Порядок составления декларации водного налога. Декларация сточных вод: состав и свойства. Скачать бланк налоговой декларации по водному налогу




Наряду с оплатой налога на плечи налогоплательщиков ложится обязанность по предоставлению отчётности. Лица, занимающиеся по специальному водопользованию, платят и заполняют специальную форму декларации. О том, как правильно нужно заполнять декларацию по водному налогу, какие она имеет особенности, пойдёт речь в статье. А также для наглядности будет приведён пример её заполнения.

Кто и куда должен сдавать

Налоговая декларация по водному налогу (ВН) является обязательным элементом системы налогообложения для её участников, а именно, для лиц, признанных плательщиками ВН. Местом её представления, в зависимости от признака налогоплательщика, может быть:

  • инспекция ФНС по территориальному расположению использующегося объекта;
  • Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если лицо таковым является;
  • налоговый орган, давший , для иностранных предприятий.

Форма и особенности

Новая форма отчётности по ВН была введена в действие приказом Налоговой службы № ММВ-7-3/497 от 09.11.2015. На практике её стали применять с первого квартала 2016 года. Вместе с формой этим приказом были установлены правила заполнения отчётности и электронный формат документа для представления на небумажных носителях.

В связи с применением повышающих коэффициентов, установленных ст. 333.12 НК РФ, новая форма декларации имеет несколько особенностей, в частности:

  • для учёта базовых повышающих коэффициентов, установленных на год;
  • для применения особых показателей, если у отчитывающегося лица не установлены измерительные системы;
  • в случае забора подземных вод с целью дальнейшей реализации.

Таким образом, декларация представляет собой подробный отчёт с расчётом суммы налога, подлежащего к уплате. Её форма предусматривает применение любых коэффициентов и показателей, а также в зависимости от вида использования вод в рамках установленных нормативов и сверх них.

Порядок заполнения декларации по водному налогу

Декларация по налогу на воду, как и декларации любых других систем налогообложения, имеет типовую форму, состоящую из титула и нескольких разделов с подразделами. Заполнение происходит с соблюдением некоторых правил, с учётом вида водопользования и вида самого объекта.

  • 1 лист – титульная страница;
  • 2 лист – сведения о физическом лице, не являющемся ИП (для лиц, не указавших ИНН и иностранных граждан);
  • 3 лист – 1-й раздел «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • 4-5 лист – 2-й раздел «Расчёт налоговой базы и суммы водного налога» с подразделами:
  • 2.1 ____ при заборе воды;
  • 2.2____при использовании .

Бланк декларации можно скачать .

Правила и инструкция

При заполнении декларации по ВН налогоплательщик должен руководствоваться следующими правилами:

  1. Писать шариковыми ручками только с чёрной или синей пастой. При заполнении на компьютере использовать шрифт Courier New размером 16 или 18.
  2. Нумеровать листы сквозным способом.
  3. Не исправлять опечатки с помощью корректирующих жидкостей и штрих-лент, допустимо только перечёркивание неверного значения с заверительной подписью налогоплательщика.
  4. Использовать только одностороннюю печать.
  5. Рассчитанные суммы округляются до целых рублей.
  6. Только дробные значения и даты указываются так, как они есть, в соответствующих строках.
  7. Нельзя скреплять листы декларации степлером или сшивать нитью.
  8. В каждой строке числа записываются слева направо, если остаются незаполненные места, то там указываются прочерки в виде тире.
  9. Первый раздел заполняется отдельно для каждого объекта вод в пользовании по соответствующим и , поэтому в него допустимо добавлять нужное количество дополнительных страниц.
  10. Первый подраздел второго раздела заполняется, если налогоплательщик пользуется водами для их забора. Заполнение раздела учитывает специфику водопользования, в том числе сверхлимитное потребление и отсутствие измерительных приборов.
  11. Второй подраздел заполняют организации, имеющие лицензию на остальные виды водопользования: для гидроэнергетики, для сплава, для использования акватории, отдельно по каждому из них с указанием соответствующего кода.

Пример и образец

  • «Авангард» в лице своего руководителя Богданова А.В. предоставляет в налоговый орган декларацию по водному налогу. Титульный лист заполняется с указанием ИНН и КПП лица, вида экономической деятельности, контактных данных, числа страниц документа и даты предоставления.
  • Юридическое лицо указывает ИНН, не является иностранной компанией, имеет свой на территории страны, поэтому второй лист декларации не заполняет.
  • В первом разделе бухгалтер ООО «Авангард» указывает КБК и ОКТМО, а также всю сумму водного налога, которую нужно будет оплатить в отчётном квартале. Эта сумма получается из сложения сумм в двух подразделах следующего раздела.
  • В первом подразделе бухгалтер указывает наименование объекта водопользования, сведения о действующей лицензии, код водопользования в соответствии с Приложением №4 Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу.
  • Организация осуществляет забор подземных вод из артезианской скважины. В этот налоговый период было потреблено на 20 тысяч куб.м выше лимита, все эти сведения тоже отражены в соответствующих строках. Округлённые налоговые ставки указаны с учётом коэффициентов.
  • ООО «Авангард», кроме лицензии на забор воды, ещё имеет лицензию на использование акватории реки Оки в соответствии с указанной площадью. Поэтому бухгалтер этой организации отражает эти данные во втором подразделе декларации для расчёта суммы ВН отдельно за этот вид водопользования.
  • На этой странице указывается сведения о лицензии, данные договора на пользование объектом и площадь водного пространства. В строках от 080 до 100 нужно ставить прочерки в виде тире, так как организация не занята в сфере гидроэнергетики, и не сплавляет древесину. Сумма налога по ставке с учётом коэффициента вносится в строку 130.

Таким образом, ООО «Авангард» отчитывается за первый квартал 2016 года, имея две лицензии на забор вод и на пользование водным пространством реки Оки.

Образец заполнения налоговой декларации по водному налогу

Нюансы нулевой декларации

  • У некоторых организаций возникают такие периоды, когда водопользование не осуществлялось. Тогда у них возникает резонный вопрос, нужно ли им заполнять декларацию по водному налогу за «пустой» налоговый период? Закон гласит, что в таком случае налогоплательщик должен подать .
  • Наличие лицензии на деятельность, связанную с использованием водного объекта, накладывает на налогоплательщика обязанность представлять отчётность ежеквартально. Особенностью такой декларации является проставление нулевых показателей в случае отсутствия объекта налогообложения.
  • Если у предприятия отсутствует необходимость дальнейшего использования водного объекта, то целесообразнее будет закрыть эту лицензию. С момента прекращения действия лицензии у налогоплательщика пропадает обязательство представлять отчётность по водопользованию каждые три месяца.

Декларация о составе и свойствах сточных вод – обязательный документ, который отражает количество и состав стоков, сбрасываемых природопользователем в центральную городскую канализацию. Подается декларация ежегодно в организацию по управлению водноканализационным хозяйством города. Законодательно процесс составления и согласования декларации о составе и свойствах сточных вод регламентируется ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» (от 10.01.2002 г.) и Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644.

Основная цель составления и подачи подобного документа – контроль уровня загрязненности сточных вод предприятия и объективная оценка негативного воздействия конкретного объекта на природную среду региона.

В связи с тем, что для правильного оформления декларации о составе и свойствах сточных вод необходимо провести ряд профессиональных исследований и расчётов доверить разработку этого документа можно только профессионалам в области экологии. Именно такие специалисты работают в .

Кто должен подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод?

Вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности, декларация должна в обязательном порядке быть подана следующими группами природопользователей:

  • Предприятия и организации, к которым применяются специальные нормативы по количеству и качеству сбросов;
  • Предприятия и организации, деятельность которых сопровождается отведением стоков в центральную систему городской канализации объемом, превышающим 30 кубических метров в сутки.

При этом такие предприятия должны обязательно иметь утвержденные нормы сбросов. Данные, поданные в декларации должны соответствовать действительности и сохраняться на этом уровне, на протяжении всего срока действия документа (1 год). Если в технологической схеме предприятия произошли существенные изменения, было внедрено новое оборудование и очистные сооружения, или объект вовсе был переориентирован на другую схему производства, потребуется разработка и согласование новой декларации о составе и свойствах сточных вод.

Порядок разработки и согласования декларации о составе и свойствах сточных вод

Декларация о составе и свойствах сточных вод должна обязательно содержать сведения о количестве стоков, сбрасываемых в городскую канализацию, а также их компонентный состав и основные характеристики. Утверждается и заверяется документ руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим сброс сточных вод в центральную канализацию.

Декларация должна быть подана в организацию по управлению водноканализационным хозяйством города до 1 июля текущего года. Вплоть до начала проверки и контроля данных, указанных в декларации, ответственное лицо может вносить в документ уточнения и необходимые изменения.

Грамотно оформленная декларация должна содержать следующие данные:

  • Общая информация о предприятии или ИП – наименование, номера регистрационных документов, реквизиты договора об отведении сточных вод в систему канализации, перечень объектов, осуществляющих сбросы и т.д.
  • Требования к химическому составу и физико-химическим свойствам стоков, утсановленные на текущий момент времени.
  • Рассчитанные и согласованные нормы и лимиты на проведение сбросов в канализацию.
  • Данные лабораторных исследований, относительно компонентного состава проб стоков предприятия. Здесь должен быть указан уровень концентрации веществ, способных оказать негативное влияние на экологическую обстановку, в случае превышения согласованных ранее норм.
  • Подробная схема внутренних инженерных сетей предприятия, с указанием узлов выведения стоков в центральную канализационную систему.
  • Количество стоков, попадающее в централизованную канализацию через каждый узел контакта ее с инженерными сетями объекта.

Оформленная и заверенная Декларация о составе и свойствах сточных вод передается в местные органы по управлению водноканализационным хозяйством, однако в течение трех дней все данные будут переданы в территориальный орган государственного экологического надзора.

Чтобы не допустить ошибок при разработке документа, получить точные данные лабораторных исследований и своевременно предоставить декларацию в органы экологического контроля и надзора, разработку документа следует доверить опытным и высококвалифицированным специалистам компании «Экобезопасность».

Все что стекает в природные водоемы с территорий городов и сел называется сточными водами. Стоки бывают бытовые и промышленные. Уровень загрязнения бытовых стоков давно рассчитан, системы очистки адаптированы для соответствующего количества воды и уровня загрязнений. Однако сточные воды, которые поступают с большинства производственных предприятий, имеют разный уровень загрязнения. Для того чтобы природоохранные службы имели возможность очистить и этот объем загрязненных жидкостей, Правительство РФ выпустило в 2013 году постановление № 644, в соответствии с которым каждое предприятие обязано предоставлять Декларацию о составе и свойствах стоков.

Кто подает Декларацию?

Этот документ описывает уровень загрязнения, количество и частоты сброса стоков предприятия в центральную систему водоотведения. Подают такую Декларацию компании, у которых есть свой вход в систему водоотведения, если они сбрасывают не менее 30 кубометров загрязненной воды в сутки. Кроме этого Декларацию обязаны сдавать предприятия, для которых ранее было установлено ограничение по объему стоков. Необходимо учитывать, что данный документ не санкционирует залповый сброс стоков и не может предусматривать вывод в систему водоотведения запрещенных микроорганизмов.Декларация, утверждаемая руководством компании, готовится и подается заблаговременно – за полгода до срока действия. Проще говоря, Декларацию о свойствах и составе сточных вод на следующий год вы обязаны предоставить до июля текущего года. При этом в документ по мере необходимости могут вноситься изменения до того момента, как местные природоохранные инстанции оповестят вас о взятии проб ваших стоков для проверки уровня загрязнений.

Декларация состоит из следующих разделов:

  • общая информация о компании, куда входят и данные договора об отведении стоков, и список производственных мощностей, для которых установлены нормативы стоков;
  • установленные законом нормы по составу стоков, содержанию загрязнителей и периодичности сбросов;
  • количество сверхнормативных загрязнений, которое содержат сточные воды;
  • схема внутренней сети водоотведения, на которой обозначены контрольные колодцы и входы в центральную систему;
  • среднее количество загрязнений, которое сбрасывается в каждый выход с систему водоотведения.

Плательщиком водного налога становится любое физическое или юридическое лицо, которое использует в деятельности особое или специальное водопользование. Уплата сбора регулируется статьями 333.8-333.15 НК РФ.

В этих статьях говорится о том, что не все граждане и организации обязаны уплачивать налог . Так, например, если фирма или предприниматель пользуются ресурсом на основании соглашения о предоставлении водного объекта, платить сбор им не нужно.

Объекты, база, ставки

Правила подсчета и уплаты налога содержатся в главе 25.2 НК РФ . Способы пользования, признаваемые налогооблагаемыми объектами :

  • сбор воды из водоемов;
  • задействование объекта в гидроэнергетике;
  • использование водоема для транспортировки древесины;
  • использование акватории.

В аналогичные сроки необходимо произвести уплату налога в бюджет.

Если особое водоиспользование участвует в работе физлиц (в т. ч. иностранных граждан), они также сдают копию отчетности в инспекцию, которая выдала лицензию.

Льготы по водному сбору законом не предусмотрены.

Налогоплательщик по истечении отчетного периода самостоятельно производит расчет налога, руководствуясь положениями статьи 333.13 НК РФ . Для этого налогооблагаемую базу необходимо умножить на ставку и соответствующий коэффициент, который указан в статье 333.12 НК РФ .

Заполнение декларации

Отчетность сдают все плательщики сбора за водопользование (т. е. организации и граждане, использующие водный объект по лицензии). Форма утверждена Приказом Минфина России №29Н .

Нужно учитывать, что налоговую не интересует, велась деятельность в конкретный период или нет . Даже если ресурс никак не использовался, следует сдать «нулевую» отчетность (с прочерками в соответствующих графах).

Если учредитель решил прекратить деятельность, нужно просто аннулировать лицензию . В противном случае за неподанные вовремя декларации будут начисляться штрафы. Информация по этой теме представлена в статьях 333.8 и 333.15 НК РФ.

Отчетность по водному сбору состоит из следующих элементов :


Все четыре подраздела заполняются исходя из того, как именно используется объект. Если, например, учреждение только качает воду, но акваторию не использует, в инспекцию нужно будет сдать только «титульник», разделы 1 и 2 и подраздел 2.1.

Разделы 1 и 2 сдают все без исключения . У титульного листа есть вторая страница – она предусмотрена для тех, у кого отсутствует ИНН.

В обязательных к представлению разделах «один» и «два», а также в титульном листе указываются все сведения по объекту, реквизиты, налогооблагаемая база и итоговая сумма к уплате.

При заполнении декларации нужно следовать ряду базовых правил :

  • отчет сдают в бумажном или электронном формате;
  • при заполнении от руки разрешается писать только черными, синими или фиолетовыми чернилами;
  • применение корректоров не допускается;
  • ошибку можно исправить посредством обычного зачеркивания;
  • рядом с любым исправлением нужно расписаться;
  • вся информация вносится заглавными печатными буквами;
  • стоимостные значения указываются в рублях, целиком;
  • если показателя нет, делается прочерк;
  • скрепление и сшивание страниц средствами, повреждающими бумагу, запрещено.

Заполнение титульного листа :

  1. ИНН/КПП . Если идентификационный номер состоит из десяти цифр, в первых двух полях нужно поставить нули. В документе указывается КПП, присвоенный налоговой по месту сдачи отчетности. Если фирма сдает декларации по своему местонахождению, нужно прописать ИНН/КПП, указанные в свидетельстве о постановке на налоговый учет, из уведомления (форма №9/КНУ – крупнейшие плательщики) или свидетельства для зарубежных компаний по форме №11СВ/Учет.
  2. Номер корректировки . Для первичного отчета – «0», для уточненной декларации – порядковый номер сдачи («1», «2» и т. п.).
  3. Код налогового периода .
  4. Отчетный период .
  5. Код инспекции, куда сдается декларация . Прописан в свидетельстве о постановке на учет.
  6. Код по месту нахождения . Если документ сдается по месту нахождения водоема, указывается код «255».
  7. Полное название юрлица или ФИО физического лица .
  8. Код ОКВЭД .
  9. Код типа реорганизации (ликвидации) .
  10. ИНН и КПП реорганизованного учреждения .
  11. Контактный номер телефона .
  12. Число страниц декларации .
  13. Число листов подтверждающих бумаг .

На титульном листе расписывается руководитель компании, им же проставляется дата заполнения и ставится печать. Если информацию указывает представитель фирмы, к отчетности нужно приложить нотариальную доверенность.

Физические лица просто расписываются и ставят дату. При отсутствии ИНН гражданин заполняет страницу 2 «титульника».

Заполнение строк раздела 1 :

  • 010 – КБК налога на водопользование;
  • 020 – ОКТМО местности, где уплачивается сбор (можно посмотреть в общероссийском классификаторе), в оставшихся свободных ячейках ставится прочерк;
  • 030 – суммарное значение налога по всем типам водопользования (в пределах одного ОКТМО).

Второй раздел включает два подраздела, которые заполняются в зависимости от налогооблагаемого объекта. Указанные разделы заполняются по каждому объекту отдельно (по всем лицензиям и ОКТМО). В случае применения различных ставок расчет для каждой представляется на отдельном бланке.

Первый подраздел заполняют, если производится водозабор. Здесь нужно указать:

  • 010 – КБК сбора;
  • 020 – ОКТМО местности, где используется объект;
  • 030 – наименование объекта (озеро, река, море и проч.) либо номер скважины (для подземного источника);
  • 040 – серия, номер, тип лицензии;
  • 050 – код водоиспользования;
  • 060 – количество ресурса, полученного по конкретному коду водоиспользования (суммировать строчки 070 и 100);
  • 070 – фактически полученный объем воды из объекта, если случай не подлежит налогообложению;
  • 080 – код цели сбора ресурса;
  • 090 – лимит использования воды в 1000 м 3 (указывается в лицензии);
  • 100 – суммарный объем воды, облагаемый сбором (сложить строчки 101 и 102);
  • 101 – вода, полученная по лимиту;
  • 102 – вода, полученная сверх лимита;
  • 110-150 – ставки с коэффициентами;
  • 160 – сумма платежа (101 * 110 * 130 * 140 * 150 + 102 * 120 * 130 * 140 * 150).

Ставка с учетом коэффициента округляется до рубля.

Второй подраздел заполняется в следующих случаях:

  • использование акватории объекта;
  • участие объекта в работе ГЭС;
  • использование объекта для лесосплава.

В этом подразделе по каждому объекту и типу использования отражаются:

Правила расчета сбора :

Пример : ЗАО «Вымпел» получает водные ресурсы из подземного источника в Приволжском округе на различные цели по двум лицензиям:

  • для личных производственных нужд (из подземного источника) – годовой объем 80 000 м 3 ;
  • для водоснабжения населения – лимит 120 000 м 3 .

За первый квартал 2018 года компания получила объемы:

  • для личных целей – 28 000 м 3 ;
  • для населения – 23 000 м 3 .

Сбор за первый квартал рассчитан отдельно для каждого вида использования. Лимит водопользования для личных целей составляет 20 000 м 3 – фирма его превысила.

Ставка налога с учетом коэффициента составляет:

  • 459 рублей за каждую тысячу кубометра (348 * 1,32);
  • 2297 за тысячу кубометра при превышении лимита (348 * 1,32 * 5).

Размер платежа для личных нужд составит:

20 000 м 3 * 459 = 9180 рублей

8000 м 3 * 2297 = 18 376 (за превышение)

Размер платежа для водоснабжения населения:

23 000 м 3 * 93 = 2139 рублей

Общая сумма сбора за первый квартал:

9180 + 18 376 + 2139 = 29 695 рублей

Декларация заполнена бухгалтером и сдана 18.04.2018 года.

Способы подачи отчетности

Декларации сдают тремя способами :

  • при личном обращении;
  • заказанным письмом с описью вложения;
  • по ТКС в электронном формате.

При личной подаче сдается два экземпляра : один остается в налоговой, другой возвращается плательщику с отметкой даты представления.

Если отчетность сдает представитель, у него должна быть на руках нотариальная доверенность.

Меры ответственности

Если плательщик нарушил сроки сдачи отчетности, на него налагается штраф в размере 5% от суммы неуплаченного сбора (не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога). Штраф уплачивается за каждый месяц со дня просрочки.

Приближается срок подачи декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация). В статье рассмотрим тонкости составления декларации и последствия ее непредставления в установленные сроки.

Декларация подается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и предназначена для контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ).

Водоотведение осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 26.07.2018; далее — Правила ХВиВ).

Порядок подачи абонентами декларации определен главой VIII Правил ХВиВ и охватывает:

Круг лиц, обязанных подавать декларацию;

Сроки действия декларации;

Сроки подачи декларации;

Требования к содержанию декларации и условия ее изменения;

Сроки рассмотрения декларации организацией ВКХ;

Причины отказа в рассмотрении декларации организацией ВКХ.

Кто подает

Декларация подается абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), а также иными абонентами, имеющими самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам (п. 124 Правил ХВиВ).

Таким образом, нормируемые абоненты — абоненты, для которых устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты), — автоматически принимают на себя обязанность по представлению декларации.

Освобождены от подачи декларации абоненты:

Имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам ;

Являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Сроки подачи

Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию ВКХ (п. 127 Правил ХВиВ).

Следовательно, декларацию на 2019 г. необходимо подать до 01.11.2018 . Срок действия декларации: минимум — один год, максимум — законодательно не установлено. При этом в течение срока действия декларации абонент обязан соблюдать указанные в ней параметры.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (т.е. до 01.01.2017) декларация на очередной год подавалась до 1 июля предшествующего года; после 01.01.2017 декларацию на 2017 г. абоненты были обязаны подать до 01.03.2017 , а начиная с подачи декларации на 2018 г. — до 1 ноября предшествующего года. При обнаружении в договоре водоотведения сроков подачи декларации, не установленных законом, рекомендуем перезаключить договор или внести в него изменения — договор не должен противоречить действующему законодательству.

Как правило, в договоре водоотведения определяются сроки первой подачи декларации новыми абонентами , а именно «не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора» . Далее абонент подает декларацию на очередной год до 1 ноября предшествующего года.

Порядок декларирования состава и свойств сточных вод, а также порядок контроля за соблюдением абонентами НДС, лимитов и показателей декларации, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, являются существенными условиями договора водоотведения.

а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);

б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ;

в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев;

г) иные сведения, указанные в форме декларации.

Форма декларации приводится в приложении № 1 к Правилам ХВиВ.

Обратите внимание: при несоблюдении требований к заполнению указанной формы организация ВКХ вправе отказать в принятии декларации.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130. […]
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в следующих случаях :
отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
несоответствие сведений, указанных в пунктах 1-5 формы декларации, действительности таких сведений;
указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод или значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также для тех, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонента.
[…]

Полное и сокращенное наименование абонента;

Фактический адрес объекта;

Реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение;

Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя абонента (Ф.И.О., должность, доверенность лица, уполномоченного на подписание по доверенности), контактный телефон;

Код организации и виды деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В пункте 6 декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента в табличном виде. При наличии на одном объекте нескольких выпусков в ЦСВ абонент обязан указать состав и свойства сточных вод отдельно по каждому из таких выпусков.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
125. […] Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу.
[…]

В примечании к декларации (в пп. 3-6) указываются:

Наличие локальных очистных сооружений (далее — ЛОС);

Год постройки ЛОС;

Состав ЛОС;

Среднесуточный фактический объем отводимых сточных вод за истекший календарный год (м 3 /сут.).

Календарный год — это период с 1 января по 31 декабря. Следовательно, если декларацию на 2019 г. мы подаем до 01.11.2018, то истекшим календарным годом будет являться 2017 г.

После примечания перечисляются прилагаемые к декларации документы, а также указывается срок действия декларации (не менее одного года) — даты начала и окончания срока действия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При заполнении самой формы декларации будут исполнены подп. «а», «б» и «г» п. 128 Правил ХВиВ, однако без соответствующих приложений, включая подп. «в» п. 128 Правил ХВиВ, организация ВКХ вправе не принять декларацию.

К декларации прилагаются:

Копия приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении НДС абонентов, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 1);

Схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта абонента с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 2);

Копия доверенности лица, уполномоченного на подписание декларации по доверенности (приложение № 3).

Если абонент является ненормируемым, то в приложении № 1 к декларации рекомендуется прописать следующее: «Приказ отсутствует в связи с тем, что абонент не попадает под категорию абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» .

Организация ВКХ рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 10 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии (п. 130 Правил ХВиВ).

Как заполнять пункт 6 декларации

Согласно п. 129 Правил ХВиВ загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, по которым должен осуществляться контроль, определяются на основании перечня, приведенного в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, а также НДС абонента (последнее касается нормируемых абонентов). Значения фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску , выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Значения фактических концентраций и показателей в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:

Учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ в соответствии с Правилами контроля (конечно же, «новые» абоненты для своей первой подачи декларации анализируют данные, полученные за 6 месяцев);

Исключаются значения запрещенного сброса;

Не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

ПРИМЕР

Абонент проанализировал результаты анализа состава и свойств сточных вод за 2 предшествующих года — концентрация взвешенных веществ варьировалась от 81,5 до 300 мг/дм 3 . Таким образом, в декларации абонент должен указать концентрацию в интервале от 81,5 до 300 мг/дм 3 . Указание значения ниже выявленного интервала сразу же повлечет за собой отказ в принятии декларации организацией ВКХ.

Согласно приложению № 5 к Правилам ХВиВ максимальное допустимое значение концентрации взвешенных веществ составляет 300 мг/дм 3 . Учитывая, что за 2 предшествующих года у абонента в результатах присутствовало максимальное допустимое значение по данному параметру, при последующих контрольных пробах это максимальное значение может повториться. Поэтому в декларации абоненту следует указать фактическую концентрацию взвешенных частиц равную 300 мг/дм 3 .

В соответствии с п. 123(2) Правил ХВиВ в случае, если в контрольной пробе сточных вод , отобранной организацией ВКХ, значение ФКi по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации , вместо указанного значения используются результаты анализа контрольных проб сточных вод .

При выявлении 2 раза и более в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации, коэффициент воздействия (КВ) согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, по такому показателю увеличивается в 2 раза (в период с начала календарного месяца, в котором зафиксировано 2-е или последующее превышение, до следующего отбора проб организацией ВКХ, но не более чем за 3 календарных месяца). В течение этого срока с указанием нового значения ФКi по превышенному показателю с учетом анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией ВКХ, выявивших превышение значения ФКi в 2 раза и более значения ФКi, заявленного абонентом в декларации.

Изменение декларации

После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения , уведомив организацию ВКХ любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией ВКХ и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию (п. 127 Правил ХВиВ).

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается (п. 127 Правил ХВиВ).

Согласно п. 130(2) Правил ХВиВ абонент обязан внести изменения в декларацию в течение 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией ВКХ о наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в п. 130(1) Правил ХВиВ:

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130(1). Декларация прекращает действие в следующих случаях:
а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов допустимых сбросов абонентов или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;
б) выявление 2 раза в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации.
[…]

Если изменения в декларацию не были внесены в установленные сроки, ее действие прекращается.

Последствия непредставления декларации

В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.

Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017).

Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право?

  • Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ: могут ли стороны договора водоотведения «усовершенствовать» порядок контроля?