Администрирование земельного налога. Проблемы администрирования земельного налога в современной россии Администрирование земельного налога
Ключевые слова: Земельное право, Налогообложение, Государственное и муниципальное управление, Налоговое право, Банковское и биржевое дело, Земельное право, Финансовый менеджмент, Бюджет и бюджетные системы.
Объектом исследования является анализ условий "Администрирование земельного налога". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Администрирование земельного налога" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Администрирование земельного налога", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Администрирование земельного налога", изучалась природа темы "Администрирование земельного налога".
В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Администрирование земельного налога", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Администрирование земельного налога" и определены тенденции развития тематики "Администрирование земельного налога".
Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.
Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.
Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Администрирование земельного налога".
Обзор источников по теме "Администрирование земельного налога"
В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:
Обозначенную проблему "Администрирование земельного налога" рассматривает в книге "Налог на прибыль организаций ", изданной в 2002 году и содержащей 464 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что
В издании приведены глава 25 `Налог на прибыль организаций` части второй Налогового кодекса Российской Федерации, актуализированная на дату издания, методические рекомендации по применению главы 25 `Налог на прибыль организаций` части второй Налогового кодекса Российской Федерации, система налогового учета, рекомендуемая МНС России, классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, а также форма декларации по налогу на прибыль организаций и инструкция по ее заполнению. Даны разъяснения МНС России о порядке исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль в I квартале 2002 года и порядке перехода в 2002 году на определение доходов и расходов по кассовому методу. Для руководителей и бухгалтеров предприятий независимо от форм собственности, работников налоговых органов, индивидуальных предпринимателей, студентов экономических факультетов вузов.
Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Администрирование земельного налога" касается в монографии "Налог с продаж в 2002 году ". Данная книга была выпущена в издательстве "Информцентр XXI века" в 2002 году, содержит 236 стр.
В издании систематизированы все аспекты исчисления и уплаты налога с продаж с учетом изменений, произошедших после вступления в силу главы 26 НК РФ, приведен порядок составления налоговой отчетности. На конкретных примерах показан порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете различных хозяйственных операций, рассмотрены сложные ситуации, в том числе организация раздельного учета продукции (товаров, работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, расчет налога с продаж с учетом отраслевых особенностей и т.д. Все рекомендации приведены с учетом требований налоговых органов, предъявляемых при проведении документальных проверок. Книга может быть использована в качестве учебного пособия при изучении бухгалтерского учета и теории налогообложения в высших и средних учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. Надеемся, что она окажется полезной широкому кругу бухгалтеров и руководителей организаций и предприятий всех форм собственности.
Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Налог с продаж ". С. И. Бакина определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2002 году в издательстве "Бератор-Пресс". В описании книги сказано следующее.
Вторая часть Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом `Региональные налоги и сборы`, в который включена глава 27 `Налог с продаж`. Как и прежде, этот налог является региональным. Он заменяет собой целый ряд местных налогов и сборов. У налога с продаж есть своя специфика. Для того чтобы возник объект налогообложения, требуется факт наличного расчета. По какой ставке и кто платит налог с продаж? Что облагается этим налогом? Как рассчитать налог с продаж? В какой момент у поставщика появляется объект налогообложения и какую дату считать датой реализации? Обо всех нововведениях, установленных главой 27, читайте в книге `Налог с продаж`. Книга предназначена для бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов, а также студентов экономических вузов.
Кроме того, при изучении темы "Администрирование земельного налога" были использованы такие периодические источники, как:
- Земельный налог: применение повышающих коэффициентов. Т. Добринова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 50, декабрь 2007.
- Земельный налог от А до Я. Н.В. Голубева, "Ваш бюджетный учет", № 12, декабрь 2007.
- О налоге на имущество организаций и земельном налоге. Н.А. Гаврилова, "Налоговый вестник", № 12, декабрь 2007.
- О земельном налоге. Н.О. Трофимова, "Налоговый вестник", № 12, декабрь 2007.
- Определяем ставку земельного налога.... Т. Добринова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 47, ноябрь 2007.
Образец введения
Представленная работа посвящена теме "Администрирование земельного налога".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Администрирование земельного налога" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Администрирование земельного налога".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Администрирование земельного налога". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Администрирование земельного налога" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Администрирование земельного налога" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Администрирование земельного налога" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Администрирование земельного налога".
Теоретическое значение изучения проблемы "Администрирование земельного налога" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Администрирование земельного налога".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Администрирование земельного налога" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
- Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Администрирование земельного налога".
- Сказать об актуальности проблемы "Администрирование земельного налога" в современных условиях.
- Изложить возможности решения тематики "Администрирование земельного налога".
- Обозначить тенденции развития тематики "Администрирование земельного налога".
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Администрирование земельного налога". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Администрирование земельного налога".
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Администрирование земельного налога".
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Администрирование земельного налога".
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Администрирование земельного налога", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Администрирование земельного налога" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Администрирование земельного налога", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. 1. Налогоплательщики, элементы налогообложения; 1. 2. Земельный кадастр; 1. 3. Налоговые льготы; 1. 4. Сроки и порядок уплаты налога
Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт. Петербурга. Земельный налог является местным налогом.
1. 1 Физические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
1. 1 Объект налогообложения, налоговый период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговый период – 1 Год
1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента
1. 1 Юридические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
1. 1 Объект налогообложения, отчетный период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Отчетный период– 1 Год
1. 1 Не признаются объектами налогообложения 1) Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации; 3) Земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3% в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента
1. 2 Земельный кадастр С 2015 года существенно изменился механизм исчисления налога. Сумма платежа теперь рассчитывается из кадастровой стоимости. Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, а уже сами сведения о кадастровой стоимости земли вносятся в Государственный земельный кадастр, где указывается стоимость земельного участка в зависимости от категории земель.
1. 2 Информация о кадастровой стоимости земельных участков, согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам в порядке, который установлен Постановлением Правительства РФ от 07. 02. 2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
1. 3 Налоговые льготы для физических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, 2) в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; Раздел 1. Управление социальными системами. Кириллов А. В.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного для следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I и II групп инвалидности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 6) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
1. 3 Налоговые льготы для юридических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; 2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; 3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения 4) религиозного и благотворительного назначения; 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов; 7) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; 8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для физических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ. Уплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для юридических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи; В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций, не может быть установленранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Мезенцев Г.В.
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается работа органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы по увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, путем повышения эффективности администрирования земельного налога.
INCREASE OF EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION OF THE LAND TAX AS A FACTOR OF FINANCIAL INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
Mezentsev G. V.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract
The article considers the operation of local governments and territorial bodies of the Federal tax service for the increase of revenue base of budgets of municipalities, by improving the efficiency of the administration of the land tax.
Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцев Г.В. Повышение эффективности налогового администрирования земельного налога как фактор укрепления финансовой самостоятельности местного самоуправления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]..02.2019).
«Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего в финансовом плане» – такую задачу озвучил Владимир Путин на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8-го ноября этого года.
Решение столь назревшей проблемы требует изменения не только бюджетного законодательства по закреплению источников доходов местных бюджетов, но и расширение полномочий органов местного самоуправления по управлению элементами налогов, направляемых в муниципалитеты.
Предусмотренная действующим законодательством порядок распределения налоговых доходов можно рассматривать как ограничивающий экономическую активность публично-правовых образований .
Земельный налог – один из важнейших источников формирования доходов местных бюджетов. Все средства, собираемые с данного налога, направляются в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.
Земельный налог, в сравнении с другим местным налогом – налогом на имущество физических лиц приносит в бюджеты муниципальных образований на % больше (по данным на 2011 г.)
Территориальные подразделения Федеральной налоговой службы ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, получают от органов местного самоуправление информацию о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ. Обязанность предоставлять данные сведения возложена на муниципальные власть п. 9.2 ст. 85 НК РФ.
Таблица №1. Количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов 2009-2011гг.
2009, | Темп прироста, % | 2010, | Темп прироста, % | 2011, | Темп прироста, % | |
Юридические лица | 1 258 786 | 111,802 | 1 450 175 | 115,2043 | 1 592 035 | 109,7822677 |
Физические лица | 24 350 087 | 103,0879 | 25 750 236 | 105,7501 | 27 488 495 | 106,7504585 |
25 608 873 | 103,4843 | 27 200 411 | 106,2148 | 29 080 530 | 106,9120978 |
Показатель «Темп прироста» показывает % изменение количеств земельных участков базового года по отношению к предшествующему.
По данным Таблицы №1 наблюдается увеличение количества объектов налогообложения по земельному налогу – с 2009 по 2011 годы количество земельных участков, учтенных налоговыми органами увеличилось на 13,6%. Количество земельных участков организаций с 2009 по 2011 гг. увеличилось на 26,5 %, а физических лиц увеличилось всего на 12,9%.
Не смотря на то, что количестве земельных участков организаций в общем объеме объектов налогообложения земельного налога достаточно не значительно – их процентное отношение в общем объеме участков растет (в 2009 – 4,9%, 2010 – 5,3%, 2011 – 5.5 %). Увеличение количества земельных участков в базах данных налоговых органов связано не только с их фактическим увеличением, но и постановкой на учет ранее использованных, но должным образом не зарегистрированных земельных участков. В целях повышения эффективности налогового администрирования местных налогов, необходимо развивать механизмы, предусмотренные Федеральном законом Российской Федерации от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступившего в силу 1 сентября 2006 года.
Таблица № 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты муниципальных образований
2009, тыс.руб | Темп прироста, % | 2010, тыс.руб | Темп прироста, % | 2011, тыс.руб | Темп прироста, % | |
Юридические лица | 92 628 916 | 122,1042 | 116 238 038 | 125,4879 | 123 160 545 | 105,9555 |
Физические лица | 11 656 631 | 142,6234 | 15 974 008 | 137,0379 | 19 451 377 | 121,7689 |
Физические и юридические лица | 104 285 547 | 124,0998 | 132 212 046 | 126,7789 | 142 611 922 | 107,8661 |
Показатель «Темп прироста» показывает % изменение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет базового года по отношению к предшествующему.
С 2009 по 2011г. сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличилась на 36.8%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 33 %, а по физическим – на 66,9 %. Стоит отметить, что не смотря на невысокий процент количества земельных участков организаций, учтенных налоговыми органами, сумма, подлежащая уплате с юридических лиц по земельному налогу в отношении к общей сумме составляло в 2009 – 88,8%, в 2010- 87,9%, в 2011 – 86,3 %. Снижение процентов связано с опережающим темпом роста суммы, подлежащей уплате физическими лицами.
Таблица № 3. Усредненная процентная ставка по земельному налогу в 2011г.
Кадастровая ст-ть объектов, тыс. руб. | Сумма налога подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. | Усредненная % ставка земельного налога | |
Юридические лица | 20 531 803 664* | 123 160 545 | 0,599852536 |
Физические лица | 9 618 770 890 | 19 451 377 | 0,202223103 |
Физические и юридическикие лица | 30 150 574 554 | 142 611 922 | 0,472999019 |
*- кадастровая стоимость участков юридических лиц взята с учетом льгот.
По данным таблицы №3 видно, что сумма земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами меньше не только в связи с тем, что кадастровая стоимость участков физических лиц составляет 31,9 % от общей кадастровой стоимости по земельному налогу, но и со значительно более низкой процентной ставкой земельного налога.
В целях рассмотрения эффективности работы в 2011г. налоговых органов, которые предъявляют к уплате земельный налог физическим лицам с эффективностью бухгалтерских отделов организаций рассмотрим таблицу №4.
Таблица 4. Количество земельных участков, в отношении которых в 2011г. исчислен (предъявлен к уплате) земельный налог.
- Количество земельных участков, учтенных в базах данных налоговых органов, ед.
- Количество земельных участков, в отношении которых земельный налог исчислен (предъявлен к уплате), ед.
- Отношение 2 к 1, %
В соответствии со ст. 396 НК РФ организации исчисляют земельный налог самостоятельно, а за физических лиц данное действие выполняет территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Эффективность исчисления земельного налога на 7,9 % выше у налоговых органов. Общая нагрузка на бизнес достигла высокого уровня, и она вынуждает налогоплательщиков активно изыскивать пути уклонения от налогообложения. В связи с этим Инспекциям ФНС России необходимо обратить особое внимание на исчисления земельного налога предприятиями, показывающими низкие финансовые результаты своей деятельности.
Необходимо разрешить проблемы в обеспечении учета земельных участков и передаче информации о них в органы ФНС. В настоящее время наблюдается ситуация, когда налоговые органы с целью получения сведений для исчисления имущественных налогов заключают соглашения с Управлениями записи актов гражданского состояния и иными исполнительными органами власти субъектов РФ. Необходимо обеспечить предоставление полной и исчерпывающей информации необходимых для исчисления налога муниципальными властями, что уже предусмотрено п. 9.2 ст. 85 НК РФ.
За счет привлечения к налогообложению земельных участков, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости вследствие отсутствия сведений о разрешенном использовании, и категории данных земельных участков и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества территориальные органы ФНС при поддержке ОМСУ смогут повысить эффективность администрирования земельного налога и обеспечить увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований.
Библиографический список
- Васянина Е.Л. Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике российских судов / Налоги, 2012. № 6.
- Осипова Е.С. Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации / Налоги, 2012. №1.
Регулирование земельного налога, осуществляется гл. 31 «Земельный налог» части второй НК РФ. В соответствии со ст. 387 «Общие положения* земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами этих субъектов, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Рассмотрим порядок проверки земельного налога по следующим элементам.
1. Проверка субъектов налогообложения
В соответствии со ст. 388 «Налогоплательщики* НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
2. Проверка объектов налогообложения
При проверке необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 389 «Объект налогообложения* НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки;
Изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в
Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
Из состава земель лесного фонда;
Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
3. Проверка налоговой базы
При проверке данного элемента необходимо руководствоваться ст. 390 «Налоговая база* НК РФ.
Налоговая база формируется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 391 «Порядок определения налоговой базы* НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве обшей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
Инвалидов, имеющих Ш степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и И группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
Инвалидов детства;
Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
Физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в
соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
Физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях яде рн о го и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
Физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
В соответствии со ст. 392 «Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности» НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земель
ного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
4. Проверка налогового периода
При организации проверки необходимо помнить, что в соответствии со ст. 393 «Налоговый период. Отчетный период» НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
5. Проверка налоговых ставок
При организации проверки необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 394 «Налоговая ставка» НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
* занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
б) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
6. Проверка порядка исчисления
При организации проверки необходимо помнить, что в соответствии со ст. 396 «Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу» НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) дали налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной:
а) 0,3% в отношении земельных участков:
Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
б) 1,5% в отношении прочих земельных участков
в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной дали кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно» за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15*го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Минфином РФ.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на I января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости,
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
7. Проверка порядка и сроков уплаты
При организации проверки необходимо учесть, что в соответствии со ст. 397 «Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу» НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное, По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков» признаваемых объектом налогообложения.
Налогоплательщики» являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 398 «Налоговая декларация» НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют соответствующую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
8. Проверка льгот и оснований для их использования налогоплательщиком
При организации проверки льгот и оснований для их использования в предусмотренных случаях и на основании ст. 395 «Налоговые льготы» НК РФ освобождаются от налогообложения:
а) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
б) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
в) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
г) следующие организации:
Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- ин вал идам и их родителям;
д) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
е) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
ж) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Бюджетные учреждения, имеющие земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога. В статье приведены разъяснения Минфина по вопросам, связанным с исчислением и уплатой данного налога.
Налог на землю является местным налогом. Его начисление и уплата регулируется гл. 31 НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Устанавливая налог, местные органы власти, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, порядок и сроки уплаты налога. Для отдельных категорий плательщиков могут также устанавливаться налоговые , основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы.
Плательщики налога
Налогоплательщиками земельного налога признаются бюджетные учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если земельные участки находятся у учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не является налогоплательщиком земельного налога.
Объект налогообложения
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 22.04.2013 N 03-05-04-02/13683):
– земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
– земельные участки из состава земель лесного фонда;
– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Отдельно остановимся на применении , установленной пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ. В письмах от 27.11.2013 N 03-05-05-01/40163, от 29.07.2013 N 03-05-04-02/02/30109, от 18.06.2013 N 03-05-04-01/22663 Минфин привел следующие разъяснения.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ*(1) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Правовой режим данных земель регулируется земельным законодательством РФ и данным законом.
В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земли, занятые:
– особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;
– объектами, включенными в Список всемирного наследия;
– историко-культурными заповедниками;
– объектами археологического наследия.
Поэтому если организация считает, что земельный участок относится к участкам, ограниченным в обороте, она должна подтвердить нахождение на земельном участке особо ценного объекта культурного наследия народов РФ, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
Для справки. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Их включение в данный свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487. Депозитарием Государственного свода является Минкультуры*(2).
Далее чиновники Минфина обращают внимание, что если здание не отнесено Минкультуры к объектам особо ценного культурного наследия, то, следовательно, земельный участок, на котором находится это здание, не является земельным участком в ограниченном обороте. Поэтому в отношении такого земельного участка пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется (Письмо Минфина РФ от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40163).
Налоговая база и ставки по земельному налогу
В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость , признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как отмечают чиновники Минфина в Письме от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, если в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли также не определена, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Администрирование земельного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании п. 4 ст. 85 НК РФ.
К сведению. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем государственной кадастровой оценки земли, порядок проведения которой определяет Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в сети "Интернет". Таким образом, в силу норм законодательства РФ субъектам учета созданы условия для беспрепятственного получения информации о кадастровой стоимости имущества, определяемой собственником (Письмо Росфиннадзора от 19.09.2012 N 43-02-02-06/234 вместе с Письмом Минфина РФ от 31.08.2012 N 02-06-10/3473).
При утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной кадастровой оценки земель следует учесть разъяснения Минфина РФ. В Письме от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105 чиновники обращают внимание, что в случае, если нормативный акт затрагивает прошлые налоговые периоды, то вновь утвержденные результаты оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.
Далее отметим, в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога местные органы власти могут устанавливать налоговые , основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые в виде уменьшения суммы налога.
Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в определенных Налоговым кодексом пределах. При этом установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 1 ст. 394 НК РФ). Как отмечают чиновники Минфина в Письме от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520, на основании норм НК РФ представительные органы муниципальных образований не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую льготу в виде снижения налоговой ставки на 50%.
Исчисление земельного налога
Налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).
Пример 1
Бюджетное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 1,2%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 20 000 000 руб.
Сумма земельного налога за 2014 год составит 240 000 руб. (20 000 000 руб. х 1,2%).
В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если право возникло до 15-го числа включительно соответствующего месяца, месяц принимается как полный. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пример 2
Предположим, что бюджетное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 1,2%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 10 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 год.
Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).
Сумма земельного налога за 2014 год составит 60 000 руб. (10 000 000 руб. х 1,2% х (6 мес. / 12 мес.)).
Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.
Бухгалтерский учет операций
Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с инструкциями N 157н *(3) и 174н *(4).
В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Как отмечается в Письме Минфина РФ от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.
Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 "Расчеты по земельному налогу" (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 131 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 401 20 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 0 303 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу"
При уплате земельного налога на основании выписки с лицевого счета делается запись (п. 73 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 303 13 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу"
Кредит счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
Таким образом, сальдо расчетов по счету 303 13 "Расчеты по земельному налогу" на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.
Пример 3
По итогам 2014 года бюджетным учреждением начислен земельный налог в сумме 75 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 56 400 руб. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.
Окончательная сумма к уплате за 2014 год составит 18 800 руб. (75 200 – 56 400).
В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:
Представление налоговой декларации
В силу ст. 398 НК РФ бюджетные учреждения – плательщики земельного налога обязаны по истечении налогового периода (не позднее 1 февраля года) представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию. Форма декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ (далее – Порядок).
В состав налоговой декларации включены титульный лист и два раздела:
– разд. 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет";
– разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".
Кроме того, в приложениях к указанному порядку приведен ряд справочников, которыми пользуются налогоплательщики для заполнения налоговой декларации. Так, в частности, код категории земель подлежит отражению налогоплательщиком по строке 030 раздела 2 налоговой декларации по земельному налогу, определяемый согласно приложению 5 (Письмо ФНС РФ от 12.12.2013 N БС-4-11/22506 "О земельном налоге"). Например, земли населенных пунктов имеют коды 003002000000 – 003002000100.
Коды налоговых льгот приведены в приложении 6.
В соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода налогоплательщики не обязаны.
Обратите внимание! Бюджетные учреждения, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, в отношении , используемых (предназначенных для использования) ими в ской деятельности, представляют декларации в установленном порядке (п. 2.13 Порядка).
Представить налоговую декларацию можно и на бумажном носителе, и в электронном виде. Налогоплательщик вправе выбрать один из двух способов представления налоговой декларации на бумажном носителе (п. 4 ст. 80 НК РФ):
– лично или через своего представителя;
– в виде почтового отправления с описью вложения.
Представление в электронном виде обязательно для следующих налогоплательщиков (п. 3 ст. 80 НК РФ):
– относящихся к категории крупнейших;
– средняя численность работников у которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
– вновь созданных организаций с численностью работников более 100 человек.
Напомним, что сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ (код формы по КНД 1180011). Они могут быть представлены в электронном виде в соответствии с порядком представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде, определяемым Минфином. На сегодняшний день действует Приказ ФНС РФ от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@ "Об утверждении "Формата представления Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в электронном виде (на основе XML) (Версия 4.01) Часть LXXXII" (в редакции Приказа ФНС РФ от 18.07.2008 N ММ-3-6/321@). Рекомендации по порядку заполнения названной формы утверждены Письмом ФНС РФ от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.
Формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде утвержден Приказом ФНС РФ от 28.11.2011 N ММВ-7-11/696@.
Хотим обратить внимание, что с 1 января 2014 года изменена ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Поправки были внесены п. 13 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее – Федеральный закон N 134-ФЗ).
Напомним, что в силу п. 1 указанной статьи непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации в ФНС по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджет, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного срока к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, налогоплательщик привлекается только после проведения камеральной налоговой проверки названной налоговой декларации. По результатам проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа).
В Письме Минфина РФ от 29.01.2014 N 03-02-07/1/3242 чиновники ведомства разъяснили, что поскольку обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за 2013 год возникает в 2014 году, то в случае ее непредставления в установленный срок применяется ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона N 134-ФЗ.
* * *
В заключение отметим, что Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н подготовлены изменения в Инструкцию N 157н.
В соответствии с вводимыми поправками земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), будут учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 "Непроизведенные активы".
Учет будет осуществляться на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ). Напомним, в настоящее время они учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" в соответствии с п. 333 Инструкции N 157н.
В связи с тем, что земельные участки будут переведены на баланс, порядок учета их на забалансовом счете будет исключен.
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
*(2) Пункт 3 Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Метки: Предыдущая записьСледующая запись