Минимальный прожиточный бюджет в беларуси. Прожиточный минимум в Беларуси: понятие, цифры, сравнение. Демографические группы и их потребности




С 1 августа 2017 в Беларуси (на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 32) установлен бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2017 года в расчете на месяц .

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 32 установлен бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2017 года в расчете на месяц на период с 1 августа по 31 октября 2017 г. в следующих размерах:

в среднем на душу населения – 197 белорусских рублей 57 копеек;
трудоспособное население – 218 белорусских рублей 87 копеек;
пенсионеры – 151 белорусский рубль 98 копеек;
студенты – 192 белорусских рубля 79 копеек;
дети в возрасте до трех лет – 125 белорусских рублей 87 копеек;
дети в возрасте от трех до шести лет – 174 белорусских рубля 90 копеек;
дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 215 белорусских рублей 50 копеек.

Текст Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 32 официально опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Что такое бюджет прожиточного минимума в Беларуси?

Если максимально просто, то БПМ — это денежная сумма, на которую, по мнению государства, человек может выжить. БПМ , как и минимальный потребительский бюджет (МПБ) , утверждается Министерством труда и соцзащиты Беларуси каждый квартал. БПМ оказывает непосредственное влияние на размер детских пособий и помощи малообеспеченным гражданам и семьям. Также БПМ используют в качестве базы для расчета минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. БПМ уже понятия МПБ , так как не включает затраты на культурно-просветительные мероприятия и отдых. Таким образом, БПМ и МПБ понятия хоть и схожие, но путать их не следует.

В Беларуси бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) в ценах июня текущего года в расчете на месяц составит с 1 августа по 31 октября 2017 года Br197,57. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 24 июля 2017 года №32, сообщили в профильном ведомстве.

Новый БПМ повысился на 7,5% по сравнению с нормативом, действующим с 1 мая по 31 июля нынешнего года (Br183,82). Это обусловлено ростом цен на плодоовощную продукцию нового урожая и значительным удельным весом данной статьи расходов в продуктах питания.

В связи с изменением БПМ с 1 августа 2017 года увеличатся минимальные трудовые и социальные пенсии; надбавки, повышения к пенсиям и доплаты лицам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите; пособия по уходу за инвалидом I группы либо за человеком, достигшим 80-летнего возраста; а также госпособия на детей: при рождении первого ребенка - 10 БПМ, второго и последующих детей - 14 БПМ; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - 1 БПМ; на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет - 0,5 БПМ; на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (0,5 БПМ, 0,7 БПМ), на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (0,7 БПМ).

В соответствии с постановлением Минтруда и соцзащиты с августа по октябрь нынешнего года БПМ трудоспособного населения равняется Br218,87 (с 1 мая по 31 июля - Br204,35); пенсионеров - Br151,98 (сейчас - Br141,50); студентов - Br192,79 (Br178,66); детей в возрасте до трех лет - Br125,87 (Br119,55); детей в возрасте от трех до шести лет - Br174,9 (Br163,83); детей в возрасте от шести до восемнадцати лет - Br215,5 (Br201,05).

По словам специалистов, БПМ служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь (ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

Национальным законодательством определена правовая основа понятия прожиточного минимума и его использования. Так, бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. Прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения состоит из минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (их стоимость определена в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания).

в среднем на душу населения

установлен с 01.11.2019 по 31.01.2020

Каждый квартал Совет Министров РБ утверждает бюджет прожиточного минимума на душу населения. Так называется совокупная стоимость продуктов, вещей, лекарств и услуг первой необходимости, которые жизненно важны для каждого человека. Затем это значение используется при экономических расчетах, а также для оказания адресной материальной помощи отдельным гражданам.

Что входит в бюджет прожиточного минимума в Беларуси?

В бюджет включаются не только материальные блага (например, одежда), но и услуги, которыми мы все регулярно пользуемся, в том числе:

  • услуги ЖКХ - водоснабжение, отопление и т.д.;
  • транспортные услуги;
  • разнообразные услуги бытового характера.

Кроме того, в прожиточный минимум в Беларуси обычно включаются расходы:

  • на разные продукты питания;
  • на одежду и белье;
  • на предметы личной гигиены;
  • на лекарства.

Демографические группы и их потребности

Разумеется, приведенный выше перечень товаров и услуг не может быть одинаковым для всех граждан. Общество состоит из разных социальных групп - пенсионеров, студентов и школьников, работоспособных людей и т.д. У представителей всех этих групп - очень разные потребности, а следовательно - и разные расходы на их удовлетворение. К примеру, пенсионерам нужно больше денег тратить на лекарства, тогда как основная статья расходов студентов - одежда и продукты питания.

По этой причине законом предусмотрен раздельный расчет бюджета прожиточного минимума для разных социальных групп. Всего в Беларуси выделяется 6 таких групп:

  • дети в возрасте до 3-х лет;
  • дети от 3-х до 6 лет;
  • дети от 6 до 18 лет;
  • студенты высших и средне-специальных учебных заведений;
  • граждане работоспособного возраста;
  • пенсионеры.

На изменение размера БПМ в первую очередь влияет инфляция. Стоимость товаров и услуг в Беларуси непрерывно растет, а вместе с ней индексируется и бюджет прожиточного минимума. Индексация осуществляется каждый квартал

На что влияет прожиточный минимум?

Как и в случае с минимальной заработной платой, это своего рода эталон и ориентир, используемый для оценки и прогнозирования уровня жизни белорусов. Также на основе БПМ вычисляются:

  • тарифная ставка первого разряда;
  • размеры удержаний с организаций и предпринимателей, у которых имеются долги по зарплате перед работниками.

Средний прожиточный минимум 2017 менялся несколько раз. Последняя индексация проводилась 1 ноября 2017 года - тогда БПМ вырос незначительно, со 197,5 до 197,8 рублей. Оценить динамику изменения этого экономического параметра за последние годы вы можете в приведенной ниже таблице.

Таблица изменения бюджета прожиточного минимума с 2016 по 2019 год

Период действия Дети в возрасте до 3-х лет Дети от 3-х до 6 лет Дети от 6 до 18 лет Студенты
Граждане
работоспособного возраста
Пенсионеры Среднее значение
1.11.2019 - 31.01.2020 149,63 205,16 251,19 224,80 257,86 177,79 231,83
1.08.2019 - 31.10.2019 147,18 203,38 250,19 223,93 257,05 176,75 230,91
1.05.2019 - 31.07.2019 143,09 197,42 242,90 216,97 249,98 171,38 224,02
1.02.2019 - 30.04.2019 140,25 192,22 235,85 210,42 240,80 166,32 216,90
01.11.2018 - 31.01.2019 139,79 191,09 233,56 207,30 237,21 163,93 214,21
01.08.2018 - 31.10.2018 135,93 188,95 231,32 206,89 236,98 162,58 213,67
01.05.2018 - 31.07.2018 132,98 183,35 223,91 199,75 229,78 157,50 206,58
01.02.2018 - 30.04.2018 129,87 178,51 217,81 193,93 219,42 153,22 199,32
01.11.2017 - 31.01.2018 128,32 177,04 216,85 192,34 217,74 151,97 197,81
01.08.2017 - 31.10.2017 125,87 174,90 215,50 192,79 218,87 151,98 197,57
01.05.2017 - 31.07.2017 119,55 163,83 201,05 178,66 204,36 141,50 183,82
01.02.2017 - 30.04.2017 116,83 160,61 197,4 175,24 198,63 138,8 180,1
01.11.2016 - 31.01.2017 111,99 154,97 191 169,72 193,14 134,41 174,52
01.08.2016 - 31.10.2016 112,3 155,82 191,5 170,46 193,58 134,4 175,5

Каким будет бюджет прожиточного минимума 2019 в Беларуси?

Темпы инфляции в стране в последние месяцы замедлились. По итогам 2018 года совокупный рост цен не должен превысить 7%. На 2019 год правительство также смотрит с оптимизмом - цены должны вырасти не более чем на 5-7%. Если эти прогнозы оправдаются, то и прожиточный минимум будет повышаться незначительно, всего на несколько рублей за каждый квартал. А если инфляция снизится, то мы увидим и синхронное снижение этой величины.

Несмотря на скептический взгляд многих белорусов на размер БПМ, это важный экономический показатель. Он отображает реальный уровень жизни в Беларуси и помогает объективнее оценивать материальные потребности разных демографических групп.

Понятие "размер прожиточного минимума” в Беларуси дает Закон «О размере прожиточного минимума в Республике Беларусь» от 07.05.2014 года. Также данный нормативный акт является правовым базисом для определения стоимости потребительской корзины.

Что такое и как он рассчитывается

Считается сумма, которая необходима для поддержания полноценного функционирования человеческого организма. Денежная сумма достаточна для приобретения минимального перечня продовольственных, непродовольственных товаров и набора услуг.

Показатель рассчитывается на основании социологических опросов, устанавливается на уровне доходов, которые имеют 10-20 % беднейшего населения или исходит из возможности экономики обеспечивать социальные выплаты (т. е. просто устанавливается максимальный прожиточный минимум, который может обеспечить экономика конкретного государства).

Какой прожиточный минимум в Беларуси

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день определяется актуальным законодательством, вступившим в силу 1 ноября 2016 года. Величина его составляет 174,52 белорусских рубля и соответствует 1 745 200 по старому курсу — до проведения денежной реформы в Беларуси. Сумма была уменьшена по отношению к предыдущему периоду на 98 копеек, что в процентном выражении составило 0,6 %.

В этом году величина прожиточного минимума повышалась уже четыре раза, а вот последнее понижение зафиксировано осенью предыдущего года. Сегодняшняя стоимость минимальной потребительской корзины останется неизменной до конца января будущего года.

Для чего нужен минимальный уровень дохода населения

Планирование минимального уровня дохода населения, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности, требуется для подведения статистики о благосостоянии всех общественных слоев населения государства.

Определение объема бюджета прожиточного минимума используется в дальнейшем для начисления:

    государственной помощи малоимущим семьям;

    минимальных зарплат и социальных выплат;

    денежных обеспечений по выслуге лет.

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день является критерием индексации доходов граждан. Он выступает главным показателем при установлении пособий и адресной помощи. Кроме того, суммой прожиточного минимума и сопоставлением величины с реальными доходами граждан определяются те слои населения, которым необходима социальная поддержка.

Каких показателей коснется последнее снижение прожиточного минимума

Как было сказано выше, прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день влияет на многие социальные выплаты. Однако по Указу Президента № 726 «О начислении социальных выплат» для назначения размеров этих сумм за основу будет взят тот размер бюджета за последние 2 квартала, который был наивысшим. Так, Министерством труда Республики Беларусь было официально заявлено, что гражданам переживать не стоит, так как снижение стоимостной оценки потребительской корзины не коснется выплат, рассчитываемых из её размера.

и выплаты для различных категорий населения

Каждое государство разрабатывает собственную программу начисления минимальных выплат в зависимости от уровня экономического развития. Однако поступают предложения сделать эту сумму равной для всех стран. Но предложение было отвергнуто по ряду объективных причин.

Одним из мотивов отказа мировых экономик от равного начисления прожиточного минимума стала, например, необходимость обеспечения населения теплом в зимнее время. В государствах с жарким климатом это не имеет смысла, тогда как в северных державах значительная сумма тратится на отопление.

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день составляет такие суммы для разных категорий граждан:

    дети в возрасте до 3 лет — 111 рублей 99 копеек;

    дети в возрасте от 3 до 6 лет — 154 рубля 97 копеек;

    дети в возрасте от 6 до 18 лет — 191 рубль;

    студенты — 169 рублей 72 копеек;

    граждане трудоспособного возраста — 193 рубля 14 копеек;

    граждане пенсионного возраста — 134 рубля 41 копейка.

От стоимости потребительской корзины с наименьшим необходимым перечнем продуктов питания рассчитываются и социальные начисления для основных нуждающихся слоев общества, т. е. выплаты многодетным семьям, детям-инвалидам, нетрудоспособным гражданам, малоимущим и так далее.