Порядок составления предоставления отчетности бюджетного учреждения. Особенности формирования показателей годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Порядок представления бюджетной отчетности




"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

В Минюсте 16.02.2012 был зарегистрирован Приказ Минфина России от 29.12.2011 N 191н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н". Данным Приказом, в частности, внесены изменения в разд. I "Общие положения" Инструкции N 191н <1>, которым предусмотрены общие правила по составлению и представлению бюджетной отчетности участниками бюджетного процесса (их перечень приведен в ст. 152 БК РФ). В статье рассмотрены обновленные правила.

<1> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Согласно обновленной редакции п. 1 Инструкции N 191н годовая, квартальная и месячная отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее - бюджетная отчетность) составляется и представляется по формам согласно Приложению к указанной Инструкции следующими субъектами бюджетной отчетности :

  • главными распорядителями бюджетных средств, наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета, осуществляющими полномочия главного распорядителя по предоставлению данному учреждению как получателю бюджетных средств субсидий из соответствующего бюджета на выполнение установленного ему государственного задания (далее - главные распорядители);
  • распорядителями (получателями) бюджетных средств, государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, осуществляющими бюджетные полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме (далее - получатели бюджетных средств);
  • главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органами управления государственными внебюджетными фондами (территориальными государственными внебюджетными фондами), осуществляющими составление и исполнение соответствующих бюджетов (далее - финансовые органы);
  • органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • органами, осуществляющими кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и иных организаций. При этом к иным организациям относятся юридические лица, не осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств и не являющиеся государственными (муниципальными), кассовое обслуживание которых осуществляют органы Федерального казначейства (ОФК), финансовые органы.

Периодичность составления отчетности. Бюджетная отчетность составляется субъектами бюджетной отчетности на следующие даты (п. 2 Инструкции N 191н):

  • месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным;
  • квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

При этом отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных субъектов бюджетной отчетности первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания.

В настоящее время в соответствии с Постановлением N 539 <2> решение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения соответствующим органом может быть принято на первое число любого месяца в течение календарного (финансового) года. В связи с этим в новой редакции п. 3 Инструкции N 191н определен период, устанавливающий отчетный год в отношении таких учреждений. Так, отчетным годом в целях бюджетной отчетности для казенных учреждений, созданных путем изменения типа существующего государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения, считается период с даты изменения его типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года его создания. Например , муниципальное бюджетное учреждение стало казенным и с 1 мая 2012 г. включено в реестр получателей бюджетных средств. Отчетным годом в целях бюджетной отчетности для него будет период с 1 мая по 31 декабря 2012 г.

<2> Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".

Особенности составления отчетности. В соответствии с обновленной редакцией п. 7 Инструкции N 191н бюджетная отчетность составляется на основании:

  • данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
  • показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией N 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной им на основании представленной указанными учреждениями бухгалтерской отчетности по формам и в порядке, установленным Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н. Отметим, в старой редакции п. 7 данной нормы предусмотрено не было.

В случае если все предусмотренные формой бюджетной отчетности показатели не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется. Информация об этом теперь должна быть отражена в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период.

Отрицательное значение показателя отражается в форме бюджетной отчетности со знаком минус. Если структурой формы отчетности предусмотрены показатели, требующие сопоставления плановых (прогнозируемых) с фактически сложившимися в отчетном периоде, но при этом плановые (прогнозируемые) показатели отсутствуют, расчет показателей сопоставления не производится (п. 8 Инструкции N 191н).

Как и ранее, согласно п. 9 Инструкции N 191н бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака. Однако теперь этот пункт дополнен новой нормой, во исполнение которой субъектам бюджетной отчетности показатели бюджетного учета, сформированные по кодам видов финансового обеспечения (деятельности) 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию" и 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)", следует отражать в соответствующих строках и (или) графах форм бюджетной отчетности, предусмотренных для отражения показателей по приносящей доход деятельности.

Порядок подписания форм бюджетной отчетности. Сформированная бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя (распорядителя, получателя). Формы отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, подписываются также руководителем финансово-экономической службы (п. 6 Инструкции N 191н).

Пунктом 5 Инструкции N 157н <3> руководителю государственного (муниципального) учреждения предоставлено право передавать полномочия по ведению бухгалтерского учета и составлению на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В таком случае в соответствии с п. 6 Инструкции N 191н централизованная бухгалтерия составляет и представляет бюджетную отчетность в порядке, предусмотренном указанной Инструкцией и соглашением о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета. Составленная централизованной бухгалтерией бюджетная отчетность подписывается руководителем получателя, передавшего полномочия по ведению учета, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Сроки представления отчетности. Бюджетная отчетность представляется в сроки, установленные (п. 10 Инструкции N 191н):

  • главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств - для получателей бюджетных средств;
  • главным администратором (администратором, выполняющим отдельные полномочия главного администратора) доходов бюджета - для администраторов доходов бюджета;
  • главным администратором (администратором, выполняющим отдельные полномочия главного администратора) дефицита бюджета - для администратора дефицита бюджета;
  • финансовым органом соответствующего бюджета - для главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов дефицита бюджета.

Для справки. Сроки представления сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования бюджета в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в 2012 г. установлены Приказом Федерального казначейства от 27.12.2011 N 17н (Приказ зарегистрирован в Минюсте 02.02.2012, регистрационный номер 23115).

Правила представления отчетности. Согласно п. 10 Инструкции N 191н получатель представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) в установленные им сроки. В свою очередь главный распорядитель (распорядитель) на основании представленной распорядителями (получателями) бюджетной отчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета (главному распорядителю) в установленные ими сроки.

Представляется бюджетная отчетность (п. 4 Инструкции N 191н):

  • на бумажных носителях главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности (или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности) в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом;
  • в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Порядок представления устанавливает главный распорядитель с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Проверка представленной отчетности. В силу п. 10 Инструкции N 191н субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной отчетности (далее - пользователь бюджетной отчетности), производит камеральную проверку представляемой ему подведомственными учреждениями бюджетной отчетности, то есть осуществляет проверку бюджетной отчетности на соответствие требованиям к составлению путем выверки ее показателей по установленным контрольным соотношениям.

К сведению. Контрольные соотношения для показателей бюджетной отчетности размещены на официальном сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru) в разделе "Методический кабинет", подраздел "Учет и отчетность" (Письмо Федерального казначейства от 30.12.2011 N 42-7.4-05/2.1-878). Последнее обновление данных соотношений производилось 03.02.2012.

Пользователь бюджетной отчетности обязан по просьбе субъекта бюджетной отчетности, представившего отчетность, проставить на копии бюджетной отчетности отметку о дате ее представления, а в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки - отметку о дате ее принятия.

При получении бюджетной отчетности по ТКС пользователь бюджетной отчетности обязан уведомить субъект бюджетной отчетности о факте ее получения в электронном виде. Порядок уведомления устанавливается пользователем бюджетной отчетности.

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

Бюджетные учреждения, в том числе и учреждения здравоохранения, по окончании каждого финансового года составляют годовой отчет. За 2007 г. такой отчет формировался в соответствии с Инструкцией N 72н <*>. Для представления отчетности за 2008 г. Минфином утверждена Инструкция N 128н <**>. В статье мы предлагаем познакомиться с изменениями, внесенными в составление годовой бюджетной отчетности, и контрольными соотношениями, используемыми при ее формировании.

<*> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 72н.
<**> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.

В соответствии с Инструкцией N 72н составителями бюджетной отчетности за 2007 г. являлись главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов, администраторы поступлений в бюджет, органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Согласно положениям Инструкции N 128н этот перечень расширен. Это связано с введением в действие с 01.01.2008 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н. Бюджетную отчетность по состоянию на 01.01.2009 теперь представляют (п. 1 Инструкции N 128н):

  • главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
  • главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
  • главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
  • финансовые органы РФ;
  • субъекты РФ и муниципальные образования;
  • финансовые органы (органы управления государственными и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов);
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В связи с изменением перечня составителей бюджетной отчетности поменялись и наименования некоторых форм отчетов, но следует отметить, что при этом остались прежними их содержание и порядок заполнения. Для каждого из вышеперечисленных участников бюджетного процесса п. 11 Инструкции N 128н предусмотрен отдельный перечень форм отчетов. Так, в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, каковыми и являются учреждения здравоохранения, включены следующие формы отчетов:

Номер формы Название формы
Ф. 0503130 Баланс главного распорядителя, распорядителя,
получателя бюджетных средств, главного администратора,
администратора источников финансирования дефицита
бюджета, главного администратора, администратора
доходов бюджета
Ф. 0503125 Справка по консолидируемым расчетам
Ф. 0503110 Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного
финансового года
Ф. 0503127 Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя,
распорядителя, получателя бюджетных средств, главного
администратора, администратора источников
финансирования дефицита бюджета, главного
Ф. 0503137 Отчет об исполнении смет доходов и расходов по
приносящей доход деятельности главного распорядителя,
распорядителя, получателя бюджетных средств
Ф. 0503121 Отчет о финансовых результатах деятельности
Ф. 0503160 Пояснительная записка
Ф. 0503230 Разделительный (ликвидационный) баланс главного
распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных
средств, главного администратора, администратора
источников финансирования дефицита бюджета, главного
администратора, администратора доходов бюджета

Сравнивая наименования вышеперечисленных форм бюджетной отчетности с формами, утвержденными для данной категории участников бюджетного процесса Инструкцией N 72н, отметим, что изменились названия трех форм: NN 0503130, 0503127 и 0503230.

Кроме того, сохранено право включать дополнительные формы отчетов в состав месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, в частности, главными распорядителями бюджетных средств для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств (п. 5 Инструкции N 128н).

Как уже упоминалось ранее, содержание форм отчетов не изменилось, поэтому рассмотрение порядка их заполнения, по мнению автора, является нецелесообразным. Напомним только общие правила составления отчетности.

Формы бюджетной отчетности заполняются на основании данных Главной книги и (или) показателей форм бюджетной отчетности, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам, за исключением в установленном Инструкцией N 128н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Показатели в формах указываются в рублях с точностью до второго знака после запятой.

Формы бюджетной отчетности должны быть подписаны руководителем учреждения и главным бухгалтером. Кроме того, п. 6 Инструкции N 128н предусмотрена обязанность руководителя финансово-экономической службы подписывать формы бюджетной отчетности, которые содержат плановые и аналитические показатели. В случае если бюджетный учет учреждения ведет специализированная организация или централизованная бухгалтерия, отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета, передавшим полномочия по ведению учета, руководителем и главным бухгалтером специализированной организации, централизованной бухгалтерии, осуществляющей бюджетный учет и формирующей бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность представляется в вышестоящую организацию (согласно подчиненности) на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления отчетности устанавливается главным распорядителем средств бюджета, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Важную роль при составлении бюджетного отчета играют контрольные соотношения между показателями форм бюджетной отчетности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета, так называемые увязки, которые определены Федеральным казначейством в Письмах от 18.12.2007 N 42-7.1-15/2.1-419 и от 28.01.2008 N 42-7.1-17/2.4-25.

Контрольные соотношения ф. 0503130 с ф. 0503121, 0503127, 0503137, 0503168 и 0503178

Ф. 0503130 Ф. 0503121
Сумма строк 030 "Основные средства
(остаточная стоимость, стр. 010 -
стр. 020)", 091 "Капитальные вложения в
основные средства (0 106 01 000)",
121 "Основные средства в пути
(0 107 01 000)" (разница граф 7 и 3,
8 и 4)
Строка 320 "Чистое поступление
основных средств" (графы 4, 5
и 7)
Строки 060 "Нематериальные активы
(остаточная стоимость, стр. 040 -
стр. 050)", 092 "Капитальные вложения в
нематериальные активы (0 106 02 000)",
122 "Нематериальные активы в пути
(0 107 02 000)" (разница граф 7 и 3, 8
и 4, 10 и 6)
Строка 330 "Чистое поступление
нематериальных активов" (графы 4,
5 и 7)
Сумма строк 070 "Непроизведенные
активы (балансовая стоимость,
0 103 00 000)", 093 "Капитальные
вложения в непроизведенные активы
(0 106 03 000)" (разница граф 7 и
3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 350 "Чистое поступление
непроизведенных активов"
(графы 4, 5 и 7)
Сумма строк 080 "Материальные
запасы (0 105 00 000)", 094
"Изготовление материалов, готовой
продукции (работ, услуг)
(0 106 04 000)", 123 "Материалы в
пути (0 107 03 000)" (разница граф
7 и 3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 360 "Чистое поступление
материальных запасов" (графы 4,
5 и 7)
Строка 150 "Итого по разделу I"
Строка 310 "Операции с
нефинансовыми активами"
(графы 4, 5 и 7)

граф 8 и 4, 9 и 5)

средств на счета бюджетов"
(графы 5 и 6)
Строка 170 "Денежные средства
учреждения (0 201 00 000)" (разница
граф 7 и 3, 10 и 6) плюс сумма
показателей по счету 1 210 02 000
"Расчеты по поступлениям с
органами, организующими исполнение
бюджета" (графа 2 разд. 1
ф. 0503110) минус сумма показателей
по счету 1 304 05 000 "Расчеты по
платежам из бюджета с органами,
организующими исполнение бюджета"
(графа 3 разд. 1 ф. 0503110)
Строка 410 "Чистое поступление
средств на счета бюджетов"
(графы 4 и 7)
Строка 211 "Депозиты, иные
финансовые вложения (0 204 01 000)"
(разница граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 470 "Чистое поступление
депозитов, иных финансовых
активов" (графы 4, 5 и 7)
Строка 212 "Акции и иные формы
участия в капитале (0 204 02 000)"
(разница граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 440 "Чистое поступление
акций и иных форм участия в
капитале" (графы 4, 5 и 7)
Строка 213 "Облигации, векселя
(0 204 03 000)" (разница граф 7 и
3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 420 "Чистое поступление
ценных бумаг, кроме акций и
иных форм участия в капитале"
(графы 4, 5 и 7)
Строка 290 "Расчеты с дебиторами по
бюджетным кредитам (0 207 00 000)"
(разница граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 460 "Чистое предоставление
бюджетных кредитов"
(графы 4, 5 и 7)
Сумма строк 230 "Расчеты с
дебиторами по доходам (0 205 00 000)",
260 "Расчеты по выданным авансам
(0 206 00 000)", 310 "Расчеты с
подотчетными лицами (0 208 00 000)",
320 "Расчеты по недостачам
(0 209 00 000)", 330 "Расчеты с прочими
дебиторами (0 210 00 000)" (разница
граф 7 и 3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 480 "Чистое увеличение
прочей дебиторской задолженности
(кроме бюджетных кредитов)"
(графы 4, 5 и 7)
Строка 470 "Расчеты с кредиторами
по долговым обязательствам
(0 301 00 000)" (разница граф 7 и
3, 8 и 4, 10 и 6)
Сумма строк 520 "Чистое
увеличение задолженности по
внутреннему государственному
(муниципальному) долгу", 530
"Чистое увеличение задолженности
по внешнему государственному
долгу" (графы 4, 5 и 7)
Сумма строк 490 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками (0 302 00 000)",
510 "Расчеты по платежам в бюджеты
(0 303 00 000)", 530 "Прочие расчеты с
кредиторами (0 304 00 000)" минус
строка 534 "Внутренние расчеты между
главными распорядителями
(распорядителями) и получателями
средств (0 304 04 000)" (разница
граф 7 и 3, 8 и 4) плюс сумма
показателей строк по счету 0 304 00 000
(разд. 1 ф. 0503110, разница граф 3
и 2, 5 и 4)
Строка 540 "Чистое увеличение
кредиторской задолженности (кроме
внутреннего и внешнего долга)"
(графы 4, 5 и 7)
Строка 680 "Доходы будущих периодов
(0 401 04 100)" (разница граф 8 и
4, 10 и 6)
Строка 110 "Доходы будущих
периодов" (графы 5 и 7)
Ф. 0503130 Ф. 0503127
Строка 170 "Денежные средства

учреждения во временном

"Касса (0 201 04 000)", 175
"Денежные документы
(0 201 06 000)" (разница граф 3 и 7)

средств" (графа 8)
Ф. 0503130 Ф. 0503137
Строка 170 "Денежные средства
учреждения (0 201 00 000)" минус
строки 172 "Денежные средства
учреждения во временном
распоряжении (0 201 02 000)", 174
"Касса (0 201 04 000)", 175
"Денежные документы
(0 201 05 000)", 176 "Аккредитивы
(0 201 06 000)" (разница граф 4 и 8)
Строка 700 "Изменение остатков
средств" (графа 8)
Ф. 0503130 Ф. 0503168
Строки 010 "Основные средства
(0 101 00 000)" (графы 3, 4 и 6),
040 "Нематериальные активы
(балансовая стоимость,
0 102 00 000)" (графы 3, 4 и 6),
070 "Непроизведенные активы
(0 103 00 000)" (графы 3, 4 и 6),
080 "Материальные запасы
(0 105 00 000)" (графы 3, 4 и 6)

на начало года, всего" (графы 3 -
5) по соответствующему виду
нефинансовых активов
Строки 091 "Капитальные вложения в
основные средства (0 106 01 000)"
(графы 3, 4 и 6), 092 "Капитальные
вложения в нематериальные активы
(0 106 02 000)" (графы 3, 4 и 6),
093 "Капитальные вложения в
непроизведенные активы
(0 106 03 000)" (графы 3, 4 и 6)
Показатель по строке 010 "Остаток
на начало года, всего" (графы 6 -
8) по соответствующему виду
Строки 121 "Основные средства в
пути (0 107 01 000)" (графы 3, 4 и
6), 122 "Нематериальные активы в
пути (0 107 02 000)" (графы 3, 4 и
6), 123 "Материалы в пути
(0 107 03 000)" (графы 3, 4 и 6)
Показатель по строке 010 "Остаток
на начало года, всего" (графы 9 -
11) по соответствующему виду
вложений в нефинансовые активы
Ф. 0503130 Ф. 0503178

(0 201 01 000)", 172 "Денежные

пути (0 201 03 000)", 176

"Денежные средства учреждения в
(графы 4 и 5)
Сумма показателей по строке
"Всего", соответственно сумма
граф 3 и 4 по иной приносящей
доход деятельности и деятельности
со средствами во временном
распоряжении
Сумма строк 171 "Денежные средства
учреждения на банковских счетах
0 201 01 000)", 172 "Денежные
средства учреждения во временном
распоряжении (0 201 02 000)", 173
"Денежные средства учреждения в
пути (0 201 03 000)", 176
"Аккредитивы (0 201 06 000)", 177
"Денежные средства учреждения в
иностранной валюте (0 201 07 000)"
(графы 8 и 9)
Строка "Всего", сумма граф 5 и 6
(по виду деятельности 2, 3)

Контрольные соотношения между ф. 0503110 и 0503121

Ф. 0503110 Ф. 0503121
Сумма показателей строк по счетам

фонда" (графа 3 разд. 1)
Строка 010 "Доходы" (графа 4)
Сумма показателей по счетам
1 401 01 200 "Расходы учреждения",
1 401 02 200 "Расходы резервного
фонда" (графа 2 разд. 1)
Строка 150 "Расходы" (графа 4)
Сумма показателей по счетам
1 401 01 100 "Доходы учреждения",
1 401 02 100 "Доходы резервного
фонда", 1 401 01 200 "Расходы
учреждения", 1 401 02 200 "Расходы
резервного фонда" (разница граф 3 и
2 разд. 1)

результат" (графа 4)
Сумма показателей по счетам
2 401 01 100 "Доходы учреждения",
2 401 02 100 "Доходы резервного
фонда", 2 401 01 200 "Расходы
учреждения", 2 401 02 200 "Расходы
резервного фонда" (разница граф 5 и
4 разд. 1)
Строка 290 "Чистый операционный
результат" минус строка 110 "Доходы
будущих периодов" (графа 5)

Контрольные соотношения между ф. 0503137 и 0503178

Контрольные соотношения между ф. 0503121, 0503168, 0503130

Ф. 0503121 Ф. 0503168 Ф. 0503130
Строка 320 "Чистое
поступление
основных средств"
(графы 4, 5 и 7)
равна Строка 300
"Остаток на
конец отчетного
периода" минус
строка 010
"Остаток на
начало года"
(графы 3, 6 и 9,
4, 7 и 10, 5, 8
и 11)
минус Строка 020
"Амортизация
основных средств"
(графы 7 и 3, 8 и 4,
10 и 6)
Строка 330 "Чистое
поступление
нематериальных
активов" (графы 4,
5 и 7)
равна Строка 300
"Остаток на
конец отчетного
периода" минус
строка 010
"Остаток на
начало года"
(графы 3, 6 и 9,
4, 7 и 10, 5, 8
и 11)
минус Строка 050
"Амортизация
нематериальных
активов" (графы 7 и
3, 8 и 4, 10 и 6)
Строка 670
"Финансовый
результат прошлых
отчетных периодов
(0 401 03 000)"
(разница граф 11 и
10, 13 и 12)
равна Строка "Итого"
разд. 1
"Бюджетная и
приносящая доход
деятельность"
(разница граф 11
и 10, 13 и 12)

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Составление бюджетной отчетности

Комментарий к статье 264.2 БК РФ:

Статья 264.2 предусматривает порядок составления бюджетной отчетности.

Обязанность по составлению бюджетной отчетности лежит на каждом субъекте бюджетных правоотношений, которые получают бюджетные средства либо используют государственную (муниципальную) собственность. После составления бюджетной отчетности в отношении полученных средств субъекты бюджетных правоотношений, а именно получатели бюджетных средств, представляют бюджетную отчетность вышестоящим распорядителям бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств, в свою очередь, передают объединенную бюджетную отчетность подведомственных получателей и свою бюджетную отчетность на вышестоящий уровень, то есть главным распорядителям, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита. На основании полученной информации от получателей и распорядителей бюджетных средств главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность, руководствуясь представленной им бюджетной отчетностью подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия сводной бюджетной отчетности, однако по смыслу действующего бюджетного законодательства сводная бюджетная отчетность представляет собой совокупность данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов бюджетных правоотношений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Главные администраторы средств федерального бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство.

Главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Главные администраторы средств местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы муниципальных образований.

Сроки предоставления сводной бюджетной отчетности устанавливаются соответствующими финансовыми органами государственной власти или местного самоуправления.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, однако отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Таким образом, такие документы, как баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, составляются один раз в год, а отчет об исполнении бюджета составляется ежеквартально.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" утвержден порядок составления бюджетной отчетности.

На основании данной Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения - главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации регулярно направляет письма о представлении бюджетной отчетности за определенный период времени в Федеральное казначейство. Например, письмо от 14 февраля 2007 г. N 02-14-13/336 "О представлении квартальной и месячной бюджетной отчетности в 2007 году в Федеральное казначейство", в котором содержатся формы квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 г. N 14н "О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год" утверждены сроки предоставления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, составленная Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований, представляется соответствующими финансовыми органами в вышестоящие органы исполнительной власти, а именно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, представляемые в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию, представляемые в составе бюджетной отчетности, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Отчеты об исполнении соответствующего бюджета утверждаются в форме нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Отчет об исполнении соответствующего бюджета утверждается за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

Утвержденный отчет об исполнении бюджета направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета направляются в законодательные (представительные) органы, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля в порядке информации. Счетная палата Российской Федерации, в том числе на основании полученных ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета, ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Отчеты об исполнении бюджета за год также представляются высшим органом исполнительной власти в законодательные (представительные) органы государственной власти. Однако в отличие от ежеквартальных отчетов годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти.

Годовые отчеты об исполнении бюджетов утверждаются соответственно в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает особой процедуры рассмотрения и утверждения проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований об отчетах об исполнении бюджетов, следовательно, вышеуказанные проекты законов и правовых актов рассматриваются в общем порядке, предусмотренном для других законов и правовых актов.

Порядок составления и представления бюджетными учреждениями бухгалтерской отчетности регулируется в соответствии с приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. №72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Минфином России в данной Инструкции переименованы и изменены действующие формы отчетности:

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503130) - в Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503130);

Баланс исполнения бюджета (ф.0503120) - в Консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета (ф.0503120);

Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф.0503123) - в Отчет о движении денежных средств (ф.0503123);

Отчет об исполнении бюджета (ф.0503122) - в Отчет об исполнении бюджета (ф.0503117).

Исключены из состава бюджетной отчетности следующие формы:

из Баланса - Справка к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

Справка по внутренним расчетам (ф.0503125);

Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф.0503126);

Месячный отчет об исполнении бюджета (ф.0503128);

Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф.0503129).

Выделены в отдельные формы:

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503137).

Кроме уже привычных форм бюджетной отчетности, Инструкцией введены и новые формы:

для главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета:

Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503230).

Пояснительная записка расширена в виде форм:

Сведения об остатке денежных средств на счетах получателя средств бюджета (ф.0503178);

Сведения о динамике и структуре основных показателей исполнения бюджета (ф.0503179);

Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф.0503182)

Схема сдачи отчетности осталась неизменной: получатели средств бюджета представляют отчетность распорядителям, главным распорядителям средств бюджета, те сдают отчетность финансовому органу, который, в свою очередь, представляет консолидированную отчетность финансовому органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Показатели форм бюджетной отчетности обобщаются путем суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных показателей в порядке, установленном Инструкцией №72н.

Получатели средств бюджета представляют Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503130), Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121), Пояснительную записку (ф.0503160) своим распорядителям или главным распорядителям, которые путем обобщения данных составляют консолидированную отчетность, исключая суммы по счетам внутрихозяйственных расчетов, итоги которых представлены в Справке по консолидируемым расчетам (ф.0503125).

На основании бюджетной отчетности и отчета о кассовом поступлении и выбытии средств соответствующих бюджетов ежеквартально составляется отчетность об исполнении федерального бюджета РФ (субъекта РФ, местного бюджета), которая представляется в Правительство РФ (высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, местную администрацию) для утверждения.

Утвержденный квартальный отчет направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении бюджетов должны утверждаться соответственно федеральным законом, законом субъекта Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Согласно Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения, т.е. главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов составляют бюджетную отчетность на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным. Причем месячная и квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года.

Отчетным годом для всех организаций и учреждений Российской Федерации считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря включительно, а для учреждений, созданных после 1 октября, - период по 31 декабря следующего года включительно.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации. Отчетность представляется в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Бюджетная отчетность сдается за подписью руководителя и главного бухгалтера главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджета, органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В представленных отчетах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера (или лица, его замещающего), главного распорядителя средств федерального бюджета с указанием даты исправления. При этом ошибочная запись исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым правильных сумм и текста.

При осуществлении бюджетного учета сторонней специализированной организацией по договору либо централизованной бухгалтерией бухгалтерская отчетность, подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущих бюджетный учет.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

Формирование показателей установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. №72н. В случае, когда данные по отдельным показателям отчетности не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком. Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком минус.

Составление отчетности - завершающий этап учетного процесса, поэтому составлению отчетности предшествует сверка оборотов и остатков на счетах аналитического учета с оборотами и остатками на счетах синтетического учета. Они должны быть тождественны. В случае несоответствия оборотов необходимо сверить записи на счетах, пересчитать итоги и устранить выявленные расхождения.

Остатки неиспользованных бюджетных средств учреждения, финансируемого из федерального бюджета, закрываются учреждениями банков 31 декабря. Другие остатки бюджетных средств учреждений, финансируемых из бюджетов административно-территориальных образований, по завершении года не закрываются, а переходят на следующий год и засчитываются в счет текущего финансирования.

На расчетные счета в установленном порядке поступают денежные средства, в том числе средства бюджетного финансирования. Кроме того, на расчетном счете хранятся средства единого фонда оплаты труда, фонда производственного и социального развития и др. Остатки средств на расчетных счетах в конце года не закрываются и переходят на следующий год.

Расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года должны быть завершены. По расчетам с подотчетными лицами остатки неиспользованных средств должны быть возвращены, по неиспользованным средствам - составлены авансовые отчеты.

При составлении бухгалтерского баланса и заполнении отдельных форм данные предыдущего года берутся из отчета за прошлый год. При этом важно обеспечить сравнимость показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом изменения методологии их составления. Допустим, если в отчетном году изменен порядок оценки или исчисления того или иного показателя, либо произошли структурные изменения в организации работы учреждения, то показатели отчетности прошлого года пересчитываются с учетом этих изменений.

Бухгалтерская отчетность может быть правильно составлена при условии своевременного проведения всех подготовительных работ и выполнения установленных требований. Для этого необходимо: соблюдать в течение всего отчетного года принятую методику отражения хозяйственных операций и оценки имущества, определенной исходя из существующих правил.

Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информации об имуществе и обязательствах учреждения, его финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде зависят не только от правильности оформления документов и учетных регистров, но и от своевременности и полноты проведения годовой инвентаризации. После проведения которой, бухгалтерия учреждения производит дополнительные записи на счетах и составляет предварительный баланс на 31 декабря. Счета текущего бухгалтерского учета закрываются.

Представление бюджетной отчетности это целый процесс деятельности бюджетного учреждения, регламентируемый на всех уровнях регулирования бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации. Очень важно, что в соответствии с Инструкцией №72н данному моменту уделено особое внимание, и права бюджетополучателей в нем расширены. Также внушает доверие и то, что при таком тщательном и скрупулезно описанном положении о предварительных работах, которые должны быть проведены перед заполнением отчетности, и точной регламентации порядка представления самой отчетности, вполне возможно избежать ошибок при заполнении форм, которые ранее, к сожалению, выявлялись лишь при последней консолидации на уровне федерального бюджета РФ.

Прошло не так много времени с тех пор, как в Кодекс РФ об административных правонарушениях была введена "Нарушение порядка представления бюджетной отчетности". C 2013 года успела сформироваться судебная практика, свидетельствующая о том, что в качестве должностных лиц к ответственности за данное правонарушение в большинстве случаев привлекаются бухгалтеры.
И вот вновь грядут перемены - на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, который существенно ужесточает ответственность за подобные нарушения.
В преддверии грядущих изменений напомним существующий в настоящее время порядок привлечения к ответственности за нарушение представления бюджетной отчетности.

Состав правонарушения

Прежде всего отметим, что была введена в КОАП РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ , а с 18 июня 2017 года действует в редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 118-ФЗ , благодаря которому составы правонарушений изложены более четко.
Так, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по указанной статье за совершение следующих действий:

- непредставление бюджетной отчетности;
- представление бюджетной отчетности с нарушением установленных сроков;
- формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (например, сведения о бюджетных обязательствах);
- представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

За указанные правонарушения предусмотрен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Много работы - не оправдание

Вначале приведем несколько примеров из судебной практики о том, какие аргументы в свою защиту приводят бухгалтеры в судебном заседании.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 района Левобережный г. Москвы от 15.06.2017 по делу № 05-0184/67/2017 должностное лицо Л. муниципального округа признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 тыс. руб.
В суде установлено, что Л. представила годовую бюджетную отчетность об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования в Департамент финансов г. Москвы в полном объеме, но с нарушением сроков, установленных соответствующим приказом департамента.
В качестве доказательств вины Л. в суде были исследованы соответствующие документы , в том числе:

- протокол об административном правонарушении;
- заверенные копии снимков с экрана, подтверждающие даты загрузки бюджетной отчетности муниципальным округом;
- должностная инструкция Л., утвержденная исполняющим обязанности главы администрации муниципального округа. Согласно инструкции в должностные обязанности Л. входят обязанности по обеспечению составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и