Неоклассическая школа альфреда маршалла. Экономическая неоклассическая теория. Количественная теория денег




Спирты распространены в природе. Большинство людей знакомы с этиловым спиртом (этанолом) - активным ингредиентом алкогольных напитков, но он является лишь одним из семейства органических соединений, известных как спирты. Получение их, прежде всего этилового (винного в результате ферментативного брожения виноградного сока стало одним из первых химических техпроцессов, освоенных человечеством.

Номенклатура спиртов

Спирты представляет собой органические соединения гидроксильной (ОН) функциональной группы с алифатическим атомом углерода. Поскольку ОН является принадлежностью молекул всех спиртов, их часто представляют как производными воды с общей формулой ROH, где R обозначает алкильную группу.

Получение спиртов метанола (СН 3 ОН) и этанола (СН 3 СН 2 ОН), являющихся первыми двумя членами их гомологического ряда, является важной задачей химической промышленности многих стран. При содержании от одного до четырех атомов углерода их часто называют общими именами, в которых за названием алкильной группы следует слово спирт:

Можно видеть, что все четыре (две последние являются изомерами одного вещества) представленные выше молекулы спиртов содержат одну гидроксильную группу. По этому признаку все они относятся к классу одноатомных спиртов (бывают и двух-, трех, четырех- и многоатомные). Кроме того, все они являются производными предельных углеводородов из ряда алканов: метана, этана, пропана (названия спиртов получают добавлением к названию алкена окончания «-ол»). Поэтому их еще называют предельными одноатомными спиртами.

Одноатомные спирты

Получение, свойства (как физические, так и химические) этих соединений зависят от количества атомов углерода, присоединенных к его же атому, непосредственно связанному с группой ОН. Поэтому одноатомные спирты могут быть сгруппированы в три класса на этой основе.




Получение одноатомных спиртов в промышленности возможно целым рядом способов, которые будут рассмотрены ниже.

Метанол как продукт природного газа

Метанол получают смешиванием газа водорода и монооксида углерода при высоких температурах и давлениях (200 ат, 350 ° C)в присутствии катализатора, состоящего из оксида цинка (ZnO) и оксида хрома (Cr 2 O 3) в качестве катализатора: 2H 2 + CO → CH 3 OH.

При этом сырьем для получения реагентов являются природный газ и водяной пар, смешивая которые, получают синтез - газ, представляющий собой смесь CO и H 2 .

Метанол является важным растворителем и используется в качестве автомобильного топлива, либо в виде чистой жидкости - в некоторых гоночных автомобилях, либо в качестве высокооктановой добавки в бензин. Получение и применение спиртов в мире, и в частности метанола, измеряется миллионами тонн. По итогам 2013 г. в мире было потреблено 66 млн т метанола, из них 65 % в Азии, 17 % - в Европе и 11 % - в США.

Получение предельных спиртов из алкенов

Многие простые весовые спирты, имеющие промышленное значение, производятся гидратацией (добавлением воды) алкенов (этилена, пропилена, бутена). Этанол, изопропанол, бутанол (вторичный и третичный) получают по этой реакции.

Известны прямой и косвенный способы получения спиртов гидратацией. Прямой позволяет избежать образования стабильных промежуточных продуктов, как правило, с помощью кислых катализаторов.

Катализатором обычно является фосфорная кислота, адсорбированная на пористом носителе, таком как силикагель или кизельгур. Этот катализатор был впервые использован для крупномасштабного производства этанола в США компанией "Шелл" в 1947 году. Реакцию проводят в присутствии пара высокого давления при 300 °C, причем между этиленом и паром поддерживается соотношение 1,0: 0,6.

Аналогичная реакция производства изопропилового спирта с катализаторов в виде серной кислоты выглядит следующим образом

Косвенный способ гидратации этилена

В косвенным способе, на практике впервые примененном в промышленном масштабе в 1930 году, но сегодня считающимся почти полностью устаревшим, реакция получения спиртов заключается в превращении алкена в сульфат эфиры, который затем гидролизуют. Традиционно алкен обрабатывают серной кислотой с получением алкильные сульфатных эфиров. В случае производства этанола, этот шаг может быть записан так: Н 2 SO 4 + С 2 Н 4 → C 2 H 5 -O-SO 3 H

Впоследствии этот сульфат эфира гидролизуют до регенерации серной кислоты и освобождения этанола: С 2 Н 5 -O-SO 3 H + H 2 O → H 2 SO 4 + С 2 Н 5 ОН.

Способы получения спиртов чрезвычайно разнообразны, но нижеописанный процесс, пожалуй, известен, хотя бы понаслышке каждому читателю.

Спиртовое брожение

Это биологический процесс, в котором молекулы, такие как глюкоза, фруктоза и сахароза, преобразуются в клеточную энергию с параллельным производством этанола и углекислого газа в качестве продуктов метаболизма. Брожение катализируется ферментами, содержащимися в дрожжах и протекает по сложному многоступенчатому механизму, которое включает в общем случае преобразование (на первом этапе) крахмала, содержащегося в растительных зернах, в глюкозу с последующим получением из нее этанола. Поскольку дрожжи выполняют это преобразование в отсутствие кислорода, спиртовое брожение считается анаэробным процессом.

Реакции получения спиртов брожением можно представить следующим образом:

Способы получения алкогольных напитков

Весь этанол, содержащийся в алкогольных напитках производится посредством ферментации, вызванной дрожжами.

Вино производится путем ферментации из натуральных сахаров, присутствующих в винограде; сидр получают аналогичной ферментацией природного сахара в яблоках и грушах, соответственно; и другие фруктовые вина производятся ферментацией сахаров в любых других видах фруктов. Бренди и коньячные спирты (например, сливовица) производятся при перегонке напитков, получаемых брожением фруктовых сахаров.

Медовые напитки производятся путем ферментации из натуральных сахаров, присутствующих в меде.

Пиво, виски, и водка производятся путем ферментации зерен крахмала, которые преобразуются в сахар под действием фермента амилазы, присутствующей в зерновых ядрах, подвергшихся солодовому проращиванию. Другие источники крахмала (например, картофель и не солодовое зерно) могут быть добавлены к смеси, так как амилаза будет действовать также и на их крахмал.

Рисовые вина (в том числе саке) получают путем брожения зерновых крахмалов, превращаемых в сахар грибками Aspergillus огугае.

Ром и некоторые другие напитки получают ферментацией и дистилляцией сахарного тростника. Ром, как правило, производится из продукта сахарного тростника - патоки.

Во всех случаях брожение должно происходить в сосуде, который позволяет двуокиси углерода выходить, но предотвращает приход наружного воздуха. Это нужно потому, что воздействие кислорода предотвращает образование этанола, а накопление диоксида углерода создает риск разрыва сосуда.

Реакция нуклеофильного замещения

Получение спиртов в лабораториях производится способами, которые используют в качестве исходных продуктов для реакций химические вещества самых разнообразных классов, от углеводородов до карбонильных соединений. Существует несколько способов, которые сводятся к нескольким основным реакциям.

Первичные галогеналканы реагируют с водными растворами щелочей NaOH или КОН, образуя, образуя, главным образом, первичные спирты в реакции нуклеофильного алифатического замещения. Когда, например, метилбромид реагирует с раствором едкого натра, то гидроксильные группы, образующинся при диссоциации щелочи, замещают ионы брома с образованием метанола.

Несколько реакций, позволяющих выполнять получение спиртов в лабораториях, приведены ниже.

Нуклеофильное присоединение.

Реактивы Гриньяра (соединения магния с алкилгалогенидами - иодидами или бромидами), а также металлоорганические соединения меди и лития реагируют с карбонильными группами (C=O) альдегидов с образованием первичных и вторичных спиртов в зависимости от механизма присоединения.Аналогичные реакции с кетонами приводят к третичным спиртам.

Реакция Барбье протекает между галогеналканом и карбонильной группой в качестве электрофильного субстрата в присутствии магния, алюминия, цинка, индия, олова или его солей. Продуктом реакции является первичный, вторичный или третичный спирт. Механизм ее протекания аналогичен реакции Гриньяра с той разницей, что реакция Барбье является синтезом в одном сосуде, тогда как реактив Гриньяра получают отдельно перед добавлением карбонильного соединения.

Являясь реакцией нуклеофильного присоединения, она происходит с относительно недорогими и водостойкими металлами или их соединениями в отличие от реагентов Гриньяра или органолитиевых реагентов. По этой причине возможно во многих случаях запускать ее в воде, что делает процесс частью зеленой химии. Реакция Барбье назван в честь Филиппа Барбье - учителя Виктора Гриньяра.

Реакция восстановления

Альдегиды или кетоны восстанавливаются до спиртов с боргидридом натрия (NaBH 4) или (после кислотной обработки) с литийалюминий гидридом (LiAlH).

В реакции Меервейна-Пондорфа-Верли (MPV) получение спиртов путем восстановления их из кетонов и альдегидов происходит с использованием алюминиевого алкоксидного катализатора. Достоинства MPV заключаются в ее высокой хемоселективности и использовании дешевого, экологически чистого металлического катализатора. Реакция была обнаружена Меервейном и Шмидтом, и независимо Верли в 1925 г. Они обнаружили, что смесь алюминиевого этоксида и этанола может восстановить альдегиды до их спиртов. Понндорф применил реакцию к кетонам и обновил катализатор до изопропилата алюминия (Al(O-i-Pr) 3 , где i-Pr означает изопропиловую группу (CH(CH 3) 2). в целях получения изопропанола.

Общее уравнение получения спирта путем MPV-восстановления кетонов до спиртов выглядит так:

Это, конечно, не все, что можно сказать относительно спиртов и их свойств, но общее представление о них, надеемся, вам составить удалось.

Вещества, образованные от предельных углеводородов и содержащие гидроксильную группу (-ОН), называются насыщенными или предельными одноатомными спиртами. Названия спиртов совпадают с названиями алканов в гомологическом ряду с суффиксом «-ол».

Строение

Общая формула предельных одноатомных спиртов - C n H 2n+1 -OH. Гидроксил является функциональной группой и определяет физические и химические свойства спиртов.

Основные одноатомные спирты (гомологический ряд метанола):

  • метанол или метиловый спирт - CH 3 OH;
  • этанол или этиловый спирт - C 2 H 5 OH;
  • пропанол - C 3 H 7 OH;
  • бутанол - C 4 H 9 OH;
  • пентанол - C 5 H 11 OH.

Рис. 1. Гомологический ряд одноатомных спиртов.

Насыщенным спиртам свойственна структурная и межклассовая изомерия. В зависимости от расположения гидроксильной группы в молекуле вещества различают:

  • первичные спирты - гидроксил прикреплён к первому атому углерода;
  • вторичные спирты - гидроксил находится у второго атома углерода;
  • третичные спирты - гидроксил соединён с третьим атом углерода.

Начиная с бутанола, наблюдается изомерия углеродного скелета. В этом случае название спирта записывается с двумя цифрами: первая указывает на положение метильной группы, вторая - гидроксила.

Рис. 2. Изомерия углеродного скелета насыщенных спиртов.

Одноатомные спирты образуют межклассовые изомеры с простыми эфирами - этиловый спирт (CH 3 CH 2 -OH), диметиловый эфир (CH 3 -O-CH 3).

Несмотря на то, что пропанол содержит три атома углерода, он может образовывать только два изомера по гидроксильной группе - пропанол-1 и пропанол-2.

Свойства

В зависимости от количества атомов углерода меняется агрегатное состояние одноатомных спиртов. Если в молекуле до 15 атомов углерода, то это жидкость, больше 15 - твёрдое вещество. Хорошо смешиваются с водой первые два спирта из гомологического ряда - метанол и этанол, а также структурный изомер пропанол-2. Все спирты плавятся и кипят при высоких температурах.

Активность спиртов объясняется наличием О-Н и С-О связей, которые легко разрываются. Основные химические свойства одноатомных спиртов приведены в таблице.

Реакция

Описание

Уравнение

С металлами

Реагируют только со щелочными и щелочноземельными металлами с разрывом связи О-Н

2C 2 H 5 OH + 2К → 2С 2 Н 5 ОК + Н 2

С кислородом

Горят в присутствии перманганата или дихромата калия (KMnO 4 , K 2 Cr 2 O 7)

C 2 H 5 OH + 3O 2 → 2CO 2 + H 2 O

C галогеноводородами

Гидроксильная группа вытесняется галогеном

C 2 H 5 OH + HBr → C 2 H 5 Br + H 2 O

С кислотами

Реагируют с минеральными и органическими кислотами с образованием сложных эфиров

C 2 H 5 OH + CH 3 COOH → CH 3 COOC 2 H 5

С оксидами металлов

Качественная реакция с образование альдегида

C 2 H 5 OH + CuO → CH 3 COH + H 2 O + Cu

Дегидратация

Протекает в присутствии сильной кислоты при высокой температуре

C 2 H 5 OH → C 2 H 4 + H 2 O

С карбоновыми кислотами

Реакция этерификации - образование сложных эфиров

C 2 H 5 OH + CH 3 COOH → CH 3 COOC 2 H 5 + H 2 O

Рис. 3. Качественная реакция одноатомных спиртов.

Одноатомные спирты имеют широкое применение в промышленности. Наиболее активно применяется этанол. Его используют для изготовления парфюмерии, уксусной кислоты, лекарств, лаков, красителей, растворителей и других веществ.

Что мы узнали?

Из урока химии узнали, что предельные или насыщенные одноатомные спирты являются производными предельных углеводородов с одной гидроксильной группой (гидроксилом). Это жидкости или твёрдые вещества в зависимости от количества атомов углерода. Одноатомные спирты образуют изомеры по гидроксильной, метильной группе и с простыми эфирами. Предельные одноатомные спирты реагируют со щелочными металлами, кислотами, оксидами. Используются для изготовления лекарств, растворителей, кислот.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 65.

Введение

Неоклассическая экономическая теория впервые была сформирована как самостоятельное течение науки в конце 1890-х годов в связи с развитием научного сообщества ученых-экономистов и становлением экономического образования после победы маржиналистской революции над прочими оппозиционными направлениями. Данная теория экономического роста основана на модели рационального (максимизирующего) в равновесном мире человека, стремящегося максимизировать свой доход и минимизировать затраты на производство. Она формировалась на базе двух источников: теории факторов производства и концепции производственной функции, учитывающей взаимодействие таких факторов как труд и капитал.

Проблема экономического роста во всем мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития, так как от механизма экономического роста зависят уровень и качество технического прогресса. Эта тема особо актуальна в XXI веке в связи с необходимостью учета мировых тенденций экономического роста для благоприятного развития экономик отдельных государств в долгосрочном периоде.

В связи с этим, подход неоклассиков к изучению экономического роста кажется наиболее рациональным, чем и объясняется его широкомасштабное применение в современном мире. Одной из причин господства неоклассической теории является ее универсальность, готовность единообразно объяснить как экономические явления, так и процессы, объединяя их во всеобъемлющую систему под конец анализа. Немаловажным фактом также является способность данной теории варьировать сложность обсуждаемых проблем, что позволяет эффективно обучать специалистов на дозированном уровне, переходя от «малого» к «большему».

Современная неоклассическая теория имеет тенденцию к специализации, уходу от обобщенного изучения экономических явлений, что дает ученым-экономистам возможность проводить более глубокий анализ важных мелкомасштабных явлений и продвигать науку вперед.

Благодаря продолжающемуся практическому применению неоклассического подхода, изучение данного направления экономики представляется значительным и важным, и данное проведенное исследование преследует цель ознакомиться с истоками неоклассической экономической теории для дальнейшего ее самостоятельного применения в сфере профессии экономиста.

неоклассический экономический рост равновесие

Основные положения неоклассической школы экономики

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

Одним из определяющих положений неоклассической школы является принцип экономического равновесия. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл, один из наиболее известных ученых «старой» школы неоклассицизма, ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

В истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:

- «старая» неоклассика (1890-1930-е);

- «оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

Современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

Современные же неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

С идеями маржинализма .

Главный труд А. Маршалла - шестикнижие «Принципы экономикс » - издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

С точки зрения преемственности идей «классиков », А. Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции ». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, он характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию », т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им кембриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX - первой трети XX в.

Термин «экономикс » Маршалл ввел в первой же главе своей книги «Политическая экономия », или экономическая наука (Economics ), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния.

Маршалл признает, что в современной ему экономике «распределение национального дивиденда плохое ». Но если допустить «равное распределение национального дохода , - пишет он, - ...доходы народных масс - хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств - и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века .
Неравномерность богатства... серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы,.. было бы, по-видимому, явным общественным достижением ».

Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Генри Седжвик (1838-1900) в своем трактате «Принцип политической экономии » утверждал, что частная и общественная выгоды не совпадают, что свободная конкуренция обеспечивает эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система «естественной свободы » порождает конфликты между частными и общественными интересами. Конфликт возникает и внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.

Артур Пигу (1877-1959). Главный труд «Экономическая теория благосостояния ». В центре его теории - понятие национального дивиденда (дохода). Он считал национальный дивиденд показателем не только эффективности общественного производства, но и меры общественного благосостояния. Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие «предельный чистый продукт ».

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками и общественной выгодой и затратами. Пример - фабрика с дымящей трубой. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Средством воздействия Пигу считал систему налогов и субсидий.

Достижение максимума национального дивиденда возможно через действие 2-х дополняющих друг друга сил - частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.

Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на «внешних деньгах » (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от «внутренних денег » (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения «внешнего » ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

Также Пигу внес коррективу в методологию исследования денег И. Фишера , предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на макроуровне, обусловливающие их «склонность к ликвидности » - стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладом и ценных бумаг.

Вклад Дж. Б. Кларка в неоклассической экономической теории

Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.

Наиболее значимы его труды «Философия богатства » (1886) и «Распределение богатства » (1899), в которых ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения:

  • новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством. Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности;
  • обоснованный на микроэкономическом анализе закон предельной производительности факторов производства.

«Распределение общественного дохода » регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции » может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства.

«Богатство » - это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния.

«Каждый фактор производства » имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно он производит.

Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) непосредственно и целиком является «предметом экономической науки ». Названные виды дохода получаются соответственно «за выполнение работы », «за предоставление капитала » и «за координирование заработной платы и процента ».

При определении доходов «со здравым смыслом » ни один из «классов людей », занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу ».

В экономическом смысле производство продукта не закончено до тех пор, пока представители торговли не довели его до покупателя и продажа состоялась, что являет собой «завершающий акт общественного производства ».

Воображаемому статическому общественному производству присущ неизменный характер операций, связанных с постоянным выпуском одних и тех же видов благ при прежних технологических процессах, видах орудий и материалов, не позволяющих ни увеличивать, ни уменьшать величину доставляемого производством богатства. В состоянии социально-статического производства земля возделывается одними и теми же орудиями и получается один и тот же вид урожая, а на фабриках работают с теми же машинами и материалами, т.е. ничего не меняется в способе производства богатства или, другими словами, производительный организм сохраняет свою форму неизменной.

Итак, в состоянии статики можно констатировать движение как бы в замкнутой системе, что предопределяет равновесность и стабильность экономики.

Общие виды изменений, которые образуют динамические условия, дестабилизирующие экономику:

  1. увеличение населения;
  2. рост капитала;
  3. улучшение методов производства;
  4. изменение форм промышленных предприятий;
  5. выживание более производительных предприятий вместо устраняемых менее производительных.

Кларк излагает предположение о том, что люди еще до окончания XX в. будут знать о последствиях, к которым приводят факторы динамического состояния общества, и произойдет это благодаря «чистой теории экономической динамики », позволяющей провести качественный анализ явлений изменчивости и перенести теорию в новую плоскость, расширив во много раз предмет политической экономии.

Кларк оперирует такими категориями, как «предельный рабочий », «предельный характер работы », «предельная полезность », «конечная полезность », «предельная производительность », и другими. Он всецело принимает и принцип приоритетности микроэкономического анализа, утверждая, в частности, что «жизнь Робинзона была введена в экономическое исследование вовсе не потому, что она важна сама по себе, а потому, что принципы, управляющие хозяйством изолированного индивидуума, продолжают руководить и экономикой современного государства ».

Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.

Кларк решил сосредоточиться на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности.

Построив разработку своей теории предельной производительности на микроуровне и в основном на примере свободно функционирующего конкурентного предприятия Кларк утверждает о существовании некой «зоны безразличия » или «предельной сферы », которая в сфере работы каждого предприятия считается контролируемой.

В принципе из «закона » предельной производительности Кларка возможен удручающий вывод о том, что цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Это, в частности, наводит на мысль, что «справедливая заработная плата » всегда соответствует предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного фактора, т.е. капитала.

Суть «закона » Кларка сводится к следующему: фактор производства - труд или капитал - может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии возможно увеличивать лишь до определенного предела, т.е. пока данный фактор не вступил в «зону безразличия »).

Действие этого «закона » в практике хозяйствования предполагает, что стимул увеличивать фактор производства исчерпывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя.

Т. А. Фролова. - История экономических учений: конспект лекций. - Таганрог: ТРТУ, 2004

Неоклассическая экономическая теория

    Неоклассическое направление экономической мысли

Экономическая неоклассическая теория(neoclassical economics) – преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм ».

§1. Сущность неоклассицизма

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политически экономии» на «экономикс ».

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономи­ческих категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движе­ния отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механиз­ма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому эле менту. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элемента рынка преимущественно не в качественном, а в количественном ас­пекте.

Таким образом, «экономикс » и «политическая экономия » в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль наук. 7

§2. Школы неоклассического направления экономической теории 8

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются:

    Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк);

    Лозаннская (Л.Вальрас);

    Американская (Дж.Б. Кларк);

    Кембриджская (А.Маршал).

§2.1. Австрийская школа политической экономии

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил образование в Венском и Пражском университетах. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской карьеры, К. Менгер издал произведение «Основания политической экономии». Второе издание названного фундаментального труда вышло в свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная работа К. Менгера – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Германии и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической экономии в Венском университете. Основные работы Ф. Визера: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Закон власти» (1926).

Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр финансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-Баверка: «Права и отношения», рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891).

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

§2.2. Лозаннская школа политической экономии

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас (1834-1910). Вальрас проявляет глубокий интерес к проблемам экономической теории, которая становится делом всей его жизни. В 1870 г. он получает вновь открытую кафедру политической экономии на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария). Уйдя в отставку в 1892 г., Вальрас не прекращает активной научной деятельности.

Основные работы Л. Вальраса: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (вышла двумя частями в 1874 и 1877 г.г.); «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896).

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура. Последняя включает три раздела:

    позитивная теория рыночного хозяйства;

    нормативная теория распределения;

    прикладная теория, или теория политики.

Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия (рис.3).

В самом общем виде эта модель может быть представлена в форме следующей схемы:

РЫНОК

Предприниматели

Владельцы производительных услуг

Продукты

Рис.3 «Рыночная модель по Вальрасу»

Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

§2.3. Американская школа политической экономии

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938).

Кларк родился в г. Провиденс и по окончании колледжа получал образование в двух европейских университетах: в Гейдельберге (Германия) и Цюрихе (Швейцария). Основным занятием Дж.Б. Кларка была преподавательская деятельность в американских колледжах и Колумбийском университете в качестве профессора экономики.

В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк заявляет, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

В области методологии Кларк отказывается от старого деления политической экономии на четыре части, изучающие производство, распределение, обмен и потребление. Он делит экономическую теорию на три естественных раздела:

    в первом изучаются универсальные экономические законы;

    во втором исследуется стационарное (статическое) состояние экономики;

    в третьем изучаются проблемы экономической динамики.

Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей ». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей.

Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор обладает специфической производительностью и его владелец получает тот доход, который создан именно этим фактором. Таким образом, капитал производит процент, труд – заработную плату, предпринимательская деятельность – прибыль, земля и капитальные блага – ренту. Другими словами, каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Величина этой доли определяется на основе закона убывающей предельной производительности, или иначе – закона предельной производительности. В экономической литературе этому закону присвоено имя его автора: «закон предельной производительности Дж.Б. Кларка».

§2.4. Кембриджская (английская) школа политической экономии

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл (1842-1924). С этим именем, как уже отмечалось ранее, связано оформление неоклассического направления в экономической науке. Преподавание политической экономии он начал в 1868 г., некоторое время работал в университетах Бристольском и Оксфордском, но основная его деятельность связана с Кембриджем.

Маршалл является автором нескольких работ по проблемам капиталистической экономики: «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923). Главное произведение Маршалла вышло в свет в 1890 г. Это сочинение в русском переводе имеет три разных названия: «Принципы политической экономии», «Принципы экономической науки», «Принципы экономикс», что объясняется трудностями перевода на русский язык английского термина «economics». Она стала базой экономического образования и играла эту роль вплоть до 40-х г.г. ХХ в.

Особенностью методологии экономического учения Маршалла является принцип синтеза различных теорий:

    издержек производства;

    предельной полезности;

    спроса и предложения, воздержания;

    предельной производительности.

Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Вместе с тем, он предупреждал, что математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно. «Мы могли бы, - говорит Маршалл, - с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и в том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». В этом образе «лезвий ножниц» зафиксирована сущность двухкритериальной концепции цены (стоимости).

P

S

Рис.4. «Крест Маршалла».Модель формирования равновесной цены P равн и равновесного объема продаж Q равн

Ученик Маршалла, один из наиболее крупных критиков неоклассицизма и основателей нового мощного направления в экономической теории ХХ века, Джон Мейнард Кейнс писал о своем учителе: «Маршалл был первым в истории великим экономистом в подлинном смысле этого слова, первым, кто свою жизнь посвятил созданию экономической науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных постулатах и отличающегося таким же высоким уровнем научной точности, как естественные или биологические науки. Маршалл был первым, кто занял по отношению к этому предмету профессиональную научную позицию, как к научной дисциплине, стоящей над текущими спорами и вне их, дисциплине, настолько же далекой от политики и политических воззрений, как физиология от представлений рядового врача».

Заключение

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Многие экономисты внесли свой вклад в создание и развитие неоклассической школы. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. Благодаря им неоклассика нашла свое место в экономической теории.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Маржионалисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп и людей, и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Рассмотрев неоклассическое направление, можно сказать что все представили вложили большой вклад в экономические отношения нашего времени. Если задуматься, то все что происходит вокруг нас – это спрос и предложение, потребление и прибыль, которые постоянно крутятся вокруг нас, но мы никогда не могли предположить, что теории неоклассиков XIX и XX вв. будут применятся в наши дни. Каждый из них добивался доказать полезность своей теории или метода, чтобы в итоге потребитель был удовлетворен. Единственное, что меняется, это только развитие, разрабатываются более новые и современные концепции, но их смысл применения в экономических отношениях не меняется. На мой взгляд, это и является самым главным аспектом, что их теории будут применятся и будут актуальны через десятки лет.

И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Все направления экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Список литературы:

    ДавыденкоЛ.Н.«Экономическая теория», Минск, 2007;

    Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004;

    Маршалл А. «Принципы политической экономии», - М.: Прогресс, 1993;

    Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Экономическая теория/ под ред. Лобачевой Е.Н.,-М., Высшее образование, 2009;

    Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004;

    РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П., -Р-н/Д, 2010;

    Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008;

    Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март, -М-Р-н/Д, 2007;

    Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал, 2002-2008, -http://www.eup.ru;

    Википедия: свободная энциклопедия, 2011,- http://www.wikipedia.ru.

Рецензия на курсовую работу

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:

Рецензент: , год.

Рецензия на курсовую работу

по кафедре Экономической теории

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:«Неоклассическое направление экономической теории»

Рецензент: , год.

1 Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008. – с.2-7

2 РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П.-Р-н/Д,2010,-с.2-8

3 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004,-с.45

4 Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004, -с.6-8

5 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004, -с.42

6 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004

7 Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март,-М-Р-н/Д, 2007, -с.482-483

НеоклассическоеКонтрольная работа >> Экономика

Маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории , благодаря замене каузального подхода функциональным...