Правовые принципы строительства вс рф. Строительство Вооружённых Сил и военные реформы в истории России. В Военно-воздушных силах




Большинство людей, размышляющих об окружающем мире и самом себе в этом мире, неизбежно приходят к таинству собственной Вселенной, собственных корней, смысла жизни и миссии во временных рамках собственного существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг понятий семьи, места рождения, окружающих людей, Родины. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме. Специфика родины в своих глубинных основаниях обусловливается теми социокультурными факторами, формировавшимися на ранних этапах становления человека и общества, которые образуют его достояние в пространстве генетической памяти.

В Педагогическом энциклопедическим словаре, вышедшем в свет в 2003 году даётся следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» 1 Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; С.185

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др.

В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков и др. Смыслу их творчества присуще рассмотренне патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

Патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатлённый в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни.

Патриотизм - это добровольно принимаемая позиция индивидов, в которой приоритет государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условиями становления и развития гражданского общества. Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и переживается как чувство и образ Родины (императивный аспект).

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.(Словарь)

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).оформитьт как цитату

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

    полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);

    имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;

    этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему этносу;

    государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству.

    квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в современной России предполагает соответствующую активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе, участие коллектива в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства. Он всегда выступает как личностная позиция или отношения к обществу, он становиться содержанием свободы человека, силой его жизненной активности и является внутренней мерой жизнеспособности личности, коллектива, общества и государства.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места или быть предметом спекуляций в политической борьбе.

Современные проблемы патриотического воспитания исследуются в различных отраслях гуманитарного знания. Теоретико-методологические проблемы представлены в:

Философских (Байкова В.Г., Бородин Е.Т., Бенкендорф Г.Д., Зарванский В.М., Вишневский С.С., Ильичёв Н.М., Крылова Н.Б., Лутовинов В.И., Макаров В.В., Мирский Р.Я., Сухотина Л.Д., Никандров Н.Д., Свердлин М.А., Рогачёв П.М., Скурлатов В.И.)

Исторических (Гулыга А.В., Крупницкий Д.В., Платонов О.С., Харланова Ю.В., Ильина В.А., Круглов А.А., Наумов С.В., Рыбаковский Л.Л., Бикмеев М.А., Жилин П.А., Кукушкин Ю.С., Пряхин Д.А., Ермичев А.А., Ярвельян В.И., Войнилов Г.Ю., Кожухова Е.А.), политологических исследованиях (Бабушкина В.А., Левашов В.Н., Петросян Ю.С., Иванова С.Ю., Сафаева Р.А., Явчуновская Р.А.).

Педагогических исследованиях (Агапова И.А., Белозерцев Е.П., Бондаревская Е.В., Бублик Л.А., Быков А.К., Бикметов Е.Ю., Вырщиков А.Н., Григорьев Д.В., Ипполитова Н.И.)

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Модернизация патриотического воспитания в последнее время становится одним из приоритетных направлений образовательной политики, на что безусловное влияние оказывают процессы культурной интеграции населения России. Прямым следствием указанных процессов становится пересмотр традиционных для каждой региональной системы патриотического воспитания положений, их расширение, а также усиливающаяся в последнее время тенденция изоморфизма патриотических функций учебно-воспитательных дисциплин, проявляющаяся в стремлении государства к выработке единого подхода к решению проблем воспитания патриота. Механизмом патриотического воспитания выступает смыслотворческая деятельность, направленная на выработку человеком собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации.

Содержание патриотического воспитания - это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми, признанными (т.е. узнанными) и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.

Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры. Следуя общепринятым в отечественной педагогике (В.В.Краевский, И.Я.Лернер) подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:

Знания о действительности в ракурсе патриотизма;

Опыт подражания патриотической деятельности героев;

Опыт служения Отечеству;

Содержательные характеристики патриотического воспитания, служащие основанием для определения инвариантных целевых параметров, могут быть установлены через систему смысловых соответствий феномена патриотизма в современных исследованиях по философии, социологии, психологии и истории педагогики, что даёт возможность описать патриотическое воспитание как педагогический феномен во всей его сложности и противоречивости, в единстве статических и динамических аспектов.

Необходимо выделить ряд требований к отбору содержания патриотического воспитания:

Соответствие целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;

Обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;

Достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;

Учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. В педагогической науке последней четверти ХХ века разрабатывалось в следующих исследованиях: (Аллерзаев М.Ч., Алпацкий И.И., Бондаревская Е.В., Власова Т.И., Соловцова И.А., Сенюк Д.С., Немкова Е.М., Кодиева Р.И., Парпара А., Андреев Э.М., Яновский Р.Г., Сухотина Л.Г., Иванова С.Ю., Шишацкий А.Т., Монахов О.Н., Бенкендорф Г.Л., Певень Л.В., Калишевски А., Савинова К.Г., Князев Л.Н., Сафаева Р.А., Беляева Л.Н., Явчуновская Р.А., Вишневский С.С., Лаптев П.Н., Черный С.И., Юлдашева К., Бублик Л.А., Кумыков А.Н. и др.)

Историко-краеведческое - познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Горбова М.А., Дузь Л.П.,

орчагин Е.Н., Латорцев А.П., Лисецкая Г.В., Гуртовенко И.И., Михнев Н.Н., Пушкарев Л.Н., Иконников Ю.М., Деренский Е.И., Трубкин М.Я., Бурлыкина Л.И., Толстопятов И.В.)

Гражданско-патриотическое - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско- патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, формирования навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. (Подгорнов А.В., Сиволобова Н.А., Смирнов С.Н., Колчина Н.С., Саллагова З.Б., Рахимов О.Х.-А) Социально-патриотическое направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования. (Валиев И.И., Васильев Г.И., Голованов В.А., Дементьев Д.Н., Дьяченко В.В., Зарванский В.М., Казимирская Т.А., Козлов А.А., Коновалова Г.А., Кострулева И.В)

Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. (Агапова Г.В., Алиева С.А., Аронов А.А., Жильцов Н.А., Зайчиков А.Н., Злыгостев Ю.К., Иванов В.Г., Кашинцев А.А., Константинов С.А., Кузьменков Н.Ф., Ломтев Ю.А., Мильчекова И.В., Бихнеев Н.Н., Подберезкин А.И., Пятиков А.И., Радионов Е.Г., Салиев Р.А., Самарец Г.А., Сеньшов Н.А., Солодкова М.В., Чистяков С.Н., Шинкоренко А.А., Оленин С.А., Бачевский В., Акчурин Р.С)

Героико-патриотическое - это также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. (Лазарев Ю.В., Лукьянова В.П., Мильчекова И.В., Петрянкина А.П., Полуянова Р.А., Романовская Е.В., Соколовская Ю.Б., Шитикова О.Н., Гарбузова В.В., Хлыстова Н.А., Окунева Ю.Е., Радионов Е.Г., Лутовинов В.И., Иваненков С.П., Кусжанов А.Ж., Карташев К.И., Фролов В.Ф., Океанов В.П., Кириленко В.И., Юшенков С.Н. и др.)

Спортивно-патриотическое - направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. (Галкин С.В., Садовников Е.С., Кудинов А.А., Вырщиков А.Н., Пеньковский Е.А., Тужилин А.П., Козлов А.А.и др.)

В центре внимания военных ученых и практиков всегда было организационное строительство Вооруженных Сил России. Процесс их реформирования, начатый еще в 1992 году, проходит в постоянных поисках оптимальных структур видов и родов войск. Однако и сегодня борьба мнений продолжается.

Одной из площадок для дискуссий по проблеме организационного строительства ВС стал цикл «круглых столов», прошедших в Государственной думе Российской Федерации.

Некоторыми ведущими военными специалистами высказывалось мнение, что Вооруженные Силы нашей страны в своей оргструктуре должны иметь четыре вида: традиционные Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМФ), а также новый вид – Войска воздушно-космической обороны (ВКО), на базе которого предлагается создать систему ВКО России и ее союзников. На главные командования видов и родов целесообразно возложить полную ответственность за боевое применение подчиненных им войск, их состояние, развитие и обеспечение.

“ В современной вооруженной борьбе повышается ценность межвидовых группировок войск, особенно если речь идет о стратегическом масштабе”

Другие, не менее авторитетные эксперты, ссылаясь на личный, отечественный и зарубежный опыт, а также на решения Совета безопасности РФ 2005 года, предлагают организационную структуру формировать по сферам боевого применения Вооруженных Сил: земная твердь – СВ, океан – ВМФ, небо и космос – ВВС. При этом систему воздушно-космической обороны (СПРН, ПВО, ПРО и ПКО) предлагается строить на платформе главного командования Военно-воздушных сил.

При весьма широком спектре мнений, который не ограничивается приведенными выше вариантами, крайне сложно сделать обоснованный выбор, возникает угроза субъективного принятия решения. А это крайне опасно. Поэтому следует рассмотреть данную проблему через призму теорий строительства вооруженных сил и военного искусства.

Базовые принципы

Фундаментальные законы военного строительства в отличие от законов природы не могут быть описаны строгими формулами. Это скорее логические конструкции, выстроенные теоретически принципы, являющиеся основой для целесообразной деятельности на данном направлении.

В этом, по мнению Карла фон Клаузевица, единственный смысл всякой теории. Она вооружает нас принципами, тем самым сокращая неизбежное расстояние, существующее между теорией и практикой.

С учетом особого геостратегического положения в строительстве Вооруженных Сил Россия, как и большинство стран мира, придерживается преимущественно базовых организационных принципов.

Основу современной структуры ВС РФ составляют виды Вооруженных Сил – СВ, ВВС и ВМС, а также рода войск (сил).

Видовое построение определяется освоенными сферами боевого применения войск и сил (суша, море, воздушное пространство) и формируется на основании принципа единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в определенной сфере боевого применения.

Рода войск – это составная часть ВС (РВСН, ВДВ и Войска ВКО) или часть вида Вооруженных Сил. Принцип их построения – идентичность основного вооружения, а также форм и способов их боевого применения.

Виды и рода войск ВС РФ возглавляются главнокомандующими (командующими), статус которых предопределяет централизацию управления войсками (силами) на основе принципа единоначалия. Соответствующий главком обладает необходимыми полномочиями по организации боевого применения всех подчиненных ему сил и средств. Вместе с тем главные командования отвечают и за развитие своих войск и их всестороннее обеспечение, а это административные функции. Таким образом, до недавнего времени на главнокомандующих (командующих) видами и родами ВС РФ возлагались как оперативные, так и административные функции одновременно.

Действующая версия

С 2010 года на стратегическом уровне реализуется принцип разграничения прав и ответственности между органами военного управления на оперативные и административные функции (рис. 1). Были созданы межвидовые группировки войск (сил) и органы оперативного управления ими – четыре объединенных стратегических командования (ОСК). В их непосредственное подчинение были переданы объединения, соединения и части СВ, ВВС и ВМФ.

Как следует из представленной оргструктуры ВС РФ, процесс разграничения функций не завершен. Командующие родами войск пока еще сохраняют за собой оперативные и административные функции по управлению войсками.

Кроме того, наличие в этой структуре ВВС и отдельного рода войск – Войск ВКО, который некоторыми экспертами предлагается возвести в ранг вида Вооруженных Сил, свидетельствует о нарушении принципа единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере. Это неизбежно влечет за собой дублирование задач, распыление ресурсов и размывание ответственности в сфере, важность которой никем не оспаривается. Подтверждение тому – непрекращающиеся дискуссии о месте, решаемых задачах и боевом составе этого нового рода войск.

Подобные примеры имели место в советской и российской истории. В оргструктуре ВС СССР, например, были ВВС и Войска ПВО страны, предназначенные для действий в одной сфере. Недостатки этой структуры, проявлявшиеся в мирное время, видел начальник Генерального штаба ВС Советского Союза маршал Николай Огарков. Он предвидел сложность взаимодействия и возможные последствия в боевой обстановке. Именно поэтому стал инициатором объединения ВВС и Войск ПВО страны. К сожалению, намеченные структурные преобразования саботировались некоторыми должностными лицами ВПК и главкомата ПВО исходя из узковедомственных интересов (Махмут Гареев. «Семь лет из жизни маршала»).

В конце концов объективная реальность потребовала создания единой системы ВВС и ПВО, которая существует во всех ведущих армиях мира. Объединение осуществлено в соответствии с указом президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года № 725 «О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их структуры». Одновременно этим же документом вразрез с принципами организационного строительства объявлялось о создании «нового» вида – Ракетных войск стратегического назначения с включением в их состав Военно-космических сил (ВКС) и войск ракетно-космической обороны (РКО). Однако он просуществовал недолго и через три года и три месяца был расформирован.

Рациональный подход

Но как избежать грубых ошибок, бессмысленных трат ресурсов и выйти на оптимальную структуру ВС?

Общеизвестно, что в основе современной вооруженной борьбы лежит принцип согласованного применения войск и сил различной видовой (родовой) принадлежности. В этом случае в наибольшей степени отмечаются преимущества войсковых группировок, свойственные боевым системам. Это не только сумма качеств видов и родов войск. У такой системы проявляется эмерджентность, то есть появляются свойства, которых нет ни у одного из ее составляющих элементов, взятых в отдельности. Говоря иными словами, в современной вооруженной борьбе повышается ценность межвидовых группировок войск (сил), особенно если речь идет о стратегическом масштабе.

Обоснованность этого вывода согласуется с позицией президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева. В частности, он отмечает, что в общей системе вооруженной борьбы решающее значение приобретают активные согласованные действия всех видов ВС. Это обстоятельство, по его мнению, должно найти отражение в новой организационной структуре Вооруженных Сил.

Действительно, с учетом современного характера вооруженной борьбы в ВС большинства зарубежных государств уже в мирное время созданы межвидовые группировки войск (сил) и органы оперативного управления ими. При этом оперативные и административные функции, как правило, не совмещаются. Подобный принцип реализуется в организационном строительстве ВС США и государств НАТО. Следует подчеркнуть, что разделение оперативных и административных функций является еще и эффективным механизмом, позволяющим обеспечить единоначалие межвидовыми группировками войск (сил).

Логика этого типа оргструктуры вооруженных сил – централизованно координируемая функциональная специализация на стратегическом уровне. При этом обоснованно считается, что она имеет ряд преимуществ:

  • обеспечивает сближение структур стратегического звена управления мирного и военного времени;
  • позволяет повысить эффективность и оперативность применения вооруженных сил в различных кризисах и военных конфликтах;
  • стимулирует улучшение качества деятельности и реализацию творческого потенциала сотрудников органов управления;
  • обеспечивает экономию ресурсов.

Построение структуры ВС РФ по функциональному и родовидовому принципам повлечет за собой углубление разделения функций управления на оперативные и административные, потребует увеличения управленческих структур и дополнительных финансовых затрат.

Таким образом, по признаку родства сферы применения все войска (силы) следует сводить в виды вооруженных сил (рода войск), наделенные административными функциями. По признаку целевого назначения, порядку боевого применения и эффективного управления – в боевые системы различного назначения и масштаба под непосредственным управлением соответствующих органов оперативного управления (командований), таких как система воздушно-космической обороны, объединенные межвидовые группировки на стратегических направлениях.

Разделение функций

По нашему мнению, в структуре ВС РФ целесообразно в дополнение к уже созданным командованиям – четырем ОСК и ВКО создать ряд новых: стратегическими наступательными силами (силами сдерживания), силами специальных операций, киберкомандование и некоторые другие. Естественно, под каждым из них должны быть соответствующие боевые системы.

Вариант предлагаемой оргструктуры ВС РФ представлен на рисунке 2. Он преимущественно базируется на логике и принципах организационного строительства и военного искусства. Их следует рассматривать как ряд идей, которые требуют дальнейшей системной проработки с привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны. Тем не менее данная оргструктура позволяет преодолеть давнее противоречие между межвидовым характером применения войск (сил) и средств и их видовой подчиненностью. Это положение подтверждает опыт предыдущего включения ВКС и войск РКО в состав РВСН, что привело к появлению промежуточного звена управления – Главного командования вида, снизило оперативность принятия решений и доведения задач.

Целесообразность создания системы органов оперативного и административного управления стимулируется еще одним обстоятельством. Она исключает возможность переориентации родов войск на решение задач в интересах одного вида ВС в ущерб другим, что имело место в недалеком прошлом. Позволит освободить Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ от несвойственных ему задач по повседневному руководству войсками, передав их органам административного управления. Кроме того, будут созданы реальные условия для перехода на трехвидовую структуру, которая большинством экспертов не оспаривается.

Первое условие – включение РВСН и Войск ВКО в состав Военно-воздушных сил (Воздушно-космических войск) родами войск. При этом в состав его главкомата следует включить только часть отделов и служб командования Ракетных войск стратегического назначения и Войск воздушно-космической обороны, реализующих административные функции. Тем самым будут созданы условия для согласованного строительства и развития войск и боевых систем, предназначенных для действий в воздушно-космической сфере, а также организации и осуществления специальных видов обеспечения.

Остальные отделы и службы указанных родов войск вместе с оперсоставом необходимо ввести в состав оперативных командований: стратегическими наступательными силами и ВКО.

Второе условие – включение ВДВ в состав СВ родом войск. При этом главкомату Сухопутных войск целесообразно отдать только часть отделов и служб, реализующих административные функции, на правах отделов и служб Воздушно-десантных войск.

Незадействованные отделы, службы и оперсостав, реализующие оперативные функции, могут составить основу командования силами специальных операций.

Для пользы дела

Идеи, изложенные в статье, призваны стимулировать дискуссию вокруг проблем организационного строительства Вооруженных Сил, которое в России сегодня ведется без должного научного обоснования. А это, судя по зигзагам реформы Вооруженных Сил, крайне опасно, так как, по словам маршала Фердинанда Фоша, «исход молниеносных столкновений между… армиями… предопределяется организацией и подготовкой мирного времени». Чтобы избежать трагических последствий и дорогостоящих отклонений в результате реализации решений, основанных на узковедомственных интересах и субъективных мнениях, необходимы научная экспертиза и общественное признание правильности идей организационного строительства ВС. Самый талантливый инициатор реформ будет бессилен сделать что-либо существенное без поддержки военнослужащих, без тщательно подобранной команды исполнителей и соответствующей организации работ.

«Величайшее искусство войны состоит в том, чтобы нападать на разум противника, а не на его города

В начале предлагаем вспомнить известные слова Александра III - миротворца, в которых заключается вечная аксиома российской государственной политики: .

Противник, желающий разрушить наше , всячески пытается ошельмовать Армию и Флот (в СМИ, публикациях и книгах распространяя дезинформацию для широкой общественности), разрушить их боевой дух и боеспособность. В наш сложный век доминирование определяется как и раньше ядерным щитом и силами неядерного сдерживания - армией хорошо обученной, способной решать поставленные задачи. Кроме того, центр внимания смещается в сторону так называемой “мягкой силы” . Суть ее вызывает множество споров (иногда спекуляций) и разного рода мнений аналитиков. Если попытаться обобщить лучшие с нашей точки зрения мысли, то ее можно представить как интеллектуальный продукт передовых людей, формирующий мировоззрение, образы и смыслы “правильного” будущего в духе общего сотрудничества, творчества и созидания, построение которого позволит получить обществу, имеющему “мягкую силу” настоящих союзников в лице других стран и их народов. Это добрые намерения российской “мягкой силы”. Есть и противоположные, американские варианты ее применения в виде ударов информационной войны для поражения других стран. Известно, что бои информационных войн ведутся в области смыслов, концепций, образов .

Реальная угроза национальной безопасности России - это , как на ее собственной территории, так и в регионах, традиционно являющихся сферой национальных интересов России (Украина, Прибалтика, Кавказские республики). Одно из направлений информационных войн - информационно-психологические операции, ориентированные на формирование условий для принятия выгодных зарубежным государствам и их деловым кругам решений в военной, политической, экономической и других областях в странах-мишенях. Частью информационной войны являются воздействия враждебного идеологического характера через средства массовой информации, прежде всего через прессу, различные телерадиостанции, интернет. Информационная война нацелена на подрыв воли и интеллекта у руководства страны, на демобилизацию общества, на моральное разложение граждан России.

В ее “боях” людям навязывается негативная матрица и катастрофичность сознания. За лозунгом «живи сегодня» и кликушестве о конце государственности скрыты вполне меркантильные интересы коммерсантов и политиков.

Противодействовать этому можно только сообща, через осознание традиций своего Отечества, а также независимостью и самостоятельностью мышления. Наша задача состоит в формировании частей “мягкой силы” : позитивном мировоззрении, основанном на естественном культурно-историческом опыте нашей Родины. В результате цивилизационная гармошка Руси выиграет не агрессией а культорологически с приложением доброй “мягкой силы”.

В начале октября 2014 года в США была опубликована новая оперативная концепция сухопутных войск США - «Победа в сложном мире. 2020-2040». Главное в концепции указано то, что впервые на уровне официального документа было обнародовано принципиально новое видение облика войны Соединенными Штатами. Произошло качественное изменение формата проектирования Штатами своего места и роли в мире. Американские стратеги определились в предназначении войны и армии в следующие 20 лет XXI века, и в планах превентивного уничтожения потенциальных угроз (назначенные таковыми произвольно, исходя из установок администрации США), важнейшими из которых по-прежнему являются финансовое, энергетическое и идеологическое господство (вот здесь кроется их “мягкая” сила). Это последний из документов, оформивший так называемую «стратегию превентивной войны» : использование войны как средства уничтожения потенциальных геополитических и экономических конкурентов прежде, чем они приобретут достаточную мощь, чтобы блокировать доминирование США в мире. Здесь подразумевается одна основная стратегия – разрушение всех других и оставление себя “вечной и успешной нацией - лидером мира”. Разрушение других может идти – их «сдерживанием - мягкой силой», и прямой войной как вооруженной борьбой.

Не сложно прийти к выводу, что добрая “мягкая сила” (которая даст союзников на почве поддержки и одобрения, а не страха и манипуляций) не может быть создана в рыночной экономике, где в определенной степени отсутствует суверенитет, где течет жизнь, в основе которой лежат собственность и ее распределение, социальное расслоение и борьба за власть. Ее источник начинается там, где присутствует суверенитет духа, опять там же, где Армия и Флот, где в среде твердой дисциплины, созидательного творческого труда и особой системы военного образования формируются защитники и патриоты Отечества. Многие из них, достойно отслужив годы в рядах Вооруженных Сил идут работать в разные отрасли экономики и служить в государственные структуры. Вот тогда, именно они, радеющие за идею защиты Родины становятся источниками той “мягкой силы” , о которой идет речь.

Народ России всегда получал и продолжает получать открытые угрозы, на которые необходимо отвечать, начиная именно с “мягкой силы”. Скрытых угроз тоже хватает. Чтобы отвечать (даже мягко), надо в первую очередь видеть их и четко осознавать, понимать насколько все серьезно. Удары информационной войны бывают жесткими с открытыми угрозами, а бывают (и их большинство) сладкими с обещаниями простоты получения богатств и удовольствий. За ними, естественно, скрывается ложь, разочарование и разрушение всего доброго и вечного, что накоплено обществом. За ними скрывается неопределенность, которую не терпит природа. Да, будет хорошо и красиво, но как и когда это полная неизвестность. Лягушка будет плавать в теплой водичке и постепенно сварится, другая же, сразу попав в кипяток, получит травмы, но выпрыгнет и спасется. Наша задача - выпрыгнуть из кипятка и помочь тем, кто наслаждается. Совершенно четко, именно так ее ставит С.Г. Кара-Мурза в книге “Манипуляция сознанием” .

Кстати, им же правильно подмечено, что простейший пример манипуляции сознанием человека есть реклама , которую мы видим повсюду, ежеминутно и ежечасно. Если принять эту мысль на вооружение, то воспринимать современную рекламу стоит “наоборот” . Как то, что требует самого острого внимания и прозорливости при выборе покупок и принятии решений. А на уроке финансовой грамотности любой преподаватель подтвердит, что реклама в любом случае (и зачастую завышенно-необоснованно) увеличивает стоимость товаров и услуг, ибо она закладывается в их себестоимость. Истинные ценности в рекламе не нуждаются. Предчувствуя острую критику читателей хочется сказать, что рекламировать товары и услуги безусловно необходимо, это двигатель торговли! Но уже не в том формате, который мы видим сейчас каждый день, он безнадежно устарел и от него все устали. Как это сделать, пусть задумается наша армия российских маркетологов. Мы вернемся к угрозам - открытым и скрытым, внешним и внутренним.

Каковы примеры открытых угроз? “В XXI веке США будет развиваться против России, за счёт России и на обломках России” - слова, произнесенные Збигневым Бжезинским (бывшим гос. секретарем США) ярко подчеркивают общий деструктивный для России замысел США, имеющий многолетнюю . За это время конечно были отклики, было и есть осознание происходящего (но к сожалению, не массовое). Известный историк и социолог Андрей Ильич Фурсов в своих замечательных докладах и публикациях часто приводит очень удачные примеры.

1) Когда то Андропов, как только стал Генеральным секретарем КПСС, сказал фразу: «Пусть империалисты знают, если они нас не тронут, то и мы их не тронем» . Это был сигнал, который Андропов посылал Западу: «Ребята, давайте жить дружно» . Это было очень наивно, потому что эти ребята никогда не будут жить дружно, и никогда не оставят Россию в покое .

2) Замечательный советский разведчик Леонид Владимирович Шабаршин , однажды сказал: «Западу от России нужно одно – чтобы ее не было» . И то, что мы слышали в 90-е годы, и слышим сейчас от западных лидеров, это именно в этом направлении. А все разговоры о дружбе, союзничестве и демократии, это как Галич пел: «Это рыжий, все на публику».

Чтобы уничтожить государство требуется на его территории организовать беспорядок и хаос на фоне равнодушия и цинизма. Чтобы противостоять этому нужно постоянно противодействовать беспорядкам и наводить порядок. А он начинается с дисциплины. Давно известно управленческой науке, что важный принцип функционирования системы – принцип единоначалия , где один человек принимает решение, оно обязательно для исполнения всеми участниками управляемой структуры, но в тоже время принявший решение имеет строгую персональную ответственность за свои решения. Именно этот принцип является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил , руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Он закреплен в Общевоинских уставах.

Строительство Вооруженных Сил во все времена было и есть - важная государственная задача. Как известно, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую, причем во втором случае условия кормления для кормящих будут унизительными и рабскими по отношению к последним . Об этом надо помнить всегда.

Задача строительства ВС ставится в ряде государственных нормативных документах и нам хотелось бы обратить внимание на Военную доктрину России . Это декларация о политике государства в области военной (оборонной) безопасности, система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения. Этот документ обновлен совсем недавно, в декабре 2014 г. и является как всегда миролюбивым. В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера .

Обратим внимание на то, что II раздел Военной доктрины раскрывает существующие ныне военные опасности и военные угрозы Российской Федерации . Здесь обращается внимание на то, что мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития , неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.

Соперничество ценностей это еще мягко сказано, здесь кроется скрытая и открытая война смыслов, идет она давно и сейчас стала еще агрессивнее. Каковы должны быть наши действия? Если мы хотим мира, то уже надо не готовиться к войне, а именно воевать. За суверенитет Отечества, а он состоит из трех составляющих: суверенитет географический, суверенитет экономики, суверенитет духа. Во время войны готовиться к войне – поздно, надо воевать. Поэтому – Главный мотив, принцип и закон современного бытия – «Хочешь мира – воюй!!!». Против засилья лживой информации, мифов и фальсификаций истории. И здесь кроется очень мощный источник той самой “мягкой силы” , о которой мы вели речь выше.

Военная доктрина перечисляет мировые проблемы, которым можно дать общее название “кризис” - знаковое слово современности, порядочно всем надоевшее. Кризис во всем. Появилось его новое производное - “санкции”. Сегодняшний мировой экономический кризис только обозначает общий кризис современной цивилизации, как кризис управления человечеством. В мире идет всеобщая и непрерывная война за множество разных интересов. Наступление фазы вооруженного конфликта не исключается. России брошен вызов, факт ведения войны Западом против России неоспорим. Очевидно то, что НАТО смотрит на Россию исключительно сквозь прорезь прицела.

Противники не дремлют, и их количество, к сожалению, растет, потому что они приобретают (разными способами) союзников. В круг противников, в первую очередь входит радикальный либерализм и олицетворяющие его государства. Во вторых, военно-политическая структура – НАТО, включая политические химеры типа Украины, а также силы внутренней пятой колонны , в-третьих, радикальный политический ислам и, олицетворяющие его государства, в-четвертых негосударственные формирования, а также внутренние силы его поддержки.

Одной из основных внутренних военных опасностей в новой Военной доктрине РФ признана деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества .

Агрессивные военные действия начались не только на информационном фронте, но и в финансовой и экономической сфере (санкции). К войне готовится военная структура НАТО, в активизации деятельности замечены и частные военные компании. Цель развязанной Западом против России очередной войны как всегда одна – расчленение огромной страны и откровенный грабеж ее ресурсов и богатств. Все это не остается незамеченным для руководства нашей страны.

Так, в 2015 году основные усилия Минобороны России будут сосредоточены на повышении боевых возможностей Вооруженных сил, наращивании боевого состава. Большое значение уделяется некоторым специфическим регионам России - Крыму, Калининградской области и Арктике. Россия переходит от тотальной глубоко эшелонированной обороны на всей своей территории к развертыванию подразделений на наиболее военно-опасных направлениях. В утвержденный в конце декабря план деятельности Минобороны внесены корректировки с учетом принятых решений по наращиванию боевого потенциала .

Уточнены показатели оснащения ВС РФ современным вооружением и военной техникой, скорректирован ход строительства военных городков и объектов военного назначения. Президент РФ, Владимир Владимирович Путин выступая перед членами Федерального Собрания в декабре 2014 г., сказал, что в затратную гонку вооружений Россия не втянется, но свою безопасность обеспечит надежно !

В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости:

Обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов;

Совершенствования взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, другими войсками и органами;

Интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов;

Совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

Подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

Делая вывод по теме статьи необходимо отметить, что мы живем в предвоенную эпоху. Вооруженная борьба, это только одна из форм (фаз) войны. На фоне всеобщего кризиса началась перестройка мировой верхушки, происходит болезненная ломка старого миропорядка, происходит борьба смыслов, идей и образов. Новая мировая война (теневая, гибридная война) в отличие от первой и второй мировых войн не имеет ни чётких фронтов, ни временных и пространственных пределов.

Одна из внутренних угроз - неосознанность происходящего. Идет война против России, попытка расчленения огромной страны. Победит в ней тот, кто обеспечит интеллектуальное превосходство (добрую “мягкую силу”). Для решения этой задачи нужно создавать систему рационального знания о мире и систему противодействия информационной войне. Другими и не менее важными факторами нашей победы остаются силы ядерного и неядерного сдерживания - вечные союзники России: Армия и Флот!

. Суверените́т (фр. souveraineté - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

. Пятая колонна (политические группировки, тайно или явно противодействующие основной политике государства; террористы; бизнесмены с интересами за границей).

Видеосъемка : Буянов А.О. - ведущий программист группы разработки видеоматериалов Финуниверситета . Монтаж: В.В. Головинский - директор центра

Начальник учебной части - заместитель начальника Военной кафедры Финуниверситета , [email protected]

Директор Центра информационных систем Финуниверситета доц.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В НАЧАЛЕ XXI в.

В соответствии с принятыми решениями Генеральный штаб разработал «План строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 гг.». После его утверждения Президентом РФ 16 янва­ря 2001 г. начался 3-й этап в строительстве и реформировании ВС РФ, который продолжается по настоящее время. В марте 2001 г. министром обороны был назначен СБ. Иванов.

В начале нового столетия больше внимания стало уделяться преодолению негативных явлений в войсках (силах), связанных с недофинансированием ВС в прежние годы; приведению их струк­туры, состава и численности в соответствие с уровнем существую­щих и прогнозируемых военных угроз РФ, финансово-экономи­ческими возможностями государства.

В рамках реализации «Плана строительства и развития ВС на 2001 - 2005 гг.» решались следующие задачи:

завершение выполнения плановых мероприятий по оптимиза­ции структуры, состава и численности ВС с выходом на установ­ленные количественно-качественные параметры;

обеспечение поддержания группировок стратегических ядер­ных сил на уровне, гарантирующем сдерживание от развязывания агрессии против РФ и ее союзников;

придание нового качественного содержания развитию сил об­щего назначения, в первую очередь соединений и воинских частей постоянной готовности, для решения боевым составом мирного времени первоочередных задач обеспечения военной безопасно­сти государства;

в области военно-технической политики - формирование на­учно-технического задела для разработки перспективных и произ­водства современных образцов (комплексов) оружия и военной техники, с тем чтобы подготовить основу для перевооружения ар­мии и флота России;

создание условий для повышения уровня социального обеспе­чения военнослужащих и престижа военной службы в российском обществе.

Одним из основных направлений строительства ВС РФ яви­лось дальнейшее совершенствование их структуры. РВСН как вид ВС в 2001 г. преобразованы в два самостоятельных рода войск - РВСН и Космические войска (KB). Тем самым ВС были переведе­ны на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Таким образом, по существу реализован принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы: суша, воздух-космос, море.€7В 2001 г. воссоздано Главное командование Сухопутных войск, что позволило добиться централизации руководства этим видом ВС, его строительством, обеспечить проведение единой кадровой, военно-технической и военно-научной политики. Оптимизирова­на также система военно-административного деления территории страны - количество военных округов сокращено с семи до шести (Приволжский и Уральский военные округа объединены в При-волжско-Уральский военный округ). Практически завершилось создание группировок войск (сил) на стратегических направлени­ях. Значительный объем организационных мероприятий проведен в ВВС, ВМФ, родах войск, в структурах Тыла ВС и других состав­ляющих ВС РФ.

Особое внимание начиная с 2001 г. уделялось преобразованию системы управления ВС, приведению ее в соответствие с их соста­вом и численностью, новой видовой структурой и созданными группировками войск (сил).

Была развернута работа по совершенствованию системы комплектования ВС путем поэтапного перехода к постепенному замещению воинских должностей преимущественно военнослу­жащими, проходящими военную службу по контракту. Проведе­ны мероприятия по реформированию военно-научного комп­лекса Министерства обороны. В целом завершено создание органов военного управления научной работой в видах и родах войск ВС, главных и центральных управлениях Министерства обороны.

Одновременно продолжалось совершенствование норматив­но-правовой базы. В рамках этой работы под руководством Гене­рального штаба совместно с заинтересованными министерства­ми и ведомствами были разработаны проекты федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» (при­нят в мае 2001), «О военном положении» (январь 2002), а также Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (июль 2002).

С 2002 г. активизировалась реализация мер социальной на­правленности, призванных поднять статус и престиж военной службы. Впервые за последние годы осуществленный плановый ввод жилья в 2002 г. позволил сформировать устойчивую тенден­цию к снижению общего количества бесквартирных военнослу­жащих.

В рамках проводившейся в стране административной реформы Указом Президента РФ во второй половине августа 2004 г. введено в действие обновленное Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно новому Положению, возросла роль Министерства обороны по выработке и реализации государ­ственной политики, нормативно-правовому регулированию в об­ласти обороны.

Приказом Министра обороны РФ от 31 декабря 2004 г. утверж­дено новое Положение о Генеральном штабе, в которое по сравне-

нию с Положением 1998 г. были внесены существенные измене­ния. Генеральный штаб стал «органом военного управления Министерства обороны, осуществляющим планирование приме­нения Вооруженных Сил, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации ВС, пла­нирование строительства ВС». Руководство деятельностью Гене­рального штаба возложено на министра обороны Российской Фе­дерации.

Таким образом, 3-й этап строительства ВС характеризуется как период оптимизации реформирования ВС, постепенного станов­ления их нового облика.

В целом реализация намеченных планов позволит российским ВС эффективно выполнять возложенные на них задачи по защите Отечества, сохранять и приумножать ратные традиции российско­го воинства

Практика строительства и реформирования ВС РФ свидетель­ствует о том, что эффективность осуществляемых мероприятий всецело зависит от их адекватности политическому и социаль­но-экономическому развитию страны, от соответствия полити­ческих, экономических, собственно военных, социальных, пра­вовых и иных мер по приведению структуры, состава, численности ВС, систем их комплектования, оснащения и все­стороннего обеспечения действительным потребностям ВС и ре­шаемым ими задачам.

Как показывает накопленный опыт, строительство и особенно реформирование ВС не могут вестись успешно без детально разра­ботанной законодательной нормативно-правовой базы.

Предпринятые практические шаги в этом направлении приве­ли к определенным положительным результатам, более последо­вательно и планомерно стали решаться вопросы военного строи­тельства, четко определяться его основные направления, задачи и пути решения.



В современных условиях по-прежнему актуальными являются вопросы совершенствования системы военного управления, уско­рения технического переоснащения армии и флота, финансового обеспечения их строительства, улучшения социально-бытовых условий защитников Отечества.

Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 - 1998. М, 1999. Т. 1-2.

Военная доктрина Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17.

Двухсотлетие Военного министерства. 1802-2002 гг.: Очерки истории Во­енного министерства. М., 2003.Жилин В.А. Организационное строительство Вооруженных Сил: История и современность. М., 2002.

Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федера­ции // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 46.

Положение о Министерстве обороны Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 46.

Скворцов А. С. Генеральный штаб в системе органов центрального военного управления страны //Военно-исторический журнал. 2003. № 1.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многовековой опыт истории показывает, что по мере измене­ния политических, социально-экономических и материально-тех­нических условий жизни общества менялись характер и масштабы войн, непрерывно возрастали их размах и напряженность. Из кратковременных столкновений небольших недостаточно органи­зованных и примитивно вооруженных армий древнейших госу­дарств войны постепенно превратились в длительные, проходящие на огромном пространстве ожесточенные сражения многомилли­онных масс войск, оснащенных разнообразной и многочисленной военной техникой.Исторический процесс общественного развития привел к со­зданию качественно новых армий с более совершенной организа­цией и системой комплектования, обновленными формами и спо­собами обучения и воспитания личного состава, более высоким уровнем технического оснащения.Совершенствование промышленного производства, новые до­стижения в науке и технике создавали необходимые материаль­но-технические предпосылки для дальнейшего развития вооруже­ния и военной техники.После Второй мировой войны получили широкое распростра­нение средства борьбы, требующие для своего применения кол­лективных усилий. На всех этапах совершенствования оружия основная тенденция заключалась в непрерывном росте его пора­жающих свойств и увеличении боевой мощи.Появление нового оружия обусловливало изменение организа­ционной структуры войск, а это, в свою очередь, вело к совершен­ствованию форм и способов военных действий. Каждой эпохе гос­подства того или иного вида оружия были свойственны определенные способы вооруженной борьбы.Непрерывный рост боевой мощи оружия определил последова­тельное рассредоточение боевых порядков как основную тенден­цию их развития с древнейших времен до наших дней. Массовое применение усовершенствованных средств борьбы коренным об­разом влияло на изменение роли, места и приемов практического применения всех родов войск на различных этапах боя, усложняло организацию их взаимодействия.Изменения форм и способов вооруженной борьбы, вызывае­мые к жизни новыми средствами ее ведения, в дальнейшем сами оказывают влияние на эти средства, обусловливая их совершенст­вование. В то же время способы ведения борьбы оказывают непо­средственное влияние на организационную структуру войск, вызывая непрерывное ее изменение, а организация войск в свою очередь воздействует на данные способы, стимулируя их модерни­зацию. Средства и способы вооруженной борьбы влияют также на изменение роли и удельного веса каждого вида и рода войск ВС. Так, например, некогда господствовавшая на полях сражений конница, как наиболее подвижная и маневренная часть войск, по мере роста огневой мощи оружия и внедрения механического транспорта постепенно утратила свое значение, а авиация, испо­льзовавшаяся первоначально в основном для разведывательных целей, по мере ее развития стала одним из основных средств пора­жения противника.По мере усложнения вооружения и военной техники, боевых информационных управляющих систем и комплексов возрастает роль человека - воина, который должен в совершенстве владеть этой техникой, уметь правильно ее применять в сложной боевой обстановке. На развитие военного дела оказывают влияние не только объ­ективные, но и субъективные факторы. К ним можно отнести ор­ганизаторские способности командного состава, искусство вое­начальников предвидеть ход развития событий, умение организовать бой, мобилизовать все силы и средства на выполне­ние боевой задачи. Существует немало примеров, когда успех сражения или боя в значительной степени зависел от личностных качеств командира.Изучая военную историю, надо помнить, что к опыту прошло­го необходимо относиться, с одной стороны, бережно, а с дру­гой - критически. Его изучение нельзя превращать в самоцель. Опыт прошлого должен способствовать более глубокому понима­нию современного военного искусства, перспектив его дальней­шего развития, он должен учитываться при создании новых ви­дов вооружения и военной техники, при совершенствовании организационной структуры ВС государства. Опыт прошлого - это великий кладезь мысли и практической деятельности про­шлых поколений, которые надо правильно и в полном объеме ис­пользовать в современных условиях для укрепления обороноспо­собности нашей Родины. В этом и помогает нам наука, название которой - военная история.