Обязательное социальное страхование понятие принципы субъекты. Финансовая основа обязательного социального страхования. Признаки социального обеспечения




обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Обязательное социальное страхование и его виды

Введение

страхование пенсионный социальный медицинский

Современный период в жизни российского общества и государства можно охарактеризовать как переход от административно - командной системы к системе ценностей демократического общества, в которой центральное место занимает человек, его права и свободы.

Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому социальное страхование и обеспечение. Провозглашение России правовым социальным государством обозначило новые перспективы регулирования общественных отношений, в том числе в социальной сфере.

Проводимые реформы финансовой системы и экономики в целом, попытки государства повысить заработную плату привели к некоторому улучшению благосостояния отельных категорий населения, но в обществе, по прежнему, наблюдается слабая защищенность граждан в случае утраты трудоспособности, выхода на пенсию, потери кормильца в семье, а также безработицы, материнства, отцовства и детства, трудовых заболеваний и травм и временной нетрудоспособности. В этих условиях особенно возрастает актуальность изучения теоретических основ имеющейся системы социального страхования как общественного образования.

Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.

Процесс обновления законодательства о государственном социальном страховании напрямую отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование государственной системы обязательного социального страхования; развитие местного самоуправления и так далее.

Целью данной работы является анализ и изучение системы обязательного социального страхования и нормативно - правовой базы касающейся государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Объектом курсовой работы является анализ и изучение существующей системы обязательного социального страхования, нормативно - правовой базы в РФ.

Предметом работы является анализ и изучение государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Задачами данной курсовой работы являются:

а) раскрыть понятие государственной системы обязательного социального страхования как организационно - правовой формы, ее целей, принципов и задачей;

б) дать определение системы обязательного социального страхования;

в) рассмотреть систему обязательного пенсионного страхования, медицинского страхования, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1 . Понятие о бязат

1.1 Понятие и принципы обязат ельного социального страхования

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Государство помимо законодательного регулирования отношений по социальному страхованию непосредственно финансирует обеспечение граждан.

Но что же такое обязательное социальное страхование?

Изучив и проанализировав ФЗ «Обязательное социальное страхование» можно сделать вывод, что Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из нормативно - правовой базы можно сделать вывод, что Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

а) всеобщность и обязательность социального страхования - распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, смерти кормильца, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты (Обязательному социальному страхованию подлежат все застрахованные лица);

б) cсоциальная страховая солидарность является одним из главных в обязательном социальном страховании. Его суть заключается во взаимной помощи и взаимной поддержки всех граждан, участвующих в обязательном социальном страховании. Это принцип предполагает солидарное распределении денежных средств между всеми гражданами - участниками обязательного социального страхования вне зависимости от социально - демографических, региональных, хозяйственно-экономических и иных факторов:

в) принцип личной социальной ответственности застрахованных лиц определяется необходимостью их непосредственного участия в формировании финансовой базы страховой фондов. В России в системе обязательного социального страхования этот принцип не работает, так как работники не вносят взносов их личных заработков в ФСС;

г) принцип трехсторонности социального страхования предполагает участие в обязательном социальном страховании трех его субъектов: работника, работодателя и страховщика. Наличие этого принципа и его соблюдение на практике очень важно с позиции распределения ответственности между ними за финансовое состояние всей системы обязательного социального страхования. Для этого на практике, необходимо определить меру ответственности каждой из сторон при наступлении страхового случая;

д) принцип социально - страховой гарантированности - при наступлении соответствующего страхового случая страховое обеспечение застрахованных лиц гарантируется на уровне, отвечающий стандартам материальной обеспеченности. Иными словами, размер страховых выплат должен позволить застрахованным гражданам удовлетворять личные потребности на уровне не существующего в настоящее время минимума физиологического выживания, а действительного прожиточного минимума;

е) принцип страхового самоуправления означает равное несение ответственности всеми участниками обязательного социального страхования за управление соответствующим страховым фондом.

Юридической базой самоуправления в социальном страховании является собственность страхового сообщества.

Целью обязательного социального страхования является защита личных имущественных интересов при наступлении страховых случаев.

1.2 Система о бязательного социального страхования

Исследовав нормативно - правовую базу целесообразно сказать, что Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем, в зависимости обязательного от видов обязательного социального страхования. Структурно это можно представить в следующем виде:

а) обязательное пенсионное страхование;

б) обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности - материнство, отцовство, детство;

в) обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;

г) обязательное медицинское страхование.

Анализируя государственную систему обязательного социального страхования можно сказать, что Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из следующих элементов:

а) субъекты обязательного социального страхования (застрахованные лица, страховщики, страхователь);

б) объекты обязательного социального страхования (вероятные события, изменяющие материальное и (или) социальное положение застрахованного лица);

в) страховые риски - предполагаемые событие влекущие изменение материального и (или) социальное положение застрахованного лица.

г) страховое обеспечение - денежные выплаты, компенсирующий доход и заработок.

Изучая и анализируя систему обязательного социального страхования целесообразно сказать, что субъектами являются участники отношений по обязательному социальному страхованию, которые обладают субъективными правами и обязанностями. Состав участников разнообразных, но основными являются:

Застрахованные лица - граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане:

а) лица, работающие по трудовому договору

б) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой

в) иные категории граждан (лица, работающие по гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам; лица, работающие за пределами РФ, уплачивающие страховые взносы; лица, добровольно вступившие в добровольные отношения со страховщиком).

а) физические лица,

г) органы исполнительной власти и местного самоуправления

Страховщик - внебюджетные фонды РФ:

а) Пенсионный фонд России;

б) Фонд социального страхования;

в) Фонд обязательного социального страхования.

Изучив государственную систему социального страхования можно дать определение социального страхового риска. Итак, социальный страховой риск - это предполагаемое событие, влекущее изменение материального или социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется Обязательное социальное страхование.

Социальный страховой риск - возможность ухудшения материального и социального положения гражданина при утрате дохода.

Исходя из нормативно - правовой базы по обязательному социальному страхованию различаются следующие виды социальных страховых рисков:

а) необходимость получения медицинской помощи;

б) временная нетрудоспособность;

в) трудовое увечье и профессиональное заболевание:

г) материнство;

д) инвалидность;

е) наступление старости;

ж) потеряю кормильца;

з) признание безработным;

и) смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Реализация страхового риска называется страховым случаем, т.е. событие, которое уже произошло и привело к изменению материального и социального положения гражданина, например потеря кормильца или инвалидность.

Проанализировав систему обязательного социального страхового риска можно сделать вывод о том, что к каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является:

а) оплата медицинских учреждений, расходов, связных с предоставлением застрахованных лицу необходимой медицинской помощи,

б) пенсия по старости,

в) пенсия по инвалидности,

г) пенсия по случаю потери кормильца,

д) пособие по временной нетрудоспособности,

е) пособие по беременности и родам,

ж) пособие по уходу за ребенком,

з) пособие по безработице,

и) единовременное пособие при рождении ребенка

к) единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности,

л) пособие на санаторно-курортное лечение,

м) социальное пособие на погребение

н) оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей,

о) пособие по наступлению трудового увечья и профессионального заболевания.

Изучив нормативно - правовую базу логичен вывод о том, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

а) у страхователя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

б) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

в) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем (например, предоставление ФСС пособия по временной нетрудоспособности);

г) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов (предоставление ФСС пособия по беременности и родам).

2 . Государственная система Обязательного социального с трахования в современной России

2.1 Обяз ательное пенсионное страхование

Изучив нормативно - правовую базу и систему обязательного социального страхования можно сделать вывод, что обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка или иного дохода, получаемого ими до назначения трудовой пенсии.

Исходя из анализа системы обязательного пенсионного страхования задачами пенсионного страхования являются:

а) Обеспечение финансовой устойчивости и мобилизации денежных средств на обеспечение граждан трудовыми пенсиями.

б) Обеспечение застрахованных граждан трудовыми пенсиями в случае наступления старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

в) Установление круга лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию.

Изучив систему пенсионного страхования логично сделать вывод, что принципами обязательного пенсионного страхования:

а) Устойчивость финансовой системы обязательного пенсионного страхования (финансовая система обязательного пенсионного страхования устойчива и действует автономно от других систем),

б) Всеобщность (обязательному пенсионному страхованию подлежат все застрахованные лица),

в) Обязательный характер (обязательное пенсионное страхование для всех застрахованных лиц обязательно предоставляется государством),

г) Обязательность уплаты страховых взносов в обязательном пенсионном страхование,

д) Автономность системы обязательного пенсионного страхования - независимость системы,

е) Паритетность участия субъектов обязательного пенсионного страхования,

ж) Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц - государство гарантирует права застрахованных лиц.

Исходя из нормативно - правовой базы и системы обязательного пенсионного страхования финансовая основа обязательного пенсионного страхования состоит из средств Пенсионного фонда, являющихся федеральной собственности и не входящих в состав других бюджетов.

Бюджет финансируется за счет:

а) страховых взносов

б) средств федерального бюджета

в) сумм пений и иных финансовых санкций

г) доходов от размещения временно свободных средств

д) добровольных взносов

е) иных источников незапрещенных законом.

Средства бюджета Пенсионного фонда России имеют целевое назначение и направляются на:

а) выплату трудовых пенсий и пособий

б) доставку пенсий

в) обеспечение текущей деятельности страховщика

г) иные цели.

Анализируя систему обязательного пенсионного страхования целесообразно сделать вывод, что субъектами Обязательного пенсионного являются страховщик, страхователь и застрахованное лицо.

Страховщик - Пенсионный фонд России и его территориальные органы. Наряду с Пенсионным фондом России страховщиками могут быть негосударственные пенсионные фонды, но только в отношении накопительной части трудовой пенсии.

К правам и обязанностям страховщика по обязательному пенсионному страхованию относятся такие, как:

Право осуществлять управления средствами бюджета Пенсионного фонда России и контроль над их расходованием, проводить проверки с уплатой страховых взносов.

Обязательное право предоставления сведений об индивидуальном персонифицированном учете (счете), назначение и выплата своевременно, уплачивать страховое обеспечение и подготавливать обоснование тарифов страховых взносов.

Страхователем могут выступать:

а) лица, производящие выплаты за других физических лиц: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица;

б) индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

К правам и обязанностям страхователя по обязательному пенсионному страхованию относятся такие, как:

Обязанность уплачивать страховые взносы, регистрироваться в порядке установленном законом, предоставлять сведения о застрахованных лицах для ведения индивидуального персонифицированного учета.

Право участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием и бесплатно получать информацию и страховщика.

Застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование:

б) лицам самостоятельно обеспечивающие себя работой;

в) лица, добровольно вступившие в правоотношения со страховщиком.

К правам и обязанностям застрахованного лица относятся такие, как:

Право своевременно и полностью получать обязательное пенсионное страхование, поучать информацию и осуществлять контроль.

Обязанность представления страховщику документов, сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющие на выплату страхового обеспечения, соблюдать условия для назначения пенсии.

Исходя, из страховых рисков обязательного пенсионного страхования вытекают следующие виды страхового обеспечения.

а) Страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости и инвалидности,

б) Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца,

в) Пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Важной частью системы обязательного пенсионного образования является уплата страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются за расчетный период. Под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов: 1-ый квартал, полугодие, 9-ть месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов исчисленных за отчетный период.

Страхователь исчисляет сумму страховых взносов в соответствии со страховой базой. Страховая база - зарплата или иной доход застрахованного лица и иные выплаты, входящие в систему оплаты труда или с иного дохода.

2.2 Обязательное социальное страхова ние на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Согласно законодательству Российской Федерации обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это вид страхования связанный с временной нетрудоспособностью - болезнь, травма, а так же рождением и усыновлением детей.

Исходя из нормативно правовой базы по обязательному страхованию обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка - выплат, вознаграждений или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Изучив и проанализировав нормативно - правовую базу по обязательному социальному страхованию логично сделать вывод, что застрахованными гражданами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются граждане Р.Ф., а также постоянно или временно проживающие на её территории иностранные граждане и лица без гражданства:

а) лица, работающие по трудовым договорам;

б) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

в) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

г) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

д) священнослужители;

е) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

ж) Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Из нормативно - правовой базы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством вытекают следующие права и обязанности застрахованных лиц права:

а) своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

б) беспрепятственно получать от страхователя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Фонд социального страхования Российской Федерации;

в) обращаться к страхователю и страховщику за консультациями по применению законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

г) обращаться к страховщику с запросом о проведении проверки правильности выплаты страхователем страхового обеспечения;

д) защищать лично или через представителя свои права, в том числе в судебном порядке.

Застрахованные лица обязаны:

а) представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы, на основании которых выплачивается страховое обеспечение;

б) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения;

в) соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях;

г) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Из системы обязательного социального страхования и нормативно - правовой базы следует, что страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

а) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

б) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

г) адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

Из нормативно - правовой базы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством вытекают следующие права и обязанности страхователей:

Страхователи имеют право:

а) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;

б) бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

в) обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:

а) зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены ФЗ;

б) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

в) в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных ФЗ;

г) вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

д) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

е) предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

ж) сообщать в территориальные органы страховщика о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, а также об изменении их места нахождения и наименования;

з) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховщиком по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Из ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» следует, что страховое обеспечение - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных ФЗ.

Изучив нормативно - правовую базу логично высказывание, что страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

а) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях;

б) беременность и роды;

в) рождение ребенка (детей);

г) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

д) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Из системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно выделить следующие виды страхового обеспечения:

а) пособие по временной нетрудоспособности;

б) пособие по беременности и родам;

в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

г) единовременное пособие при рождении ребенка;

д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

е) социальное пособие на погребение.

Уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует уделить большое внимание, так как за счет, них действует система по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы уплачиваются за расчетный период. Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи, указанные в ФЗ, обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

а) начисленных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;

б) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

в) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;

г) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

2.3 Обязательное медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты населения в охране здоровья граждан.

Исходя из системы обязательного медицинского страхования и нормативно - правовой базы целью медицинского страхования - гарантировать гражданам получение медицинское помощи за счет накопительных средств.

Так как Обязательное медицинское страхование является частью обязательного социального страхования то обязательное медицинское страхования обеспечивается всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхование в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхование.

Изучая и анализируя систему обязательного медицинского страхования объектом страхования признается страховой риск связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Исходя из системы обязательного медицинского страхования видом страхового обеспечения является оплата расходов по оказанию медицинской помощи гражданам в медицинских учреждениях.

Обязательное медицинское страхование регулируется Ф.З. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и является частью государственной политики и системы социального страхования. Основной программой ОМС является Базовая программа ОМС, которая разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

Изучив систему и нормативно - правовую базу обязательного медицинского страхования застрахованным лицом признается граждане РФ, лица, не имеющие гражданства имеют такие же права, как и граждане и иностранные граждане постоянно проживающие, если иное не предусмотрено договором.

Из нормативно - правовой базы и системы обязательного медицинского страхования можно выделить основные права застрахованного лица, а именно:

Граждане имеют право на выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача, получение медицинской помощи на территории РФ и за пределами места жительства.

Страхователем исходя из нормативно - правовой базы и системы обязательного медицинского страхования признаются:

а) самостоятельное обеспечивающие себя работой, индивидуальные предприниматели;

б) для работающего населения - организации (работодатель)

в) для неработающих граждан - государство (органы исполнительной власти субъектов РФ - органы местного самоуправления).

Проанализировав нормативно - правовую базу можно сказать, что страхователь имеет право на участие во всех видах страхования, а так же на свободный выбор страховой организации.

В обязанности страхователя входят такие действия, как заключение договоров обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями и внос страховых взносов в порядке установленном законом.

Изучив и проанализировав систему и нормативно - правовую базу обязательного медицинского страхования можно сделать вывод, что страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, любой организационно-правовой формы, обладающие необходимой для медицинского страхования установленной компетенции и организовать свою деятельность в соответствии с законодательством, занимающиеся страхованием на основании лицензии. Исходя из системы обязательного медицинского страхования, задачами страховых медицинских организаций признаются:

а) осуществление медицинского страхования застрахованных лиц,

б) выдача страховых полисов,

в) осуществление оплаты медицинским учреждениям за оказание медицинской помощи.

Проанализировав нормативно - правовую базу по обязательному медицинскому страхованию можно сказать, что страховые медицинские организации имеют право на выбор медицинских учреждений для оказания медицинской помощи по договорам обязательного медицинского страхования, участие в аккредитации учреждений и предъявление иска к медицинским учреждениям или к медицинскому работнику за вред, причиненный по их вине.

Соответственно страховые медицинские организации обязаны:

а) осуществлять деятельность на некоммерческой основе,

б) заключать договоры по обязательному медицинскому страхованию,

в) создать в установленном порядке страховые резервы,

г) защищать интересы застрахованных лиц.

Страховщик - фонд обязательного медицинского страхования, предназначенный для аккумуляции денежных средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности данной системы и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.

2.4 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с системой и нормативно - правовой базой обязательного социального страхования обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается видом обязательного социального страхования и предусматривает:

а) обеспечение социальной защиты застрахованных лиц и экономической заинтересованности в субъектах страхования, снижение профессионального риска,

б) возмещение вреда причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при их по обязательному страхованию, по трудовому договору и иных случаях предусмотренных страхованием,

в) обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний.

Исходя из системы и нормативно - правовой базы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профессиональным риском является вероятность повреждения или утраты здоровья или смерти застрахованного лица, связанных с исполнением обязанностей в установленном законодательством случаев.

Профессиональный риск делится на классы - уровень профессионального травматизма, профессионального заболевания, сложившимся по видам экономической деятельности страхователя.

Страховщик - фонд социального страхования. Фонд устанавливает страховые тарифы, надбавки, скидки; участвует в расследовании страховых случаев; направляет застрахованных лиц в учреждениях медико-социальной экспертизы, регистрирует страхователей, осуществляет сбор страховых взносов; осуществляет обеспечение по страхованию.

Страхователи - лица, которые производят выплаты взносов:

а) физические лица,

б) организации любых форм собственности,

в) индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой,

г) органы исполнительной власти и местного самоуправления,

д) граждане, добровольно вступившие в страховые отношения.

Права и обязанности страхователя относятся: обеспечение в установление надбавок и скидок к страховым тарифам, уплачивать страховые взносы, обеспечивать меры по предупреждению страховых случаев.

Застрахованными лицами, по данному виду страхования выступают:

а) физическое лицо, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:

1) лица, выполняющие работу по трудовому договору,

2) по договору гражданско-правового характера, если работодатель обязан выплачивать страховку,

3) осужденные, выполняющие работу.

б) физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В случае смерти застрахованного лица право на получение имеют право:

а) нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего, т.е. имели право на содержание - дети, братья, сестры, родители, супруг и т.д.,

б) ребенок умершего родившегося после его смерти,

в) один из родителей осуществляющих уход за детьми умершего не достигших 14 лет, либо являющихся инвалидами

г) члены семьи, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти.

Исходя из системы и нормативно - правовой базы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечением по страхованию осуществляется в виде:

а) пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% независимо от продолжительности стажа,

б) страховых выплат:

1) единовременные страховые выплаты,

2) ежемесячные страховые выплаты,

в) оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций:

1) лечение застрахованного лица после несчастного случая до наступления трудоспособности,

2) приобретение лекарственных средств и средств индивидуального ухода медицинскому учреждению,

3) постороннем уходе, в том числе осуществляемый его членами семьи,

4) медицинской реабилитации в санаторно-курортном учреждении и проведении процедур, а в некоторых случаях и сопровождающего,

5) изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий,

6) обеспечение транспортом, ремонт и предоставление горюче-смазочных материалов,

ж) проезд застрахованного лица, а при необходимости - лица его сопровождающего.

Страховые выплаты по обязательному социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачиваются:

а) застрахованным лицам если результат наступления страхового случая стала утрата его профессиональной трудоспособности,

б) лицам, имеющим право на ее получение, если наступила смерть застрахованного лица.

Единовременная страховая выплата назначается в твердой денежной сумме, которая на данный момент составляет около 50 тысяч рублей.

Ежемесячная страховая выплата составляет примерно 40 тысяч рублей. Размер определяется как доля среднемесячного заработка исчисленного за последний год в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности. Органы медико-социальной экспертизы определяют в процентах степень трудоспособности застрахованного лица и его виды. Лицам, имеющие право на получение выплат после смерти застрахованного лица исчисляется исходя из его месячного заработка за вычетом долей приходящихся, а его самого и трудоспособность лиц состоявших на их иждивении, но не получивших право на страховые выплаты.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе, сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Государственное обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» .

Государственное социальное страхование подразумевает под своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

В настоящее время Россия поставила перед собой задачу необычайной сложности - построить социальное государство, призванное обеспечить каждому гражданину достойные условия существования.

Сложный характер социально - экономических и политических проблем, сложившихся в сфере социальной защиты населения вообще и социального страхования в частности, требует новых подходов к их решению. В их основе лежит жизненная необходимость обеспечить эффективное социальное страхование каждого человека на пути улучшения материального положения наиболее уязвимых слоев населения за счет усовершенствования системы социального страхования, оптимизации и условий назначения социальных выплат.

Для повышения эффективности и обоснованности системы и нормативно - правовой базы по обязательному социальному страхованию необходимо определить основной план ее развития на основе следующих положений:

а) создать единую кодифицированную нормативно - правовую базу по всем видам обязательного социального страхования;

б) выбрать такие финансовые инструменты социального страхования, которые не оказывали бы негативного влияния на развитие экономики и позволили бы рационально распределить ответственность организации и финансированию системы между ее участниками

в) усилить общественный контроль за распределением финансовых ресурсов в системе социального страхования

г) установить уровень необходимых социальных гарантий, которые должны обеспечить социально уязвимые группы населения.

Библиографический список

1 Конституция Российской Федерации

2 ФЗ от 16.07.1999 №165-ФЗ «ОБ основах Обязательного Социального Страхования» (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011);

3 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. От 03.12.2012);

4 ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 №379-ФЗ);

5 ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (редакции Федеральных законов от 03.12.2012 № №242-ФЗ, 243-ФЗ)

6 ФЗ от 29.12.06 №255-ФЗ «ОБ обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 №13-ФЗ, от 24.07.2009 №213-ФЗ);

7 Галаганов В.П., Право социального обеспечения - 6-е изд., - М., 2011. - 37 с

8 В.П. Галаганов Страхование - Спб: Кн. дом, 2007. - 228 с.

9 П.Л. Каминский Социальное страхование - М., 2005. - 59 с

10 К.С. Батыгин Пособие по социальному обеспечению - СПб. 2005. - 528 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальное страхование в Украине: финансирование, характеристики и основные проблемы. Медицинское страхование, социальное страхование по временной потере трудоспособности, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и на случай безработицы.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2011

    Сущность, задачи, принципы, необходимость обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенности процесса формирования размера страховых взносов и страховых тарифов по обязательным видам страхования.

    реферат , добавлен 04.10.2014

    Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Право на обеспечение по страхованию. Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве.

    реферат , добавлен 07.05.2015

    Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования. Структура Фонда страхования, базовая и территориальная программы, основные принципы, бюджет. Полномочия Российской федерации в сфере обязательного страхования.

    презентация , добавлен 03.01.2014

    Нормативно-правовая база обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Единоразовые и ежемесячные страховые выплаты при несчастных случаях. Меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2010

    История страхования от несчастных случаев. Понятие внезапности: элементы неожиданного, непредвиденного, неизбежного. Исключение из страхового покрытия. Обязательное и добровольное страхование от несчастных случаев. Страховые тарифы, урегулирование выплат.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2011

    Определение несчастного случая. Виды, формы, правила страхования от несчастных случаев, критерии отбора несчастных случаев. Страхователь, страховые случаи. Обязательное страхование пассажиров на транспорте, страховой тариф, выплата страхового возмещения.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Страховые обязательства в системе Особенной части ГК РФ. Принципы обязательного страхования граждан и его виды. Обязательное личное страхование граждан: медицинское и государственное страхование жизни. Обязательное имущественное страхование граждан.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2010

    Обязательное медицинское страхование. Личное страхование пассажиров. Обязательное страхование автогражданской ответственности. Возможность введения новых видов обязательного страхования. Выгоды для граждан и страховых компаний. Страхование жилья.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2009

    Организационные формы и виды добровольного страхования от несчастных случаев. Особенности страхования от несчастных случаев и болезней в России. Добровольное страхование на случай смерти застрахованного. Тенденции развития рынка добровольного страхования.

Государственная структура обеспечения социальной защиты граждан включает, в числе прочих субъектов, фонд социального страхования. Он является вторым по значимости и объемам компенсаций после Пенсионного фонда.

Структура этой системы основана на четком выполнении обязанностей всех сторон – страхователей, застрахованных лиц, государственных органов и самого фонда.

Поэтому отношения между всеми участниками носят обязательный характер. И, следовательно, в основном все виды социального страхования здесь тоже являются обязательными.

Все виды соцстрахования являются обязательной мерой, направленной на оказание финансовой поддержки в случае наступления страховых рисков. Общепринятая на государственном уровне классификация включает такие направления страхования социальных рисков:

  • Страхование ответственности;
  • Имущественное страхование;
  • Персональное страхование.

Имущественная категория социального страхования включает оформление страховых полисов на грузы, финансовые риски, объекты недвижимости, транспортные средства. В роли страховщиков этой категории выступают страховые компании. Они же в основном курируют раздел страхования ответственности – гражданской ответственности автовладельцев, заемщиков, и так далее.

Наиболее распространенной категорией является социальное , включающее:

  • Страхование жизни;
  • Риски по несчастным случаям;
  • Страховые случаи, связанные с профессиональным заболеванием;
  • Страхование здоровья;
  • Страхование материнства.

И хотя немало страховых компаний также оказывают услуги в этом виде страхования, наиболее надежной структурой, оказывающей финансовую поддержку по этим видам, является — государственный фонд, курирующий вопросы социального страхования.

Самые распространенные виды социального страхования

Есть несколько категорий соцстрахования, являющиеся обязательными для всех граждан. Каждый официально трудоустроенный человек является плательщиком страховых взносов. Такие отчисления из его зарплаты производит бухгалтерия работодателя. Те, кто занимается частной предпринимательской деятельностью, также в обязательном порядке регулярно обязаны платить такие взносы в ФСС. Таким образом, эти категории лиц обеспечивают себе защиту на случай временной утраты трудоспособности.

Это самая распространенная категория, и именно в ней производится наибольшее количество выплат. Средства ОМС имеют целевое назначение при оказании неотложной или первой медицинской помощи. Также они направляются для финансовой поддержки во время пребывания застрахованного лица на амбулаторном или стационарном лечении.

Есть несколько страховых случаев этой категории – это получение травмы во время производственного процесса, внезапное профессиональное заболевание, возникновение проблем со здоровьем вследствие несчастного случая. Во всех этих ситуациях застрахованное лицо может претендовать на получение финансовой поддержки. Чтобы при наступлении таких рисков финансирование осуществлялось в полноценном формате, работодатель застрахованного лица, имеющий статус страхователя, обязан регулярно высчитывать из зарплаты своего сотрудника установленную сумму и перечислять ее в ФСС.

Размер взносов страхователя установлен федеральными законами и правовыми нормативами и составляет 3,6% от суммы единого социального налога.

Финансовая поддержка по этому виду социального страхования доступна застрахованному лицу независимо от места прописки, проживания или места фактического нахождения в момент возникновения страхового случая.

Еще один актуальный вид социального страхования – это финансовая поддержка будущих матерей и женщин, уже имеющих на воспитании детей. Этой категории застрахованных лиц начисляются пособия из средств соцстрахования, предназначенные для улучшения условий проживания, лечения и приобретения материальных ценностей, необходимых для ухода за детьми.

Страхование инвалидности

Эта категория может оцениваться как разновидность медицинского социального обязательного страхования. Выплата пособий и компенсаций проводится на разных этапах – в период прохождения стационарного обследования, во время временного пребывания на группе инвалидности.

Социальный фонд осуществляет выплаты и инвалидам, получившим травмы в результате участия в боевых действиях.

Эта отдельная категория граждан, в силу обстоятельств лишенная возможности обеспечивать себя и своих детей, также может рассчитывать на государственную поддержку из средств социального фонда. Законом установлены условия получения таких пособий, и многие семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума, могут получать регулярные выплаты для стабилизации своего финансового положения.

Выплаты социальных пособий по безработице

Проблема трудоустройства могла бы оставить за гранью бедности многих граждан, если бы они не получали денежной поддержки в формате пособий по безработице. Этот важный вид социального страхования особенно актуален в последнее время, когда экономический спад в стране лишил постоянного места работы многих граждан.

Первым условием для того чтобы получать деньги из средств соцстрахования, есть наличие документальных свидетельств того, что гражданин относится к одной из перечисленных групп застрахованных лиц.

При наличии соответствующих справок, документов, подтверждающих личность и факт регулярных платежей страховых взносов, фонд немедленно рассматривает сроки и размеры таких пособий и выплат. При этом существуют разные форматы финансовой поддержки – одноразовая помощь и регулярные страховые выплаты.

Для получения средств в рамках медицинского социального обязательного страхования необходимо подтвердить факт диагностирования заболевания. Таким документом может являться выписка из истории болезни, справка от участкового терапевта, направление на лечение в стационарных условиях.

По факту материнства также потребуется документальное подтверждение со стороны медицинского учреждения.

Страхование по безработице предполагает выплату денежных пособий в регулярном режиме до полного восстановления на работе или нового трудоустройства при наличии справки из Центра занятости о постановке безработного лица на учет.

Во всех остальных случаях также нужны документы, справки и свидетельства, удостоверяющие право обратившегося в фонд гражданина на получение социальных выплат.

Установленная классификация видов социального страхования предполагает финансовую поддержку обширной аудитории граждан в различных жизненных обстоятельствах. И это внушает ощущение стабильности тем, кто регулярно платит страховые обязательные социальные взносы.

Экономическая сущность социального страхования заключается в том, что это способ возмещения имущественного ущерба, вызванного объективными причинами при котором риск такого ущерба распределяется между определенным кругом лиц, могущих его претерпеть. Для этого указанные лица за счет своего имущества создают специальные страховые фонды из которых и возмещается ущерб при его возникновении. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с. 29

Основы бюджетов социального страхования.

Федеральным законом на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст.15,16.

Источниками поступлений денежных средств являются:

  • Ш страховые взносы;
  • Ш дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях;
  • Ш штрафные санкции и пеня;
  • Ш денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • Ш доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • Ш иные поступления.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст. 17

Расходование денежных средств бюджетов

Денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются только на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и их нецелевое расходование не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Средства фондов направляются на финансирование мероприятий по обеспечению социальной, культурной адаптации и обустройства лиц, признанных беженцами, на территории Российской Федерации и формируются за счет:

  • Ш средств участников фонда;
  • Ш пожертвований, добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • Ш источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • Ш средств, получаемых от иностранных государств, международных и межправительственных организаций.

Тарифы страховых взносов

Установление, начисление и внесение тарифов

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Их дифференциация осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, и иные источники для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные источники доходов. Страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст. 18

Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя в сроки, установленные законодательством. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» - ст. 21

Понятие "социальное страхование" имеет два значения: широкое и узкое. Социальное страхование в широком понимании представляет собой систему институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие потери работы, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости. Социальное страхование – это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей. Видами страховых рисков, являющихся предметом социального страхования, выступают:

■ необходимость получения медицинской помощи;

■ материнство;

■ инвалидность;

■ наступление старости;

■ потеря кормильца;

■ потеря работы;

В определение социального страхования за рубежом обычно включают не только характеристики страхуемых рисков, но и указание на обязательность такого страхования для определенных категорий граждан и работодателей и/или на участие государства в его организации. Социальное страхование рассматривается в качестве альтернативы частному страхованию. В нашей стране понятие социальное страхование часто используется с уточняющей характеристикой: обязательное социальное страхование. Мы будем далее иметь в виду под социальным страхованием обязательное социальное страхование, если иное не оговаривается особо.

Социальное страхование риска возникновения необходимости в получении медицинской помощи называется обязательным медицинским страхованием. Оно рассматривалось в главе 2 данного пособия. Социальное страхование потери доходов вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца осуществляется в рамках системы пенсионного обеспечения. Она будет отдельно рассматриваться в главе 8. Предметом дальнейшего обсуждения в настоящей главе является социальное страхование в узком понимании, которое охватывает следующие виды страховых рисков:

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ потеря работы;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование с организационно-технологической точки зрения предстает как осуществление определенными категориями лиц (страхователями) обязательных взносов, которые аккумулируются страховщиками и служат источником выплат застрахованным лицам страхового возмещения при наступлении страховых случаев (событий), являющихся реализацией страховых рисков.

Субъектами социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица.

Страхователями в системе социального страхования выступают организации, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями могут также выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.