Проверка использования субсидий на несвязанную поддержку. Налоговый и бухгалтерский учет




Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь. НДС при получении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям.

Вопрос: Являясь товаросельхозпроизводителем наша организация в 1 квартале 2018г. получила субсидии из бюджета на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителей. В течении 1 квартала были приобретены удобрения и средства защиты растений на сумму в разы превышающую сумму субсидий. Должна ли наша организация начислить и уплатить в бюджет НДС с суммы субсидий.

Ответ: Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431, предусматривают поддержку сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, плодородия и качества почв.

При получении сельхозпроизводителем субсидии из бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, организация не должна начислять и уплачивать НДС с суммы самой субсидии.

Однако, по причине того, что за счет полученной субсидии организацией были приобретены удобрения и средства защиты растений, необходимые для использования в сельхоздеятельности, то «входной» НДС по данным ТМЦ принять к вычету организация не может. Если ранее налог был возмещен, то придется его восстановить.

Это объясняется тем, что субсидия получена из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой материалов, товаров (работ, услуг), приобретенных для использования в сельхоздеятельности. А значит, входной НДС по данным покупкам принять к вычету нельзя.

При этом, не важно, покрывает субсидия затраты с учетом НДС или нет. Если за счет субсидии организация оплатили часть затрат, восстановить следует ту долю НДС, которая приходится на эти затраты. Определить эту долю следует исходя из стоимости покупок (без учета НДС), которые оплачены за счет субсидии, и общей стоимости приобретенных ТМУ (без учета НДС).

Обоснование

Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь

ОСНО: НДС

Организация может получить субсидию из бюджета или бюджетные инвестиции на затраты. В этом случае входной НДС, ранее принятый к вычету по этим затратам, нужно восстановить. Восстановите налог независимо от того:
- из какого бюджета получены субсидии (бюджетные инвестиции): федерального, регионального, местного;
- включена ли сумма налога в субсидии (бюджетные инвестиции).

Если за счет средств субсидии или бюджетных инвестиций организация приобрела товары (работы, услуги), входной НДС к вычету не принимайте. Ведите раздельный учет по таким товарам (работам, услугам). При наличии раздельного учета входной НДС учтите в расходах при расчете налога на прибыль. Если раздельного учета нет, учесть налог в расходах нельзя.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 статьи 170 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК. Аналогичные разъяснения в письме Минфина от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 , которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 03.04.2018 № СД-4-3/6286 .

В каких случаях нужно восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету

Ситуация: нужно ли восстанавливать НДС по затратам, на возмещение которых организация получила субсидию из местного (регионального) бюджета с учетом налога

Да, нужно.

Восстановите НДС независимо от того, из какого бюджета поступит субсидия: федерального, регионального или местного. Если местный бюджет выделил организации субсидию на покрытие затрат, налог, который был принят к вычету по этим затратам, придется восстановить.

Основание, по которому выделена субсидия, и источник ее выплаты для целей НДС значения не имеют. Например, распорядитель средств местного бюджета - администрация муниципального образования. Она же является собственником муниципального унитарного предприятия. По решению местного совета администрация выделили МУП субсидию из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с уставной деятельностью предприятия. НДС, ранее принятый к вычету по таким затратам, нужно восстановить.

Другой пример - субсидии, которые сельхозпредприятия получают из бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Если за счет такой субсидии сельхозпредприятие оплатило расходы с учетом НДС, принимать налог к вычету нельзя. Либо его придется восстанавливать. Такой позиции придерживаются представители Минфина в частных разъяснениях.

Не важно, покрывает субсидия затраты с учетом НДС или нет. Если за счет субсидии или инвестиции компании оплатили часть затрат, восстановите ту долю НДС, которая приходится на эти затраты. Определите эту долю исходя из стоимости покупок (без учета НДС), которые вы оплатили за счет субсидий или инвестиций, и общей стоимости приобретенных товаров (без учета НДС). Такие правила установлены подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК.

Не нужно восстанавливать НДС в том случае, если организация получила субсидию на возмещение недополученных доходов. Такие субсидии на учет НДС не влияют (письма Минфина от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 , ФНС от 03.04.2018 № СД-4-3/6586).

Из федерального бюджета получены субсидии. «Входной» НДС к вычету не принимается

что изменилось
Рассмотрена следующая ситуация. Сельхозтоваропроизводитель получает субсидию на развитие растениеводства согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431 . Если такие средства идут на оплату приобретаемых ценностей (работ, услуг), «входной» НДС по ним к вычету не принимается.

Направила в адрес нижестоящих налоговых органов разъяснения специалистов финансового ведомства по вопросу восстановления НДС сельскохозяйственными товаропроизводителями при получении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Из разъяснений следует, что необходимость восстановления НДС будет зависеть от того, дана субсидия на возмещение конкретных расходов или просто на поддержку сельхозпроизводителей.

Разберемся с понятиями

До 2013 г. поддержка государством сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства осуществлялась в форме предоставления им субсидий на закупку семян, удобрений и т.д. в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы (утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446). То есть субсидии направлялись на возмещение конкретных видов затрат.

С 2013 г. появился новый тип субсидий — на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Принципиальное отличие такой субсидии от ранее предоставлявшихся субсидий заключается в том, что государство больше не контролирует целевую направленность расходования средств полученной субсидии. Субсидия на оказание несвязанной поддержки в облас­ти растениеводства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на один гектар посевной площади сельскохозяйственных культур (п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 (далее — Правила)). Показателем результативности предоставления субсидии является увеличение уровня интенсивности использования посевных площадей в субъекте РФ. При этом если в отчетном году установленное значение показателя результативности предоставления субсидии достигнуто не будет, на следующий год происходит сокращение размера предоставляемой субсидии (п. 17 Правил).

То есть при оказании несвязанной поддержки государство интересует лишь одно — увеличение плодородия и качества почв. А то, на что конкретно потрачена субсидия (на выплату зарплаты работникам, на приобретение семян, удобрений, или на оплату работ сторонних организаций), значения не имеет. Таким образом, термин «несвязанная поддержка» означает, что такая поддержка оказывается не в связи с возмещением какого-то конкретного вида затрат.

НДС: восстанавливать или нет?

Налоговым кодексом предусмотрено следующее правило: суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А само восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Но подлежит ли применению эта норма в случае получения «несвязанной» субсидии из федерального бюджета?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 11.02.2014 № 03-07-11/5427. Отметим, что именно эти разъяснения были доведены рассматриваемым письмом ФНС России до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков, а также направлены в Минсельхоз России письмом от 26.03.2014 № 03-07-15/13253.

Итак, финансисты отметили, что суммы НДС принимаются к вычету в общем порядке в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для облагаемых НДС операций (ст. 171, 172 НК РФ). Это правило работает и в том случае, когда реализуемые товары (работы, услуги) оплачиваются за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета.

Но здесь, по мнению финансового ведомства, необходимо учитывать один момент. Если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение конкретных расходов, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ, суммы НДС, ранее принятые к вычету, нужно восстановить.

На основании вышеизложенного специа­листы Минфина России сделали следую­щий вывод. В случае оплаты работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сельхозтоваропроизводителями, за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных в рамках постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 , НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в производстве и (или) реализации облагаемых НДС работ (услуг), реализуе­мых сельхозтоваропроизводителями, восстановлению не подлежит. Что касается предоставления указанных субсидий на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), то в этом случае налог подлежит восстановлению в порядке, установленном подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Подведем итог. Сельхозтоваропроизводителям при решении вопроса — восстанавливать НДС в рассматриваемой ситуации или нет, необходимо внимательно изучить все документы, в том числе и платежные, связанные с получением несвязанной субсидии из федерального бюджета. Если в документах нигде не упоминается, на какие конкретно расходы предоставляется субсидия и не сказано, что субсидия предназначена для возмещения сумм НДС, то налог восстанавливать не надо. Если же в документах будет сказано, что субсидия предоставляется, к примеру, на покупку семян, то НДС нужно будет восстановить.

В заключение отметим, что субсидирование из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в облас­ти растениеводства осуществляется на условиях софинансирования расход­ных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусмат­ривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (п. 2, 10 Правил). То есть субсидия состоит из двух частей: одна часть финансируется из федерального бюджета, а другая — из бюджета субъекта РФ. Следовательно, при направлении субсидии на возмещение затрат на оплату товаров (работ, услуг) НДС по ним в части, приходящейся на субсидию из регионального бюджета, восстанавливать не нужно (письма Минфина России от 19.09.2013 № 03-07-11/38849, от 30.10.2012 № 03-07-11/462, ФНС России от 28.02.2013 № ЕД-19-3/26).

Об изменениях в порядке ценообразования в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами Постановление от 13 апреля 2019 года №446. Принятые решения направлены на снижение платы граждан за вывоз ТКО, что особенно важно в тех регионах, где существенную часть платы составляют расходы на их транспортирование, обеспечение возможности пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО в случае соответствующего предписания контролирующих органов.

22 апреля 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждена новая редакция стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации Распоряжение от 17 апреля 2019 года №768-р. Цель принятого решения – повысить эффективность работы региональных властей в области развития конкуренции.

22 апреля 2019 , Технологическое развитие. Инновации Утверждена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019–2027 годы Постановление от 22 апреля 2019 года №479. Основные цели Программы – комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.

22 апреля 2019 , Жилищная политика, рынок жилья Установлены критерии, при условии соответствия которым застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу Постановление от 22 апреля 2019 года №480. Утверждены критерии, определяющие степень готовности многоквартирного дома или другого объекта недвижимости и количество заключённых договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года. Цель принятого решения – обеспечить достройку жилых домов в тех случаях, когда завершить долевое строительство возможно по старым правилам, то есть без использования счетов эскроу.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда О действиях по поддержке и развитию реабилитационной индустрии Постановление от 12 апреля 2019 года №436. Российским производителям инновационной продукции реабилитационной направленности будет возмещаться часть затрат на апробацию такой продукции с участием инвалидов. Принятые решения направлены на улучшение качества средств реабилитации отечественного производства.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Сокращены сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Постановление от 13 апреля 2019 года №443. В целях минимизации сроков обеспечения инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, техническими средствами реабилитации (TCP) серийного производства сроки рассмотрения заявления инвалида и обеспечения его ТСР сокращены до семи дней. Ранее эти сроки составляли 15 и 30 дней соответственно.

20 апреля 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование О бюджетных ассигнованиях на завершение строительства и реконструкции общежитий МГТУ им. Н.Э.Баумана Постановление от 16 апреля 2019 года №455. На завершение строительства комплекса общежитий в 2019–2020 годах выделяются бюджетные ассигнования в размере 1085,3 млн рублей. Это позволит создать дополнительно около 1350 мест в общежитиях для студентов.

19 апреля 2019 , Государственная статистика Актуализирован Федеральный план статистических работ Распоряжение от 10 апреля 2019 года №680-р. Цель принятых решений – оптимизировать состав статистических работ, выполняемых Росстатом и другими субъектами официального статистического учёта, повысить качество обеспечения информационных потребностей в официальной статистической информации, снизить отчётную нагрузку на респондентов.

18 апреля 2019 , Защитные меры во внешней торговле О защитных мерах в торгово-экономических отношениях с Украиной Постановление от 18 апреля 2019 года №460-25. Постановлением Правительства от 29 декабря 2018 года №1716-83 был введён запрет на ввоз на территорию России товаров, страной происхождения которых является Украина, либо перемещаемых через территорию Украины, и утверждён список таких товаров.

16 апреля 2019 , Национальный проект «Демография» О бюджетных ассигнованиях на поддержку семей при рождении детей на Дальнем Востоке Распоряжения от 13 апреля 2019 года №743-р, №744-р. В целях реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» в субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из резервного фонда Правительства выделяется 3146,26 млн рублей для единовременной выплаты при рождении первого ребёнка, предоставления регионального материнского капитала при рождении второго ребёнка, ежемесячных выплат при рождении третьего и последующих детей.

16 апреля 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О предоставлении дотации Забайкальскому краю на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы Распоряжение от 11 апреля 2019 года №698-р. Забайкальскому краю направляются средства для обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

16 апреля 2019 , Отдельные вопросы национальной обороны Об индексации в 2019 году отдельных выплат военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств Постановление от 12 апреля 2019 года №435. Утверждено решение об индексации с 1 января 2019 года размеров страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных компенсаций отдельным категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц на 4,3%.

16 апреля 2019 , Регулирование страховой деятельности О порядке возмещения ущерба за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жильё с использованием механизма добровольного страхования Постановление от 12 апреля 2019 года №433. Установлен минимальный объём обязательств страховщика по риску утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и утверждены правила расчёта максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ возмещения ущерба жилым помещениям с использованием механизма добровольного страхования.

16 апреля 2019 , Железнодорожный транспорт Увеличен уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» Распоряжение от 12 апреля 2019 года №718-р, постановление от 12 апреля 2019 года №438. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 7,02 млрд рублей в целях повышения уровня экономической связанности территории России, создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами. Соответствующие финансовые средства в федеральном бюджете предусмотрены.

15 апреля 2019 , Инструменты управления общественными финансами Утверждён порядок формирования списка налоговых расходов и их оценки Постановление от 12 апреля 2019 года №439. Установлено, что будет проводиться оценка целесообразности и результативности налоговых расходов.

15 апреля 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об изменениях в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Постановление от 12 апреля 2019 года №440. В Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения, направленные на повышение доступности паллиативной медицинской помощи, а также на конкретизацию гарантий при прохождении гражданами профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Белая Холуница» в Кировской области Постановление от 12 апреля 2019 года №432. Создание ТОР «Белая Холуница» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Боровичи» в Новгородской области Постановление от 12 апреля 2019 года №431. Создание ТОР «Боровичи» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций. Постановление от 12 апреля 2019 года №429. Создание ТОР «Горный» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

1