Проверить бг в реестре по 44 фз. Проверка банковской гарантии: на брокера надейся, а сам не плошай! Требования к банку-гаранту




С 2018 года реестр банковских гарантий находится в закрытой части ЕИС. Его видят только организации с полномочиями «банк», «уполномоченная организация» и «заказчик». Подробнее о реестре банковских гарантий в 2019 году расскажем далее.

Единый реестр банковских гарантий

В карточке банковской гарантии есть следующие разделы:

  • общая информация о гарантии;
  • сведения об отказе в принятии;
  • данные о прекращении обязательств;
  • документы;
  • журнал событий.

Как поставщику проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий

До 2018 года поставщики могли зайти в реестр и найти выданную гарантию по номеру. Это избавляло участников от риска того, что в последний момент заявка будет отклонена или победителя признают уклонившимся от заключения контракта. Сейчас участники в некотором роде пребывают в неведении. Однако закон защитил их и обязал банки отчитываться перед клиентами о внесении данных в реестр банковский гарантий по 44-ФЗ.

У кредитной организации есть 1 рабочий день на внесение информации в реестр и 1 рабочий день после этого на направление участнику выписки из реестра банковских гарантий.

Галина Дементьева , ведущий консультант ФАС России

Из вебинара узнаете, как правильно установить обеспечение заявки и контракта и что делать, если участник закупки обеспечил заявку и контракт банковской гарантией. Галина рассказала, как проверить гарантию, какие требования предъявляют в контрактной системе к банковским гарантиям в качестве обеспечения. Также лектор разъяснила, как взаимодействуют заказчик, участник закупки и оператор площадки в ходе работы с банковскими гарантиями.

Административная практика

В качестве примера административной практики рассмотрим решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 42/З-2019 от 07.02.2019. Победитель закупки пожаловался в ЕИС на то, что заказчик неправомерно принял решение об отказе от заключения с ним контракта.

Комиссия УФАС выяснила следующее. В качестве документов в обеспечение исполнения контракта победитель прикрепил скан-копию банковской гарантии «Акционерный коммерческий банк «Держава» и подписал контракт со своей стороны. Это было 25.12.2018. По закону, банк обязан включить информацию о гарантии в реестр в течение 1 рабочего дня или в тот же срок направить сведения для включения в закрытый реестр банковских гарантий. То есть гарантия должна была появиться в реестре не позднее 26.12.2018. Однако 27.12.2018 заказчик не нашел документ в реестре и направил в «Акционерный коммерческий банк «Держава» запрос о действительности и статусе банковской гарантии. В своем ответе банк указал, что документ под таким номером не выдавался.

В результате заказчик оформил. Сделать это он имел право по закону. Поэтому УФАС отказало в удовлетворении жалобы.

Из этого примера можно сделать два вывода. Заказчикам рекомендуется направлять запросы в банки в случае, если гарантии нет в реестре (хоть они и не обязаны это делать). Поскольку причиной отсутствия документа в реестре может быть технический сбой или ошибка банка. Участники же должны понимать, что в подобной ситуации не только лишатся выгодного контракта, но и попадут в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому предоставлять ложную информацию заказчику не стоит. А получать саму гарантию лучше не впритык, как в нашем случае, а заблаговременно, чтобы исключить сбои.

Вложенные файлы

  • Запрос о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий..docx
  • Руководство пользователя по ведению реестра банковских гарантий.pdf

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3.1 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяется к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

Реестр банковских гарантий - это электронный ресурс, содержащий перечень банков и список выданных ими в обеспечение обязательств по выполнению муниципальных и госконтрактов банковских гарантий (далее по тексту - БГ) (п. 8 ст. 45 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее - закон № 44-ФЗ).

Реестр банковских гарантий (44-ФЗ) ведется в Единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту - ЕИС), но с 01.07.2018 не публикуется на официальном сайте в сети интернет (см. п. 8.1 ст. 45 закона № 44-ФЗ).

Порядок функционирования данного реестра регулируется Правилами ведения и размещения в ЕИС в сфере закупок реестра банковских гарантий , утв. постановлением Правительства РФ «О банковских гарантиях…» от 08.11.2013 № 1005 (далее по тексту - Правила).

Список сведений и документации, которые подлежат занесению в реестр банковских гарантий, устанавливается п. 9 ст. 45 закона № 44-ФЗ, а также п. 4 Правил.

Реестр Минфина: проверка банков, выдающих банковские гарантии

Требования к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии в сфере госзакупок, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. У банка должен иметься:

  • собственный капитал не менее 300 млн. рублей;
  • кредитный рейтинг не ниже "BB-(RU)" Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АО) и/или не ниже "ruВВ-" АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по рейтинговой шкале для РФ.

До 01.01.2020 применяются менее жесткие требования к рейтингу. Он должен быть не менее «B-(RU)» или «ruВ-» соответственно.

Актуальный список банков можно найти на Минфина России. Данный список актуализируется на регулярной основе. В этом перечне указывается организационно-правовая форма банка, его наименование и регистрационный номер.

Кто должен проверить гарантию перед размещением на официальном сайте

Перед тем как предоставляемая БГ будет включена в единый реестре банковских гарантий , она должна быть проверена Федеральным казначейством на предмет:

  • наличия документов и сведений, предусмотренных п. 4 Правил;
  • наличия усиленной неквалифицированной электронной подписи уполномоченного лица со стороны гаранта в предоставляемой документации;
  • соответствия способа подготовки сведений и документации регламенту, установленному п. 18 Правил.

Данная проверка производится в автоматическом режиме в продолжение 3 часов с момента внесения названных документов и сведений в реестр банковских гарантий.

При положительных итогах проверки формируется (обновляется) соответствующая запись в реестре. При обнаружении ошибок реестровая запись не может быть сформирована, а Федеральное казначейство извещает соответствующий банк о названном результате в продолжение 3 часов с момента формирования протокола.

Как проверить банковскую гарантию заказчику

При проверке БГ необходимо опираться на перечисленные далее правила:

  • направивший БГ банк должен быть внесен в реестр банковских гарантий , который ведет Минфина РФ;
  • БГ быть безотзывной и отражать информацию, предусмотренную п. 2 и 3 ст. 45 закона № 44-ФЗ;
  • в БГ не должны предусматриваться требования о предъявлении заказчиком банку актов суда, подтверждающих невыполнение обязательств, обеспечиваемых БГ (п. 4 названной статьи).

Проверять БГ на соответствие перечисленным критериям заказчик может в продолжение 3 рабочих дней с момента ее направления. Если БГ не соответствует хотя бы одному из перечисленных выше требований, то данное обстоятельство служит причиной для несогласия заказчика в принятии БГ. Также заказчик не принимает БГ, если она не отвечает требованиям документации о закупке (подп. 3 п. 6 ст. 45 закона № 44- ФЗ).

Если заказчик решает отклонить БГ, то он должен уведомить об этом соответствующего гаранта в продолжение 3 рабочих дней письменно или в электронной форме. При этом в уведомлении указывается причина, по которой заказчик отказался от принятия БГ.

Таким образом, реестр банковских гарантий на официальном сайте ЕИС в сфере закупок с 01.07.2018 больше не публикуется.

Хотя реестр банковских гарантий больше не находится в открытом доступе на сайте ЕИС проверить банк на соответствие требованиям законодательства к нему как к гаранту можно на официальном сайте Минфина.

Выдавая банковскую гарантию, банк письменно обещает другому банку или компании заплатить за третью сторону, если она не выполнит свои обязательства. В закупках этот документ играет важную роль: исполнитель или поставщик прибегает к оформлению банковской гарантии, если не имеет достаточно денег для обеспечения контракта, который рассчитывает заключить. В результате возникают трехсторонние отношения:

заказчик (бенефициар) - тот, кто берет банковскую гарантию (принципал) - банк (гарант)

В ряде случаев в эту схему вклинивается еще и четвертый игрок — брокер, посредник между принципалом и гарантом.

Для каждого участника закупок банковская гарантия несет определенную выгоду:

  • для исполнителя или поставщика — это возможность принять участие в закупках даже в том случае, если нет возможности быстро достать из бюджета необходимую сумму для обеспечения контракта;
  • для заказчика — минимизация рисков, гарантия быстрой компенсации потерь в ситуации, когда принципал не выполняет обязательства. Всю денежную сумму в этом случае покрывает банк. Банковская гарантия позволяет большему числу организаций принять участие в тендере, и, соответственно, для заказчика может быть предоставлена более выгодная итоговая цена контракта.

В то же время эти выгоды сопряжены с серьезными проблемами — на рынке закупок появляются так называемые «серые» банковские гарантии, которые внешне ничем не отличаются от легальных документов. Они тоже оформляются на бланке, имеют подпись и печать. Однако за соблюдением этих формальных требований в «серых» банковских гарантиях скрывается отсутствие каких-либо обязательств: выплаты по ней в принципе невозможны, так как в нее изначально закладываются юридические аспекты для законного отказа в удовлетворении требований заказчика.

До 1 июля 2018 года проверить подлинность банковской гарантии можно было в специальном реестре на сайте ЕИС , где размещаются госзаказы. Но ситуация изменилась.

С 1 июля 2018 года в открытом доступе в ЕИС реестр выпущенных банковских гарантий больше не ведется. В уточняется: «Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте». То есть реестр, как и прежде, ведется, но доступен к просмотру лишь двум сторонам из цепочки «поставщик — банк — заказчик»: банку и заказчику.

Ранее перед подписанием контракта поставщики всегда проверяли — появилась ли гарантия, которую они получили в реестре, на ЕИС, чтобы не возникла ситуация, при которой заказчик признает поставщика уклонившимся на основании . Сейчас поставщик не имеет возможности проверить подлинность гарантии, полученной от банка. Недобросовестные агенты могут предлагать поддельные банковские гарантии, о которых вы узнаете только тогда, когда заказчик откажет в заключении контракта.

Что теперь делать?

Возможности для проверки банковской гарантии

Чтобы минимизировать риски в текущих условиях, следует руководствоваться следующими инструкциями:

1. Прежде чем начать работать с банком, проверьте, внесен ли он в список Минфина .

Почему это важно делать? С 1 июня 2018 года изменились требования к банкам, которые могут выпускать банковские гарантии. В соответствии с изменениями ст. 45 №44-ФЗ эти требования устанавливаются .

Одновременное соответствие требованиям для банков, выдающих банковские гарантии:

  • наличие капитала в размере не менее 300 млн руб. по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • кредитный рейтинг: не ниже уровня «BB-(RU)» и (или) не ниже уровня «ruBB-»;
  • до 1 января 2020 года: наличие собственных средств в размере не менее 300 млн руб. и кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» и (или) не ниже уровня «ruB-».

2. Проверяйте проект банковской гарантии до оплаты комиссии по реквизитам и обязательным пунктам в соответствии со ст. 45 № 44-ФЗ. Проверяйте реквизиты договора на выпуск банковской гарантии и реквизиты банка.

3. Сделайте запрос в казначейство на выписку из реестра банковских гарантий.

Вам придет официальный ответ, который подтвердит или опровергнет факт наличия банковской гарантии в реестре.

Сейчас реестр размещенных банковских гарантий доступен для просмотра только банку или заказчику, при этом банк может выслать выписку о размещенной в реестре банковской гарантии в течение суток. Но выписка предоставляется как распечатка с сайта госзакупок, то есть не имеет юридической силы: она не заверена ни печатью, ни подписью — и именно в этом мошенники находят лазейку, при необходимости ловко подделывая выписку.

Учитывая этот риск, нужно держать фокус на правильный выбор банка (мониторить список Минфина). Обязательство своевременно включать гарантию в реестр банковских гарантий несет банк-гарант. Следовательно, и ответственность за невнесение документа лежит на нем — заказчик это прекрасно понимает.

Такого же мнения придерживается и арбитражный суд, учитывающий тот факт, что банк — профессиональный участник рынка. Однако проще всего проконтролировать текст гарантии самому поставщику, чтобы не потерять выигранный контракт и избежать обращения в суд.

4. Обращайте внимание на документацию заказчика, согласуйте банковскую гарантию с заказчиком (для него важен не только текст, но и банк-гарант).

Поскольку в законодательстве отсутствует регламентированная форма банковской гарантии для № 44-ФЗ, многие заказчики трактуют требования и формулировки иначе, нежели это делает банк-гарант. Поэтому обязательно согласовывайте текст гарантии с заказчиком — это повышает ваши шансы на то, что документ будет принят при подписании.

5. Не гонитесь за реестровым номером, а сразу получайте банковскую гарантию в проверенных банках и через надежных агентов.

Деятельность проверенных агентов непосредственно связана с банковскими гарантиями, они следят за законодательными нововведениями и имеют определенный опыт.

6. Воспользуйтесь специальным сервисом для проверки банковской гарантии.

Например, компания СКБ Контур разработала сервис , который позволяет провести оценку организации на возможность получения банковской гарантии. Сервис предложит варианты в банках-партнерах компания СКБ Контур, которые точно находятся в реестре и размещают гарантии в ЕИС.

С 1 января 2019 года, в соответствии с , планируется запустить личный кабинет организации на портале ЕИС. Благодаря этому поставщики — участники госзаказа смогут в личном кабинете на ЕИС увидеть по своей организации гарантии, которые банк-гарант внес в реестр.

Ч.8 ст. 45 44-ФЗ предусматривает, что БГ, предоставляемая участником, должна быть включена в перечень, размещенный в Единой информационной системе (далее — ЕИС). Отсутствие этой информации в базе ЕИС является основанием отказа в принятии заказчиком данного документа, а следовательно, ведет к отклонению заявки или же к отказу заключить контракт. В последнем случае информацию могут направить в антимонопольную службу для включения участника в списки недобросовестных поставщиков.

Различают два списка БГ по 44-ФЗ, правила формирования и ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005:

  1. Открытый перечень.
  2. Закрытый перечень.

В открытый включаются БГ, которые выданы кредитными организациями, включенными в реестр банков выдающих банковские гарантии. Банк при этом должен отвечать требованиям налогообложения, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Минфин реестр банков по выдаче банковских гарантий ведет на своем официальном сайте . Обратите внимание, что Реестр Минфина банковских гарантий 44-ФЗ не содержит, а отображает только организации, которые имеют право выдавать данные документы.

Сам список размещается в ЕИС, в контекстном меню системы раздел «Осуществление закупок». Ведение перечня возложено на Федеральное казначейство.

В открытом списке прикрепляется копия БГ и отображаются следующие данные:

  • наименование, место нахождения ИНН банка, поставщика и заказчика;
  • идентификационный код закупки;
  • денежная сумма, подлежащая уплате;
  • срок действия БГ;
  • сведения об отказе заказчика в принятии документа (при наличии).

Для проверки документа необходимо указать его параметры в ЕИС, он должен быть доступен для ознакомления в статусе «Размещено» с вышеуказанными сведениями, а отсутствие данных или их некорректность является поводом обратиться в банк для выяснения причин.

Сведения о выданном документе доступны в открытой базе уже в течение одного рабочего дня за датой выдачи (ч.11 ст.45). После включения в список банк направляет участнику выписку в аналогичный срок.

В случае, если заявки или контракты, по которым выдана БГ, содержат данные, составляющие государственную тайну, то информация о них не размещается в ЕИС. Приказ Минфина России от 22 октября 2015 г. N 164н содержит правила создания и размещения информации закрытого списка. Кредитная организация направляет информацию, аналогичную отражаемой в открытом списке, электронно или на бумажном носителе в территориальный орган Федерального казначейства, которое в свою очередь, включает БГ в закрытый перечень и присваивает ей уникальный номер. По запросу банка, поставщика или участника казначейство предоставляет выписку из закрытого перечня о содержащейся в нем информации.

Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ

В силу того, что 223-ФЗ не устанавливает четких условий получения данных документов, поставщику необходимо внимательно ознакомиться с положением о закупке заказчика , в торгах которого планируется участие. Нередки случаи существенного ограничения, связанные как с требованиями к кредитным организациям (списки удовлетворяющих банков, наличие соответствующих рейтингов и др.), так к тексту документа.

Списка банков, предоставляющих БГ, и ведение перечня по 223-ФЗ не предусмотрено.