Самый большой дом из дерева. Самый высокий деревянный дом в мире! Соломбаль, Архангельская область, Россия)




История о том, как русский мужик небоскрёб срубил.

Сколько ещё талантов скрывает российская глубинка!

Николай Сутягин, 60-летний житель Архангельска, построил самый высокий в мире деревянный дом. Заметный практически из любой точки города, устремленный к небу дом является самым высоким деревянным строением в мире – он насчитывает 13 этажей и достает Биг-Бену «до пояса».

Для бывшего преступника этот дом — не что иное как «восьмое чудо света». Менее восторженные критики называют дом пафосным сараем, бельмом на глазу и недовольны тем, что, по их мнению, такой дом очень пожароопасен. Но в одном сходятся все без исключения: деревянный небоскреб, вне всяких сомнений, уникален.
Дом Сутягина еще не до конца достроен, но уже находится под угрозой сноса – власти не одобряют 15-летний проект бывшего заключенного.

Когда Сутягин начал работу над своей дачей в 1992 году, он намеревался построить двухэтажный дом, который бы подтверждал его статус самого богатого человека в городе (у всех его соседей домики были одноэтажными). Однако строения, которые он видел во время туристических поездок по Японии и Норвегии, натолкнули его на мысль о более рациональном использовании крыши своего детища. «Сначала я надстроил три этажа, но дом стал выглядеть как-то нелепо», — говорит Николай. – Поэтому я решил добавить еще один этаж, но все равно что-то было не так. И вот таким образом я достраивал, и достраивал, пока дом не превратился в то, что вы сейчас видите».

Были и другие причины, сподвигшие Сутягина на такое масштабное строительство – он всю жизнь прожил в коммунальной квартире и мечтал о большом доме, где будет жить один. Так что, осуществись его мечта, в уютном семейном гнездышке могли бы с комфортом разместиться не только он с женой, но и 18 его заместителей в строительной компании. При всем при этом, что удивительно, Николай даже и не претендовал на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса.

В планах было даже строительство пятиэтажной бани в саду, полной укромных местечек, где он или его коллеги могли бы уединиться со своими подругами. Но проекту не суждено было сбыться – в 1998 году Сутягина осудили на 4 года по обвинению в рэкете. Сам Николай считает, что дело было сфабриковано.
Пока Сутягин сидел, конкуренты украли его деньги, утопили в Двине пять его автомобилей и уничтожили строительную технику. Что ж, мало кого из первых бизнесменов начала смутных 90-х миновала такая судьба.
«Я попал в тюрьму, будучи миллионером. Теперь же я практически нищий», — говорит бывший заключенный. Сейчас 60-летний Николай живет в четырех плохо отапливаемых комнатах в основании деревянного небоскреба со своей 32-летней женой Линой.

То, о чем он так долго мечтал, сейчас остается только в его думах – дом постепенно приходит в упадок. Но даже в этом случае небоскреб остается замечательным архитектурным подвигом — особенно учитывая тот факт, что большую часть работы Сутягин проделал собственноручно, а это было совсем не легко.

К сожалению, не все разделяют архитектурные взгляды Николая. Соседи Сутягина считают дом чудовищем, а городские власти, тыча пальцем во всевозможные предписания, твердят о существующем запрете строить деревянные здания выше трех этажей, так как это не соотносится с нормами пожарной безопасности. Поэтому администрацией принимаются меры для сноса уникального небоскреба. Сутягин же уверен в своей правоте и даже, формально следуя закону, сделал крышу на уровне второго этажа: все, что выше, по его словам – лишь архитектурные излишества, украшения, а они не запрещены. Сейчас он проводит множество экскурсий по дому-гиганту, водя туристов по жутковатым интерьерам, гниющим лестницам и скрипящим полам.

В американском Кроссвилле человек без какого-либо профессионального образования построил деревянный дом, считающийся самым высоким. Этим человеком является Гораций Берджесс. Все работы у него заняли 11 лет, построенная им конструкция включает в себя целых десять этажей. По словам Горация, он увидел Бога, сказавшего ему, что все необходимые материалы закончатся только тогда, когда дом будет готов.

Площадь этого грандиозного дома просто огромна, она равняется 3,4 тысячи метров квадратных. Причем мужчине не потребовалось больших вложений. При очень экономном использовании материалов и с применением различных отходов производства, его затраты составили 12 тысяч долларов. Изнутри пространство здания состоит из большого количества комнат, коридоров, винтовых лестниц, балконов, зоны для баскетбола и алтаря.


Фотограф Том Веттон в 2012 году приехал к Горацию, чтобы сделать серию снимков этого невероятного строения. Увидев здание, Том оценил его грандиозные масштабы и был поражен гигантскими размерами деревянного дома.

По данным фотографа, внутри дома находится 6 деревьев, поддерживающих всю конструкцию, а во время строительства было израсходовано 258 тысяч гвоздей. Дом – можно назвать сказочной мечтой любого ребенка. Как только вы его увидите, появится непреодолимое желание обследовать там каждый уголок.










В апреле в Норвегии началось строительство дома, который станет самым высоким деревянным жилым зданием в мире. Среди западных девелоперов идеи проектирования высотных зданий из бруса набирают все большую популярность.

И хотя в наше время из дерева строят в основном частные особняки и коттеджи, в прошлом и настоящем можно найти немало примеров грандиозных деревянных построек. "Дом" посмотрел на некоторые из этих выдающихся объектов.

ЖК Treet, Берген, Норвегия

Проект самого высокого деревянного жилого дома в мире (49 метров) предполагает строительство 14-этажного здания на 62 квартиры. Из дерева будет выполнен весь ЖК за исключением фасада, который сделают из стекла и бетона для защиты от влаги и прочих внешних факторов. Держаться здание будет на колоннах из клееного бруса в метр толщиной.

Хотя к возведению дома только приступили, в нем уже раскуплено более половины квартир.

ЖК Forte, Мельбурн, Австралия


Действующим рекордсменом среди жилых домов из дерева является ЖК Forte. Высота объекта, строительство которого завершилось в конце 2012 года, составляет 32 метра. До этого пальма первенства принадлежала дому Murray Grove в Великобритании (30 метров).

Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау, Нумеа, остров Новая Каледония, Франция


Проект, названный в честь борца за создание на Новой Каледонии независимого государства Канаки, реализовал в 1998 году обладатель Притцкеровской премии Ренцо Пиано. Комплекс состоит из десяти конусообразных деревянных строений высотой от 9 до 24 метров, отражающих строительные традиции канакцев. Корпуса соединены переходами из бетона, стекла и стали. Павильоны отданы под выставочные цели, учебные аудитории и кафе.

Prinkipo Palace, остров Бююкада, Турция


Самое большое деревянное здание Европы — "Греческий приют" — построено французами в 1898 году. Оно должно было стать отелем с казино, однако местные власти открытия увеселительного заведения не одобрили. В итоге в 1903-1964 годах в доме размещался детский приют, после чего он пришел в запустение. В 2010 году Константинопольская церковь отсудила объект у правительства Турции и сообщала о планах по реставрации.

Дом Горация Берджеса, Теннесси, США


На создание самого большого дома на дереве у плотника-любителя, именем которого он назван, ушло около 15 лет. Десятиэтажный особняк установлен на старинном дубе и шести деревьях поменьше. Высота дома превышает 30 метров, а общая площадь "апартаментов" составляет около 930 квадратных метров. В доме 80 комнат, несколько винтовых лестниц, алтарь с колокольней (по словам Горация, на стройку его подтолкнуло божественное видение) и баскетбольная площадка.

Храм Истины, Паттайя, Таиланд


Уникальность данной постройки заключается не в высоте (105 метров) или возрасте, а в том, что строительство не прекращается с 1981 года (при входе посетителям храма выдают каски). Тайский бизнесмен затеял проект по совету пророков, настаивавших, что пока возводится храм, он не умрет. В 2000 году предприниматель скончался, однако его дело продолжил сын. Чтобы работы не останавливались, он начал брать с посетителей плату. Все стены храма покрыты резными изображениями.

St. George"s Cathedral, Джорджтаун, Гайана


Здание высотой 43,5 метра построено в 1889-1894 годах в честь Георгия Победоносца. До освящения в 2003 году храма в Марамуреше, считалось самой высокой отдельно стоящей деревянной церковью.

Кижи, Карелия, Россия



Архитектурный ансамбль состоит из церкви Преображения Господня (1714 год), Покровской церкви (1764 год) и Шатровой колокольни (1863 год). Главная церковь увенчана 22 главами и поднимается на 37 метров, при этом гвозди применялись только при сооружении куполов. Кроме того, каменистая земля позволила возвести здание без фундамента. Покровская церковь отапливается и служит "зимним" храмом.

Дом Сутягина, Архангельск, Россия


Тринадцатиэтажное сооружение высотой 38 метров стало одним из известнейших самостроев страны. Его возведением бизнесмен Николай Сутягин занимался с 1992 года, вынужденно заморозив стройку на время своего тюремного заключения в конце 1990-х. В 2008 году суд признал объект незаконным, потребовав оставить лишь четыре этажа. Сутягин исполнять решение отказался, поэтому снос проводился за счет государства. В 2012 году остатки дома и внушительных размеров баня сгорели.

Одним из древнейших буддийских храмов Японии является Тодай-дзи, в городе Наре. В первую очередь этот храм известен, как самое большое деревянное сооружение в мире . Кроме того, в стенах храма находится огромная бронзовая статуя Будды, которая была выплавлена более тысячи лет тому назад! Строительство храма началось в середине VIII века. Именно в это время в стране Восходящего Солнца широкое распространение получил буддизм. Новая религия оказала сильное воздействие на искусство и архитектуру страны.

Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город Нара. Ныне Нара принадлежит к числу самых почитаемых святых мест Страны восходящего солнца, куда ежегодно приезжает около 3 млн паломников. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров, располагаются несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих многовековую историю.



Храм Тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был главной государственной святыней страны, а само название «Тодайдзи» буквально означает «Великий восточный храм». Храм Тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре Будды Дайнити (Дайбуцу), являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Ее изваял в 749 году корейский скульптор, которого японцы называют Кимимаро. Для изготовления гигантской статуи потребовалось 437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и несколько тысяч тонн древесного угля.

По преданию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии. Работы велись на протяжении двух лет и технологически были чрезвычайно сложны. Трудности вызывал не только сам процесс литья, но и монтаж, и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня техники!). Ведь это феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке, которая была изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все технические препятствия? Это остается загадкой, и секрет изготовления этого уникального памятника литейного искусства древности не раскрыт до сих пор.


Кликабельно 2800 рх

Из старинных японских источников известно, что работы по отливке статуи Великого Будды были завершены только после семи неудачных попыток. Голова и шея Будды были отлиты в одной опоке, а торс и трон-лотос изготовлены в отдельных формах, а затем спаяны вместе и позолочены. Статуя Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой «благословение, всемогущество и вездесущность». Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка распустившегося лотоса с 56 лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности и чистоты, необходимых для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате преодоления «страсти и жажды жизни». Правая рука Будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем жесте. Волосы Будды синего цвета — это символизирует его пребывание в заоблачном небесном мире. Волосы разделены на 966 завитков. На лбу — шишкоообразный выступ: символ величия и недосягаемости.


Панорама. Кликабельно 6000 рх

Великий Будда входит в число самых известных достопримечательностей Японии. Высота статуи с пьедесталом составляет 22 м. Высота самой сидящей фигуры Будды — 16 м. Лицо имеет длину 5 м, ширину — 3 м. Через глазницы свободно может пролезть человек — их длина составляет 1 м. Диаметр трона-лотоса — более 20 м, высота каждого лепестка — 3 м. Громадная статуя внутри полая. В ее недрах создана сложная система деревянных конструкций, поддерживающих всю фигуру. Раз в год Великого Будду чистят, при этом снимая с него несколько ведер пыли.

Вся поверхность трона-лотоса покрыта бесчисленными изображениями религиозного и мифологического характера, тысячами иероглифических надписей. За спиной гигантской статуи находится деревянный позолоченный ореол, на котором установлены еще 16 фигур Будды размером приблизительно в рост человека, изображающие его предыдущие воплощения. Рядом со статуей расположены две скульптурные фигуры святых — бодхисатв. Японская традиция отождествляет их с тысячерукой богиней милосердия Каннон и богиней счастья. Их размер в два раза меньше статуи Великого Будды. Справа за фигурой Будды находится деревянная колонна с небольшим отверстием. Существует поверье, что человеку, сумеющему пролезть через него, прощаются все грехи. Тодайдзи — действующий храм, и перед статуей Великого Будды ежедневно совершается служба, возжигается огонь и курятся благовония, монахи и паломники читают буддийские молитвы — сутры.

Зал храма Тодайдзи, в котором находится скульптура Будды, носит название Дайбуцудэн — Зал Великого Будды. Некогда Тодайдзи был главным храмом буддийской секты кэгон, учение которой в VIII веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма Тодайдзи началось на рубеже 20—30-х годов VIII века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным делом, потребовавшим мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии императора и императрицы, двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также посольств из Китая и Кореи. В XII столетии, во время гражданской войны, огромный храм сгорел. Во время пожара пострадала голова Будды, и ее пришлось заменить новой. Сегодня можно заметить, что голова Будды более темного цвета, чем торс. По другим сведениям, вся скульптура Будды сильно пострадала от пожара и в XVIII столетии подверглась замене многих элементов, так что ее нельзя считать целиком подлинной.

В 1567 году храм вновь сгорел, и Великий Будда простоял под открытым небом более ста лет. Только в 1699 году начались восстановительные работы, но через три года, возведя храм только наполовину, строительство снова забросили. В таком виде он простоял около двухсот лет и в результате совершенно развалился. Строительство было возобновлено только в 1903 году и продолжалось десять лет. К 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде. Его высота составляет 50 м, длина — около 57 м, ширина — более 50 м. Это самое большое деревянное здание в мире, а для своего времени оно было просто чудом строительного искусства. В огражденный стеной храм можно войти через Великие Южные ворота — Нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами, которые были заново выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами.


В качестве колонн использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой 21 м. По обеим сторонам ворот возвышаются колоссальные статуи фантастических стражей-чудовищ Нё. Массивные входные двери храма Тодайдзи выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры. Монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению торжественность и величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм.


В храмовой сокровищнице хранятся многие древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния, священные сосуды, ювелирные изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и шелка. Благодаря изучению записей на старинных свитках исследователям удалось узнать, что отливка статуи Будды завершилась только после семи неудачных попыток. Огромная фигура божества состояла из нескольких частей, каждая из которых была отлита в отдельной форме. Позже все они были спаяны между собой и позолочены. Высота собранной фигуры с пьедесталом составила 22 метра, а без пьедестала - 16 метров. Лицо Будды в длину достигает 5 метров, а в ширину 3-х. Через глазницы Будды спокойно может пролезть взрослый человек, так как их длина составляет около метра. Фигура божества на самом деле внутри полая, и раз в год Будду чистят, снимая с него несколько вёдер пыли!



Тодайдзи (743-752, XII, XVII и XVIII вв.;

ансамбль деревянных зданий, имел симметричную планировку по образцу китайских монастырей эпохи Тан), Хоккедо (основан около 746-748, зал богослужений 1190) Попасть в храм Тодай-дзи можно через Великие Южные ворота с двухъярусной крышей и пятью пролётами. Всю эту конструкцию поддерживают 18 деревянных колонн, а по обеим сторонам ворот установлены огромные статуи стражей.


Главное здание храма считается самым большим деревянным сооружением в мире! Его длина составляет 57 метров, а высота и ширина по 50 метров! Это настоящее чудо строительного искусства! На территории храма помимо главного здания находится ещё несколько уникальных пагод и храмов меньшего размера. Сама территория храма представляет собой олений парк. Здесь бродит множество оленей, которых с удовольствием подкармливают туристы.



« Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными. Современные технологии строительства позволяют инженерам и архитекторам проектировать высотные дома и даже небоскребы из композитных материалов на основе древесины.

Древесина почти целиком состоит из «скелета» омертвевших клеток растения, точнее — из губчатой структуры, которую образуют их клеточные стенки. Эта конструкция может демонстрировать потрясающую прочность, удерживая многотонный ствол какой-нибудь секвойи, которая уходит на высоту более 100 м, выдерживает груз веток и листьев, противостоит ветрам и ливням. Удельная прочность некоторых видов древесины сравнима с алюминиевыми сплавами и даже легированной сталью. Она легко поддается обработке, комфортна, человечество десятки тысяч лет применяет ее в строительстве. И вместе с тем мы до сих пор не можем полностью использовать все преимущества древесины.

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера»: «Все новое — это хорошо забытое старое. В богатой деревом России строить высотные сооружения из него умели давно. Знаменитый Преображенский храм в Кижах, созданный более 300 лет назад, имеет высоту 37 м — это выше самого высокого деревянного здания в мире на сегодняшний день. Примерно в то же время была построена колокольня Петропавловского собора в Петербурге. Ее знаменитый шпиль высотой 30 м на протяжении первых 140 лет имел деревянный каркас. К сожалению, сегодня строительная индустрия в России не слишком наукоемка. Так что к нам композитные деревянные панели придут, вероятно, позже, чем в западный мир. Но когда все-таки придут, это станет возрождением наших старых добрых традиций».

Секвойя уходит на высоту 35- или 40-этажной башни, но надежно соединить отдельные деревянные детали и построить из них дом сравнимой величины пока не удавалось никому. Рекордные здания — такие как знаменитый 13-этажный деревянный сруб архангелогородца Николая Сутягина, сгоревший в 2012 году, или дом его американского единомышленника Горация Берджесса, достигающий высоты 30 м — с инженерной точки зрения выглядят курьезами. Построены они без определенного плана, на глазок, так что все, побывавшие внутри, вспоминают ходящие ходуном этажи не без трепета. Однако несколько кардинальных нововведений, которые архитекторы освоили в последние десятилетия, делают невозможное не просто возможным, но и вполне вероятным. «Я бы сравнил это с чем-то вроде начала «стальной революции», которая случилась 120 лет назад», — объясняет канадский инженер и архитектор Майкл Грин, один из главных проповедников применения древесины в строительстве высотных зданий. По его мнению, современные композитные материалы на ее основе стали достаточно прочны, надежны и огнеупорны. Осенью 2016 года в Ванкувере, на территории кампуса Университета Британской Колумбии по проекту Грина возведено 18-этажное (53 м) деревянное здание студенческого общежития. И похоже, что это действительно только начало: высотные дома из дерева строятся полным ходом по всему миру, а некоторые проекты достигают 80 этажей.


Канадские разработчики общежития Brocks подсчитали, что за счет использования новых материалов здание позволило «сэкономить» более 2500 т углекислого газа, которые были бы выброшены в атмосферу, если б оно возводилось целиком из бетона и стали. Это количество эквивалентно годовому объему выбросов от почти 500 легковых автомобилей.

К звездам

Прочность бывает разная. Способность материала выдерживать нагрузки без разрушения зависит от вида и направления нагрузки, динамической или статической. Но если растяжение и скручивание древесина выдерживает не хуже стали, то сжатие ее пористая структура переносит не так хорошо. Кроме того, она может заметно менять объем, поглощая влагу или высыхая, ее поедают грибки и насекомые, к тому же древесина горит. Все это — а также развитие черной металлургии — около 120 лет назад привело к долгому закату древесины. В качестве основного строительного материала ее потеснили сталь, бетон и стекло, окружающие нас повсеместно. Кажется, их торжеству не угрожает ничто, но в последние годы у древесины появился могучий союзник — клей. Вместе они образуют композитный материал, панели из которого не уступают в прочности железобетонным.

Технологии получения многослойных клееных деревянных панелей (Cross-Laminated Timber, CLT) разрабатывались в 1990-е в Австрии, Германии и Швейцарии. Сильный толчок к развитию они получили в начале 2000-х, когда в моду вошли «зеленые» технологии строительства. В самом деле, производства стали и бетона являются серьезными потребителями энергии и причиной существенных выбросов парниковых газов в атмосферу. В отличие от этого, растущая древесина не выделяет, а связывает атмосферный углекислый газ, накапливая массу: получается, что производство стройматериалов будет не увеличивать, а уменьшать его содержание в воздухе. По подсчетам, которые проделал йельский ученый Чед Оливер, полный переход со стали на древесину в строительстве снизит глобальные выбросы СО 2 на 15−20%. Остается получить из нее материал для «тяжелого» многоэтажного строительства, и технологии CLT стали таким решением.