Проектирование парковок разных типов. Оптимизация организации парковочного пространства в условиях жилой застройки Проект по организации парковочного пространства




На территории Российской Федерации проектирование стоянок регламентирует , основные положения которого были разработаны еще в 1980-е годы для других социальных и экономических условий. При разработке данного нормативного документа не рассматривались появившиеся после распада СССР новые формы торгового обслуживания: гипермаркеты, супермаркеты, торгово-развлекательные центры и т.д.

Фактически предлагает всего один показатель - парковочный индекс . Для современных условий высокого уровня загрузки УДС (улично-дорожная сеть проекта планировки и межевания) этого недостаточно: в частности, остается открытым вопрос оценки величины потока посетителей к объекту, пользующихся автотранспортом.

Основными характеристиками работы стоянок в зонах крупных торговых объектов, которые должны учитываться в проектах УДС и организации дорожного движения, являются:

  • коэффициент неравномерности загрузки стоянки за дневной период;
  • средняя продолжительность паркования;
  • ёмкость парковки.

Важным является учет ёмкости стоянки и средней продолжительности паркования , на основании этих показаний может оцениваться поток автомобилей к объекту и от него. Исходя из этого определяется проектное решение организации движения (количество въездов-выездов, доступ к магистральной УДС).

Парковочный индекс , на основании которого определятся потребность в местах для парковки, может учитывать несколько показателей:

  • количество парковочных мест в расчёте на единицу площади (крупные супермаркеты, гипермаркеты, предлагающие широкий спектр услуг и товаров);
  • количество парковочных мест в расчете на один кассовый аппарат или одного продавца (супермаркеты, специализирующиеся на торговле продуктами питания, для которых характерны относительно меньшая длительность обслуживания, образование очередей посетителей при оплате покупок).

Наличие такой системы показателей, позволит более точно прогнозировать потребности в местах для парковки и дополнительные нагрузки на УДС, вызываемые крупными торговыми объектами.

Проектирование паркингов и стоянок выполняется в соответствии с требованиями , а также с учётом специфики и стилевых решений, присущих каждому объекту.

Обобщенные требования по проектированию для всех видов парковок (ссылка на статью про парковки) включают в себя:

  • разработку схемы размещения технических средств, необходимых для организации движения (дорожные знаки, горизонтальные и вертикальные разметки, указатели);
  • организацию автомобильного и пешеходного движения, их оптимизацию с целью обеспечения комфорта и безопасности;
  • планирование территории под парковку, содержащее расположение парковочных мест;
  • разработку мероприятий по водоотведению с территории парковки;
  • разработка схем освещения и видео наблюдения;
  • проведение общего анализа потенциальных клиентских групп и отдельно VIP пользователей;
  • анализ глобальной транспортной ситуации (близлежащие дороги, перекрестки, остановки);
  • анализ транспортной ситуации в непосредственной близости от паркинга и внутри него;
  • детальное рассмотрение и оценка организационно-технического решения по функционированию парковочных зон;
  • информирование водителей и пешеходов (водителей вне автомобилей).

Многоуровневая подземно-надземная парковка представляет собой объект с повышенным уровнем пожарной опасности. Чтобы обеспечить пожарную безопасность на объекте, необходимо выполнить определенные требования, предусмотреть пути эвакуации, сделать конструкции огнестойкими, разработать инженерные системы пожарной безопасности.

Проектирование подземной парковки

При разработке проекта подземной парковки нужно обеспечить выполнение определенных требований:

  • безопасность;
  • удобство въезда и выезда (они располагаются отдельно);
  • хорошая гидроизоляция, наличие ряда инженерных систем, обеспечивающих микроклимат (вентиляция и контроль загазованности, отопление), а также пожаротушения и дымоудаления, связи, освещения;
  • достаточная высота потолков и ширина въездов-выездов и парковочных мест.

В реальных условиях городской среды обеспечить многие из этих требований - задача не из легких.

Гидрогеологические условия - одна из важнейших характеристик площадки, выбранной для строительства подземной парковки. Подземные воды и состав грунтов могут ограничить глубину заложения и усложнить строительство. К тому же любое крупное сооружение само влияет на поземный водоток, и приходится учитывать влияние создаваемой парковки на фундаменты окружающих зданий. Во избежание конфликтов с собственниками, данное обстоятельство необходимо учитывать.

Также не стоит забывать о градостроительных ограничениях , в частности, охранных зонах памятников архитектуры, различных коммуникациях и т.п. Вместе с тем необходимо выполнение требования по обеспечению 10-минутной пешеходной доступности для владельцев автомашин, если речь идёт о парковках, предназначенных для постоянного хранения автомобилей.

Если же вы проектируете подземную стоянку в жилой зоне и под дорогами, то это является наиболее сложной задачей. Создание подземных парковок на придомовой территории допускается под проездами, открытыми автостоянками, спортивными площадками. В этом случае на первый план выходит обеспечение санитарных норм. Расстояния от подземных парковок до жилых домов, общественных и административных зданий не нормируются. Однако необходимо выдерживать санитарные разрывы от мест выбросов загрязняющих веществ и источников шума. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 , расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до этих зданий должно составлять не менее 15 метров.

Подземная автостоянка, организованная непосредственно под проезжей частью, весьма удобна, однако требует больших затрат на усиление несущих конструкций и покрытия. Эти затраты будут оправданы при наличии нескольких подземных ярусов. С другой стороны, при увеличении числа подземных ярусов резко увеличиваются затраты, связанные с условиями производства работ.

Проектирование полумеханизированной и механизированной парковки

При проектировании механизированных парковок следует также руководствоваться . Ниже мы приведем несколько выдержек из этого документа для того, чтобы Вам было легче разобраться с этим нелегким вопросом.

Что такое полумеханизированная парковка?

3.2 Автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортирование автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств .

Что такое механизированная парковка?

3.6 Механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей) .

Общее положения о механизированной парковке:

5.2.38 Механизированная автомобильная парковка (МАП) - временное быстровозводимое сооружение, в котором для транспортирования автомобилей используются специальные (механизированные) устройства .

5.2.26. Допускается хранение автомобилей в многоярусном парковочном месте с использованием механизированных средств парковки при оборудовании средствами автоматического пожаротушения, обеспечивающими орошение каждого яруса парковочного места.
5.2.27. Автостоянки с механизированными устройствами допускается проектировать наземными и подземными. Пристраивать наземные автостоянки к зданиям другого назначения допускается только к глухим стенам, имеющим предел огнестойкости не менее REI 150.
5.2.28. Состав и площади помещений, ячеек (мест) хранения, параметры автостоянок принимаются в соответствии с техническими особенностями используемой системы парковки автомобилей.

Пожаротушение и компоновка:

Управление механизированным устройством, контроль за его работой и пожарной безопасностью стоянки должны осуществляться из помещения диспетчерской, расположенной на посадочном этаже.
5.2.29 Автостоянки с механизированным устройством необходимо оборудовать установками автоматического пожаротушения согласно СП 5.13130.
5.2.30 Здания (сооружения) механизированных автостоянок могут предусматриваться надземными класса конструктивной пожарной опасности С0.
Парковки допускается проектировать с использованием незащищенного металлического каркаса и ограждающими конструкциями из негорючих материалов без применения горючих утеплителей (типа многоярусной этажерки).

5.2.31. Блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 100 машино-мест и высоту здания не более 28 м .

При необходимости компоновки автостоянки из нескольких блоков их следует разделять противопожарными перегородками 1-го типа.
К каждому из блоков механизированной автостоянки должен быть обеспечен подъезд для пожарных машин и возможность доступа для пожарных подразделений на любой этаж (ярус) с двух противоположных сторон блока автостоянки (через остекленные или открытые проемы).
При высоте сооружения до 15 м над землёй вместимость блока допускается увеличивать до 150 машино-мест. В блоке механизированной автостоянки для технического обслуживания систем механизированного устройства по этажам (ярусам) допускается устройство открытой лестницы из негорючих материалов.

5.2.32. Автостоянки с механизированными устройствами допускается проектировать не ниже IV степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0.

5.2.33. В механизированных стоянках открытого типа ограждающие конструкции могут предусматриваться в соответствии с 5.2.13.

Системы вентиляции и дымоудаления предусматривать не требуется.

Что включает в себя механизированная парковка?

5.2.39 Механизированная система парковки автомобилей включает:
а) подъездные пути к терминалу для размещения очереди автомобилей;
б) терминалы передачи автомобилей механизированным устройствам МАП;
в) механизированные устройства горизонтального и вертикального перемещения автомобилей;
г) рабочие области механизированных устройств;
д) места хранения автомобилей.

5.2.40 МАП классифицируют:
а) по уровню автоматизации;
б) по подвижности мест хранения автомобилей;
в) по возможности беспрепятственного забора автомобилей;
г) по конструктивному исполнению элементов захвата (передачи и хранения) автомобилей;
д) по взаимному пространственному расположению припаркованных автомобилей.

Какими могут быть механизированные парковки?

5.2.41 Механизированные системы парковки автомобилей могут быть:
а) ;
б) многоэтажными с парой вертикальных рядов стационарных мест хранения автомобилей, между которыми предусмотрено пространство для перемещения механизированного устройства ();
в) , предусматривающие перегруппировку и подвижность мест хранения;
г) роторные - с перемещением автомобилей по криволинейной траектории (устаревший тип, в настоящее время применяется редко).

Примечание

В соответствии с письмом Московского городского управления Госгортехнадзора №1316 от 17.07.98 высотная механизированная автостоянка не подлежит регистрации в органах Госгортехнадзора России и Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ) на этот объект не распространяются.

Качественно выполненный проект механизированной парковки позволяет оптимально использовать площади земельных участков и помещений, значительно увеличивать количество мест для хранения автомобилей.

Основываясь на профессионализме своих сотрудников и их многолетнем опыте проектирования ООО «Неопарк» предлагает своим заказчикам индивидуальные, продуманные технические решения соответствующие требованиями всех необходимых нормативных документов.

Штатные сотрудники ООО «Неопарк» обладают опытом разработки технических условий на создание продукции, рабочей документации (чертежи конструкции, электрические схемы, программное обеспечение для программируемого логического контроллера системы управления и т. д.), изготовления и испытания опытных образцов, организации серийного производства различных видов автоматизированных парковочных комплексов.

За время своей работы наша компания достигла следующих успехов:

  • Десятки выполненных проектов, в том числе 10 (десять) построенных объектов на территории РФ и странах СНГ.
  • Наша продукция включена в «Реестр инновационных технологий и технических решений, применяемых в строительстве на объектах городского заказа города Москвы».
  • По поручению Департамента градостроительной политики и ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения» г. Москвы нами разработаны проектные решения с применением механизированных паркингов для московских объектов. На данные решения получены положительные заключения Департамента градостроительной политики и ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения».
  • ООО «Неопарк» является членом Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области НП «Уральский строительный кластер».

В заключении представим полный список нормативных документов, применяемых при проектировании парковок и стоянок в России:

1. СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

2. СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений».

3. МГСН 1.01-97 часть 1 «Временные нормы и правила планировки и застройки г. Москвы».

4. МГСН 1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» (Корректировка и дополнения ВСН 2-85).

5. СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания».

6. ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».

7. МГСН 5.01-94* «Стоянки легковых автомобилей».

8. Пособие к МГСН 5.01.94* «Стоянки легковых автомобилей» Выпуск 1.

9. ОНТП 01-91 (Росавтотранс) «Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

10. МГСН 4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».

11. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».

12. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

13. ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования».

14. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».

15. НПБ-110-96 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара».

16. НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

17. ОНТП 24-86 (МВД СССР) «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности».

18. СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

19. Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* «Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей»

20. НПБ 239-97 «Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость».

21. НПБ 240-97 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость».

22. СНиП 2.04.01-85* «Водопровод и канализация зданий».

24. СНиП 2.04.02-85 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

25. СНиП 2.04.03-85* «Канализация. Наружные сети и сооружения».

26. СНиП 3.05.07-85 «Системы автоматизации».

27. СНиП 11-12-77 «Защита от шума».

28. ГОСТ 17.2.03.02-78 «Охрана природы. Атмосфера».

29. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Остались вопросы? Специалисты ООО «Неопарк» готовы предоставить профессиональную консультацию по вопросу проектирования и строительства парковок. Наш телефон 8 800 333 05 84.

На сегодняшний день ситуация с обеспечением мест для хранения и стоянки автотранспорта в Москве является острой проблемой транспортной инфраструктуры. Потребность в обеспечении города местами для хранения автомобилей будет возрастать соответственно уровню автомобилизации.

Открытых охраняемых автостоянок в городе не достаточно. Кроме того, некоторые автостоянки и парковки осуществляют свою деятельность незаконно. Действующая сеть гаражей города - паркинги (многоуровневые, подземные, встроено-пристроенные гаражи) и временные гаражи - также не позволяет с надлежащей эффективностью использовать занимаемые площади в целях хранения автотранспортных средств.

Таким образом, «в настоящее время назрела острая необходимость в принятии мер, направленных на повышение эффективности использования площадей, занимаемых действующими автостоянками, парковками и гаражами и усиление контроля над процессом создания и эксплуатации автостоянок, парковок и гаражей. Ожидаемым положительным результатом таких мер должно стать решение проблемы хранения и стоянки автотранспорта при максимальной экономии территории города и создание основы для привлечения инвестиционных ресурсов в развитие городской инфраструктуры» .

Автостоянки являются необходимым элементом транспортной инфраструктуры города. Их количество, удобство расположения, уровень комфорта непосредственно влияют на экономическую эффективность торговых учреждений, снижают или увеличивают уровень обслуживания транспортно-пешеходных потоков, нагрузку на окружающую среду.

Единственным механизмом ограничения использования легкового автомобильного транспорта в существующем правовом поле является управление парковочным пространством путем запрета парковки на улично-дорожной сети и ограничения ее режимов, а также обеспечения соблюдения запретов и ограничений. Кроме того, запрет и ограничение режимов парковки на улично-дорожной сети обеспечивают повышение пропускной способности элементов улично-дорожной сети: перегонов, и что особенно важно, подходов к перекресткам. Это позволит сократить задержки транспорта при движении по перегонам и при проезде перекрестков.

В качестве необходимой предпосылки реализации мер по ограничению режимов парковки на улично-дорожной сети следует рассматривать развитие системы внеуличных стоянок автомобильного транспорта в зонах высокого спроса на парковку, а также системы перехватывающих паркингов.

Развитие и регулирование системы парковок предусматривает реализацию следующих групп мероприятий:

создание системы внеуличных паркингов, которая предусматривает строительство многоэтажных паркингов и строительство стоянок роторного типа в жилых районах;

создание системы перехватывающих паркингов, которая предусматривает строительство соответствующих парковок. Размещение перехватывающих паркингов должно предусматриваться у транспортно-пересадочных узлов, терминалов скоростного пассажирского транспорта и коридоров обеспечения приоритетных условий движения наземного пассажирского транспорта, реализующих связи на направлениях периферия-центр;

ограничение парковок на тех участках улично-дорожной сети, где они создают помехи. Оно должно предусматривать запрет или ограничение стоянки или остановки на участках улично-дорожной сети, организацию контроля соблюдения запретов и ограничений;

упорядочение парковки на улично-дорожной сети в местах, где она не создает помех движению транспорта посредством оптимизации схем размещения транспорта, применения мероприятий по увеличению парковочного пространства;

создание системы внеуличных зон стоянок грузового транспорта, которое предусматривает строительство внеуличных парковок для грузового транспорта;

нормативно-правовое обеспечение системы парковок, основными направлениями которого является регулирование платности парковок, вопросов контроля над соблюдением регламентов парковки и административной ответственности за их нарушение;

формирование и развитие экономических механизмов поддержки развития системы временного и постоянного хранения автотранспорта, в том числе с использованием схем государственно-частного партнерства - постоянно.

Развитие и регулирование системы парковок должно обеспечить:

сокращение присутствия индивидуального и грузового автомобильного транспорта на улично-дорожной сети города;

движение наземного пассажирского транспорта по выделенным полосам в основных протяженных коридорах его прохождения;

отсутствие помех движению транспортных потоков от припаркованного транспорта на подходах ко всем перекресткам;

сокращение помех движению транспортных потоков от припаркованного транспорта на перегонах опорной сети;

реализацию спроса на места временного хранения автотранспорта в системе внеуличных и перехватывающих паркингов.

Для негосударственных инвесторов системы парковок должны предусматриваться льготные условия их строительства и эксплуатации, учитывающие длительные сроки окупаемости вложений в парковочный бизнес, включая прямое возмещение части эксплуатационных расходов из городского бюджета.

Важнейшее значение в составе мероприятий, направленных на улучшение транспортной ситуации в Москве имеет совершенствование нормативной правовой базы. Для решения проблемы нормативно-правового обеспечения в сфере, прежде всего, необходимо формирование дорожной сети города в увязке с градостроительной политикой. В связи с этим необходимо формирование нормативно-правовой базы (внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ), определяющий, в частности, количество мест стоянок автотранспортных средств в зависимости от объемов жилья.

Формирование нормативной правовой базы, регламентирующей парковочную деятельность, в том числе:

внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части ужесточения штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения, в частности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги и нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств;

внесения в Налоговый кодекс РФ изменений, касающихся возможности взимания сбора за парковку транспортных средств, а именно отнесение к региональным или местным сборам сбора за парковку автотранспортных средств;

принятие нормативно-правового акта, устанавливающего, что жилые и общественные здания могут приниматься в эксплуатацию только при условии обеспечения их подключения к дорожной сети и парковочному пространству;

принятие на уровне Москвы нормативно-правового акта, устанавливающего порядок организации, функционирования, взимания платы и другие вопросы, связанные с упорядочением деятельности платных парковок на территории Москвы.

Оценка результатов мероприятий осуществляется на основании выбранных целевых показателей, в состав которых входят:

общее количество стояночных мест на организованных стоянках. Нехватка парковок относится к одному из главных факторов, оказывающих влияние на условия движения, особенно в центральной части города. Наличие парковки на значительном количестве магистралей, обусловленное сосредоточением в центре мест приложения труда, объектов торговли и тяготения деловых передвижений приводит к затруднению проезда автотранспортных средств, увеличению временных затрат на передвижение, а также влияет на экологическую безопасность городской среды. Организация временного и постоянного хранения автотранспорта может быть действенным рычагом управления спросом на передвижения;

объемы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Москвы от автотранспортных средств. Вывод транзитного транспорта за пределы плотной застройки города, совершенствование организации дорожного движения позволят повысить безопасность жизнедеятельности населения и снизят негативное воздействие на состояние окружающей среды, что приведет к улучшению здоровья населения;

средние затраты времени на передвижение с использованием наземного пассажирского транспорта и легковых автомобилей. Потери времени автотранспорта в пути вызваны снижением скоростей движения из-за неудовлетворительных автодорожных условий - заторов, вынужденных перепробегов. В случае устранения помех для движения и увеличения средней скорости движения жители смогут более производительно использовать сэкономленное время в других сферах деятельности.

Мероприятия по стимулированию пользования парковками должны быть направлены на:

стимулирование пользования перехватывающими парковками и обеспечение перераспределения поездок в пользу общественного транспорта;

стимулирование пользования внеуличными парковками и уменьшение числа факторов, препятствующих движению на улично-дорожной сети.

Система организационно-экономических мероприятий, регулирующих создание и пользование платными парковками должна включать:

разработку нормативно-правовой документации;

проведение опросов общественного мнения для определения числа потенциальных пользователей и приемлемых тарифов;

формирование системы тарифов за пользование платными парковками;

обеспечение контроля за правилами парковки.

Мероприятия по стимулированию пользованием платными парковками представлены должны предусматривать:

увеличение размера штрафа за нарушение правил стоянки и остановки, а также оперативная работа эвакуационной службы;

дифференциацию тарифов за пользование парковкой по территориальному признаку. Деление территории города на несколько парковочных зон с дифференцированными тарифами (центр - максимальный тариф, периферия - минимальный);

дифференциацию по временному принципу - в зависимости от времени суток (формирование тарифной политики, стимулирующей долговременную парковку (в течение рабочего дня) за пределами центра города и на прилегающих территориях);

дополнительные организационные меры стимулирования - организация контроля оплаты и наказаний за нарушения правил парковки.

Определение тарифа за пользование парковками основывается на следующих принципах:

определение величины платы должно проводиться с использованием результатов социологических исследований, которые позволяют выбрать тарифы, приемлемые для большинства потенциальных пользователей;

тариф должен учитывать тип, расположение и продолжительность парковки;

тариф в центре города должен обеспечивать оптимальную загруженность парковок.

Основной целью введения платных парковок и стоянок является стимулирование использования городского пассажирского транспорта и уменьшение единовременного числа пользователей улично-дорожной сети Москвы. Поставленные цели могут быть достигнуты путем введения более высоких тарифов на парковку на улично-дорожной сети города и более доступных тарифов на внеуличных парковках в центре и перехватывающих парковках.

Таким образом, первоначально возможна следующая система тарифов за пользование платными парковками и стоянками:

на внеуличных парковках в центре города - 40 рублей в первый час, 30 рублей каждый последующий час. Долговременная парковка (более 6 часов) - 200 рублей в течение рабочего дня;

на уличных стоянках в центре города - 50 рублей в час в течение рабочего дня, и бесплатно в ночное время;

на внеуличных парковках в периферийной части центра - 20 рублей в час, или 100 рублей в течение рабочего дня;

на перехватывающих парковках на подъездах к центру - от 40 до 80 рублей в течение рабочего дня;

на стоянках автотранспорта в периферийных районах - от 60 до 100 рублей в сутки, в зависимости от средних тарифов в районе.