Для чего обязательное страхование автомобиля. Семь кругов осаго: почему получить страховку стало сложнее? В каких случаях страховая не заплатит




Выплата ущерба по ОСАГО ограничена лимитом ответственности. Если вред причинен жизни и здоровью третьего лица он составляет 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего, а при нанесении имущественного ущерба – 400 тыс. рублей. Так что оформить ОСАГО – это не значит выбросить деньги на ветер, а приобрести уверенность в завтрашнем дне и быть защищенным при наступлении определенных обстоятельств.

Какова стоимость ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО рассчитывается для каждого индивидуально. Она основывается на тарифах, утвержденных Правительством РФ, которые едины для любой компании. Расчет стоимости полиса ОСАГО можно произвести самостоятельно , заполнив все необходимые данные в форме.

Для этого вам нужно будет заполнить следующие поля:

  • Кем является владелец ТС – физическим или юридическим лицом.
  • Тип транспорта.
  • Данные о мощности двигателя.
  • Уточнить временные рамки эксплуатации ТС.
  • Рассчитать и вписать соответствующий коэффициент бонус-малус (КБМ), дающий скидку за безубыточное вождение в размере 5% в год.
  • Региональную принадлежность ТС.
  • Данные о количестве, возрасте и стаже каждого допущенного к управлению автомобилем водителя.

Возможность проверить КБМ , который на данный момент закреплен за вами, существует прямо здесь и сейчас. Просто нажав на ссылку . Но бываю ситуации когда по вине страховой компании, ошибки агента или сбоев в базе РСА значение КБМ обнуляется, а если быть точнее становится равно единице. Ознакомиться с наиболее вероятными причинами такой напасти вы можете в статье . Но вопрос, что же делать, если такое произойдет именно с вами, волнует каждого авто владельца. Кто-то обращается с запросом в РСА, а кто-то идет прямой наводкой в суд. О том более подробно вы можете узнать также на нашем сайте.

Необходимые документы при оформлении ОСАГО?

Приобрести подобную страховую защиту вы можете в любой страховой компании. Но совершая выбор страховщика, стоит обратить внимание на его известность и рейтинг. В последнее время стало очень популярным страховое мошенничество. возможно просто перейдя по ссылке.

Но, прежде чем получить на руки полис ОСАГО, вам следует пройти технический осмотр ТС. Некоторые нечистые на руку страховщики при оформлении полиса выдают уже заполненный талон ТО, беря за это дополнительную плату и утверждая, что необходимость прохождения ТО для вас уже не актуальна. можно у нас на сайте.

Список документов, требуемых страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО для ФЛ и ЮЛ немного различается. Для физического лица будет достаточно паспорта, СТС ил ПТС, диагностической карты или талона ТО, водительских прав всех водителей, допущенных к управлению, и доверенности, в ситуации когда страховка приобретается не лично владельцем ТС. Список документов для ЮЛ дополняется доверенностью о праве представления интересов ЮЛ и свидетельством о регистрации ЮЛ. Также представитель юридического лица обязательно должен при себе иметь печать предприятия.

Начиная с 1 октября 2015 года у каждого авто владельца появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО , что значительно упрощает процедуру оформления и дает возможность это сделать без очередей и лишних нервов. Все действия производятся посредством сети интернет, после чего на электронную почту страхователя приходят все необходимые документы.

Но каким бы полис ОСАГО ни был, обычным или электронным, — первоначально это защита, приобретаемая страхователем по довольно приемлемой цене. Ведь причиненный ущерб, в случае если страховкой придется воспользоваться, может быть в десятки раз выше уплаченной стоимости.

Верхний предел выплаты по ОСАГО — 400 000 рублей

Сегодняшние реалии таковы, что множество людей может позволить себе приобрести достаточно дорогой автомобиль. Но покупка дорогого «железного коня», это не все, ведь необходимо максимально его сохранить и в то же время обеспечить сохранность здоровья и жизни себе и окружающим. Ведь движение по дороге сопряжено с множеством рисков, как для водителя, так и для пешеходов и других владельцев машин. Поэтому приобретение полиса ОСАГО, или «автогражданки», позволяет избежать множества неприятностей.

Главное назначение страхования автогражданской ответственности – это предоставление возможности владельцу автомобиля гарантировано возместить ущерб, связанный с ДТП, его оно произошло по его вине. Также стоит помнить, что никакой компенсации самому виновнику происшествия не предусматривается и размер ущерба четко ограничен конкретной суммой. Стоимость такого страхования зависит от множества факторов, начиная с места проживания и заканчивая мощностью двигателя автомобиля.

Многие осторожные водители очень сомневаются в необходимости такого страхования, но все же ситуации бывают разные, а полис позволяет сэкономить не только денежные средства, но и время.

Автогражданка, конечно же, имеет и свои минусы, так, к примеру, сумма может не покрыть всех расходов связанных с ДТП и тогда владелец машины будет вынужден покрывать остальную стоимость за свой счет.


Также можно часто столкнуться с мнением, что «автогражданка» это просто выброшенные деньги. Но, если смотреть со стороны страховой компании, ОСАГО - не самый прибыльный вид страхования. На дорогах нашей страны происходит множество аварий, и многие компании быстро разоряются или пытаются уклониться от выплаты компенсации по договору.

К примеру, страховые компании многих стран мира компенсируют свои затраты по выплатам, путем подачи исков в судебные инстанции на дорожные службы. Самые частые требования по искам, относительно дорожного покрытия, которое не позволяло водителям в полной мере обеспечить движения и чем, собственно говоря, и было спровоцировано дорожно-транспортное происшествие.

На первый взгляд, кажется, что выплаты по ОСАГО достаточно защищены на законодательном уровне, но все же не стоит расслабляться и халатно относится к выбору страховой компании. На самом деле, кому вы доверили застраховать свою ответственность, никого не интересует, но это должно волновать именно вас, потому как став виновником ДТП именно вам придется выплачивать компенсацию пострадавшему.

ОСАГО — это аббревиатура понятия «Обязательное АвтоГражданское Страхование Ответственности». Законодательно установлено, что эта страховка должна быть у каждого водителя с действующим сроком. Полис приобретается для того, чтобы обезопасить тех, кому вы можете по неосторожности нанести вред посредством автомобиля. Т. е. ОСАГО — гарант того, что человек, пострадавший из--за вас, получит компенсацию для восстановления авто и/или здоровья. Вы в этом случае будете решать вопрос повреждений самостоятельно.

Чем отличается ОСАГО от каско?

Каско — это страхование, которое может дополнить основной полис, но при этом не является обязательным. Так каско (заимствованное европейской слово, которое, не являясь сокращением, пишется как любое другое существительно) обеспечивает безопасность вам и вашему автомобилю, даже если вы стали виновником ДТП.

В зависимости от рода страховых случаев, указанных в договоре, полис каско может покрыть и повреждения, и угон, и любое хулиганское действие относительно вашего авто. ОСАГО же обезопасит вас только от того, чтобы платить пострадавшему по вашей вине водителю, но в пределах установленной суммы. Разницу платите вы или покрывает приобретенный вместе с ОСАГО ДСАГО.

Техосмотр и ОСАГО в 2015 году

По закону полис обязательного страхования не могут продать без наличия пройденного технического осмотра. Фактически контроль за ТО передан в руки страховых компаний. Диагностическая карта является доказательством, что с машиной все в порядке и из--за технических неполадок аварии не произойдет.

Сейчас страховку можно приобрести в любой момент, пока срок техосмотра не вышел, даже если осталось всего пару дней. Поскольку инспекторы ГИБДД больше не имеют права проверять ТО ни у кого, кроме таксистов, водителей общественного транспорта и перевозчиков опасных грузов, то и возить с собой документ не обязательно. Главное, наличие действующего полиса.

Техосмотр нужен страховой и за его отсутствие не могут оштрафовать, но если вы попадете в ДТП без ТО, то ваша страховая может подать регрессивный иск в случае его просрочки. Это значит, что вам придется заплатить полную стоимость возмещения урона пострадавшему по вашей вине.

Кстати, без ОСАГО и машину на учет поставить нельзя. Так что техосмотр процедура по--прежнему обязательная.

Не продают ОСАГО без доп. услуг

Сейчас происходит все больше ситуаций навязывания страховыми компаниями к полисам ОСАГО дополнительных форм страховки (жизни, квартиры, пассажирских мест). Без этого страховку отказываются продавать, ссылаясь на то, что бланков нет.

Есть федеральный закон от 25.14.02 № 40- «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» не предполагающий никаких доп. услуг к обязательному страхованию и позволяющему купить его в любом регионе по тарифам его населенного пункта.

В законе о правах потребителя есть положение, что ни одна торговая компания не имеет право обуславливать продажу одной услуги обязательно с другой. Из всего сказанного следует, что отказ о продаже полиса ОСАГО без дополнительных услуг страхования является незаконным.

В 2014 году внесена поправка о том, что в отказе на каждый полис СК обязана послать в Банк России письмо с причиной отказа. Причем в случае неправомерного отказа на должностное лицо будет наложен штраф в размере 50 000 р.

При разговоре со страховым агентом, который отказывается продавать ОСАГО без допов, нужно ссылаться на соответствующие статьи закона. Лучше всего, если вы заранее приготовите диктофон, возьмете с собой свидетеля. На аудиозаписи должно быть четко слышно, что вы не хотите приобретать другие страховки, но полис без них вам продавать отказываются. Требуйте написать письменный отказ. Если не сработало так, то направляйте заказное письмо с уведомлением с требованием продать вам полис. На рассмотрение у компании будет 30 дней.

Если и это не помогает, то остается только идти в суд. Заявление вы можете подать лично или обратиться к юристам, которые обо всем позаботятся сами. Параллельно с этим можно отправить жалобы в прокуратуру, РСА и представительство СК.

Что делать, если попал в ДТП? Правила 2015 года.

С 2015 года для возмещения урона пострадавший можете обратиться только в компанию, в которой приобретался полис страховки (ранее была возможность пойти в компанию либо свою, либо виновника).

Если вы попали в аварию, то в первую очередь нужно отреагировать спокойно, адекватно оценить ущерб и не поддаваться на уговоры второй стороны решить все на месте, если таковые возникают. У вас в бардачке всегда должен быть чистый бланк извещения о ДТП, который можно взять в своей СК. Он является неотъемлемой частью перечня документов, подаваемых в случае аварии.

Вызовите инспектора ГИБДД и заполните одно на двоих извещение. Можно использовать бланк любого водителя. Использование второго допускается при участии в аварии больше двоих водителей. У сотрудника инспекции обязательно возьмите копию протокола о происшествии.

На подачу документов законом отведено 15 дней, если не уложиться в них, то компания полноправно откажет в возмещении. В пакет документов добавляется заверенная копия паспорта, справка о ДТП, реквизиты счета для перечисления денег. При нанесении вреда здоровью необходимо предоставить оформленные медицинской организацией документы о травмах, с диагнозом и отметкой о нетрудоспособности, судмедэкспертизу, справку из скорой с места ДТП, документ, подтверждающий доход.

Что такое европротокол и как он действует?

Не так давно из Европы к нам пришло такое понятия, как оформление ДТП по европротоколу. Этот способ предполагает фиксацию аварии водителями самостоятельно без вызова инспектора ГИБДД. Главное, чтобы оба были согласны по урону и вине, участников было не более 2--х и отсутствовали пострадавшие.

Еще один важный момент: европротокол подойдет только в том случае, если вы уверены в том, что авария не встанет для вас дороже 25 000 при условии, что вы оформили полис до 1.08.14, и не более 50 000, если после 2.08.14. Это суммы максимальных выплат при такой форме регистрации аварии.

Срок на подачу пакета документов сохраняется, успеть нужно за 15 дней. Главное — заполнить извещение о ДТП, каждому водителю свою колонку. При этом обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы на видео или фото со всех ракурсов с возможностью увидеть номера машин, окружающих домов, дорожные знаки и светофоры. Должны быть и данные навигационной системы.

Страховая занижает выплаты или отказывается платить

Бывает так, что по действующему полису ОСАГО возникают проблемы с выплатой. Учитывая сложившуюся на страховом рынке ситуацию, СК пытаются прикрыться тем, что заниматься данным видом деятельности невыгодно.

Но если у вас есть заключенный договор, по которому в произошедшей ситуации полагается возмещение ущерба, причем в установленном законом размере, то нужно добиваться своего.

Страховая может отказаться платить в следующих случаях:

1. Неполный комплект документов

2. Подача позже установленного срока

3. Наличие ошибок в бумагах

4. Банкротство компании

Перед подачей документов сравните список требуемых с имеющимися, чтобы убедиться в том, что всего хватает. При задержке ответа или выплат звоните в компанию или приходите лично, добивайтесь объяснений причин задержки.

В любом случае, если вы уверены, что выплата полагается, лучше бороться до конца. Если в возмещении ущерба отказывают, требуйте изложить все в письменной форме. Бывает такое, что в договоре компании прописаны не страховыми те случаи, которые по законодательству таковыми являются. В этом случае обращайтесь к авто юристами или в суд самостоятельно.

В случаях, если СК обанкротилась или потеряла лицензию, то волноваться не стоит, выплата вам все равно полагается, но ее на себя берет РСА. Для подачи на выплату нужно провести независимую экспертизу.

При необходимости обращения в суд учтите, что по новым законам сначала любой вопрос решается досудебно с обязательным написанием претензии в СК, и только после того, как компания категорически отказалась платить, идите в суд.

Что будет, если нет ОСАГО? Штрафы

При остановке автомобиля по закону инспектор ГИБДД имеет право потребовать ВУ соответствующей категории, документы о регистрации на авто и прицеп при его наличии, разрешение на перевозку людей и грузов у соответствующих ТС, действующий полис ОСАГО. При этом отсутствие страховки может быть оправдано только в случае, если с момента покупки машины не прошло десяти дней. Тогда нужно предъявить договор купли--продажи, в котором будет прописана дата.

Если вас остановили, а полис оказался дома, то здесь 2 варианта: оплата штрафа в размере 500 р. либо вынесение предупреждения. При просрочке страховки штраф увеличится до 800 р.

Что делать, если виновник ДТП скрылся или не может заплатить

Не все водители готовы нести ответственность за свою провинность. Кто--то боится испортить страховую историю, у кого--то полиса вовсе нет. Во всяком случае ситуации, когда виновник скрывается с места ДТП случаются. Что делать пострадавшему?

Во--первых, насколько это возможно запомните машину и приметы водителя. Марка, модель и госзнаки будут очень полезны при поиске нерадивого автовладельца. Сообщите все приметы в дежурную часть ГИБДД, выставьте знак аварии и ждите инспектора.

Проследите за тем, чтобы сотрудник госорганов правильно составил схему аварии, ведь виновность только предстоит установить. Если виноватым признают скрывшегося, то с него взыщут за ущерб по ОСАГО или в судебном порядке при его отсутствии. Если виновника не найдут, то компенсацию вы получите только в случае нанесения вреда жизни и здоровью. Ремонт авто придется осуществить за свой счет.

Калькулятор онлайн. Сколько стоит ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО для разных авто может выходить принципиально разной, хоть и в пределах установленной государством суммы. Здесь играют роль возраст водителя и ТС, стаж за рулем и страна производства.

В предварительном расчете стоимости выручают специально разработанные калькуляторы онлайн, где в полях достаточно указать свою информацию и нажать кнопку «Посчитать». Результаты будут средними, учитывая допустимую наценку в 20% каждая компания сама решает, какую цену выставить.

При расчете стоимости учитывается и коэффициент бонус-малус, обозначающий определенную скидку водителю за стаж безаварийной езды в соответствии с присвоенной категорией.

Друзья, спасибо за репост

Причинив ущерб, Вы будете освобождены от его возмещения, а расходы потерпевшему оплатит страховая компания, у которой Вы купили полис ОСАГО. Не стоит забывать и о противоположной ситуации – в случае, если Вам повредили автомобиль в ДТП, его восстановление Вам оплатит страховая компания. Но это при условии, что у участников (потерпевшего и виновника) есть действующие полисы ОСАГО.

Существует еще один вариант, когда в аварии виновны оба водителя. В этом случае размер подлежащей страховой выплаты будет определяться с учетом степени ответственности в ДТП каждого его участника.
Таким образом, приобретая страховку ОСАГО на авто, Вы страхуете не собственный автомобиль или свою жизнь или здоровье, а свои риски попасть в ДТП и причинить ущерб третьим лицам.

Что дает ОСАГО и от чего страхует

На какую сумму страхует ОСАГО

  • на 400 000 руб. при причинении вреда имуществу третьих лиц (причем не только автомобилям, но и другому имуществу, пострадавшему в ДТП, например, ограждения, столбы, светофоры и т.п.);
  • на 500 000 руб. при причинении вреда жизни и здоровью третьим лицам (не только пострадавшим в другом автомобиле, но и пешеходам).

Причем, в случае наличия нескольких пострадавших лиц, указанные суммы не распределяются на всех, а выплаты производятся каждому пострадавшему в пределах 400 тыс. за имущество и 500 тыс. за жизнь и здоровье.

ОСАГО предполагает покрытие ущерба при наступлении следующих случаев:

  • Обладатель полиса повредил один или несколько автомобилей.
  • Застрахованный автовладелец стал виновником ДТП. Водитель и пассажир другого транспортного средства получили телесные повреждения различной степени тяжести.
  • Нанесение ущерба третьей стороне – повреждение зданий, конструкций, и других объектов, сбито животное.
  • Владелец машины сбил человека, что стало причиной увечий или летального исхода. Семья пострадавшего имеет право получить средства в связи с потерей кормильца и компенсировать расходы на похоронную церемонию.

Страховая компания имеет полное право отказать в возмещении ущерба при порче автомобиля во время соревнования, испытания или учебного заезда, причинении вреда транспортируемому имуществу по вине водителя.
Условия договора не включают компенсацию при массовых беспорядках и народных волнениях, забастовке, гражданской войне или ядерном взрыве.

Не следует рассчитывать на финансовую помощь при повреждении машины во время погрузки или разгрузки тяжестей, уничтожении антиквариата, изделий из драгоценных металлов и полудрагоценных камней, наличных средств, важных документов, произведений искусства и ценных литературных изданий.

На что может рассчитывать потерпевший

  1. При полной гибели автомобиля потерпевшему в ДТП по ОСАГО возмещается (в пределах установленного ограничения по ОСАГО) стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков.
  2. Если транспортное средство повреждено, то возмещаются расходы на приведение автомобиля в состояние, до момента ДТП.
  3. Также по ОСАГО возмещаются другие расходы, которые потерпевший произвел в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль

В соответствии с требованиями Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ водитель (или юридическое лицо), ставший собственником автомобиля, должен застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее, чем через 10 дней после его приобретения.

В настоящее время, не существует большой сложности,особенно в Москве, приобрести полис ОСАГО . Поэтому не стоит пренебрегать данным видом страхования.

Ответственность за вождение без ОСАГО

За управление транспортным средством без страховки ОСАГО предусмотрены штрафы КоАП РФ Статья 12.37 (Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

В соответствии с указанной статьей может быть применено два штрафа:

  1. Пятьсот рублей - если полис ОСАГО есть, но водитель нарушает условия договора ОСАГО (в том числе управляет автомобилем, но в полис ОСАГО не вписан).
  2. Восемьсот рублей - этот штраф применяется, если владелец транспортного средства не исполнил свои обязанности по страхованию гражданской ответственности или если Вы управляете автомобилем, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию.

Автомобилисты в регионах Сибири массово жалуются на проблемы оформления электронного полиса ОСАГО - при попытке заключить договор на сайтах страховых компаний появляются сообщения об ошибках или оплата полиса зачастую невозможна из-за использования нечитаемой капчи. Участники рынка прокомментировали, действительно ли застраховать авто стало сложнее и что в случае затруднений стоит предпринять автовладельцу.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Центробанк. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля, от региона и срока безаварийной езды.

Среди сибиряков е-ОСАГО становится все более популярной формой, на 1 октября только в Новосибирской области было выдано 166 тысяч полисов через интернет.

Почему е-ОСАГО вызвало нарекания

Странности с ОСАГО начались еще в 2015 году - уже тогда страховщики стали сокращать количество офисов в «токсичных» регионах и начали навязывать дополнительные договоры страхования «в нагрузку» к обязательному полису. В итоге это привело к тому, что автовладельцы стали массово жаловаться на дикие очереди в офисах.

После этого государство решило помочь водителям и разрешило оформлять электронный полис в домашних условиях. Изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года. При этом всех страховщиков обязали оформлять е-ОСАГО на своих сайтах. Однако в реальности для получения электронного полиса многим автовладельцам нужно пройти «семь кругов ада».

Так, из общего количества жалоб на ОСАГО, поступивших в Банк России с начала года, 24% были связаны с покупкой электронных полисов, сообщается на сайте регулятора. Основные нарушения, которые выявляются - необоснованный отказ в продаже такой страховки и перенаправление на сайт замещающего страховщика.

Исполнительный директор компании «ЛОТиОС» Михаил Большов считает, что сейчас ситуацию на рынке ОСАГО можно охарактеризовать как «картельный сговор страховщиков» - компании всеми силами стараются минимизировать количество договоров ОСАГО, и появление электронного вида страхования никак не помогло автовладельцам.

«Я представляю автомобильное профессиональное сообщество, руковожу двумя автотранспортными предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками по Новосибирску. После введение е-ОСАГО мы надеялись, что оформить полис станет проще, однако на деле ситуация только ухудшилась», - говорит Большов.

По его словам, все страховщики действительно запустили возможность оформления электронных договоров на сайтах, однако на деле эта система фактически не работает. «Когда начинаешь заполнять заявку на получение электронного полиса, тебе пишут, что автомобиля нет в базе. Или приходит SMS с недействительным кодом», - приводит примеры эксперт.

Также, добавляет он, некоторые страховые компании на этапе заключения договора предлагают ввести цветовой код с картинки, однако разглядеть его невозможно - при любых вариантах автовладельцам отвечают, что введенная последовательность неправильная. По словам Большова, система как будто настроена на саботаж, хотя страховщики обычно объясняют проблемы «обновлением базы».

Как ОСАГО стало убыточным

Представитель крупнейшего игрока страхового рынка ПАО СК «Росгосстрах» Андрей Бирюков признал, что в последние годы ОСАГО действительно стало убыточным, однако опроверг наличие «сговора», направленного на минимизацию заключаемых договоров. Проблемы на сайтах страховых компаний Бирюков объяснил необходимым наличием сразу нескольких систем.

«ОСАГО действительно является убыточным видом страхования. Согласно последним данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата в ОСАГО за девять месяцев выросла на 17% и составила 77,253 тысячи рублей, а средняя премия сократилась на 3%, до 5,814 тысяч рублей», - уточнил Бирюков.

При этом представитель «Росгосстраха» сослался на президента РСА Игорь Юргенса, который назвал ОСАГО «наиболее проблемным сегментом страхового рынка». Однако проблемы в сегменте е-ОСАГО не носят массового характера, подчеркнул Бирюков. В частности, это подтверждает статистика роста числа электронных полисов, которых в компании оформляют более 200 тысяч каждую неделю.

«Не стоит забывать, что е-ОСАГО - сложный программно-аппаратный комплекс, включающий в себя слаженную работу сразу нескольких внутренних и внешних систем, включая системы РСА, где на любом этапе интеграции возможны технические сбои. Кроме того, проблемы могут быть на стороне пользователя - например, устаревшая версия браузера», - сказал Бирюков.

Представитель «Росгосстраха» подчеркнул, что в ситуации, когда ОСАГО убыточно для компаний, необходима реформа системы, чтобы этот важнейший вид страхования «вновь стал интересным для страховщиков». В частности, речь может идти о поэтапной либерализации тарифа и отмены установления государством фиксированных значений коэффициентов.

Кто научился зарабатывать на ОСАГО

Председатель правления «Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников считает, что проблемы на сайтах страховых компаний в основном связаны с резким ростом популярности е-ОСАГО. Огромное количество обращений приводит к перегрузкам системы, а убыточность обязательного автострахования привела к тому, что страховщики не заинтересованы тратить деньги на создании более устойчивого механизма.

«В этой ситуации единственная рекомендация, которую я могу дать автомобилистам - начать оформление полиса заблаговременно - за 20-30 дней. Если с покупкой электронного полиса возникают проблемы, всегда можно приехать в офис и заключить бумажный договор», - посоветовал эксперт.Верховный суд разъяснил правила страховых выплат

Плотников подтвердил, что у страховых компаний есть неофициальные «черные списки» людей, с которым заключение договоров ОСАГО нежелательно, однако отметил, что туда входят только мошенники, которые занимаются оформлением подставных аварий. У таких людей в течение года может быть несколько десятков ДТП, однако их фиктивность приходится доказывать через суд.

В частности, с начала года 1,5 миллиарда рублей были выплачены страховыми компаниями в Новосибирской области различным юристам, которые специализируются на подобных делах. При этом законы обычно на стороне потребителей, так что суды часто выносят решения в пользу автовладельцев, которые с помощью различных схем завышают ущерб от аварий.

В итоге Новосибирская область в этом году впервые вошла в число так называемых «токсичных» для страховщиков регионов, где выплаты превышают собранные премии. Такую ситуацию Плотников связывает именно с активизацией мошенников. В этой ситуации правительству необходимо реформировать ОСАГО, считает он.

В частности, речь может идти об отмене избыточных штрафов для компаний за незначительные нарушения, а также запрете договора цессии в страховании, который дает возможность передать права на задолженность страховщика перед страхователем юридическому или физическому лицу. Такие договоры приносят страхователям серьезные убытки, отмечает Плотников.

Как автовладельцам защитить права

Центробанк требует от страховщиков непрерывной и бесперебойной работы их сайтов для возможного заключения договоров е-ОСАГО, сообщил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев. В частности, технологический сбой на сайте страховой компании не может превышать 30 минут в сутки.

«Если человек несколько раз за день попытался оформить полис на сайте страховой, но из-за технического сбоя это не получилось, то страховая компания нарушает закон, и нужно жаловаться в Банк России. Проще всего это сделать через интернет-приемную на сайте cbr.ru», - уточнил Музяев.

К жалобе необходимо приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховщика, а если создан личный кабинет на сайте - логин от него. Часто даже запрос от Банка России в страховую компанию приводит к тому, что страховщик начинает должным образом выполнять свои обязательства перед потребителями.

«Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в СФО за девять месяцев 2017 года возбуждено 81 дело об административных правонарушениях в отношении страховых компаний из-за недоступности электронных полисов», - добавил представитель регулятора.

Музяев также напомнил, что единственная законная причина отказа - если представлены не все документы. Сейчас для оформления полиса нужен паспорт, ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическая карта. Новый регламент ГИБДД не обрадовал водителей

«В случае предоставления полного комплекта документов страховщики не имеют права отказаться от его заключения, это нарушение закона. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за это нарушение: от 20 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юридических лиц», - сказал он.

Для бесперебойного заключения договоров ОСАГО Российским союзом автостраховщиков была введена система «Е-гарант». Она гарантирует заключение договора ОСАГО в электронном виде после перенаправления на сайт замещающего страховщика. Если после перенаправления происходят технические сбои, можно также направить жалобу в Банк России, заключил Музяев.