страхователей дополнительные документы, справки и информацию;
  • указывать руководителям и обычным гражданам, которые самостоятельно оплачивают платежи, на нарушения ФЗ;
  • получать сведения у соответствующих органов о налогоплательщиках;
  • реализовывать управление бюджетом ПФ и контролировать его использование;
  • защищать интересы застрахованных лиц перед страхователями;
  • возвращать внесенные взносы, если неизвестно за кого они были внесены;
  • ведение документации и обмен информацией с госорганами;
  • иметь дело с Агенством, чтобы узнать порядок, размеры и срок получения возмещения по гарантии, в некоторых случаях и получать.

5-ый абзац был отменен по новому постановлению «О пенсионном страховании». Во втором пункте рассказывается об обязанностях и также было небольшое изменение. Страховщик обязан:

  • контролировать правдивость данных, предоставляемых для ведения учета;
  • готовить объяснение размерам тарифов СВ;
  • определять и выплачивать накопительные и страховые пенсии и другие производить выплаты;
  • контролировать обоснованность понятия актов для назначения сумм обязательного пенсионного страхования;
  • продумывать план бюджета ПФ;
  • вводить в курс дела всех заинтересованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по укреплению своей финансовой стабильности;
  • и т. д.

Статья 15

В статью 15 последние изменения вносились в начале 2015 года. Эта статья рассказывает в свою очередь о правах, обязанностях и ответственности застрахованных лиц. Конкретно были изменены 6, 7, 9 абзацы пункта 1, рассказывающего о правах данных лиц. Они имеют право:

  • принимать участие в улучшении обязательного пенсионного страхования;
  • свободно получать сведения у начальства о начисляемых СВ и контролировать их перечисление в ПФ;
  • своевременно и в полном объеме получать ОПС;
  • отстаивать свои интересы, в том числе и в суде;
  • свободно получать у нанимателя сведения о подсчете и задержке добавочных страховых взносах на накопительную пенсию (вместо трудовой пенсии, как было раньше), контролировать их перевод в ПФ;
  • производить оплату дополнительных СВ на накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую);
  • на перенос денежных средств пенсионных накоплений, в случае перехода от ПФ к негосударственному ПФ в не меньшем объеме общего размера гарантируемых средств;
  • установить накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую пенсию по старости) и/или срочную пенсионную выплату в не меньшем размере общей суммы гарантируемых денег.

Обязанности застрахованных лиц:

  • предоставить страховщику достоверные документы, по которым будет назначаться и выплачиваться обязательное пенсионное страхование;
  • ставить в известность страховщика о произошедших изменениях, которые могут повлиять на выплату СВ;
  • придерживаться условий, сопровождающих назначение и выплату страховых взносов.

Скачать ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании»

ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании» в последней редакции можно скачать . Законопроект будет интересен пенсионерам, обычным работникам, еще не вышедшим на пенсию, руководителям, так называемым страховщикам и страхователям, а также застрахованным лицам.

Новая редакция о страховании пенсий ждет граждан в начале 2018 года.

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".


Судебная практика по статье 29 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ

    Решение № 2-182/2019 от 24 апреля 2019 г. по делу № 2-182/2019

    Гаврилов-Ямский районный суд (Ярославская область) - Гражданские и административные

    Из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения). Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях» установлено, что при его применении уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого...

    Решение № 2-502/2019 2-502/2019~М-355/2019 М-355/2019 от 23 апреля 2019 г. по делу № 2-502/2019

    Новотроицкий городской суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные

    Книжке Андрюшкова Ю.Н.: - 03.05.1983 зачислен электромонтером в Марыйскую дистанцию сигнализации и связи Саз ж.д. как прибывший на производственную практику с училища; - 29 . 06.1983 присвоен третий разряд электромонтера; - 01.07.1983 уволен ввиду окончания производственной практики; - 07.09.1983 зачислен на Телеграфно-телефонную станцию кабельщиком-спайщиком 3 разряда городской...

    Решение № 2-1415/2019 2-1415/2019~М-945/2019 М-945/2019 от 8 апреля 2019 г. по делу № 2-1415/2019

    Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Пенсионном страховании в РФ» к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона - это физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых...

    Решение от 29 марта 2019 г. по делу № А79-1327/2019

    Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)

    Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е г. Чебоксары Дело № А79-1327/2019 29 марта 2019 года Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2019. Полный текст решения изготовлен 29 . 03.2019. Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Трофимовой Н....

    Решение от 20 марта 2019 г. по делу № А27-20277/2018

    Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)

    Следующего за истекшим календарным годом (сведения о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ). Согласно пунктов 36-38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России...

Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года

1. Для страхователей, указанных в настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии:

2013 год - 4,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов
2014 год - 6,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов
2015 год и последующие годы - 9,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов.

2. Для страхователей, указанных в настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии:

2013 год - 2,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов
2014 год - 4,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов
2015 год и последующие годы - 6,0 %- солидарная часть тарифа страховых взносов.

3. При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, положения частей 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не применяются.

4. Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

(изменения внесены ФЗ от 28.12.2013 г. №421-ФЗ)

Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года


1. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи

2. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи

2.1. Для страхователей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Регулировка отношений между плательщиком страховых взносов и страхователем осуществляется через различные законы. Одним из них является закон федерального значения 167 фз об обязательном пенсионном страховании. Все права и обязанности сторон, являющимися участниками таких взаимоотношений, прописаны в этом нормативном акте. Разрешение всех возникающих спорных ситуаций производится при использовании такого документа.

Общие положения и основные понятия закона

Федеральный закон 167 об обязательном пенсионном страховании обеспечивает регулирование отношений сторон в системе обязательного пенсионного страхования. Среди основных задач такого документа - определение правового положения субъектов, а также порядок осуществления их прав.

Согласно данному закону, под обязательным пенсионным страхованием понимается система мер, которая направлена на обеспечение финансовой помощи гражданам в случае наступления страхового случая.

Скачать полую версию закона Вы можете здесь

Такая система, созданная государством, позволяет различным категориям граждан получать компенсационные выплаты, благодаря чему минимизируется финансовая нагрузка на семейный бюджет.

В качестве обязательных страховых платежей выступает определенная денежная сумма, которая вносится в бюджет ФСС со стороны работодателя или непосредственно самого плательщика (если страхователь - индивидуальный предприниматель).

В соответствии с данным законом, исполнительные органы в регионах могут заниматься разрешением задач такого типа:

  • рассмотрение и утверждение бюджета фонда;
  • определение особенностей формирования средств пенсионных накоплений;
  • управление системой ОПС;
  • установление порядка проверки бюджетной отчетности;
  • определение порядка хранения бюджетных средств;
  • проведение государственного надзора за соблюдением прав застрахованных лиц.

Среди полномочий федеральных органов государственной власти также следует отметить возможность определения условий инвестирования средств пенсионных накоплений.

Такой закон четко определяет участников правоотношений, в качестве которых выступают страховщики и страхователи. Застрахованными лицами могут быть граждане, которые имеют постоянно официально место работы, а также лица, не трудоустроенные официально. В первом случае регулярные страховые взносы перечисляются в ФСС через работодателя посредством удержания части заработной платы. Лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, но при этом не использует труд наемных рабочих, самостоятельно вносит такие платежи в бюджет фонда.

Сторона, которая берет на себя все обязанности по обеспечению обязательного пенсионного страхования, является страховщиком. Контролировать работу территориальных органов становится возможным благодаря созданию единой централизованной системы.

Страхователи пользуются услугами страховщиком и регулярно вносят взносы на счет ФСС. При наступлении страхового случая страхователю полагается определенная денежная сумма, размер которой определяется в зависимости от множества различных факторов.

Все участники таких правовых отношений имеют свои обязанности и права. Все эти моменты также отмечены в федеральном законе 167. Организация, предоставляющая услуги страхования (страховщик), может инициировать проведение проверок относительно правильности и регулярности начисления страховых взносов. В случае обнаружения каких-либо недочетов возможен вариант применения санкций в отношении нарушителя.

При необходимости страховщик может требовать информацию в налоговых органах относительно конкретного налогоплательщика. Функции по разработке и исполнению бюджета тоже возлагаются на эту сторону.

В обязанности страховщика включено своевременное выплачивание страховых пенсий и других выплат при наступлении страхового случая. При необходимости данная сторона должна информировать страхователя относительно реализованных изменений в механизме взаимоотношений. Ведение учета также входит в обязанности страховщика.

Касательно прав страхователей, то здесь следует отметить возможность бесплатного получения информации у страховщика относительно нормативных актов. Данная сторона может принимать активное участие в управлении обязательным пенсионным страхованием и при необходимости обращаться в суд для защиты своих прав.

При этом страхователь должен обязательно зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 данного Федерального закона . Он должен выполнять все требования территориальных органов страховщика и регулярно вносить платежа в соответствии с действующим законодательством.

Финансовая система обязательного пенсионного страхования не является частью федерального бюджета. Средства, имеющиеся на счету такой организации, не подлежат изъятию и не могут входить в состав других бюджетов. Формирование бюджета на следующий финансовый год подразумевает установление норматива оборотных денежных средств. Каждый год должен составляться отчет относительно расходования бюджета с детальным описанием.

Сумма страховых взносов на накопительную пенсию и дополнительные страховые взносы при формировании бюджета должны учитываться отдельно. Счет регионального ФСС может быть открыт только . Доступ к средствам также имеют пять заместителей председателя ФСС.

Бюджет ПФР формируется не только за счет страховых взносов, но и за счет уплачиваемых штрафов, добровольных взносов и различных инвестируемых продуктов. Основные пункты расходования бюджетных средств составляют финансовое и материально-техническое обеспечение страховщика.

Особенности уплаты страховых взносов

Тариф страхового взноса определяется целой совокупностью факторов. Размер ежемесячного платежа во многом зависит от статуса гражданина, его рабочего стажа и других факторов. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится единым расчетным документом. Впоследствии он направляется на счет федерального казначейства ПФР.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".